Научная статья на тему 'Роль социальных сетей в становлении нового пространства коммуникаций современной России[1]'

Роль социальных сетей в становлении нового пространства коммуникаций современной России[1] Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1480
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / NETWORK SOCIETY / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / NETWORK COMMUNICATION / РИЗОМА / RHIZOME / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ИНТЕРНЕТ / INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Курочкин Александр Вячеславович, Шерстобитов Александр Сергеевич

Статья посвящена анализу роли и места социальных медиа в становлении нового коммуникационного пространства России. Методологическим основанием анализа стала концепция сетевого общества, предложенная М. Кастельсом, которая объясняет экспоненциальный рост количества и разнообразие социальных сетей в современном мире. Авторы делают акцент на анализе перспектив развития и сравнительном анализе различных социальных сетей в РФ и приходят к выводу о значительной трансформации процесса коммуникации и постепенном формировании нового типа мышления сетевого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Курочкин Александр Вячеславович, Шерстобитов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социальных сетей в становлении нового пространства коммуникаций современной России[1]»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

The role of social networks in the emergence of new space of communication

in modern Russia Kurochkin A.1, Sherstobitov A.2 Роль социальных сетей в становлении нового пространства коммуникаций современной России1 Курочкин А. В.1, Шерстобитов А. С.2

'Курочкин Александр Вячеславович /Kurochkin Alexander — доктор политических наук, профессор, кафедра российской политики, факультет политологии;

2Шерстобитов Александр Сергеевич / Sherstobitov Alexander — кандидат политических наук, доцент,

кафедра политического управления, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена анализу роли и места социальных медиа в становлении нового коммуникационного пространства России. Методологическим основанием анализа стала концепция сетевого общества, предложенная М. Кастельсом, которая объясняет экспоненциальный рост количества и разнообразие социальных сетей в современном мире. Авторы делают акцент на анализе перспектив развития и сравнительном анализе различных социальных сетей в РФ и приходят к выводу о значительной трансформации процесса коммуникации и постепенном формировании нового типа мышления - сетевого. Abstract: the article is devoted to analysis of the role of social media in the development of new communication space of Russia. The methodological basis of the analysis is the concept of the network society proposed by M. Castells, which explains the exponential growth in the number and diversity of social networks in the modern world. The authors focus on the prospects of development and comparative analysis of different social networks in Russia and come to the conclusion about a significant transformation of the communication process and formation of a new type of thinking - networking.

Ключевые слова: сетевое общество, сетевая коммуникация, ризома, социальные сети, интернет.

Keywords: network society, network communication, rhizome, social networks, internet.

Современную систему массовых коммуникаций невозможно сегодня представить без социальных сетей и других интернет-сервисов, обеспечивающих практически мгновенную передачу информации на любые расстояния и существенно упрощающих процесс ее обработки. Исключительный динамизм коммуникаций в условиях сетевого общества изменил не только наши представления о структуре информационного обмена, но и о времени и пространстве в целом. Ряд отечественных авторов на этом основании выдвигают идею о возникновении нового феномена - сетевого мышления, определяемого как: «как специфический способ познания новой пространственно-временной информационно-цифровой реальности» [4, с. 62], в рамках которого «традиционное представление о пространстве как об абстрактном расстоянии, т.е. через призму способности предмета преодолеть его за определенный отрезок времени, не может быть в сетевом контексте направляющим ориентиром, поскольку в современном контексте социальных перемещений сменились оси координат» [6, с. 58].

Таким образом, переформатирование потока социальных коммуникаций, обеспечиваемое сверхбыстрым технологическим развитием меняет наши представления о мире в целом. Оригинальной и вполне обоснованной представляется в этой связи идея известного современного социолога Мануэля Кастельса о становлении нового пространства -«пространства потоков», заменяющего статичное «пространство мест»: «Наше общество построено вокруг потоков: капитала, информации, технологий, организационного взаимодействия, изображений, звуков и символов. Потоки есть не просто один из элементов социальной организации, они являются выражением процессов, доминирующих в нашей

1 Публикация подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект 16-18-10125 «Кривое зеркало» конфликта: роль сетевых дискуссий в репрезентации и динамике ^геополитических конфликтов в

России и за рубежом».

экономической, политической и символической жизни... Новая пространственная форма, характерная для социальных практик, которые доминируют в сетевом обществе и формируют его: пространство потоков. Пространство потоков есть материальная организация социальных практик, которые доминируют в сетевом обществе и формируют его» [3, с. 64].

В результате формирования «пространства потоков» возрастает не только динамизм различного рода обменов, но и их сложность, непредсказуемость развития. Линейное и сравнительно просто организованное социальное «пространство мест» оказалось разорванным и спутанным. Его символический образ - «ризома» (неупорядоченная, неиерархичная, нелинейно развивающаяся структура) был предложен французскими постструктуралистами Ж. Делезом и Ф. Гваттари еще в 1976 г.

«Ризома» сегодня рассматривается в социальных науках как постмодернистский символ современного общества в целом, обозначающий запутанный, мочковатый корень, состоящий из множества переплетенных волосков, она «вторгается в чужие эволюционные цепочки и образует «поперечные связи» между «дивергентными» линиями развития. она порождает несистемные и неожиданные различия, она разделяет и прерывает эти цепочки, бросает их и связывает, одновременно все дифференцирует и систематизирует» [2, с. 99]. Делез и Гваттари сформулировали принципы ризоматической структуры или «свойства ризомы», соответствующие основным чертам современного сетевого общества. Это - принципы сцепления и гетерогенности, принципы множественности и незначающего разрыва и, наконец, принципы картографии и декалькомании [5].

В конечном итоге, «ризома» как метафорический образ современности включает в себя такие отличительные признаки сетевого общества как децентрированность, неиерархичность социальной структуры, множественность коммуникационных каналов, постоянно меняющих свою конфигурацию, открытость внешней среде.

Поэтому закономерно, что новое ризоматическое пространство коммуникаций стало плодотворной питательной средой для развития сетевых структур как в онлайн, так и в оффлайн пространстве.

Разумеется, современная Россия не оказывается в стороне от происходящих глобальных трансформаций. Проникновение и развитие социальных медиа, их встраивание в общую систему коммуникаций происходило в РФ достаточно динамично.

Популярность социальных сетей в РФ, быстрые темпы их развития с одной стороны объясняется универсальными для многих государств причинами:

1. Размыванием социальных различий и ограничений, делающим возможным ведение дискуссии представителями различных социальных слоев на равных.

2. Креативным характером сетевой коммуникации, позволяющим участникам демонстрировать собственные творческие возможности, не испытывая особых ресурсных ограничений.

3. Особой сетевой культурой общения, которая формируется из множества субкультур микрогрупп, каждая из которых может существенно отличаться от общепринятой шкалы ценностей.

4. Широкими возможностями визуализации контента, делающей информацию более доступной для широкого круга пользователей и в значительной мере способствующей дальнейшему росту их числа.

5. Компенсаторным эффектом, повышающим самооценку пользователей и создающим у него впечатление активной социальной жизни (измеряется в количестве виртуальных друзей, лайков, подписчиков и пр.). В значительной степени сети стали новым виртуальным социальным лифтом для многих интернет-пользователей, что повлияло на реальную социальную структуру и создало предпосылки для новой системы статусов.

С другой стороны, можно выделить и специфические факторы, определяющие популярность социальных сетей в России. К ним, в частности, следует отнести недостаток информации в традиционных СМИ и высокий уровень недоверия к ней у наиболее политически и граждански активной части общества.

Этот фактор определяет особое место социальных сетей в формировании политической повестки дня современной России, где они выполняют не только коммуникационную, но и в значительной степени мобилизационную функцию.

Рассмотрим подробнее вопрос о месте социальных медиа в коммуникативном пространстве России. Особый акцент будет сделан на роли социальных сетей как средстве публичной коммуникации и эффективном инструменте влияния на процесс формирования общественного мнения.

По данным опросов ФОМ, в январе 2014 г. социальными сетями в России пользовались 45% граждан в возрасте старше 18 лет. Всего интернет-пользователей в России насчитывалось на тот момент 62% (более 71,7 млн человек). Таким образом, социальными сетями пользовались в 2014-2015 гг. не менее 80% общей аудитории интернета в РФ [7]. По данным ФОМ, на конец лета 2016 года количество пользователей Интернета в России выросло до 68%, а количество пользователей социальных сетей в возрасте до 24 лет достигло предельных показателей в 97%. При этом, несколько раз в день в социальные сети заходят не менее 37% опрошенных россиян, один раз - 29%. Таким образом, совокупная доля ежедневных пользователей составляет не менее 66% от общего количества зарегистрированных пользователей [7].

Важно отметить, что российские пользователи демонстрируют достаточно высокую активность. Так, по данным Brand Analytics (декабрь 2015 г.), совокупное количество сообщений, размещенных в месяц во всех русскоязычных социальных сетях, составило примерно 588 млн, а их авторами стали 37 млн пользователей [9].

По популярности и активности пользователей они могут быть дифференцированы следующим образом.

Наиболее популярной в течение последних 5-7 лет в России и на Украине неизменно остается социальная сеть «ВКонтакте», созданная в 2006 г. Ее популярность объясняется изначальным расчетом именно на русскоязычную аудиторию и умелой раскруткой бренда в условиях дефицита возможностей присоединяться к зарубежным социальным сетям в период их становления. Сегодня сеть «ВКонтакте», так же как и «Мой круг», принадлежит Mail.RU Group. В начале 2014 г. ежемесячная аудитория сети (совокупность всех посетителей) составила более 60 млн человек [10]. Среди них количество активных авторов составило почти 18 млн человек, а общее количество публикаций за февраль 2014 г. превысило 208 млн. В 2015 г. публикационная активность «ВКонтакте» возросла до 280 млн публикаций в месяц [8]. Половозрастная структура сети «ВКонтакте» выглядела в 2014 г. следующим образом:

Количество мужчин-пользователей - 46,7%, женщин - 53,3%, что в принципе соответствует общему тренду превышения количества пользователей социальных сетей женского пола над мужским [9].

В региональном разрезе наибольшую активность в сети «ВКонтакте» проявляли жители Москвы, Санкт-Петербурга, а также жители Северо-западного региона РФ (республики Карелия, Мурманской и Калининградской областей), наименьшую - жители республик Кавказа (Дагестан, Чеченская республика и республика Ингушетия).

На втором месте по общему количеству ежемесячной аудитории в 2014 - 2016 гг. располагалась сеть «Одноклассники», созданная еще в 2006 г. как русскоязычный аналог популярного на Западе ресурса «Classmates». Ежемесячная аудитория составила около 43 млн пользователей. В 2015 г. она снизилась до 31,5 млн, количество активных пользователей среди них составило чуть более 1 млн 100 тыс. Данная сеть, так же как и «Мой круг», имеет достаточно заметное преобладание женской аудитории. Количество пользователей-женщин достигло в 2015г. почти 70% от общего количества пользователей [9].

Третье место по количеству ежемесячной аудитории в РФ и первое среди зарубежных, глобальных социальных сетей заняла сеть «Facebook» (ежемесячная аудитория в России -21,7 млн пользователей), запустившая свой русскоязычный интерфейс еще в 2008 г. Основными возрастными группами, использующими «Facebook» в РФ, стали: 25 - 34 года -35,3% авторов и 35 - 44 года - 32,6% авторов. Т.о. данная социальная сеть в России пользуется преимущественным вниманием со стороны средневозрастной категории пользователей, большинство среди которых составляют женщины (58% против 42% мужчин). Соотношение активных пользователей «Facebook» к общему числу ежемесячной аудитории достаточно велико - 1,4 млн к 21,7 млн, что превышает аналогичное соотношение этих показателей в сетях «Мой мир» и «Одноклассники», но уступает «Твиттеру», «ВКонтакте» и «Instagram» [10].

На четвертом месте в РФ по совокупному количеству ежемесячной аудитории -16,6 млн пользователей (данные TNS Web Index на ноябрь 2015 г.) расположилась сеть «Мой мир», созданная в мае 2007 г. российской Mail.Ru Group, с целью объединения контента и продвижения почтового сервиса mail.ru. Несмотря на то, что в данной сети насчитывалось в 2014 г. почти 2,5 млн. активных пользователей, они в совокупности разместили за февраль 2014 г. чуть больше 41 млн сообщений, что в 5,5 раза меньше, чем в «Твиттере» и «ВКонтакте». В течение 2015 г. эта тенденция сохранилась и количество активных авторов «Моего мира» сократилось до 829 тыс. человек. Данная социальная сеть отличается преобладанием женской аудитории (63% против 37% мужчин в 2014 г.; в 2015 г. тенденция сохранилась, хотя количество женщин-пользователей несколько сократилось - 58,2% против 41,8%) [9].

Пятое место в России, по данным о количестве пользователей на конец 2015 г., занимает сеть «Instagram». Это достаточно молодой (запущен в США в 2010 г., как приложение на App Store) и специфический ресурс, изначально созданный для обмена фотографиями и короткими видеороликами. Поскольку он интегрирован со многими социальными сетями, то включает многие их наиболее удачные элементы (такие, например, как хэштэги). Несмотря на столь узкий функционал сети, ее популярность неизменно растет и она становиться значимым информационно-коммуникационным ресурсом, что можно объяснить широким распространением среди молодежной аудитории т.н. клипового мышления. С точки зрения соотношения ежемесячной аудитории к числу активных авторов «Instagram» неизменно лидирует (12,3 млн пользователей к 10,7 млн авторов, которые размещают в сети ежемесячно более 77 млн сообщений [9].

Другой отличительной характеристикой данного ресурса является крайне неравномерное распределение пользователей по полу. «Instagram» наиболее «женская» социальная сеть, в которой на 23% пользователей-мужчин приходится 77% пользователей-женщин, что объяснимо достаточно просто реализуемыми возможностями размещения и обмена фото и видеоинформацией [10].

Социальная сеть «Твиттер», запустившая русскоязычный интерфейс в апреле 2011 г., по количеству пользователей не столь популярна в РФ как «ВКонтакте» или «Одноклассники». Так, по количеству активных пользователей данный ресурс уступал в начале 2014 г. «ВКонтакте» более чем в 10 раз, но по параметру пользовательской активности (количества публичных сообщений) он их значительно превосходит, что легко объясняется спецификой самой сети, созданной для активного информационного обмена. По данным компании Brand Analytics в феврале 2014 г. количество публичных сообщений в сети «Твиттер» достигло более чем 247 млн в месяц, в то время как у его ближайшего «преследователя» «ВКонтакте» всего чуть более 208 млн [10]. Однако в 2015 г. стала заметна тенденция сокращения активной аудитории «Твиттер». Общее число активных пользователей составило чуть более 1 млн, а количество сообщений, размещаемых ими в месяц - примерно 94 млн [9].

Количество мужчин-пользователей «Твиттера» составляло в 2014 г. - 46,9%, женщин, соответственно, 53,1%, что практически совпадает с половой структурой аудитории «ВКонтакте» и соответствует общему тренду распределения по всем социальным сетям. Однако, в 2015 г. тенденция несколько изменилась и количество мужчин-пользователей «Твиттера» превысило количество женщин (51,6% против 49,4%) [9].

В региональном разрезе лидеры и аутсайдеры по количеству активных пользователей «Твиттер» практически те же, что и в случае с сетью «ВКонтакте»: Санкт-Петербург, Москва, Калининградская область - в лидерах, республики Северного Кавказа - явные аутсайдеры.

К основным выводам, следующим из краткого анализа динамики развития в РФ социальных сетей в 2014-2016 гг., можно отнести следующие.

Во-первых, своего естественного предела достиг рост молодежной аудитории социальных сетей (начиная уже с 14-15 лет) и последующее увеличение количества пользователей может произойти за счет старшего поколения (старше 60-65 лет), что потребует внедрения специальных образовательных и мотивационных инструментов.

Во-вторых, анализ развития в России зарубежных социальных сетей показывает их значительно более заметную, нежели у российских аналогов, сегментацию. Так существенно растет за счет кросспостинга аудитория авторов в «Instagram», при стабильно высокой доле пользователей-женщин. Некоторый рост активных пользователей демонстрирует «Facebook», однако этот рост относится преимущественно к сфере деловых (профессиональных и бизнес-контактов), а также сообщениям и комментариям на острые политические и социальные темы. «Твиттер», напротив, постепенно теряет свою популярность у российской аудитории, хотя количество активных пользователей и сообщений в целом сокращается не столь значительно.

В-третьих, острая конкуренция между сетями (в целом охватившими уже практически всю молодежную аудиторию) требует постоянных новаций, что неизбежно должно привести к кардинальной трансформации медиасферы в ближайшие годы, ее постоянного технологического обновления. Точкой роста здесь должно стать развитие сетей, как инструментов гражданской, политической и творческой мобилизации пользователей в реальном, а не виртуальном мире.

Литература

1. ДелезЖ., Гваттари Ф. Ризома: тысяча плато // Восток, 2005. № 11/12.

2. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. Под науч. ред. О. И. Шкаратана. М., 2000.

4. Курбатов В. И. Виртуальная коммуникация, виртуальное сетевое мышление и виртуальный язык // Гуманитарий Юга России, 2013. № 4. С. 56-68.

5. Курочкин А. В. Политика в условиях сетевого общества: новая структура и содержание // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2011. № 3 (9): в 3-х ч. Ч. II. C. 113-117.

6. Назарчук А. В. Социальное время и социальное пространство в условиях сетевого общества // Вопросы философии. № 9, 2012. С. 56-67.

7. ФОМ. Интернет в России: динамика проникновения. Лето-2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fom.ru/SMt-i-internet/13021/ (дата обращения: 20.10.2016).

8. ФОМ. Онлайн-практики россиян: социальные сети. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/12495/ (дата обращения: 20.10.2016).

9. Социальные сети в России. Зима 2015-2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hr-media.ru/wpcontent/uploads/2016/01/social_network_russia_winter_2015_2016 .pdf/ (дата обращения: 20.10.2016).

10. Web Index Report 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tns-global.ru/services/media/mediaaudience/internet/information/?arrFilter_pf%5BYEAR%5D=2014 &set_filter=%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C&set _filter=Y/ (дата обращения: 20.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.