Научная статья на тему 'Роль А.М. Горшкова (1924–2004) в развитии музея-заповедника «Судакская крепость»: единство жизни и творчества'

Роль А.М. Горшкова (1924–2004) в развитии музея-заповедника «Судакская крепость»: единство жизни и творчества Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.М. Горшков / культурное наследие / музей-заповедник «Судакская крепость» / художественное творчество / научные исследования / общественная деятельность / A.M. Gorshkov / Cultural Heritage / Museum-Reserve “Sudak Fortress” / artistic creation / scientific research / social activity

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Иванов В. А., Катунина Е. В., Швецова А. В.

В статье на основе уникальных неопубликованных документов из фондов Архивного отдела (муниципального архива) Администрации города Судака, личного фонда, материалов периодической печати и обширной краеведческой литературы, посвященной Крыму, городу Судаку и его жителям, рассматриваются особенности жизнедеятельности и творчества Алексея Матвеевича Горшкова, участника Великой Отечественной войны, видного общественного деятеля, научного сотрудника и заведующего музеем-заповедником «Судакская крепость». А.М. Горшков проводил различные, в том числе научные исследования музея-заповедника «Судакская крепость», чем внес существенный вклад в отечественное музееведение и памятниковедение. В конце 1960-х годов А.М. Горшков был одним из тех, кто спас город от капитальной застройки, которая бы превратила судакскую бухту в порт, что неминуемо грозило уничтожением Судака как уникального исторического и культурного центра. Особый интерес представляет художественное творчество А.М. Горшкова. Будучи художником-самоучкой, он достиг значительных успехов, создавая пейзажи и картины на историческую тематику. Его многочисленные работы хранятся как в частных коллекциях, так и в музеях Москвы, Киева, Симферополя, Феодосии и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of A.M. Gorshkov (1924–2004) in Development Museum-Reserve “Sudak Fortress”: Unity of Life and Creativity

In the article, on the basis of unique unpublished documents from the archival department (municipal archive) of the city of Sudak, personal fund, periodical materials and extensive local history literature, dedicated to Crimea, the city of Sudak and its residents, the features of the life and work of Alexei Matveevich Gorshkov, participant, participant, are considered Great Patriotic War, prominent public figure, researcher, and later-head of the MuseumReserve “Sudak Fortress”. Working as a researcher, and later-the director of the MuseumReserve “Sudak Fortress”, A.M. Gorshkov conducted various, including scientific research on the object, which made a significant contribution to the domestic museumvalism and monumental studies. In addition, in the late 1960s, A.M. Gorshkov was one of those who saved the city from the capital development, which would turn the Sudaki bay into the port, which inevitably threatened the destruction of zander as a unique historical and cultural center. Of particular interest is the artistic work of A.M. Gorshkov. Being a self-taught artist, prompted by an inexhaustible interest in Russian culture and nature, he achieved significant success, creating landscape painting and paintings on historical themes-his many works are stored both in private collections and in museums of Moscow, Kiev, Simferopol, Feodosia, etc.

Текст научной работы на тему «Роль А.М. Горшкова (1924–2004) в развитии музея-заповедника «Судакская крепость»: единство жизни и творчества»

15. Söderlind, S. (1993) Porträttbruk i Sverige: 1840-1865: En funktions- och interaktionsstudie. Stockholm: Carlsson Bokförlag.

16. Avetyan, N.Yu., Mirolyubova, G.A., Petrova, Т.А. (eds) (2012) Dagerotip: katalog kollekcii [Daguerreotype: collection catalog]. St. Petersburg: Publishing House of the State Hermitage.

УДК 130.2: 62(092)(477.75)

DOI: 10.24412/2070-075X-2024-1-57-70

В.А. Иванов, Е.В. Катунина, А.В. Швецова

РОЛЬ А.М. ГОРШКОВА (1924-2004) В РАЗВИТИИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «СУДАКСКАЯ КРЕПОСТЬ»: ЕДИНСТВО ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

В статье на основе уникальных неопубликованных документов из фондов Архивного отдела (муниципального архива) Администрации города Судака, личного фонда, материалов периодической печати и обширной краеведческой литературы, посвященной Крыму, городу Судаку и его жителям, рассматриваются особенности жизнедеятельности и творчества Алексея Матвеевича Горшкова, участника Великой Отечественной войны, видного общественного деятеля, научного сотрудника и заведующего музеем-заповедником «Судакская крепость». А.М. Горшков проводил различные, в том числе научные исследования музея-заповедника «Судакс-кая крепость», чем внес существенный вклад в отечественное музееведение и па-мятниковедение. В конце 1960-х годов А.М. Горшков был одним из тех, кто спас город от капитальной застройки, которая бы превратила судакскую бухту в порт, что неминуемо грозило уничтожением Судака как уникального исторического и культурного центра. Особый интерес представляет художественное творчество А.М. Горшкова. Будучи художником-самоучкой, он достиг значительных успехов, создавая пейзажи и картины на историческую тематику. Его многочисленные работы хранятся как в частных коллекциях, так и в музеях Москвы, Киева, Симферополя, Феодосии и т.д.

Ключевые слова: А.М. Горшков, культурное наследие, музей-заповедник «Судак-ская крепость», художественное творчество, научные исследования, общественная деятельность.

Актуальность исследуемой проблематики заключается в том, что в современной России происходит активное изучение отечественного культурного наследия и переосмысление исторического, в том числе советского, опыта его презентации и сохранения. В силу этого идет восстановление культурно-исторической памяти, в том числе -о тех сподвижниках, наших соотечественниках, которые противостояли разрушению памятников культуры. При этом они руководствовались не только соответствующими директивами партии и правительства (к которым, прежде всего, относятся Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 8 марта 1923 года «Об учете и регистрации предметов искусства и старины» [1]; Декрет ВЦИК и СНК СССР «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» от 7 января 1924 года [2]; Постановление Совета министров СССР от 14 октября 1948 года № 3898 «О мерах улучшения охраны памятников культуры» [3]), но и личными ценностями, убеждениями в правоте своего дела, огромной заинтересованностью в сохранении и защите памятников отечественной истории и культуры.

Следует отметить, что в настоящее время в отечественной науке недостаточно изучен вклад ряда региональных деятелей культуры и искусства, которые не только

способствовали развитию памятниковедения и музееведения, но своей активной практической деятельностью и оригинальным творчеством существенно повлияли на процессы сохранения, популяризации и развития региональной культуры и объектов историко-культурного наследия.

Одним из таких, на наш взгляд, недооцененных деятелей культуры и искусства является Алексей Матвеевич Горшков - участник Великой Отечественной войны, научный сотрудник, писатель, художник-примитивист, заведующий музеем-заповедником «Судакская крепость» в 1965-1970 годах. Органическое единство жизни и творчества А.М. Горшкова является поучительным примером личностного и профессионального развития, основанного на неиссякаемом интересе к культуре и истории Крыма и на активной деятельности, направленной на сохранение и популяризацию памятников крымской культуры, представляет научный интерес для современников - как обычных граждан, так и исследователей отечественной музеологии.

Характеризуя степень разработанности проблемы, следует в первую очередь отметить, что специализированной литературы, посвященной конкретно деятельности А.М. Горшкова, крайне мало. В основном это небольшие статьи в энциклопедиях и популярных изданиях, посвященных городу Судаку [4; 5]. Актуальные материалы, включающие в себя интервью с А.М. Горшковым как общественным деятелем, художником, краеведом, почерпнуты авторами, главным образом, в фондах Архивного отдела (муниципального архива) Администрации города Судака (фонд 40, опись 1, дела 1-4). Поэтому целью настоящей статьи является исследование, на основе изучения архивных и литературных источников, особенностей жизнедеятельности и творчества А.М. Горшкова, а также характеристика его вклада в изучение и охрану памятников истории и культуры Крыма, а также в развитие музея-заповедника «Судакская крепость».

Методологической основой исследования выступают системный подход, позволяющий объединить различные аспекты личностного и профессионального развития А.М. Горшкова, а также историко-биографический метод, направленный на описание, реконструкцию и анализ обстоятельств жизни, результатов творческой, общественной и научной деятельности А.М. Горшкова.

Новизна полученных результатов определяется тем, что авторы впервые, на основании уникальных неопубликованных документов из личного фонда А.М. Горшкова, архивных материалов, периодической печати и обширной краеведческой литературы, посвященной городу Судаку и его жителям, рассматривают особенности жизни и творчества А.М. Горшкова и его вклад в развитие отечественной музеологии и культуры.

Основная часть. Алексей Матвеевич Горшков родился 17 апреля 1924 года в селе Акбердеево Кадомского района Рязанской области РСФСР. Его отец, Матвей Степанович Горшков, происходил из семьи лесников и привил сыну трепетное отношение к окружающей лесной природе - именно этот факт во многом объясняет, почему А.М. Горшков всем видам пейзажа предпочитал леса и горы. Отец А.М. Горшкова был достаточно грамотным для тех времен человеком, начитанным и культурным и, что немаловажно, - социально прогрессивным. В частности, после революции 1917 года он был Уполномоченным от комитета бедноты села Акбердеево и являлся активным участником и организатором коллективизации и колхозного строительства. Не случайно, видимо, первые профессиональные навыки А.М. Горшков получил в сфере сельского хозяйства: после организации колхоза в Акбердеево, успешно закончив 7 классов, он переехал в город Кадому, где обучался в сельскохозяйственном училище [6. Л. 1].

В 1939 году, согласно плановому переселению, А.М. Горшков вместе с семьей переехал в Приморский край, село Архиповку Чугуевского района. Там его отец работал пчеловодом в колхозе «Ударник», а мать трудилась колхозницей. Здесь отец А.М. Горшкова добился значительных успехов в области пчеловодства и был удостоен диплома

Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939-1941 годов. Сам же А.М. Горшков работал в колхозе «Ударник» Чугуевского района Приморского края учеником в полевой и тракторной бригадах [6. Л. 1].

В начале Великой Отечественной войны на фронт мобилизовали отца семейства -М.С. Горшкова. Он не вернулся к родным - погиб в боях под Сталинградом в 1942 году. Сам А.М. Горшков пошел добровольцем в Красную Армию осенью 1942 года. Первоначально он служил в 71 полку МВД и был задействован в охране железной дороги. Когда он получил известие о гибели отца, то, с намерением отомстить за смерть близкого человека, подал заявление на имя высшего советского партийно-политического руководства, чтобы его перевели в действующую армию. Просьба была удовлетворена, и А.М. Горшкова перевели на советско-германский фронт в августе 1942 года [6. Л. 2].

А.М. Горшков прошел всю Великую Отечественную войну до самого Берлина. Как отмечено в энциклопедическом издании «Судак», войска, в которых служил А.М. Горшков, числились «внутренними»; однако, пограничный полк, в котором он прошел путь от рядового до офицера, был фактически фронтовым полком [5. С. 198].

Картина «После тяжелого боя», написанная А.М. Горшковым в 1980-1985 годах, посвящена тем событиям, в которых принимал непосредственное участие сам автор. На полотне изображена местность в Восточной Пруссии - местность, находящаяся где-то под Кёнигсбергом в 1944-м году; запечатленные персонажи - это все, кто после боя остался в живых, дошел до Берлина, а салют Победы проспал, прикорнув в подходящем «укрытии» - пустующей трибуне Гитлера. В энциклопедическом издании «Судак», изданном в 2002 году, когда А.М. Горшков был еще жив, о военных пейзажах фронтовика написано: «После войны его полк стоял в Австрии, и сегодня, отвлекшись от пейзажей судакских, он нет-нет и вспомнит, напишет вдруг картину-другую с европейскими белыми замками и оранжевым цветом цветущего австрийского миндаля 45-го года» [5. С. 198]. После Великой Отечественной войны А.М. Горшков закончил сержантскую школу, позднее - военно-политическое училище и продолжил службу в Заполярье в должности армейского политработника. Именно там впервые он и начал писать свои картины [6. Л. 3; 5. С. 72] (рис. 2)1.

В 1956 году А.М. Горшков, вследствие упразднения Института политорганов Советской Армии, был демобилизован из ее рядов на «пенсию по выслуге лет». Находясь на пенсии, А.М. Горшков работал на различных гражданских должностях в городе Рязани.

В 1965 году А. М. Горшков по состоянию здоровья переехал в Судак. Здесь он за некоторое время сменил несколько гражданских профессий: сначала был заведующим столовой в Судакском военном санатории, потом - там же начальником клуба. Спустя некоторое время - заведующим спортивной базой. После работы в санатории работал кладовщиком в Судакском курортторге; некоторое время был смотрителем зданий пансионата «Львовский железнодорожник» [6. Л. 3] (рис. 3).

Однако наиболее значительным был вклад, внесенный А.М. Горшковым в развитие культуры города Судака и Судакского района в то время, когда он трудился в должности научного сотрудника, а позднее - заведующего музеем-заповедником «Судак-ская крепость» - филиалом Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийская крепость» (город Киев, Украинская ССР) - с конца 1965 года по 1970 год.

5 июня 1966 года А.М. Горшков был назначен исполняющим обязанности научного сотрудника музея-заповедника «Судакская крепость» с месячным испытательным

1 Это и другие изображения данной статьи размещены на второй странице обложки журнала «Культурная жизнь Юга России».

сроком и окладом, согласно штатному расписанию. Основанием послужило личное заявление А.М. Горшкова от 1 июня 1966 года, в котором он изложил свое видение работы в должности научного сотрудника музея-заповедника [7. Л. 49].

В то время, очевидно, у А.М. Горшкова, на базе огромного количества самостоятельно изученного материала и зарождается личностный и профессиональный интерес к истории и культуре, культурному и природному наследию Крыма в целом и Судака -в частности. Как вспоминает А.М. Горшков, «приехав в Крым, в Судак, я загорелся вдохновением изучить богатую историю Крыма и Судака. Видя мою заинтересованность в истории Судака и Генуэзской крепости, мне Софийское руководство в Киеве предоставило возможность глубоко изучить исторические и литературные первоисточники по истории Судака. Я был вызван в Киев и подключен к изучению архивов и исторической литературы в библиотеках города Киева и особенно Киевского госуниверситета имени Шевченко» [6. Л. 4-5].

Подтверждением этого факта служит обнаруженная в личном деле А.М. Горшкова справка № 325 от 18 декабря 1967 года, в которой содержится обращение директора Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» (город Киев, Украинская ССР) В. Ачкасовой к директору Государственной публичной библиотеки Академии наук Украинской ССР (ныне Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского. - Прим. авт.) И.С. Черненко с просьбой «оказать содействие заведующему филиалом Софийского заповедника "Генуэзская крепость" в поселке Судак Крымской области Украинской ССР в работе над библиографией по памятникам архитектуры Генуэзской крепости» [7. Л. 50]. А в справке № 331 от 28 декабря 1967 года (за подписью той же В. Ачкасовой) руководство Киевского государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» обращалось к библиотекам и архивным учреждениям Москвы и Ленинграда с просьбой оказать помощь и содействие научному сотруднику А.М. Горшкову «в поисках и копировании документов, карт, рисунков, схем и исторических литературных первоисточников по Генуэзской крепости и древнего города Сугдеи - Сурожа - Судака, которые необходимы для экспонирования в музее-крепости в городе Судак Крымской области» [7. Л. 51].

Кроме того, А. М. Горшкову были выданы на руки документы с ходатайствами к руководителям архивов Москвы и Ленинграда о допусках в закрытые городские архивы. В конечном итоге это привело к тому, что постепенно у А.М. Горшкова повышался уровень знаний и увеличивался объем уникальных сведений, касающихся истории и культуры города Судака, Генуэзской крепости и Крыма в целом. Овладение такой значительной информацией дало возможность А.М. Горшкову осуществить ряд научных исследований и написать соответствующие труды в 1965-1970 годах, которые ныне хранятся в фондах музея Генуэзская крепость. В их числе «Генуэзская колонизация Северного Причерноморья в XIV-XV веках»; «Сурож - Судак - столица Великого Шелкового пути»; «Говорят камни, легенды, летописи (хрестоматийный очерк)»; «Твое имя город Судак (о названиях города Судак с древнейших времен)»; «Сурож (Судак) - особое русское купеческое княжество»; «Русь на Великом Шелковом пути. Геральдика Судака»; «Великий Шелковый путь (II в. до н. э. - XV в. н. э.)»; «Товары Востока и Запада на Великом Шелковом пути» и другие.

Следует отметить, что А. М. Горшков не только проводил научные исследования, но и активно пропагандировал их результаты. В частности, будучи членом Одесского археологического общества (далее ОАО. - Прим. авт.), он был приглашен с докладом на его четвертое собрание, которое проходило в два заседания - в Одессе (25-27 октября 1966 года) и в Кишиневе (28-31 октября 1966 года).

Руководству музея-заповедника «Судакская крепость» было направлено письмо с просьбой предоставить А.М. Горшкову возможность принять участие в работе ОАО [7.

Л. 47]. Согласно приказу № 83 по Государственному архитектурно-историческому заповеднику «Софийский музей» от 14 октября 1966 года, А.М. Горшкову сроком на 5 дней, с 24 по 28 октября 1966 года, предоставлялась служебная командировка на основании письма ОАО № 364 от 4 октября 1966 года [6. Л. 48]. Заседания ОАО были организованы совместно с Институтом истории Академии Наук Молдавской ССР и посвящены были, главным образом, археологии и истории Северо-Западного Причерноморья и Молдавии. Кроме научных докладов, прослушанных на собрании общества, был также организован осмотр археологических памятников Молдавии.

Работая научным сотрудником музея-заповедника «Судакская крепость», А.М. Горшков проводил различные исследования объекта, чем внес существенный вклад в отечественное музееведение и памятниковедение. Инспектируя территорию музея, он обратил особое внимание на состояние Консульского замка (это самое большое и уникальное из сохранившихся в Генуэзской крепости сооружений - прим. авт.). Замок являлся частью крепостной цитадели; на севере и юге замка размещались две высокие оборонительные башни, а в стене, которая их соединяла, размещался ряд бойниц [5. С. 69; 9. С. 153].

Западная башня замка являлась самой высокой башней Судакской крепости и служила резиденцией главы генуэзской администрации Судака (Солдайи) - консула (отсюда и название замка - прим. авт.) [10. С. 27-32; 11. С. 57]. Несложно представить, насколько интересным в историческом и культурном плане было это сооружение. Однако А.М. Горшков обнаружил, что атмосферные осадки, туристы и вандалы приносят огромный вред этому уникальному культурно-историческому памятнику, который с середины 1960-х годов находился в аварийном состоянии и, по словам самого А.М. Горшкова, «готов был обрушиться в сторону моря» [6. Л. 6].

К сожалению, руководство Киевского государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей», в ведении которого находилось сооружение, совершенно не уделяло внимания сохранению этого уникального памятника, выделяя только около 6 тысяч рублей финансовой помощи, которых хватало разве что на заделывание дыр и лазов, пробитых посетителями с целью проникновения на территорию музея, минуя кассу [11. С. 66]. По мнению А.М. Горшкова, руководство заповедника считало Судакскую крепость своего рода «аппендицитом, который необходимо отрезать» [6. Л. 6] и готовилось передать крепость в ведение местных органов крымской власти.

А. М. Горшков отмечал то обстоятельство, что управлять таким масштабным объектом, как Судакская крепость, на значительном удалении было крайне сложно и неудобно для Киева - особенно учитывая, что, хотя Госстрой Украинской ССР и руководство Киевского государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» активно занимались вопросами изучения и реставрации памятников истории и культуры Древней Руси, но Судакская крепость не являлась предметом их приоритетных интересов. В силу этих обстоятельств А.М. Горшков старался убедить руководство Госстроя Украины и Киевского государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей», что Судакская крепость также является уникальным историческом памятником Древней Руси, а не только средневековым генуэзским опорным пунктом для торговой колонии в Северном Причерноморье.

А.М. Горшков, считающий Судак (основанный еще в 212 году) не только стратегически важным звеном транзитной торговли между Западом и Востоком, но и одной из территорий распространения Византийской империей восточной ветви христианства (православия) в Северном Причерноморье У1-Х веков, рассматривал знаменитый торговый город как центр христианской культуры, непосредственно связанный с Древней Русью [5. С. 14-15; 9. С. 147; 11. С. 20].

В Древней Руси византийскую Сугдею именовали Сурожем и по названию города «сурожскими» называли те товары, которые привозили сюда иностранные купцы - шелк-сырец, хлопчатобумажные и легкие шерстяные ткани. Заморских купцов, торговавших этими товарами в самом Судаке и продававших их в Древнюю Русь, называли «су-рожскими гостями». Позднее так стали называть и древнерусских купцов, которые покупали товары в Судаке (Сугдее, Суроже), а торговали ими на рынках и ярмарках в Киеве, Москве, Астрахани и других городах [12. С. 248; 13. С. 5; 14. С. 300].

В первой половине XIV века Сурож, в силу своего уникального географического положения, стал играть значительную роль в русской торговле. Поселение с его прекрасной гаванью было наиболее близким торговым пунктом к Синопу на малоазиатском берегу - с севера сюда съезжались русские и золотоордынские купцы, а с юга -греки и итальянцы. Русские источники даже Черное море иногда называли Сурожским [15. С. 205; 16. С. 42-47; 17. С. 9-13].

Интересно, что «сурожские гости» были в Древней Руси крупными оптовыми торговцами, державшими в столице государства Москве собственные богатые дома, проживающими в особых кварталах и составляющими привилегированную элиту богатого и влиятельного купечества [18. С. 90; 19. С. 22-23]. Так, в частности, название Никольской улицы пошло от греческого монастыря св. Николая, известного в Москве с XIV века [20. С. 4; 21. С. 13-14].

Греков, или, как их тогда звали, гречинов, было так много, что их поселение занимало большую территорию между улицами Никольская и Ильинка [22; 23]. Непосредственно сурожские «гости» (купцы) имели целый торговый ряд на Красной площади - «Сурожский», где торговали привезенными с юга товарами (дорогими тканями и пр.). Сурожане прибывали в Москву по Дону и Оке, были хорошими проводниками. Летописец об этом писал: «Суще во граде (Москве) сурожане, суконницы и купцы, их хоромы наполнены богатства всякого товара» [24. С. 21-22].

И этот замечательный памятник истории в 1960-х годах был в крайне плохом состоянии. Об этом состоянии Судакской крепости А.М. Горшков писал везде, где мог. «Я решился на такой радикальный шаг, - вспоминал А.М. Горшков, - как написание слезного, объемного письма во все инстанции, от которых, я считаю, зависит судьба крепости, с целью обращения внимания общественности и властных структур на состояние памятника архитектуры и истории Генуэзскую крепость» [6. Л. 6].

Всем сердцем болея за судьбу Судака, А.М. Горшков в конце 1960-х годов был одним из тех, кто спас город от капитальной застройки, грозившей его уничтожением как уникального исторического и культурного центра. Дело заключалось в следующем. В Москве у руководящих лиц возникла идея разгрузить Новороссийский порт, а для строительства нового портового объекта была выбрана судакская бухта. Как отмечал А.М. Горшков, «особую опасность представляла возникшая у определенных властей идея построить в Судаке гражданский торговый порт в непосредственной близости от крепости - в районе пирса, базы Рыбколхоза и на камнях, лежащих в море. ЧерноморНИИ уже подготовил проект такого порта. Планировалось перевести морпорт в Судак из Феодосии, а также сделать чисто военную морскую базу. Осуществление такого плана грозило превращением Судака в клоаку морских отходов и ликвидацией его как курорта, плюс это грозило окончательному разрушению крепости за счет газов и дымов, исходящих от кораблей и производственных, вспомогательных объектов порта. Необходимы были срочные контрмеры по спасению города Судака и крепости, и они мною были сделаны» [5. С. 199; 6. Л. 6].

18 марта 1967 года приказом № 23 по Государственному архитектурно-историческому заповеднику «Софийский музей» А.М. Горшков был назначен заведующим музеем-заповедником «Судакская крепость» в поселке Судак Крымской области Украинской ССР. Предыдущего же заведующего - В.И. Жилина, согласно его заявлению от

17 марта 1967 года, перевели на должность сотрудника филиала. Вопрос решался быстро - до 1 апреля 1967 года А.М. Горшков должен был предоставить Государственному архитектурно-историческому заповеднику «Софийский музей» акт о передаче ему В.И. Жилиным соответствующих дел [7. Л. 45-46].

С этого момента наблюдается активная деятельность А.М. Горшкова по восстановлению и защите заповедника «Судакская крепость» как выдающегося историко-культурного памятника. Для этого новый директор использовал все имеющиеся возможности, от официальных до личных - в частности, свои связи с представителями советской интеллигенции 1960-х годов. Его друг, ялтинский поэт А. Никаноркин, был вхож в тесный круг общения известного советского писателя, поэта и прозаика А.Т. Твардовского. Последний же, в свою очередь, очень любил Судак, его историю и, в частности, Генуэзскую крепость. Не мешкая, А.М. Горшков решает действовать с его помощью -

A.Т. Твардовский был депутатом Верховного Совета СССР.

А.М. Горшков немедленно составил обоснованное заявление о сложившейся обстановке вокруг крепости, которое подписали председатель Судакского поссовета

B.А. Емельяненко и архитектор города Феодосии З.А. Федотова (тогда Судак был в подчинении города Феодосии - прим. авт.) [7. Л. 110]. Заявление и соответствующие документы А.М. Горшков отвез в Ялту к А. Никоноркину, а тот, в свою очередь, передал их А. Т. Твардовскому. Именно А.Т. Твардовский, как подчеркивает в своих воспоминаниях А.М. Горшков, сделал все от него зависящее, чтобы отменить проектирование строительства торгового морского порта в Судаке [6. Л. 7]. Сам А.М. Горшков не только не подписал согласование строительства порта, но и горячо доказывал комиссии, что в Судакской бухте строить такую инфраструктуру нельзя ни в коем случае [5. С. 199]. Таким образом, именно благодаря настойчивости А.М. Горшкова была спасена не только Генуэзская крепость Судака, но и крупнейший курорт союзного значения [7. Л. 107-110; 8. Л. 1-4].

Что касается вопроса сохранения крепости, здесь необходимо отметить следующее. В 1967 году А. М. Горшков, как заведующий музеем-заповедником «Судакская крепость», начал продвигать идею его реставрации. Благодаря деятельности А.М. Горшкова на неудовлетворительное состояние крепости обратили внимание видные общественники Украинской ССР и Крымской области Украинской ССР.

В результате на территории музея-заповедника были созданы реставрационные строительные участки, на финансирование которых было выделено 45, а позднее -65 тысяч рублей. Кроме того, А.М. Горшкову удалось добиться того, что реставрационными работами вплотную занялся Госстрой Украинской ССР, который и составил генеральный план реставрации крепости с бюджетом около 5 миллионов рублей. Как позднее писал А.М. Горшков, «это было самым большим моим достижением в жизни, и я горжусь, что дело реставрации и консервации крепости продолжается и поныне» [6. Л. 7-8].

Этот факт был отмечен А.М. Горшковым и в дарственной от 11 октября 1975 года при передаче собственных картин в фонды судакского музея-заповедника. «Работая научным сотрудником, заведующим филиалом Государственного архитектурно-исторического заповедника "Софийский музей" "Генуэзская крепость в Судаке", - подчеркнул он, -я глубоко и искренне понимал огромное значение этого памятника для познания истории Раннего Средневековья, экономических и культурных связей Руси с Востоком и западной Европой / Италией. Весомым вкладом, я бы сказал, великим подвигом моей жизни во имя сохранения этого поистине уникального памятника раннесредневековой архитектуры, материальной культуры и искусства было написание и отправка в соответствующие инстанции слезного, обостренного письма о катастрофическом состоянии Судакской крепости» [7. Л. 103-104].

Значительным вкладом А.М. Горшкова в дело развития региональной культуры и восстановление культурно-исторической памяти стала его художественная деятельность. Мечта о написании картин, художественном творчестве родилась у А.М. Горшкова еще в детстве. Однако этой мечте осуществиться удалось нескоро по причине начала Великой Отечественной войны, а также из-за послевоенных неурядиц в жизни А.М. Горшкова. Как указывалось ранее, во время службы на севере СССР А.М. Горшков имел все возможности обозревать красоты этого дивного края и, как умел, на первых попавшихся листках бумаги рисовал абрисы, контуры гор и местностей пейзажа. Когда же А.М. Горшков переехал на новое место жительства - в Судак, он снова занялся художественным творчеством. Согласно воспоминаниям А.М. Горшкова, его особенно очаровывали пейзажи окраин Судака и Генуэзская крепость (рис. 1). Главная проблема заключалась в том, что А. М. Горшков не имел художественного образования и испытывал потребность в специальных знаниях; однако случай поспособствовал ему в их получении.

Работая в музее-заповеднике, А.М. Горшков однажды увидел художника, который писал масляной краской этюды. Разговорившись с ним, А.М. Горшков выяснил, что это был Михаил Федорович Егоров - мастер-самоучка родом из Москвы. Увидев, что его собеседник проявляет значительный интерес к изобразительному искусству, М.Ф. Егоров, как сообщает А.М. Горшков, «предложил мне сесть с ним рядом, дал полотно, краски, кисти и сказал - "пиши, как можешь, пиши, как знаешь!". С этого момента, можно сказать, началась моя творческая жизнь в искусстве» [6. Л. 9]. Уезжая из Судака в Москву, М.Ф. Егоров подарил А.М. Горшкову мольберт, краски, кисти, после чего тот начал плодотворное вхождение в мир искусства. Начиная с этого периода, А.М. Горшков уже более серьезно начинает заниматься живописью.

Яркие красочные работы художника отражали его внутренний мир и профессиональные интересы: автор восхищался красотой древнего Судака, преклоняясь перед его многовековой историей [4. С. 72]. А.М. Горшков отмечал: увлечение живописью «превратилось в настоящую страсть, заставляющую писать меня не только в световое время, но и зачастую с кистью я не мог до 2-3-х часов ночи расстаться» [6. Л. 9-10].

В первые годы А.М. Горшков писал картины лично для себя, до тех пор, пока его работы не увидели работники райотдела культуры, предложившие ему организовать персональную выставку к знаменательной дате - 100-летию со дня рождения первого руководителя Советского государства В.И. Ленина (Ульянова). После того, как выставка состоялась, А.М. Горшков начал участвовать во всех выставках судакских художников, а затем и в работе клуба «Палитра», созданного им с коллегами-художниками.

После этого персональные выставки работ А.М. Горшкова проводились неоднократно. Следует, тем не менее, отметить, что отзывы о живописи А.М. Горшкова были самые неоднозначные. Одни зрители, посетившие выставки, высказывались с искренним восхищением о его работах, другие - крайне отрицательно.

Авторы статьи солидарны с мнением самого А.М. Горшкова, писавшего о том, чем его картины отличались от работ остальных судакских художников, представлявших собой подобие фотографических снимков. Написанные преимущественно в традициях социалистического реализма, картины судакских художников резко контрастировали с работами А.М. Горшкова. Сам он отмечал: «Появилась скрытая и открытая неприязнь к моим работам, к моему творчеству, вообще которое отличается новизной, непривычностью, а народ привык к определенным стереотипам в искусстве. Богатство цвета и света, разнообразие колорита не соответствовало укоренившейся серости, битумщине, которая господствовала в искусстве большинства из них» [6. Л. 10].

После 1971 года А.М. Горшков собрал двести своих работ и повез их в Москву, в музей Восточного искусства, где они были рассмотрены искусствоведом Д.А. Чирковым. Из данных работ искусствовед отобрал сто и, по словам А.М. Горшкова,

заявил, что «эти работы очень хороши, но мы не можем их принять, потому что очень высокие требования предъявляют к художникам и их работам» [6. Л. 11].

Д.А. Чирков посоветовал А.М. Горшкову обратиться во Всероссийский научно-методический центр имени Н.К. Крупской. «Я прямо из музея Восточного искусства направился туда, где я нашел очень радушный прием», - вспоминал А.М. Горшков [6. Л. 11]. Заведующая отделом изобразительного искусства была очарована работами А.М. Горшкова и из его картин отобрала в дар около семидесяти работ для организации персональных выставок и пропаганды его оригинальных методов изобразительного искусства. Когда А.М. Горшков спросил, не находит ли она в его работах что-то от М.С. Сарьяна, В. ван Гога, П. Гогена, Н.К. Рериха, заведующая ответила: «Похожего на все то, что вы сказали, я не заметила. У вас своя неординарная, самобытная, индивидуально присущая только Вашему видению мира живопись. Никакого подражания, никакого копирования и никакой имитации и похожести на других художников в Ваших работах нет» [6. Л. 12].

Нужно отметить, что А. М. Горшков был очень трудолюбивым и увлеченным мастером, создавшим достаточно большое количество произведений. В частности, в дар всесоюзным музеям и учреждениям культуры А.М. Горшков преподнес 336 своих картин:

- Феодосийской картинной галерее имени И.К. Айвазовского - 30 работ (акт приемки-сдачи от 1969 года, акт приема предметов на постоянное хранение от 12 декабря 1986 года) [7. Л. 92, 93];

- Симферопольскому художественному музею - 20 работ;

- Всероссийскому научно-методическому центру народного творчества имени Н. К. Крупской - 62 работы;

- Украинскому республиканскому научно-методическому центру народного творчества - 108 работ;

- в дар землякам из города Кадома и района - 100 работ;

- филиалу историко-архитектурного заповедника Софийский собор - Генуэзская крепость - 16 работ [6. Л. 31].

Особенный интерес вызывают картины, переданные А.М. Горшковым музею-заповеднику Судакская крепость. В основном это произведения на историческую тематику, что было для него не характерно - он преимущественно писал пейзажи (рис. 4). Автор в этих картинах выступил в своеобразной роли древнерусского летописца-живописца, яркими цветами изобразившего древний и средневековый Судак. Так реализовалась мечта А. М. Горшкова о реконструировании художественными средствами образа Судака, который носил в период античности, по одной из версий, название Афинеон, в период византийского владычества - Сугдея, во времена Древней Руси - «особого русского торгового княжества Сурож», в период венецианско-генуэзского владычества - Сол-дайя [6. Л. 32].

А.М. Горшковым была написана целая серия картин, раскрывающих историческое прошлое Судака, отразившееся в его исторических названиях: «Афинеон», «Сурож -Сугдея», «Солдайя в расцвете сил», «Порт Солдайя Х1У-ХУ вв.», «Судакское средневековье», «Крепость»; «Генуэзская крепость в Судаке» и др. [6. Л. 32]. Эти работы А.М. Горшков передал в фонды крепости-музея, где они хранятся до сих пор.

Об исторических мотивах в творчестве А.М. Горшкова, пожалуй, лучше всего сказано в энциклопедии «Судак»: «Он историк по образованию, и это подвигает его дописывать в сегодняшние судакские ландшафты бывшие здесь некогда башни и полосатые паруса средневековых галер на зеленой воде этой благословенной бухты» [5. С. 199]. Современники о картинах А.М. Горшкова говорили, что они «излучают золотистую энергию» [5. С. 198]. Сомневающимся же в уникальности его творчества показывали документы из исследовательских центров Санкт-Петербурга, где экспертизой

"Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (92), 2024

«тщательно изучались полотна А.М. Горшкова» [5. С. 198]. В настоящее время работы А. М. Горшкова хранятся как в частных коллекциях, так и в музеях Москвы, Киева, Симферополя, Феодосии, Вашингтона и Индианаполиса [5. С. 72] (рис. 5).

Выйдя на пенсию в конце 1970 - начале 1980-х годов, А.М. Горшков продолжал вести активный образ жизни. Он регулярно принимал участие в традиционных марафонских пробегах и туристских переходах [8. Л. 12]. Так, в одном из марафонских забегов, который проводился в конце 1980-х годов в Одессе, А.М. Горшков занял второе место в своей возрастной группе [8. Л. 12].

Видимо, хорошая физическая форма не в последнюю очередь обусловила тот факт, что в условиях распада СССР и острейшего социально-экономического кризиса 1990-х годов А.М. Горшков по-прежнему оставался активным поборником изучения и популяризации истории и культуры Судака. Так, в частности, он высказался в интервью по поводу создания новой газеты «Вечерний Судак»: «Судакчане чего хотят после работы и в выходные и праздничные дни? - Они хотят психологической разгрузки, разгрузки от тех невзгод, от постоянной жизни в экстремальных условиях. Народу официоз - это дополнительные духовные перегрузки. Им надо видеть в газете что-то такое, что заставило бы их рассмеяться, по-доброму призадуматься или сообщить какие-то интересные, волнующие их душу сведения, например, из истории Судака, чтобы они были уникальны и полезны, особенно новые. Это или легенды о Судаке, или очень интересные сведения об историческом прошлом Судака» [8. Л. 32].

1999 год для А.М. Горшкова был годом сильного эмоционального потрясения. С болью и гневом в районной газете «Вечерний Судак» от 2 апреля 1999 года он осудил Соединенные Штаты Америки за инициированные ими, совместно с членами Североатлантического альянса (НАТО), воздушные бомбардировки Югославии. Художник писал, что Америка «готова потопить в крови весь мир ради того, чтобы главенствовать в новом "мировом порядке", которого так добивались немецкие фашисты. Сегодня ей нужен балканский пирог, новые просторы для угнетения народов, новые подвластные территории, новые послушные рабы и новые кровавые оргии» [8. Л. 59]. А.М. Горшков призывал все славянские народы объединиться, ибо в противном случае «славянское население Украины должно вымереть, а оставшиеся несколько миллионов станут послушными рабами западных колонистов» [8. Л. 59].

После восстановления старинной судакской Свято-Покровской церкви в начале 1990-х годов А.М. Горшков стал одним из тех, кто расписывал храмовый интерьер ликами святых, поскольку стал заниматься иконописью. Местные жители узнавали его издалека и ценили его и как человека, и как художника. О нем говорили, что «по любимому Судаку, городу, который он, может быть, спас, ходит он босиком, с полукровкой немецкой овчарки на поводке, и не узнать его невозможно даже издалека» [5. С. 199]. А.М. Горшков скончался в 2004 году в Судаке, где сейчас покоится его прах.

Таким образом, рассмотрев жизненный и творческий путь А.М. Горшкова, следует сделать вывод, что в Крыму, в Судаке в 1960 - начале 2000-х годов жил, трудился и творил прекрасное необычайно талантливый человек-подвижник, органично сочетающий в себе высокие морально-нравственные и профессиональные качества. Посвятив свою жизнь благороднейшему из дел - познавать, сохранять и творить мир отечественной культуры, - А.М. Горшков показал пример истинного деятельного патриотизма и призывал к этому делу в своих статьях, литературных произведениях и художественных картинах своих современников и последователей.

Литература

1. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 8 марта 1923 года «Об учете и регистрации предметов искусства и старины» // Хронологическое собрание законов, указов Прези-

диума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. М.: Юрид. изд-во Министерства юстиции СССР, 1949. Т. 1: 1917-1927 гг. С. 132-133.

2. Декрет ВЦИК и СНК СССР «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» от 7 января 1924 года // Собрание узаконений и распоряжений за 1924 год: Управление Совнаркома СССР. М., 1924. Отдел 1. № 18. С. 234-235.

3. Постановление Совета министров СССР от 14 октября 1948 года № 3898 «О мерах улучшения охраны памятников культуры». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=ESU&n=6510#3jdqVwT8G2nTHiVQ2 (дата обращения: 24. 12. 2023).

4. Судак. Популярная энциклопедия / сост. Г.Б. Литвинова, П.А. Литвинов. Симферополь: ООО «ГрафМастер», 2004. 352 с.

5. Судак / сост. В.Б. Костюкевич, Л.Ю. Вражнова, С.Г. Емец, Г.А. Карпова и др. Симферополь: ЧерноморПРЕСС, 2002. 211 с.

6 . Ар хив ны й отдел ( муницип аль ны й ар хив ) Админист р ации го рода Судака (АО АГС). Ф. 40. П. 1. Д. 1.

7 . Ар хив ны й отдел ( муницип аль ны й ар хив ) Админист р ации го рода Судака (АО АГС). Ф. 40. Оп. 1. Д. 2.

8. Архивный отдел (муниципальный архив) Администрации города Судака (АО АГС). Ф. 40. Оп. 1. Д. 4.

9. Дорогой тысячелетий. Экскурсии по средневековому Крыму / отв. ред. О.И. Домбровский. Симферополь: Крым, 1966. 191 с.

10. Высоцкий С.А. Генуэзская крепость в Судаке. Киев: Строитель, 1972. 72 с. (На укр. яз.).

11. Полканов А.И. Судак. Историко-краеведческий очерк о Судаке и его окрестностях. Симферополь: Крым, 1964. 128 с.

12. Марков Е.Л. Очерки Крыма: картины крымской жизни, истории и природы. Киев: Издательский дом «Стилос», 2006. 512 с.

13. Тимиргазин А.Д. Судак. Путешествия по историческим местам. Симферополь: СОНАТ, 2002. 192 с.

14. Знакомьтесь - Крым удивительный! Путеводитель по городам и окрестностям / сост. Е.М. Литвинова. Симферополь: РуБин; ЧП Бинькин, ЧП Литвинова, 2006. 416 с.

15. Национальный заповедник «София Киевская» / сост. Н. Куковальская, Н. Ни-китенко, И. Франко, И. Марголина, Ж. Литвинчук, Л. Ивакина, О. Фарбей. Киев: Балтия-Печать, 2011. 224 с. (На укр. яз.).

16. Дементьева М.И. Таврида - Крым - Судак (Очерки по истории Крыма и Судака). Симферополь: ООО «Соло-Рич», 2018. 160 с.

17. Судакская крепость: научно-популярное издание / под. ред. Захаров В.А., Тимиргазин А.Д. Феодосия: «Ясон», 2020. 45 с.

18. Лялюшина Ю.П. Крым: Симферополь, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь, Евпатория, Судак, Алушта, Бахчисарай, Тарханкут: путеводитель. М.: Бомбора ТМ, 2021. 287 с.

19. Калмыков З.А. Заметки об истории Судака и его обитателей. Киев: ИД «Сти-лос», 2010. 168 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Судак - земля обетованная. Симферополь: Редотдел Крымского облполигра-физдата, 1990. 24 с.

21. Дементьева М.И. Судак. Хроники старого города. Симферополь: ООО «Соло-Рич», 2020. 32 с.

22. Страницы московского прошлого. Москва многоликая. URL: https://mdn.ru/turizm/ moskva-mnogolikaya (дата обращения: 13. 02. 2024).

23. Мясников А. Сто великих достопримечательностей Москвы. М.: Вече, 2018. 320 с.

24. Полканов А.И. Судак: Путеводитель. Симферополь: Таврия, 1970. 95 с.

Благодарности

Авторы выражают глубочайшую признательность начальнику Архивного отдела (муниципального архива) Администрации города Судака Республики Крым Л.В. Горбуновой, главным специалистам отдела О.Н. Збрицкой и Е.Н. Ватулевой за возможность ознакомления с уникальными источниками по жизнедеятельности А.М. Горшкова.

Role of A.M. Gorshkov (1924-2004) in Development Museum-Reserve "Sudak Fortress": Unity of Life and Creativity

Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2024, 1 (92), 57-70. DOI: 10.24412/2070-075X-2024-1-57-70

Vyacheslav A. Ivanov, Crimean University of Culture, Art and Tourism, (Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation). E-mail: slavik1855@gmail.com.

Elena V. Katunina, Crimean University of Culture, Art and Tourism, (Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation). E-mail: katunina-60@yandex.ru.

Antonina V. Shvetsova, Crimean University of Culture, Art and Tourism, (Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation). E-mail: voljaton@rambler.ru.

Keywords: A.M. Gorshkov, Cultural Heritage, Museum-Reserve "Sudak Fortress", artistic creation, scientific research, social activity.

In the article, on the basis of unique unpublished documents from the archival department (municipal archive) of the city of Sudak, personal fund, periodical materials and extensive local history literature, dedicated to Crimea, the city of Sudak and its residents, the features of the life and work of Alexei Matveevich Gorshkov, participant, participant, are considered Great Patriotic War, prominent public figure, researcher, and later-head of the MuseumReserve "Sudak Fortress". Working as a researcher, and later-the director of the MuseumReserve "Sudak Fortress", A.M. Gorshkov conducted various, including scientific research on the object, which made a significant contribution to the domestic museumvalism and monumental studies. In addition, in the late 1960s, A.M. Gorshkov was one of those who saved the city from the capital development, which would turn the Sudaki bay into the port, which inevitably threatened the destruction of zander as a unique historical and cultural center. Of particular interest is the artistic work of A.M. Gorshkov. Being a self-taught artist, prompted by an inexhaustible interest in Russian culture and nature, he achieved significant success, creating landscape painting and paintings on historical themes-his many works are stored both in private collections and in museums of Moscow, Kiev, Simferopol, Feodosia, etc.

References

1. Soviet Union. (1949) Dekret VTsIK i SNK RSFSR ot 8 marta 1923 goda "Ob uchete i registratsii predmetov iskusstva i stariny" [Decree of the All-Russian Central Executive Committee and Council of People's Commissars of the RSFSR of March 8, 1923 "On the registration and registration of objects of art and antiquity"]. In: Khronologicheskoe sobranie zakonov, ukazov Prezidiuma Verkhovnogo Soveta i postanovleniy Pravitel'stva RSFSR [Chronological collection of laws, decrees of the Presidium of the Supreme Council and resolutions of the Government of the RSFSR]. Moscow: Law Office of the USSR Ministry of Justice. Vol. 1. рр. 132-133.

2. Soviet Union. (1924) Dekret VTsIK i SNK SSSR "Ob uchete i okhrane pamyatnikov iskusstva, stariny i prirody" ot 7 yanvarya 1924 goda [Decree of the All-Russian Central Executive Committee and the Council of People's Commissars of the USSR "On the registration and protection of monuments of art, antiquity and nature " of January 7, 1924]. In: Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy za 1924 god: Upravlenie Sovnarkoma SSSR

[Assembly of Legalizations and Orders for 1924/Office of the Council of People's Commissars of the USSR]. Moscow. Department 1. Vol. 18. pp. 234-235.

3. Soviet Union. (1948) Postanovlenie Soveta ministrov SSSR ot 14 oktyabrya 1948 goda № 3898 "O merakh uluchsheniya okhrany pamyatnikov kul'tury" [Decree of the Council of Ministers of the USSR of October 14, 1948 № 3898 "On measures to improve the protection of cultural monuments"]. [Online] Available from: https://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=ESU&n=6510#3jdqVwT8G2nTHiVQ2 (Accessed: 12.24.2023).

4. Litvinov, P.A. & Litvinova, G.B. (eds) (2004) Sudak. Populjarnaja jenciklopedija [Sudak.Popular encyclopedia]. Simferopol: GrafMaster LLC.

5. Kostyukevich, V.B. & Vrazhnova, L.Yu. & Emets, L.Yu. & Karpova, G.A. (eds) (2002). Sudak [Sudak]. Simferopol: ChernomorPRESS.

6. Archival department (municipal archive) of the administration of the city of Sudak (AD ASS). Fund 40. List 1. File 1.

7. Archival department (municipal archive) of the administration of the city of Sudak (AD ASS). Fund 40. List 1. File 2.

8. Archival department (municipal archive) of the administration of the city of Sudak (AD ASS). Fund 40. List 1. File 4.

9. Dombrovsky, O.I. (1966) Dorogoj tysjacheletij. Jekskursii po srednevekovomu Krymu [Dear millennia. Excursions in medieval Crimea] Simferopol: Crimea.

10. Visotsky, S.A. (1972) Genuez'ka fortecja v Sudak [Genoese fort in Sudak]. Kiev: Budevelnik. (In Ukrainian).

11. Polkanov, A.I. (1964). Sudak. Istoriko-kraevedcheskij ocherk o Sudake i ego okrestnostjah [Sudak. Historical and local history essay about Sudak and its surroundings]. Simferopol: Crimea.

12. Markov, E.L. (2006). Ocherki Kryma: kartiny krymskoj zhizni, istorii i prirody [Essays on Crimea: pictures of Crimean life, history and nature]. Kyiv: Publishing House "Stylos".

13. Timirgazin, A.D. (2002) Sudak. Puteshestvija po istoricheskim mestam [Sudak. Traveling to historical places]. Simferopol: SONAT

14. Litvinova, E.M. (ed.) (2006) Znakom'tes' - Krym udivitel'nyj! Putevoditel' po gorodam i okrestnostjam [Meet - Crimea is amazing! Guide to cities and surrounding areas]. Simferopol: Rubin; PE Binkin, PE Litvinova.

15. Kukovalska, N. & Nikitenko, N. & Margolina I. & Litvinchuk, Zh. & Ivakina, L. & Farbey, O. (eds) (2011) Nacional'nij zapovidnik "Sofija Kiivs'ka" [National Nature Reserve "Sofia Kievska"]. Kiev: Baltic Press. (In Ukrainian).

16. Dement'eva, M.I. (2018) Tavrida - Krym - Sudak (Ocherki po istorii Kryma i Sudaka) [Tavrida - Crimea - Sudak (Essays on the history of Crimea and Sudak)]. Simferopol: Solo-Rich LLC.

17. Zakharov, V.A. & Timirgazin, A.D. (eds) (2020) A.D.Sudakskaja krepost': nauchno-populjarnoe izdanie (2020) [Sudak fortress: popular science publication]. Feodosia: Jason.

18. Ljaljushina, Ju.P. (2021) Krym: Simferopol', Sevastopol', Jalta, Feodosija, Kerch', Evpatorija, Sudak, Alushta, Bahchisaraj, Tarhankut: putevoditel' [Crimea: Simferopol, Sevastopol, Yalta, Feodosia, Kerch, Evpatoria, Sudak, Alushta, Bakhchisaray, Tarkhankut: guide]. Moscow: Bombora TM.

19. Kalmykov, Z.A. (2010) Zametki ob istorii Sudaka i ego obitatelej [Notes on the history of Sudak and its inhabitants]. Kyiv: Publishing House "Stylos".

20. Health resorts of Crimea. (1990) Sudak - zemlja obetovannaja [Sudak is the promised land]. Simferopol: Editorial department of the Crimean regional polygraphic data.

21. Dement'eva, M.I. (2020) Sudak. Hroniki starogo goroda [Sudak. Chronicles of the old city]. Simferopol: Solo-Rich LLC.

22 Logashev, B.R. (2008) Stranicy moskovskogo proshlogo. Moskva mnogolikaja [Pages of the Moscow past. Moscow has many faces. State budgetary institution Moscow House of Nationalities]. [Online] Available from: https://mdn.ru/turizm/moskva-mnogolikaya (Accessed: 13.02.2024).

23. Mjasnikov, A. (2018) Sto velikih dostoprimechatel'nostej Moskvy [One hundred great sights of Moscow]. Moscow: Veche.

24. Polkanov, A.I. (1970). Sudak: Putevoditel'. [Sudak: Guide]. Simferopol: Tavria.

Acknowledgments

The authors express the deepest gratitude to the head of the archival department (municipal archive) of the city of Sudak of the Republic of Crimea L.V. Gorbunova, chief specialists of the department O.N. Zbritskaya, E.N. Vatuleva for the opportunity to familiarize themselves with unique sources in the life of A.M. Gorshkova.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.