Научная статья на тему 'РОБОТИЗИРОВАННАЯ ТЕХНИКА: ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ'

РОБОТИЗИРОВАННАЯ ТЕХНИКА: ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
243
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБОТИЗИРОВАННАЯ ТЕХНИКА / РОБОТЫ / ПОКОЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / МОЛОДЕЖЬ / ЛЮДИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА / СОЦИОЛОГИЯ ТЕХНИКИ / ИССЛЕДОВАНИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попова Анна Алексеевна, Хижнякова Марина Сергеевна, Гаврилова Юлия Викторовна

Активное внедрение в повседневную жизнь человека технических инноваций (роботы, системы smart hous, НБИК-технологии, игровые самообучающиеся ИИ-системы) способствовало организации и проведению социологического исследования, целью которого стало выявление отношения молодежи и людей старшего возраста к использованию роботизированной техники в быту. Для достижения цели был организован гибридный опрос: онлайн-анкетирование (100 человек) и глубинное интервью (6 человек). Выявлено амбивалентное отношение у обоих поколений (молодёжь и люди старшего возраста) к использованию роботизированной техники в повседневной жизни. Установлено, что люди старшего возраста показывают положительное отношение к робототехнике в быту; наделяют технику антропоморфными качествами и готовы впустить роботов в свой дом. При этом, удалось установить, что старшее поколение не готово и не желает разбираться во всех функциях робототехнических устройств. Результаты исследования показывают, что молодёжь положительно относится к внедрению роботов в повседневную жизнь, объясняя это упрощением жизни посредством передачи роботам бытовых обязанностей. Одновременно, молодое поколение не готово возлагать на роботов функции обеспечения безопасности жизни. На основе анализа результатов исследования, авторы приходят к выводу, что отношение молодежи и старшего поколения к внедрению робототехники в повседневную жизнь носит положительный, оптимистичный характер. Однако у молодежи и старшего поколения явно прослеживаются различия в восприятии роботов, разные причины переживаний и страхов применения роботов в быту, что обусловливает роль возрастных установок в процессе внедрения робототехники в повседневную жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROBOTIC TECHNOLOGY: A GENERATIONAL ASPECT OF USE IN EVERYDAY LIFE

Active introduction of technical innovations into human daily life (robots, smart house systems, NBIC technologies, game self-learning AI systems) contributed to the organization and conduct of a sociological study, the purpose of which was to identify the attitude of young people and older people to the use of robotic technology in everyday life. To achieve the goal, a hybrid survey was organized: an online questionnaire (100 people) and an in-depth interview (6 people). The ambivalent attitude of both generations (youth and older people) to the use of robotic technology in everyday life was revealed. It has been established that older people show a positive attitude to robotics in everyday life; endow technology with anthropomorphic qualities and are ready to let robots into their home. At the same time, it was possible to establish that the older generation is not ready and does not want to understand all the functions of robotic devices. The results of the study show that young people have a positive attitude to the introduction of robots into everyday life, explaining this by simplifying life by transferring household duties to robots. At the same time, the younger generation is not ready to assign the functions of ensuring the safety of life to robots. Based on the analysis of the results of the study, the authors conclude that the attitude of young people and the older generation to the introduction of robotics in everyday life is positive, optimistic. However, young people and the older generation clearly have differences in the perception of robots, different reasons for experiences and fears of using robots in everyday life, which determines the role of age-related attitudes in the process of introducing robotics into everyday life.

Текст научной работы на тему «РОБОТИЗИРОВАННАЯ ТЕХНИКА: ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»

Роботизированная техника: поколенческий аспект использования в повседневной жизни

Попова Анна Алексеевна,

к.ф.н., доцент Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет) E-mail: popovaaa@bmstu.ru

Хижнякова Марина Сергеевна,

студент Московского государственного технического университета им Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет) E-mail: khizhniakova.marina@yandex.ru

Гаврилова Юлия Викторовна,

к.ф.н., доцент Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет) E-mail: julia.voitsuk@yandex.ru

Активное внедрение в повседневную жизнь человека технических инноваций (роботы, системы smart hous, НБИК-техноло-гии, игровые самообучающиеся ИИ-системы) способствовало организации и проведению социологического исследования, целью которого стало выявление отношения молодежи и людей старшего возраста к использованию роботизированной техники в быту. Для достижения цели был организован гибридный опрос: онлайн-анкетирование (100 человек) и глубинное интервью (6 человек). Выявлено амбивалентное отношение у обоих поколений (молодёжь и люди старшего возраста) к использованию роботизированной техники в повседневной жизни. Установлено, что люди старшего возраста показывают положительное отношение к робототехнике в быту; наделяют технику антропоморфными качествами и готовы впустить роботов в свой дом. При этом, удалось установить, что старшее поколение не готово и не желает разбираться во всех функциях робототехнических устройств. Результаты исследования показывают, что молодёжь положительно относится к внедрению роботов в повседневную жизнь, объясняя это упрощением жизни посредством передачи роботам бытовых обязанностей. Одновременно, молодое поколение не готово возлагать на роботов функции обеспечения безопасности жизни. На основе анализа результатов исследования, авторы приходят к выводу, что отношение молодежи и старшего поколения к внедрению робототехники в повседневную жизнь носит положительный, оптимистичный характер. Однако у молодежи и старшего поколения явно прослеживаются различия в восприятии роботов, разные причины переживаний и страхов применения роботов в быту, что обусловливает роль возрастных установок в процессе внедрения робототехники в повседневную жизнь.

Ключевые слова: роботизированная техника, роботы, по-коленческие аспекты, повседневная жизнь, молодежь, люди старшего возраста, социология техники, исследования науки и технологий.

Введение

В XXI веке роботизация является привычным процессом для общества и охватывает многие сферы жизни человека: люди сталкиваются с техникой на работе, учёбе и дома. В то же время, значительное развитие техники происходит в промышленной сфере, где роботы необходимы для эффективной работы предприятий и выполнения манипулятивных функций на сложных и опасных участках работы. Стоит отметить, что в последние годы пандемия COVID-19 и торговые войны сильно ударили по промышленности: из-за режима самоизоляции и снижения спроса на определённую продукцию многие производства приостановили работу или были закрыты. В России внедрение робототехники проходило более успешно в связи с тем, что режим самоизоляции был не таким строгим, как в некоторых других странах - это можно увидеть на примере анализа выручки: с 2019 года выручка в сфере робототехники выросла на 56%. В дальнейшем рост оказался ещё выше на 68,3% [1].

Во время пандемии многие люди начали автоматизировать свои квартиры и дома, чтобы тратить меньше времени на бытовые обязанности и уйти от монотонной работы, так, например, робот-пылесос в среднем позволяет сэкономить на уборке до 8 часов ежемесячно. Также люди начали покупать умные колонки для общения с голосовым помощником, чтобы не чувствовать себя одиноко во время режима самоизоляции.

Несмотря на стремительный рост в использовании новой техники, всегда существовала разница в восприятии инноваций людьми разных поколений. Молодёжь активно внедряет в свою жизнь, появляющуюся на рынке роботизированную технику, часто использует технику в повседневной жизни и старается упростить не только свою жизнь, но и жизнь своих близких. Люди старшего поколения не всегда проявляют интерес к робототехнике, так как они привыкли делать всё самостоятельно без автоматизированных помощников. Многие не хотят учиться пользоваться техникой и менять свою повседневную жизнь. Из-за такого разрыва в восприятии робототехники происходит недопонимание, и даже столкновение ценностей поколений.

Развитие техники приводит к появлению роботизированных новшеств в повседневной жизни, которые могут быть успешно внедрены. Однако темпы внедрения использования техники обусловлены возрастными установками. Старшее поколение не готово к активному использованию такого рода систем. На каждом этапе развития техники люди демонизируют и боятся новых технических решений. На макроуровне обществу свойственные следующие характеристики, которые мешают внедрению роботизированной технике в повседневную жизнь: традиционные культурные нормы; неразвитые нормативные базы; низкое экономическое положение населения; низкая информационная безопасность.

сз о

сг

=Е О

Методология исследования

Исследование отношения молодежи и старшего поколения к роботизированной технике в повседневной жизни

m

З

<n

I_

u

OJ

л

основывается на акторно-сетевой теории Бруно Лату-ра (ANT), основной идеей которой является постулат, что единицами социальных отношений могут выступать не только люди, но и технические устройства, и природные объекты [2]. Люди и вещи в равной мере находятся во взаимосвязях и взаимодействиях, влияют друг на друга, следовательно, меняется восприятие человеком единиц социальных отношений. ANT позволяет установить динамику отношения человека к роботизированным техническим устройствам [3].

Для эмпирического исследования отношения молодёжи и людей старшего возраста к роботизированной технике в повседневной жизни был использован гибридный метод опроса: количественный - онлайн-анкетирование (выборка - снежный ком, 100 человек: 48 человек - люди старшего возраста (55-75 лет) и 52 человека - молодёжь (18-35 лет)) и качественный - глубинное интервью (тип интервью: личное, по Zoom, тип выборки - целенаправленный отбор, 6 человек: 3 человека молодёжи от 18 до 35 лет и 3 представителя людей старшего возраста от 55 до 75 лет).

Результаты исследования

Информированность поколений о робототехнике

В ходе количественного исследования было выявлено, что почти все респонденты группы молодёжь (98%) слышали и знают о роботизированной технике и о том, что её уже используют в повседневной жизни. Это связано с тем, что молодёжь вынуждена больше взаимодействовать с техникой или с информацией о технике на работе и учебе. Так, например, внедрение робототехники и технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс «ориентирует молодежь на активное использование роботов в познавательной деятельности, способствует их включенности в практическое освоение технических инноваций» [4, с. 24]. При этом не все респонденты из группы молодёжь сталкивались с роботизированной техникой в повседневной жизни. Так, 12% респондентов не сталкивалось с данной техникой вообще. Это может быть связано с тем, что внедрение робототехники на российский рынок ещё в процессе и многие люди не могут себе позволить использование робототехники из-за финансовых ограничений. Роботами, с которыми молодёжь сталкивалась чаще всего являются робот-пылесос, умная-колонка и робот кассир.

Респонденты возрастной категории от 55 до 75 лет меньше взаимодействовали с роботизированной техникой в повседневной жизни (только 13%), 45% не сталкивались вообще, в отличие, от 12% молодёжи. Они не знают или не слышали о домашней роботизированной технике вообще, и, следовательно, не знают, что такая техника уже используется в быту. Это, скорее всего, объясняется тем, что люди старшего возраста более изолированы информационно. Робототехника, с которой сталкивались люди старшего поколения совпадает с техникой, с которой сталкивалась молодёжь, за исключением робота-консультанта. Вероятно, это из-за того, что молодёжь в торговых центрах и других местах использует смартфон для ориентации в пространстве, в то время как люди старшего возраста обращают внимание на стойки информации.

Использование роботизированной техники молодёжью и людьми старшего возраста

Подавляющее большинство молодёжи используют роботизированную технику дома, что может свидетельствовать о том, что молодёжь стремиться экономить время на бытовых обязанностях: многие респонденты (88%),

кто ответил «нет» на вопрос об использование роботизированной техники у себя дома, хотели бы попробовать использовать данную технику, что говорит о желании молодого поколения осваивать новые технологии. 8% респондентов затрудняются ответить, что возможно, показывает их неосведомленность о достоинствах, рисках и о том, как данные технологии функционируют. 1 человек ответил «нет» и объяснил свой ответ тем, что она «пока справляется сама». Возможно, это значит, что респондент не осведомлена о достоинствах роботизированной техники, либо не имеет финансовой возможности приобрести робототехнику.

Ответы респондентов старшего поколения показывают обратные результаты. Большинство (69%) не используют роботизированную технику в повседневной жизни. Это свидетельствует о недостаточной осведомлённости о технике, нежелании разбираться с техникой и осваивать что-то новое, также это может указывать на отсутствие финансовых возможностей приобрести роботизированную технику. Ответы опрошенных старшего поколения на вопрос о том, «хотели бы они использовать робототехнику в быту, если не используют ее сейчас», показывают совершенно отличные от молодёжи результаты. Готова и хочет использовать технологии только треть респондентов (в отличие от 88% молодёжи). 36% респондентов старшего поколения затрудняются ответить и 29% не хочет использовать технологии. Такие результаты демонстрируют консервативное отношение людей старшего возраста к технологиям, их нежелание осваивать и впускать в свою жизнь технические инновации. Среди причин нежелания использовать технологии, указанных респондентами, чаще всего встречаются такие как «мне и без технологий нормально живется», «это небезопасно», «я не знаю, как это работает» и «не вижу в этом необходимости».

Оценка роботизированной техники молодёжью и людьми старшего возраста

Выявлено, что 81% молодёжи согласны с утверждением, что робототехника делает жизнь людей лучше и оценивают полезность робототехники по шкале от 1 до 10 как полезную (от 5 и выше). Только четыре человека ставят меньше 5 баллов по данной шкале оценки полезности робототехники. Всего 1 человек согласен с утверждением, что роботизированная техника делает жизнь людей хуже. Это демонстрирует то, что хоть и не все респонденты из группы молодёжь воспринимают робототехнику как что-то положительное, почти никто не ассоциирует технику с регрессом и чем-то негативным. Говоря о том, какую роботизированную технику молодёжь хотела бы приобрести, вперед выбиваются такие технологии, как роботы для уборки, робот-охрана и технология «умный дома».

Меньшее количество опрошенных старшего поколения согласны с тем, что роботизированная техника влияет на жизнь людей положительно (50%). Пятая часть респондентов старшего возраста затрудняется ответить, возможно, причиной этого служит неосведомленность респондентов о достоинствах и рисках техники. Ещё пятая часть согласны с утверждением, что роботизированная техника никак не влияет на жизнь людей. Всего 2 человека считают, что техника делает жизнь людей хуже, это показывает, что отношение людей старшего поколения к технике в целом нейтральное или положительное, как и отношение молодёжи. Однако, оценивая полезность техники, почти половина респондентов старшего возраста оценила полезность на 5 баллов и меньше, это показывает, что люди старшего поколения привыкли справляться с бытовыми обязанностями самостоятельно, без помощи роботизированной техни-

ки, и, следовательно, не считают технику важной частью своей жизни.

Что касается выбора робототехники респондентами старшего поколения, первое место занимают роботы для уборки и кухонные роботы. Популярность роботов для уборки среди обеих групп говорит о распространенности информации о технике для уборки, и, соответственно, о формировании у респондентов представления о пользе данной техники.

Отношение молодёжи и людей старшего возраста к роботизированной технике

В ходе исследования было определено, что 71% молодёжи относится к робототехнике положительно, по сравнению с 54% людей старшего поколения, также имеющих положительное отношение к роботизированным техническим устройствам. При этом негативно к робототехнике относится всего 6% старшего поколения, в отличие от 8% молодёжи.

Подавляющее большинство молодёжи подарило бы робототехнику близкому человеку (всего 6% ответили негативно, потому что «близкие не стали бы пользоваться»). Ответы людей старшего поколения более разнообразны. Почти половина респондентов подарила бы роботизированную технику близкому человеку. При этом 40% затрудняются ответить и 17% отвечают «нет». Среди причин нежелания дарить робототехнику близкому человеку респонденты указывают ненадежность техники, отсутствие знаний о том, что покупать и предположение о том, что техника сделает близкого человека ленивее.

Для того чтобы определить, насколько близко и часто люди готовы взаимодействовать с робототехникой, в исследовании использовалась шкала Богардуса, которая измеряет установки одной социальной группы относительно другой социальной группы, и может быть применена для измерения установок респондентов по отношению к робототехнике. Респонденты выбирали вариацию взаимодействия с роботизированной техникой, которая для них приемлема (взаимодействие с робото-

техникой каждый день как с членом семьи / каждый день как с другом / каждый день как с техникой / не каждый день как с техникой / крайне редко, только когда нужно / как наблюдатель со стороны / никакое взаимодействие).

Половина опрошенных группы молодёжь выбрала взаимодействие с техникой «каждый день как с техникой», и ещё 21% - «не каждый день как с техникой». 23% опрошенных старшего поколения выбрали взаимодействие «каждый день как с техникой» и 27% - «не каждый день как с техникой». Такие результаты демонстрируют то, что молодёжь использует технику чаще людей старшего поколения. Причинами тому могут служить, во-первых, условия информационного общества, в которых рождены и развиваются молодые люди. Для них Интернет, роботы, цифровые интерфейсы, виртуальная реальность являются привычной средой существования [5]. Во-вторых, молодежь привыкла делегировать всевозможные бытовые обязанности робототехнике для экономии времени в стремительно развивающемся мире. Большинство людей старшего поколения, в свою очередь, привыкли выполнять рутинную домашнюю работу самостоятельно, из-за чего пользуются техникой реже.

Примечательно, что 40% опрошенных старшего возраста выбрали отстраненное взаимодействие с техникой (никакое взаимодействие / как наблюдатель со стороны / крайне редкое взаимодействие). Но только 11% молодёжи выбрали эти же варианты. Эти результаты также объясняются интересом молодёжи к технике и консервативностью респондентов старшего возраста.

Для каждого пятого респондента группы молодёжь приемлемо взаимодействовать с роботизированной техникой каждый день как с членом семьи или другом. При этом ни один респондент старшего поколения не готов взаимодействовать с техникой как с членом семьи. Есть вероятность, что нежелание взаимодействовать с техникой как с членом семьи среди людей старшего поколения связано с их изначальным скептическим отношением к робототехнике, а формулировка «член семьи», вероятно, ассоциируется у респондентов с чем-то более близким и сокровенным (рис. 1).

Рис. 1. Приемлемое взаимодействие с роботизированной техникой для молодежи и людей старшего возраста

Доверие молодёжи и людей старшего возраста к роботизированной технике

Большинство респондентов среди молодёжи и людей старшего поколения доверили бы робототехнике выполнение домашних дел, но не всех (рис. 2, рис. 3). Уход за родственниками не доверили бы 40% молодёжи (36% затрудняются ответить) (рис. 2) и 60% людей старшего

поколения (31% затрудняются ответить) (рис. 3). Данные результаты показывают то, что люди в целом пока не готовы доверять технике ответственные задачи, напрямую связанные с безопасностью их близких.

На вопрос о том, в какой машине респонденты будут чувствовать себя безопаснее (с человеком водителем или в беспилотнике), 40% молодёжи и больше половины людей старшего возраста ответили, что будут чувство-

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

вать себя безопаснее с человеком водителем. 15% молодёжи будут чувствовать себя безопасно в беспилот-нике, но только 2% респондентов старшего поколения. Ответы на этот вопрос в очередной раз подтверждают,

что молодёжь больше доверяет технологиям, но все же высокий процент молодёжи доверился бы больше человеку водителю, что говорит о разрыве в восприятии техники среди молодёжи.

Рис. 2. Доверие молодежи роботизированной технике домашние дела и уход за родственниками

<п

I_

и

см л

Рис. 3. Доверие людей старшего возраста роботизированной технике домашние дела и уход за родственниками

Последний вопрос «чувствовали бы респонденты себя безопасно, если бы в их городе были роботы-полицейские?». 52% людей старшего поколения и 32% молодёжи не чувствовали себя безопасно. Одна пятая часть группы молодёжь чувствовала себя безопасно, но только 6% людей старшего поколения. Ответы респондентов на данный вопрос демонстрируют что большее количество респондентов молодого поколения доверяют технике, но все же большинство респондентов в обеих группах скептически относится к технике, отвечающей за их безопасность.

Анализ полученных данных демонстрирует открытость и положительное отношение людей молодого поколения к использованию робототехники в быту, при этом старшее поколение более скептически относится к робототехнике, видят в них меньшую ценность. Однако, ответы про доверие респондентов к робототехнике, ставят под сомнение открытость молодёжи к робототехнике. Ответы на вопросы, затрагивающие делегацию более важных обязанностей, чем уборка, демонстрируют недоверие и опасения молодёжи по поводу техники.

Глубинное интервью

Для проведения интервью был составлен гайд с ключевыми темами и вопросами (см. рис. 4).

Стоит отметить, что у всех респондентов (кроме одного) из роботизированной техники есть роботы-пылесосы; у одного респондента есть три умные колонки. Так, основной причиной приобретения или использования роботизированной техники у респондентов является удоб-

ство и облегчение своей жизни (делегация технике тяжелой/рутинной работы, такой как уборка и поиск информации).

Отношение к технике до и после её появления в доме

Выявлено, что у двух из трех респондентов группы молодежь отношение к робототехнике не поменялось после ее приобретения: один из респондентов (ж, 18) определил своё отношение как нейтральное: «прогресс - это замечательно, но без робототехники можно обойтись». У второго респондента (м, 32) есть интерес к робототехнике, которая была приобретена по его же инициативе. Такой результат, вероятно, объясняется изначальным интересом респондентов к робототехнике. Таким образом, приобретенная робототехника соответствует ожиданиям респондентов и не может поменять их мнение о такой технике.

Только один респондент (ж, 21) замечает изменение в своем восприятии робототехники после ее появления в доме: до появления в доме респондента робототехники, он относился к технике без особого интереса; после появления робототехники в жизни респондента не по его инициативе, появился интерес. Вынужденное столкновение с робототехникой подтолкнули респондента к взаимодействию с техникой и, таким образом, вызвало интерес к технике.

Стоит отметить, что у двух из трех респондентов группы людей старшего возраста мнение о робототехнике поменялось после ее появления. Один респондент (ж, 55) до появления не задумывался о своем отношении к робототехнике. После приобретения робота-пылесоса

отношение респондента к технике поменялось. Так как приобретенная робототехника помогала экономить время и была удобной, респондент стал заинтересован в новых потенциальных приобретениях робототехники. Второй респондент (ж, 60) не доверял робототехнике до ее появления в доме. После того, как респонденту подарили робототехнику, опасения по поводу данной техники остались, но, тем не менее, отторжение к роботизиро-

ванной технике пропало; также, респондент стал более открыт к идее приобретения новой робототехники. Отношение третьего респондента (м, 56) группы людей старшего возраста к робототехнике до и после ее появления в доме респондента было нейтрально. Техника в доме появляется не по инициативе респондента.

Вводная часть

Цсноинан час! ь

Заключение

Определение респондентом роботизированной техники

Истории нихI1.1LНИН I срок служения робототехники

Плюсы и минусы робота

Отношение к робототехнике до её ■[пин. н нпп в доме

Цена роботизированной техники

Сопоставление умного дома и отдельных роботов

Взанмо кии 1НК с техникой после приобретши

Очеловечивание робота

Доверие роботу

Техника будущею

Желание приобрести больше робототехники

Рис. 4. Гайд к интервью

Цена роботизированной техники

Все респонденты группы молодежь оценивают цену роботизированной техники как среднюю, «не вещь, которую можно легко себе позволить, но цена подъемная, если копить какое-то время». Молодёжь более заинтересована в том, чтобы приобрести продвинутую робототехнику хорошего качества и с большим количеством функций. Но молодые люди имеют меньше финансовой возможности приобрести данную технику. Поэтому им приходится либо покупать простые не самые подвинутые модели, либо копить на робототехнику со всеми функциями.

Респонденты группы людей старшего возраста оценивают цену как «допустимую». Два респондента отмечают, что поломки обойдутся дорого. Другой респондент считает, что переплатил за робототехнику, так как не пользуется всеми функциями. Люди старшего поколения не сильно заинтересованы в том, чтобы робот был продвинутым, так как они не хотят (или им тяжело) разбираться со всеми функциями робота. Респондентам достаточно обычных роботов, которые выполняют основные необходимые функции.

Очеловечивание робота

Два респондента из молодёжи не очеловечивают технику и не разговаривают с ней, относятся как к технике. Молодые люди относятся к робототехнике как к технике, то есть молодежь не видит в роботах ничего живого и милого, так как для них это система, упрощающая их жизнь. Они больше осведомлены о роботах и знают для чего они нужны, поэтому они ассоциируют роботов с техникой. Один респондент (ж, 21) относится к технике как к живой, так как вся семья респондента считает его живым. Также у респондента нет домашних животных, поэтому он ассоциирует робота с чем-то живым, замещая домашнего питомца пылесосом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У роботов-пылесосов двух респондентов есть имя; один из респондентов говорит с роботом во время уборки, а другой респондент по началу очеловечивал робота как кошку или собаку, но потом привык и перестал обращать внимание на робота. Третий респондент шутит над

умными колонками, но не очеловечивает их. Люди старшего возраста воспринимают технику как живое существо, так как техника обладает функциями/действиями, напоминающими живое существо, а также, потому что люди старшего поколения не так много знают о робототехнике, они ассоциируют её с тем, что им ближе всего, то есть с домашними питомцами.

Желание приобрести больше роботизированной техники

Мнения респондентов группы молодежь разделяются. Один респондент (ж, 18) открыт к приобретению новой техники, хочет приобрести умную колонку и систему умный дом. Другой респондент (ж, 21) - не инициатор покупок робототехники, но будет не против, если технику купит член семьи; считает важным, чтобы техника была отдельна от другой техники, чтобы можно было полностью контролировать технику. Третий респондент (м, 32) готов приобрести то, что удобнее, дешевле и действительно пригодится, но при этом не готов устанавливать систему умный дом, так как считает, что ее сложно установить и поддерживать. То есть респонденты группы молодежь открыты к приобретению новой роботизированной техники, так как это делает их жизнь комфортнее, но они не готовы тратить много времени на то, чтобы разбираться и контролировать технику.

Мнения респондентов группы людей старшего возраста так же разделяются. Первый респондент хочет приобрести новую робототехнику, чтобы она помогала по дому, и готов соединить всю техники между собой, для удобного управления. Другой респондент считает, что чем он старше, тем нужнее техника, так как она облегчает быт. Третий респондент не хочет ничего приобрести из роботизированной техники.

Таким образом, взаимодействие с роботизированной техникой кому-то дает понять, насколько удобно жить с техникой. У этих респондентов появляется желание упростить себе жизнь ещё больше, то есть они хотят приобрести больше робототехники. А на кого-то взаимодействие с роботизированной техникой никак не влияет,

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

данные респонденты не хотят покупать что-то целенаправленно, но будут не против, если другой член семьи приобретет новую робототехнику.

Техника будущего

К робототехнике будущего респонденты группы молодежь относят беспилотные автомобили, отмечая, что их производство будет поставлено на массовый поток. Один респондент считает, что разная техника в доме будет связана между собой; также, техника будет индивидуализирована (подстраиваться под индивидуальных пользователей, опираясь на собранную о них информацию). То есть молодые люди к бытовой робототехнике отнесли не только технику, которая находится в доме, но и автомобиль, которым пользуется большинство людей в повседневной жизни. Респонденты считают, что роботизированная техника будет связана между собой для более удобного управления ей.

Один респондент, относящийся к людям старшего возраста, считает, что существующая техника будет совершенствоваться, так как сложно изобрести что-то совсем новое. Другой респондент отвечает, что техника будет экологически чистой и самообновляемой. Третий респондент отмечает, что роботы будут становиться антропоморфными.

Таким образом, каждый респондент видит будущее роботизированной техники по-разному: робототехника будет как совершенствоваться (становиться экологичной и научится само обновляться для долго служения), так и меняться (становиться антропоморфной, то есть больше похожей на человека по внешности и по действиям).

Заключение

В ходе исследования было выявлено, что отношение молодежи и людей старшего возраста к роботизированной технике носит амбивалентный характер: оба поколения положительно относятся к роботизированной технике, но разница между отношением двух поколений в том, что молодые люди уже живут с робототехникой, которая помогает им избавиться от рутинных дел, а люди старшего возраста не считают робототехнику необходимостью, так как привыкли справляться со всем самостоятельно.

Основная разница полученных данных анкетирования и интервью заключается в том, что анкету проходили люди, у которых может быть и не быть робототехники дома, а в интервью были опрошены люди, использующие робототехнику в повседневной жизни больше года на момент опроса. Мнение респондентов интервью поменялось о робототехнике только за счет того, что у них появилась робототехника.

Было выявлено противоречие в результатах опроса и интервью у людей старшего поколения: так как в анкете большая часть людей не взаимодействуют с робототехникой каждый день, на вопрос о взаимодействии с техникой большинство респондентов ответили, что готовы использовать технику не каждый день. То есть люди старшего возраста из анкеты не готовы воспринимать робототехнику как члена семьи, в отличии от респондентов интервью, у кого уже есть робототехника. Молодые люди воспринимают роботизированную технику как технику в обоих методах исследования, так как « они не наделяют технику антропоморфными признаками " и используют её по прямому назначению. Я Следует отметить, что благодаря вынужденно-~ му столкновению с техникой (например, когда робот-2 пылесос получен в подарок) люди старшего возраста на-

чинают пользоваться роботизированной техникой в быту и меняют своё отношение к ней. Не стоит забывать, что людям старшего возраста сложнее разбираться с техникой, поэтому им подходит простая робототехника, а для молодежи наиболее подходящей роботизированной техникой является усовершенствованная и многофункциональная техника. Единственная преграда приобретению робототехники молодежью - это стоимость. Для популяризации и более широкого внедрения роботизированной техники среди обоих поколений, необходимо делать её более индивидуализированной и понятной.

Литература

1. CNews Analytics выпускает первый обзор рынка промышленной робототехники // CNews - издание о высоких технологиях, 27.09.2021. URL: https://www. cnews.ru/news/top/2021-07-26_snews_analytics_vy-puskaet_pervyj

2. Tesch N. Bruno Latour // Sociology & Society. Britannica - британо-американская универсальная энциклопедия. URL: https://www.britannica.com/biography/ Bruno-Latour

3. Sinnema L. The Attitude of Elderly and Young Adults towards a Humanoid Social Robot // Tilburg University School of Humanities and Digital Sciences Department of Cognitive Science & Artificial Intelligence Tilburg. The Netherlands, June 2019. URL: http://arno.uvt.nl/show. cgi?fid=148970

4. Гаврилова Ю.В., Моторина И.Е., Павлова Т.Е. Социальные ожидания внедрения технологий искусственного интеллекта в образовании (на материалах анкетного опроса студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана) // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2022. № 1. С. 20-25.

5. Subocheva O.N., Maloletneva I.V., Popova A.A. Dynamics of the Student Youth's Value Paradigm Changes in the Information Society // Proceedings - CSIS 2019: 11th International Scientific and Theoretical Conference «Communicative strategies of Information Society». 2019.

ROBOTIC TECHNOLOGY: A GENERATIONAL ASPECT OF USE IN EVERYDAY LIFE

Popova A.A., Khizhnyakova M.S., Gavrilova Yu.V.

Bauman Moscow State Technical University (National Research University)

Active introduction of technical innovations into human daily life (robots, smart house systems, NBIC technologies, game self-learning AI systems) contributed to the organization and conduct of a sociological study, the purpose of which was to identify the attitude of young people and older people to the use of robotic technology in everyday life. To achieve the goal, a hybrid survey was organized: an online questionnaire (100 people) and an in-depth interview (6 people). The ambivalent attitude of both generations (youth and older people) to the use of robotic technology in everyday life was revealed. It has been established that older people show a positive attitude to robotics in everyday life; endow technology with anthropomorphic qualities and are ready to let robots into their home. At the same time, it was possible to establish that the older generation is not ready and does not want to understand all the functions of robotic devices. The results of the study show that young people have a positive attitude to the introduction of robots into everyday life, explaining this by simplifying life by transferring household duties to robots. At the same time, the younger generation is not ready to assign the functions of ensuring the safety of life to robots. Based on the analysis of the results of the study, the authors conclude that the attitude of young people and the older generation to the introduction of robotics in everyday life is positive, optimistic. However, young people and the older generation clearly have differences in the perception of robots, different reasons for experiences and fears of using robots in everyday life, which determines the role

of age-related attitudes in the process of introducing robotics into everyday life.

Keywords: robotic technology, robots, generational aspects, everyday life, youth, older people, sociology of technology, STS.

References

1. CNews Analytics releases the first overview of the industrial robotics market // CNews - high-tech publication, 09/27/2021. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2021-07-26_snews_an-alytics_vypuskaet_pervyj

2. Tesch N. Bruno Latour // Sociology & Society. Britannica is the British-American universal encyclopedia. URL: https://www.bri-tannica.com/biography/Bruno-Latour

3. Sinnema L. The Attitude of Elderly and Young Adults towards a Humanoid Social Robot // Tilburg University School of Humanities and Digital Sciences Department of Cognitive Science & Artificial Intelligence Tilburg. The Netherlands, June 2019. URL: http://arno.uvt.nl/show.cgi?fid=148970

4. Gavrilova Yu.V., Motorina I.E., Pavlova T.E. Social expectations of the introduction of artificial intelligence technologies in education (based on the materials of a questionnaire survey of students of Bauman Moscow State Technical University) // Medicine. Sociology. Philosophy. Applied research. 2022. No. 1. pp. 20-25.

5. Subocheva O.N., Maloletneva I.V., Popova A.A. Dynamics of the Student Youth's Value Paradigm Changes in the Information Society // Proceedings - CSIS 2019: 11th International Scientific and Theoretical Conference «Communicative strategies of Information Society». 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.