Научная статья на тему 'РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ В КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ В КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное право / административные органы / образовательные организации / министерство / Рособрнадзор / контроль / образование / государство

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжова Анастасия Андреевна, Лапенков Даниил Владиславович

Высшие учебные заведения являются главными источниками высшего образования, и их роль в формировании будущих специалистов очень важна. Однако, для обеспечения высокого качества образования необходима эффективная система контроля и надзора. Рассматриваются роль административных органов в контроле качества образования и их влияние на повышение стандартов образовательного процесса в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжова Анастасия Андреевна, Лапенков Даниил Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ В КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

УДК 342.9

РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ В КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

1 "2 А. А. Рыжова , Д. В. Лапенков

1 2

, Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

1r.anastasia2311@gmail.com 2daniil.lp@mail.ru

Аннотация. Высшие учебные заведения являются главными источниками высшего образования, и их роль в формировании будущих специалистов очень важна. Однако, для обеспечения высокого качества образования необходима эффективная система контроля и надзора. Рассматриваются роль административных органов в контроле качества образования и их влияние на повышение стандартов образовательного процесса в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: административное право, административные органы, образовательные организации, министерство, Рособрнадзор, контроль, образование, государство

Для цитирования: Рыжова А. А., Лапенков Д. В. Роль административных органов в контроле качества образования в высших учебных заведениях // Вестник Пензенского государственного университета. 2024. № 1. С. 46-50.

В настоящее время административные органы играют все более важную роль в обеспечении качества образования в высших учебных заведениях. Административные органы выполняют ряд важных функций по надзору и контролю за образовательной деятельностью и обеспечению соответствия учебной программы высоким стандартам качества. Во-первых, административные органы разрабатывают и реализуют программы и процедуры, направленные на обеспечение стабильности и повышение качества образования. Они устанавливают требования и стандарты, которым должны соответствовать учебные программы и образовательная практика. Кроме того, они следят за выполнением этих требований и контролируют работу учебных заведений на предмет их соблюдения. Во-вторых, органы управления должны создавать условия для эффективного обучения и развития навыков учащихся. Они гарантируют доступ к качественным учебным материалам, оборудованию и ресурсам, необходимым для успешного обучения. Кроме того, они контролируют процессы преподавания и оценки, чтобы обеспечить достижение целей образования и успешное обучение студентов. Следует также отметить, что административные органы играют важную роль в оценке и утверждении деятельности высших учебных заведений. Административные органы гарантируют высокое качество образования путем аккредитации высших учебных заведений и оценки их деятельности. Это способствует совершенствованию системы образования в целом и обеспечивает высокий уровень подготовки студентов. В целом административные органы являются важными регуляторами и контролерами в сфере высшего образования. Административные органы играют важную роль в контроле качества образования, обеспечении соблюдения требований и стандартов, создании условий для эффективного обучения студентов и лицензировании высших учебных заведений. Деятельность этих административных органов обеспечивает дальнейшее развитие системы образования и подготовку квалифицированных специалистов для общества.

© Рыжова А. А., Лапенков Д. В., 2024

Для начала необходимо обратиться к понятию «административный орган»: «это структурный элемент механизма государства, специально создаваемый для исполнения законов и осуществляющий исполнительно-распорядительные функции в основных сферах жизни общества» [1]. Если же рассматривать непосредственно контроль административными органами качества образования, то, по мнению кандидата юридических наук Рукавишникова С. М., это «представляет собой систему административно-правовых средств, обеспечивающих воздействие на государственно-управленческие отношения, дабы организовать их в соответствии с целями, задачами и принципами государственного управления и устранить препятствия. Способность оказать специально-юридическое воздействие на соответствующую группу общественных отношений выступает основным критерием эффективности такой системы и тесно связана с ее характерными чертами, в частности, в сфере высшего образования» [2]. Проанализировав данное определение, можно с уверенностью сказать, что, в первую очередь, это отношения, которые возникают вследствие контроля высшего образования.

Кроме этого, следует перейти к перечню органов, которые выполняют функцию по контролю за качеством образования в образовательных организациях высшего образования:

1) Министерство науки и высшего образования РФ;

2) аккредитационный орган в сфере образования;

3) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Далее представим полномочия вышеуказанных органов в сфере контроля качества образования. Здесь можно выделить:

1) порядок оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации;

2) организацию формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования»1;

3) обеспечение проведения единой государственной политики в области образования, определение основных направлений развития и совершенствования общего и профессионального образования, развитие системы бесплатного образования» [3].

Таким образом, Министерство науки и высшего образования выполняет базовые функции, присущие контролю за качеством образования.

Рассматривая Рособрнадзор, можно выделить «соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей»2.

Положение, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ, также является областью надзора данных административных органов, а именно: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии»3. Анализ правовых полномочий рассмотренных органов позволяет сделать следующие выводы: Рособрнадзор осуществляет надзор за учебными заведениями, проверяя их соответствие требованиям и стандартам. Они фокусируются на конкретных проверках для обес-

1 Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации № 885 от 28.07.2018. URL: base.garant.ru>

2 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. Ст. 7598.

3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993; с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 9. Ст. 851.

печения качества образования. С другой стороны, Министерство образования занимается разработкой политики и нормативных актов в сфере образования. Они определяют стратегические приоритеты и координируют работу образовательной системы. Это орган, ответственный за создание общего направления и целей, а также поддержку стандартов в высшем образовании. Оба этих органа играют важную роль в обеспечении качества высшего образования. Сотрудничество и взаимодействие между ними необходимы для эффективного контроля за образовательными учреждениями и обеспечения соответствия высшего образования высоким стандартам. Только благодаря совместным усилиям они могут достичь общей цели обеспечения качественного и доступного высшего образования для всех.

Считаем необходимым обратиться к формам контроля, представленным в статье Д. А. Гринькова, к ним относятся:

- государственная аккредитация образовательных программ - проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- федеральный государственный контроль качества образования - оценка содержания и качества по образовательным программам, имеющим аккредитацию, и стандартам подготовки студентов путем проведения проверок качества образования;

- федеральный государственный надзор в сфере образования - предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе осуществления образовательной деятельности;

- мониторинг в системе образования (статистическое наблюдения за результатами и условиями осуществления образовательной деятельности) [4].

Одной из важных функций административных органов являются аккредитация и лицензирование в образовательных организациях высшего образования. Они играют роль регуляторов и надзорных органов, способствуя высокому качеству образования и обеспечению качественной подготовки студентов. Прежде всего, административные органы ответственны за процесс аккредитации и лицензирования вузов. Это включает разработку и проведение соответствующих процедур, определение требований к учебным программам, оценку знаний студентов, квалификацию преподавательского состава и стандартов материально-технической базы. Они также контролируют и надзирают за соблюдением норм и стандартов, необходимых для получения и поддержки лицензий. Административные органы следят за соблюдением законодательства, нормативных актов и внутренних правил вузов. Они обеспечивают введение и внедрение качественных стандартов образования, которые определяют содержание учебных программ, методы оценки знаний студентов, требования к преподавательскому составу и оборудованию учебных помещений.

Рассмотрим деятельность компетентных органов власти по осуществлению контроля в сфере образования. Если рассмотреть пример, который привели юристы Коршунова О. Н. и Омель-янович В. В., то можно отчетливо увидеть нехватку полномочий и прав при проверках:

«Кроме того, необходимость прокурорских проверок исполнения вузами требований ФГОС ВО обусловлена тем, что Рособрнадзор при реализации предоставленных ему контрольно-надзорных полномочий не сможет безусловно распознать все нарушения закона, которые работниками органов прокуратуры могут быть выявлены, в том числе и в порядке ст. 37 УПК РФ. Так, прокурором г. Воронежа в филиале ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет» выявлен случай зачисления на 2, 3, 4-й курсы студентов без прохождения ими обучения на 1-м курсе. По материалам прокуратуры Следственным управлением УМВД России по г. Воронежу 14 августа 2020 г. принято решение о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий)» [5]. Это одна из главных проблем на сегодняшний день контроля качества высшего образования у административных органов.

Также стоит выделить проблему персонификации субъектов в административных правонарушениях. Так, Коцюрко Е. П. пишет: «Одной из серьезных проблем административно-деликтной практики применения мер административной ответственности в сфере образования считаем проблему предоставления правоприменителю нормативной возможности широкого усмотрения по персонификации субъектов административных правонарушений. В рамках образовательных отношений данная проблема приобретает концептуальный характер в связи с участием в них особых субъектов - научно-педагогических работников, которые не могут быть отнесены к должностным лицам, но вместе с тем наделены законом об образовании совокупностью не только прав и свобод, гарантий и компенсаций, но и ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации» [6]. Таким образом, оставление данной проблемы без внимания может привести к неудовлетворительным последствиям как для преподавателей, так и для высшего учебного заведения в целом.

Помимо этого, за нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, можно получить административный штраф по ст. 19.30 КоАП РФ. В качестве примера можно выделить решение № 12-48/2020 от 2 июля 2020 г. по делу № 12-48/2020, где по данной статье была привлечена Профессиональная образовательная автономная некоммерческая организация «Многопрофильный колледж» за неготовность к проведению плановой выездной проверки .

В заключение следует отметить, что административные институты играют важную роль в регулировании и контроле высшего образования. Однако в этой области существуют проблемы, которые необходимо учитывать. Одной из основных проблем является растущая бюрократизация. Это затягивает процесс принятия решений, приводит к усложнению процедур и препятствует быстрому развитию образовательных программ. Множество административных процедур и формальностей мешает работе университетов и высших учебных заведений. Следует также отметить, что медленные темпы развития административных органов препятствуют разработке и реализации новых образовательных программ. Это связано с необходимостью принятия различных решений перед запуском новой образовательной программы. Это может ограничивать гибкость и актуальность учебных программ. Несмотря на эти проблемы, административные органы выполняют важную функцию в высшем образовании. Они контролируют и реализуют учебные планы и программы, оценивают эффективность обучения и успеваемость студентов. Кроме того, административные органы отвечают за аккредитацию и лицензирование высших учебных заведений, обеспечивают качество работы и соответствие стандартам. Следует отметить, что административные органы также разрабатывают и внедряют стандарты качества образования, контролируют их соблюдение и обеспечивают соответствие законам и нормативным актам. Они обеспечивают соблюдение законов и нормативных актов. Эти меры направлены на обеспечение качественного образования и гарантируют подготовку компетентных специалистов в вузах. В заключение следует отметить, что, несмотря на имеющиеся трудности, административные органы продолжают выполнять свои функции и реализовывать образовательную политику. Несмотря на высокую степень бюрократизации и медленные темпы развития, административные органы играют важную роль в управлении качеством и развитии высшего образования. Меры и реформы на уровне административных органов помогают решать существующие проблемы и повышать эффективность функционирования системы высшего образования.

4 Решение № 12-48/2020 от 2 июля 2020 г. по делу № 12-48/2020. URL: sudact.ru>

49

Список литературы

1. Административное право : учебник / под общ. ред. А. С. Телегина. Пермь, 2020. 340 с.

2. Рукавишников С. М. Механизм административно-правового регулирования в сфере высшего образования // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 6 (143). С.120-125.

3. Мазурин С. Ф., Прокофьев К. Г. Административное право : учеб. пособие / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб. : Фонд «Университет», 2019. 312 с.

4. Гринькова Д. А. Государственный контроль (надзор) в сфере высшего образования: система и проблема реализации // StudNet. 2020. № 11. С. 1092-1100.

5. Коршунова О. Н., Омельянович В. В. О разграничении полномочий органов прокуратуры и Рос-обрнадзора при проверке исполнения вузами законодательства об образовании // Криминалистъ. 2022. № 4 (41). С. 121-127.

6. Коцюрко Е. П. Совершенствование правового регулирования мер административной ответственности в сфере высшего образования // Законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях: после реформы, перед реформой : материалы Междунар. науч.-практ. конф.,посвящ. памяти Д. Н. Бахраха (г. Екатеринбург, 2021-2022 гг.). Екатеринбург, 2022. С. 102-116.

Информация об авторах

Рыжова Анастасия Андреевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины», Пензенский государственный университет.

Лапенков Даниил Владиславович, студент, Пензенский государственный университет.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.