Научная статья на тему 'РОДИТЕЛЬСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЖЕНЩИН В СИТУАЦИИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

РОДИТЕЛЬСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЖЕНЩИН В СИТУАЦИИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
103
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РОДИТЕЛЬСТВО / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / РЕСУРСЫ / ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захаркина А. А.

Статья посвящена исследованию проблемы поиска ресурсов женщин, находящихся в ситуации лишения свободы. Проведен анализ родительских установок, определены доминирующие копинг-стратегии осужденных матерей. Установлено, что в ситуации лишения свободы семья выступает для женщин значимой ценностью, имеющей связь с выбором адаптивных копинг-стратегий в конкретной трудной жизненной ситуации, в которой они оказались. Обозначены сферы практического применения полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Захаркина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTHOOD AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL RESOURCE FOR WOMEN IN A SITUATION OF DEPRIVATION OF LIBERTY

The article is devoted to studying the problem of finding resources for women in a situation of deprivation of liberty. The analysis of parental attitudes was carried out, the dominant coping strategies of convicted mothers were determined. It is established that in a situation of imprisonment for women, the family acts as a significant value, having a connection with the choice of adaptive coping strategies in a specific difficult life situation in which they find themselves. The spheres of practical application of the obtained results are indicated.

Текст научной работы на тему «РОДИТЕЛЬСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЖЕНЩИН В СИТУАЦИИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 4. С. 67-77.

УДК 316.62+316.663

DOI: 10.24147/2410-6364.2021.4.67-77

РОДИТЕЛЬСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЖЕНЩИН

В СИТУАЦИИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

А. А. Захаркина

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Статья посвящена исследованию проблемы поиска ресурсов женщин, находящихся в ситуации лишения свободы. Проведен анализ родительских установок, определены доминирующие копинг-стратегии осужденных матерей. Установлено, что в ситуации лишения свободы семья выступает для женщин значимой ценностью, имеющей связь с выбором адаптивных копинг-стратегий в конкретной трудной жизненной ситуации, в которой они оказались. Обозначены сферы практического применения полученных результатов.

Ключевые слова: семья; родительство; копинг-поведение; трудная жизненная ситуация; ресурсы; осужденные женщины.

PARENTHOOD AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL RESOURCE FOR WOMEN IN A SITUATION OF DEPRIVATION OF LIBERTY

A. A. Zakharkina

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

The article is devoted to studying the problem of finding resources for women in a situation of deprivation of liberty. The analysis of parental attitudes was carried out, the dominant coping strategies of convicted mothers were determined. It is established that in a situation of imprisonment for women, the family acts as a significant value, having a connection with the choice of adaptive coping strategies in a specific difficult life situation in which they find themselves. The spheres of practical application of the obtained results are indicated.

Keywords: family; parenthood; coping behavior; difficult life situation; resources; convicted women.

Психология материнства является одним из самых сложных и не теряющих своей актуальности направлений исследований и социальной практики. Наличие у человека определенных установок, взглядов, отношений, представлений многие ученые (К. Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, И. С. Кон, Р. В. Овчарова и др.) связывают с его детским опытом [1]. У каждого взрослого имеется представление о своих взаимоотношениях с родителями в детстве, непроизвольное запечатление которых влияет не только на психику, но и на поведение. Сознательная или неосознаваемая трансляция членами семьи своего опыта является своего рода социальным фундаментом личности, помогающим человеку в формировании ценностных ориентаций, ведущих мотивов, самоопределении и т. д. Эти личностные ус-

© Захаркина А. А., 2021

тановки в дальнейшем будут воспроизводиться и проецироваться уже на следующее поколение. Особая роль в этих процессах по-прежнему закрепляется за матерью.

Понятие «роль» в социальной психологии чаще всего характеризуется нормативно заданными и одобряемыми формами поведения, которые общество ожидает от человека, занимающего определенное место в системе межличностных и социальных отношений. Стоит отметить, что роль включает в себя не только поведение человека, но и его желания, ценности, стремления, убеждения и чувства, различные социальные установки и действия, которые приписываются человеку, занимающему в обществе определенный статус и положение [2].

Такое понимание роли полностью соотносится с оценкой семейных ролей (ролью матери, отца, жены, ребенка и т. п.). Поэтому каждой матери приписываются определенные ожидания, связанные с этой ролью (например, забота о своих детях). Также предполагается, что женщина, реализующая родительскую роль, имеет определенный комплекс чувств, важнейшим из которых является любовь к детям. Роль матери должна реализоваться не только через определенные чувства и поведение женщины, но и через цели, к которым она должна стремиться. Одной из основных целей для женщины должно выступать воспитание детей и желание вырастить из них достойных людей [3].

Помимо трудностей, обусловленных историческими, социальными, ролевыми, возрастными изменениями в жизни женщины, есть ряд ситуаций ненормативного типа, кардинально влияющих на сферу материнства. Одна из них - ситуация лишения свободы. Отдельный аспект этой проблематики касается построения дальнейших отношений с собственной семьей, особенно при наличии детей, которым предстоит продолжительное время находиться без материнского внимания и заботы. Поскольку материнство является одной из составляющих личности женщины [4], полагаем, что в ней должны происходить серьезные изменения под воздействием сложившихся обстоятельств. В связи с этим перед исследователями стоит задача изучения отношения к родительству у женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, например такой, как ситуация осуждения. В дальнейшем это обеспечит достаточную теоретическую базу для создания программ психологической и социальной помощи женщинам данной категории.

Несмотря на изменчивость современного общества, трансформацию женских ролей в нем, результаты современных исследований показывают, что ценность материнства продолжает занимать важное место в жизни женщин и может являться источником дополнительных ресурсов, которые помогут преодолеть трудные жизненные ситуации и повысить самоэффективность [5].

Оказавшись в ситуации лишения свободы, женщины будут испытывать множество проблем - бытовых, эмоциональных, моральных. Кроме того, необходимо учитывать гендерные особенности осужденных жен-

щин: наличие специфических особенностей, потребностей и проблем; более острое переживание условий изоляции и распада социально значимых связей (семейных, дружеских); восприятие трудной жизненной ситуации и выбора путей выхода из нее. Стоит отметить, что большинство женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы, имеют детей. С каждым годом увеличивается число беременных женщин, поступающих в исправительные учреждения [6]. Так как семья является одной из основных составляющих жизни человека, мы полагаем, что ресурсы социальной среды, связанные с системой социальной поддержки (окружение, в котором живет человек: семья, общество) и социально-поддерживающим процессом (умение находить, принимать, оказывать социальную поддержку), могут оказывать воздействие на выбор копинг-стратегий осужденных [7].

Деятельность пенитенциарного психолога напрямую связана с оказанием помощи осужденным в выборе наиболее подходящих для них копинг-стратегий. Основная задача копинга - обеспечить и поддержать психическое и физическое здоровье человека, оказывая помощь в адаптации к стрессовой ситуации, позволяя контролировать ее или же смягчить требования ситуации, привыкнуть или избежать данных требований, тем самым снизить воздействие стресса на человека. Проблемой копинга занимались многие зарубежные и отечественные ученые [8-11]. Т. Л. Крюкова понятие «копинг» трактует как целенаправленное поведение человека, которое помогает ему справиться с трудными жизненными ситуациями или стрессом, тем самым уменьшить напряжение и дискомфорт. Для этого человек должен использовать адекватные, осознанные стратегии (копинг-стратегии) [10].

Особенно важным, на наш взгляд, является изучение особенностей совладающего поведения именно на женской выборке осужденных, так как количество исследований, проведенных на мужской выборке, значительно их превосходит. Поскольку реальное взаимодействие с семьей в ситуации осуждения является практически невозможным, возникает вопрос о том, может ли семья выступать для них виртуальным ресурсом, на который можно опираться пенитенциарным психологам в работе с этой категорией женщин.

Цель проведенного исследования - выявление основных копинг-стратегий осужденных матерей и их взаимосвязи с родительскими установками.

Задачи исследования:

1) определение особенностей отношения и представлений о родительской роли у осужденных матерей;

2) изучение особенностей родительских установок и уровня осознанности родитель-ства у осужденных матерей;

3) выявление уровня выраженности и оценка степени конструктивности доминирующих копинг-стратегий осужденных матерей;

4) выявление взаимосвязи между ко-пинг-стратегиями и родительскими установками женщин в ситуации лишения свободы.

Эмпирическое исследование осуществлялось на территории одной из колоний-поселений ФКУ УФСИН России по Омской области. С учетом специфики общий объем выборочной совокупности был представлен 59 осужденными женщинами в возрасте от 28 до 69 лет. Все матери имеют (от 1 до 4) детей, 33 женщины имеют постоянного партнера (средний стаж брака / отношений -5 лет), 26 находятся в разводе.

Основными измерительными методами исследования, направленными на сбор информации об отношении к родительской роли и выявление лидирующих копинг-страте-гий, выступили психологическое тестирование и анкетирование. Анкетирование представлено в виде авторской методики. Тестирование было реализовано с помощью следующего методического инструментария: методика «Представления об идеальном родителе» (Р. В. Овчарова, Ю. А. Дегтярева) [12]; методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) [13]; методика изучения родительских установок PARI (Е. С. Шефер, Р. К. Белл; адаптация Т. В. Нещерет) [12]; опросник «Сознательное родительство» (М. О. Ермихина под руководством Р. В. Ов-чарова) [5]; копинг-тест (Р. Лазарус, С. Фолкман) [7]. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью непараметрического коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

На начальном этапе исследования мы обратились к женщинам с вопросами относительно их представления о родительстве и материнстве. В большинстве случаев их от-

веты демонстрировали позитивное восприятие родительства: счастье (30 %), ответственность (22 %), близость родителя и ребенка (15 %), опора и авторитет (11 %), воспитание (8 %), продолжение рода (7 %). Лишь 7 % опрошенных воспринимают его как тяжелый труд. При конкретизации родительст-ва через призму материнства и его значимости в жизни женщин усилился его позитивный ракурс. На предложение завершить фразу «Для меня материнство - это...» большинство осужденных ответили, указав «счастье» (41 %). Интересным является то, что 3 % опрошенных конкретизировали этот ответ как «счастье моего ребенка», а 4 % дали ответ - «божий дар». Кроме указанных, четвертая часть осужденных женщин (26 %) расценивают свое материнство как «смысл жизни», 15 % - как «любовь», а 11 % наделяют его особой ответственностью.

Наиболее информативные результаты были обнаружены при использовании методики «Представления об идеальном родителе». Полученные ответы позволяют нам понять, что у осужденных матерей завышенные представления о себе как о родителе. Наименьший низкий «разрыв» между реальной и идеальной оценкой показывает, что осужденные матери положительно относятся к родительской роли, а также что у них сформированы умения и навыки для ее реализации. У них примерно в равной степени выражены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, с точки зрения знаний и мыслей представления об идеальном родителе более реалистичны и позитивны, чем с точки зрения чувств.

Когнитивный компонент методики в своей основе имеет убеждения родителя относительно приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии. Самые ярко выраженные положительные качества, которыми должна обладать идеальная мать, по мнению заключенных женщин, - это благоразумие, практичность и уважение к детям. Себе же осужденные матери приписывают такие качества, как доверие к детям, сотрудничество с детьми и умение их прощать. Свое сходство с идеальным образом родителя осужденные видят в таких качествах, как альтруизм, бескорыстность и выбор в пользу своих детей.

Эмоциональный аспект определяет переживания и чувства матери, показывает -69

значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов. Если говорить о данном аспекте, то выбор в основном делается в пользу ярко выраженных положительных качеств идеальной матери. Так, женщины приписывают образу идеальной матери такие характеристики родителя, как «счастливый», «радостный», «добрый», «мягкий», «ласковый», «одобряющий», «жалеющий», «готовый к родительству» и «не боящийся извиниться перед своим ребенком». Себя осужденные женщины характеризуют как любящих матерей. Свое сходство с идеальным образом родителя они видят в наличии таких качеств, как доброта, спокойствие, гордость за детей, теплота, одобрение действий ребенка и т. д.

Поведенческий компонент родительской сферы выражает направленность на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, защиту той или иной субъективной ценности и т. д. Идеальный родитель, по мнению осужденных женщин, - это родитель опекающий, слушающий и всегда готовый помочь своему ребенку. Все эти качества они относят и к себе, при этом к своему образу женщины добавляют такие качества родителя, как «умеющий просить, а не приказывать», «стремящийся научить ребенка чему-нибудь новому».

Анализируя результаты, можно заметить, что женщины готовы многим пожертвовать ради своего ребенка, который зани-

мает важное место в иерархии их ценностей. Это видно по их выбору в пользу таких качеств, как «должен жить для ребенка», «должен интересоваться детьми», «должен быть справедливым», «должен гордиться детьми» и «должен ставить детей на первое место». Такие матери готовы поступиться своими интересами ради своего ребенка.

Для уточнения иерархии ценностей осужденных матерей мы воспользовались методикой «Ценностные ориентации» М. Рокича. Полученные данные подтверждают, что лидирующие позиции в иерархии осужденных матерей занимают ценности, направленные на укрепление и поддержание социально полезных и значимых связей с семьей. Так, ценность любви (духовная и физическая близость с любимым человеком) была наиболее предпочтительной, а ценность счастливой семейной жизни заняла третье место. Из этого мы можем сделать вывод о том, что ценность семьи является значимой для осужденных женщин.

Следующим нашим шагом было определение особенностей отношения к семейным ролям и родительских установок у матерей, находящихся в местах лишения свободы. Полученные результаты (см. табл. 1) в целом подтвердили нашу гипотезу как о значимости родительской роли, так и том, что у женщин, находящихся в местах лишения свободы, обостряется чувство материнства.

Компонент Признаки Баллы

Отношение к семейной роли Зависимость от семьи 16

Ощущение самопожертвования 16,2

Семейные конфликты 14,5

Сверхавторитет родителей 16,2

Неудовлетворенность ролью хозяйки 12

Безучастность мужа 14,4

Доминирование матери 15,1

Несамостоятельность матери 15,6

Отношение родителей к ребенку:

Оптимальный эмоциональный контакт Вербализация 16,6

Партнерские отношения 14,2

Развитие активности ребенка 15,5

Уравненные отношения 17,5

Излишняя эмоциональная дистанция в отношениях с ребенком Раздражительность 12,6

Излишняя строгость 13,8

Уклонение от конфликта 11,8

Таблица 1

Особенности отношения к родительству осужденных матерей, ср. балл

Окончание табл. 1

Компонент Признаки Баллы

Чрезмерная забота 16,2

Подавление воли 15,2

Опасение обидеть 17,1

Излишняя концентрация на ребенке Исключение внутрисемейного влияния 14,8

Подавление агрессивности 13,6

Подавление сексуальности 14,5

Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка 16,9

Стремление ускорить развитие ребенка 13,4

Так, при оценке результатов по шкале «Особенности отношения к родительской роли» можно заметить, что практически все родительские установки находятся в области средних значений (от 11 до 16 баллов). Наиболее высокие показатели имеют такие установки, как ощущение самопожертвования (16,2 балла), сверхавторитет родителей (16,2 балла) и зависимость от семьи (16 баллов). Это говорит о том, что матери, находящиеся в местах лишения свободы, очень привязаны к своей семье, готовы поступиться своими интересами ради интересов близких людей. Скорее всего, матери из нашей выборки не избегают открытых супружеских конфликтов.

Средний уровень значений с тенденцией к низкому по шкале «Неудовлетворенность ролью хозяйки» (12 баллов) говорит о том, что матери, находящиеся в местах лишения свободы, практически полностью удовлетворены ролью хозяйкой дома, также мы можем предположить, что у них, скорее всего, нет интересов и возможностей для самореализации за пределами семьи. Все полученные результаты находятся в пределах нормы, что свидетельствует об удовлетворенности осужденных матерей своей семейной ролью.

При оценке эмоциональной стороны взаимоотношений выявлено, что между матерями и детьми преобладают уравненные отношения (17,5 балла). Осужденные матери выстраивают партнерские отношения, заинтересованы в развитии ребенка и, скорее всего, предпочитают словесное побуждение к действиям.

Согласно оценке полученных результатов по шкале «Излишняя эмоциональная дистанция», осужденные матери чаще всего бывают суровы, но не настолько, чтобы это мешало их взаимоотношениям с ребенком. Об этом говорит тенденция к низкому уровню значений по представленным шкалам; также можно заметить, что женщины бывают раздражительны и не стремятся к уклонению от конфликтов.

Оценка полученных результатов по шкале «Излишняя концентрация на ребенке» свидетельствует о том, что осужденные матери находятся на грани излишнего вмешательства в мир ребенка, которое может проявляться в желании изолировать его от общества. Также видно, что происходит подавление воли, возникает опасение обидеть близких, частично подавляются агрессия и либидо. Устанавливаются зависимые отношения, проявляется чрезмерная забота и стремление ускорить развитие ребенка.

В целом полученные при использовании данной методики результаты позволяют сформулировать выводы о том, что матерям, находящимся в местах лишения свободы, свойственно проявлять самопожертвование в семье, они могут ограничиваться интересами семьи и заботами только о ней. Также матери пытаются выстраивать партнерские взаимоотношения с ребенком, построенные на взаимном уважении, принятии ребенка как личности. Помимо этого, у осужденных матерей присутствует стремление вмешиваться в жизнь ребенка и контролировать ее.

Далее мы определи уровень осознанности родительства у матерей, находящихся в местах лишения свободы. Полученные результаты свидетельствуют, что все компоненты родительства находятся на высоком уровне, но родительские позиции и родительская ответственность имеют тенденцию проявляться на среднем уровне (см. табл. 2).

Таблица 2 Уровень осознанности родительства у осужденных матерей, %

Шкалы Уровень выраженности

Родительские позиции 72,5

Родительские чувства 80,3

Родительская ответственность 78,1

Родительские установки 87,7

Семейные ценности 78,9

Стиль семейного воспитания 79,3

Родительские отношения 85,3

Если говорить о родительских позициях, данный компонент представляет собой реальную направленность взаимодействия с ребенком. Осужденные матери имеют знания не только о своей родительской позиции, но и о существующих образах позиции родителя. Также они имеют суждения и оценки относительно своих родительских позиций и относительно взаимодействия родителей и детей, что проявляется в способах взаимодействия и характере общения с ребенком. При том, что осужденные матери имеют четкое представление о родительстве, ситуация осуждения ограничивает матерей в его полноценной реализации, из-за чего их показатели имеют тенденцию к среднему уровню.

Родительская ответственность в своей основе имеет диадную природу - это ответственность перед социумом и перед своей совестью. Член семьи может нести ответственность за других отдельных членов семьи или за семью в целом. Осужденные матери имеют представление об ответственном и безответственном поведении родителя. Оценивая себя с точки зрения ответственного родителя, они могут испытывать угрызения совести из-за того, что их безответственное поведение лишило их возможности в полной мере реализовать себя как родителя. Также, попав в ситуацию лишения свободы, осужденные матери теряют возможность в полной мере нести ответственность за свою семью и детей, что может быть причиной тенденции к средним показателям.

Наиболее выраженной является шкала родительских установок и ожиданий, состоящая из установок на цели и средства деятельности в сфере родительства. Осужденные матери имеют представления о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, а также реальный и идеальный образ ребенка. Они имеют свой набор взглядов, суждения, оценок. Поведенческий аспект данной шкалы реализуется в репродуктивном поведение женщин, во взаимоотношениях супругов в родительском отношении, и стиле семейного воспитания.

Высокий уровень значений по шкале родительского отношения говорит о том, что матери имеют представление о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, убеждения о приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители. Также они име-

ют оценки и суждения относительно различных типов родительского отношения. Мы можем предположить, что у женщин есть четкое представление о формах и способах поддержания контактов с ребенком, а также о формах контроля, даже в ситуации ограниченной свободы.

Родительские чувства - это особая группа чувств, занимающая особое место в жизни человека среди других эмоциональных связей. Одно из основных чувств - это родительская любовь. Осужденные матери имеют социально одобряемые знания и представления о том, какое чувство должны испытывать родители к детям, а также образ своего ребенка, который вызывает весь спектр родительских чувств. Им присущуа эмоциональная близость с ребенком, желание заботиться о нем. Мы считаем, что, находясь в заключении, матери, испытывают тоску по своему ребенку, желание с ним встретиться.

Что касается шкалы семейных ценностей, то каждая женщина имеет убеждение в приоритетности целей, форм поведения. Эмоциональный аспект определяет переживания человека, которые показывают значимость той или иной ценности. Результаты, полученные по данной шкале, говорят о том, что осужденные матери имеют систему семейных ценностей. Им свойственна направленность на реализацию ценностных ориен-таций, достижение значимых целей, защиту той или иной субъективной ценности.

Стиль семейного воспитания выражает взаимодействие вышеперечисленных компонентов. Полученные результаты показывают нам, что на основе родительских установок и ожиданий в отношении образа ребенка и родительской роли матери имеют представление о возможных способах взаимодействия с ребенком и стилях его воспитания.

Именно выраженность всех этих признаков говорит об осознанности родительской роли у осужденных женщин. Сама ситуация лишения свободы, мешающая полноценной реализации осужденными родительской роли, обостряет чувство материнства, повышая значимость родительской роли. С другой стороны, в сложившихся обстоятельствах это может выступать определенным ресурсом для женщины, стимулирующим преодоление трудностей на этом этапе ее жизненного пути.

Решение следующей задачи исследования, направленной на выявление копинг-стра-

тегий, способов преодоления трудностей в ситуации лишения свободы, позволило обнаружить, что осужденные матери чаще прибегают к выбору относительно конструктивных копинг-стратегий, а деструктивные стратегии имеют меньшую степень выраженности.

Детализируя копинг-профиль осужденных матерей, можно заметить, что большинство их копинг-стратегий находятся на сред-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нем уровне развития, лишь три из них имеют высокий уровень, но с тенденцией к среднему, - это положительная переоценка, самоконтроль и принятие ответственности. Всё это говорит о том, что данные копинг-стра-тегии являются предпочтительными и в стрессовой ситуации именно они, скорее всего, будут использоваться осужденными женщинами.

00 о

100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

Л*.

«г

67

67

Cr

Г

Г

/ ✓

71

ж Л0'

^ сГ

ж ^

<<F

** У

Копинг-сратегии

Рис. 1. Копинг-профиль женщин в ситуации лишения свободы

Стратегия положительной переоценки имеет наиболее высокий уровень выраженности (71 %) и предполагает попытки преодоления негативных переживаний за счет положительного переосмысления проблемной ситуации, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Данная стратегия в ситуации осуждения, которую изменить нельзя, является очень ресурсной для осужденных женщин, это говорит о том, что, даже оказавшись в таком положении, осужденные всё равно могут найти что-нибудь позитивное, чтобы снизить внутреннее напряжение. Данная стратегия может оказывать и негативное влияние, так как есть вероятность недооценки возможностей действенного разрешения проблемной ситуации, что впоследствии может привести к бездействию.

Стратегия самоконтроля (67 %) предполагает попытки преодоления негативных пе-

реживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию. Предпочтение данной стратегии поможет женщинам избежать импульсивных реакций на поступки других людей, ситуацию или себя, что должно привести к снижению количества конфликтов. В то же время данная стратегия повышает трудность в выражении своих переживаний и потребностей в связи с проблемной ситуацией, что может не очень хорошо сказаться на внутреннем состоянии осужденных, так как они будут испытывать вечное напряжение из-за постоянного самоконтроля.

Стратегия принятия ответственности (67 %) подразумевает признание осужденными женщинами своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в

ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. На наш взгляд, данная стратегия является ресурсной для женщин, оказавшихся в местах временного заключения, так как выбор именно этой стратегии говорит о том, что осужденные стремятся к пониманию зависимости между собственными действиями и их последствиями, готовы анализировать свое поведение, искать причины актуальных трудностей в личных недостатках и ошибках. Вместе с тем выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике, переживанию чувства вины и неудовлетворенности собой. Указанные особенности, как известно, являются фактором риска развития депрессивных состояний.

Стратегия поиска социальной поддержки (38 %) была наименее предпочитаемой среди осужденных. Данные результаты противоречат нашему предположению о том, что заключенные женщины могут использовать семью в качестве социального ресурса. Это можно объяснить тем, что на данный момент женщины находятся в колонии, общение с членами семьи и близкими людьми у них ограниченно, а их настоящее окружение не вызывает у них доверия. Данная стратегия предполагает попытки разрешения проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Для данной стратегии характерным является ориентированность на взаимодействие с другими людьми, ожидание внимания, совета, сочувствия. Положительной стороной выбора данной стратегии является возможность использования внешних ресурсов для разрешения проблемной ситуации. Однако всегда присутствует возможность формирования зависимой позиции и / или чрезмерных ожиданий по отношению к окружающим.

На наш взгляд, доминирование адаптивных стратегий над дезадаптивными вполне может расцениваться в качестве ресурсной составляющей проявляемого женщинами в сложившихся обстоятельствах поведения. Однако вопреки нашим первоначальным

ожиданиям социально-ориентированный ко-пинг не попал в круг предпочитаемых форм активности осужденных матерей. Вместе с тем нами были обнаружены значимые связи этой стратегии с целым рядом шкал методик, направленных на изучение ценностей и родительских установок. В частности, установлена прямая взаимосвязь копинг-стратегии «Поиск социальной поддержки» и ценности «Любовь» (г = 0,435 при р < 0,05), а значит, чем предпочтительнее будет данная ценность, тем чаще осужденные женщины будут ожидать поддержки, внимания, сочувствия со стороны близких и значимых людей. Помимо эмоционального отношения к супругу, данная стратегия имеет прямую взаимосвязь со шкалой «Родительские позиции» (г = = 0,660 при р < 0,01). Важно подчеркнуть, что многие вопросы теста, сформированные в рамках этой шкалы, имеют виртуальный характер, позволяющий оценить представление о том, как должен вести себя родитель, что особенно актуально с учетом того, что, находясь в ситуации лишения свободы, женщины не могут до конца реализовать свою роль матери.

Также была обнаружена связь копинг-стратегии «Принятие ответственности» с ценностью «Счастливая семейная жизнь» (г = 0,552 при р < 0,05), шкалами «Родительские установки и ожидания» (г = 0,637 при р < 0,01) и «Родительская ответственность» (г = 0,579 при р < 0,01). Это подтверждает, что осужденные женщины имеют достаточно четкое представление об ответственном и безответственном поведении личности, в том числе в сфере родительства, что потенциально может выступать своеобразным гарантом самодетерминации и управления собственной активностью в разных ситуациях. На наш взгляд, взаимосвязь этих конструктов является ресурсной для женщин, оказавшихся в местах временного заключения, так как выбор стратегии «Принятие ответственности» свидетельствует о том, что осужденные стремятся к пониманию зависимости между собственными действиями и их последствиями, готовы анализировать свое поведение, искать причины трудностей.

Рис. 2. Взаимосвязь копинг-стратегий, семейных ценностей и родительских установок женщин в ситуации лишения свободы: - корреляция значима при р < 0,01;_- корреляция значима при р < 0,05

Установлена связь шкалы «Зависимость от семьи» и шкал отношения к ребенку у осужденных женщин: «Развитие активности ребенка» (г = 0,552 при р < 0,01), «Излишняя строгость» (г = 0,504 при р < 0,05), «Чрезмерная забота» (г = 0,420, при р < 0,05), «Опасение обидеть» (г = 0,503, при р < 0,05), «Исключение внутрисемейного влияния» (г = = 0,578 при р < 0,01), «Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка» (г = 0,435 при р < 0,05). Данные шкалы имеют прямую взаимосвязь со шкалой «Зависимость от семьи», это свидетельствует о том, что, чем сильнее будет зависимость осужденных женщин от своей семьи, тем активнее будет стремление вмешательства в мир ребенка, желание позаботиться о своем ребенке и уберечь его. Такая взаимосвязь может формироваться на фоне необходимости поддерживать отношения с семьей, что в ситуации лишения свободы дается осужденным матерям сложнее, возможно усиление чувства самопожертвования, что формирует зависимость от семьи, которая снижает самостоятельность матери. Сформированное чувство зависимости от семьи будет вызывать раздражение, в таком случае ребенок может вы-

ступать как объект для выброса накопленного раздражения. Однако опасение обидеть своего ребенка станет сдерживающим фактором и женщина будет осуществлять свое влияние через контроль за жизнью ребенка и попытки исключить влияние мужа на него. Возможно, такой контроль будет проявляться как чрезмерная забота о ребенке, при этом осужденные матери сами не будут осознавать, что послужило причиной такой активности. Данная взаимосвязь шкал подтверждает полученные нами ранее результаты и объясняет высокие баллы, набранные по шкалам излишней концентрации на ребенке.

В свою очередь, шкала «Зависимость от семьи» имеет еще одну прямую взаимосвязь со шкалой «Родительские позиции» (г = = 0,601 при р < 0,01). Если говорить о родительских позициях, данный компонент представляет собой реальную направленность взаимодействия с ребенком. Осужденные женщины имеют образ существующих позиций родителя и образ своей родительской позиции. Также они имеют суждения и оценки относительно своих родительских позиций и относительно взаимодействия родителей и детей. Опираясь на взаимосвязь,

можно сказать, что, чем четче будут имеющиеся представления родительских позициях, тем выше будет уровень зависимости от семьи у осужденных женщин.

Также у шкалы «Зависимость от семьи» имеется обратная взаимосвязь с копинг-стратегиями «Бегство-избегание» (г = -0,634 при р < 0,01) и «Принятие ответственности» (г = -0,675 при р < 0,01). Данные результаты указывают на то, что при повышении уровня зависимости от семьи осужденные матери будут реже прибегать к использованию этих стратегий. Чем сильнее степень эмоциональной связи с членами семьи, тем меньше осужденные матери отрицают образовавшиеся проблемы, фантазируют, стараются отвлечься. Также они не стараются признать ответственность за совершенные поступки. Вероятнее всего, это происходит из-за распределения в сознании осужденных ответственности на всех членов семьи.

Таким образом, изучение специфики выбора копинг-стратегий и особенностей отношения к родительству, выявление родительских установок осужденных матерей позволило понять глубину исследуемой проблематики. Ситуация лишения свободы является трудной, стрессовой, требует большого количества внутренних ресурсов для адаптации к ней и эффективной дальнейшей реадаптации к свободному обществу, возвращения к типичному для женщины ролевому репертуару, в том числе к роли матери. Результаты нашего исследования показали, что у осужденных женщин материнство как сфера личности сформирована и развита, а значит, может выступить определенным ресурсом, который поможет им совладать с трудными жизненными ситуациями. Для матерей в ситуации осуждения семья выступает значимой ценностью, к тому же более доступной, чем другие, возможно и конкурирующие с ней, за пределами места их временного пребывания в данный момент. Для них также характерен высокий уровень осознанности родительства. Полагаем, что этот результат может быть обусловлен действием компенсаторных механизмов, что требует дальнейших эмпирических срезов, глубокого изучения особенностей отношения к родительству и материнству на более репрезентативной выборке. В свою очередь, обнаруженные взаимные связи между выбором копинг-стратегий и компонентами роди-

тельской сферы личности позволяют рассматривать последние в качестве копинг-ресурсов.

В условиях лишения свободы происходит нарушение социальной адаптации, разрыв старых связей с родными и близкими людьми в сочетании с асоциальной направленностью и особенностями личности осужденных женщин, что может послужить причиной, затрудняющей процесс ресоциализа-ции, а также создать неблагоприятную микросреду в местах лишения свободы. Стоит отметить, что каждый человек обладает индивидуальной личностной структурой, показывающей его отношение к другим людям, к себе и к общепринятым нормам. Именно отношение к различным сферам позволяет судить о степени ответственности, самообладания, эмоциональном фоне и правильной или ошибочной оценке жизненных ситуаций. Оценка личности осужденных матерей показала, что у них существует положительная установка, которая при правильном развитии может послужить личностным ресурсом в ситуации осуждения.

Однако это не отменяет того факта, что с заключенными должны проводиться психологические мероприятия, направленные на поддержку и закрепление активных форм копинг-поведения. В свою очередь, проработка и усиление выбора конструктивных копинг-стратегий окажет положительное влияние на дальнейшую жизнь осужденных женщин, содействуя их успешной ресоциа-лизации после завершения срока наказания.

Необходимо проводить социальную работу по восстановлению семейных связей осужденных женщин с семьей и детьми. Складываться такая работа должна из двух направлений - работа с осужденными и с родственниками. Если связь с семьей потеряна, необходимо провести коррекцию имеющихся конфликтных отношений, что может быть осуществлено с помощью создания такой системы поддержки семейных связей осужденных, которая поможет не только укрепить семейное общение, но и изменить отношение осужденных к семье, стать более ответственными в отношениях с родными. При этом осужденным женщинам стоит чаще видеться с семьей, чтобы им было легче преодолеть имеющиеся трудности. Для сохранения семейных связей и доверия в семье необходимо создание условий для нормального семейного общения.

Разработки моделей и технологий психологического сопровождения женщин-матерей в ситуации лишения свободы в будущем создаст условия для более благоприятного течения их реабилитации после отбытия срока наказания и возвращения к реальной самореализации как родителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен : учебное пособие. -М. : Моск. психол.-социал. ин-т, 2006. -496 с.

2. Кон И. С. Отец как воспитатель // Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции «Семья у народов СССР в условиях развитого социалистического общества». -Махачкала : [б. и.], 1985. - С. 11-14.

3. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - 2-е изд., расш. и доп. - СПб. : Питер, 2000. - 656 с.

4. Пенитенциарная психология: ЭУМК / авт.-сост. Г. Г. Романович. - Минск : Изд-во Мин. ин-та управления, 2017. - 199 с.

5. Гурко Т. А. Брак и родительство в России -М. : Ин-т социологии РАН, 2008. - 325 с.

6. Голодов П. В. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении женщин: результаты эмпирического исследования // Вестник Кузбасского института. - 2016. -№ 3 (28). - С. 31.

Информация о статье

Дата поступления 14 октября 2021 Дата принятия в печать 29 ноября 2021

Сведения об авторе

Захаркина Алина Александровна - студентка 4-го курса факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: nixi1618@gmail.com.

Для цитирования

Захаркина А. А. Родительство как социально-психологический ресурс женщин в ситуации лишения свободы // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2021. -№ 4. - С. 67-77. - DOI: 10.24147/2410-6364. 2021.4.67-77.

7. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. - 2007. - № 3. - С. 93-112.

8. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. -1994. - Т. 15, № 1. - С. 3-19.

9. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18, № 5. - С. 21-30.

10. Крюкова Т. Л. Методы изучения совла-дающего поведения: три копинг-шкалы : [метод. руководство]. - Кострома : Авантитул, 2007. - 61 с.

11. Крюкова Т. Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совла-дающего (копинг) поведения // Журнал практического психолога. - 2007. - № 3. -С. 82-93.

12. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2006. - 432 с.

13. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) // Психологические тесты. В 2 т. Т. 1 / под ред. А. А. Карелина. - М. : Вла-дос, 2000. - С. 25-29.

Article info

Received October 14, 2021 Accepted

November 29, 2021 About the author

Zakharkina Alina Alexandrovna - 4th year student at the Faculty of Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: nixi1618@gmail.com.

For citations

Zakharkina A.A. Parenthood as a Socio-Psychological Resource for Women in a Situation of Deprivation of Liberty. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2021, no. 4, pp. 67-77. DOI: 10.24147/2410-6364.2021. 4.67-77. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.