Научная статья на тему 'Родовой знак как символ единения поколений'

Родовой знак как символ единения поколений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
866
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
РОДОВОЙ ЗНАК / СИМВОЛ / КУЛЬТ ПОЧИТАНИЯ ПРЕДКОВ / РОДОСЛОВНАЯ / ГЕНЕАЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Унарова Вилена Яковлевна

В статье рассматриваются родовой знак как символ единения поколений, значения его элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Родовой знак как символ единения поколений»

Таким образом, QR-коды на занятиях становятся отличной альтернативой традиционным приемам и наглядно демонстрируют, что самые простые темы могут быть увлекательными и интересными. Использование QR-кодов создает благоприятную среду для небольшого исследования, а нестандартная ситуация помогает лучше закрепить пройденный материал.

Список литературы

1. Якутские имена. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Якутские имена/ (дата обращения: 26.02.2017).

2. Генератор QR-кодов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.qrcoder.ru/ (дата обращения: 26.02.2017).

3. QR-код. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 25.02.2017).

РОДОВОЙ ЗНАК КАК СИМВОЛ ЕДИНЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ

Унарова В.Я.

Унарова Вилена Яковлевна - научный сотрудник, Лаборатория якутской школы, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт национальных школ Республики Саха (Якутия), г. Якутск

Аннотация: в статье рассматриваются родовой знак как символ единения поколений, значения его элементов.

Ключевые слова: родовой знак, символ, культ почитания предков, родословная, генеалогия.

Каждый человек, по сути, исследователь, в определенный момент он всегда задается вопросами: откуда растут корни нашего рода? Кто наши предки? Чем они занимались? Каков их «отпечаток» в жизни своих потомков? Пытается пролить свет на далекое прошлое, докопаться до истины. По определению русского генеалога Л.М. Савелова, «генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни». Род - это ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение [3; с. 890].

В разные времена известные в России ученые описывали объект генеалогии, давали наставления молодым людям. Так, священник, ученый П.А. Флоренский (1882 - 1937) писал, что «у каждого рода есть свой закон, от которого не уйдёшь. Род -целое, а не сумма последовательных поколений... Жизненная задача всякого -познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого -познать собственное место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную в себе, а свою - как члена рода, как органа высшего целого». Он связывал родовое самопознание с сознательным отношением к жизни народа, к истории всего человечества.

Современный генеалог С.В. Кочевых придает роду значение системы: «Род есть некое повествование, каждый член которого есть фраза этого текста. Человек, вырванный из контекста истории рода, столь же бессмысленен, как и фраза, выдранная из текста. Понимание смысла фразы и смысла жизни человека может быть достигнуто только через понимание контекста, в котором они были созданы, через понимание предыдущего и последующего текста».

В основном понятие рода, связи поколений ассоциируется с образом дерева - его корнями, плодами, семенем, стволом, ветвями. Сравнение человека с деревом неслучайно: аналогично дереву для человека важными элементами выступают его семья, ближние родственники и предки. Общеизвестными являются термины «родословная», «родословное древо», «древо жизни», «родовая память» и др. Определенные традиции наследуются потомками, и древо жизни растёт, разветвляется, цветет.

В разных странах существует культ почитания предков. Например, в 2017 году Национальный банк Абхазии объявил о выпуске памятных монет с изображениями тамги (с тюркского «тавро», «клеймо», «печать») - родовых фамильных знаков, которые фигурируют у многих народов, в частности, у абхазов, карачаевцев, балкарцев, черкесов, осетин, ногайцев и др. [2], камон у японцев, символ Рода у славян и т.д. Данное явление сближает многие народы, в т.ч. народ саха, который всегда бережно чтит память своих предков, относится к старшим с особым уважением и почетом.

Не зря у каждого народа существует народная мудрость, отражающая различные стороны родственных отношений, семейные ценности: у русского народа - «яблоко от яблони недалеко падает», «дерево с крепкими корнями ветер не валит», «предания предков - глаза мудрости», «дерево держится корнями, а человек - семьей» и др.; русской пословице «каков корень, таково и семя» есть немецкий эквивалент «какое дерево, такая и груша». Аналогичные пословицы существуют и у народа саха: «силискин-мутуккун аа^ына сырыт - кимнин билиэ^ин» (подсчитывай свои корни и сучья - узнаешь, кто ты есть), "вбYгэлэрин Yгэстэрин ере тут" (гордись добрыми традициями предков), "утумнун уИат, ситимнин ситэр" (продолжай свой род, расширяй родственные связи) и др.

В данном контексте познание истории своего рода является важным процессом на пути к следующим составляющим:

- самопознанию, самоорганизации, стабилизации своей внутренней силы, гармонии, пробуждению «родовой памяти» через видение «общей картины», «полного пазла»;

- раскрытию потенциалов, заложенных природой в генах, определению склонностей подрастающего поколения при выборе будущей профессии;

- формированию у молодого поколения чувства ответственности за свой род, благополучие родных, единения со своим родом. Важно признание родства не только по крови, но и по жизненным ориентирам и взгляду, манере поведения, традициям и нормам, принятым в семьях;

- осознанию и знанию кровной родни во избежание смешения крови;

- составлению книг, сбору памятных ресурсов (семейный архивов, фото- и видеоматериалов, рукописей, писем, картин, коллекций и т.д.), которые служат предметом гордости и уважения к старшему поколению, имеют семейную ценность (материальную и нематериальную) и будут передаваться из поколения в поколение.

Основой любой семьи являются отец и мать. Каждый род по линии матери либо отца имеет свою особенность, закодированную в генах, свою историю, семейные традиции и ценности и другие качественные и количественные характеристики. Например, в нашем роду, с одной стороны, исходит творческое начало, любовь к труду, с другой - физическая сила, стремление к знаниям.

В родственном кругу руководствуемся такими ценностными ориентирами, как «почитание матери и отца», «единение, сплоченность», «взаимопомощь», «забота», «любовь к труду». При этом традиционным являются не только совместный досуг (семейные встречи, проведение торжеств в кругу большой родни), но и совместный труд (сенокос, субботник во дворе, уборка и ремонт в помещении и т.д.) - это все то «наследие», которое мы приняли от наших предков, в частности, от бабушки и прабабушки Е.В. Адамовой - Сэбиэт Кэтириинэ (1925 г.) и дедушки, прадедушки В.Т. Ильина - Куустээх Ильин (1924 - 2003 гг.).

91

Е.В. Адамова и В.Т. Ильин родом из Верхневилюйского улуса, достойно воспитали и вырастили десятерых детей. Екатерина Васильевна Адамова - ветеран тыла, награждена медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.». В 1988 году ей вручен орден «Мать-героиня», в 1990 году присвоено звание «Заслуженный работник народого хозяйства ЯАССР», а в 2005 году - «Знак высшей благодарности матери». Василий Тихонович Ильин - кавалер ордена ВОВ II степени, обладатель медалей «За победу над Японией», «За победу над Германией», медали Жукова, являлся мастером спорта ЯАССР по хапсагаю, ветераном спорта РСФСР.

Чувство благодарности к своим предкам, уважительное и почтительное отношение к их жизненной мудрости подтолкнули нас к идее создания фамильного родового знака (тамги), который олицетворяет образ нашего рода. Главное предназначение данного знака, названного "Аймах кута" (Дух Рода), - знак-оберег (рис. 1), который хранит родовую память предков, символизирует неразрывную связь поколений и особенности нашего рода.

Знак получают представители старшего поколения, он должен передаваться из поколения в поколение. Эскиз со своеобразной орнаментикой (рис. 2) был доработан совместно с известным мастером С.И. Бараховой - Ымыы. Согласно эскизу были изготовлены ювелирные изделия из золота, белого золота и серебра со вставками из бриллиантов и драгоценных камней.

По форме знак напоминает цветочный бутон, чорон и женщину саха (Далбар Хотун) в старинной меховой шапке («дьабака»). За основу цветового решения взят золотистый - «солнечный» цвет, т.к. все золотое вечно.

Рис. 1. Знак оберег

Фамильный родовой знак

«АЙМАХ КУТА»

(Дух рода)

Рис. 2. Фамильный родовой знак

Значение каждого из элементов символично и (рис. 2) обозначает следующее:

1 - солнечный диск ("солнечная поляна") в центре - родной алас, родные просторы; 2 - куполообразные камни по кругу диска - старшее поколение (нечетное

92

количество); 3 - витые растительные орнаменты на диске - потомки, подрастающее поколение (нечетное количество); 4 - центральный камень ("бездонное озеро") на круге - энергетический ресурс рода, исходящий от предков. Старшее и молодое поколения водят осуохай вокруг энергетического источника, тем самым заряжаясь светлой энергией, духовной силой и приобщаясь к народным традициям, ценностным ориентирам; 5 - солнечные лучи - энергетическое свечение (рода); 6 - трех-, четырехлистные побеги ("YHYгэс ойуу"), тянущиеся к верхушке - зарождение новой жизни, перспективных намерений, стремления к процветанию, ведущие к продолжению и развитию рода; 7 - лировидный орнамент ("кв§Yвр ойуу") на верхушке - семейное благополучие, защита; 8 - граненое основание в виде дуги лука с обеих сторон - прочные родственные связи.

Таким образом, наличие у человека большого круга родственников свидетельствует о неразрывной преемственной связи поколений, неповторимой истории пути определенного рода. «Без прошлого нет будущего» - гласит народная пословица. Только человек, осознающий, что он - часть уникальной истории своего рода, сможет познать собственную историю жизни, ценить настоящее и планировать будущее.

Список литературы

1. АлексеевМ.А. 9бYгэлэрбит Yгэстэрин умнумуо^ун! // Чолбон, 1991. № 6. С. 100.

2. Конкурс эскизов монет с изображениями фамильных родовых знаков объявлен в Абхазии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kavkaz -ше1.еи/айс^/292304/ (дата обращения: 24.02.2017).

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов. Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М., 2010. 1200 с.

4. Пословицы и поговорки о племени и родне. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://millюnstatusov.ш/poslovitsi/шd-plemya-natsiya/page-2.html/ (дата обращения: 25.02.2017).

5. Традиции и обычаи казахского народа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bilu.kz/obychay.php/ (дата обращения: 25.02.2017).

6. Удьуор устун айан. Сэбиэт Кэтириинэ. Куустээх Ильин (Путь по следам предков) [сост. В.В. Софронеева, В.Я. Унарова, В.А. Федоров]. Дьокуускай: 2016. 304 с.

7. Уткин К.Д. Саха толкуйа: (санаа сарбынньахтара) / Ксенофонт Уткин-НYhYлгэн. [ред., бэчээккэ бэлэмнээтэ К.Е. Гагарина, п.н.к., доц.]. Дьокуускай: Бичик, 2012. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.