Научная статья на тему 'Рок-культура Запада как феномен культуры второй половины ХХ в.'

Рок-культура Запада как феномен культуры второй половины ХХ в. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
894
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рок-культура Запада как феномен культуры второй половины ХХ в.»

действительности. Когда человек преобразовывает действительность, он ищет новое, но не реализует собственные идеалы. Свобода, которая проявляется через индивидуальность, стремится через действительность подчеркнуть индивидуальность человека, его непохожесть на действительность. Борьба человека за своё существование заставляет его вырабатывать идеалы, которые направлены на улучшение условий существования. Вырабатываемые человеком идеалы связаны с условиями существования. Такая связь указывает на зависимость друг от друга материального и духовного начала.

Распространение идеалов гуманности требует от человека способности и возможности быть свободным. Зюзюкин пишет о том, что человек, который посвятил себя служению людям, является счастливым человеком: «Тех, кому, несмотря ни на что, удаётся встать на путь служения людям, Швейцер называет счастливцами -прежде всего за то, что они бросают вызов привычным представлениям о счастье»1.

Таким образом, можно прийти к выводу, что противостоящие культуре условия представляют собой отсутствие взаимодействия между материальным и духовным началом. В рамках отсутствия данного взаимодействия современный человек не рассматривается как личность, поэтому не может способствовать развитию культуры. Развитие культуры нуждается в идеале, который должен быть направлен на прогресс человечества и должен противостоять действительности.

Н.В. Смыкало

Рок-культура Запада как феномен культуры второй половины ХХ в.

Рок-культура стала одним из самых заметных и значимых явлений в культуре второй половины ХХ в. Возникнув на основе музыкального жанра, она приобрела свою философию, атрибутику, своих героев. Ее элементы проникли в моду, кино, беллетристику, повседневную жизнь. Как музыкальный стиль рок включает в себя рок-н-ролл, блюз, хард-рок, хэви-металл, панк-рок, глэм-рок и др. направления.

Невозможно однозначно определить статус рок-культуры - это и субкультура, и контркультура, и явление массовой культуры. Г.Ю. Квятковский рассматривал её как трансформацию молодежной

1 Зюзюкин И. Гений доброты // Смена. 2001. № 5. С. 245.

128

субкультуры в контркультуру и затем в массовую культуру. Однако такая характеристика не совсем точна. Сегодня можно наблюдать рок-культуру во всех трех формах одновременно: она широко распространена - ее элементы органично включены в массовую культуру, в то же время, она не сдает свои протестные позиции и также продолжает быть центром формирования субкультуры. Споры вокруг её влияния не утихают до сих пор. Такая популярность этого явления продолжает вызывать огромный к ней интерес со стороны исследователей культуры.

Её возникновение неизбежно связанно с техническим развитием, изменением социальных установок, молодежным бунтом и стремлением к духовной свободе. Технический прогресс с начала ХХ в. начал проникать во все аспекты жизни. Постепенно он вошел и в музыкальное искусство. В 1941 г. музыкант Лес Пол изобретает электрогитару. Это гитара с цельным корпусом, её звучание стало совершенно новым, не похожим на звучание классической гитары. Вскоре электроинструменты стали доминировать в рок-музыке. В постановке звучания нашли применения электронные эффекты -различные искажения звука. Сформиловался новый образ музыкального коллектива - рок-группа. Лидер группы - фронт-мэн и вокалист, также, как правило, основной автор и «актер» в коллективе. Такие коллективы начали собираться из самоучек в нищих кварталах и играть в дешевых барах.

Вначале 50-х гг. в США диджей Алан Фрид убедил владельца радиостанции уделить эфирное время новой музыкальной волне, и затем сам же организовал первый рок-концерт, этим он создал самую большую провокацию. Государственные органы и общественные деятели буквально объявили войну рок-н-роллу и призывали молодежь к благоразумию. Но молодое поколение стремилось отказаться от навязываемых устоев и создать свою мораль, идеалы, своих кумиров, и сотни коммерсантов поняли «где зарыто золото». Музыкальный шоу-бизнес начал активно развиваться. Новая машина набирала обороты, безжалостно ступая по разбитым сердцам, изуродованным душам, и телам утопших в собственных слабостях живых мертвецов. Здесь достаточно вспомнить имена Элвиса Пресли, Джима Моррисона, Курта Кобейна. Шоу-бизнес породил массовый фанатизм по отношению к музыкантам или артистам. Самым ярким примером этого явления до сих пор считается, так называемая, «битломания»: «Beatles популярнее, чем Иисус Христос», - сказал однажды Джон Леннон.

На сцене же рок - это не только музыка. С самого возникновения рок-н-ролла музыканты этого жанра пытались найти новые формы визуально-сценического выражения. Билл Хейли и его группа играли, то лежа на полу, то становились на голову, то

129

взбирались на контрабас. Отличительной чертой Чака Берри на сцене была его «утиная походка» на полусогнутых ногах. С развитием стиля и усилением звучания усиливалась и экспрессия выступлений. Движения музыкантов становились все более вызывающими, носили оттенок агрессии и эротизма. В 1972 г. на рок-сцене появился Элис Купер, который создавал во время своего выступления театр ужасов. Это было квинтэссенцией возникшего интереса в обществе к спиритизму, сатанизму и другим оккультным наукам.

Главным в новом музыкальном движении стала музыка «черных американцев». Блюз - это вид афро-американского вокального фольклора, он сформировался как музыкальный стиль в конце XIX в. Блюз относится к вокальному жанру - его музыкальная форма обусловлена формой его словесного текста. Трехстрочная строфа блюзового текста, как правило, состоит из двойного (повторяющегося) вопроса и контрастного ответа, блюзовые ноты словно находятся между мажорными и минорными ступенями - это создает эффект ладово-эмоциональной двойственности. Она отражает специфику настроения этого жанра: соединения радости и горя, слез и смеха. С появлением электрозвучания блюз слился с маршевым ритмом. Это усилило его «гипнотичность» и эмоциональное воздействие. Врач-нарколог А.Г. Данилин пишет о том, что в момент прослушивания блюза, джаза и рока многие онтологически не уверенные в себе люди приобретают уверенность, становятся

л

раскованными1. Ритм рока заглушает внутренние мысли и позволяет поддаться эмоциям. Это делает рок популярным в различных странах независимо от языка. Не обязательно понимать слова, чтобы эта музыка вызывала эмоции и чувства, это происходит на подсознательном уровне.

Однако важно проанализировать и тексты рок-музыкантов. Рок-поэзия явилась отражением всего того, что видели и с чем сталкивались в жизни сами музыканты, раскрывала многие социальные проблемы: наркотики, дети проституток, брошенные на попечение чужим людям и никогда не знавшие своих отцов, секс без любви, тяжелый труд, оплачиваемый грошами, лицемерие юристов, деспотизм родителей - все это они излагали с потрясающей легкостью, цинизмом и иронией. В то же время они пели о истинных чувствах, любви, предательстве, Боге, духовном очищении через страдания. Двойственная природа рока отразилась и в балансировании между Дьяволом и Богом. В то время как одни музыканты обращались в песнях к Богу, Мик Джаггер, фронт-мэн группы The Rolling Stones, пел от лица дьявола (имеется в виду

1 Данилин А. Г. Homo servus: Человек зависимый. М.: Зебра Е, 2009.

130

песня «Sympathy For The Devil»). Сочетание таких противоречий в рок-культуре, как нельзя лучше отобразило вечный поиск истины человеком между добром и злом.

Также рок-музыканты всегда остро реагировали на политические процессы: писали песни против войны, расовой дискриминации, об ужасах возможной экологической катастрофы. Они не оставались равнодушными ни к чему, что происходило в обществе. Обличали лицемерие существующей морали, ложность показных отношений, пытались освободить разум от угнетающих норм культуры. Это, как и многое другое, соединяло рок-культуру 50-х - 70-х гг. с контркультурой - сложным, многогранным, нашумевшим движением того времени.

Рок-культура создала своего героя. Это герой нового общества, несущий в себе слияние культур: «белой» и «черной», Запада и Востока. Это Герой, пропагандирующий раскрепощение, наслаждение, чувственность, свободу. Рок-герой ощущает свое экзистенциальное одиночество, абсурдность мироздания, в поисках смысла он погружается в самоуничтожение, но стремится к спасению. Такой герой стал созвучен общему настрою общества: разочарованию в рационализме и общепринятой морали, смятению человека после индустриальной революции и мировой войны.

В заключение можно отметить, что рок-музыка двадцатого века имеет под собой ярко выраженную фольклорную основу и эмоциональную сущность. Рок в каком-то смысле музыка народная: явившись на свет из бедных подворотен и прокуренных дешевых клубов, рок-н-ролл как скальпель вскрыл гнойные нарывы переболевшего техническим прогрессом общества. Человек был в смятении - за кратчайший срок в жизни человечества изменилось все: законы, порядки, межклассовые отношения, отношения полов, условия жизни. Рок-н-ролл предлагал простое решение: просто жить, жить, так как тебе хочется. Через странные гримасы, кривляния и ужимки, с явной самоиронией рок-музыканты пытались быть убедительными и честными. Не казаться лучше, чем они есть, не прятать свои пороки за завесой благочестия. Страдающие наркозависимостью и опустившиеся люди с динамичной точностью создавали новую музыку: из хаоса и режущих звуков электрогитары постепенно рождались завораживающие своей красотой мотивы. Рок-музыка сочетает в себе не только электрогитары и ударные, но и такие классические и народные инструменты, как саксофон, скрипка, виолончель, губная гармошка, мандолина, пианино, ситар, клавесин и др. Сегодня «герои рока» - музыканты, умудрившееся пройти через все свои пороки и круги ада и имеющие все, продолжают выходить на сцену снова и снова, несмотря на возраст

131

и тяжелые заболевания. Все это сделало рок-культуру популярной среди миллионов, сохраняя при этом статус рок-исполнителей как кумиров маргиналов.

Таким образом, рок-культура органично сочетает в себе как музыкальную, так и социальную сторону. Как музыкальный жанр рок развивался постепенно, как социальное явление - активно реагировал на любые политические изменения и социальные проблемы. Рок-культура наполнена множеством противоречивых смыслов и символов, она отражает многие стороны жизни и души -от прекрасного до низменного. Её многогранность,

мультикультурность, эмоциональность, открытость, наличие

собственных героев, способность к рефлексии и делает её всепроникающим, популярным, значимым и устойчивым явлением современности.

В.Д. Карандашов

Кронштадтская трагедия

«История не учительница, а надзирательница, magistra vitae: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

В результате: «История учит даже тех, кто у нее не учится: она их проучивает за невежество и пренебрежение».

В. О. Ключевский, русский историк

Интерес к событиям марта 1921 г. в Кронштадте практически не утихал никогда. Наибольший всплеск эмоций по этому поводу возник на волне популизма в период «перестройки», когда наряду с седыми учеными освещением вопроса занялась большая группа профессиональных журналистов и писателей. Не обремененные грузом познаний «специалисты» в погоне за сенсацией и в угоду модным тенденциям ухватились за лежащие на поверхности факты, сдобрив их домыслами. «Кронштадтский мятеж» - достаточно сложное явление нашей истории, а потому не приемлет такого подхода. Только истина не тускнет от подозрений. Но она до сих пор не найдена. Особую позицию о Кронштадте следует отметить у известного крупного историка Михаила Елизарова. Мятеж не может быть расценен положительно уже потому, что нанес государству не только моральный, но и огромный материальный ущерб. Несомненно, в первую очередь это людские потери, которые были не только у враждующих сторон, но и среди мирного населения. Кроме того, пострадали здания, сооружения, боевая и иная техника. Артиллерия мятежников вышла из строя в среднем на две трети. Основной причиной этого стало интенсивное ее использование, от

132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.