_68_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2014. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 396.6 Л.А. Грицай
РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ С.Л. СОЛОВЕЙЧИКА
В статье рассматривается система родительского воспитания детей, разработанная известным педагогом С.Л. Соловейчиком. Изучаются концепция семейного устройства, методы и средства воспитания детей в семье. Преимущественно анализируется система основополагающих принципов родительского воспитания.
Ключевые слова: родительское воспитание, цели воспитания, средства воспитания, методы воспитания.
На современном этапе для исследования не утрачивает интереса система родительского воспитания детей, предложенная С.Л. Соловейчиком (1930-1996).
Отметим, что эта система была уникальной для педагогики своего времени благодаря органическому сплетению двух традиций отечественного семейного воспитания: этико-гуманистической и сво-бодоцентрической. С одной стороны, С.Л. Соловейчик обосновывает первую педагогическую традицию (так, А. Русаков полагает, что взгляды Соловейчика тесно переплетаются с этической позицией Сухомлинского [1]); с другой стороны, ученый призывает родителей к новым (свободоцентрическим) подходам, к «воспитанию без воспитания», что предполагает сознательный отказ отца и матери от воздействия на своего ребенка, от стремления «вылепить» из его души какой-либо человеческий идеал. «Детей не надо воспитывать - с детьми нужно дружить», - афоризм педагога Соловейчика.
Свои взгляды на воспитание в семье он изложил в форме эссе в книге «Педагогика для всех» (1977-1986).Размышляя о стиле воспитания, ученый рассматривает несколько распространенных вариантов: 1) «правила движения» (при которых родители стремятся поучать ребенка, чтобы он руководствовался в жизни определенными правилами); 2) «сад-огород» (основывается на положении, согласно которому родители обходятся с ребенком как с грядкой - выпалывают сорняки-недостатки в его душе и прививают ему отдельные положительные качества); 3) «кнут и пряник» (родители прибегают к методам поощрения и наказания). Этим неэффективным, по мнению педагога, стилям воспитания Соловейчик противопоставляет стиль, основанный на сотрудничестве детей и родителей, при следовании которому усилия отца и матери «направлены не на ребенка и не на себя, а на главное - на отношение к ребенку» [2. С. 117].
Такая позиция в целом соответствует авторитетному стилю воспитания. Отсюда глубокое внимание к эмоциональной его стороне. Ученый настаивает на том, что дети и родители должны уметь общаться друг с другом, а общение это предполагает следующие ступени: контакт, душевное общение, духовное [2. С. 344]. «Трудные дети те, у кого нет душевных контактов со взрослыми. Трудные родители те, кто не умеет и не хочет устанавливать такие контакты, не ищет общего языка с детьми» [2. С. 327]. И в основе такого общения, по мысли педагога, должна быть взаимная любовь между родителями и детьми. Более того, С.Л. Соловейчик настаивает на том, что именно ответная любовь -значимый элемент детско-родительских взаимоотношений. А любить - это «значит принимать человека таким, какой он есть» [2. С. 127]. И любить родителям нужно не только своих детей для хорошего их воспитания, но вообще людей - и своих детей в частности. «Любить - отдавать, покровительствовать, заботиться, защищать, охранять. Оттого и растет душой любящий - от чувства своей силы» [2. С. 214]. Именно взаимная любовь - основной метод воспитания детей в семье, представляющий собой ту духовную силу, благодаря которой совершенствуются все члены семьи. Поэтому в доме, по мысли педагога, усилиями детей и родителей должна быть создана особая атмосфера любви и взаимопонимания: «дом должен быть норкой для маленького ребенка и берлогой для большого, для подростка: когда бы и откуда ни вернулся сын домой, встретим его с радостью» [2. С. 18].
Касаясь когнитивного компонента родительского воспитания, С.Л. Соловейчик говорит, что огромное значение имеют знания современных родителей о воспитании. В то же время он замечает, что простого педагогического просвещения здесь недостаточно, ввиду принципиального несходства школьной и семейной педагогики, а также того, что не всегда обычные педагоги способны помочь родителям решить семейные проблемы, связанные с воспитанием детей. В качестве аргумента ученый приводит следующий факт: на первое занятие университета для родителей в большом городе пришли 900 пап и мам; на следующее занятие - 90; а на третье - 9. Отсюда вывод: «никто не знает толком, чему же учить родителей и чем им помочь» [2. С. 115]. Между тем резко изменились условия воспита-
Родительское воспитание детей по системе С.Л. Соловейчика 69
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 2
ния детей в семье. Появляется городская семья с двумя работающими родителями и малодетностью; при этом нет ни нянек, ни гувернанток, ни слуг; исчезла общинность в воспитании, когда ребенок был под постоянным надзором соседей и односельчан; исчез страх розги и ремня, когда семейная хозяйственная власть сосредоточивалась в руках отца). У современных родителей весьма высока потребность в знаниях о том, как нужно воспитывать детей. Однако сам ученый-педагог не стремится предлагать родителям универсальные решения. Обращаясь к читателям, он много соразмышляет, рассказывает об опыте воспитания своих троих детей (особенно подробно - младшего сына Матвея); обосновывает свою педагогическую позицию, позволяя читателю самому делать выводы.
Как важнейший компонент родительского воспитания Соловейчик выделяет ценность личности ребенка, утверждая, что «все дети - чудо, и потому - обыкновенное чудо» [2. С. 124]. Ученый предлагает читателям глубокую систему нравственных ценностей воспитания детей. «Идите сюда, слова несерьёзных, неделовых людей: совесть, правда, честь, свобода, сердце, радость, счастье, красота, добро, вера, надежда, любовь, справедливость, нравственность, долг, дух, душа и духовность. Без этих понятий нам не справиться с детьми» [2. С. 21], - утверждает он. Всё произведение Соловейчика - призыв к осуществлению нравственного воспитания, центр которого - человеческая духовность: «Воспитание - это обучение нравственной жизни. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счет, пользуясь лишь нравственными средствами» [2. С. 97]. Хотя сам автор не признает строгих педагогических схем, позволим себе представить его кодекс родительского воспитания графически (рис. 1).
стремление к красоте
и
и
<и
Я
о а я к я
« <и
« етд
Я
<я о
я <и ю <и а ю о и и о о
« <я
ч и
о
ю о
о и и и о я
к я <и
к я
я <и
я н
<и и
а о
н я
^ я о и
а <и
Л
н и я г и
Рис. 1. Система духовно-нравственных ценностей родительского воспитания по С.Л. Соловейчику
Мы видим, что С.Л. Соловейчик рассматривает духовность как всеобъемлющую ценность воспитания. «Дети, которых растили в добре, честности, справедливости, творчестве, любви, детство которых было счастливым, - эти дети вырастают сильными духом», - утверждает он [2. С. 66]. Педагог убежден, что «воспитание ребенка - это питание его личности, его духа правдой», такое «воспитание духовности - это всё воспитание». «Требования духа открывают простор, указывают цели: добро, красота, правда, - продолжает ученый. - Нравственность - нижняя граница, а верхней границы нет: вверх - бесконечное духовное» [2. С. 290].
Духовность понимается Соловейчиком не в религиозном, а в этико-гуманистическом духе. Некоторые исследователи его наследия (например, В. Агафонова, Н. Крыщук) полагают, что С.Л. Соловейчик соединил актуальную советскую педагогику с богословской лексикой, отчасти поэтому педагогика 1970-80-х годов дала впоследствии мощный религиозный ренессанс [3]; правда, Н. Крыщук добавляет, что идеи бессмертия в педагогике Соловейчика не существовало [4]. Действительно, при внимательном изучении ценностей родительского воспитания, предложенных ученым, мы видим, что они соотносятся с национальными духовно-нравственными традициями (см. табл.).
70 Л.А. Грицай
2014. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА Ценности родительского воспитания (по С.Л. Соловейчику)
Ценности Характеристика ценностей
Любовь, совесть, красота и воля «Любовь и совесть правят миром»; «Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно, всё остальное приложится»; «Любовь и совесть - кислород нравственной атмосферы, в которую каждый из нас погружается с первым вдохом, с первым криком»; «У воспитанного человека должна быть совесть; и должен он любить людей; и должен стремиться к красоте, и, конечно, ему нужна воля».
Счастье как соучастие «Научить ребенка радоваться чужому счастью и не завидовать ему - половина всего воспитательного дела»; «Когда родители желают счастья ребенку, верят в него - желают не сиюминутного успеха, а именно счастья, и притом большого и долгого, то они заражают ребенка этим стремлением».
Правда «Правда - мера человека, степень его приближения к идеальному человеку»; «Правда - в человечности, гуманизме, высочайшем уважении к достоинству человека. Но тем более должны мы воспитывать в правде и правдой, в полном уважении к ребенку и к себе»; «Дети - тяжелое бремя, и не потому, что они шумят, требуют внимания и расходов, а потому, что приходится жить по правде».
Свобода и самоосвобождение «Ребенка и подростка развивает не свобода, как иногда думают, а собственное действие по добыванию свободы, самоосвобождение. Достичь подлинной самостоятельности можно только самоосвобождением. Самоосвобождение - это, по сути, то же, что и самовоспитание. Воспитание - это научение свободе, научение самоосвобождению».
Смысл жизни «Исполнение долга перед правдой жизни - в этом и есть смысл жизни. Для этого мы призваны в жизнь»
Вечность бытия «Рождаясь, ребенок словно выныривает из вечности, и, общаясь с детьми, мы как бы приобщаемся к вечности».
Заметим, что ученый различает нравственное и культурное воспитание: если первое исходит из стремления создать в семье духовную атмосферу, то второе стремиться привить ребенку навыки культурного поведения. Поэтому педагог призывает родителей воспитывать детей в духе нравственности: в этом случае и правила культуры будут ими усвоены. Безнравственное же воспитание, придав ребенку лишь внешнее приличие, не поможет ему стать человеком в полном смысле этого слова. Отсюда - деятельностный компонент воспитания детей в семье, который, по мысли ученого, включает в себя постоянную созидательную деятельность отца и матери, их напряженную духовную работу. Главное при этом - «трата души, а не времени, души, а не одних только нервов; педагогическая работа идет в душе отца, в душе матери, но дети от нее становятся лучше .... лучше становимся мы, лучше становятся и дети» [2. С. 103]. Таким образом, педагог говорит о глубокой взаимной связи детей и родителей, об огромной духовно-нравственной ответственности, которая лежит на плечах родителей: «Сын не судья своему отцу, но совесть отца - в его детях. Они каким-то образом связаны с нами, и если мы поступаем дурно, то это сказывается на них» [2. С. 9].
Таким образом, целью родительского воспитания ученый считал развитие самостоятельности в ребенке, привитие ему уверенности в собственных силах. Подробно рассматривая эту цель, С.Л. Соловейчик выделяет средства и методы родительского воспитания, фактически, разделяя их на продуктивные и непродуктивные. Представим их наглядно (рис. 2).
Рассматривая идеал отцовства и материнства, Соловейчик разграничивает материнское (безусловное принятие) и отцовское (принятие на определенных условиях) отношение к ребенку. Он полагал, что истинные родители, независимо от их пола, должны обладать таким качествами, как великодушие, достоинство, бескорыстие, терпение, вера в возможности ребенка.
Он считал, что сами родители должны быть высоконравственными людьми и - самое главное -владеть искусством любви к детям (недаром ученый считал, что «педагогика - наука об искусстве любить детей» [2. С. 116]). Именно дети, по мнению ученого, - своим нравственным или недостойным поведением - свидетельствует о внутренней сущности их родителей. «Дети, - пишет Соловейчик, - жестокие наши разоблачители. Они беспощадно и неподкупно свидетельствуют миру о том, кто мы с вами есть на самом деле» [2. С. 274].
Родительское воспитание детей по системе С.Л. Соловейчика
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
71
2014. Вып. 2
Непродуктивные средства и методы воспитания Продуктивные средства и методы воспитания
ПУЗО (Попрек, Упрек, Замечание, Оскорбление). «Воспитанием от пуза любви не научишь, это невозможно». Воспитание без воспитания (общение с ребенком без прямых средств воздействия, без команд, угроз, без одергиваний, замечаний, нотаций, без наказаний, битья и др.)
Брань, крик. «Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, как думают, а .. .опасно облегчаем. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность. ... И если мы постоянно наказываем, . то вырастают люди, которые боятся самостоятельности, боятся свободы» Воспитание сотрудничеством. «Сотрудничество с детьми держится не на требованиях, не на повелениях, не на приказах, а на просьбах. Где просьба - там и выбор, обучение самостоятельности»
Постоянные принуждения. «Чтобы ребенок вырос естественно добрым и честным человеком, чтобы он не старался казаться лучше, чем он есть, приходится исключить принуждение из арсенала воспитательных средств» Родительский пример. «Свободе учат свободой, ответственности - ответственностью, добру и совести - добром и совестью, а счастью - счастьем»
Физические наказания. «Жившие до нас люди были не дураки и не садисты, они били детей, потому что это отвечало задаче вырастить послушных. Мы не те люди, и не те у нас дети, мы только портим детей битьем» Нравственное закаливание. «Для закаливания тела нужно спартанское воспитание, а для закалки духа нужны идеалы, представление о счастье, здоровая нравственность».
ПАССИВНАЯ ПЕДАГОГИКА -ВОСПИТАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯМИ АКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА -НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Рис. 2. Непродуктивные и продуктивные средства и методы семейного воспитания по С.Л. Соловейчику
Важно отметить, что в педагогической системе ученого нет определенного идеала личности ребенка. Соловейчик выступал против определения такого идеала, полагая, что он соотносится с пассивной педагогикой воздействия. Родители, создавшие в своем сознании определенный образ ребенка, при отклонении от него реальных сына или дочери стремятся воспитательными воздействиями направить чадо по заданной траектории движения. А между тем ребенок, по мысли педагога, не может быть просто материалом для строительства из него чего-то лучшего и идеального, не может быть компенсацией родительских потерь, ошибок и неудач. Он представляет собой полное человеческое существо, которое не должно находиться в чьей-либо власти. Единственный способ исправить ребенка - это увидеть его хорошим и дождаться, пока он сам не станет стремиться к хорошему» [2. С. 113].
Исходя из сказанного выше, можно заключить, что система родительского воспитания С.Л. Соловейчика - важная веха в истории отечественной педагогической мысли. Ученый не только рассматривал родительское воспитание как отдельную, отличную от школьной, отрасль педагогического знания, но и обосновывал новые для советской педагогики подходы к становлению личности ребенка в семье. Именно Соловейчик своей деятельностью способствовал созданию нового направления, получившего называние педагогики сотрудничества и объединившего талантливых педагогов-новаторов, которые стремятся в своей деятельности воплотить гуманистические личностно-ориентированные принципы воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Русаков А. Соловейчик и Сухомлинский. Два решения «Педагогики для всех». URL: http://altruism.ru/ sengine .cgi/5/7/8/22/1/1 (Дата обращения: 12.05.2014).
72 Л.А. Грицай
2014. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей. М.: Дет. лит., 1988. 367 с.
3. Агафонова, В. Актуальная педагогика: Симон Соловейчик. URL: http://www.foma.ru/article/index.php ?news=4782 (Дата обращения: 12.05.2014).
4. Крыщук, Н. Так началась в моей жизни эпоха Соловейчика. URL: http://ps.1september.ru/view_article.php ?ID=201001927 [Дата обращения: 12.05.2014]
Поступила в редакцию 13.04.14
L.A. Gritsay
THE SYSTEM OF PARENTAL CHILD-CARE OF S.L. SOLOVEITCHIK
The article is devoted to the system of parental child-care developed by famous Soviet educator S.L. Soloveitchik. The concept of family structure, methods and tools of parental education in a family are considered. The main attention is paid to the system of fundamental principles of parenting.
Keywords: parental education, goals of education, tools of education, methods of education.
Грицай Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент
Рязанский заочный институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» 390023, Россия, г. Рязань, ул. Ленина, 1/70 E-mail: usan82@gmail.com
Grisay L.A.,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor
Correspondence Ryazan institute (branch) of Moscow State University of Culture and the Arts 390023, Russia, Ryazan, Lenina st., 1/70 E-mail: usan82@gmail.com