маколоти каблан ба чоп расонда ва ба тозагй таълифнамудаашро соли 2005-ум дар шакли китоби мукаммале бо унвони «Масоили умдаи таърихнигорй ва таърихи халки точик» («Актуальные проблемы историографии и истории таджикского народа») пешкаши хонандагон гардонад. Боби аввали китоб, ки бевосита ба масоили рузмарраи таърихи Точикистон бахшида шудааст, 18 маколаи аз чихдти мазмуну мух,таво бо хдм алокамандро дар бар гирифтааст. Боби дуввум «Русия ва Точикистон» номгузорй шуда, муаллиф аз хдмбастагии таърихии дуру наздики пешгузаштагонамон ёдовар шуда, муносибати тарафайни муосиру дурнамои ин ду давлати шарикияти стратегй доштаро мавриди тах,лилу баррасй карор додааст.
Академик Рах,им Масов беэътинои андакеро хдм дар нисбати таъриху манфиати вокеии миллаташ бардошт карда наметавонад. Хонандагон ин муносибати оштинопазиронаи олимро нисбат ба х,арзагуих,ои таърихиншогарони давлати хдмсоя, ки бузургманишии миллй тафаккури онх,оро тира сохтаву кушиш ба харч медихднд, то таъриху дастовардх,ои фархднгии сокинони асилу бумии минтакаро пурра чун арзишх,ои миллии худ муаррифй намоянд, ба хубй эх,сос мекунанд. Дар китобх,о ва дахдо маколаву гузоришоти худ, олим бо далелх,ои раднопазир ин кушиши бепояи онх,оро часурона мах,кум карда, мавкеи хдлкунанда ва рисолати таърихии халкашро дар минтака возехдн кушодаю х,ифз намудааст.
Бояд кайд кард, ки ин тарзи муносибати олим ба омузиши таърих дакикназарии хоссаро талаб дорад. Аз ухдаи он факат олиме баромада ме-тавонад, ки раванди таърихро дуруст дарк карда, дорои тафаккури мантикии касбй бошад. Рах,им Масов чун олими дак;ик;назар, дорои ин хи-слатх,о буд. У хдкикати таърихро болои оташу зери тег бе хдрос мегуфт... Ва ин бурди у буд.
Имрузх,о барои мо як чиз мусалламу возех, аст.Китобх,ои академик Рах,им Масов чй дар дохил ва чй дар беруни кишвар аз дигар муаррихони муосир дида дах,чанд бештар хонанда ва мухлисон пайдо кардаанд. Ба чанде аз забонх,ои машх,уру маъруфи чах,он тарчума ва ба чоп расидани онх,о гувох,и х,ол аст.
Академик Рах,им Масов чун ташкилотчии мох,ири илм дар чомеа макоми махсус пайдо кардааст. ^ариб се дах,сола сарварии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи Ах,мади Дониши Академияи илмх,ои Чумх,урии Точикистонро ба ухда дошт.Чи тавре дар боло ишора рафт, дах,солаи аввали рох,барии у ба ин муассисаи марказии илми таърих ба давраи хеле нохдмвору фочиабори халкамон рост омад. Бух,рони шадиду давомноки сиёсй,иктисодию ичтимой, чанги шах,рвандй ва мушкилих,ои ба эътидол овардани хочагии халк, табиист, ки ба мух,ити дар замони шуравй нисбатан солими илм бетаъсир намонд. Бех,тарин
мутахассисони ба тахлука афтода, рахти сафар баста буданд. Иддае бебоз-гашт кучиданд. Вале онхое, ки манфиати Ватану халкро нисбат ба манфи-ати худ боло гузошта буданд, ба хамаи хавфу нобасомонихо токат карда, тадкикоти рузмарраи илмиро идома доданд. Рахим Масов бо тамоми им-коният кушиш ба харч медод, ки ба кормандон мухити мувофики илмй мухайё созад. Ин захмат барабас нарафт. Кормандони институт зери сар-варии у карор дошта, фаъолияти касбии худро беш аз пеш суръат мебах-шиданд.
Истеъдоди баланди ташкилотчигии академик Рахим Масов дар таъсиси Осорхонаи миллии бостонии Точикистон низ равшан зохир ме-гардад. Дар он рузхои мушкил олим бо дастгирии бевоситаи Асосгузори сулху вахдати миллй-Пешвои муаззами миллат, Президенти мамлакат мухтарам Эмомалй Рахмон сохтмону тармими ин осорхонаро, ки хамак-нун бешубха дар хаёти илмию фархангии чумхурй макоми назаррасро сохиб гаштааст, идома дод. Ин бинои мухташами осорхона дар рузхои чашни бузурги миллй, 1100-солагии давлати Сомониён (1999) дархои худро барои точикистониён, мехмонони хоричй-мухлисони накши халкамон дар тамаддуни башар, кушод. Захмату хизмати у дар таъсиси Осорхонаи мардумшиносй низ ба касе пушида нест.
Чун ходими сиёсй накши Рахим Масов дар хаёти мамлакат хеле му-каммал эхсос мешавад. Ба хайси аъзои Комиссияи оштии миллй ба набзу дастгохи сиёсии чумхурй алокамандии бевоситаи касбй дошт. Аз ин ру, у чун сиёсатмадор дар катори маъруфтарин ходимони сиёсию чамъиятй карор дошт.
Вазифахои илмию чамъиятии ба душ доштаи олим зиёд буданд: узви Комиссияи омузиши ёдгорихои таърихии Точикистон, аъзои хайати тахририяи Сарредаксияи «Энсиклопедияи точик», узви Комиссияи давла-тии дарёфти мукофоти ба номи Абуалй ибни Сино, сармухаррири мачал-лаи илмй-оммавии «Мероси ниёгон», мухаррири масъули «Таърихи халки точик» ва даххо китобхои руи чоп дидаву омодаи нашр гашта, раиси Шурои дифои рисолахои докторй аз руи тахассуси таърихи Ватан ва таърихнигории назди Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносй ва боз чандин масъулияти расмию гайрирасмии илмию чамъиятй аз фаъолияти бисёрсамтаи у гувохй медод.
Тахти рохбарии академик Рахим Масов чандин доктору номзадхои илм ба шохрохи касбй ворид гаштаанд. Олим аз зумраи муаррихоне буд, ки ки неруи кудратёри илми таърихро ба мачрои ба манфиати халк мувофик, бахри равнаки худшиносии миллй, вахдати комил, созандагй ва рушди бемайлони кишвари азиз равона мекарданд.
Дастовардхои академик Рахим Масов борхо бо мукофотхои давлатй аз чумла бо ордени Спитамен (соли 1999) сазовор дониста шудаанд. Боиси
ифтихор аст, ки хизмати олимро дар Федератсияи Русия бо ордени «Дустии халкхо» (соли 2001) кадр намуданд. Дар санаи зодрузи олим-16 ноябри соли 2009, аз тарафи Сарвари давлат бо нишони олии «Ситораи Президент» дарачаи аввал мукофотонидани ин муаррихи миллат, нишон-дихандаи эхтирому эътирофи хизмати у дар илму сиёсати кишвар хисоб меёбад.
Хдрчанд то ба он синне, ки мо имруз чашн мегирем 80-солагй Рахим Масов бо так;озои такдир чисман нарасида бошад хам, вале дар дафтари заррини таърих хамешагй чой гирифтааст.Ин худ нишонаест аз абадзиндагии ин фарзанди баруманди миллат.
УДК: 9 (575.3) (092)
РОЛЬ АКАДЕМИКА Р. М. МАСОВА В ИСТОРИОГРАФИИ СОВЕТСКОГО ТАДЖИКИСТАНА
АБДУРАШИТОВ Ф.М., Институт истории, археологии и этнографии им. А.Дониша
С именем академика Р.М.Масова тесно связана академическая историческая наука, историография и крупнейший научно-исследовательский центр-Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан, которым он руководил на протяжении более чем четверть века.
В исследовательских концепциях академика Р.М.Масова в историографии Таджикистана одним из приоритетных направлений было воссоздание подлинной национальной истории таджикского народа. Его стремление внедрения новых исследовательских подходов с позиции независимого государства в таджикской историографии было обусловлено тем, что в досоветский и советский периоды проблемы и конкретно исторические противоречия, их сопровождавшие и порожденные общественно-политическими и партийно-конъюнктурными
соображениями не были до конца и объективно освещены.
На заре государственной независимости Таджикистана академик Р.М. Масов вплотную занимался определением новых суверенных тенденций исследования истории таджикского народа, показать его роль в истории и цивилизации Центральной Азии.
Анализ монографических исследований академика Р. Масова по политической истории показывает, что это была фактически научная борьба за реанимацию подлинной истории таджикского народа, его государственности. Они ярко демонстрированы в трудах академика «История «топорного» разделения», «Таджики: история с грифом «совершенно сек-
ретно» и «Таджики: вытеснение и ассимиляция». В этих трудах академик Р.М. Масов сумел объяснить то, какие факторы, в основном оказывают влияние на интерпретацию политической истории. На всех этапах исследовательской деятельности по многим вопросам истории он всегда опирался на закономерности данного процесса, этапы его развития в прошлом и тенденции современного состояния исторической науки Таджикистана. Поэтому его исследования на уровне конкретной историографической проблемы стали значительным научным вкладом в поиске научных моделей и подходов к изучению истории таджикского народа. Особое место в его активной научной деятельности занимало концептуальное осмысление прошлого. В отличие от большинства исследователей истории, которые в большей степени констатировали фактические материалы из архивов, академик Р.М. Масов постоянно вступал в дискуссии по проблемам поиска новых теоретико-концептуальных подходов. Он не всегда связывал свои выводы с уже существующими в мировой историографии подходами, а выходил на уровень собственных концептуальных обобщений. Именно в этом заключается, на наш взгляд, главный феномен академика Р.М. Масо-ва.
В Советской историографии ученые изучали проблему национально-территориального размежевания в Средней Азии на материалах в основном доктринального характера. Во многих обобщающих работах этого времени мы наблюдаем половинчатое решение вопроса о характере национально-территориального размежевания в Средней Азии. Это объяснялось тем, что в это время было сильным влияние политической конъюнктуры, оказывавшей отрицательное влияние на исследовательский процесс ученых. Все это привело к тому, что историки не смогли показать корней исторических явлений, без чего данный вопрос не может быть объективно истолкован. Среди среднеазиатских ученых Р. Масов в разрез установленным исследовательским традициям максимально широко стал привлекать архивные материалы, раскрывающие социально-экономические и политические предпосылки национально-территориального размежевания в Средней Азии.
Еще в Советский период в своем фундаментальном труде «История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане» академик Рахим Масов подчеркивал:«История национально-территориального размежевания, образования Таджикской автономии, а затем и союзной республики не были освещены достаточно объективно. При этом он отмечал, что «не выяснено, какой критерий являлся определяющим для включения того или иного населенного пункта в состав вновь образованных республик, как проходил процесс выяснения других факторов, учитывались ли при этом объективно экономические, исторические, национальные и другие особенности и были ли приняты во внимание интересы каждой нацио-
нальности» [8, 182]. Далее изучая более глубже данную проблематику в своей знаменитой книге «История «топорного» разделения» Р. М. Масов, стирая белые пятна в новейшей истории таджикского народа, реанимировал политических лидеров - Нусратулло Максума, Абдурахима Ходжибаева, Аб-дукодира Мухиддинова, Шириншо Шотемура и других. Его историко-политические постулаты не остались без внимания руководства Таджикистана. Двоим из них Нусратулло Максуму и Шириншо Шотемуру впоследствии, было присвоено высокое звание «Герой Таджикистана».
Изучая все этапы научно-исследовательской деятельности академика Р.М. Масова важно констатировать, что он стоял у истоков становления таджикской историографии. Еще в 60-е годы ХХ в. вышла в свет первая историографическая работа Р. М. Масова [9,16-18]. Она была посвящена анализу аграрной истории Таджикистана. В ней академик впервые выдвинул свою собственную исследовательскую концепцию, раскрыл особенности и тенденции массовой коллективизации на селе.
Анализируя труды Б. Антоненко, М. Мирзоева, Х. Дриккери др. [2,3,17.5], по аграрному вопросу академик Р. Масов тезисно выдвинул свои выводы, что этот вопрос всегда занимал ключевое место в экономической политике Таджикистана. Реформы Советской власти 20-30-х годов ХХ века дали толчок длительному процессу ликвидации крупного землевладения в лице феодалов и латифундистов и формирования коллективного хозяйства. Массовое кооперирование в деревне превратило коллективные хозяйства в основную форму организации сельскохозяйственного производства и землевладения.
Исследованию процесса аграрных преобразований посвятил один из своих историографических трудов академик Р. М. Масов [10]. Он дал профессиональную, глубоко историческую оценку работам ученых, посвященным аграрным преобразованиям в Таджикистане.
Академик Р. М. Масов много внимания уделяет проблемам проведения земельно-водной реформы и утверждает, что политика Советской власти в Таджикской АССР заключалась в том, чтобы с помощью переселения и расселения, особенно жителей горных районов, обеспечить как можно большее количество крестьян землей и сельскохозяйственным инвентарем. Об этом же писал и Б. А. Антоненко: «...ограничить дальнейший рост крупного земледелия и ввести в хозяйственный оборот имевшиеся ещё в большом количестве свободные земли путем передачи их в пользование нуждающимся дехканам» [2].
Далее, Б. А. Антоненко особо подчеркивает, что «.одним из важных направлений аграрной политики Советской власти в Таджикской АССР являлось переселение дехкан из перенаселенных районов в слабозаселенные, где имелось много свободных земель» [3]. При этом он полностью соглашается с мнением академика Р. М. Масова о том, что переселе-
ние не решало основной вопрос земельно-водной реформы.
Немаловажное значение имеет исследовательская концепция академика Р. Масова по истории переселения в Таджикистане. Переселенческая политика Советской власти была проанализирована в его историографической монографии, посвященной аграрным преобразованиям [11]. В ней по поводу правдивой и объективной оценки вопросов переселения дехканских хозяйств ученый констатирует, что "Переселенческая политика Советской власти проводилась не с целью уничтожения основ феодального землевладения и изъятия у крупных собственников земли. Она была направлена на то, чтобы обеспечить землей и сельскохозяйственным инвентарем малоземельные и безземельные дехканские хозяйства горных районов за счет свободных, никем не обрабатываемых долинных земель. Этого потребовало и развитие хлопководства в Таджикистане". В историографии миграциологии это было обоснованное и профессиональное определение в отношении переселенческой политики партийных советских органов в Таджикистане. Практически эта оценка выявила сущность не только социально-экономической значимости этой политики, но политическую сторону вопроса, отделяя цели и задачи миграционных процессов от стратегии земельно-водной реформы. Более того, бытующие до этого в историографии миграциологии разного рода интерпретации вокруг переселенческой политики и её связь с земельно-водной реформой была разрешена: переселенческая политика не была предназначена только решению вопросов земельно-водной реформы и наоборот.
Р.М. Масов отмечает, что одним из условий и предпосылок массовой коллективизации в республике были именно организация переселения и расселения дехканских хозяйств из густонаселенных мест в те районы, из которых в годы гражданской войны эмигрировало за границу особенно большое количество населения.
Говоря о фактах нарушения принципа добровольности переселения и расселения дехканских хозяйств, Р.М. Масов справедливо отмечает, что «не так легко было переселить дехкан с тех мест, с которыми они были связаны веками, да и еще находились под большим влиянием духовенства, противившегося переселению» [12,41].
Анализируя переселенческую политику Советской власти и её связь с ликвидацией основ феодального строя в Таджикистане, ученый однозначно утверждает, что эта политика не была связана с уничтожением феодального землепользования путем конфискации земли у крупных землепользователей.
Освещая дальнейшее развитие сельскохозяйственного переселения и расселения в Таджикистане Р.М. Масов пишет, что эти процессы были направлены в основном на развитие хлопководства и освоение новых пло-
дородных земель.
Научная позиция историографа Р. М. Масова отличалась достоверностью анализа фактов и событий. Научные тезисы ученого всегда формировались на основе более глубокого и всестороннего исследования, изучения новых, еще не введенных в научный оборот архивных материалов по аграрной истории Таджикистана.
Одна из особенностей исследовательской работы Р. М. Масова по историографическому изучению аграрных преобразований было определение новых аспектов, как, например значения связи рабочего класса с колхозным крестьянством.
На следующем уже этапе своей научно-исследовательской деятельности академик Р. М. Масов вплотную занимался проблемой историографии рабочего класса Таджикистана. В историографическом предисловии обобщающей работы «Историография рабочего класса Таджикистана» [7] Р. М. Масов впервые предложил этапы становления и формирования рабочего класса в Таджикистане.Концептуально анализируя труды Х. Н. Дриккер, Т. Лугманова, Ш. Ахмедова, Р. Набиевой, П. Ф. Йощихес, Т. Х. Долгоносова, С. А. Раджабова, М. Р. Шукурова, Х. Холджураева, М. Алиджанова и др. академик пришел к выводу, что история колхозного крестьянства и рабочего класса и такие вопросы, как деятельность женщин-таджичек в производстве, подготовка кадров требует дополнительного и углубленного исследования.
В 70-е годы ХХ в. в научной деятельности Р. М. Масова прослеживались два основных направления: историография аграрной проблематики и вопросы изучения становления в Таджикистане рабочего класса.
Необходимо отметить, что многие работы Р. М. Масова советского периода, проблемы которые он в них рассматривал, имели всесоюзное значение. Этому способствовала, и публикация статей в журнале «История СССР», издаваемом в Москве. Таким образом, результаты его исследований выходили далеко за рамки проблем, связанных с таджикской историографией, так как последняя в целом органично входила в контекст исторической науки СССР, включая историографические взаимосвязи Таджикистана с союзными республиками.
Первым капитальным исследованием в отечественной историографии Таджикистана является монография Рахим Масова «Историография социалистической реконструкции сельского хозяйства и дальнейшего развития колхозного строительства в Таджикистане (1917-1967гг.)» [13]. В ней автором дается историографический анализ состояния изученности проблем строительства и дальнейшего развития института колхозного управления сельским хозяйством.
Что касается теоретико-методологических основ исследований академика Р. М. Масова, то подход ученого обоснован достоверностью вы-
водов, использованием оригинальных материалов-архивных документов, сборников статистических данных, фактов. Все это послужило важным научным ресурсом для академика Р. М. Масова в процессе историографических исследований. Оценивая монографию Р. М. Масова, академик Б. Искандаров отмечал высокую актуальность разработки Р. М. Масовым проблем социалистической реконструкции сельского хозяйства Таджикистана как одной из малоразработанных в истории Советского Таджикистана [6].
Если более научно-аргументировано оценивать вклад академика Р. М. Масова, то его исследования практически и выявили сущность не только социально-экономической значимости аграрной политики, но и политическую сторону вопроса, отделяя цели и задачи миграционных процессов от стратегии земельно-водной реформы. Более того, бытующие до этого в историографии миграциологии разного рода интерпретации вокруг переселенческой политики и её связь с земельно-водной реформой была разрешена: одним из условий создания предпосылок и подготовки массовой коллективизации в республике явилась организация переселения и расселения дехканских хозяйств из густонаселенных районов в те места, из которых в годы гражданской войны эмигрировало за границу большое количество населения [1,12].
Историографические исследования академика Р.М. Масова однозначно были многогранными. Среди множества трудов академика популярными для исследовательского круга стали его работы на революционную, военно-политическую темы [14]. В них ученый более аргументировано делает выводы в том числе, относительно состояния изучения истории победы Октябрьской революции. А по истории Таджикистана в годы Великой Отечественной войны, использованные им фактические материалы существенно дополнили пробелы в историографии ВОВ. В своих трудах Р. Масов комплексно обобщает положение дел в изучении истории Октябрьской революции и гражданской войны в Таджикистане.
В начале 80-х годов в Советской историографии громадное признание получил фундаментальный труд Р. М. Масова «Историография Советского Таджикистана (1917-1975гг.)» [15], где наряду с успехами были выявлены масштабные проблемы фактологического характера исследований истории таджикского народа. А его капитальный труд «История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане» [16] посвящен анализу истории таджикского народа с древних времен и до периода независимости Таджикистана. По масштабу и охвату разных исследовательских аспектов данная работа является уникальной в таджикской историографии, где обобщены исторические, юридические, философские и экономические труды.
Необходимо отметить, что исследовательская работа академика Р. Масова отличается от многих других историографических работ конкретно-историческим подходом, определением ранее не изученных проблем, масштабным охватом литературы и источников. Все это позволило ученому, более убедительно аргументировать свои исследовательские выводы.
В начале 90-х годов XX века историческая наука в Таджикистане вступила в новый этап развития. Особенности этого этапа заключались в том, что ученые начали проявлять повышенный интерес и проблемам уже национальной истории древности, средневековья и событиям, происходившим в Средней Азии в дореволюционный период.
В сложные 90-е годы академик Р.М. Масов решился инициировать один из амбициозных проектов-подготовки и издания шеститомной «Истории таджикского народа». Этот проект стал мощным катализатором, в становлении и развитии новой суверенной национальной таджикской историографии.По сути, это был первый фундаментальный труд научно-профессионального коллектива Института истории на основе новых базовых принципов историографии независимого Таджикистана.
В начале ХХ1 в., вопросы более углубленного исследования и освещения истории таджикского народа стали приоритетными в новейшей историографии Таджикистана.Необходимо было сформировать целую систему изучения и исследования истории таджикского народа на современном этапе. Нужно было создать исследовательскую команду из числа историков-профессионалов.На базе собственных научных исследований академику Р.М. Масову удалось создать научное сообщество, Перед ними ставились проблемы, решение которых требовало все новых и новых идей, постоянного расширения и обновления научной мысли, что становилось сильнейшим толчком к самостоятельной научно-исследовательской работе. При формировании научно-исследовательской группы, для привлечения высококлассных экспертов определяющее значение имели, его опыт, методика, стиль работы и, конечно, его роль лидера.
Таким образом, важность исследований, особенности научно-академической, общественно-политической деятельности Р. Масова, его феномена, как концептолога таджикской историографии заключается в том, что на протяжении десятилетий ему удалось последовательно разработать все новые исследовательские концепции изучения историографии и истории таджикского народа. На основе богатого научного опыта Р.М. Масову удалось определить периодизацию советской и таджикской историографии Таджикистана, разработать теорию и методику, исследовательские принципы историографии и истории таджикского народа. Его академический опыт, научная школа, система концепций объективного освещения трагических страниц истории
таджикского и его жизненная позиция, впитанная высоким патриотизмом долго будут служить для нынешнего и будущего поколений молодых ученых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдурашитов Ф. М. Земельно-водная реформа в Таджикистане в конце ХХ -начале XXI вв. / Ф. М. Абдурашитов. - Душанбе, 2018. - с.12.
2. Антоненко Б. А. Аграрные преобразования в доколхозном таджикском кишлаке, Дониш, Душанбе-1987. -с. 289.
3. Антоненко Б. А. Аграрные преобразования в доколхозном.... Дониш, Душанбе-1987. -с. 204.
4. Антоненко Б. Октябрьская революция в борьбе за решение аграрного вопроса в Таджикистане (1917-1929 гг.). / Б. Антоненко. // Сб. посв.40-летию Великого Ок-тября.-Сталинабад, 1957; Он же: Великий перелом в сельском хозяйстве Таджикистана // Известия Отд. обществ.наук АН Таджикской ССР. - 1958, №3. Он же: Подготовка массовой коллективизации в Таджикистане // Очерки по истории Таджикистана. - Т.1. - Сталинабад, 1957.
5. Дриккер X. Н. К истории коллективизации сельского хозяйства в Таджикистане в период первой и второй пятилеток (1929-1937гг.)./Х.Н.Дриккер.-Сталинабад, 1959.
6. Искандаров Б. И. Развитие исторических наук в Таджикистане. / Б. И. Исканда-ров. - Душанбе: Дониш, 1977. - 82 с.
7. Историография рабочего класса Таджикистана (1917-1970 гг.) Том 1. (19171945гг.) / Под ред. К. П. Марсакова. Душанбе: Дониш, 1972.-265с.
8. Масов Р. История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане. / Р. Масов. - Душанбе, 1988. - с. 182.
9. Масов Р. Историография разрешения аграрного вопроса в Таджикистане накануне массового колхозного движения. / Р. Масов. // Изв. Отдел.общест. АН Та-джССР. - 1966. - №3. - с.19-25.
10. Масов Р. М. Историография социалистической реконструкции сельского хозяйства и дальнейшего развития колхозного строительства в Таджикистане (19171967гг.). -Душанбе: Дониш, 1974; Он же. Историография Советского Таджикистана. Душанбе: Дониш, 1978 и др.
11. Масов Р.М. Историография социалистической реконструкции сельского хозяйства и дальнейшего развития колхозного строительства в Таджикистане (19171967гг.)./ Р.М.Масов.-Душанбе: Дониш, 1974; Он же. Историография советского Таджикистана (1917-1975 гг.). - Душанбе: Дониш, 1978 ;. Он же Историография социалистического сельского хозяйства в Таджикистане (1927-1967 гг.). Душанбе: Дониш, 1974 и др.
12. Масов Р. М. Историография социалистического сельского хозяйства в Таджики-стане./Р.М.Масов.-Душанбе. 1979. -с. 41
13. Масов Р. Историография социалистической реконструкции сельского хозяйства и дальнейшего развития колхозного строительства в Таджикистане (1917-1967гг.) /Отв.ред.А.Г.Слонимский./ Р. Масов. - Душанбе: Дониш,1974. - 125 с.
14. Масов Р. Исследование истории победы Великой Октябрьской социалистической революции и упрочение Советской власти в северных районах Таджикистана. / Р. Масов. // Таджикистан в братской семье народов СССР: Сб.статей.- Душан-бе,1974; Он же: Таджикистан в годы Великой Отечественной войны. (Историографический обзор) // Советский Таджикистан в Отечественной войне (19411945гг.). - Душанбе,1975..; Он же; Летопись народного подвига: Великая Отече-