2. Astragalus vaginatus Pall. Найден в лесной зоне на каменистых склонах южной экспозиции по левому берегу Енисея, в 20 км вверх от р. Подкаменной Тунгуски 29/VI 1969. Изолированное местонахождение. Южно-сибирский вид, ранее известный до широты Красноярска.
3.-Crepis polytricha (Ledeb.) Turcz. Собран на южных склонах г. Вилана (окр. г. Кызыла) 4/VII 1970 и в окр. с. Усть-Элегест на вершине древней террасы р. Енисей (Улуг-кем) 28/V 1971.
К- А. Соболевской (1953) приводилось одно местонахождение этого монгольского высокогорного вида по сборам Б. К. Шишкина: долина р. Берге, приток р. Бий-хем, на каменистых склонах 12/VI 1909. Цв.
4. Cleistogenes kitagawai Honda (Diplachne sinensis Hancko «Фл. СССР», т. 2, 1934). Отмечены новые местонахождения: Красноярская лесостепь: окр. Красноярска, южные известняковые склоны VII террасы Енисея в районе Дома отдыха и детского санатория «Пионерская речка», обильно, 10/VII 1970, 28/VII1 1971; Балахтинский район, окр. пристани Кривляк (Красноярское море), обильно, 28/V 1972.
5. Erysimum flavum (Georgi.) Bobr. (Erysimum altaicum С. M. Mey). Восточно-азиатский горно-степной вид. Встречен в лесной зоне долины Енисея на скалистых склонах южной экспозиции по левому берегу в 20 и 50 км вверх от Подкаменной Тунгуски 29/VI 1969 и 1/VII 1969; на южных щебнистых склонах їв устье р. Ангары 13/VII 1969 и 20/VII 1970. Ранее был известен в южной Сибири до широты Красноярска.
6. Oxytropis candicans (Pall.) DC. В большом количестве произрастает по галечниковым и каменисто-песчаным берегам Енисея в окр. пос. Бахта 20/VII 1972; с. Подтесово 12/VII 1969 и на остепненном лугу в окр. с. Усть-Пит 9/VII 1969 совместно с Oxytropis schischkinii Vass.
Распространение этого вида выявлено недостаточно. Впервые для Красноярского края он был указан А. В. Положий (1960) на берегах рек Подкаменной Тунгуски (окр. п. Байкит), Чуни и Ангары (у порога Стрелочного). В других районах края отмечен не был. Во «Флоре СССР» этот вид указан как лено-колымский эндемик.
Все перечисленные виды имеют в долине Енисея изолированные местонахождения, оторванные от основного ареала, что представляет известный интерес с точки зрения изучения истории флоры.
Е. П. Солдатенко
Род Linaria Mill, во флоре Приенисейской Сибири
В результате изучения сем. норичниковых в Приенисейской Сибири по материалам Енисейской коллекции Гербария им. П. Н. Крылова и в природе, во время экспедиций в Хакасию и Туву, представилось возможным более детально разобраться в видовом составе льнянок в Приенисейской Сибири. Согласно обработке этого рода во «Флоре СССР» для территории Приенисейской Сибири приводятся L. acutilo-
ba Fisch. u L. buriatica Turcz. По JI. М. Черепнину (1965), в южной части Красноярского края кроме того встречается L. debilis Kuprian. u L. vulgaris Mill. Более точные данные о том, какие виды льнянки встречаются в Приенисейской Сибири, До настоящего времени отсутствовали.
В Енисейской коллекции Гербария им. П. Н. Крылова сибирскими ботаниками были выделены L. acutiloba Eisch., L. vulgaris Mill., L. al-taica Fisch. Основной задачей нашего исследования было разобраться с морфологическими отличиями и особенностями распространения следующих видов: L. acutiloba Fisch., L. vulgaris Mill., L. altaica Fisch. и L. debilis Kuprian. По JI. А. Куприяновой (1955), L. vulgaris Mill, является европейским видом, имеющим восточную границу ареала в Зап. Сибири. В Приенисейской Сибири она отсутствует и замещается близким видом — L. acutiloba Fisch.
Наши исследования показали, что на территории Приенисейской Сибири встречаются как типичная L>^vulgaris Mill., не отличающаяся по комплексу признаков от европейских экземпляров этого вида, так и L. acutiloba Fisch. Но ширина листьев и чашелистиков L. acutiloba Fisch., как правило, меньше указанной в диагнозе во «Флоре СССР». Абсолютное же преобладание в Приенисейской Сибири имеют промежуточные формы, сочетающие признаки L. acutiloba и L. vulgaris с преобладанием то одних, то других.
При изучении материалов из Забайкалья выяснилось, что здесь очень редко встречается типичная L. vulgaris, преобладают здесь L. acutiloba Fisch. и формы, близкие к ней. Для них также характерна меньшая ширина листьев и чашелистиков (Сергиевская, 1964), чем указано в диагнозе, приводимом во «Флоре СССР» (1955).
Таким образом, в Приенисейской Сибири имеет место наложение ареалов L. acutiloba Fisch. u L. vulgaris Mill, и в связи с этим преобладание различных промежуточных форм. Обилие последних можно объяснить как результат дифференциации исходной для этих видов формы в недалеком прошлом, а возможно также гибридизацией, происходящей в современный период. Но вопрос о том, правильно ли считать L. vulgaris Mill, u L. acutiloba Fisch. самостоятельными видами или внутривидовыми формами (subspecies), нельзя считать окончательно решенным.
L. altaica Fisch. u L. debilis Kuprian. приводятся JI. А. Куприяновой для восточных склонов Южного Урала и Алтая. Ареалы их налагают” ся. Linaria buriatica Turcz., представляющая ообой восточно-сибирскую расу (во «Флоре СССР» приведена для Ангаро-Саянского и Даурского р-нов), наиболее близка к L. debilis Kuprian. и объединена с нею в один цикл Macroure (Куприянова, 1955). JI. М. Черепнин из этой группы видов приводит только L. debilis Kuprian. Наши исследования, проведенные на большом материале, показали следующее. На Алтае преобладают экземпляры типичной L. altaica Fisch., но нередко обнаруживаются формы, приближающиеся (судя по диагнозу) к L. debilis Kuprian (неветвистые, с синей полоской на венчике). Однако последние не имеют всего комплекса признаков, приводимых в диагнозе L. debilis Kuprian.
В Приенисейской Сибири преобладают формы полиморфные, имеющие (признаки L. altaica Fisch. (что позволяет относить их к этому виду), а по некоторым данным (длина чашелистиков, степень опушен-ности) промежуточные между L. altaica Fisch. u L. buriatica Turcz. Для Забайкалья характерна типичная L. buriatica Turcz. менее варьи-
рующая по морфологическим признакам, чем алтайская и приенисей-ская Ь. аНагса ИвсЬ. Однако иногда встречаются экземпляры с менее железисто-опушенными чашелистиками и отсутствием синих полос на венчике. Нередки экземпляры с листьями, ориентированными в одну сторону, слабым неветвистым стеблем.
Проведенные исследования показывают определенную генетическую связь и в то же время морфологическую и географическую обособленность Ь. аКаюа Р1&сЬ. и Ь. Ьипа^са Тигсг., что подтверждает правильность выделения их в самостоятельные виды. Ь. с1еЫШ Кирпап., судя по проведенным исследованиям, нет основания выделять в качестве особого вида. Это скорее внутривидовая форма Ь. аНака Р1зс11., уже отмеченная ранее (1. ёеситЬепв (Кгу1.) Бе^.).
А. Т. Мальцева, А. В. Положий
Новые виды из флоры Хакасии
SPECIES NOVAE Е FLORA CHAKASSIAE auctoribus A. Maltzeva et A. Polozhij
На территории Хакасии работали многочисленные ботанические экспедиции, и флора этого района Красноярского края считается довольно хорошо изученной. Однако до сих пор еще при тщательных флористических исследованиях здесь удается обнаружить новые интересные растения.
В 1969 г. мы занимались сбором флористических материалов в горах Саксары. Обрабатывая собранные материалы, мы обнаружили два не известных ранее растения из рода Betula и рода Pulsatilla. Исследование этих растений с использованием материалов из Приенисейских коллекций Гербария им. П. Н. Крылова и Гербария Ботанического института АН СССР позволило считать, что они представляют собой новые, ранее не известные виды.
Betula saksarensis Polozh. et Maltz. sp. nov. Arbor haud alta (5—8 m alta) cortice helvolo. Rami atro-cerasini, juveniles pruina alba detersibili et glandulis sat magnis rariusculis tecti. Folia late ovata, basi plana, subro-tundata vel late cuneata, tenuia, margine inaequidentata, acumine atte-nuato, 2,7—4,5 mm longa, 2,3—3,7 mm lata, glabra, ad marginem et ner-vos magnos tantum pilis longis solitariis tecta, copiose glandulosa. Amenta feminea matura late cylindrica, rotundata, 2—2,3 mm longa, 0,8 mm lata, pedunculata, pedunculo ca 1 cm longo, squamis 3—4 mm longis, ca 3—^3,5 mm latis utrinque pulberulis, ciliatis, lobis earum brevibus rotun-datis subhorizontaliter patentibus, mediali lateralibus duplo angustiore et sublongiore. Nuculae ellipticae alis vix angustiores.
Typus: Chakassia, montes Saksary, 25 km a statione Kapczaly, in dec-livitate boreali, 3/VI 1968, A. T. Maltzeva, A. B. Polozhij et N. Ivleva.
Specimina examinata: Chakassia, 18—20 km ad meridiem a statione