4 ДИСКУССИЯ
^ журнал науч ных пубп ика ци й
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
А. В. Царева, канд. экон. наук, доцент, кафедра социологии культуры и коммуникации, Санкт-Петербургский государственный университет,
г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
РИЗОМАТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СЕТЕВОМ ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Являясь одним из феноменов, определяющих характер современной цивилизации, Интернет за сравнительно краткий срок превратился из инструмента узкоспециализированной коммуникации в фактор политической, экономической и социальной жизни глобального значения. Роль Интернета в современном обществе возрастает тем больше, чем более необходимой и общепризнанной становится данная технология для осуществления повседневных действий, социальных практик и коммуникативных процессов, и чем менее сами люди осознают значение подобного воздействия на собственную жизнь. Результатом этого процесса рутинизации становится превращение Интернета в повсеместно распространенный медиум, условие, основание и форму для реализации других технологий. Сегодня можно говорить уже не об интернет-коммуникации как таковой, а о формировании на этом базисе новых, относительно самостоятельных форм массовой и индивидуальной коммуникации — интернет-телевидения, интернет-радио, интернет-журналистики, интернет-торговли и интернет-коммерции, блогосферы, социальных сетей и т.д.
Являясь эффективным дополнением и инструментом реализации различных социальных практик «реальной» повседневной жизни, интернет-технологии постепенно
трансформируют сами практики, добавляя новые смыслы и способы действия.
К числу социальных практик, испытывающих значительное трансформирующее влияние интернет-коммуникации, относятся практики самопрезентации, актуальные в контексте формирования и реализации стратегий индивидуальной деятельности, символического потребления и объективации собственного образа в информационно-коммуникативном поле.
Самопрезентация в виртуальном пространстве объединяет в себе символическое конструирование и символическое воспроизводство человека в процессе коммуникации. Как в рамках социально-психологической теории, так и в областях практико-ори-ентированного знания самопрезентация в первую очередь представляет собой способ коммуникации, направленный на эффективное достижение субъектом определенных целей. Вопросы осознанности, рациональности, контроля, а отчасти и манипуляции в данном виде социального действия выходят на первый план. Самопрезентация представляет собой процесс взаимодействия, в ходе которого рационально мыслящий, волящий и активно действующий субъект осуществляет коммуникацию с другими субъектами посредством обмена, конструирования и интерпретирования смыслов. Самопрезентация является результатом развития навыков
№ 7 (37)АВГУСТ 2013
дискуссия t
журнал научных публикаций *
социальной символизации, это способность управлять собственным коммуникативным образом и тем самым воздействовать на ход и результат коммуникации. Самопрезентация в виртуальном пространстве, осуществляемая с помощью текстовых, образных и мультимедийных средств, добавляет в процесс социальной коммуникации дополнительное измерение — цифровое.
В свете актуального состояния коммуникационных интернет-технологий нами предлагается выделить несколько основных видов самопрезентации в виртуальном пространстве, каждая из которых обладает собственными целями, характеристиками и инструментами:
— коммуникативная самопрезентация в процессе диалоговой и полилоговой коммуникации на различных интернет-ресурсах (форумах, дискуссионных порталах, сетевых группах и т.д.), являющаяся вспомогательным инструментом создания смысловых контекстов и управления контактом и взаимодействием;
— информационная самопрезентация в виде создания «личных информационных профилей» на различных дискуссионных ресурсах (форумах, сообществах, порталах);
— целевая самопрезентация в виде публикации резюме и создания персональных страниц в специализированных базах персональных данных (службы знакомств, поиск работы, профессиональные и коммерческие сети и т.д.);
— целенаправленная самоценная самопрезентация в ходе конструирования персональных веб-страниц (блоги, дневники, жи-
вые журналы, страницы в социальных сетях и т.д.).
Вместе с постепенным внедрением с начала 2000-х технологий, получивших название Web 2.0, началось очередное радикальное изменение в характере виртуальной коммуникации. Новые технологии, ориентированные на создание самоорганизующихся и саморегулирующихся сетевых структур, предоставили пользователям возможность не только потреблять информацию, но и самостоятельно и без посредников производить контент, а также целенаправленно формировать множество информационных и социальных связей. Структуры таких связей в дальнейшем оказывают детерминирующее воздействие на характер социальной коммуникации в виртуальном пространстве.
Специфика процессов сетевой самоорганизации социально-коммуникативных процессов в виртуальном пространстве может быть описана с помощью метафоры ризомы.
Заимствованный из ботаники термин «ризома», означающий особое строение корневой системы, адаптирован к социальному контексту во втором томе работы Жиля Делеза и Феликса Гваттари «Капитализм и шизофрения» — «Тысяча плато» (1980) (предисловие к данной книге, где наиболее четко описывается данный термин, появилось в виде отдельной работы несколько раньше — в 1976 г.). Ризоматическая система не нуждается в центральном стержне, ее структура нестабильна и постоянно меняется, новые отростки непрерывно рождаются, переплетаются между собой, умирают и снова ре-
4 ДИСКУССИЯ
^ журнал науч ных пубп ика ци й
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
генерируют1. Ризома с ее множественно -стью, непредсказуемостью, децентрирован-ностью, отрицанием иерархии и симметрии наилучшим образом подходит в качестве метафоры самоорганизующегося сетевого общества и инструмента описания его проявлений (анализ ризоматических проявлений информационного общества, в частности Интернета, см., напр. Емелин В.).
Следуя логике Делеза и Гваттари, ризома как модель описания того или иного явления предполагает соблюдение ряда принципов2:
1. Принцип «соединения и неоднородности». Любая точка ризомы стремится присоединиться к любой другой ее точке. В отличие от обычного корня, обладающего предзаданной структурой и последовательностью роста, ризома распространяется, заполняя пустоты, растет вширь и наращивает плотность внутренних связей, используя существующие условия и возможности.
2. Принцип «множественности». В ри-зоматическом единстве элементы теряют самотождественность и автономность, становятся обусловлены и детерминированы воздействием сети связей и отношений, в которые они включены. «У множества нет ни субъекта, ни объекта, есть только определения, величины, измерения, способные расти лишь тогда, когда множество меняет свою природу»3. В этом смысле ри-зома представляет собой сеть «нервных волокон», где отдельный элемент ценен в первую очередь включенностью в сеть эффективной передачи сигналов.
3. Принцип «а-означающего разрыва». Разрыв связей и внутренней целостности ризомы означает возможность нового роста — разомкнутые линии связей образуют новые связи и способны присоединять либо образовывать новые множества. Ризома включает в себя два вида границ, по которым и осуществляется разрыв как возможность развития: «линии сегментарности», по которым она стратифицирована, организована, означена, атрибутирована и т.д. «, и «линии детер-риторизации», по которым ризома способна образовывать новые формы единства с другими структурами, результатом чего становится «ретерриторизация» как восстановление единства ризомы с включением в нее новых множеств. Таким образом, путем нарушения единства и временной «детерриторизации» ризома лишь увеличивает свою территорию.
4. Принцип «картографии и декалькомании». Ризома способна создавать некоторые ситуативно обусловленные структуры, однако эти структуры крайне нестабильны. Ризома отрицает механизм копирования, калькирования, воспроизводства некоего заданного шаблона. Это «карта» которая не воспроизводит территорию, а конструирует ее, предоставляя множество возможностей выбора. Противостояние кальки и карты — это противостояние закрытого и открытого, статичного и динамического, застывшего и изменчивого, окончательного и обратимого. Калька репродуцирует реальность. Карта, напротив, экспериментирует, вступает с реальностью в отношения противоборства, соревнования, игры.
№ 7 (37)АВГУСТ 2013
дискуссия t
журнал научных публикаций *
Рассматривая социально-коммуникативные процессы самопрезентации в Интернете в контексте модели ризомы, выделим несколько их ключевых особенностей:
1. Структура ризомы представляет набор состояний определенной интенсивности, актуальный именно для данного момента и способный кардинально измениться в ближайшем будущем. Интенсивность определяется количеством участвующих элементов, связей между ними и сигналов, передаваемых по этим связям с определенной скоростью. Успешность самопрезентации субъекта в виртуальном пространстве определяется в первую очередь актуальностью, соответствием информационными тенденциям и «горячим темам», свойственным коммуникационному полю в данный отрезок времени, умением собирать и аккумулировать приоритетную для данных тем информацию и распространять ее по значимым для целей самопрезентации линиям связей.
2. Развитие ризомы представляет собой, во-первых, изменение набора и плотности внутренних связей, а во-вторых, соотношение процессов детерриторизации и ретерриторизации, в результате которых ризома вступает в отношения специфического единства с другими системами и «включает их в себя», одновременно становясь их частью и тем самым восстанавливая единство на новом уровне. Процесс восстановления единства также сопровождается процессами внутреннего переструктурирования. Таким образом, процесс развития через детеррито-ризацию — всегда альянс, отрицающий линейную преемственность и создающий нечто принципиально новое, объединяющее возможности всех участников. В виртуальном пространстве индивид представляет себя прежде всего через соотнесенность с чем-то еще — профессиональной сферой, увлечением, комплексом идей, принадлежностью к определенному сообществу и т.д., — и именно через эту соотнесенность и посредством ее формирует собственный образ. Формирование, развитие и переструктурирование таких отношений соотнесенности в соответствии с актуальными тенденциями информационного поля становятся необходимым условием успешной самопрезентации.
3. У ризомы нет ни начала, ни конца, любая точка всегда представляет собой по-
тенциальную середину, способную распространяться в любую сторону. У ризомы нет ни субъекта, ни объекта, а лишь взаимодействие. У ризомы нет заданного пути, а лишь каналы, возможности, по которым она распространяется. У ризомы нет будущего, лишь настоящее. Технологии Web 2.0 позволяют индивидам образовывать, перестраивать, разрушать и вновь восстанавливать социальные связи на основании информационных отношений — отношения френдин-га, интересов, подписок, принадлежности к различным социальным сетям и пр.
Таким образом, ризоматический характер социально-коммуникативных процессов, реализующихся на базе Интернет-технологий, обуславливает ряд принципиальных отличий виртуальной самопрезентации от «реального» взаимодействия. Интернет-технологии Web 2.0 создают специфические структуры, обуславливающие ризоматиче-ский характер социальной коммуникации. Основным условием эффективности социальной самопрезентации в виртуальном пространстве Интернета становится не содержание коммуникации, а включенность индивида в сетевые структуры социально-коммуникативного взаимодействия и способность успешно выполнять функцию проводника актуальных информационных потоков. Наибольшее значение для эффективной самопрезентации в виртуальном пространстве приобретают такие характеристики, как «принадлежность» (участие в сетях, относящихся к значимым областям социальной жизни), «подключенность» (постоянное поддержание контакта с сетью), и «потоко-вость» (непрерывность поступления актуальной информации). Сетевые информационные структуры, к которым принадлежит тот или иной пользователь, в информационном, коммуникативно-ориентированном обществе способны сказать о человеке больше, чем производимые им тексты и образы. (¡J
1. Емелин В. Глобальная сеть и киберкультура. Ризома и Интернет. [Электронный ресурс]. URL: http://emeline.narod.ru/rhizome.htm (дата обращения: 27.06.2013).
2. Делез Г., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. — Екатеринбург: У-Фактория, 2010. С. 6-45.
3. Там же. С. 14.