ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЯ-КОДА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА Куличкина А.Е.
Куличкина Алина Елизаровна - педагог дополнительного образования, методист, Отдел по учебно-воспитательной работе и дополнительному образованию детей, Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт новых технологий Республики Саха, г. Якутск
Аннотация: в статье рассматривается метод использования QR-кода во время дистанционных занятий по русскому языку.
Ключевые слова: информационные технологии, использование QR-кода, повышение мотивации обучающихся, сканирующее устройство, мобильное приложение.
Сегодня развитие информационных технологий не стоит на месте. Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Нередко бывает, что ученики осведомлены о новинках электронного мира лучше, чем педагог; их умение схватывать на лету 1Т-новинки и использовать их в повседневности удивляет. С одной стороны, это хорошо, так как умение обращаться с техникой -это требование времени, а с другой стороны, педагогу становится сложнее заинтересовать ученика, втянуть в учебный процесс, мотивировать на дальнейшее познание предмета. Ученику кажется, что при наличии Интернета, он сможет найти ответ на любой вопрос, не сознавая, что некоторые знания и навыки необходимо закреплять. Подобный расклад вещей держит педагога в тонусе и постоянном поиске новых идей и форм подачи темы. Результатом одного из таких поисков стало использование рЯ-кода на уроках.
«QR-код - это матричный двумерный код. В отличие от штрих -кода, который сканируют тонким лучом, он определяется датчиком или камерой смартфона как двумерное изображение. Три квадрата в углах изображения и меньшие синхронизирующие прямоугольники позволяют нормализовать размер изображения и его ориентацию, а также угол, под которым датчик расположен к поверхности изображения. Точки переводятся в двоичные числа с проверкой по контрольной сумме» [3].
Огромный плюс QR-кода — это лёгкость в распознавании. Посредством сканирующего устройства можно легко распознать зашифрованное сообщение. Это дает возможность использовать подобные коды в торговле, производстве, логистике и т.д. Несомненным достоинством рЯ-кода является простота создания. Это позволяет создавать свои зашифрованные коды и использовать их на различных уроках. Любой урок можно украсить и разнообразить подобным методом, а впоследствии можно научить учащихся делать самим такие коды на практических занятиях.
Конструирование рЯ-кода можно превратить в увлекательное занятие. На сегодняшний день существует множество специальных агрегаторов, с помощью которых создаются подобные коды. Например, одним из таких сервисов является онлайн-сервис [2]. Данный сервис дает возможность закодировать любой текст, ссылку на сайт, визитную карточку, 8М5-сообщение. Зашифрованная информация может быть расшифрована с помощью смартфона или планшета с установленным приложением.
Для создания рЯ-кода необходимо провести следующие действия:
1. Пройдите на сайт http://www.qrcoder.ru.
кс П Почта [й] Часто посещав... т { $ Начальная стран...
SQRCoder.ru 0:^4?'] Генератор фК-кодов / СосЯе Бепега1ог В создан
ГЕНЕРАТОР (31* КОДОВ
Рис. 1. Вид приложения
2. Введите слово, число или текст, который вы бы хотели зашифровать, в специальное окошко:
Рис. 2. Поле для введения текста
Выберите размер кода, который вам необходим, выбрав цифру от 1 до 5. Чем больше цифра, тем больше будет размер вашего рЯ-кода. 3. Нажмите на кнопку «создать код (сШ+ейег)».
Рис. 3. Клавиша для создания кода 4. С правой стороны экрана появится ваш рЯ-код.
Рис. 4. Созданный QR-код
5. Сохраните QR-код в качестве изображения.
6. Наведя на данный QR-код смартфон или планшет с установленной программой считывания кодов, вы сможете прочитать зашифрованный текст.
7. Приложение, считывающее QR-коды можно скачать через Play-market (Android) или App Store (MacOS).
QR-коды можно использовать на различных этапах урока, в качестве постановки цели, раздаточного материала или домашнего задания. QR-технология может быть использована для проведения лабораторных и практических работ. Лабораторные и практические задания - более усложненные и их можно разбивать на несколько этапов или даже занятий. На подобных уроках учащимся можно предложить конструировать собственные зашифрованные коды.
Рассмотрим использование QR-кода на примере отрывка занятия по русскому языку для 5 классов по теме «Собственные и нарицательные имена существительные».
Таблица 1. Фрагмент урока на тему «Собственные и нарицательные имена
существительные»
Этап урока Применение нового знания в нестандартной ситуации.
Цель Закрепление пройденной темы с помощью создания нестандартной ситуации.
Деятельность педагога Педагог предлагает игру с элементами исследования. С помощью смартфона или планшета с установленной программой сканирования qr-кодов, определить значения имен. QR-коды даны в презентации с общим доступом в системе google-диск. Задание: Софья, Георгий, Надежда, Людмила, Владимир, Сардана (якутское имя) [1], Айсен (якутское имя) [1]. В QR-кодах зашифрованы значения имен. Педагог контролирует при необходимости (Слайды 7-9)
Деятельность ученика Ученик с помощью смартфона или планшета с установленной программой определения qr-кодов определяет значения имен, расшифровывая данные педагогом в презентации с общим доступом в google-диске qr-коды, сопоставляет с данными именами: Софья - мудрая, Георгий - земледелец, Надежда - надежда, Людмила - милая людям, Владимир - владеющий миром, Сардана - цветок лилия, Айсен - внук божеств.
УУД Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу), познавательные (поиск и выделение необходимой информации), регулятивные (планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция) УУД.
Прогнозируемые результаты Умение сопоставлять, анализировать. Умение обращаться с техникой, рост мотивации к изучению предмета путем использования современной техники и приложений. Навыки печатания на компьютере.
Таблица 2. QR-коды на уроке русского языка
QR-код Значение QR-код Значение
Sj.iB (Софья) мудрая (Владимир) владеющий миром
(Георгий) земледелец (Сардана) цветок лилии
(Надежда) надежда (Айсен) внук божеств
(Людмила) милая людям
Таким образом, QR-коды на занятиях становятся отличной альтернативой традиционным приемам и наглядно демонстрируют, что самые простые темы могут быть увлекательными и интересными. Использование QR-кодов создает благоприятную среду для небольшого исследования, а нестандартная ситуация помогает лучше закрепить пройденный материал.
Список литературы
1. Якутские имена. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Якутские имена/ (дата обращения: 26.02.2017).
2. Генератор QR-кодов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.qrcoder.ru/ (дата обращения: 26.02.2017).
3. QR-код. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 25.02.2017).
РОДОВОЙ ЗНАК КАК СИМВОЛ ЕДИНЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ
Унарова В.Я.
Унарова Вилена Яковлевна - научный сотрудник, Лаборатория якутской школы, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт национальных школ Республики Саха (Якутия), г. Якутск
Аннотация: в статье рассматриваются родовой знак как символ единения поколений, значения его элементов.
Ключевые слова: родовой знак, символ, культ почитания предков, родословная, генеалогия.
Каждый человек, по сути, исследователь, в определенный момент он всегда задается вопросами: откуда растут корни нашего рода? Кто наши предки? Чем они занимались? Каков их «отпечаток» в жизни своих потомков? Пытается пролить свет на далекое прошлое, докопаться до истины. По определению русского генеалога Л.М. Савелова, «генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни». Род - это ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение [3; с. 890].
В разные времена известные в России ученые описывали объект генеалогии, давали наставления молодым людям. Так, священник, ученый П.А. Флоренский (1882 - 1937) писал, что «у каждого рода есть свой закон, от которого не уйдёшь. Род -целое, а не сумма последовательных поколений... Жизненная задача всякого -познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого -познать собственное место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную в себе, а свою - как члена рода, как органа высшего целого». Он связывал родовое самопознание с сознательным отношением к жизни народа, к истории всего человечества.
Современный генеалог С.В. Кочевых придает роду значение системы: «Род есть некое повествование, каждый член которого есть фраза этого текста. Человек, вырванный из контекста истории рода, столь же бессмысленен, как и фраза, выдранная из текста. Понимание смысла фразы и смысла жизни человека может быть достигнуто только через понимание контекста, в котором они были созданы, через понимание предыдущего и последующего текста».