Научная статья на тему 'Родительское сообщество как форма современного социального партнёрства семьи и образовательной организации'

Родительское сообщество как форма современного социального партнёрства семьи и образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2776
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ПАРТНЁРСТВО / PARTNERSHIP / РОДИТЕЛЬСТВО / PARENTING / СООБЩЕСТВО / COMMUNITY / РОДИТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО / PARENTAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрухина Ольга Анатольевна

В статье рассматривается проблема взаимодействия субъектов образовательного процесса. Целью статьи является выявление и обоснование современных форм взаимодействия семьи и школы. На основе анализа исследований выделены и представлены сущностные характеристики социально-педагогических явлений партнёрства и родительства. Особое внимание уделяется описанию видов, принципов, задач воспитания, реализуемых с помощью родительского сообщества. Результатом анализа является обоснование сущностных характеристик родительского сообщества как интегративной формы социального партнёрства семьи и образовательной организации, а также совокупности организационно-педагогических условий реализации родительского сообщества в образовательной организации. Автором делается вывод о педагогических возможностях родительского сообщества в обеспечении интеграции родителей в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрухина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENT COMMUNITY AS A FORM OF MODERN SOCIAL PARTNERSHIP OF FAMILY AND EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article deals with the interaction between the subjects of the educational process. The purpose of the article is to identify and justify contemporary forms of interaction between the family and the school. On the basis of the analysis of research, the essential characteristics of social and pedagogical phenomena “partnership” and “parenthood” are highlighted and presented. Particular attention is paid to the description of species, principles, tasks of education, implemented with the help of the parent community. The result of the analysis is the substantiation of the essential characteristics of the parental community as an integrative form of the social partnership of the family and the educational organization, as well as the totality of the organizational and pedagogical conditions for the implementation of the parent community in the educational organization. The author makes a conclusion about the pedagogical capabilities of the parental community in ensuring the integration of parents in the educational process.

Текст научной работы на тему «Родительское сообщество как форма современного социального партнёрства семьи и образовательной организации»

УДК 37.018.26 Б01 10.17238/188п1998-5320.2018.32.99

О. А. Петрухина,

Омский государственный педагогический университет

РОДИТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО КАК ФОРМА СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматривается проблема взаимодействия субъектов образовательного процесса. Целью статьи является выявление и обоснование современных форм взаимодействия семьи и школы. На основе анализа исследований выделены и представлены сущностные характеристики социально-педагогических явлений партнёрства и родительства. Особое внимание уделяется описанию видов, принципов, задач воспитания, реализуемых с помощью родительского сообщества. Результатом анализа является обоснование сущностных характеристик родительского сообщества как интегративной формы социального партнёрства семьи и образовательной организации, а также совокупности организационно-педагогических условий реализации родительского сообщества в образовательной организации.

Автором делается вывод о педагогических возможностях родительского сообщества в обеспечении интеграции родителей в образовательный процесс.

Ключевые слова: взаимодействие, партнёрство, родительство, сообщество, родительское сообщество.

Проблема и цель. Современная практика образовательного процесса строится на взаимодействии двух важнейших педагогических систем: семьи и школы.

Взаимодействие реализует актуальную для современного образования идею приоритетности субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе. Непреложным условием успешности взаимодействия признаётся наличие своеобразных точек контакта, позиций согласия, понимания и определённого единства между участниками, имеющее следствием взаимные изменения их поведения, отношений, установок в общем концептуальном поле содержания воспитательной деятельности [1; 2]. Такими своеобразными «точками роста» отношений могут стать новые формы взаимодействия субъектов образования, выявление и обоснование которых составляет основную задачу статьи.

Исследователи солидарны во мнении, что современная школа и современные родители находятся в достаточно противоречивых условиях. С одной стороны, отмечается рост образованности родителей, их мобильность. Как следствие - рост уровня требований родителей к современной школе и школы к родителям; расширение практики привлечения родителей к управлению школой (государственно-общественное управление); осуществление контроля родителей за организацией учебно-воспитательного процесса; усиление потребности в сотрудничестве. Нормативно закрепляется позиция родителей как «заказчиков образовательных услуг», включённых в открытое образовательное пространство. С другой стороны, констатируется определённое отчуждение между родителями и педагогами, обусловленное многими причинами, в частности, стереотипностью профессиональных представлений учителей, низким уровнем педагогической культуры родителей и др.

Методы и методология. В профессиональной литературе отмечается процесс трансформации родительского самосознания, что позволяет исследователям говорить об актуализации феномена «родитель-ство». В самом обобщённом виде «родительство» трактуется как сложное интегральное образование, которое включает в себя ценностные ориентации супругов, в том числе, семейные ценности, родительские установки и ожидания, отношения, чувства, позиции, стиль семейного воспитания и др. [3-5]. Такая сущностная характеристика родительства рассматривается как, несомненно, новое явление, отличительный признак современного социального движения, ориентированного на позитивные цели. С этим связано появление в научной литературе терминов «сознательное родительство», «ответственное родительство», «новое родительство», «компетентное родительство» и др. Интенсивность использования этих терминов в профессиональном лексиконе подчёркивает сущностную особенность понятия, характеризующегося интересом к ребёнку, прежде всего, способностью родителей сопереживать ему, заботиться о его личностном становлении, насыщать его жизнь важными событиями, впечатлениями, развивающими характер ребёнка.

Анализ современных исследований актуализирует основные направления взаимодействия: традиционное, просветительское, развивающее общественное управление, интерактивное [6].

В современных условиях взаимодействие школы и родителей приобретает форму социального партнёрства. Понятие партнёрства вошло в профессиональный педагогический лексикон сравнительно недавно. При этом исследователи практически солидарны в выделении общих черт партнёрства: совместная, согласованная, осознанная деятельность субъектов; интеграция усилий, интересов (личностных и коллективных; профессиональных и образовательных); диалогичность, равноправие, взаимовыгодность отношений; ориентация взаимодействия на достижение реальных результатов [7].

Необходимость партнёрства в современном образовательном процессе всё более осознаётся обеими сторонами взаимодействия. Решением этого может стать, по мнению Е. П. Арнаутовой, поиск и адекватное использование новых методов и форм взаимодействия образовательной организации и родителей, влияющих на качество образовательного процесса [8].

Логика взаимодействия, формы и способы его реализации претерпевают существенные трансформации под влиянием совокупности, прежде всего, социальных, факторов, обусловливающих изменения системы российского образования. Эти изменения, в свою очередь, являются отражением стремления образования противостоять социальным вызовам современной реальности.

В практике организации взаимодействия отмечаются две взаимосвязанных тенденции. Первая проявляется в активном дополнении и обогащении существующих традиционных форм содержательно и технологически, прежде всего за счёт использования современных интернет-ресурсов.

Вторая характеризуется стремлением найти максимально современные методики, техники, формы, ориентированные за взаимодействие, в первую очередь, с молодыми, мотивированными родителями современных школьников. Как правило, это динамичные формы интегративного характера, сочетающие наиболее интересное, значимое, актуальное из практики воспитания.

Одной из современных форм взаимодействия является родительское сообщество (от латинского соттипш - общий, коллективный, корпоративный). В общем смысле сообщество - группа людей, которые находятся в социальном взаимодействии, в общих связях между собой в одном пространственно-временном промежутке.

Важно, что создание сообщества происходит естественным образом как своеобразный итог установления множества разнообразных индивидуальных и групповых контактов, которые успешно реализуются в определённых границах различных аспектов социальной жизни [4].

Наиболее целесообразным является реализация сообщества как некоего объединения людей, которые в определённый период времени на основе осознания и консолидации общих интересов, целей, предпочтений, возможностей, проблем и др. находятся в реальном или виртуальном пространстве и определённых отношениях.

На основе классификационных признаков (по месту возникновения, по направленности деятельности, по способу формирования, по степени открытости, по роду профессиональной деятельности, по этнической принадлежности, по тендерному признаку, по принадлежности к религии, по возрасту и другим основаниям) выделяют видовое многообразие сообществ.

Среди огромного количества существующих сообществ взрослых выделяем отдельный вид -родительское сообщество как относительно новый социальный и педагогический феномен. На сегодняшний день именно эта форма организации взаимодействия требует научного осмысления и обоснования. В своём становлении родительские сообщества прошли несколько этапов. На первом -родительские сообщества создавались за пределами образовательной организации в наиболее востребованных формах: клуб, ассоциация, центр, объединение и др.

Обобщение первого опыта реализации взаимодействия представлено в зарубежных исследованиях, изучавших влияние такого партнёрства на различные аспекты качества образования и социализации детей в школах, например, влияние на академическую успешность, а также на поведение учащихся, их социальную компетентность.

В практике российского образования начиная с конца XX века сложились несколько видов родительских сообществ. Наиболее востребованными являются неформальные родительские объединения, такие как, например, «Центр родительской культуры», «Клуб семейного образования», «Семейный клуб родительского опыта», «Ассоциация родительских комитетов», «Омское родительское собрание». Они представляют характерную особенность жизни больших городов, в своей практической деятельности интенсивно используют современные возможности открытого интернет-пространства и социальных сетей.

Основные цели создания сообществ:

- взаимная поддержка в решении общей проблемы (например, сообщества родителей детей-инвалидов, «Дети - Ангелы»), поиск единомышленников;

- объединение для защиты прав детей, родителей, семьи, а также для противостояния некоторым юридическим действиям (например, внедрению ювенальных технологий);

- интеграция на основе общих ценностных ориентаций и установок (прежде всего, национальных, конфессиональных);

- апробация новых развивающих методик и техник (например, методик раннего интеллектуального развития, технологии сенсорного воспитания М. Монтессори и т. п.);

- обмен актуальным родительским опытом;

- освоение новых форм детско-родительских отношений, коррекции воспитательных родительских установок;

- самореализация родителей, становление своеобразной культуры родительства.

Родительские сообщества чаще всего создаются по инициативе «снизу» как отражение оперативного и своевременного реагирования современных родителей на запросы и вызовы времени, изменение социокультурных условий.

Разные виды родительских сообществ обладают различными ресурсами для решения возникающих проблем. Так, например, широко распространённые родительские интернет-сообщества привлекают для оказания помощи в решении проблем конкретных специалистов, используют для консультации знания более опытных матерей и отцов. Такой способ совместного обустройства социокультурного и образовательного пространства (занятий, общения, развития и воспитания) широко используется, например, в родительских центрах. Исследование, проведённое в ряде школ, показало, что в большинстве классов также существуют различные неофициальные сообщества родителей. Как правило, такие сообщества создаются стихийно для обсуждения насущных вопросов образования и воспитания детей и представлены преимущественно в социальных сетях («В Контакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram и др.), в приложениях для мобильного телефона (WhatsApp, УЛег).

Каждая из участвующих в образовательном процессе сторон по-своему нуждается во взаимодействии. Родителям важна современная актуальная информация о возможностях образовательного пространства, в котором находится их ребёнок, о способах адаптации ребёнка к возможным изменениям на разных ступенях образования, о различных аспектах повседневной школьной жизни, особенностях общения с детьми разного возраста, реагирования на возникающие проблемы. Отмечается потребность родителей в обсуждении различных проблем, с которыми они сталкиваются, например, выбора образовательных программ, качества современного образования, выбора дополнительных образовательных услуг, проблем домашнего обучения и многого другого.

В свою очередь, педагогам необходима помощь родителей в понимании детской индивидуальности, осуществлении общественной оценки качества организации образовательного процесса, расширении образовательных возможностей образовательной организации, что, безусловно, обеспечивается в результате интеграции усилий заинтересованных участников. Осознание необходимости взаимодействия не снимает проблем организации реальной совместной деятельности.

Родительское сообщество - своеобразная интегративная форма взаимодействия, в своём формате органично объединяющая многие ресурсные возможности (педагогические, мотивационные, информационные, технологические, материальные и другие). Современные исследователи не случайно акцентируют внимание на достоинствах родительских сообществ, выделяя в первую очередь их педагогические возможности: добровольность участия на основе высокой мотивированности, самореализация, мобильность обмена информацией, оперативность принятия решений, установление связей с общественностью.

Вместе с тем знакомство с существующей источниковой базой даёт основание констатировать отсутствие своевременного обобщения и научного анализа опыта функционирования таких сообществ, анализа педагогических ресурсов, обоснования условий их реализации. Чрезвычайно актуальным является научное теоретическое выявление и обоснование адекватных современной ситуации форм взаимодействия.

В практике образовательного процесса современных школ родительские сообщества только начинают активную деятельность. Это, прежде всего, школы, отличающиеся достаточно высоким уровнем организации образовательного процесса, имеющие традиции взаимодействия, ориентированные на партнёрство с родительской общественностью.

В основу существования родительского сообщества и его успешного взаимодействия с образовательной организацией может быть положена совокупность принципов:

- гуманизации, предполагающей установление равноправных и партнёрских отношений в системе «образовательная организация - семья»;

- индивидуализации, требующей глубокого и тщательного изучения особенностей семей обучающихся, а также конструирования системы форм и методов индивидуального взаимодействия;

- открытости, которая позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательной организации можно построить полноценный современный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка;

- непрерывности, обеспечивающей преемственность деятельности образовательной организации и семьи обучающегося на всех ступенях обучения;

- добровольности, предполагающей конструирование совместной деятельности на основе высокой мотивации;

- психологической комфортности, заключающейся в снятии всех стрессовых факторов образовательного процесса, в создании в образовательной организации эмоционально-благоприятной атмосферы.

В своей деятельности школьное родительское сообщество может способствовать решению целого ряда актуальных задач:

• организации современной внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

• гуманизации образовательного процесса;

• освоения родителями навыков сотрудничества с учителями и детьми в ходе совместной деятельности;

• усиления нравственных аспектов жизнедеятельности детей; взаимоотношений семьи и образовательной организации.

Результаты. Для успешного решения задач возникает необходимость обоснования и соблюдения совокупности организационно-педагогических условий. Такие условия могут быть сформулированы и зафиксированы как положения-требования, лежащие в основе деятельности родительского сообщества.

- Признание самоценности каждой из взаимодействующих сторон, особенности и неповторимости вклада каждой стороны в развитие и социализацию ребёнка.

- Доверие к высокому уровню профессионализма педагогов школы, осуществляющих образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и особенностями образовательной программы.

- Интеграция усилий всех специалистов для оказания комплексной психолого-педагогической помощи и поддержки.

- Создание в образовательной организации среды, способствующей комфортному самочувствию детей, их родителей, педагогов, конфиденциальному общению со специалистами.

- Организация образовательной и просветительской деятельности школы в соответствии с социокультурными запросами и потребностями семей обучающихся; ориентация на «возвышение» потребностей семьи.

- Диалогичность и открытость как основа взаимоотношений.

- Предоставление родителям полной и всесторонней информации о жизни и деятельности ребёнка в образовательной организации, успешности его роста и развития с помощью всех современных информационных ресурсов.

- Содействие развитию культуры родительства на основе максимально адекватных и разнообразных способов вовлечения родителей в родительское сообщество образовательной организации.

- Поддержка общественной активности родителей и готовность всегда пойти навстречу их инициативным действиям.

Опыт организации и функционирования родительских сообществ позволяет представить следующие обобщённые характеристики.

Родительское сообщество создаётся с определённой целью и должно способствовать созданию неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности обучающихся, осуществлению реальной связи образовательной организации и семьи в воспитании и образовании детей.

Особенности родительского сообщества как формы взаимодействия семьи и образовательной организации

Основание Признак

Нормативно-правовая база Чаще всего неофициальное, неформальное

Способ создания Организованное или неорганизованное

Инициатор создания Родители, родительский комитет, администрация, образовательная организация

Структура Отсутствие чёткой структуры, есть координатор (лидер)

Внешнее и внутреннее взаимодействие членов родительского сообщества Взаимодействие осуществляется с использованием интернет ресурсов, социальных сетей, приложений для мобильного телефона и др.

Период существования родительского сообщества Короткий или долгосрочный, определяется целями сообщества

Тип родительского сообщества Открытое

Направленность родительского сообщества Полинаправленное (родители могут быть участниками нескольких сообществ)

Выводы. Подводя итоги, отметим, что современное социальное партнёрство, безусловно, является одним из важнейших факторов, влияющих на качество общего образования. Реальное включение родителей в образовательный процесс, установление партнёрских отношений семьи и образовательной организации возможно только при предоставлении родителям выбора формы такого участия. Современная форма взаимодействия - родительское сообщество - обладает педагогическими возможностями обеспечения интеграции родителей в образовательный процесс. Важно, что для создания и реализации родительского сообщества в образовательной организации необходима совокупность определённых условий и соблюдение ряда обязательств как со стороны школы, так и со стороны заинтересованных в такой интеграции родителей.

Библиографический список

1. Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие: становление дефиниции // Педагогическое образование. 2007. № 1. С. 73-83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11667414

2. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 209-212. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16355538

3. Безрукова О. Н. Ценности родительства: структура, типы, ресурсы // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 118-127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26040585

4. Ермихина М. О. К вопросу о компонентах феномена родительства // Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе : сб. научных трудов. Курган, 2002. С. 18-22.

5. Радостева А. Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/.../roditelstvo-kak-psihologicheskoe-yavlenie-faktory-vliyayus (дата обращения 20.04.2018 ).

6. Рублева Ю. Ю. Сущность педагогического взаимодействия как фактора развития всех участников воспитательно-образовательного процесса // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. выпуск 3, том 4 [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com (дата обращения 20.04.2018 ).

7. Огородова М. В., Быстрова Н. В., Уханов А. Ф. Особенности реализации социального партнёрства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7(5). С. 888-890; URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26369287 (дата обращения: 09.05.2018).

8. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М.: ООО «Линка-Пресс», 2004. 208 с.

O. A. Petrukhina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Omsk State Pedagogical University, 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation ORCID iD: https://orcid.org/0000-0003-4931-0950 e-mail: pedagog@omgpu.ru

PARENT COMMUNITY AS A FORM OF MODERN SOCIAL PARTNERSHIP OF FAMILY AND EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article deals with the interaction between the subjects of the educational process. The purpose of the article is to identify and justify contemporary forms of interaction between the family and the school.

On the basis of the analysis of research, the essential characteristics of social and pedagogical phenomena "partnership" and "parenthood" are highlighted and presented. Particular attention is paid to the description of species, principles, tasks of education, implemented with the help of the parent community.

The result of the analysis is the substantiation of the essential characteristics of the parental community as an integrative form of the social partnership of the family and the educational organization, as well as the totality of the organizational and pedagogical conditions for the implementation of the parent community in the educational organization.

The author makes a conclusion about the pedagogical capabilities of the parental community in ensuring the integration of parents in the educational process.

Keywords: interaction, partnership, parenting, community, parental community.

References

1. Korotaeva E. V. Pedagogical interaction: formation of definition. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2007, Vol. 1. pp. 73-83. (In Russ.).

2. Koshchienko I. V. Interaction of teachers and parents as a social and psychological-pedagogical problem. Znanie. Ponimanie. Umenie. Moscow, 2011, Vol. 1. pp. 209-212. (In Russ.).

3. Bezrukova O. N. Values of parenthood: structure, types, resources. Sociologicheskie issledovaniya. 2016. Vol. 3. pp. 118-127. (In Russ.).

4. Ermihina M. O. To the question about the components of the phenomenon of parenthood. Psihologicheskoe soprovozhdenie lichnosti vpedagogicheskom processe. Kurgan, 2002. pp. 18-22.

5. Radosteva A. G. Parenting as a psychological phenomenon. Factors influencing its formation. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya 1. Psihologicheskie I pedagogicheskie nauki]. Perm', 2013.

6. Rubleva Yu. Yu. The Essence of pedagogical interaction as the factor of development of all participants of educational process. Internet-zhurnal «Mir nauki». 2016, no. 3.

7. Ogorodova M. V., Bystrova N. V., Uhanov A. F. Peculiarities of implementation of social partnership in the educational space of school. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh I fundamental'nyh issledovanij. 2016. Vol. 7 (5). pp. 888-890.

8. Arnautova E. P. V gostyah u direktora: Besedy s rukovoditelem doshkol'nogo uchrezhdeniya o sotrudnichestve s sem 'ej [Guests of the Directors: a Conversation with the head of the preschool about the cooperation with the family]. Moscow, OOO Linka-Press Publ., 2004. 208 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 4.05.2018 © О. А. Петрухина, 2018

Автор статьи: Ольга Анатольевна Петрухина, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, ул. Набережная Тухачевского, 14, e-mail: pedagog@omgpu.ru

Рецензенты:

Е. Н. Котенко, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии дополнительного профессионального образования, Омский государственный медицинский университет. Н. Н. Рыбакова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой инженерной педагогики, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.