Научная статья на тему 'Рогнозирование потенциальной емкости регионального рынка мясопродукции'

Рогнозирование потенциальной емкости регионального рынка мясопродукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЕМКОСТЬ / POTENTIAL CAPACITY / ИНДЕКСА ПРОИЗВОДСТВА / A MANUFACTURE INDEX / МЯСОПРОДУКЦИЯ / МОДЕЛЬ / MODEL / РЕГИОН / REGION / СРЕДНЕДУШЕВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / СРЕДНЕДУШЕВОЕ CONSUMPTION / ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / POPULATION / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / LIVING WAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитревский Дмитрий Евгеньевич

В статье отражен разработанный подход к прогнозированию потенциальной емкости рынка мясопродуктов в регионе. Он может быть использован при стратегическом управлении и планировании в частности как мощный инструмент предсказания регионального потребления мясопродукции в будущем. Предложена факторная модель зависимости среднедушевого потребления мяса и мясопродуктов от среднего размера минимального набора продуктов питания, индекса производства мясопродукции в регионе и численности населения ниже прожиточного минимума. Представлен алгоритм прогнозирования потенциальной емкости мясопродуктового рынка региона на основе разработанной модели. Описан способ определения требуемого объема производства и реализации мясопродукции необходимого для удержания или расширения доли мясоперерабатывающего предприятия на рынке в зависимости от его потенциальной емкости в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING OF POTENTIAL CAPACITY OF REGIONAL MARKET MJASOPRODUKTSII

Developed method of potential size of the regional meat market forecasting is presented in the article. It can be used in strategic management and planning as a powerful tool for regional potential capacity of meat product market prevision. Factor model which reflect a dependent of meat products consumption on average price of minimal foodstuff set, development of meat production and amount of people which are under the living wage is produced. The method of meat market capacity forecasting based on the factor model is developed. The approach of determination of needed production and sales volume for reach a wished part of a market for meat processing organization based on potential meat market capacity is described.

Текст научной работы на тему «Рогнозирование потенциальной емкости регионального рынка мясопродукции»

ДМИТРЕВСКИЙ Д. Е.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЕМКОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО

РЫНКА ЛЛЯСОПРОДУКЦИИ

В статье отражен разработанный подход к прогнозированию потенциальной емкости рынка мясопродуктов в регионе. Он может быть использован при стратегическом управлении и планировании в частности как мощный инструмент предсказания регионального потребления мясопродукции в будущем. Предложена факторная модель зависимости среднедушевого потребления мяса и мясопродуктов от среднего размера минимального набора продуктов питания, индекса производства мясопродукции в регионе и численности населения ниже прожиточного минимума. Представлен алгоритм прогнозирования потенциальной емкости мясопродуктового рынка региона на основе разработанной модели. Описан способ определения требуемого объема производства и реализации мясопродукции необходимого для удержания или расширения доли мясоперерабатывающего предприятия на рынке в зависимости от его потенциальной емкости в будущем.

DMITREVSKIY D.E.

FORECASTING OF POTENTIAL CAPACITY OF REGIONAL MARKET

MJASOPRODUKTSII

Developed method ofpotential size of the regional meat market forecasting is presented in the article. It can be used in strategic management and planning as a powerful tool for regional potential capacity of meat product market prevision. Factor model which reflect a dependent of meat products consumption on average price of minimal foodstuff set, development of meat production and amount ofpeople which are under the living wage is produced. The method of meat market capacity forecasting based on the factor model is developed. The approach of determination of needed production and sales volume for reach a wished part of a market for meat processing organization based on potential meat market capacity is described.

Ключевые слова: прогнозирование, потенциальная емкость, индекса производства, мясопродукция, модель, регион, среднедушевое потребление, численность населения, прожиточный минимум.

Keywords: forecasting, potential capacity, a manufacture index, мясопродукция, model, region, среднедушевое consumption, a population, a living wage.

В рыночных условиях хозяйствования любое предприятие занимающееся производством и переработкой мясопродукции сталкивается со значительным уровнем неопределенности будущего состояния окружающей среды. В свою очередь незнание потенциального объема потребления выпускаемой

продукции может привести к потере конкурентного положения на рынке, и как следствие, снижению прибыльности организации или уходу с рынка. Поэтому своевременное получение информации о будущем состоянии его емкости может являться залогом эффективного управления мясоперерабатывающим предприятием и улучшения его конкурентного статуса с целью сохранения или увеличения его прибыльности. Снизить степень неопределенности будущего призвано прогнозирование. Необходимо выявление закономерностей потребления мясопродукции населением и разработка прогнозов возможных состояний данного показателя в будущем. Таким образом, совершенствование методов прогнозирования потенциального потребления мясопродуктов, выявления его потенциальной емкости является актуальным и является целью данной работы.

Предлагаемый подход к прогнозированию может быть использован для выявления потребления практически любой группы продуктов питания в будущем при соответствующей адаптации в зависимости от особенностей исследуемой группы пищевых продуктов.

Прогнозирование потребления мясопродукции может быть использовано для выработки и принятия рыночных стратегий мясоперерабатывающих предприятий, направленных на сохранение или улучшение позиций на рынке мясопереработки, а так же их конкурентного статуса, так как служит мощным инструментом предсказания потенциальной емкости рынка мясопродук-ции в регионе в будущем.

Разработанный алгоритм прогнозирования состоит из следующих основных этапов:

1. На первом этапе производится анализ современного состояния рынка мясопродукции в регионе с целью выявления положения на нем мясоперерабатывающих предприятий в зависимости от занимаемой доли на рынке мясопродукции и их положения относительно конкурентов. Особое место в определении текущего конкурентного статуса предприятий отводится занимаемым ими долям на рынке мясопродукции и темпам их роста.

2. На втором этапе производится отбор наиболее существенных факторов обуславливающих региональное потребление мясопродукции и строится модель отражающая зависимость среднедушевого потребления мясопродуктов от изменения ее производства и уровня жизни населения в регионе.

3. На третьем этапе строятся прогнозы возможных альтернатив развития факторов влияния, и на их основе приводится интервальный прогноз емкости регионального рынка мясопродукции.

4. На четвертом этапе, на основании расчетов потенциальной емкости рынка мясопродуктов в будущем производится оценка необходимых объемов реализации продукции мясоперерабатывающими предприятиями в зависимости от требований к доле рынка в будущем.

Применение разработанного алгоритма производится на примере мясоперерабатывающих предприятий Республики Марий Эл, использующие в производстве все виды мяса. В 2007 году реальная емкость рынка мясопродуктов составляла 39 тыс. т. На долю крупных и средних производителей

республики приходится 44,8% всего рынка. Из них предприятиям занимающимся производством продукции исключительно из мяса птицы принадлежит 8,8%. Таким образом, реальная емкость рынка продукции мясоперерабатывающих предприятий использующих в производстве все виды мяса за исключением мяса птицы (целевой рынок) составляет 36,0% (44,8% - 8,8%) всего рынка мясопродукции региона или 14035 т. Для 2008 года этот показатель составляет 16148 т. В 2007-2008 г.г. На целевом рынке республики действуют три безусловных лидера: ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» (доля целевого рынка 44,5% и 40,5% соответственно в 2007 и 2008 годах), ООО ТПК «Звениговский» (доля целевого рынка 37,3% и 33,6% соответственно в

2007 и 2008 годах) и ЗАО «Марийское» (доля целевого рынка 12,1% и 20,9% соответственно в 2007 и 2008 годах). Остальные 6,1% в 2007 году и 5% в

2008 году принадлежат значительно менее крупным предприятиям, среди которых наибольшую долю на региональном рынке мясопродукции без учета мяса птицы занимает ОАО «Тепличное» (доля целевого рынка 2,7% и 2,9% соответственно в 2007 и 2008 годах). Снижение долей первых двух лидеров обусловлено в первую очередь значительным увеличением доли третьего лидера рынка.

Необходимо отметить, что мясопродукция, как и другие продукты питания отличается от прочих потребительских товаров тем, что спрос на них обусловлен биологическими потребностями человека и существует всегда. Таким образом, спрос на мясопродукцию неэластичен по цене и относительно предсказуем, что обуславливает возможность его прогнозирования. Однако он неразрывно связан с потребительскими предпочтениями и вкусом покупателей, которые достаточно сложно учесть без проведения комплексного, дорогостоящего маркетингового исследования рынка, основанного на экспертных оценках и опросах групп потребителей.

На первоначальном этапе моделирования потребительского спроса на мясопродукты в регионе были учтены такие факторы влияния, как: индекс потребительских цен, индекс потребительских цен на мясопродукты, среднедушевые денежные доходы населения, реальные денежные доходы населения, численность населения в регионе, величина прожиточного минимума, численность населения с доходами ниже прожиточного уровня, коэффициент концентрации доходов Джинни, стоимость минимального набора продуктов питания, производство мясопродукции на человека в год, индекс производства мясопродукции. Учет данных факторов позволяет оценить потребление мясопродуктов в регионе в зависимости от уровня жизни в регионе и темпов роста или спада производства данной продукции в регионе. Исходными данными для моделирования послужила информация о включаемых факторах за 2007 год по 31 республикам и областям, входящих в Центральный и Приволжский Федеральный Округа Российской федерации.

Проведенный факторный анализ позволил исключить несущественные факторы и выявить наиболее значимые. Ими были признаны: средняя стоимость минимального набора продуктов питания, индекс производства мясо-

продукции и численность населения с доходами ниже прожиточного мини мума.

Подбор модели производился на базе табличного процессора Excel паке та Microsoft Office.

В результате разработана следующая модель потребления мясопродук тов в регионе:

У = -0.61 ■ + 0,04 ■ ж^+ОДО ■

,(1) у

где - потребление мясопродуктов в среднем на человека в год, кг.;

■ - численность населения ниже прожиточного уровня, %;

- средняя стоимость минимального набора продуктов питания в регионе, руб.;

-индекс производства мясопродукции в регионе, %.

Полученная модель статистически значима: Б-критерий намного больше табличного (923,4). Коэффициенты также статистически значимы: значения

^критерия Стьюдента соответственно для коэффициентов при

■-"'■-да. равны: -2,47; 10,32; 2,42 (больше 2,05). Множественный коэффициент детерминации составил 0,99, что говорит о том, что изменение потребления мясопродуктов в регионе на 99% объясняется включенными в модель факторами. Средняя ошибка аппроксимации для модели составила 8,6%.

Таким образом, разработана факторная модель регионального потребления мясопродуктов в зависимости от стоимости минимального набора продуктов питания, темпов роста или спада производства мясопродукции в регионе и численности населения ниже прожиточного минимума. Представленная модель служит основой для прогнозирования потенциальной емкости рынка мясопродукции в регионе.

На третьем этапе строится прогноз развития потенциальной емкости мясопродукции в регионе на основании прогнозных значений воздействующих факторов. Для этого предлагается использование адаптивного прогнозирования основанного на методе Хольта, так как в условиях сильной динамичности и неопределенности окружающей среды мясоперерабатывающих предприятий он предоставляет возможность смещать приоритеты в сторону ближайших изменений на рынке мясопродукции. Кроме того, данный метод позволяет постоянно корректировать прогнозные значения потребления мясо-продукции на душу населения в момент поступления новых данных о воздействующих на этот показатель факторах, то есть разрабатываемая модель может постоянно адаптироваться под изменяющиеся экономические условия в регионе или страны в целом.

В соответствии с предпосылками адаптивного прогнозирования получена следующая формула для прогнозирования факторов влияния на потребление мясопродукции в регионе:

П; + + (2)

7; = т ■ Т(1 + (1 - т) ■ (Д - Пе_хХ

где: J - накопленное значение фактора потребления мясопродуктов в

П

год i;

Т

- накопленный тренд в год i;

n, m - константы сглаживания (от 0 до 1) - при более высоких значениях n наибольшим приоритетом обладают значения факторов потребления мясо-продукции и тенденция их развития; чем больше значение m, тем больший приоритет имеют прошлые тенденции развития факторов потребления по сравнению с современными;

- фактическое значение фактора потребления мясопродуктов в год 1. Прогнозирование производилось на базе табличного процессора Microsoft Excel. Отметим, что разработанный алгоритм прогнозирования обладает большой гибкостью, так как позволяет использовать возможные варианты развития воздействующих факторов в будущем, не исключая экспертной оценки. Однако использование только экспертного подхода в прогнозировании не представляется рациональным вследствие большой субъективности составляемых прогнозов.

В случае ухудшения экономического состояния региона, характерен рост или стагнация численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Вместе с тем производство мясопродукции либо остается прежним, либо падает, поэтому приоритетом обладают негативные тенденции и наименьшие значения прироста производства. Стоимость продуктов питания может расти большими темпами. В случае положительных направлений в развитии экономики региона наблюдаются обратные тенденции указанных факторов. Поэтому необходимо учитывать ошибку прогноза с целью интервальной оценки потенциальной емкости рынка мясопродукции в регионе. Для расчета интервалов возможных значений прогнозируемых факторов влияния используется следующая формула:

- номер наблюдения;

к -количество независимых переменных модели;

N - количество наблюдений (периодов времени).

Результаты расчетов прогнозных значений факторов оказывающих влияние на потребление мясопродукции представлены в таблице 2.

Отметим, что моделирование производилось на основе подбора таких значений констант сглаживания, при которых модель удовлетворяла условию отсутствия автокорреляции в остатках. Оценка модели производилась по критерию Дарбина-Уотсона. Расчетные значения данного критерия при прогнозировании всех факторов указали на необходимость принятия нулевой

где: -1 -среднее квадратическое отклонение аппроксимации; -табличное значение t-критерия Стьюдента;

гипотезы об отсутствии автокорреляции в остатках и как следствие возможность использования моделей для прогнозирования. Более того, вследствие наличия оперативной информации в Госкомстате РФ существует возможность проверки полученных данных относительно индексов производства мясопродукции. Так, в 2008 году этот показатель в РМЭ составил 122%, что соответствует скорее оптимистичному сценарию развития экономики республики. В это же время минимальное прогнозное значение для 2009 года при пессимистичном сценарии составило 96,65%, в то время как реальное значение составило 105,8%. Резкое снижение объемов производства мясо-продукции можно объяснить воздействием сложившейся кризисной экономической ситуацией в мире. Так же для средней стоимости минимального набора продуктов питания в 2008 году реальное значение составило 1828,96 рублей (прогноз - 1803,39 рублей). Таким образом, модель предполагает возможность учета как кризисных, так и прогрессивных состояний экономики в регионе или стране в целом.

Таблица 2

Прогнозные значения факторов влияющих на потребление мясопродукции

Сценарий Год

2008 2009 2010 2011

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в РМЭ, %

минимум 24,88 27,88 23,13 18,38

прогноз 22,67 22,67 17,92 13,17

максимум 20,86 20,86 16,11 11,36

Индекс производства мясопродукции в РМЭ, %

минимум 94,54 96,65 98,77 100,88

прогноз 115,82 117,94 120,05 122,16

максимум 137,10 139,22 141,33 143,45

Средняя стоимость минимального набора продуктов питания, руб.

минимум 1737,38 1963,06 2188,73 2414,41

прогноз 1803,39 2029,06 2254,73 2480,41

максимум 1869,39 2095,06 2320,74 2546,41

Для прогнозирования возможных объемов потребления мясопродукции в регионе всего и как следствие потенциальной емкости рынка мясопродук-ции необходимо учитывать численность населения в регионе и тенденции ее изменения. В РМЭ характерно незначительное снижение общей численности населения (за последние 18 лет в среднем менее чем на 1% в год), поэтому предполагается, что численность населения республики составит в с 2008 по 2011 год соответственно 702130, 697215, 692335 и 687488 человек. Подставляя полученные значения факторов по годам в разработанную факторную модель потребления мясопродуктов на душу населения и умножая полученное значение на соответствующую численность населения можно представить интервальный прогноз емкости регионального рынка мясопродуктов (таблица 3). Отметим, что при поступлении новых данных в модель, она проходит дополнительную адаптацию, и каждый раз выдаваемые ей результаты будут более реально описывать возможные альтернативы состояния потребления мясопродукции в регионе.

Полученная информация может быть использована в стратегическом управлении и планировании в частности. Владение информацией о современной доле мясоперерабатывающего предприятия на рынке мясопродукции дает возможность разработки стратегий необходимых для сохранения или увеличения доли рынка, так как информация о его потенциальных размерах позволяет определить необходимый объем выпуска и реализации продукции в зависимости от стратегических альтернатив развития организации.

Таблица 3

Интервальный прогноз емкости рынка мясопродукции РМЭ

Сценарий Год

2008 2009 2010 2011

Потенциальный объем потребления мясопродукции, тыс. т.

минимум 43121,62 47626,08 55443,12 63260,16

прогноз 43807,15 49594,11 57411,15 65228,19

максимум 53411,2 59198,17 64985,13 70772,1

Поэтому на четвертом этапе предлагается оценка положения мясоперерабатывающего предприятия в будущем в зависимости от доли на потенциальном рынке мясопродукции. Для этого строится матрица возможного положения мясоперерабатывающего предприятия в зависимости от желаемой доли рынка и необходимых для владения ей объемов реализации продукции (таблица 4). При этом предполагается, что доля рынка мясоперерабатывающих предприятий на всем рынке мяса и мясопродукции остается прежней, а для расчета необходимого объема производства берется прогнозное значение емкости рынка мясопродукции в республике. Отметим, что при построении аналогичных матриц для интервальных значений показателей можно рассчитать минимальный и максимальный объемы производства продукции необходимые для того, чтобы иметь требуемую долю на рынке в зависимости от возможных направлений развития экономики региона и их динамики.

Таблица 4

Матрица доля рынка/необходимый объем производства при прогнози-

руемой потенциальной емкости рынка

Доля рынка Необходимый объем производства, тонн/год

2008 2009 2010 2011

5% 788 892 1032 1173

10% 1575 1784 2065 2346

15% 2363 2675 3097 3519

20% 3151 3567 4129 4692

25% 3939 4459 5162 5864

30% 4726 5351 6194 7037

35% 5514 6242 7226 8210

40% 6302 7134 8259 9383

45% 7089 8026 9291 10556

50% 7877 8918 10323 11729

55% 8665 9809 11356 12902

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60% 9452 10701 12388 14075

Приведем пример расчета потенциальной доли рынка. В 2008-2009 г.г. для сохранения доли рынка лидеру ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат » (доля целевого рынка на 2008 год составила 40,45%) необходимо произвести и реализовать 6302, 7134, 8259 и 9383 тонны мясопродукции соответственно.

Поэтому разработанный подход к прогнозированию потребления мясопродукции в регионе на базе построенной факторной модели с использованием адаптивных методов прогнозирования представляется актуальным и полезным на всех уровнях управления мясоперерабатывающими предприятиями региона. Более того, он представляет большие перспективы для дальнейшего развития с целью улучшения качества и достоверности прогнозирования потенциальной емкости регионального рынка мясопродукции.

_Литература_

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Статистический сборник / Росстат. - М., 2008. - 999 с.

2. Эконометрика: Ученик/ И.И. Елисеева, С.В. Курышева, Т.В. Костеева и др.; Под ред. И.И. Елисеевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. -576 с.:ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.