Научная статья на тему 'Роль адвокатуры в оказании бесплатной юридической помощи'

Роль адвокатуры в оказании бесплатной юридической помощи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1437
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / АДВОКАТУРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ БЮРО / ЮРИДИЧЕСКАЯ УСЛУГА / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / QUALIFIED LEGAL AID / LEGAL PROFESSION / STATE LEGAL BUREAUS / LEGAL SERVICE / CONSTITUTIONAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хворов Андрей Валерьевич

В статье рассматривается конституционное право на квалифицированную юридическую помощь и порядок его реализации в современной России. Приводится характеристика субсидируемой государством юридической помощи и возникающих у граждан проблем в связи с реализацией данного права. Указывается на важнейшую роль адвокатуры в предоставлении квалифицированных юридических услуг населению и в качестве основы для дальнейших изменений системы бесплатной юридической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of legal profession in rendering a free-of-charge legal aid

In the article constitutional law on the qualified legal aid and the order of its realization in modern Russia is considered. The characteristic of a legal aid subsidized by the state and problems arising among citizens in connection with realization of the given right is resulted. The major role of legal profession in granting of the qualified legal services to population and as a basis for the further changes of system of a free-of-charge legal aid is underlined.

Текст научной работы на тему «Роль адвокатуры в оказании бесплатной юридической помощи»

личности, но такие черты могут быть условиями, способствующими и его преступному поведению.

Это подтверждается специальными исследованиями [6]. Учет психических аномалий представляет серьезные трудности для суда.

Этот учет не может основываться исключительно на гуманизме, как это имеет место при физических аномалиях (тяжелое соматическое заболевание, увечье, необходимость в постороннем уходе). Наличие у лица определенных нарушений интеллектуальных и эмоциональных функций может сказываться на мотивации его противоправного поведения, определять при психических аномалиях, не исключающих вменяемости, у лица сохраняется возможность осознавать свое преступное поведение и руководить им.

Не менее важно учитывать и этиологию психической аномалии. Следует ли смягчать наказание, если данная психическая аномалия являлась результатом какой-либо антиобщественной привычки или аморальности поведения лица (пристрастие к алкоголю, наркотизм и т. п.)? Думается, что отрицательный ответ здесь очевиден. Это подтверждено и изучением судебной практики [7].

И едва ли можно ставить вопрос о смягчении наказания, если вследствие той или иной психической аномалии преступление

приняло особенно жестокий или дерзкий характер.

1. Сербский Вл. Судебная психопатология. М., 1896. Вып. 1. С. 44.

2. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть Общая. М., 1994. Т. 1. С. 154.

3. Сирожидинов Д.В. Ограниченная вменяемость: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1998.

4. Судебная психиатрия / под ред. Б.В. Шостаковича. М., 1997. С. 91.

5. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1998. С. 124-125.

6. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. М., 1997. С. 195-196.

7. Личность преступника. М., 1975. С. 257.

8. Криминология. М., 1994. С. 100.

Поступила в редакцию 17.11.2009 г.

Pestov D.A. Approach of the criminal liability in conditions of the limited responsibility of the subject.

In the given article questions connected with the limited responsibility of the subject of a crime are considered, historical background of occurrence of the limited responsibility, criteria allowing to allocate the given institute of criminal law and to delimit it from institute of the full diminished responsibility are revealed.

Key words: Criminal code; limited responsibility; mental frustration.

УДК 347.965

РОЛЬ АДВОКАТУРЫ В ОКАЗАНИИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

© А.В. Хворов

В статье рассматривается конституционное право на квалифицированную юридическую помощь и порядок его реализации в современной России. Приводится характеристика субсидируемой государством юридической помощи и возникающих у граждан проблем в связи с реализацией данного права. Указывается на важнейшую роль адвокатуры в предоставлении квалифицированных юридических услуг населению и в качестве основы для дальнейших изменений системы бесплатной юридической помощи.

Ключевые слова: квалифицированная юридическая помощь; адвокатура; государственные юридические бюро; юридическая услуга; конституционное право.

Право на получение квалифицированной юридической помощи закреплено в ч. 1

ст. 48 Конституции РФ, предусматривающей возможность ее получения вне зависимости от уровня дохода гражданина и его платежеспособности [1].

Для обеспечения данного конституционного права государство реализует субсидируемую юридическую помощь - финансируемую программу, в рамках которой гражданам, не способным оплатить услуги профессионального юриста, квалифицированная

юридическая помощь оказывается бесплатно или за небольшую плату. Услуги юристов в данном случае оплачивает государство.

Система субсидируемой юридической помощи нуждается в совершенствовании. Одной из причин является сложность с обеспечением юридической помощью всех нуждающихся, а другой - ограниченность ресурсов государства по оказанию юридической помощи. Вместе с тем, достаточно высокая стоимость квалифицированных юридических услуг затрудняет доступ к ним большому числу граждан, которые в них нуждаются.

Изменения могут состояться по нескольким вариантам:

- полномочия и финансирование действующих государственных юридических бюро по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам будут переданы юридическим консультациям, действующим в соответствии с Федеральным законом «Об Адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ [2]. Система государственных юридических бюро будет расформирована. Государство на законодательном и административном уровне обеспечит условия для эффективной деятельности юридических консультаций;

- будут созданы специализированные адвокатские образования, занимающиеся исключительно оказанием юридической помощи малоимущим гражданам, которые должны заменить действующие сегодня государственные юридические бюро. Юридические консультации в данном случае сохраняют свои функции и образуются при недостаточном количестве адвокатов, приходящихся на федерального судью в одном судебном районе;

- система государственных юридических бюро создается на всей территории Российской Федерации. Одновременно с ними оказанием квалифицированной юридической помощи занимается адвокатура. На законодательном уровне закрепляется разграничение их сфер деятельности по видам юридической помощи. Государство обеспечивает финансирование бесплатной юридической помощи в данных структурах.

Последний из указанных вариантов связан с возможностью принятия нового Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи», который не-

сколько месяцев назад был внесен на рассмотрение в Парламент РФ. Согласно законопроекту, в административных центрах федеральных округов появятся государственные бюро с сетью филиалов по всей России. Сутью данного законопроекта является создание системы бесплатной юридической помощи, в которой определенные обязательства берет на себя государство, при этом устанавливается разграничение полномочий в сфере деятельности адвокатуры и юстиции. Уточняется, что государственные юридические бюро могут быть только частью единой государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Другими составляющими частями этой системы должна стать адвокатура и органы государственной власти субъектов РФ, а также различные институты гражданского общества.

Уже несколько лет в России в порядке эксперимента в 10 регионах действуют около четырех десятков обособленных подразделений государственных бюро. Они являются специализированными органами, оказывающими бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам. Для подтверждения права на юридическую помощь в юридические бюро необходимо представить справку о среднедушевом доходе семьи, который должен быть менее прожиточного минимума. Даже если доход гражданина чуть выше, он уже не имеет права на бесплатную юридическую помощь. При этом, государство вкладывает федеральные бюджетные средства на содержание персонала юридического бюро, материальные и технические затраты вне зависимости от результата деятельности бюро. Юридическая помощь в данных структурах может быть оказана незначительному количеству граждан, а затраты государства будут стабильными. При этом фактически создаются новые структуры чиновников.

Сегодня более чем в пятидесяти субъектах РФ местными законодательными и нормативными актами регулируется бесплатная юридическая помощь. Примерно в двух десятках субъектах ее предоставляют не только малоимущим, но и всем нуждающимся. Однако в некоторых регионах законы, регулирующие порядок предоставления бесплатной юридической помощи либо не приняты, либо

в них не прописан механизм реализации такого права.

Примерно 20 % от общего количества граждан России являются малоимущими гражданами и не в состоянии оплатить услуги юриста. Каждый из них сталкивается с усложненным порядком подтверждения своего права на бесплатную юридическую помощь.

Государственные юридические бюро оказывают юридическую помощь, однако несвоевременно, т. к. требуют предоставления от граждан подтверждающих их статус документов, которые необходимо оформить и получить.

Действующие государственные юридические бюро все более обретают роль посредника между малоимущими гражданами и адвокатами [3]. Граждан направляют в адвокатские образования, хотя при своевременном подходе служащие государственных бюро также могут оказать квалифицированную юридическую помощь.

Более эффективным путем в распределении бюджетных средств на оплату юридических услуг является государственная поддержка органов адвокатуры, которые наиболее быстро оказывают юридическую помощь гражданам.

Для реального воплощения конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь необходимо пересмотреть на уровне федерального законодательства механизм его обеспечения, реализации и финансирования. И если многие вопросы уже урегулированы действующим законодательством, то сам порядок оказания бесплатной юридической помощи нуждается в детальной проработке.

Следует упростить порядок сбора документов для подтверждения малоимущим гражданином права на бесплатную юридическую помощь.

Можно реализовать существовавшую ранее двухзвенную систему юридической помощи малоимущим. Если гражданин не будет удовлетворен бесплатной помощью юридических служб государственных органов, он будет вправе обратиться к адвокату, который окажет ему помощь независимо от платеже -способности. Указанная система юридической помощи уже реализуется в развитых правовых странах мирового сообщества.

В США, где больше всего адвокатов на душу населения, бесплатная юридическая помощь малоимущему населению оказывается не через Американскую ассоциацию адвокатов, а путем создания государством широкой сети специальных организаций, предназначенных для этой цели. Так, в каждом штате на его содержании имеются адвокаты, которые защищают малоимущих в уголовных судах. Такие общественные защитники за средства штатов участвуют в защите большинства людей, обвиненных в серьезных преступлениях [4].

Можно реализовать систему муниципальной адвокатуры, как в США, когда каждый субъект федерации возьмет на себя обязательства по финансированию адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Программы адвокатов-защитников по назначению в США чаще всего создаются в муниципальных образованиях, которые недостаточно велики, чтобы обзавестись самостоятельным ведомством публичных защитников. Местная власть составляет список частнопрактикующих адвокатов, готовых представлять интересы тех, кто в этом нуждается. Отбор адвоката для конкретного дела производится судом либо на основе одноразового назначения, либо путем выбора судьей адвоката из соответствующего списка. Оплата услуг адвоката производится через суд из федерального бюджета или бюджета штата [5]. Также бесплатная юридическая помощь оказывается адвокатами по контракту, заключаемому с местной властью в ведомствах публичных защитников, специализирующихся на помощи малоимущим по уголовным делам.

Реализовать подобную систему в России пока не представляется возможным, но в будущем с ростом благосостояния и финансовых ресурсов в регионах можно будет создать муниципальную адвокатуру.

Несмотря на нововведения, адвокатура продолжает являться основой системы юридической помощи. Для развития данной системы, прежде всего, необходимо укрепить статус адвокатских образований, обеспечить достойное финансирование услуг адвокатов и усилить поддержку со стороны государства.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.

2. Демин И.П. Способы организации юридической помощи малоимущим: актуальность и возможные варианты разрешения проблемы // Ученые труды российской академии адвокатуры и нотариата. М., 2009. № 1. С. 48.

3. Беньяминова З.Я. Гарантии обеспечения квалифицированной юридической помощи населению // Ученые труды российской академии адвокатуры и нотариата. М., 2008. № 4. С. 48.

4. Адвокатура в России / Демидова Л.А. [и др.]. М., 2005. С. 459.

5. Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации (адвокатское право). Ростов н/Д, 2007. С. 197.

Поступила в редакцию 25.11.2009 г.

Hvorov A.V. Role of legal profession in rendering a free-of-charge legal aid.

In the article constitutional law on the qualified legal aid and the order of its realization in modern Russia is considered. The characteristic of a legal aid subsidized by the state and problems arising among citizens in connection with realization of the given right is resulted. The major role of legal profession in granting of the qualified legal services to population and as a basis for the further changes of system of a free-of-charge legal aid is underlined.

Key words: qualified legal aid; legal profession; state legal bureaus; legal service; constitutional law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.