Современные культурные практики
305
музыкальной культуре выделяется так называемый «третий пласт», включающий в себя музыку по преимуществу бытовую, развлекательную и существующий вполне самостоятельно между традиционно определенными пластами. Например, в книге «Третий пласт» В. Д. Конен отказывается от привычного дуализма в делении музыки на профессионально-композиторское оперно-симфоническое творчество и фольклор. По его мнению, именно на почве «третьего пласта» возникают в XX в. массовые музыкальные жанры, обретающие зачастую феноменальную популярность и немыслимые прежде масштабы потребления. На наш взгляд, массовая музыкальная культура — особое течение в духовной культуре XX в., которое связано с распространением массовых музыкальных жанров и ослаблением нравственного статуса цивилизации.
Массовая музыкальная культура обладает особыми ценностными характеристиками, среди которых гедонизм и нигилизм являются доминирующими. В настоящее время с внедрением мультимедийных технологий тиражирование продуктов массовой музыкальной культуры приобретает глобальные масштабы, что приводит к ее массовому потреблению. Мы можем говорить о том, что на современном этапе идеалы гедонизма и нигилизма приобретают мировоззренческую значимость и формируют константные модели поведения личности.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 См.: Согомонов Ю.В. Моральное отчуждение: грани малоизученной проблемы. М.: Политиздат, 1991. С. 226—254.
М. А. Мастина,
аспирант кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства
Родильные обряды мордвы
Рождение ребенка считается самым важным этапом создания полноценной семьи. Обряды, связанные с рождением ребенка и уходом за ним в первые годы жизни, были направлены на обеспечение здоровья и благополучия не только ребенка, но и его матери, сохранение ее способности к деторождению. С рождением ребенка женщина меняла
306
Круглый стол
свое социальное положение в семье и обществе. С переменой статуса и приобщением к дому мужа она приобретала священное значение женщины-матери, дающей жизнь и обеспечивающей жизнеспособность рода.
Родильный обряд (эйдень чачомань цислат (э.)) состоял из двух основных обрядов: непосредственно послеродовый хлебный молебен (кшинь озномат (э.)) и проводившийся по истечению шести недель обряд имянаречения (лемдемат (э.)). Хлебный молебен (кшинь озномат (э.)) проводился для представления верховному богу новорожденного младенца. К этому обряду собирались близкие родственники и повитуха: пекли хлеб, готовили брагу, зажигали особую свечу (штатол (э.)). От хлеба повитуха отрезала ломоть и давала съесть матери ребенка. Этот особый хлеб назывался «хлебом здоровья» (чумбра кши (э.)) Он символизировал здоровье ребенка и матери. Сначала поминали усопших близких родственников ребенка и просили их покровительства для младенца, затем обращались к богам Вере-паз (э.) и Нишке-паз (э.). Обязательным послеродовым элементом обряда хлебного молебна является ритуал поднимания хлеба (кшинь кепедема (э.))
По истечению шести недель проводился обряд имянаречения (лемдемат (э.)) Повивальная бабка нарекала имя младенца, произнося следующие слова: «Даю тебе имя...». Далее шел ритуал моления над кашей (кашань озномат (э.)) из проса (суронь каша (э.)). Ключевым действием этого обряда является приготовление каши. При этом было важно какой она получится: если удалась, то судьба новорожденного будет удачной.
Такое важное событие, как рождение, буквально пронизано символизмом и переходными моментами в биологическом и магическом, ритуальном, смысле. В рассмотренных молениях пища выступала в качестве символического начала, вокруг которого временно объединялись люди и божества.