Kopylova Olga Yurievna, Molokostova Anna Mihailovna PROFESSIONAL BLAMING OF TEACHERS OF HIGH .
psychological science
УДК 159.9.072.432
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
© 2018
Копылова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии
Молокостова Анна Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Московский гуманитарно-экономический университет (119049, Россия, Москва, Ленинский проспект, 8, стр.16, e-mail: [email protected])
Аннотация. Предметом исследования стала взаимосвязь профессионального выгорания педагогов высшей школы и степени самоактуализации в труде. Наше исследование нацелено на изучение взаимосвязи и уровня профессионального выгорания и воспринимаемого смысла педагогической деятельности. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык со студентами. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Однако длительное действие стресса разрушительно для организма и для психического здоровья личности. Эмпирическое исследование было проведено с помощью методик, направленных на понимание связи степени самоактуализации и профессионального выгорания и стресса педагогов. Обнаружено, что большинство педагогов вуза находятся в стадии напряжения, то есть давление профессиональной сферы для них создает стресс. Почти половина педагогов испытывает состояние истощения, то есть можно говорить, что произошло эмоциональное выгорание. Эмоциональное выгорание на уровне тенденций различно педагогов с разной степенью самоактуализации, однако по сопротивляемости стрессу не обнаружено значимых различий. Также на уровне тенденций различно восприятие стресса у лиц c разной степенью самоактуализации и осознания смысла деятельности.
Ключевые слова: самоактуализация, организационная среда, профессиональное и эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, стрессоустойчивость, сопротивляемость стрессу, физическое здоровье, смысл деятельности.
PROFESSIONAL BLAMING OF TEACHERS OF HIGH SCHOOL AND SELF-REALIZATION
© 2018
Kopylova Olga Yurievna, candidate of psychological sciences, Head of the Department of Psychology Molokostova Anna Mihailovna, candidate of psychological sciences, associate professor of the Department of Psychology Moscow Humanities-Economic University (119049, Russia, Moscow, street Leninsky Prospekt, 8, p. 16, e-mail: [email protected])
Abstract. The subject of the study was the relationship between the professional burnout of higher education teachers and the degree of self-improvement in work. Our research is aimed at studying the relationship and level of professional burnout and the perceived sense of pedagogical activity. Professional communication is also often associated with conflicts about the schedule, excessive control of the administration, overloading with various assignments. It is not always possible to find a common language with students. Many teachers, faced with similar situations, are constantly experiencing great stress of the need to quickly make an answer. However, the long-term effect of stress is destructive for the physical and mental health of the individual. The empirical study was conducted using techniques aimed at understanding the relationship between the degree of self-actualization and the professional burnout of teachers. It is found that most of the university's teachers are in a stage of stress, that is, the pressure of the professional sphere creates stress for them. Almost half of the teachers experience a state of exhaustion, that is, one can say that there has been an emotional burnout. Emotional burnout at the level of trends of different teachers with varying degrees of self-actualization, but there is no significant difference in resistance to stress. Also at the level of trends, there is a different perception of stress in individuals in different degrees of self-actualization and sense of activity.
Keywords: self-actualization, organizational environment, professional and emotional burnout, occupational stress, stress resistance, resistance to stress, physical health, sense of activity.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Проблематика профессионального выгорания привлекает внимание специалистов различных направлений, как психологов и физиологов, так и менеджеров. В исследованиях показано, что длительное воздействие профессионального или организационного стресса приводит к неблагоприятным последствиям. На первых стадиях появляется чувство неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений, затем снижается общая психическая устойчивость организма. Более отдаленными, но неизбежными последствиями становятся соматические заболевания на фоне снижающегося иммунитета. С другой стороны, состояние современного российского общества создает стрессогенную среду, попадая в которую, человек теряет те ресурсы, которые заложила в него природа. Наиболее уязвимыми являются представители помогающих профессий, которые чаще других
испытывают чувство внутренней эмоциональной опустошенности, связанное с постоянными социальными контактами. По степени эмоциональной напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. Противоречием, побудившим нас исследовать тему эмоционального сгорания современных педагогов, является то, что учителя, функцией и обязанностями которых является эффективная социализация подрастающего и молодого поколений, сами не всегда в состоянии справиться с профессиональном стрессом и эмоциональным выгоранием.
В отечественной психологической науке проблема эмоционального выгорания изучалась преимущественно в психологии труда и инженерной психологии. Российские исследователи чаще обсуждали профессиональный стресс, причем в своих работах чаще всего опирались на зарубежные подходы к эмоциональному выгоранию, зачастую неправомерно подменяя понятия
психологические науки
Копылова Ольга Юрьевна, Молокостова Анна Михайловна ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ...
стресса и выгорания [1].
Один из первых и авторитетных российских исследователей выгорания В.В. Бойко дал следующее определение: психическое выгорание - это механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избыточное психотрав-мирующее воздействие [2].
Наиболее изученной является тема, касающаяся профессионального стресса учителей и врачей, как представителей помогающих профессий. Н.В. Мальцева дает такое определение феномена, относящегося к профессии педагога: «Синдром психического выгорания представляет собой сложное структурно-динамическое образование, которое формируется в процессе педагогической деятельности и является негативным эффектом профессионализации» [3].
В.Е. Орел считает, что для описания и исследования эмоционального выгорания нет единой объясняющей концепции. Исследователь выделяет ряд функциональных закономерностей сквозного характера, проявляющихся на всех уровнях организации личности. Применяя методологию психических состояний и свойств, автор формулирует тезис о выгорании как о дезадаптацион-ном феномене. Психическое выгорание характеризуется рядом функций в процессе профессионального становления личности, противоположных по направлению традиционным функциям любого психического явления: антимотивационной, антикогнитивной и дерегуля-тивной [4]. Так выгорание противопоставляется системе личности и системе профессиональной деятельности.
По мнению Е.В. Ермаковой, данное определение методологического статуса выгорания через «антисистему» представляется тупиковым. Автор утверждает, что следует изучать эмоциональное выгорание в разных сферах личности (когнитивной, мотивационной, в отношении человека к работе), обнаруживая связь между выгоранием и уплощением деятельности [5]. Автор предлагает обратиться к димензионному методу В. Франкла, суть которого заключается в том, что объемная фигура, например цилиндрический конусу, дает различные проекции на разные плоскости, и для того чтобы увидеть эту фигуру целостно, необходимо построить общее пространство, связанное с личностным смыслом и системой взглядов самой личности.
Понятие эмоциональная устойчивость, зачастую используемое как синоним понятия «стрессоустойчи-вость» показывает энергетические возможности индивида. Его частными составляющими являются психологическая устойчивость к стрессу, стрессрезистент-ность, фрустрационная толерантность. Исследованием этих конструктов в отечественной науке занимались Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко, Ф.П. Космолинский, В.Л. Марищук и др. [6].
В психологии стрессоустойчивость рассматривается как необходимая характеристика целостного процесса адаптации, в который входит смысловая регуляция деятельности [7].
Таким образом, стрессоустойчивость несводима только к поддержанию определенных состояний, она охватывает сохраняемость процесса в целом. Ее можно рассматривать как процесс и как результат, она наблюдается в динамике и интегрирует личность и ее деятельность в целое.
Целостное понимание выгорания требует обращения к значимости или личностному смыслу деятельности [8]. Д.А. Леонтьев выделяет уровни или подструктуры смыла: личностный смысл, смысловая установка, мотив, смысловая диспозиция, смысловой конструкт и личностные ценности, и рассматривает их в системе функционирования смысловой регуляции жизнедеятельности. Эти шесть структур автор относит к трем уровням организации:
- уровню непосредственно включенных в регуляцию процессов жизнедеятельности и психического отраже-
ния, это личностный смысл и смысловая установка;
- уровню смыслообразующих структур, участие которых в регуляторных процессах опосредовано порождаемыми ими структурами первого уровня, такими как мотив и смысловая диспозиция;
- к высшему уровню относятся личностные ценности, которые выступают устойчивым в масштабе жизни личности источником смыслообразования, автономными по отношению к конкретным ситуациям взаимодействия субъекта с миром [9].
Динамическая смысловая система личности, относящаяся к профессии, включает «жизненный мир» личности. Говоря о ценностях, которые на высшем уровне организуют жизнедеятельность личности, Леонтьев также приводит тезис В. Франкла о том, что потребности побуждают нас, а ценности притягивают, причем ценности воспринимаются как идеалы или ориентиры желательного состояния дел». По мнению Д.А. Леонтьева, ценности выполняют смыслообразующую функцию, а в понимании В. Франкла, через переживание ценностей личность реализует смыслы. Ценности представляют собой возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной. Следовательно, в этом подходе эмоциональное выгорание связано с нереалистичностью жизненных установок, идеализмом и требованиями среды или организации, которые превышают ресурсы индивида, при этом смысл деятельности исчезает из ориентиров в труде.
Необходимо уделять внимание пропаганде ценностей, в том числе здорового образа жизни, и формировать мотивацию к соответствующему поведению. Здоровый образ мыслей способствует самоорганизации мышления, является активной формой убеждения человека в компетентностном подходе при использовании современных средств связи и сети Интернет [10].
Согласно позиции экзистенциального психотерапевта А. Лэнгле, удовлетворение и радость дает истинный смысл, а кажущийся приводит к пустоте. Автор считает, что эмоциональное выгорание считает длительным состоянием истощения, которое влияет на все стороны личности и деятельности. В противоположность осмысленной и реальной жизни, деятельность, происходящая из ложного смысла, не приводит к радости и успеху. Отдых не компенсирует пустоту, как и деятельность религиозная или гуманная, но не затрагивающая смыслов личности не дадут чувства исполненности. Так выгорание происходит не от цели, а исходя из смещенной ценности [11]. В отношении труда педагогов смысл и ценность деятельности смещается в сторону выживания или противостояния давлению организационной среды.
О.Н. Гнездилова изучала школьных учителей и пришла к пониманию того, что инновационная психологическая деятельность педагога является сильнейшим средством, предупреждающим выгорание, так как такая деятельность включает творчество и внутренние ресурсы личности [12; 13].
При всем многообразии подходов и моделей выгорания можно выделить общие моменты для теоретического анализа феномена эмоционального выгорания:
- на субъективном уровне индивид чувствует снижение настроения, мотивации, физического самочувствия, потерю интереса к работе и к результатам профессиональной деятельности;
- объективными проявлениями эмоционального выгорания работника являются снижение работоспособности, снижение стремления к высоким результатам труда, пониженный эмоциональный фон и повышение конфликтности и равнодушия к коллегам и партнерам;
- появление цинизма и обесценивание межличностных отношений как отдельная составляющая эмоционального или профессионального выгорания отражает привыкание к стрессовым нагрузкам. В некоторых профессиях стресс и напряжение определяются большим количеством неглубоких, но эмоционально нагружен-
Kopylova Olga Yurievna, Molokostova Anna Mihailovna psychological
PROFESSIONAL BLAMING OF TEACHERS OF HIGH ... science
ных контактов с другими людьми.
Итак, термины эмоциональное и профессиональное выгорание являются синонимами и четко не разделяются в исследованиях состояний и отношений работников. Эмоциональное выгорание проявляется на внешнем уровне в снижении работоспособности и продуктивности, на субъективном уровне - в снижении самочувствия и субъективного благополучия. Характеристики организационной среды в свою очередь значимы для сохранения продуктивности и здоровья сотрудников, так как усилия и эмоции педагогов направляются либо по пути самоактулизации и исполнения педагогической миссии, либо на борьбу с давлением организационной среды и на совладение со стрессом.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Теоретическая значимость и новизна работы определяется тем, что деятельность педагога высшего учебного заведения связана с целым рядом напряженных ситуаций, обусловленных возрастающим контролем государственных органов, действием ФГОСов и ростом кризисных настроений в обществе. Педагоги, оказавшись лицом к лицу с реформами образования, постоянно сталкиваются с различными, не всегда продуманными нововведениями, с меняющимися требованиями, бесконечными проверками.
Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык со студентами. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Однако длительное действие стресса разрушительно и для организма, и для психического здоровья личности. Следствием повышенной напряженности труда педагога нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления в адрес студентов.
Актуальным представляется изучение взаимосвязи уровня профессионального стресса и уровня самоактуализации, так как осознание и принятие смысла деятельности является механизмом, определяющим физическое и профессиональное здоровье.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Целью исследования являлось изучение личностных особенностей, в частности, степени самоактуализации. Наше исследование было обусловлено тем, что большинство педагогов сообщали о негативном восприятии организационных факторов, связанных со стрессом и давлением, о потере смысла деятельности. Многие педагоги отмечали снижение уровня субъективного благополучия и физического здоровья, то есть можно отметить наличие соматических признаков выгорания.
Выборка исследования - 32 педагога вуза, мужчины и женщины. Все испытуемые имеют высшее образование, проживают в Москве, имеют ученую степень, и в настоящее время имеют нагрузку не менее полной ставки.
Гипотезой исследования стало утверждение, что профессиональное выгорание связано с наличием или отсутствием смысла деятельности, - со степенью самоактуализации.
Мы использовали следующие методики:
- методика изучения эмоционального выгорания В.В. Бойко;
- опросник личностной ориентации Шострома в краткой форме, разработанной Джоунс и Крэндалл;
- шкала самооценки тревоги Цунга;
- методика стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге;
- тест профессионального стресса, предложенный Ю.В. Щербатых. 324
Для исследования выраженности эмоционального выгорания мы воспользовались методикой В.В. Бойко.
Таблица - Результаты исследования эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко.
Про™™ С форыир ованно сть фазы Количество Ответов
Напряжение Пер ежнвание псих о тр авынр ующнх обстоятельств Неудовлетворенность собой Загнанность в клетку сформировалась Фаза формируется Фаза сформировалась б 1S S
Резистенция Неадекватное изоирательное эмоциональное реагирование Эмоционально-нравственная дезориентация Расширение сферы экономии эмоций Редукция профессиональных обязанностей сформировалась Фаза формируется Фаза сформировалась S 15 9
Истощение Эмоциональный дефицит Эмоциональная отстр аненно сть Личностная отстраненность Психосоматические и психовегетативные Фазане сформировалась Фаза формируется Фаза сформировалась 16 11 4
У большинства педагогов эмоциональное выгорание накапливается, происходит сопротивление личности и организма профессиональному стрессу, но в перспективе есть опасность нарастания стресса и перехода к фазе истощения, когда организм не сможет справляться с давлением. Фаза напряжения обнаружена у 26 педагогов, фаза резистенции у 24 педагогов, фаза истощения - у 15 педагогов. Можно обобщить, что действие профессионального стресса испытывают все педагоги, воспринимая его осознанно или бессознательно, профессиональная деятельность педагога однозначно связана со стрессом.
Для того чтобы понять, какие особенности связаны с профессиональным выгоранием или стрессом, мы проведи изучение личностных особенностей педагогов. Так как мы отстаиваем положение, что эмоциональное выгорание связано со степенью самоактуализации, то мы применили опросник личностной ориентации Шострома. Все испытуемые были разделены на три подгруппы по обнаруженной степени самоактуализации, исходя из значений по опроснику Шострома. Мы обнаружили у половины педагогов вуза, 16 человек, низкую степень самоактуализации. Десять человек, что составило 31 %, показали среднюю степень самоактуализации, Лишь 6 человек, 19%, характеризуются высокой степенью самоактуализации.
Далее мы проанализировали данные, полученные по методике самооценки тревоги Цунга у лиц с различной степенью самоактуализации. Среди лиц с высокой степенью самоактуализации (6 человек) 4 человека могут быть отнесены к здоровым испытуемым и 2 человека показывают соматическую патологию; среди 10 человек со средней степенью самоактуализации 3 человека отнесены к здоровым испытуемым, 6 человек отметили соматическую патологию и 1 человек может быть отнесен к тем, кто характеризуется признаками невротического расстройства; среди лиц с низкой степенью самоактуализации (16 человек) 2 педагогов могут быть отнесены к физически здоровым, 8 показывают соматическую патологию и 6 человек сообщают о признаках невротического расстройства. Так в общей группе педагогов, состоящей из 32 человек, 9 человек могут быть отнесены к физически здоровым, 16 человек сообщают о соматических заболеваниях и 7 человек обнаруживают признаки невротического расстройства.
Можно говорить о психосоматических явлениях, когда подавление эмоциональных переживаний и чувств сказывается на соматическом или физическом уровне. Показательно, что это соответствует нашей гипотезе, среди условно здоровых испытуемых нет лиц с низкой степенью самоактуализации. Тот факт, что большинство испытуемых, отметивших наличие соматических патологий, показывают высокую и среднюю степень самоактуализации, может подтверждать, что невротические проявления не приветствуются в педагогической работе, поэтому педагоги, стремясь скрыть отрицательные эмоции, испытывают еще больший стресс. Количество соматических нарушения в работе педагога нарастает, если деятельность ограничивает возможность проявле-
психологические науки
Копылова Ольга Юрьевна, Молокостова Анна Михайловна ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ...
ния отрицательных эмоций, если существует запрет на высказывания своего отношения к руководству и педагогическому процессу, свидетельствующего о значимости событий организации. Возможно, другое объяснение, больше соответствует нашей гипотезе. Педагоги, которые испытывают давление профессионального стресса, переживают меньше отрицательных эмоций в том случае, если осознают смысл деятельности и профессиональный долг в работе.
По результатам использования методики стрессо-устойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге были выделены подгруппы испытуемых с различной сопротивляемостью стрессу. Достаточно сильная сопротивляемость характерна для 6 человек, высокая сопротивляемость - для 7 педагогов, пороговая сопротивляемость - для 13 педагогов, и 6 человек по результатам показали низкую сопротивляемость стрессу.
Наибольшее число испытуемых с низкой сопротивляемостью стрессу отличается низкой степенью самоактуализации. Среди тех, кто показал самую высокую сопротивляемость стрессу также больше тех, кто имеет низкую степень самоактуализации. Среди тех, кто имеет сильную сопротивляемость к стрессу больше лиц с низкой степенью самоактуализации. Испытуемые, обнаружившие пороговую сопротивляемость к стрессу, чаще обнаруживали высокую и среднюю степень самоактуализации.
Можно сделать вывод, что наша гипотеза не подтверждается, то есть сопротивляемость стрессу не связана со степенью самоактуализации. Видимо, сопротивляемость стрессу определяется комплексом биологических или личностных параметров, уточнение выраженности и взаимосвязей которых находится в перспективе наших исследований.
Также мы применили методику исследования восприятия профессионального стресса, предложенную Ю.В. Щербатых, для уточнения того, связан ли стресс с профессиональной деятельностью или с иными, например, личными обстоятельствами. Эта методика включает краткие рекомендации для каждой группы испытуемых, однако мы их здесь не комментируем. По методике профессионального стресса Ю.В. Щербатых среди педагогов с высокой и средней степенью самоактуализации: большая сила стресса отмечается у 7 человек, умеренная сила стресса - у 5 человек, слабая сила стресса - у 2 человек и у 2 педагогов не обнаружено признаков стресса; среди лиц низкой степенью самоактуализации: большая сила стресса отмечается у 4 человек, умеренная сила стресса - у 6 человек, слабая сила стресса - у 2 человек и у 4 педагогов не обнаружено признаков стресса;
Среди тех, кто показал высокую или среднюю степень самоактуализации, большинство испытуемых переживают и воспринимают значительное давление профессионального стресса. Также значительно число испытуемых, воспринимающих умеренное, но значительное давление профессионального стресса. Среди лиц, характеризующихся низкой степенью самоактуализации, самое большое количество тех, кто воспринимает умеренное давление профессионального стресса. Поровну число тех, кто воспринимает сильное давление стресса и не ощущает давление вовсе. Большинство испытуемых с высокой или средней и низкой степенью самоактуализации воспринимают давление сильного или умеренного профессионального стресса. Поровну воспринимают слабый стресс испытуемые с высокой и средней и с низкой степенью самоактуализации. Показательно, что среди лиц с низкой степенью самоактуализации не воспринимает стресс значительно большее количество испытуемых, чем среди тех, кто осознает и реализует собственное предназначение в работе. Вероятно, эти лица имеют другие индивидуальные качества или мотивы жизнедеятельности. Скорее всего, работа не является для них столь значимой сферой, или они недостаточно осознанно, как трактует Ю.В. Щербатых, относятся к
трудностям и проблемам в профессиональной деятельности. Мы не проводили дополнительное исследование их мотивации, поэтому невозможно сделать выводы о том, чем руководствуются педагоги, подвергающие себя организационному стрессу и давлению.
Для проверки значимости полученных данных мы обратились к методам математической статистики. Расчёты выполнены с помощью компьютерной программы SPSS, версии 2.0. Мы произвели расчёт эмпирических значений Н-критерия Крускала-Уоллиса и уровня значимости различий.
Можно сделать вывод о том, что достоверно значимые различия в выборках педагогов с разной степенью самоактуализации по показателям методики «Шкала самооценки тревоги Цунга» не обнаружены. Однако в подгруппах лиц с разным уровнем самоактуализации обнаружены различия на уровне тенденции по показателю здоровья и выраженности патологических и невротических признаков нездоровья (Нэмп =3,87, р<0,14). Вероятно, понимание смысла деятельности способствует снижению чувства тревоги и давления среды, так как автономная деятельность педагога высей школы позволяет личности реализовывать свои личные устремления в работе. Вероятно, вовлеченность в реализацию миссии делает менее значимыми трудности и конфликты, повышает ресурсность организма. Также полученные данные, возможно, обусловлены небольшим объемом выборки. Достоверно значимые различия по показателю методики стрессоустойчивости Холмса и Раге в выборках педагогов с разной степенью самоактуализации также не обнаружены. То есть в подгруппах лиц, отнесенных к здоровым, и к лицам, имеющим различные проявления действия стресса и тревоги, то есть с соматической патологией и невротическими проявлениями, показатели сопротивляемости профессиональному стрессу не различаются.
При статистической обработке значимых различий у педагогов с разной степенью самоактуализации по тесту профессионального стресса Ю.В. Щербатых значимые различия обнаружены лишь на уровне тенденций.
Как мы утверждали ранее, восприятие стресса и его силы не связано с осознанием смысла деятельности и принятия ее целей. Скорее всего, ощущение профессионального стресса и давление среды не различается у лиц, которые реализуется в профессии и те, кто имеет иные мотивы жизнедеятельности. Однако, осознание собственной миссии помогает личности справиться с давлением профессионального и организационного стресса, уменьшает патологические проявления и эмоциональное выгорание.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Мы заключили, что понимание смысла деятельности способствует снижению чувства тревоги и давления среды, так как автономная деятельность педагога высшей школы позволяет личности реализовывать свои личные устремления в работе. Высокая осознанность мотивов и целей деятельности позволяет снизить тревогу, но не уменьшить сознательную оценку стресса, среды и организации. Незначимость профессиональной деятельности снижает восприятие профессионального стресса. Вероятно, эмоциональное выгорание в этом случае менее вероятно и существенно.
Мы можем сделать вывод, что наша гипотеза частично подтвердилась, так как эмоциональные проявления в виде соматических патологий и невротических эмоциональных проявлений выше у тех, кто имеет более низкие показатели самоактуализации. Соматические патологии связаны с тем, что требования профессии педагога связаны с необходимостью овладения собственными эмоциями и чувствами, то есть эмоции оказывают действие на физическом уровне, так как запрет на сильные эмоциональные проявления присутствует в работе педагога.
Видимо, сопротивляемость стрессу определяется
Kopylova Olga Yurievna, Molokostova Anna Mihailovna PROFESSIONAL BLAMING OF TEACHERS OF HIGH .
psychological science
комплексом биологических или личностных параметров, не связана с действием одного параметра или личностной особенности. Скорее всего, в нашем исследовании, сосредоточенном на изучении роли самоактуализации и эмоционального выгорания в профессии не затронуты все стороны личности, которые помогают справиться с давлением профессиональной деятельности и стрессом.
Мы сделали вывод о необходимости продолжения исследования и необходимости увеличить выборку для более точных результатов и выводов.
Несмотря на то, что выборка малочисленна, можно говорить о важности осознания смысла деятельности для сохранения профессионального и физического благополучия. Также полезным будет изучение выделение и описание характеристик организационной среды, наиболее значимых в формировании картины профессионального стресса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других - М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 472 с.
3. Мальцева И.О. Гендерные различия в профессиональной мобильности и сегрегация на рынке труда: опыт российской экономики. — Москва: EERC, 2005. 55 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: // https://www. hse.ru/data/465/349/1234/WP_05-11r.pdf.
4. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М., 2006. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// iknigi.net/avtor-valeriy-orel/92952-sindrom-psihicheskogo-vygoraniya-lichnosti-valeriy-orel/read/page-1.html.
5. Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект)//Культурно-историческая психология. - 2010. - № 1. - С. 27-39.
6. Михеева, А.В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - № 2. - С. 82-87.
7. Молокостова А.М., Молокостова А.А. Высшие устремления и самодерминация профессионального развития // Современные проблемы науки и образования.
- 2014. - № 5.
8. Зинченко В.П. Порождение и метаморфозы смысла: от метафоры к метаформе // Культурно-историческая психология. 2007. № 3.
9. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
10. Копылова О.Ю. Влияние интернета на изменение личности молодого человека // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2014. - № 2.
- С. 39-44.
11. Лэнгле А. Жизнь наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. - Москва: Генезис, 2004.
12. Гнездилова О.Н. Инновационная педагогическая деятельность как фактор предупреждения эмоционального выгорания учителя. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ innovatsionnaya-pedagogicheskaya-deyatelnost-kak-faktor-preduprezhdeniya-emotsionalnogo-vygo#ixzz5FBj0Yv4U.
13. Егорова М. В. Тренинг профилактики эмоционального выгорания для учителей начальных классов инклюзивного образования «Гореть или жить». -[Электронный ресурс] - Ресурсы образования. Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений. - 2012 г. - Режим доступа: http://www. resobr.ru/materials/46/38491/.
Статья поступила в редакцию 23.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018