Научная статья на тему 'РОБОТОТЕХНИКА В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

РОБОТОТЕХНИКА В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
218
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РОБОТОТЕХНИКА / РОБОТ / ПРАВО РОБОТОВ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / DIGITAL ECONOMY / REGULATION / ROBOTICS / ROBOT / ROBOT LAW / ARTIFICIAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шухов Федор Гелиевич, Керимова Мехри

В настоящей статье рассмотрены существующие законодательные инициативы в сфере робототехники, исходящие как от представителей бизнеса, непосредственно занятых в этой отрасли, и соответственно, видящих требования реального сектора, так и от представителей власти, задачей которых является забота о защите прав граждан, которые в ближайшем будущем все чаще будут вступать в непосредственный контакт с роботами во всех сферах жизни. Затронуты этические вопросы, без которых невозможно представить нормативное регулирование прав человека и границы и возможности так называемого «права роботов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Robotics in the context of the digital economy: problems and prospects of legal regulation

This article discusses the existing legislative initiatives in the field of robotics, coming from both business representatives directly engaged in this industry, and, accordingly, seeing the requirements of the real sector, and from the authorities, whose task is to protect the rights of citizens, who in the near future will increasingly come into direct contact with robots in all spheres of life. Ethical issues are touched upon, without which it is impossible to imagine the normative regulation of human rights and borders and the possibility of the so-called "robot rights".

Текст научной работы на тему «РОБОТОТЕХНИКА В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

Информационное право

РОБОТОТЕХНИКА В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ШУХОВ Федор Гелиевич,

старший преподаватель Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I. E-mail: fedor.ru@bk.ru;

КЕРИМОВА Мехри,

студентка Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I. E-mail: mehri6ka@mail.ru

Краткая аннотация: В настоящей статье рассмотрены существующие законодательные инициативы в сфере робототехники, исходящие как от представителей бизнеса, непосредственно занятых в этой отрасли, и соответственно, видящих требования реального сектора, так и от представителей власти, задачей которых является забота о защите прав граждан, которые в ближайшем будущем все чаще будут вступать в непосредственный контакт с роботами во всех сферах жизни. Затронуты этические вопросы, без которых невозможно представить нормативное регулирование прав человека и границы и возможности так называемого «права роботов».

Abstract: This article discusses the existing legislative initiatives in the field of robotics, coming from both business representatives directly engaged in this industry, and, accordingly, seeing the requirements of the real sector, and from the authorities, whose task is to protect the rights of citizens, who in the near future will increasingly come into direct contact with robots in all spheres of life. Ethical issues are touched upon, without which it is impossible to imagine the normative regulation of human rights and borders and the possibility of the so-called "robot rights".

Ключевые слова: цифровая экономика, нормативное регулирование, робототехника, робот, право роботов, искусственный интеллект.

Keywords: digital economy, regulation, robotics, robot, robot law, artificial intelligence.

Одной из характерных черт постиндустриального мира, очевидно, становится внедрение во все аспекты жизни робототехники, и скорость развития новейших технологий поистине впечатляет. Однако любое новшество, особенно оказывающее такое сильное влияние на повседневную жизнь, требует нормативного регулирования.

Робототехника, как прикладная наука, которая занимается разработкой автоматизированных систем - роботов, не является абсолютно новой областью знаний, однако, в настоящее время переживает новый виток развития благодаря совершенствованию сопутствующих технологий. Обработка больших данных, машинное обучение, искусственный интеллект предоставляют новые возможности разработчикам и пользователям автоматизированных систем.

За рубежом, в странах с высоким уровнем развития интернета и развитием технологий применения больших данных, таких как Южная Корея, США, Япония, Китай видят в нормативном регулировании вопросов робототехники перспективное и важное направление. В этих странах учитывается высокая конкуренция, поэтому правовое регулирование автоматизированных технических систем рассматривается как необходимое, при этом способствующее получению материально-технических и финансовых выгод. Первой в этом вопросе стала Южная Корея, которая приняла в 2008 г. закон «О развитии и распространении умных роботов» [1], что позволило повысить их производительность в 2016 г. на 80 % и принесло государству более 400 млн. долларов выручки.

Однако кроме выгод, проникновение роботов и

беспилотных средств, как подвидом роботов, в повседневную жизнь несет и определенные угрозы. В 2016 году смертельный случай произошел при эксперименте с автопилотируемым автомобилем Tesla: погиб находившийся за рулем специалист. В ходе расследования был сделан вывод, что ошибок в программе автомобиля не было [2].

В 2017 году беспилотный автомобиль в городе Темпе столкнулся с Volvo, обе машины принадлежали компании Uber, к счастью, происшествие обошлось без пострадавших. В марте 2018 года случилось первое в истории происшествие с участием беспилотного автомобиля, которое привело к смертельному исходу. В ходе расследования было установлена возможность предотвращения ДТП, т.к. авария произошла по причине невнимательности водителя за рулем беспилотника. Поэтому 6 марта 2019 прокуратура Аризоны сняла уголовную ответственность с компании Uber за смерть пешехода [3]. Происшествие стало причиной прекращения тестирования компанией Uber беспилотных автомобилей, оно было возобновлено только в конце 2018 года.

Поэтому нормативное регулирование этой сферы становится важным инструментом и защиты прав граждан. 16 февраля 2017 года в Европарламенте приняли на обсуждение резолюцию «Нормы гражданского права о робототехнике». В резолюции рассматриваются представления о роботах, степени автономности роботов, правовой ответственности за вред, причиненный действием робота. При этом особенно подчеркивается, что при разработке нормативных документов необходимо отталкиваться от общепринятых и универсальных определений, которые должны быть пред-

ложены с учетом особенностей роботов [4].

По замыслу парламентариев некоторые виды робототехники будут регистрироваться в отдельном реестре. Согласно резолюции, регулировать и контролировать внесение в реестр обязано специализированное учреждение в области робототехники и искусственного интеллекта.

Также Европарламент разрабатывает проект введения страхования робототехники по подобию отечественного ОСАГО. Обязательное страхование рисков даст возможность предоставить пострадавшему от робототехники гарантированное возмещение, а в не страховых случаях -право использования резервного компенсационного фонда.

При этом в ЕС декларируется необходимость государственного финансирования исследований в области робототехники для того, чтобы страны-члены ЕС были одними из лидеров в этой области, так как вопросы конкуренции становятся не только вопросами финансовой выгоды, но и качества жизни граждан.

Важными в этой теме являются и этические принципы. Так, использование умных роботов предполагает оценку защищенности человека: его здоровья, безопасности, свободы, конфиденциальности, человеческого достоинства. Поэтому неотъемлемой частью законодательства в сфере робототехники и искусственного интеллекта является этический кодекс разработчиков и исследователей.

В российском обществе вопрос правового регулирования робототехники также является актуальным, однако, пока поднимается лишь специалистами в этой сфере, а не законодателем. Государственная инициатива, возможно, станет следствием принятия программы "Цифровая экономика Российской Федерации", в которой нормативной регулирование цифровой экономики является одним из существенных разделов. На настоящий момент существенным шагом стало одобрение Советом Федерации 13 марта 2019 года закрепления в Гражданском кодексе базового определение «цифрового права» [5].

Возвращаясь к реалиям, стоит обратить внимание на существующие законодательные инициативы. В 2016 году основатель Grishin Robotics Дмитрий Гришин вместе с юристом Виктором Наумовым предложил проект Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области робототехники», который содержал идею применения к робототехнике такого же регулирования, как к животным и юридическим лицам [6].

В частности, инициаторами законопроекта было отмечено, что следующие действия содержат уголовную составляющую: специальное конструирование робота для

правонарушений, отключение функций, блокирующих причинение вреда человеку, конструирование робота, специально причиняющего вред человеку.

По мнению авторов, законодательство в этой сфере может стать значительным преимуществом России, т.к. вопросы тестирования роботов будут четко урегулированы, что соответственно, привлечет и иностранные, и отечественные компании.

Важно отметить, что в данном проекте сформулировано следующее определение понятия «робот» - устройство, способное действовать, определять свои действия и оценивать их последствия без полного контроля со стороны человека по результатам обработки информации, поступающей из внешней среды. Альтернативное определение предложено в ГОСТ Р ИСО 8373-2014 П.2.28: робот - это приводной механизм, программируемый по двум и более осям, имеющим некоторую степень автономности, движущийся внутри своей рабочей среды и выполняющий задачи по предназначению. При этом робот включает в себя и систему управления, и интерфейс системы управления [7].

Наличие двух совершенно полярных подходов к определению основного понятия отсылает к методологии, которая должна лежать в основе законодательства. Либо робот рассматривается как механизм, использующийся для манипуляций под задачи человека, либо робот - это автономно действующий агент с самообучающейся системой. В любом случае, ответственность за действия роботов будут возложены на человека - собственника, владельца, разработчика, однако, степень ответственности, очевидно, будет различной.

Отечественный бизнес выражает заинтересованность нормативным регулированием вопросов робототехники и предлагает и другие законодательные инициативы.

Так, в 2017 году исполнительным директором компании Heads Consulting Никитой Куликовым на конференции Skolkovo Robotics V был представлен проект КиберКодекса и высказано стремление к взаимодействию с государством для принятия целого пакета законов о робототехнике. Первоочередное регулирование, по мнению авторов инициативы, должно касаться беспилотных летательный аппаратов, которые уже сейчас активно применяются во многих сферах жизни - от науки, до обеспечения безопасности. Другой важный предмет регулирования - беспилотные автомобили, тестирование которых в России сейчас вне законодательной базы, что сдерживает технологическое развитие отрасли [8].

Другой интересный проект, исходящий от бизнес-сообщества, был представлен 22 ноября 2017 года Исследовательским центом проблем регулирования робототехни-

Информационное право

ки и искусственного интеллекта - Модельная конвенция о робототехнике и искусственном интеллекте [9]. Среди прочего обеспокоенность авторов проекта вызывает отсутствие в международном праве и большинстве национальных правовых систем специальных моделей и механизмов регулирования в связи с использованием роботов. Конвенция призвана пригласить к участию заинтересованных лиц и объединить их усилия в вопросах регулирования робототехники и искусственного интеллекта.

Всего первоначальная версия конвенции включает в себя 42 правила о безопасности роботов, создании роботов, использовании роботов, разработке искусственного интеллекта, надежности роботизированных машин, а также принципы их формирования и эксплуатации. Конвенция содержит разделы о контроле инноваций в области нейронных разработок и об ограничениях в использовании военных ботов.

Интересна формулировка правосубъектности роботов. Согласно Конвенции, «роботы могут выступать в гражданском обороте как самостоятельные лица, в том числе выступать собственниками других роботов, если это прямо установлено применимым законодательством». Такая постановка вопроса входит в противоречие с существующим законодательством других стран, и с принципами, лежащими в основе римского права [10]. Возможно, в этом и состоит основная коллизия законодательства в сфере робототехники.

По мнению Александра Тюльканова, старшего юриста Lex Borealis, правосубъектность роботизированных машин следует рассматривать как правосубъектность юридического лица. Но в то же время с такой позиции разработчики ускользают от гражданской ответственности [11].

Вместе с тем, основное отличие от невещественного юридического лица в том, робототехника физически реальна. Касательно вещественности роботов среди специалистов нет конечного соглашения. Ведь предметны «боты», а автоматизированные технические системы - нет.

Попытки инициирования определения правосубъектности роботов было предпринято депутатом Госдумы Василием Власовым 29 ноября 2018 года. В письме, адресованном вице-премьеру Максиму Акимову, было предложено создать правовую почву для функционирования искусственного интеллекта и перспектив робототехники и создать межведомственную комиссию, в состав которой будут входить эксперты, для работы над правовым регулированием в части взаимодействия человека с искусственным интеллектом [12]. В Госдуме подтвердили возможность принятия в 2019 году ряда законов об искусственном интеллекте и робототехнике. Интересен тот факт, что законо-

дательные инициативы по другим аспектам цифровой экономики, например, криптовалютам, в большей степени исходят от государства [13].

Следует отметить, что в действующем законодательстве существуют вариации определения продуктов робототехники и некоторые нормы для этих продуктов. Например, согласно ст.130 ГК РФ беспилотные летательные аппараты до 30 кг можно отнести к движимые вещам (сложным вещам) [14], а непилотируемые морские и речные суда, согласно ст.33 КТМ РФ [15] и ст.16 КВВТ РФ [16], в том числе и беспилотные летательные аппараты свыше 30 кг (ст.33 ВК РФ и 31-ФЗ) [17], относятся к недвижимым.

В современном транспортном законодательстве существует ряд нормативных актов об искусственном интеллекте и робототехнике, которые содержат следующие нормы:

- для малых беспилотных летательных аппаратов отменена государственная регистрация аппаратов до 30 килограмм (подп. 1 п. 1 ст.33 ВК РФ);

- жесткое регулирование использования воздушного пространства, в т.ч. городах (ст. 16 ВК РФ и Федеральные правила использования воздушного пространства РФ).

Для беспилотных автомобилей инициативно разрабатываются поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Правила дорожного движения, технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, КоАП РФ, другие нормативные акты [18].

Однако очевидно, что процессы требуют интенсификации. Другим важным аспектом регулирования должно стать налогообложение. Внедрение роботизации может лишить государства части налоговых поступление - НДФЛ, НДС, страховых взносов, что поднимает вопросы о введении специального налога на роботов, призванного компенсировать возможные потери. Однако отмечается, что положительное влияние внедрения роботов в производство будет связано с увеличением прибыли и уменьшением расходов на производство, что приведет к росту налога на прибыль [19]. Исследователи отмечают, что в случае построения новой сложной налоговой системы не обойтись без дорожной карты ее развития, в которой необходимо учесть все особенности нового периода развития экономики [20].

В заключении, важно отметить, что создание и принятие законов или прочих нормативных актов в инновационной сфере не могут быть простым процессом, т.к. регулировать предстоит то, что еще не достаточной мере проникло в повседневную жизнь, а значит, не может быть полностью осмысленно ни на бытовом, ни на нормативном уровне.

Представители бизнеса поднимает вопросы о

внедрении так называемого «права роботов», которое связано не только с созданием инфраструктуры для их бесперебойного функционирования (станции подзарядки, соответствующие разъемы, электропитания), но и правами робота по аналогии с правами человека.

том, чтобы определить, насколько существующие принципы права соответствуют грядущим изменениям в жизни общества, необходим ли пересмотр этих принципов и насколько будут этически приемлемы результаты этого пересмотра.

Основной вопрос, в таком случае, заключается в

Библиография:

1. Закон о содействии развитию и распространению умных роботов. [Электронный ресурс]. - URL: http://robotunion.ru/files/Robotics_SOUTH-KOREA-LAW.pdf

2. «Беспилотник Uber впервые насмерть сбил человека» // «Новости Варламов.ру». [Электронный ресурс]. - URL: https://varlamov.ru/2833402.html

3. «Uber освободили от уголовной ответственности за гибель человека, сбитого беспилотником» // Интернет-журнал о бизнесе в России. [Электронный ресурс]. - URL: https://secretmag.ru

4. Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ" // СПС «КонсультантПлюс»

5. Законопроект № 424632-7 О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах) [Электронный ресурс]. - URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/424632-7

6. Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ" // СПС «КонсультантПлюс»

7. ГОСТ Р ИСО 8373-2014 Роботы и робототехнические устройства. Термины и определения" [Электронный ресурс]. - URL: https://allgosts.ru/01/040/gost_r_iso_8373-2014

8. Роботы в законе: российский бизнес разрабатывает киберкодекс [Электронный ресурс]. - URL: https://russian.rt.com/russia/article/390434-rossiiskii-biznes-kiberkodeks-razrabotka-roboty

9. Модельная конвенция о робототехнике и искусственном интеллекте [Электронный ресурс]. - URL: http://robopravo.ru/modielnaia_konvientsiia

10. Гаджиев Г.А. Является ли робот-агент лицом? (Поиск правовых форм для регулирования цифровой экономики) // Журнал российского права. - 2018. - № 1. С. 15-30.

11. Коллизии "права роботов" // «It week» - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.itweek.ru

12. В Госдуме предложили разработать законы об искусственном интеллекте - [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/20181129/1533749525.html

13. Викторова Н.Г., Шухов Ф.Г. Правовое регулирование криптовалют как элемент экономической безопасности государства // Цифровая экономика: новые подходы экономической теории и управленческой науки. Сборник трудов Международной научно-практической конференции, 2018. - С. 15-18.

14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // СПС «КонсультантПлюс»

15. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс»

16. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс»

17. Воздушный кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс»

18. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СПС «КонсультантПлюс»

19. Камараева Е.Я., Максимов Н.А., Пьянова М.В. О налоговых последствиях роботизации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13, № 9. - С. 1608 - 1622.

20. Евстигнеев Е., Викторова Н. Будущее российской налоговой системы // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2018. - №2. - С. 5-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.