Ю
Р
И
Д
И Ч
Е С К И Е
НАУКИ
Е.А. Михайлова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ РОБОТ - ОБЪЕКТ ИЛИ СУБЪЕКТ ПРАВА
В статье рассматриваются подходы к определению понятия робот, искусственный интеллект. Анализируются признаки понятий с целью определения их правового положения и формы участия в установлении ответственности за вред, причинённый источником повышенной опасности, в разрезе действующего законодательства.
Ключевые слова: робот, искусственный интеллект, объект и субъект гражданской ответственности, источник повышенной опасности.
Применение роботов в промышленности началось более чем полвека назад. В настоящее время невозможно себе представить производство без автоматических линий, без стальных манипуляторов. Промышленные роботы стали неотъемлемой частью производственного процесса.
Роботы с искусственным интеллектом являются наиболее оптимальным условием для автоматизации решения производственных задач.
В 1956 году определение искусственного интеллекта предложил Д. Маккартни. Искусственный интеллект - это область научных знаний и технологий создания интеллектуальных машин и интеллектуального программного обеспечения1.
Общепринятым понятием «искусственный интеллект» обозначаются технические системы, способные к адаптивному поведению и решению задач, в том числе таких, которые относятся к сфере восприятия, организации движений, понимания текста и т.п.2
© Е.А. Михайлова, 2021.
Научный руководитель: Болотина Елена Валентиновна - профессор, доктор юридических наук, доцент кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, Россия.
1 Наргродская Б.В. Новые технологии (блокчейн/искусственный интеллект_ на службе права: научно-методическое пособие/под.ред. Л.А. Новоселовой.М., 2019. С. 99.
2 Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 2016.
Сложившееся в литературе понятие промышленного робота определяет его как автоматическую машину, стационарную или передвижную, состоящую из исполнительного устройства в виде манипулятора, имеющего несколько степеней подвижности, и перепрограммируемого устройства программного управления для выполнения в производственном процессе двигательных и управляющих функций1.
Эксплуатация промышленных роботов в производстве осуществляется в окружении человека, общества. Использование роботов в промышленных масштабах многократно увеличивает риск причинения вреда третьим лицам, что отождествляет такую деятельность с источником повышенной опасности2. В целях обеспечения безопасности человека и его имущества выполнение роботом действий должно осуществляться при наличии определенных знаний и умений со стороны его владельца.
Предпринимаемые авторами попытки определения понятия робота, искусственного интеллекта не содержат правовые аспекты.
Существующее российское законодательство недостаточно для разрешения увеличивающихся случаев причинения вреда с участием искусственного интеллекта.
С развитием технического процесса роботы становятся способными автономно принимать решения, что порождает вопрос о возможности наделения робота (искусственного интеллекта) правосубъектностью.
В ходе расследования произошедших в Европе трагических событий с применением беспилотных автомобилей разработчики обращали внимание на некорректную работу системы, в частности, машина сама по себе въезжает в стену, съезжает в кювет или сбивает человека3.
Попытка ученых наделить робота психологическими характеристиками человека привела к предположению двух теорий: робот - это объект права, робот - субъект права, отождествляемый с животным.
Законодательство Европы предусматривает наделение наиболее сложного искусственного интеллекта «особой правосубъектностью», предложив решение вопроса о возмещении вреда при возникновении непредвиденных ситуаций путем обязательного страхования роботов их владельцами и производителями. При недостаточности средств дополнительное материальное возмещение предоставляется из специального компенсационного фонда4.
В российской литературе встречается мнение, что роботы могут быть отнесены к субъектам права исключительно при возможности создания института «электронного лица»5.
Рядом авторов предлагались попытки совершенствования законодательства о роботизации. Так, основатель Grishin Robotics Дмитрий Гришин разработал концепцию закона о робототехнике6. Искусственный интеллект как таковой не может в отсутствие эмоций делать роботов субъектами права, нормы об ответственности владельца источника повышенной опасности могут применяться к создателям роботов. Автор предлагал создание реестра роботов.
Вступившие в 2019 году в России правила регистрации беспилотных летательных аппаратов не решили вопросы, связанные с возмещением примененного беспилотником ущерба7. Появляются новые виды беспилотных транспортных средств (сегвей. гироскутер, моноколесо), ответственность за управление которыми прямо не урегулирована современным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 8 ратифицированной со стороны Российской Федерации Венской конвенции о дорожном движении8 каждое транспортное средство или состав транспортных средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя, пункт 5 статьи 8 предусматривает обязанность водителя всегда иметь возможность управлять своим транспортным средством (перевести его в ручной режим или отключить).
1 ГОСТ 25686-85. Манипуляторы, автооператоры и промышленные роботы. Термины и определения// Сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
2 Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2012 № 1833-О. [Электронный ресурс] - Документ опубликован не был.
3 Антонов А.А. Искусственный интеллект как источник повышенной опасности// Юрист.2020.№ 7. С. 69-74.
4 Резолюция Европарламента от 16.02.2017 года 25015/2013 (INL) P8_TA-PROV(2017)0051 «Нормы гражданского права о робототехнике». [сайт]: https://robopravo.ru.
5 Ястребов О.А. Правосубъектность электронного лица: теоретико-методологические подходы // Труды Института государства и права РАН. 2018. N 2. С. 36 - 55.
6 Издание CNews [сайт https://www.cnews.ru/news. Глава Mail.ru предложил законодательно приравнять роботов к животным и юрлицам.
7 Постановление Правительства РФ от 25.05.2019 № 658 «Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Собрание Законодательства РФ. 2019. № 22. Ст. 2824.
8 Конвенция о дорожном движении (заключена в г. Вене 08.11.1968) (ред. от 23.09.2014) // СПС Консультант-
Плюс.
Таким образом, законодательство Российской Федерации приравнивает беспилотные транспортные средства к обычным1, обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (п. 1 ст. 1079 ГК РФ)2.
Следовательно, действующее российское законодательство рассматривает робота как объект права, не наделяет его признаками субъекта правоотношений. В случае автономного агрессивного поведения, действия роботов можно сравнить с поведением животных. Следовательно, исходя из правил, регламентирующих ответственность за вред, причиненный животными, ответственность за вред, причинённый роботом, должна быть возложена на его владельца.
В заключении, считаю необходимым отметить, что вопрос отнесения всех без исключения роботов к источнику повышенной опасности остается открытым.
Очевидно, что регламентация ответственности за действия робота невозможна в отсутствие законодательного определения этого понятия, определения его правового статуса.
Таким образом, при появлении новых сложных киберфизических систем необходимо на законодательном уровне принимать меры по разработке новой отрасли законодательства, учитывая права и интересы граждан, обеспечивая их защиту.
Библиографический список
1. Антонов А.А. Искусственный интеллект как источник повышенной опасности// Юрист. 2020. № 7.
2.ГОСТ 25686-85. Манипуляторы, автооператоры и промышленные роботы. Термины и определения// Сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). [Электронный ресурс]. - Собрание законодательства РФ. 29.01.1996, № 5, ст. 410.
4.Издание CNews [сайт https://www.cnews.ru/news. Глава Mail.ru предложил законодательно приравнять роботов к животным и юрлицам.
5.Конвенция о дорожном движении (заключена в г. Вене 08.11.1968) (ред. от 23.09.2014) // СПС Консультант-
Плюс.
6.Наргродская Б.В. Новые технологии (блокчейн/искусственный интеллект_ на службе права: научно-методическое пособие/под.ред. Л.А. Новоселовой.М., 2019.
7.Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2012 № 1833-О. [Электронный ресурс] - Документ опубликован не был.
Постановление Правительства РФ от 25.05.2019 № 658 «Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации». Собрание Законодательства РФ. 2019. № 22. Ст. 2824.
8.Постановление Правительства РФ от 26.11.2018 № 1415 (ред. от 22.02.2020) «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» (вместе с «Положением о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2018, № 49 (ч. VI), ст. 7619
9.Резолюция Европарламента от 16.02.2017 года 25015/2013 (INL) P8_TA-PROV(2017)0051 «Нормы гражданского права о робототехнике». [сайт]: https://robopravo.ru.
10. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
11. Ястребов О.А. Правосубъектность электронного лица: теоретико-методологические подходы // Труды Института государства и права РАН. 2018.
МИХАЙЛОВА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА - магистрант кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, Россия.
1 Постановление Правительства РФ от 26.11.2018 № 1415 (ред. от 22.02.2020) «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» (вместе с «Положением о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2018, № 49 (ч. VI), ст. 7619.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). [Электронный ресурс]. - Собрание законодательства РФ. 29.01.1996, № 5, ст. 410.