Научная статья на тему 'RIVOJLANAYOTGAN XISSIY CHARCHASHDA O`QITUVCHILARNING STRESSGA CHIDAMLILIGINI OPTIMALLASHTIRISH'

RIVOJLANAYOTGAN XISSIY CHARCHASHDA O`QITUVCHILARNING STRESSGA CHIDAMLILIGINI OPTIMALLASHTIRISH Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
stress bosqichi / stress bosqichi / o'qituvchining stress bosqichining og'irligi / stressga qarshilik darajasi / hissiy charchash bosqichi / paydo bo'lgan o'qituvchining charchashi / o'qituvchining shakllangan hissiy charchashi / o'qituvchining stressga chidamliligini optimallashtirish / ta'lim muhitining psixologik xavfsizligi / фаза стресса / стадия стресса / выраженность стадии стресса педагога / уровень стрессоустойчивости / стадия эмоционального выгорания / формирующееся эмоциональное выгорание педагога / сформированное эмоциональное выгорание педагога / оптимизация стрессоустойчивости педагога / психологическая безопасность образовательной среды.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тошматов Бобохон Эгамшукурович

Maqolada zamonaviy o'qituvchilarning stressga chidamliligi va hissiy charchash o'rtasidagi bog'liqlik natijasida yuzaga keladigan kasbiy va shaxsiy xususiyatlari tavsiflanadi. Mualliflar o'rganilayotgan kasbiy va shaxsiy xususiyatlarning mohiyati va ko'rinishlari haqidagi ilmiy g'oyalarni tahlil qiladilar.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ОПТИМИЗАЦИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ С ФОРМИРУЮЩИМСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ

В статье характеризуются профессионально-личностные особенности современных педагогов, возникающие в результате связи между их стрессоустойчивостью и эмоциональным выгоранием. Автор анализирует научные представления о сущности и проявлениях исследуемых профессионально-личностных особенностей

Текст научной работы на тему «RIVOJLANAYOTGAN XISSIY CHARCHASHDA O`QITUVCHILARNING STRESSGA CHIDAMLILIGINI OPTIMALLASHTIRISH»

Тошматов Бобохон Эгамшукурович,

старший преподаватель кафедры «Общая психология» Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами

оптимизация стрессоустойчивости

педагогов с формирующимся

эмоциональным выгоранием

УДК: 159.9

DOI: 10.34920/SO/VOL_2023_ISSUE_8_5

TOSHMATOV B.E. RIVOJLANAYOTGAN XISSIY CHARCHASHDA OQITUVCHILARNING STRESSGA CHIDAMLILIGINI OPTIMALLASHTIRISH

Maqolada zamonaviy o'qituvchilarning stressga chidamliligi va hissiy charchash o'rtasidagi bog'liqlik natijasida yuzaga keladigan kasbiy va shaxsiy xususiyatlari tavsiflanadi. Mualliflar o'rganilayotgan kasbiy va shaxsiy xususiyatlarning mohiyati va ko'rinishlari haqidagi ilmiy g'oyalarni tahlil qiladilar.

Tayanch so'z va tushunchalar: stress bosqichi; stress bosqichi; o'qituvchining stress bosqichining og'irligi; stressga qarshilik darajasi; hissiy charchash bosqichi; paydo bo'lgan o'qituvchining charchashi; o'qituvchining shakllangan hissiy charchashi; o'qituvchining stressga chidamliligini optimallashtirish; ta'lim muhitining psixologik xavfsizligi.

ГОШМАТОВ Б.Э. ОПТИМИЗАЦИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ С ФОРМИРУЮЩИМСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ

В статье характеризуются профессионально-личностные особенности современных педагогов, возникающие в результате связи между их стрессоустойчивостью и эмоциональным выгоранием. Автор анализирует научные представления о сущности и проявлениях исследуемых профессионально-личностных особенностей.

Ключевые слова и понятия: фаза стресса; стадия стресса; выраженность стадии стресса педагога; уровень стрессоустойчивости; стадия эмоционального выгорания; формирующееся эмоциональное выгорание педагога; сформированное эмоциональное выгорание педагога; оптимизация стрессоустойчивости педагога; психологическая безопасность образовательной среды.

TOSHMATOV B.E. STRESS RESISTANCE OF TEACHERS WITH EMERGING EMOTIONAL BURNOUT

The article characterizes the professional and personal characteristics of modern teachers that arise as a result of the connection between their resistance to stress and emotional burnout. The authors analyze scientific ideas about the essence and manifestations of the studied professional and personal characteristics.

Key words and concepts: stress phase; stress stage; the severity of the teacher's stress stage; level of resistance to stress; stage of emotional exhaustion; emerging teacher burnout; emotional exhaustion of the teacher; optimization of the teacher's resistance to stress; psychological safety of the educational environment.

Введение.

На современном этапе реализации национального проекта «Образование» происходит переосмысление вопросов, связанных с ролью педагога в качественном осуществлении намеченных инноваций, поэтому повышается интерес к исследованию личностных ресурсов, обеспечивающих психическое здоровье педагога, его профессиональное долголетие и успешность педагогической деятельности. Интенсификация труда современного педагога вызвано разными причинами: необходимостью оперативного освоения и внедрения в образовательный процесс современных технологий; опережающего развития готовности к личностному взаимодействию и качественному образованию представителей «цифрового поколения»; приобщения к решению проблем обучающихся их родителей (многие из которых заняты решением собственных личностных и профессиональных проблем, обеспечением материального благополучия семьи и дистанцируются от выполнения функций воспитания и эмоционально-психологической поддержки взрослеющих детей); заменой ушедших из профессии коллег, нашедших применение своим способностям в более престижных и высокооплачиваемых сферах деятельности и др.

Актуальность темы исследования.

Накапливающееся напряжение и переутомление приводит к значительным психическим перегрузкам, снижает способность педагога справляться с разнообразными стрессовыми ситуациями, приводит к раннему возникновению признаков эмоционального выгорания и их нарастанию. Необходимостью эффективного решения этих проблем вызван повышенный интерес к разным аспектам стрессоустойчиво-сти педагога, обнаруженный в процессе анализа литературы.

Краткий анализ научных источников по теме статьи.

Согласно пониманию многих авторов, стрессоустойчивость свидетельствует об успешности действий человека при возникновении стресса и в процессе его протекания. По утверждению О.О. Гониной и В.Б. Маклако-вой, стрессоустойчивость - это интегративное личностное свойство, которое отражает взаимодействие ряда компонентов эмоциональ-

ной, волевой, интеллектуальной и мотиваци-онной сфер личности, «направленных на преодоление и противодействие стресс-факторам напряженной деятельности»1. Стрессоустойчивость исследована в разных аспектах: Ю.В. Варданян с коллегами охарактеризовала ее в качестве фактора, обеспечивающего психологическую безопасность и способствующего развитию социально-перцептивной компетенции студентов2 и др.

Во многих работах исследуются особенности стрессоустойчивости педагогов. В.П. Жуковский и Н.А. Жуковская понимают под стрессоустойчивостью педагога системное личностное свойство, которое проявляется при необходимости преодоления неблагоприятных факторов среды благодаря наличию «когнитивно-регулятивных способностей для сохранения психологического и физиологического здоровья и обеспечения продуктивности профессиональной деятельности»3. С точки зрения О.Ю. Багадаевой и М.Г. Голубчиковой, можно выделить ряд критериев стрессоустой-чивости педагогов (адаптация к деятельности, мотивация, подход к проблемным ситуациям с позиции необходимости их разрешения, высокая результативность, продуктивность и самореализация в осуществляемой деятельности, характер деятельности и др.), сформирован-ность высокого уровня которых «будет свидетельствовать о стрессоустойчивости, а также о высоком уровне профессионализма педагога»4.

В исследовании В.Г. Белова с коллегами доказано, что при низкой стрессоустойчивости педагогам свойственно «наличие разно-

1 Гонина, О.О. Стрессоустойчивость и коммуникативная агрессивность социальных работников [Текст] / О.О. Гонина, В.Б. Маклакова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2016. - № 4. - С. 25.

2 Варданян, Ю.В. Стрессоустойчивость и психологическая безопасность как факторы развития социально-перцептивной компетенции [Текст] / Ю.В. Варданян, Е.П. Масанова, Т.Г. Былкина // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 3 (23). - С. 12-16.

3 Жуковский, В.П. Стрессоустойчивость педагога: теоретический анализ понятия и направления развития [Текст] / В.П. Жуковский, Н.А. Жуковская // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2015. - № 2. - С. 112.

4 Багадаева О.Ю. Критерии стрессоустойчивости педагога с позиций деятельностного подхода [Текст] / О.Ю. Багадаева, М.Г. Голубчикова // Педагогический имидж. - 2017. - № 4 (37). - С. 132.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

направленных тенденций личности, неустойчивой самооценки, эмоционального дискомфорта, внутреннего напряжения, трудностей адаптации, неуверенности в себе, установки на избегание неудач»1, а в личном профиле этих педагогов обнаружены преобладающие значения показателей пессимизма, эмоциональной лабильности и тревожности, сопровождающиеся наличием низких значений гипомании и импульсивности. В своей работе А.В. Микля-ева и С.А. Безгодова обращают внимание на некоторые личностные причины, приводящие к профессиональным издержкам, когда «молодые педагоги, не имеющие достаточного потенциала стрессоустойчивости, часто склоняются к выбору неэффективных (неконтактных и методических) стилей педагогической деятельности»2. Характеризуя симптомы профессионального стресса учителей разных типов школ, Т.Л. Шабанова с коллегами выявили его связь с признаками эмоционального выгорания в комплексе поведенческих симптомов разных аспектов истощения человека (физического, интеллектуального, эмоционального), которое в основном вызвано хроническим переутомлением: «педагогам общеобразовательных школ в большей степени свойственно эмоциональное истощение; у учителей лицеев в большинстве случаев выгорание проявляется в симптоме деперсонализации учеников и других участников образовательного процесса»3, тогда как у учителей коррекционных школ эти признаки наименее выражены. В работе Ю.В. Варданян и А.А. Парамонова выявлена проблема наличия признаков эмоционального выгорания у значительного количества современных педагогов, нерешенность которой «отрицательно влияет на психологическое здо-

1 Белов В.Г. Психологические корреляты профессиональной стрессоустойчивости педагогов [Текст] / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, С.А. Парфенов, Н.Л. Бояр, О.А. Титова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 360-361.

2 Микляева А.В. Стрессоустойчивость как фактор профессиональной самореализации молодых педагогов [Текст] / А.В. Микляева, С.А. Безгодова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 18. С. 71.

3 Шабанова Т.Л. Специфика симптомов профессио-

нального стресса у учителей разных типов школ [Текст] / Т.Л. Шабанова, Д.Э. Орлянский, А.Б. Павлинова // Пер-

спективы науки и образования. - 2018. - № 4 (34). - С. 249.

ровье самих педагогов, а опосредованно - на эффективность реализуемой педагогической деятельности, качество образования и психологическую безопасность обучающихся»4. В профессионально-педагогической деятельности выделяются причины, которые увеличивают вероятность снижения стрессоустойчи-вости и возникновения эмоционального выгорания. К их числу Ф.Г. Степанов и О.Э. Щукина относят недочеты в распределении профессиональной ответственности (нечеткость, неравномерность, рассогласованность, нездоровое соперничество), идеализацию межличностных отношений из-за мягкости в общении и склонности к сочувствию, т.к. «существуют определенные тенденции во взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и эмоциональной направленности личности»5.

Цель исследования.

На основе анализа научной литературы выявлен возрастающий интерес к разным аспектам проблем стрессоустойчивости и эмоционального выгорания личности. В связи с этим, целью исследования определено изучение стрессоустойчивости педагогов с формирующимся эмоциональным выгоранием, оптимизация которой становится весомым профессионально-личностным ресурсом повышения качества современного образования.

Объектом исследования выбраны педагоги средней школы города Ташкента.

Предметом исследования является особенности проявления синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности преподавателей средней школы.

Методы исследования.

Методы особенности стрессоустойчивости педагогов с формирующимся эмоциональным выгоранием изучены в процессе опытно-экспериментального исследования, в котором приняли участие 60 педагогов средних обще-

4 Варданян Ю.В. Исследование особенностей психологических предпосылок эмоционального выгорания педагога [Текст] / Ю.В. Варданян, А.А. Парамонов // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 5. - Режим доступа: https://mirnauki.com/PDF/34PSMN519.pdf (дата обращения 14.11.2019).

5 Степанов Ф.Г. Профессиональное выгорание и эмоциональная направленность учителя [Текст] / Ф.Г. Степанов, О.Э. Щукина // Евразийское научное объединение. - 2015. - Т. 5. - № 4 (4). - С. 172.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

образовательных школ №№ 128, 163, 181, 232 города Ташкент. Для этого применялись «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко1 и «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» И.А. Усатова2. Для более полной оценки действенности симптомов, которые могут привести к эмоциональному выгоранию педагогов обследованной выборки, проанализируем глубину выраженности у них стадий стресса по данным, полученным с помощью методики диагностики уровня эмоционального выгорания.

Основная часть.

Согласно полученным данным, не сформировавшаяся фаза «напряжение» была диагностирована примерно у четверти педагогов (23,3 %). Для них характерно низкое переживание психотравмирующих факторов, удовлетворенность собой, ощущение спокойствия, приподнятость настроения, активность, уверенность в себе. Эта же фаза в стадии формирования обнаружена примерно у половины педагогов (53,4 %). Им свойственны незначительные признаки переживания психотравмиру-ющих факторов, постоянная смена хорошего и плохого настроения, беспокойства, активности и подавленности. Сформировавшаяся фаза «напряжение» была диагностирована примерно у четверти педагогов (23,3 %). Наиболее выраженный у них симптом в данной фазе

- «неудовлетворенность собой» и «загнанность в клетку». У этих педагогов обнаружено чрезмерное беспокойство, нарастающее раздражение, тревога, переживание психотравмирующих факторов, постоянная неудовлетворенность, недовольство собой, ощущение безысходности, беспокойство и подавленность. Фаза «резистенция» характеризует возможность сопротивления нарастающему стрессу. Не сформировавшаяся фаза «резистенция» была диагностирована у трети педагогов (33,3 %).

Для них характерно адекватное эмоциональное реагирование на психотравмирую-

1 Степанов Ф.Г. Профессиональное выгорание и эмоциональная направленность учителя [Текст] / Ф.Г. Степанов, О.Э. Щукина // Евразийское научное объединение. - 2015. - Т. 5. - № 4 (4). - С. 161-169.

2 Усатов И.А. Авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт».

- 2016. - Т. 11. - С. 681-685. - URL: http://ekoncept. ru/2016/86148.htm (дата обращения 21.10.2019).

щие ситуации, отсутствие экономии в чувствах и эмоциях, позитивная психологическая ответная реакция, расширение рабочих социальных контактов и обязанностей, требующих эмоциональных затрат. Эта же фаза в стадии формирования обнаружена у более половины педагогов (58,3 %). У них преобладает действие по настроению, выборочное эмоциональное реагирование в социальных контактах, их упрощение и сокращение, сдерживание психологической ответной реакции. Сформировавшаяся фаза «резистенция» была определена у менее десятой части педагогов (8,4 %). Наиболее выраженный у них симптом в данной фазе - эмоционально-нравственная дезориентация и расширение сферы экономии эмоций. Им свойственно сокращение социальных контактов и обязанностей, требующих эмоциональных затрат. Третья фаза - «истощение», при которой происходит значительное уменьшение энергетического тонуса и потеря внутреннего психологического потенциала личности. Не сформировавшаяся фаза «истощение» была диагностирована у менее половины педагогов (45 %). Для них характерно отсутствие негативных переживаний, вдохновение от работы и рабочего коллектива, наличие внутреннего заряда сил и энергии. Эта же фаза в стадии формирования выявлена у более трети педагогов (36,7 %). Им свойственны пониженность эмоционального тонуса, снижение работоспособности и жизненной активности; напряжение эмоциональных контактов, сложности адекватного восприятия требований окружающих, проявление безразличия или негативных эмоций. Сформировавшаяся фаза «истощение» была зафиксирована у менее пятой части педагогов (18,3 %). Наиболее выраженный у них симптом в данной фазе - эмоциональный дефицит. У них обнаружено снижение эмоционального тонуса, повышение психической истощаемости, полное исключение эмоций из профессиональной деятельности, обезличен-ность и формальность контактов, частичная утрата интереса к субъекту в процессе общения, психосоматические и психовегетативные нарушения.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

Основные полученные результаты.

Рассмотрим данные оценки стрессоустойчи-вости обследованных педагогов, полученные с помощью использованного теста. Согласно полученным данным, у 10 % педагогов выявлен высокий уровень стрессоустойчивости, который сочетается у 6,67 % из них с отсутствием признаков эмоционального выгорания, а у 3,33 % - с формирующимся эмоциональным выгоранием. Они характеризовались нервно-психической и эмоциональной уравновешенностью, целеустремленностью, широким кругом интересов, устойчивой мотивационно-потребностной сферой, уверенностью в себе, умением рационально распределять время, продолжительно и напряженно работать, адекватно оценивать ситуацию, эффективно реагировать на стрессовые ситуации, извлекать уроки из предложенных жизненных ситуаций, сознательно проводить саморегуляцию действий, восстанавливать свое эмоциональное, физическое и психологическое состояние. У 16,66 % педагогов обнаружен уровень стрессоустойчивости выше среднего, который сочетается у 3,33 % из них с отсутствием признаков эмоционального выгорания, а у 13,33 % - с формирующимся эмоциональным выгоранием. Эти педагоги характеризовались значительной нервно-психической и эмоциональной уравновешенностью (однако присутствовала угроза нервных срывов в чрезвычайных обстоятельствах), устойчивой мотивационно-потребностной сферой, наличием эмоционального опыта, накопленного при преодолении отрицательных влияний проблемных ситуаций, сочетанием умения быстро оценивать ситуацию с медленным реагированием на стрессовые ситуации, трудностями в восстановлении своего состояния (эмоционального, физического и психологического) в чрезвычайных ситуациях. У 35 % педагогов диагностирован средний уровень стрессоустойчивости, который сочетается у 5 % из них с отсутствием признаков эмоционального выгорания, а у 30 % - с формирующимся эмоциональным выгоранием. Для них характерны нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость, угроза нервных срывов при длительном воздействии проблемных обстоятельств, неустойчивая мотивационно-потребностная сфера, фрагментарность эмоционального опыта преодоления

отрицательных влияний проблемных ситуаций, трудности в оценке проблемной ситуации, быстрое реагирование на стрессовые ситуации, трудности в восстановлении своего состояния (эмоционального, физического и психологического). У 38,34 % педагогов выявлен уровень стрессоустойчивости ниже среднего, который сочетается у 1,67 % из них с отсутствием признаков эмоционального выгорания, у 35 % - с формирующимся эмоциональным выгоранием, а у 1,67 % - со сформированным эмоциональным выгоранием (отсутствующим в данной выборке при других уровнях стрессоустой-чивости). Для этих педагогов характерна большая вероятность нервно-психических срывов и эмоциональных всплесков в экстремальных условиях, неустойчивость потребностей и мотивов, частое неадекватное реагирование на проблемную ситуацию, неспособность анализировать ее и эффективно решать, сопоставляя накопленный опыт с экстремальными условиями. Они испытывали значительные трудности при восстановлении своего состояния (эмоционального, физического и психологического). Обсуждение и выводы В процессе обработки эмпирических данных выявлены количественные показатели эмоционального выгорания педагогов по двум параметрам, первый из которых включал оценку выраженность стресса в его разных фазах и стадиях, а второй - оценку уровня стрессоустойчивости на разных стадиях эмоционального выгорания. Анализ данных, полученных при оценке первого параметра, показал, что в целом у менее половины обследованных педагогов не выявлен стресс, в то время как у оставшегося большинства выявлена выраженность стресса в разных фазах и стадиях. В частности, в стадиях формирования или завершенности фаза «напряжение» обнаружена у 76,7 % обследованных педагогов, «резистенция» - у 66,9 %, «истощение» - у 55 %. Анализ эмпирических данных при оценке второго параметра показал, что примерно три четверти от количества обследованных педагогов обладают уровнями стрессоустойчивости ниже среднего и средним, а одна четверть - выше среднего и высоким. Также выявлено, что чем ниже уровень стрес-соустойчивости педагогов, тем меньше среди них доля с несформированным эмоциональным выгоранием и тем больше доля с форми-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2023, 8 (129)

рующимся эмоциональным выгоранием. Эта закономерность также характерна для единичного случая, обнаруженного в данной выборке у педагога с низким уровнем стрессоустойчи-вости и сформировавшимся эмоциональным выгоранием (1,67 %). Таким образом, установлено, что чем ниже уровень стрессоустойчи-вости педагога, тем более вероятны нервно-психические срывы, эмоциональные всплески, неустойчивость мотивов и потребностей, неадекватное реагирование на проблемную ситуацию и поиск путей ее решения, наличие значительных трудностей при попытках восстанавливать свое состояние (эмоциональное, физическое и психологическое).

Конкретные выводы, практические предложения.

1. Учитывая полученные данные, становится очевидным, что эмоциональное выгорание начинает формироваться даже у педагогов с уровнями стрессоустойчивости средним, выше среднего и высоким, что затрудняет их полноценное включение в современные масштабные инновационные изменения и составляет угрозу для психологической безопасности образовательной среды.

2. Для решения этой прогрессирующей проблемы необходима организация многоуровневой и многоаспектной адресной профилактической работы, нацеленной на оптимизацию стрессоустойчивости педагогов с формирующимся эмоциональным выгоранием. Ее основу составляют диагностические сведения об уровне стрессоустойчивости и содержании формирующихся симптомов эмоционального выгорания конкретного педагога, учет которых позволяет выработать адресную программу самовосстановления и обеспечивать индивидуальное или групповое психолого-педагогическое сопровождение процесса ее реализации.

3. Такой подход к оптимизации стрессо-устойчивости педагогов позволяет преодолевать тенденцию формирования их эмоционального выгорания за счет освоения и применения само восстановительных технологий, способствующих активизации профессионально-личностных ресурсов, устранению дестабилизирующего фактора психологической безопасности образовательной среды, сбережению психологического здоровья субъектов образования и позитивному влиянию на качество выполнения современной стратегии модернизации образования.

Использованная литература:

1. Гонина, О.О. Стрессоустойчивость и коммуникативная агрессивность социальных работников [Текст] / О.О. Гонина, В.Б. Маклакова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2016. - № 4. - С. 24-30.

2. Варданян, Ю.В. Стрессоустойчивость и психологическая безопасность как факторы развития социально-перцептивной компетенции [Текст] / Ю.В. Варданян, Е.П. Масанова, Т.Г. Былкина // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 3 (23). - С. 12-16.

3. Кудинов, С.И. Индивидуальные особенности проявления стрессоустойчивости в контексте самоактуализации личности [Текст] / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов, А.В. Михе-ева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2017. - Т. 6. - № 4. - С. 341-348.

4. Лаптева, М.Д. Педагогические приемы формирования умений саморегуляции как компонента профессиональной стрессоустойчивости устного переводчика [Текст] / М.Д. Лаптева, А.О. Павлова // Гуманитарные науки и образование. - 2018. - Т. 9. - № 1 (33). - С. 67-75.

5. Евенко, С.Л. Теоретическая модель стрессоустойчивости сотрудников службы психологической поддержки онкобольных [Текст] / С.Л. Евенко, Е.А. Густова, Л.Б. Поги-бенко // Человеческий капитал. - 2018. - № 11-2 (119). - С. 96-101.

6. Жуковский, В.П. Стрессоустойчивость педагога: теоретический анализ понятия и направления развития [Текст] / В.П. Жуковский, Н.А. Жуковская // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2015. - № 2. - С. 109-114.

7. Багадаева, О.Ю. Критерии стрессоустойчивости педагога с позиций деятельност-ного подхода [Текст] / О.Ю. Багадаева, М.Г. Голубчикова // Педагогический имидж. -2017. - № 4 (37). - С. 129-141.

8. Белов В.Г. Психологические корреляты профессиональной стрессоустойчивости педагогов [Текст] / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, С.А. Парфенов, Н.Л. Бояр, О.А. Титова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 356-361.

9. Микляева А.В. Стрессоустойчивость как фактор профессиональной самореализации молодых педагогов [Текст] / А.В. Микляева, С.А. Безгодова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 18. С. 66-73.

10. Шабанова Т.Л. Специфика симптомов профессионального стресса у учителей разных типов школ [Текст] / Т.Л. Шабанова, Д.Э. Орлянский, А.Б. Павлинова // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 4 (34). - С. 246-250.

11. Варданян Ю.В. Исследование особенностей психологических предпосылок эмоционального выгорания педагога [Текст] / Ю.В. Варданян, А.А. Парамонов // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 5. - Режим доступа: https://mirnauki.com/ PDF/34PSMN519.pdf (дата обращения 14.11.2019).

12. Муминов А.Г. "Empaty in modern conditions: views, factors, manifestations" Журнал: Социальных Исследований, 2021, №4, Р.13-23.

13. Степанов Ф.Г. Профессиональное выгорание и эмоциональная направленность учителя [Текст] / Ф.Г. Степанов, О.Э. Щукина // Евразийское научное объединение. -

2015. - Т. 5. - № 4 (4). - С. 169-172.

14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]: учеб. пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2017. - 672 с.

15. Усатов И.А. Авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -

2016. - Т. 11. - С. 681-685. - URL: http://ekoncept.ru/2016/86148.htm (дата обращения 21.10.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.