Научная статья на тему 'Родительское воспитание детей по системе С. Л. Соловейчика'

Родительское воспитание детей по системе С. Л. Соловейчика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2137
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ / СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / PARENTAL EDUCATION / GOALS OF EDUCATION / TOOLS OF EDUCATION / METHODS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грицай Людмила Александровна

В статье рассматривается система родительского воспитания детей, разработанная известным педагогом С.Л. Соловейчиком. Изучаются концепция семейного устройства, методы и средства воспитания детей в семье. Преимущественно анализируется система основополагающих принципов родительского воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PARENTAL CHILD-CARE OF S.L. SOLOVEITCHIK

The article is devoted to the system of parental child-care developed by famous Soviet educator S.L. Soloveitchik. The concept of family structure, methods and tools of parental education in a family are considered. The main attention is paid to the system of fundamental principles of parenting.

Текст научной работы на тему «Родительское воспитание детей по системе С. Л. Соловейчика»

_68_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2014. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 396.6 Л.А. Грицай

РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ С.Л. СОЛОВЕЙЧИКА

В статье рассматривается система родительского воспитания детей, разработанная известным педагогом С.Л. Соловейчиком. Изучаются концепция семейного устройства, методы и средства воспитания детей в семье. Преимущественно анализируется система основополагающих принципов родительского воспитания.

Ключевые слова: родительское воспитание, цели воспитания, средства воспитания, методы воспитания.

На современном этапе для исследования не утрачивает интереса система родительского воспитания детей, предложенная С.Л. Соловейчиком (1930-1996).

Отметим, что эта система была уникальной для педагогики своего времени благодаря органическому сплетению двух традиций отечественного семейного воспитания: этико-гуманистической и сво-бодоцентрической. С одной стороны, С.Л. Соловейчик обосновывает первую педагогическую традицию (так, А. Русаков полагает, что взгляды Соловейчика тесно переплетаются с этической позицией Сухомлинского [1]); с другой стороны, ученый призывает родителей к новым (свободоцентрическим) подходам, к «воспитанию без воспитания», что предполагает сознательный отказ отца и матери от воздействия на своего ребенка, от стремления «вылепить» из его души какой-либо человеческий идеал. «Детей не надо воспитывать - с детьми нужно дружить», - афоризм педагога Соловейчика.

Свои взгляды на воспитание в семье он изложил в форме эссе в книге «Педагогика для всех» (1977-1986).Размышляя о стиле воспитания, ученый рассматривает несколько распространенных вариантов: 1) «правила движения» (при которых родители стремятся поучать ребенка, чтобы он руководствовался в жизни определенными правилами); 2) «сад-огород» (основывается на положении, согласно которому родители обходятся с ребенком как с грядкой - выпалывают сорняки-недостатки в его душе и прививают ему отдельные положительные качества); 3) «кнут и пряник» (родители прибегают к методам поощрения и наказания). Этим неэффективным, по мнению педагога, стилям воспитания Соловейчик противопоставляет стиль, основанный на сотрудничестве детей и родителей, при следовании которому усилия отца и матери «направлены не на ребенка и не на себя, а на главное - на отношение к ребенку» [2. С. 117].

Такая позиция в целом соответствует авторитетному стилю воспитания. Отсюда глубокое внимание к эмоциональной его стороне. Ученый настаивает на том, что дети и родители должны уметь общаться друг с другом, а общение это предполагает следующие ступени: контакт, душевное общение, духовное [2. С. 344]. «Трудные дети те, у кого нет душевных контактов со взрослыми. Трудные родители те, кто не умеет и не хочет устанавливать такие контакты, не ищет общего языка с детьми» [2. С. 327]. И в основе такого общения, по мысли педагога, должна быть взаимная любовь между родителями и детьми. Более того, С.Л. Соловейчик настаивает на том, что именно ответная любовь -значимый элемент детско-родительских взаимоотношений. А любить - это «значит принимать человека таким, какой он есть» [2. С. 127]. И любить родителям нужно не только своих детей для хорошего их воспитания, но вообще людей - и своих детей в частности. «Любить - отдавать, покровительствовать, заботиться, защищать, охранять. Оттого и растет душой любящий - от чувства своей силы» [2. С. 214]. Именно взаимная любовь - основной метод воспитания детей в семье, представляющий собой ту духовную силу, благодаря которой совершенствуются все члены семьи. Поэтому в доме, по мысли педагога, усилиями детей и родителей должна быть создана особая атмосфера любви и взаимопонимания: «дом должен быть норкой для маленького ребенка и берлогой для большого, для подростка: когда бы и откуда ни вернулся сын домой, встретим его с радостью» [2. С. 18].

Касаясь когнитивного компонента родительского воспитания, С.Л. Соловейчик говорит, что огромное значение имеют знания современных родителей о воспитании. В то же время он замечает, что простого педагогического просвещения здесь недостаточно, ввиду принципиального несходства школьной и семейной педагогики, а также того, что не всегда обычные педагоги способны помочь родителям решить семейные проблемы, связанные с воспитанием детей. В качестве аргумента ученый приводит следующий факт: на первое занятие университета для родителей в большом городе пришли 900 пап и мам; на следующее занятие - 90; а на третье - 9. Отсюда вывод: «никто не знает толком, чему же учить родителей и чем им помочь» [2. С. 115]. Между тем резко изменились условия воспита-

Родительское воспитание детей по системе С.Л. Соловейчика 69

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 2

ния детей в семье. Появляется городская семья с двумя работающими родителями и малодетностью; при этом нет ни нянек, ни гувернанток, ни слуг; исчезла общинность в воспитании, когда ребенок был под постоянным надзором соседей и односельчан; исчез страх розги и ремня, когда семейная хозяйственная власть сосредоточивалась в руках отца). У современных родителей весьма высока потребность в знаниях о том, как нужно воспитывать детей. Однако сам ученый-педагог не стремится предлагать родителям универсальные решения. Обращаясь к читателям, он много соразмышляет, рассказывает об опыте воспитания своих троих детей (особенно подробно - младшего сына Матвея); обосновывает свою педагогическую позицию, позволяя читателю самому делать выводы.

Как важнейший компонент родительского воспитания Соловейчик выделяет ценность личности ребенка, утверждая, что «все дети - чудо, и потому - обыкновенное чудо» [2. С. 124]. Ученый предлагает читателям глубокую систему нравственных ценностей воспитания детей. «Идите сюда, слова несерьёзных, неделовых людей: совесть, правда, честь, свобода, сердце, радость, счастье, красота, добро, вера, надежда, любовь, справедливость, нравственность, долг, дух, душа и духовность. Без этих понятий нам не справиться с детьми» [2. С. 21], - утверждает он. Всё произведение Соловейчика - призыв к осуществлению нравственного воспитания, центр которого - человеческая духовность: «Воспитание - это обучение нравственной жизни. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счет, пользуясь лишь нравственными средствами» [2. С. 97]. Хотя сам автор не признает строгих педагогических схем, позволим себе представить его кодекс родительского воспитания графически (рис. 1).

стремление к красоте

и

и

Я

о а я к я

« <и

« етд

Я

<я о

я <и ю <и а ю о и и о о

« <я

ч и

о

ю о

о и и и о я

к я <и

к я

я <и

я н

<и и

а о

н я

^ я о и

а <и

Л

н и я г и

Рис. 1. Система духовно-нравственных ценностей родительского воспитания по С.Л. Соловейчику

Мы видим, что С.Л. Соловейчик рассматривает духовность как всеобъемлющую ценность воспитания. «Дети, которых растили в добре, честности, справедливости, творчестве, любви, детство которых было счастливым, - эти дети вырастают сильными духом», - утверждает он [2. С. 66]. Педагог убежден, что «воспитание ребенка - это питание его личности, его духа правдой», такое «воспитание духовности - это всё воспитание». «Требования духа открывают простор, указывают цели: добро, красота, правда, - продолжает ученый. - Нравственность - нижняя граница, а верхней границы нет: вверх - бесконечное духовное» [2. С. 290].

Духовность понимается Соловейчиком не в религиозном, а в этико-гуманистическом духе. Некоторые исследователи его наследия (например, В. Агафонова, Н. Крыщук) полагают, что С.Л. Соловейчик соединил актуальную советскую педагогику с богословской лексикой, отчасти поэтому педагогика 1970-80-х годов дала впоследствии мощный религиозный ренессанс [3]; правда, Н. Крыщук добавляет, что идеи бессмертия в педагогике Соловейчика не существовало [4]. Действительно, при внимательном изучении ценностей родительского воспитания, предложенных ученым, мы видим, что они соотносятся с национальными духовно-нравственными традициями (см. табл.).

70 Л.А. Грицай

2014. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА Ценности родительского воспитания (по С.Л. Соловейчику)

Ценности Характеристика ценностей

Любовь, совесть, красота и воля «Любовь и совесть правят миром»; «Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно, всё остальное приложится»; «Любовь и совесть - кислород нравственной атмосферы, в которую каждый из нас погружается с первым вдохом, с первым криком»; «У воспитанного человека должна быть совесть; и должен он любить людей; и должен стремиться к красоте, и, конечно, ему нужна воля».

Счастье как соучастие «Научить ребенка радоваться чужому счастью и не завидовать ему - половина всего воспитательного дела»; «Когда родители желают счастья ребенку, верят в него - желают не сиюминутного успеха, а именно счастья, и притом большого и долгого, то они заражают ребенка этим стремлением».

Правда «Правда - мера человека, степень его приближения к идеальному человеку»; «Правда - в человечности, гуманизме, высочайшем уважении к достоинству человека. Но тем более должны мы воспитывать в правде и правдой, в полном уважении к ребенку и к себе»; «Дети - тяжелое бремя, и не потому, что они шумят, требуют внимания и расходов, а потому, что приходится жить по правде».

Свобода и самоосвобождение «Ребенка и подростка развивает не свобода, как иногда думают, а собственное действие по добыванию свободы, самоосвобождение. Достичь подлинной самостоятельности можно только самоосвобождением. Самоосвобождение - это, по сути, то же, что и самовоспитание. Воспитание - это научение свободе, научение самоосвобождению».

Смысл жизни «Исполнение долга перед правдой жизни - в этом и есть смысл жизни. Для этого мы призваны в жизнь»

Вечность бытия «Рождаясь, ребенок словно выныривает из вечности, и, общаясь с детьми, мы как бы приобщаемся к вечности».

Заметим, что ученый различает нравственное и культурное воспитание: если первое исходит из стремления создать в семье духовную атмосферу, то второе стремиться привить ребенку навыки культурного поведения. Поэтому педагог призывает родителей воспитывать детей в духе нравственности: в этом случае и правила культуры будут ими усвоены. Безнравственное же воспитание, придав ребенку лишь внешнее приличие, не поможет ему стать человеком в полном смысле этого слова. Отсюда - деятельностный компонент воспитания детей в семье, который, по мысли ученого, включает в себя постоянную созидательную деятельность отца и матери, их напряженную духовную работу. Главное при этом - «трата души, а не времени, души, а не одних только нервов; педагогическая работа идет в душе отца, в душе матери, но дети от нее становятся лучше .... лучше становимся мы, лучше становятся и дети» [2. С. 103]. Таким образом, педагог говорит о глубокой взаимной связи детей и родителей, об огромной духовно-нравственной ответственности, которая лежит на плечах родителей: «Сын не судья своему отцу, но совесть отца - в его детях. Они каким-то образом связаны с нами, и если мы поступаем дурно, то это сказывается на них» [2. С. 9].

Таким образом, целью родительского воспитания ученый считал развитие самостоятельности в ребенке, привитие ему уверенности в собственных силах. Подробно рассматривая эту цель, С.Л. Соловейчик выделяет средства и методы родительского воспитания, фактически, разделяя их на продуктивные и непродуктивные. Представим их наглядно (рис. 2).

Рассматривая идеал отцовства и материнства, Соловейчик разграничивает материнское (безусловное принятие) и отцовское (принятие на определенных условиях) отношение к ребенку. Он полагал, что истинные родители, независимо от их пола, должны обладать таким качествами, как великодушие, достоинство, бескорыстие, терпение, вера в возможности ребенка.

Он считал, что сами родители должны быть высоконравственными людьми и - самое главное -владеть искусством любви к детям (недаром ученый считал, что «педагогика - наука об искусстве любить детей» [2. С. 116]). Именно дети, по мнению ученого, - своим нравственным или недостойным поведением - свидетельствует о внутренней сущности их родителей. «Дети, - пишет Соловейчик, - жестокие наши разоблачители. Они беспощадно и неподкупно свидетельствуют миру о том, кто мы с вами есть на самом деле» [2. С. 274].

Родительское воспитание детей по системе С.Л. Соловейчика

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

71

2014. Вып. 2

Непродуктивные средства и методы воспитания Продуктивные средства и методы воспитания

ПУЗО (Попрек, Упрек, Замечание, Оскорбление). «Воспитанием от пуза любви не научишь, это невозможно». Воспитание без воспитания (общение с ребенком без прямых средств воздействия, без команд, угроз, без одергиваний, замечаний, нотаций, без наказаний, битья и др.)

Брань, крик. «Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, как думают, а .. .опасно облегчаем. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность. ... И если мы постоянно наказываем, . то вырастают люди, которые боятся самостоятельности, боятся свободы» Воспитание сотрудничеством. «Сотрудничество с детьми держится не на требованиях, не на повелениях, не на приказах, а на просьбах. Где просьба - там и выбор, обучение самостоятельности»

Постоянные принуждения. «Чтобы ребенок вырос естественно добрым и честным человеком, чтобы он не старался казаться лучше, чем он есть, приходится исключить принуждение из арсенала воспитательных средств» Родительский пример. «Свободе учат свободой, ответственности - ответственностью, добру и совести - добром и совестью, а счастью - счастьем»

Физические наказания. «Жившие до нас люди были не дураки и не садисты, они били детей, потому что это отвечало задаче вырастить послушных. Мы не те люди, и не те у нас дети, мы только портим детей битьем» Нравственное закаливание. «Для закаливания тела нужно спартанское воспитание, а для закалки духа нужны идеалы, представление о счастье, здоровая нравственность».

ПАССИВНАЯ ПЕДАГОГИКА -ВОСПИТАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯМИ АКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА -НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Рис. 2. Непродуктивные и продуктивные средства и методы семейного воспитания по С.Л. Соловейчику

Важно отметить, что в педагогической системе ученого нет определенного идеала личности ребенка. Соловейчик выступал против определения такого идеала, полагая, что он соотносится с пассивной педагогикой воздействия. Родители, создавшие в своем сознании определенный образ ребенка, при отклонении от него реальных сына или дочери стремятся воспитательными воздействиями направить чадо по заданной траектории движения. А между тем ребенок, по мысли педагога, не может быть просто материалом для строительства из него чего-то лучшего и идеального, не может быть компенсацией родительских потерь, ошибок и неудач. Он представляет собой полное человеческое существо, которое не должно находиться в чьей-либо власти. Единственный способ исправить ребенка - это увидеть его хорошим и дождаться, пока он сам не станет стремиться к хорошему» [2. С. 113].

Исходя из сказанного выше, можно заключить, что система родительского воспитания С.Л. Соловейчика - важная веха в истории отечественной педагогической мысли. Ученый не только рассматривал родительское воспитание как отдельную, отличную от школьной, отрасль педагогического знания, но и обосновывал новые для советской педагогики подходы к становлению личности ребенка в семье. Именно Соловейчик своей деятельностью способствовал созданию нового направления, получившего называние педагогики сотрудничества и объединившего талантливых педагогов-новаторов, которые стремятся в своей деятельности воплотить гуманистические личностно-ориентированные принципы воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Русаков А. Соловейчик и Сухомлинский. Два решения «Педагогики для всех». URL: http://altruism.ru/ sengine .cgi/5/7/8/22/1/1 (Дата обращения: 12.05.2014).

72 Л.А. Грицай

2014. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей. М.: Дет. лит., 1988. 367 с.

3. Агафонова, В. Актуальная педагогика: Симон Соловейчик. URL: http://www.foma.ru/article/index.php ?news=4782 (Дата обращения: 12.05.2014).

4. Крыщук, Н. Так началась в моей жизни эпоха Соловейчика. URL: http://ps.1september.ru/view_article.php ?ID=201001927 [Дата обращения: 12.05.2014]

Поступила в редакцию 13.04.14

L.A. Gritsay

THE SYSTEM OF PARENTAL CHILD-CARE OF S.L. SOLOVEITCHIK

The article is devoted to the system of parental child-care developed by famous Soviet educator S.L. Soloveitchik. The concept of family structure, methods and tools of parental education in a family are considered. The main attention is paid to the system of fundamental principles of parenting.

Keywords: parental education, goals of education, tools of education, methods of education.

Грицай Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент

Рязанский заочный институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» 390023, Россия, г. Рязань, ул. Ленина, 1/70 E-mail: usan82@gmail.com

Grisay L.A.,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor

Correspondence Ryazan institute (branch) of Moscow State University of Culture and the Arts 390023, Russia, Ryazan, Lenina st., 1/70 E-mail: usan82@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.