Научная статья на тему 'Ризоматические структуры социальной самопрезентации в сетевом виртуальном пространстве'

Ризоматические структуры социальной самопрезентации в сетевом виртуальном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
247
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / СЕТЕВОЕ ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РИЗОМАТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ВИРТУАЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / INTERNET COMMUNICATIONS / NETWORK VIRTUAL SPACE / RHIZOMATIC STRUCTURE OF VIRTUAL SELFPRESENTATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Царева А. В.

Современные Интернет-технологии создают условия для формирования в виртуальном пространстве новых социально-коммуникативных практик, обладающих особой спецификой и отличающихся от соответствующих практик «реального» взаимодействия. В статье рассматриваются особенности социальной самопрезентации в виртуальном пространстве в контексте особой формы сетевых отношений ризомы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Царева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rhizomatic structure of social self-presentation in network virtual space

Modern internet technologies create the conditions for formation of new communicative practices in virtual space, which have peculiar specificity and differ from «real» types of relations. This article has information about specificity of social self-presentation in virtual space in the context of special network relation called rhizoma.

Текст научной работы на тему «Ризоматические структуры социальной самопрезентации в сетевом виртуальном пространстве»

4 ДИСКУССИЯ

^ журнал науч ных пубп ика ци й

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

А. В. Царева, канд. экон. наук, доцент, кафедра социологии культуры и коммуникации, Санкт-Петербургский государственный университет,

г. Санкт-Петербург, Россия, art-comm05@yandex.ru

РИЗОМАТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СЕТЕВОМ ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Являясь одним из феноменов, определяющих характер современной цивилизации, Интернет за сравнительно краткий срок превратился из инструмента узкоспециализированной коммуникации в фактор политической, экономической и социальной жизни глобального значения. Роль Интернета в современном обществе возрастает тем больше, чем более необходимой и общепризнанной становится данная технология для осуществления повседневных действий, социальных практик и коммуникативных процессов, и чем менее сами люди осознают значение подобного воздействия на собственную жизнь. Результатом этого процесса рутинизации становится превращение Интернета в повсеместно распространенный медиум, условие, основание и форму для реализации других технологий. Сегодня можно говорить уже не об интернет-коммуникации как таковой, а о формировании на этом базисе новых, относительно самостоятельных форм массовой и индивидуальной коммуникации — интернет-телевидения, интернет-радио, интернет-журналистики, интернет-торговли и интернет-коммерции, блогосферы, социальных сетей и т.д.

Являясь эффективным дополнением и инструментом реализации различных социальных практик «реальной» повседневной жизни, интернет-технологии постепенно

трансформируют сами практики, добавляя новые смыслы и способы действия.

К числу социальных практик, испытывающих значительное трансформирующее влияние интернет-коммуникации, относятся практики самопрезентации, актуальные в контексте формирования и реализации стратегий индивидуальной деятельности, символического потребления и объективации собственного образа в информационно-коммуникативном поле.

Самопрезентация в виртуальном пространстве объединяет в себе символическое конструирование и символическое воспроизводство человека в процессе коммуникации. Как в рамках социально-психологической теории, так и в областях практико-ори-ентированного знания самопрезентация в первую очередь представляет собой способ коммуникации, направленный на эффективное достижение субъектом определенных целей. Вопросы осознанности, рациональности, контроля, а отчасти и манипуляции в данном виде социального действия выходят на первый план. Самопрезентация представляет собой процесс взаимодействия, в ходе которого рационально мыслящий, волящий и активно действующий субъект осуществляет коммуникацию с другими субъектами посредством обмена, конструирования и интерпретирования смыслов. Самопрезентация является результатом развития навыков

№ 7 (37)АВГУСТ 2013

дискуссия t

журнал научных публикаций *

социальной символизации, это способность управлять собственным коммуникативным образом и тем самым воздействовать на ход и результат коммуникации. Самопрезентация в виртуальном пространстве, осуществляемая с помощью текстовых, образных и мультимедийных средств, добавляет в процесс социальной коммуникации дополнительное измерение — цифровое.

В свете актуального состояния коммуникационных интернет-технологий нами предлагается выделить несколько основных видов самопрезентации в виртуальном пространстве, каждая из которых обладает собственными целями, характеристиками и инструментами:

— коммуникативная самопрезентация в процессе диалоговой и полилоговой коммуникации на различных интернет-ресурсах (форумах, дискуссионных порталах, сетевых группах и т.д.), являющаяся вспомогательным инструментом создания смысловых контекстов и управления контактом и взаимодействием;

— информационная самопрезентация в виде создания «личных информационных профилей» на различных дискуссионных ресурсах (форумах, сообществах, порталах);

— целевая самопрезентация в виде публикации резюме и создания персональных страниц в специализированных базах персональных данных (службы знакомств, поиск работы, профессиональные и коммерческие сети и т.д.);

— целенаправленная самоценная самопрезентация в ходе конструирования персональных веб-страниц (блоги, дневники, жи-

вые журналы, страницы в социальных сетях и т.д.).

Вместе с постепенным внедрением с начала 2000-х технологий, получивших название Web 2.0, началось очередное радикальное изменение в характере виртуальной коммуникации. Новые технологии, ориентированные на создание самоорганизующихся и саморегулирующихся сетевых структур, предоставили пользователям возможность не только потреблять информацию, но и самостоятельно и без посредников производить контент, а также целенаправленно формировать множество информационных и социальных связей. Структуры таких связей в дальнейшем оказывают детерминирующее воздействие на характер социальной коммуникации в виртуальном пространстве.

Специфика процессов сетевой самоорганизации социально-коммуникативных процессов в виртуальном пространстве может быть описана с помощью метафоры ризомы.

Заимствованный из ботаники термин «ризома», означающий особое строение корневой системы, адаптирован к социальному контексту во втором томе работы Жиля Делеза и Феликса Гваттари «Капитализм и шизофрения» — «Тысяча плато» (1980) (предисловие к данной книге, где наиболее четко описывается данный термин, появилось в виде отдельной работы несколько раньше — в 1976 г.). Ризоматическая система не нуждается в центральном стержне, ее структура нестабильна и постоянно меняется, новые отростки непрерывно рождаются, переплетаются между собой, умирают и снова ре-

4 ДИСКУССИЯ

^ журнал науч ных пубп ика ци й

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

генерируют1. Ризома с ее множественно -стью, непредсказуемостью, децентрирован-ностью, отрицанием иерархии и симметрии наилучшим образом подходит в качестве метафоры самоорганизующегося сетевого общества и инструмента описания его проявлений (анализ ризоматических проявлений информационного общества, в частности Интернета, см., напр. Емелин В.).

Следуя логике Делеза и Гваттари, ризома как модель описания того или иного явления предполагает соблюдение ряда принципов2:

1. Принцип «соединения и неоднородности». Любая точка ризомы стремится присоединиться к любой другой ее точке. В отличие от обычного корня, обладающего предзаданной структурой и последовательностью роста, ризома распространяется, заполняя пустоты, растет вширь и наращивает плотность внутренних связей, используя существующие условия и возможности.

2. Принцип «множественности». В ри-зоматическом единстве элементы теряют самотождественность и автономность, становятся обусловлены и детерминированы воздействием сети связей и отношений, в которые они включены. «У множества нет ни субъекта, ни объекта, есть только определения, величины, измерения, способные расти лишь тогда, когда множество меняет свою природу»3. В этом смысле ри-зома представляет собой сеть «нервных волокон», где отдельный элемент ценен в первую очередь включенностью в сеть эффективной передачи сигналов.

3. Принцип «а-означающего разрыва». Разрыв связей и внутренней целостности ризомы означает возможность нового роста — разомкнутые линии связей образуют новые связи и способны присоединять либо образовывать новые множества. Ризома включает в себя два вида границ, по которым и осуществляется разрыв как возможность развития: «линии сегментарности», по которым она стратифицирована, организована, означена, атрибутирована и т.д. «, и «линии детер-риторизации», по которым ризома способна образовывать новые формы единства с другими структурами, результатом чего становится «ретерриторизация» как восстановление единства ризомы с включением в нее новых множеств. Таким образом, путем нарушения единства и временной «детерриторизации» ризома лишь увеличивает свою территорию.

4. Принцип «картографии и декалькомании». Ризома способна создавать некоторые ситуативно обусловленные структуры, однако эти структуры крайне нестабильны. Ризома отрицает механизм копирования, калькирования, воспроизводства некоего заданного шаблона. Это «карта» которая не воспроизводит территорию, а конструирует ее, предоставляя множество возможностей выбора. Противостояние кальки и карты — это противостояние закрытого и открытого, статичного и динамического, застывшего и изменчивого, окончательного и обратимого. Калька репродуцирует реальность. Карта, напротив, экспериментирует, вступает с реальностью в отношения противоборства, соревнования, игры.

№ 7 (37)АВГУСТ 2013

дискуссия t

журнал научных публикаций *

Рассматривая социально-коммуникативные процессы самопрезентации в Интернете в контексте модели ризомы, выделим несколько их ключевых особенностей:

1. Структура ризомы представляет набор состояний определенной интенсивности, актуальный именно для данного момента и способный кардинально измениться в ближайшем будущем. Интенсивность определяется количеством участвующих элементов, связей между ними и сигналов, передаваемых по этим связям с определенной скоростью. Успешность самопрезентации субъекта в виртуальном пространстве определяется в первую очередь актуальностью, соответствием информационными тенденциям и «горячим темам», свойственным коммуникационному полю в данный отрезок времени, умением собирать и аккумулировать приоритетную для данных тем информацию и распространять ее по значимым для целей самопрезентации линиям связей.

2. Развитие ризомы представляет собой, во-первых, изменение набора и плотности внутренних связей, а во-вторых, соотношение процессов детерриторизации и ретерриторизации, в результате которых ризома вступает в отношения специфического единства с другими системами и «включает их в себя», одновременно становясь их частью и тем самым восстанавливая единство на новом уровне. Процесс восстановления единства также сопровождается процессами внутреннего переструктурирования. Таким образом, процесс развития через детеррито-ризацию — всегда альянс, отрицающий линейную преемственность и создающий нечто принципиально новое, объединяющее возможности всех участников. В виртуальном пространстве индивид представляет себя прежде всего через соотнесенность с чем-то еще — профессиональной сферой, увлечением, комплексом идей, принадлежностью к определенному сообществу и т.д., — и именно через эту соотнесенность и посредством ее формирует собственный образ. Формирование, развитие и переструктурирование таких отношений соотнесенности в соответствии с актуальными тенденциями информационного поля становятся необходимым условием успешной самопрезентации.

3. У ризомы нет ни начала, ни конца, любая точка всегда представляет собой по-

тенциальную середину, способную распространяться в любую сторону. У ризомы нет ни субъекта, ни объекта, а лишь взаимодействие. У ризомы нет заданного пути, а лишь каналы, возможности, по которым она распространяется. У ризомы нет будущего, лишь настоящее. Технологии Web 2.0 позволяют индивидам образовывать, перестраивать, разрушать и вновь восстанавливать социальные связи на основании информационных отношений — отношения френдин-га, интересов, подписок, принадлежности к различным социальным сетям и пр.

Таким образом, ризоматический характер социально-коммуникативных процессов, реализующихся на базе Интернет-технологий, обуславливает ряд принципиальных отличий виртуальной самопрезентации от «реального» взаимодействия. Интернет-технологии Web 2.0 создают специфические структуры, обуславливающие ризоматиче-ский характер социальной коммуникации. Основным условием эффективности социальной самопрезентации в виртуальном пространстве Интернета становится не содержание коммуникации, а включенность индивида в сетевые структуры социально-коммуникативного взаимодействия и способность успешно выполнять функцию проводника актуальных информационных потоков. Наибольшее значение для эффективной самопрезентации в виртуальном пространстве приобретают такие характеристики, как «принадлежность» (участие в сетях, относящихся к значимым областям социальной жизни), «подключенность» (постоянное поддержание контакта с сетью), и «потоко-вость» (непрерывность поступления актуальной информации). Сетевые информационные структуры, к которым принадлежит тот или иной пользователь, в информационном, коммуникативно-ориентированном обществе способны сказать о человеке больше, чем производимые им тексты и образы. (¡J

1. Емелин В. Глобальная сеть и киберкультура. Ризома и Интернет. [Электронный ресурс]. URL: http://emeline.narod.ru/rhizome.htm (дата обращения: 27.06.2013).

2. Делез Г., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. — Екатеринбург: У-Фактория, 2010. С. 6-45.

3. Там же. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.