Научная статья на тему 'Родовые группы тувинцев Кобдоского аймака Монголии на современном этапе (по материалам полевых исследований)'

Родовые группы тувинцев Кобдоского аймака Монголии на современном этапе (по материалам полевых исследований) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУВИНЦЫ / РОДОВЫЕ ГРУППЫ / РОДОПЛЕМЕННОЙ СОСТАВ / ТЕРМИНЫ РОДСТВА / TUVANS / TRIBAL GROUPS / TRIBAL STRUCTURE / TERMS OF KINGSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Айыжы Е. В., Конгу А. А.

Статья посвящена тувинцам Кобдоского аймака Монголии. На основе полевых материалов авторы рассматривают некоторые вопросы, посвященные родовым группам и подгруппам, картине родового состава и различным аспектам жизнедеятельности и культуры тувинцев одного из аймаков Западной Монголии на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Айыжы Е. В., Конгу А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tuvan Tribal Groups of the Khovd Aimak of Mongolia at the Present Stage (on materials of field researches)

The article is devoted to Tuvans of the Khovd aimak of Mongolia. On the basis of field materials the authors consider such questions, as tribal groups and subgroups, tribal structure and various aspects of live activity and culture of Tuvans of one of the aimaks of Western Mongolia at the present stage.

Текст научной работы на тему «Родовые группы тувинцев Кобдоского аймака Монголии на современном этапе (по материалам полевых исследований)»

ЭТНОЛОГИЯ

УДК 390 (519.3) ББК 63.5 (5МО)

РОДОВЫЕ ГРУППЫ ТУВИНЦЕВ КОБДОСКОГО АЙМАКА МОНГОЛИИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (по материалам полевых исследований)*

Е. В. Айыжы, А. А. Конгу

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена недостаточностью комплексных исследований. На сегодняшний день мы не имеем специальной научно-исследовательской работы, посвященной изучению родовых групп и подгрупп тувинцев (тув. тврел-аймак бвлYктер), что определяет характер насущных проблем научного и практического плана. Историко-этнографическое изучение данных групп тувинцев может пролить свет на некоторые моменты этнической истории и этнического состава тувинцев, в этногенезе которого приняли участие различные племена и роды, а также будет способствовать освещению отдельных сторон истории социально-экономических отношений тувинского народа, установлению ряда общих закономерностей развития социальных отношений.

Тувинцам Монголии, в том числе тувинцам Кобдоского аймака, посвящен ряд исследований, затрагивающих различ-

ные проблемы языка, истории, культуры. К ним относятся труды таких ученых, как Ю. Л. Аранчын [Аранчын 1975], М. Х. Ман-най-оол [Маннай-оол 1995], С. И. Вайнштейн и Э. Таубе [Вайнштейн, Таубэ 1984], Э. Таубе [Таубэ 1975], П. С. Серен [2007], М. В. Монгуш [2002, 2003, 2004, 2010], Е. В. Айыжы [2007], Ц. Уламсурэнгийн [2003]. Так, Ю. Л. Аранчын и М. Х. Маннай-оол посвятили свои исследования истории и картине родового состава, в частности, родовым этнонимам тувинцев. П. С. Серен, М. В. Монгуш, Е. В. Айыжы в своих работах, затрагивающих различные аспекты языка, истории, культуры, идентичности тувинцев Монголии, приводят данные по названиям основных родовых групп и подгрупп тувинцев. Работы П. С. Серен и Ц. Уламсурэнгийн посвящены этнолинг-

вистике и фольклору кобдоских тувинцев. Несомненно, перечисленные исследования являются базовыми для дальнейших исследований. Опираясь на них, мы можем более глубоко изучить и пронализировать многие проблемы. В то же время в работах названных авторов не содержится детальный анализ родового состава и в целом системы родства, за которой стоят сложные общественные отношения.

Система родства у тувинцев России, свадебный обряд, семейно-брачные отношения наиболее полно изучены тувинским этнографом С. М. Биче-оол [Биче-оол 2001].

В данной статье авторы попытались на основе вышеуказанных работ и собственных полевых набюдений более подробно рассмотреть проблему родового состава тувинцев Кобдоского аймака.

Материалом для рассмотрения в статье послужили полевые данные, собранные авторами в ходе поездок в Кобдоский аймак Монголии. В июле 2011 г. один из авторов принял участие в работе Международной летней школы по изучению иностранных языков на базе Кобдоского государственного университета Монголии (монг. Ховд их сургууль), организованной учебно-информационным центром ТувГУ. В июне 2012 г. кафедрой всеобщей истории и археологии исторического факультета ТувГУ была организована этнографическая экспедиция в Кобдоский аймак Монголии (руководитель

— Айыжы Е. В.), в которой участвовали студенты, обучающиеся по специальности «зарубежное регионоведение», а также аспиранты кафедры этнологии исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, Конгу А. А и Базырчап А-Х. О.

В задачи экспедиции входили изучение материальной и духовной культуры кобдо-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ 12-11-17600/е.

36

ских тувинцев, исследование современных этнокультурных процессов, протекающих на территории данного региона, а также приобретение студентами навыков сбора образцов устного народного творчества, проведения устных и письменных опросов; овладение ими методологией полевой работы, изучение монгольского языка на базе Кобдоского государственного университета.

Настоящая работа основана как на общенаучных, так и на частнонаучных методах исследования. В исследовании применен структурно-функциональный подход в целях изучения социальных связей в системе. Данный подход рассматривает общество как особую реальность и систему. Исходя из этого, любая система определяется элементами, ее составляющими, и отношениями между ними. Использование сравнительного метода имело важное значение для обеспечения объективности исследования, уточнения ряда важных вопросов, позволило выявить общие и специфичные черты в культуре кобдоских тувинцев.

На начальном этапе работы проводились сбор и накопление разнообразного материала (архивные материалы из Тувинского института гуманитарных исследований, Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва), анализ и обработка источников по данной теме. Особую ценность для настоящей работы составили материалы полевых исследований, собранные в экспедиции и необходимые при составлении картины родового состава, благодаря работе с информантами — пожилыми людьми, от которых записаны интересные и важные сведения. В полевой работе были также использованы методы конкретных социологических исследований: опрос, анкетирование, интервьюирование.

Участники экспедиции обследовали несколько населенных пунктов. В г. Кобдо (монг. Ховд) студенты в течение одной недели проходили языковую практику, проводили работу по сбору фольклорного, этнографического и социологического материала у тувинцев, проживающих непосредственно в данном городе. В местности Цагаан-Эрик (тув. Ак-Эрик), где располагаются летние стоянки тувинцев, в течение двух недель студенты работали с информантами, собирали материалы по различным темам.

В ходе экспедиции зафиксированы в полном объеме два обряда: обряд стрижки

волос по достижении ребенком трехлетнего возраста и свадебный обряд. Данная статья в основном освещает полевой материал по родовым группам и подгруппам на современном этапе их бытования, их происхождению, расселению и некоторым терминам родства у тувинцев Кобдоского аймака Монголии.

Прежде чем перейти к описанию родовых групп кобдоских тувинцев, необходимо дать пояснения к некоторым основным терминам родства, и в первую очередь определить значение термина «родоплеменная группа», без уяснения которого невозможно полное и верное понимание изучаемой проблемы. На тувинский язык понятие «родоплеменная группа» переводится как тврел-аймак бвлYктер. Н. А. Сердобов, исследовавший родоплеменные группы в связи с изучением этногенеза тувинцев, писал: «В Туве, как и в некоторых других регионах Саяно-Алтайского нагорья, хорошо прослеживаются прежние этнические образования, условно именуемые родоплеменными группами. Под ними мы понимаем далеких потомков определенных родов и племен, унаследовавших в своих именах и фамилиях соответствующие этнонимы и осознающих, в той или иной степени, свою принадлежность к конкретным этническим общностям. Связующим, объединяющим фактором для членов таких групп является общность их происхождения (реальное или берущее свое начало еще в древней мифологии родство) [Сердобов 1971: 386].

Имеется еще один термин, близкий к указанному. Интересен он архаичностью, устойчивостью в генетической памяти народа. Отражая иные, древние, родовые отношения, этот термин демонстрирует удивительную способность трансформироваться от понятия степени родства в родовой группе к понятию принадлежности к целому этносу — как понятие «национальность». Термин сввк (сеок) переводится «кость, костный, порода, качество». Заметим, при вопросе, какой человек «кости», слово тврел, как правило, уже не употребляется, и ответ всегда состоит в констатации: «я тувинец» [Биче-оол 2001: 191].

Впервые типы родства у тувинцев были выделены Е. К. Яковлевым. Он писал: «Сойоты различают, поскольку пришлось установить, три степени родства: торель, сеок торель, хан торель. «Торель — все роды, сумо и хошуны сойот, затем роды

других племен, считаемых по преданиям, родственниками сойотам, таковы: дальнека-рагинцы у сагайцев; хашь («гнусовый») — карагасы, теленгиты в верховьях Хемчика и по р. Катунь; алдай-тува (алдай-урянха). Сеок торель — родство по крови, по кости, хан торель — кровное родство, считают исчезающим в пятом колене» [Иванов 1985].

Примечательно, что кобдоские тувинцы при знакомстве, как и в прежние времена, называют свое имя, место рождения и проживания (определенный аймак, сумон), а также обязательно свой сеок.

Мы выявили следующую терминологию родства у тувинцев Кобдоского аймака Монголии:

Кырган-ава (бабушка, как по линии отца, так и по линии матери) — тув. эней.

Кырган-ача (дедушка, как по линии отца, так и по линии матери) — тув. эжей.

Авай (мама) — тув. авай.

Ачай (папа) — тув. ачай.

Дунмай, дунмам (младший брат, сестра)

— тув. дунмай, дунмам.

Акый (старший брат) — тув. акый.

Угбай (старшая сестра) — монг. эгч, эг-чизи.

Даай (дядя) — тув. даай.

Даай-авай (тетя) — тув. даай-авай.

Видно, что терминология родства в основном такая же, как и у тувинцев России, однако некоторые термины употребляются на монгольском языке (например, монг. эгч

— сестра), что, конечно же, связано с трансформационными процессами, протекающими в данном регионе.

Как и тувинцы России, тувинцы Коб-доского аймака Монголии различают следующие типы родства: хан тврел — кады тврээн, т.е. кровные родственники; также есть наиболее общий термин тврелдер (родственники). К ним относятся все родственники как по линии отца, так и по линии матери, близкие и дальние. Родственников по линии матери называют авамнын кады тврээн улустары, кады тврээннери, по отцу — ачамнын кады тврээннери. Мужчины двух породнившихся женитьбой сввков называются кудам (сваты), женщины — ку-дагай. Слово кудам/ кудагай происходит от тувинского слова куда, что значит свадьба.

Почти все тувинцы Кобдоского аймака Монголии связаны отношениями родства и свойства, и такая ситуация формирует определенные модели поведения и связанные с ними запреты. У тувинцев, как и у

других народов Саяно-Алтая, среди близких родственников (тув. хан тврелдер, чоок тврелдер) и свойственников (кудагайлар) до сих пор существуют брачные ограничения алышпас. Наши информаторы отмечали, что такой обычай экзогамии должен соблюдаться по отношению к кровным родственникам, к близким родственникам и представителям «сватовских» сеоков до 4-5 поколения.

Характерной особенностью тувинцев, как и у других тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая и Центральной Азии, является почитание сеоков матери и ее родственников, что выражено в уважительном и особом отношении ко всем родственникам по линии матери. Особо почитают дядю по линии матери (даай), который обычно опекает своего племянника, находит ему жену. Статус дяди по матери наиболее полно отражен в таких пословицах тувинцев, как «Даг улуг бе азы даай улуг бе? Дагдан даай бедик» / «Кто выше - гора или мой дядя? Выше горы только мой дядя». При проведении обряда стрижки волос ребенка в 3 года тувинцы также обязательно приглашают дядю по матери. Он первым «прикасается» и произносит благопожелание.

В. Я. Бутанаев пишет: «Термин «таай» восходит к первоначальной древнетюркской форме «тагай», которая, вероятно, образована от основы «таг» — гора. Дядя по матери считался в жизни племянников таким же высоким и весомым, как гора. По этому поводу хонгорцы высказываются следующим образом: дядя «тайы» выше горы, а его племянник ниже земли» [Бутанаев 2004: 122]. В описанных обычаях очевидны проявления авункулата1.

Летом 2012 г. в Кобдоском аймаке Монголии мы были приглашены на свадьбу. Жених — тувинец, невеста — халха-монголка. Во время свадебного обряда, имеющего веками сложившиеся правила, мы могли увидеть и зафиксировать отношения не только между родственниками по линии матери и по линии отца, но и между свойственниками — кудалар. Главной фигурой, кроме жениха и невесты, выступал старший дядя жениха, который и проводил весь сложный обряд: исполнял роль айтыкчы (букв. «указатель»). Свадьба, брак — это общеродовой праздник, на который приходят все род-

1 Авункулат (от лат. «avunculus» дядя по матери) — институт особых отношений между дядей по матери и племянником.

ственники, и у каждого своя роль и функции.

Со слов наших информаторов мы зафиксировали следующие этнонимы: чаг-тыва, имеющий два подразделения (сарыг чаг-тыва, кара чаг-тыва), соян, чооду, чоод-иргит, сарыглар, шанагаш. Самыми многочисленными и главными являются следующие родовые группы: чаг-тыва, донгак, адай иргит, хвйYк. Этимологии этнонимов адай, чаг-тыва посвятил свою работу Б. И. Татаринцев [Татаринцев 1995].

Большинство сеоков тувинцев Монголии дробится на несколько подразделений. Так, по словам наших информаторов, сеок хвйYк состоит из следующих подразделений: хаа-хвйYк, монгуш-хвйYк, казак-хвйYк, шанагаш-хвйYк; при этом они входят в группу донгак, т. е. объединение с этим родом во главе, и, по словам информаторов, этот род (группу) обычно именуют тос дон-гак (девять донгаков). Сеок иргит состоит из четырех подразделений — адай иргит, чоот (чооду) иргит, калчан иргит, беглиг иргит; сеоки чаг-тыва и соян состоят из двух подразделений — кара чаг-тыва и са-рыг чаг-тыва; ак соян, кара соян.

В связи с этим интересно сравнить полученные данные с исследованиями других ученых. Так, М. В. Монгуш зафиксировала следующие родовые группы: «В Коб-доском аймаке тувинцы делят себя на две большие родоплеменные группы — мон-чак и соян. Группа мончак состоит из родов иргит и хойюк (хойук), соян — из ак соян и кара соян. Каждый род в свою очередь делится на несколько патронимий. По данным С. И. Вайнштейна и Э. Таубе, род иргит имеет патронимии ак иргит, улуг ир-гит, адай иргит, моол иргит, калчан иргит, джод иргит; род хойюк — кара хойюк, хаа хойюк, донгак хойюк, казак хойюк, джана-гаш хойюк, монгуш хойюк, дорвет хойюк, чаг-тыва, сарыгчаг-тыва, кара чаг-тыва, кара дарган; соян — кызыл соян, делег, джулджинат, бургууд, агван, сарыг, оюн, шудувак, джирвек; род кара соян — кызыл соян, кара-тош, кара-сал, онгад» [Монгуш 2002: 24]

Собранные материалы по исследованию родовых групп тувинцев Кобдоского аймака Монголии позволили осмыслить ряд вопросов их изучения — от природных до социальных сторон жизни рода. Изучение субэтнических групп тувинцев (родов — сеоков, тув. сввк) побуждает обратиться и

к некоторым проблемам этноисторического процесса.

В ходе исследования получены следующие результаты:

1. Определена номенклатура родства коб-доских тувинцев и терминология. Проведен анализ таких понятий, как сввк (род), тврел-аймак бвлYк, тврелдер, кады тврээннер (родство).

2. Проанализирован феномен родства, которое формирует определенные модели поведения в тувинском обществе.

3. Охарактеризована социальная роль атрибутов сеоков как родовых символов, характеризующих статус человека в определенной социальной общности. Полученные результаты исследования

свидетельствуют о том, что род у тувинцев

— это не просто перечень в хронологической последовательности имен лиц мужского пола, принадлежащих к одному роду, а единая система взаимосвязи по поколениям. Согласно Л. Уайту, во внесемейных родственных отношениях возникает такое явление, как социальное (а не биологическое) родство, которое в процессе развития выдвигается на первое место в традиционных обществах.

Исследование родовых групп кобдоских тувинцев на современном этапе позволило авторам составить картину их родоплеменного состава и провести сравнительный анализ с «материнским» этносом — тувинцами России. Родовой состав тувинцев Кобдо-ского аймака Монголии и тувинцев России несколько отличается. В частности, в Коб-доском аймаке у тувинцев встречаются названия таких родов, как чаг-тыва, мончак, шанагаш, хвйYк (хойюк), происхождение которых будет более подробно изучаться в дальнейшем.

Список условных сокращений

Тув. — тувинский; монг. — монгольский; букв.

— буквально.

Литература

Айыжы Е. В. Тувинцы Кобдоского аймака Монголии: этничность и культура. Кызыл, КЦО «Аныяк», 2007. 84 с.

Аранчын Ю. Л. Новые этнографические и филологические материалы из Северо-Западной Монголии // Ученые записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Вып. XVII. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1975. С. 212-218.

Биче-оол С. М. Система родства у тувинцев // Гуманитарные исследования в Туве: Сб. научных статей. Отв. ред. К. А. Бичелдей и др. М.: Изд-во РУДН, 2001. С. 190-201.

Бутанаев В. Я. Степные законы Хонгорая. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Ката-нова, 2004. 278 с.

Вайнштейн С. И., Таубэ Э. Тувинцы Монгольского Алтая (Кобдоские тувинцы) // Полевые исследования института этнографии. 1980-81 гг. М.: ИЭА РАН, 1984. С. 233-241.

Иванов В. Н. Народы Сибири в трудах Ф. Я. Кона. Новосибирск: Наука. Сибир. отд-ние, 1985. 174 с.

Маннай-оолМ. X. Тувинцы Монголии: традиции и современность // Ученые записки ТНИИЯ-ЛИ. Вып. XVIII. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1995. С. 56-61.

Монгуш М. В. Тувинцы Монголии и Китая и их этнолокальные группы // Ученые записки ТИГИ. Вып. XIX. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 2002. С. 12-31.

Монгуш М. В. Тувинцы Монголии: особенности современного этнического развития // Цы-рендоржиевские чтения. Сб. науч. ст. Киев: Наука, 2003. С. 202-215.

Монгуш М. В. Этнонимы у тувинцев Монголии и Китая // Ономастика Поволжья. Материалы IX Международной конференции по ономастике Поволжья. Волгоград, 9-12 сентября 2002 г. М.: Наука, 2004. С. 175-186.

Монгуш М. В. Один народ: три судьбы. Тувинцы России, Монголии и Китая в сравнительном контексте. Национальный музей этнологии. Осака: Изд-во Нац. музея этнологии, 2010. 358 с.

Сердобов Н. А. История формирования тувинской нации. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1971. 482 с.

Серен П. С. Научный отчет о командировках в Северо-Западную Монголию // Ученые записки ТИГИ. Вып. XXI. Изд-во КемГУКИ, 2007. С. 321-329

Таубе Э. Изучение фольклора у тувинцев Монгольской Народной Республики // Советская этнография. № 5. М., 1975. С. 106-111.

Татаринцев Б. И. Два тувинских этнонима (адай, чаг-тыва) // Ученые записки ТИГИ. Вып. ХУЛ! Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1995.

С. 102-115.

Уламсурэнгийн Ц. Образцы фольклора и речи кобдоских тувинцев. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 2003. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.