Научная статья на тему 'Rodger Griffin, Werner Loh, Andreas Umland (Eds. ). Fascism Past and Present, West and East: an International Debate on Concepts and Cases in the Comparative Study of the Extreme Right'

Rodger Griffin, Werner Loh, Andreas Umland (Eds. ). Fascism Past and Present, West and East: an International Debate on Concepts and Cases in the Comparative Study of the Extreme Right Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Rodger Griffin, Werner Loh, Andreas Umland (Eds. ). Fascism Past and Present, West and East: an International Debate on Concepts and Cases in the Comparative Study of the Extreme Right»

Рецензии

Rodger Griffin, Werner Loh, Andreas Umland (Eds.) Fascism Past and Present, West and East. An International Debate on Concepts and Cases in the Comparative Study of the Extreme Right. With an afterword by Walter Laqueur // Soviet and Post-Soviet Politics and Society. Edited by Dr. Andreas Umland. Stuttgart: Ibidem-Verlag, 2006. - 510 p.

Мы являемся свидетелями крайне примечательного события: английский ученый, уроженец острова, ставшего легендарным благодаря сдержанности его жителей и их упрямой подозрительности ко всему континентальному и иностранному, берет на себя смелость бросить вызов своим немецким коллегам, предлагая им отложить свои устремленные вовнутрь заботы и присоединиться к актуальному глобальному спору! Этим ученым является Роджер Гриффин, живущий в Оксфорде специалист в области исследования мирового (или «родового») фашизма. Предмет его озабоченности — постоянный отказ немецких академических кругов принимать всерьез критическую массу новых идей и новых подходов к мировому фашизму, которые возникли в англо-американском ученом мире за последние сорок лет. Вернер Лох, редактор Erwägen, Wissen, Ehtik (EWE) взял на себя сложную задачу выдвинуть этот конфликт на передний план, организовав форум для дебатов между двумя сторонами, в то время как специалист в области российских исследований Андреас Умланд предпринял попытку расширить дебаты еще дальше, опубликовав материал из EWE в книжной серии, предназначенной для академической аудитории, изучающей Восточную Европу. Центральным моментом дискуссии, разворачивающейся в этой книге, является развиваемая Гриффином специфическая теория «родового фашизма», которую он излагает во вводной статье. Остальные материалы первой половины тома включают в себя критические отклики большого количества ученых. К их числу относятся как его англо-американские коллеги, так и несколько немецких специалистов. Во второй части работы Гриффину предоставлена возможность ответить на многочисленные критические замечания по поводу его подхода, а затем другие участники дискуссии также реализуют свое право делать собственные замечания по поводу его ответа. Затем Гриффин завершает книгу своим заключительным ответом на их критику. Приложение в конце сборника содержит имеющий иной характер, но все же относящийся к теме работы спор между A. Джеймсом Грегором и Андреасом Умландом по поводу того, можно ли российского националиста Александра Дугина считать фашистом.

В дискуссии приняли участие следующие ученые: Дэвид Бейкер (Уорвик), Джеффри М. Бэйл (Монтерей), Тэмир Бэр-Он (Торонто); Александр де Гранд (Северная Каролина), Мартин Дарэм (Уолверхэмптон), Роджер Итвелл (Бат), Питер Фрицше (Урбана-Чэмпейн), Зигфрид Югер (Дуйсбург-Эссен), Клаус Хольц (Виллигст), Аристотель Кэллис (Ланкастер), Мелитта Конопка (Бохум), Бэрбель Мойрер (Оснабрюк), Филипп Морган (Халл),

Эрнст Нолте (Берлин), Кевин Пассмор (Кардифф), Стэнли Г. Пейн (Мэдисон), Фридрих Польманн (Фрайбург), Карин Пристер (Мюнстер), Альфред Шоберт (Дуйсбург), Свен Райхардт (Констанц), Дэвид Д. Робертс (Джорджия), Роберт Дж. Соуси (Оберлин), Ма-рио Шнайдер (Иерусалим), Леонард Вейнберг (Невада), Ян Вейянд (Эрланген-Нюрнберг), Вольфганг Випперманн (Берлин).

Вообще-то это весьма необычная книга. Все мы знакомы с трудами конференций, в которых большое количество участников рассматривают различные аспекты одной и той же темы. Мы знакомы и с юбилейными сборниками, в которых коллеги отдельного выдающегося индивида вносят свой вклад в виде глав, написанных в рамках их собственной специальности. Но данная работа — это нечто иное. Это том, в котором многие участники предоставляют свои материалы по отдельной теории одного ученого, выражая по отношению к ней свое одобрение или неодобрение. Надо сказать, что искры действительно разлетаются. На карту поставлено не что иное, как тот взгляд на всеобщую концепцию фашизма, которую Гриффин неустанно продвигал вперед на протяжении последних пятнадцати лет. Он защищает — в качестве эвристического средства, а не как абсолютную истину — определение фашизма как революционного палингенети-ческого гипернационализма, то есть призыва к возрождению клонящейся к упадку (реальной или идеальной) нации посредством насильственной революции. Он утверждает, что эти ключевые элементы фашизма могут быть найдены в режимах и Муссолини, и Гитлера и, таким образом, нацизм не имеет ничего общего с неким Эо^егшед (особым путем), по которому следовала Германия, но он был просто немецким вариантом идеи, которая пронизывала германскую культуру.

Гриффин не рассматривает некоторые другие режимы (такие как франкистскую Испанию) как собственно фашистские, к фашистским относятся только ограниченное количество политических движений, как до Второй мировой войны, так и после нее. Он доказывает, что фашизм не исчез в 1945 г., но только трансформировался во фрагмен-тированное и в значительной степени не имеющее лидеров движение, конкурирующее в пропагандистском пространстве гораздо менее заметными способами, чем массовые движения тридцатых годов.

В этой книге отклики на идеи Гриффина ранжируются от льстивых до откровенно бранных. Некоторые из англоязычных ученых относятся очень положительно к его теории, особенно Стенли Пейн, один из «серых кардиналов» послевоенных исследований фашизма. Другие же не вполне убеждены в ее правильности, в частности, А. Джеймс Грегор — специалист по итальянской фашистской мысли. Артистический гнев Грегора и некоторых других ученых вызван, скорее, нахальным заявлением Гриффина о том, что в англоязычных исследованиях фашизма возник консенсус, выразившийся в поддержке некоторых или всех его аргументов. Это заявление, однако, является откровенно пропагандистским и реальное содержание, которое за ним скрывается, состоит не более чем в сосуществовании определенного числа специалистов, симпатизирующих его взглядам. Желчное отрицание Грегором такого консенсуса в действительности напоминает

страусиную политику, учитывая тот факт, что некоторые англоязычные участники сборника в действительности выражают большую или меньшую степень поддержки тезисов Гриффина.

В этом томе имеется более чем достаточно материала, чтобы удовлетворить англоязычных читателей. Но немецкие отзывы написаны по-немецки так, что кое-кого это и отпугнет. В целом можно сказать, что аргументы Гриффина, по-видимому, рассердили немецких ученых. Это особенно заметно в случае с Фридрихом Польманом, который буквально кипит от ярости. Очевидно, что они привязаны к концепции тоталитаризма, согласно которой межвоенные диктатуры левого и правого толка были просто различными образцами приобретающей тотальный характер власти. Возможно, Гриффин и не отрицал бы того, что межвоенные фашистские диктатуры могут вполне правомерно исследоваться и в этом контексте, однако это не вязалось с его позицией, в рамках которой необходимо учитывать и следующий вопрос: каким образом полностью правые диктатуры — при всех их бесспорно сходных чертах с левыми диктатурами — фактически были от них отличны? Далее, надо задать вопрос: возможно ли идентифицировать внутри самих совершенно правых диктатур специфически фашистское идейное ядро? К счастью, спокойный голос Свена Райхардта восстанавливает некоторое равновесие: он отчетливо понял сущность подхода к фашизму как всеобщему явлению, несмотря на то, что у него есть и собственный критический взгляд на эту концепцию. Можно в высшей степени надеяться, что эта «пионерская» книга в чем-то поможет убедить немецких исследователей нацизма выйти на более широкий международный простор.

К. П. Блэмирес1 Перевод В. А. Гуторова.

Rodger Griffin, Werner Loh, Andreas Umland (Eds.) Fascism Past and Present, West and East. An International Debate on Concepts and Cases in the Comparative Study of the Extreme Right. With an afterword by Walter Laqueur // Soviet and Post-Soviet Politics and Society. Edited by Dr. Andreas Umland. Stuttgart: Ibidem-Verlag, 2006. - 510 p.

Появление в 2006 г. в известном штуттгартском издательстве Ibidem сборника «Фашизм в прошлом и настоящем. Запад и Восток» является событием настолько незаурядным для российской политической науки, что заслуживает специального исследования, возможно, не столько из-за своей актуальности, сколько вследствие весьма оригинальной конфигурации и, если можно так выразиться, «идеологии» рецензируемой работы.

1 Киприан П. Бламирес РИ.й., свободный ученый, редактор, писатель и переводчик, живущий в Соединенном Королевстве. Он является соредактором следующих серий: «Собрание сочинений Джереми Бентама», «О политической тактике» (1999 г.), «Права, представительство и реформа: пустяковые мысли о высокопарностях и другие сочинения о французской революции» (2002 г.), и редактором издания «Мировой фашизм: историческая энциклопедия» (в 2-х т. Изд-во ДВО-ОЫО, 2006).

263

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.