Научная статья на тему 'Ритуалы, институты и ресурсы: социальные основы трансформации менталитета'

Ритуалы, институты и ресурсы: социальные основы трансформации менталитета Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
512
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
СВЯЗЬ МЕНТАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ РИТУАЛЫ / ГАБИТУСЫ / ФРЕЙМЫ / ИДЕНТИЧНОСТИ / СИМВОЛЫ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЕРАРХИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / РЫНКИ / ТИПЫ РЕСУРСОВ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ И МЕНТАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ / RELATIONSHIP BETWEEN MENTAL AND SOCIAL REALITIES / SOCIAL INSTITUTIONS / INTERACTIVE RITUALS / HABITUS / FRAMES / IDENTITY / SYMBOLS / BEHAVIORS / SOCIAL HIERARCHY / SOCIAL NETWORKS / MARKETS / TYPES OF RESOURCES / REGULARITIES OF SOCIAL AND MENTAL DYNAMICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Розов Николай Сергеевич

Представленный концептуальный аппарат объединяет ментальные и социальные реалии, группы, институты, позиции, ресурсы, интерактивные ритуалы, макро-, мезо-, микро-, ультра-микроуровни социального взаимодействия. Аппарат разработан специально для исследования ментальной динамики (интериоризация символов и фреймов как схем реальности, рефрейминг и т.д.), социальной динамики (изменения определенных групп, институтов, иерархий, сетей, рынков), а также исторической динамики (решающие события, основные процессы и сдвиги типов социальных субъектов). Сформулирован ряд базовых динамических принципов, связывающих ментальные и социальные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rituals, Institutions, and Resources: the Bases for Transformation of Mentality

The presented conceptual apparatus integrates mental and social realities, groups, institutions, positions, resources, and interactive rituals, macro-, meso, micro, and ultra-microlevels of social interaction. The apparatus is elaborated specially to deal with mental dynamics (interiorization of symbols and frames as schemes of reality, reframing, etc.), social dynamics (changes of definite groups, institutions, hierarchies, networks, markets), and historical dynamics (crucial events, core processes, and shifts of types of social entities). Several basic dynamical principles which link mental and social processes are formulated.

Текст научной работы на тему «Ритуалы, институты и ресурсы: социальные основы трансформации менталитета»

ТЕМА НОМЕРА

Н.С. Розов

Ритуалы, институты и ресурсы: социальные основы трансформации менталитета

Представленный концептуальный аппарат объединяет ментальные и социальные реалии, группы, институты, позиции, ресурсы, интерактивные ритуалы, макро-, ме-зо-, микро-, ультра-микро- уровни социального взаимодействия. Аппарат разработан специально для исследования ментальной динамики (интериоризация символов и фреймов как схем реальности, рефрейминг и т.д.), социальной динамики (изменения определенных групп, институтов, иерархий, сетей, рынков), а также исторической динамики (решающие события, основные процессы и сдвиги типов социальных субъектов). Сформулирован ряд базовых динамических принципов, связывающих ментальные и социальные процессы.

Ключевые слова: связь ментального и социального, социальные институты, интерактивные ритуалы, габитусы, фреймы, идентичности, символы, поведенческие стереотипы, социальные иерархии, социальные сети, рынки, типы ресурсов, закономерности социальной и ментальной динамики

Социальное и ментальное — проблема взаимодействия

Ценности и смыслы, идеи и идеалы, убеждения и мировоззрения, национальный характер и менталитет — все эти культурные и ментальные материи, с одной стороны, декларативно объявляются тесно связанными с социальными реалиями, историческим контекстом, общественным бытием, с другой стороны, изучаются в гуманитарных науках в качестве вполне автономного, почти «платонического» мира.

В лучшем случае имеют место спорадические указания на какие-то частные соответствия между культурными и социальными явлениями, причем не названной, но «вечно живой» оказывается ленинская теория отражения. В то же время в современной мировой науке, прежде всего в социологии, антропо-

© Розов Н.С., 2010

логии, политологии накоплен богатый идейный потенциал, почти не используемый в отечественных гуманитарных штудиях.

В данной работе поставлена задача разработки понятийного аппарата для систематического изучения взаимодействий между социальной и ментальной (объединяющей культурное и психическое) сферами, с упором на разнообразие типов, разномасштабность и изменчивость компонентов, на механизмы и закономерности их динамики.

Большинство понятийных аппаратов в социологии и других социальных науках обладают двумя недостатками: они статичны и относятся лишь к частному социальному масштабу (либо про индивидов, либо про группы, либо про организации и институты, либо про слои, сословия, классы, либо про общества и цивилизации). Нам же понадобится сквозная система понятий от ультра- микро- (взаимодействия «здесь и сейчас») к обществу и международным взаимодействиям.

При построении аппарата будем придерживаться следующих правил:

• ключевые понятия строятся как переменные, включающие множество значений, поскольку социальную и историческую динамику составляют именно изменения значений;

• принимаются во внимание все типы взаимодействий в иерархии социальных масштабов: часть воздействует на целое, целое воздействует на часть, части взаимодействуют внутри целого, часть одного целого воздействует на часть другого целого и т.д.

Поведение и габитусы

Социальная динамика (равно как и обобщающая ее историческая динамика) задается человеческим поведением. Главную роль играет поведение сплоченных групп, также значимы формы массового поведения, однако зачастую существенным оказывается поведение отдельных индивидов (властителей, духовных лидеров и т.д.). В поведении удобно выделять практики как стереотипные, повторяющиеся действия, и стратегии как целенаправленные, поступательные ряды действий.

Практики и стратегии настолько разнообразны, что затруднительно выделить инвариантные параметры. В качестве первого приближения зафиксируем следующие:

• направленность на различные типы целей, ценности, ориентиры (далее — символы);

• характер взаимодействия с другими людьми и группами (кооперация, конфликт, обмен, состязание);

• отношение к правилам, ожиданиям охватывающих институтов и сообществ; значимые следствия для них;

• характер получения и использования ресурсов.

Чем определяется поведение индивидов и групп? В психологии и социологии накоплено огромное разнообразие разноречивых ответов на этот

вопрос. Общее согласие достигнуто относительно значимости установок как осознаваемых или неосознаваемых ранее сформированных управляющих психических образований. В современной социологии есть категория, позволяющая комплексировать установки разного рода.

Габитусы (термин П. Бурдье), характерные для разных индивидов, социальных групп и слоев, понимаются здесь как устойчивые комплексы следующих типов установок:

• познавательные установки — фреймы,

• ценностные установки — символы,

• установки самовосприятия — идентичности,

• поведенческие установки — стереотипы практик, принимаемые стратегии.

Фреймы — когнитивные структуры для схематизации опыта, для «определения ситуации» (Дж. Мид, Г. Блумер), т.е. для осмысления явлений социального окружения через подведение происходящего под знакомое и привычное; фреймы обычно не осознаются, а во внешних появлениях варьируют от произнесения общеизвестных максим и поговорок в качестве оснований отношения или действия до словесного истолкования своего или чужого положения и поведения в конкретном случае (М. Минский, Г. Бейтсон, И. Гофман). Динамика задается рефреймингом — когда актуальными, используемыми для осмысления происходящего становятся иные (обычно латентные ранее) фреймы. Так, в социальной и исторической динамике России наиболее значимы смены фреймов относительно следующих сфер отношений:

• государство-власть / индивид-воля,

• долг-служение / успех—благосостояние,

• свои/чужие,

• идеалы/выгода,

• Россия/Запад.

Символы (ментальные) — принимаемые индивидом или группой религиозные, морально-политические и/или идеологические святыни, идеи, идеалы, принципы, ценности (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Коллинз). Обычно символы так или иначе включены во фреймы.

Конкретные сочетания фреймов и символов (они же когнитивные установки, или установки сознания) включают важнейшие для нашей темы мировоззренческие установки, касающиеся отношений к окружающим людям, обществу, стране, государству, политике, жизни и т.д.

Идентичности — это представления человека, группы, сообщества о своем месте в социальном окружении, понятом через тот или иной комплекс фреймов и установок, это принимаемые роли в основных жизненных сферах, а также характер отнесения себя к принимаемым символам (Дж. Мид, Ч. Кули, Э. Эриксон, И. Гофман).

Поведенческие стереотипы — это управляющие психические структуры, тесно связанные с принятыми фреймами, символами, мировоззренческими ус-

тановками и идентичностями, программирующие социальное поведение актора — его повторяющиеся, рутинные практики и целенаправленные, поступательные стратегии, включающие разного рода деятельности (В. Томас, Ф. Знанецкий, Г. Олпорт, Дм. Узнадзе).

В каждом обществе имеется разнообразие габитусов. Однако в этом разнообразии всегда есть инварианты, совокупность которых составляет менталитет. Его можно определить и по-другому.

Менталитет — совокупность наиболее распространенных в диахрон-ном (продолжающемся во многих поколениях) сообществе осознанных или неосознанных фреймов (познавательных схем), символов (святынь, идеалов, ценностей, принципов), а также объединяющих их мировоззренческих установок (эти составляющие далее будем называть ментальными компонентами). Соответственно, можно говорить об этническом менталитете (русском, татарском, еврейском) и о национальном менталитете (российском, британском, французском, американском и т.д.).

Национальный характер — совокупность внешних проявлений национального менталитета, наблюдаемых свойств представителей соответствующей общности, как правило, в сравнении и по контрасту с другими национальными общностями. Национальный характер относится к национальному менталитету примерно как фенотип к генотипу, как культурные артефакты — к ядерным культурным образцам (архетипам), как воспринимаемая непосредственно речь — к реконструируемым базовым структурам языка.

Интерактивные ритуалы — механизм формирования и подкрепления габитусов

В многочисленных концепциях социализации и аккультурации есть непреложная общая истина. В психике человека интериоризуются образцы охватывающего сообщества, его кругов и элементов повседневной жизнедеятельности (семьи, школы, друзей, соседей, коллег, содержания прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и т.д. А что же играет формообразующую роль? В этом пункте мы берем на вооружение две, казалось бы, различные и даже несовместимые концепции: теорию интерактивных ритуалов (традиция Э. Дюркгейма, И. Гофмана, В. Уарнера и Р. Коллинза) и теорию оперант-ного обусловливания (подкрепления) в классической версии Б.Ф. Скиннера.

Речь далее пойдет не о ритуалах как пустых, формальных церемониях, в которых люди участвуют поневоле и которые их никак эмоционально не затрагивают, разве что раздражают. Речь пойдет только о значимых для участников интерактивных ритуалах — всех эмоционально внушительных взаимодействиях между индивидами в ситуациях «здесь и сейчас», в результате которых как раз меняются или подкрепляются элементы габитусов участников: их установки сознания, идентичности и поведенческие стереотипы [1; 2, гл. 1; 6].

Семейный скандал и задушевный разговор с матерью, живое обсуждение событий в кругу сверстников, западающие в душу речи учителей, про-

поведников, политиков, чтение книг и просмотр фильмов, производящих потрясающее впечатление, меняющих взгляд на мир и на самого себя, драматические столкновения на работе с начальством, коллегами, подчиненными, опыт столкновения с государственными структурами: чиновниками, милицией, судом — вот некоторые примеры ритуалов, в ходе которых формируются и трансформируются габитусы участников.

В каждый такой ритуал человек вступает с накопленным багажом ментальных компонентов: фреймов, символов и установок. Либо реально, либо в воображении он опробует себя, приняв ту или иную идентичность, реализовав ту или иную поведенческую модель. Кроме того, вступая в ситуацию ритуала, человек вовсе не обязательно сразу четко осмысляет ее, особенно в новых, непривычных ритуалах. Обычно у него есть наготове несколько латентных фреймов, ролей и способов поведения, так что их он тоже опробует.

Допустим, он «попал в точку», верно определил ситуацию, показал свою приверженность самым значимым для остальных участников символам, принял нужный образ-идентичность, взял верный тон речи, реализовал одобряемую окружением поведенческую стратегию. Тогда он попадает в центр внимания, его эмоциональная энергия, моральное чувство и самооценка резко повышаются, он преисполняется гордости и энтузиазма. Смело можно утверждать, что все положительно подкрепленные таким образом и поведенческие стереотипы, и элементы менталитета утвердятся в его душе (психике, личности, кому как нравится) в качестве установок — основ формирующегося габитуса.

В обратном случае, когда человека игнорируют, высмеивают либо даже изгоняют, ему обидно отказывают, что-то важное запрещают и т.д., происходит шок, фрустрация и отрицательное подкрепление, особенно болезненное для его идентичности, для связи с данной социальной группой и ее символами. Либо он будет искать другие группы и другие ритуалы, либо существенно переменит свои установки и поведенческие стереотипы, чтобы взять реванш в той же группе. Повторяющееся отрицательное подкрепление того или иного ментального элемента во всех группах и ритуалах скорее всего подавит его, устранит из числа актуальных или даже латентных установок.

Понятно, что основная масса ритуалов и их эффектов располагается между этими «идеальными» полюсами, но принципы подкрепления и формирования габитусов действуют примерно указанным выше образом.

Итак, поведение людей объясняется их габитусами, а габитусы складываются и подкрепляются в интерактивных ритуалах. Почему же формируются именно такие, а не другие ритуалы?

Социальные институты и обеспечивающие сообщества

Сами ритуалы отчасти складываются из стереотипных практик, поведенческих актов и реакций участников, отчасти организуются ими как важная сфера социальных практик и стратегий. Главную роль в форми-

ровании габитусов играют не разовые случайные, а повторяющиеся ритуалы, за которыми всегда стоит некоторое сообщество и/или институт: семья, школа, армия, родственники, друзья, сослуживцы, соседи, начальство, представители государственных учреждений и т.д.

Обеспечивающее сообщество для индивида — та социальная группа, благодаря которой он обретает и сохраняет безопасность, социальное положение, эмоциональный комфорт и основной доход [ср.: 5, р. 368—370]. В социологических терминах обеспечивающее сообщество является одновременно группой членства (с регулярными ритуалами — встречами, взаимодействиями, собраниями) и референтной группой (носителем эталонных норм) [4].

Социальный институт — это регулирующий какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности устойчивый комплекс позиций (институциональных ролей по отношению к другим ролям), связанных с ними статусов в престиже, причастности к (институциональным) символам и доступе к ресурсам разного рода, а также предписывающих и ограничивающих правил поведения и взаимодействия между людьми, занимающими эти позиции.

По сути дела, институт — это не что иное, как закрепление (формальное или неформальное) определенной структуры позиций в ряде ритуалов на протяжении относительно долгого периода времени. Стать мужем в институте брака, священником в институте церкви, руководителем отдела в институтах фирмы или государственного учреждения, начальником батальона в институте армии и т.д. — значит, обусловить вполне определенные роли в длинных сериях последующих ритуальных действ, сопряженные с поведенческими стереотипами и подконтрольные ожиданиям окружающих, владею -щих обычно тем же институциональным фреймом (схемой позиций, ожидаемого взаимодействия и т.д.).

Обеспечивающие сообщества обычно возникают в рамках тех или иных институтов (семья, дружба, соседство, работа, церковь). Некоторые сообщества с большими эмоционально-энергетическими, символическими и организационными ресурсами способны создавать новые неформальные и даже формальные институты (всевозможные добровольные ассоциации, общественные движения, политические партии, новые коммерческие фирмы, негосударственные организации и государственные учреждения). При наличии ресурсной базы и налаженном механизме воспроизводства такой институт продолжается в поколениях и сам становится основой для обеспечивающих сообществ.

Родовое понятие для сообщества — группа. Что же является родом для социального института? Здесь возникает сложность, указывающая на неоднозначность термина. Такие институты, как государство, армия, церковь, система здравоохранения, система образования, судебная система и т.д., представляют собой формализованные управленческие иерархии сообществ. Такие институты, как брак, семья, родство, школа, дружба, приятельство,

любовь, соседство, воинское или морское братство, суд и проч., уже не являются совокупностями сообществ. Они представляют собой инвариантные когнитивные схемы с фиксированными позициями, связями, правилами и ожиданиями. Таким образом, данные институты являются фреймами, общими для всех тех, кто с ними имеет дело, участвует в них. Иногда это различение является значимым, тогда следует говорить об институтах-иерархиях и институтах-фреймах.

Сообщества и институты — сложные многогранные целостности, способные изменяться по многим параметрам. Для простоты будем далее говорить о сообществах, имея в виду, что долго живущие сообщества обычно так или иначе институализированы. Отметим только наиболее значимые переменные для социальной и исторической динамики:

• ресурсная обеспеченность сообществ, соответствующие расширения или сокращения позиций, смена их привлекательности;

• уровень жесткости правил, контроля, санкций сообщества по отношению к мировоззрению, идентичности, поведению участников;

• характер и интенсивность вертикальной мобильности в сообществе, критерии, согласно которым можно занять более высокую позицию.

Социальная ниша — это совокупность однотипных позиций (ролей, мест), которые индивид занимает или может занять в социальном институте (институциональная ниша) или в обеспечивающем сообществе (групповая ниша). Вполне очевидно, что эмоциональный комфорт индивидов, общая устойчивость институтов и обеспечивающих сообществ связаны с тем, насколько соответствуют друг другу или противоречат друг другу занимаемые каждым индивидом ниши, соответствующий статус и его же идентичности, связанные с принимаемыми символами.

Здравый смысл, житейский опыт и марксистский бэкграунд уверенно говорят нам, что мотивацию, интересы, установки и саму личность человека во многом определяют воспитание и образование, классовая принадлежность (владение собственностью и способы получения дохода), семейное положение, место в разных иерархиях, перспективы и риски, связанные с престижем, служебной карьерой, и т.д. Как все это соотносится с институтами и ритуалами?

Несложно увидеть, что все вышесказанное относится к занятию тех или иных социальных ниш. Но каждое занятие ниши — это не столько получение доступа к ресурсам, сколько вхождение в определенные типы ритуалов в новой роли, что, собственно и означает обретение соответствующего институционального статуса. Более того, сами ресурсы (деньги, материальные ценности, полномочия, знания и умения) нужны и применяются в дальнейшем не для чего-нибудь, а именно для укрепления позиций в новых ритуалах и нишах [6]. Таким же образом изгнание из сообщества, увольнение с работы, развод, потеря жилья, арест и тюремное заключение — это всегда уход из ранее

занимаемой институциональной ниши, соответствующее закрытие доступа к множеству ритуалов (по крайней мере, в той же роли), а иногда и принуждение к новым ритуалам, причем в низкостатусной и страдательной позиции.

Итак, совокупность рутинных процессов в институтах и сообществах образует социальный режим национального государства (в том числе полиэтнического, как Россия), а совокупность инвариантных свойств в разнообразии габитусов — национальный менталитет. Оба инерционны, оба изменчивы и находятся в теснейшей динамической взаимосвязи между собой, которую далее мы и будем исследовать.

Макросоциальные структуры

Традиционно к уровню микро относят индивидов, к нижнему мезо — малые группы (в том числе семьи), к среднему мезо — роды, кланы, организации, к верхнему мезо — институты, большие социальные группы и слои (страты, классы, сословия), провинции, к макро — общества.

Каждый интерактивный ритуал, происходящий «здесь и сейчас», — это уровень ультра-микро. Однако комплексы, серии ритуалов правильнее относить к уровню участвующего сообщества: например, семейный обед — нижнее мезо, собрание в организации — среднее мезо, общий профессиональный праздник — верхнее мезо, общенациональный праздник, популярный футбольный матч, который смотрит почти вся страна, имеет характеристики ритуала на уровне макро.

Три типа социальных структур распределены по все уровням:

• социальные иерархии (в государственном управлении, в армии, в церкви),

• рынки в широком смысле (товаров, акций, кредитов, труда, привилегий, административных и коррупционных услуг, брачные рынки и т.д.),

• социальные сети (профессиональные, дружеские, этнические).

Принадлежность к тому или иному уровню какой-либо иерархии тесно

связана с доступными рынками (как правило, открытыми далеко не для всех) и определенными сегментами социальных сетей. Иерархии и рынки, как правило, институализированы, а социальные сети полны «сгустков» — обеспечивающих сообществ. Очевидно также, что все это сложное взаимодействие и функционирование осуществляется через серии интерактивных ритуалов разного уровня. Другая, весьма значимая сторона — движение ресурсов.

Согласно веберианской схеме М. Манна выделяем четыре главных типа ресурсов (источника господства):

• политические (властные полномочия, легитимность, лидерство, различные способы навязывания своей воли);

• экономические (возможности распределения и обмена благ);

• символические (воздействие через авторитет, информацию, пропаганду),

• силовые (военная организация и вооружения, способность их применять силу и угрожать) [7; 8].

Следует выделить также отдельные социальные ресурсы (поддержка и солидарность, готовность к разного рода помощи). Социальные ресурсы используются главным образом в неформальных сообществах и сетях. Они нередко включают экономическую поддержку, иногда силовую и/или связанную с навязыванием политической воли (см. выше), но главным образом включают эмоциональные связи солидарности, информационный и ценностный обмен, формирование общего чувства реальности, общих интересов, единства, готовность к совместным действиям.

В иерархиях главными ритуалами являются принятие решений, приказы, предоставление полномочий и ресурсов, отчеты о выполнении. Как правило, происходит централизация, сосредоточение и перераспределение ресурсов в целях контроля высших звеньев над низшими. В то же время в некоторых общественных системах могут быть институализированы отношения между разными иерархиями (разделение властей), институализированы формы контроля низших иерархических уровней над высшими (выборы, общественный контроль и т.п.).

Главными ритуалами рынков являются переговоры (торг) и сделки, суть которых в обмене ресурсами, в том числе разнородными.

Основные ритуалы социальных сетей направлены, собственно, на поддержание связей. Поэтому главными ресурсами сетей следует считать символические ресурсы (обмен информацией, распространение ценностей) и социальные ресурсы солидарности. Обеспечивающие сообщества соединяются между собой именно через сети. Многие рыночные обмены происходят в сетевых каналах. Через сети производится мобилизация в новые сообщества, рекрутируются члены растущих иерархий.

На рис. 1 представлена структурная схема концепции динамического взаимодействия менталитета, габитусов, сообществ, сетей и институтов через центральное звено — серии интерактивных ритуалов.

Различение и взаимосвязь социальной и ментальной динамики

Все социальные структуры реальны и действуют лишь постольку, поскольку движимы поведением людей, занимающих свои позиции в этих структурах. Это поведение непосредственно управляется психическими установками, а в целом — габитусами, фреймы и символы которых фундированы передающимися из поколение в поколение культурными образцами, в том числе наиболее глубокими и инерционными — этническими и цивилизационными архетипами. Появившиеся новые символы и фреймы могут со временем вытеснять прежние, замещать их в процессах межпоколенной трансляции — так происходит эволюция культурных образцов. Происходят также смены архетипов, что уже означает глубокий культурно-цивилизационный сдвиг.

МЕНТАЛИТЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

как обобщение инвариантных ХАРАКТЕР

свойств габитусов как обобщение свойств

реакций и поведения

Рис. 1. Структурная схема общей концепции динамического взаимодействия ментальных

и социальных компонентов

Объединим более подвижные изменения габитусов, которые могут происходить в течение жизни одного поколения, и более медленные изменения культурных образцов на протяжении двух и более поколений в единую категорию — ментальную динамику.

Очевидны теснейшая связь и взаимное обусловливание социальной и ментальной динамик. Вначале рассмотрим каждую динамику по отдельности, а затем сформулируем основные принципы этой взаимосвязи.

Общие закономерности социальной динамики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под социальной динамикой здесь и далее будем понимать совокупность закономерностей и механизмов изменения различных социальных структур. Сосредоточимся на структурах, наиболее значимых в социально-политической сфере, — на институтах и сообществах (в том числе формальных и неформальных организациях, иерархиях позиций и организаций).

Семьи, рынки, социальные сети имеют свою динамику, которая требует самостоятельного исследования и здесь не рассматривается.

Далее речь пойдет об индивидах, группах, организациях — всех тех, кто обладает субъектностью, т.е. способен целенаправленно действовать как одно целое. Для простоты будем называть разные типы таких субъектов акторами.

Принцип соответствия между институциональными ресурсами и численностью сообществ. Расширение институтов, рост их ресурсной базы выражается в появлении новых и новых обеспечивающих сообществ и/или в росте «вакантных позиций» в них. При сжатии институтов, сокращении или утере ими ресурсной базы, напротив, обеспечивающие сообщества либо распадаются, либо изгоняют кого-то, сокращаются, повышают «ценз принятия», либо вовсе принимают новую институциональную форму.

На микроуровне это может выражаться, например, в том, что в прежней сфере занятости, прежней организации человек оказывается лишенным перспектив продвижения, либо вовсе теряет работу, зато в других сферах может оказаться востребованным.

Принцип накопления и защиты ресурсов. Акторы, как правило, стремятся наращивать, сохранять и защищать ресурсы, значимые для занимаемых позиций в социальных структурах (обеспечивающих сообществах, иерархиях, рынках, сетях). Значимость того или иного ресурса задается самой позицией — правилами и ожиданиями поведения в ней, ролью в ритуалах, возможностями обмена и т.п. Этот принцип, с одной стороны, расширяет известный экономический принцип «максимизации полезности», с другой стороны, уточняет его в структурном плане — через спецификацию ресурсов по социальным позициям.

Принцип дополнения ресурсов. Актор, накопивший значительный ресурс одного типа, как правило, стремится дополнить его ресурсами других типов. Согласно этому принципу:

• разбогатевшие стремятся повысить свой престиж и обрести власть,

• прославленные ищут способы конвертировать славу во власть и богатство,

• получившие большую власть обычно используют ее для обеспечения своего престижа (популярности, признания, легитимности), обеспечения «достойных» доходов, а при институциональных возможностях сохранить власть надолго, передать наследникам, — наращивают вооруженную силу для ее защиты.

Данный принцип можно считать как результатом эмпирических обобщений, так и результатом синтеза предыдущего принципа с идеей комплексности поддержки социальных структур и высоких позиций — целей состязательных и конфликтных стратегий. Действительно, для надежной защиты таких позиций нужны ресурсы всех типов: политические (иерархии власти и подчинения), экономические (богатство, возможность распре-

делять, одаривать, обменивать блага), символические (престиж, статус, признание причастности к сакральным объектам), силовые (организованные и вооруженные группы, способные отражать и применять физическое насилие), социальные (популярность, солидарность, поддержка).

Принцип преследования и неизбывности дефицитов. Согласно ментальному принципу повышения привлекательности символов и позиций, связанных с дефицитами (см. выше) происходит закономерное перенаправление сил и энергии к получению дефицитных ресурсов и благ. В одних ресурсных условиях оно увеличивает число и масштаб ресурсов и благ, превращает их из дефицитных в стандартные (что ведет к появлению новых дефицитов, см. выше принцип развертывания потребностей). Пример — массовое производство бытовой техники. В других ресурсных условиях перенаправление сил и энергии к получению дефицитных благ только усугубляет их дефицитность (редкие знаменитые произведения искусства, драгоценные камни, престижные земли в центре города и т.д.). Классические экономические закономерности расширения предложения на спрос, перетока инвестиций, снижения нормы прибыли и проч. являются частными конкретизациями указанного принципа. Таким образом, дефициты даже если на какое-то время исчезают, то скоро вновь возникают, в той же или другой форме. «Пряников сладких всегда не хватает на всех» (Б. Окуджава).

Общие закономерности ментальной динамики

Под ментальной динамикой будем понимать закономерности и механизмы изменения культурных и психических компонентов сознания и поведения индивидов и групп. В рамках нашего понятийного аппарата главными компонентами менталитета являются габитусы, объединяющие разнородные установки: фреймы (когнитивные схемы), символы, мировоззренческие установки, идентичности и поведенческие стереотипы. Наиболее значимыми для ментальной динамики культурными компонентами являются глубинные, архетипические фреймы и символы, передающиеся из поколения в поколение и фундирующие множественные (в том числе противостоящие друг другу) установки сознания и поведения.

Как правило, социально значимые компоненты габитусов формируются в период 12—25 лет, который будем называть сензитивным. Позднейшие существенные изменения (рефрейминги), как правило, связаны с личными кризисами и/или радикальным изменением социальной позиции и социального окружения: браком или разводом, переездом или эмиграцией, вхождением в значимое обеспечивающее сообщество или выходом из него, карьерным взлетом или падением и т.д.

Габитусы формируются в сериях интерактивных ритуалов, в которых подростком и затем юношей (девушкой) воспринимаются и опробуются различные варианты фреймов, символов, идентичностей и поведенческих стереотипов. Здесь одновременно действуют несколько принципов, при-

чем в разных обществах и в разных исторических периодах значимость этих принципов относительно формирования габитусов существенно меняется.

• Принцип восприятия установок обеспечивающего сообщества. Каждый индивид, участвующий в своем сензитивном периоде во внушительных, эмоционально насыщенных ритуалах своего обеспечивающего сообщества (особенно безальтернативного), обычно воспринимает (интериоризует) основные фреймы и символы данного сообщества, прежде всего его высшей, лидирующей страты, принимает те или иные предлагаемые ему в этих ритуалах идентичности и поведенческие стереотипы. Этот принцип хорошо известен в социологии групповой динамики, тесно связан с феноменами группового давления, влияния референтных групп и т.д. (Г. Хай-мен, К. Левин, Р. Мертон и др.) (см. коммент. 1). Данный принцип задает однотипность, инвариантность габитусов всех тех, кто принадлежит одному обеспечивающему сообществу.

• Принцип подкрепления габитуса как основы самопрезентации в ритуалах. В разных сообществах ритуальному подкреплению подлежат самые разные характеристики облика, внешних атрибутов и поведения участников: от знания классических текстов, политических событий, новинок музыки, кино или свежих анекдотов до стильности и дороговизны одежды, марки автомобиля и места летнего отдыха. Соответственно, в перерывах между ритуалами индивиды склонны так строить свою жизненную стратегию (обретать соответствующие идентичности, осваивать формы поведения), чтобы на основе имеющихся или доступных ресурсов продвигаться в направлениях к целям, заданным этим ритуальным подкреплением. Поскольку способности, ресурсы и возможности у разных людей разные, этот принцип позволяет объяснять существенные различия габитусов у членов одного сообщества.

• Принцип референтной группы и перспективного образца как ориентира жизненного пути. Среди доступных альтернатив каждый индивид в течение сензитивного периода, как правило, выбирает либо референтную группу (иногда отдаленную и даже воображаемую), либо человека старшего поколения в качестве носителей символов, ориентиров для собственной идентичности, программирующих основные жизненные стратегии (в профессии, карьере, личной и семейной жизни, образе жизни и проч.). Механизмы выбора таких референтов-эталонов многообразны и сложны. С уверенностью можно утверждать значимость ранее обретенных фреймов, символов и идентичностей, а также серии эмоционально внушительных ритуалов, в которых та или иная группа или лицо приобретают столь важную роль.

• Принцип макрособытий в формировании поколенческого разнообразия габитусов. Данный принцип имеет большое значение для нашей темы, поскольку позволяет связать крупные исторические явления с формированием разнообразия габитусов в рамках одного поколения (см. коммент. 2). Среди ритуалов сензитивного периода крайне важными являются обсуждения наиболее громких событий в стране и культурно значимых других странах. В этих обсуждениях воспринимаются из внешнего мира (сетей, иерархий, пропаганды) и перерабатываются квалификации данных событий, совмещаются с актуализируемыми культурными архетипами, воплощаются во фреймы и символы, принимаемые участниками обсуждений, а также в их идентичности и поведенческие стереотипы относительно событий такого рода.

• Принцип идентичности как компромисса. Идентичность и габитус каждого индивида выстраиваются в сериях ритуалов в качестве компромисса между желаемой степенью причастности главным принимаемым символам, желаемой высотой социальной позиции в отношении к другим позициям, с одной стороны, и реальной занимаемой ролью в ритуалах, в характере каждодневной деятельности, относительным общественным признанием заслуг и величиной вознаграждения, с другой стороны.

• Принцип развертывания потребностей — порождения дефицитов. Стабильный уровень потребления и признания с течением времени начинает считаться само собой разумеющимся, перестает приносить радость, вследствие чего усиливается мотивация повышения этого уровня, обретения более редких, дорогих, экзотических благ, более престижных регалий и т.п. (ср. с «законом возвышения потребностей» К. Маркса и Ф. Энгельса, «Немецкая идеология»). Таким образом, даже в условиях стабильного порядка и удовлетворения потребностей человеческая природа такова, что возникают новые и новые дефициты.

• Принцип влияния дефицитов на значимость и привлекательность связанных с ними символов и позиций. При росте внешней опасности повышается роль и престиж военных, при росте мятежей и преступности — роль и престиж сил правопорядка, при дефиците заморских товаров — роль и престиж поставщиков импорта и т.д. Соответственно происходит закономерное перенаправление сил и энергии либо прямо к занятию этих позиций, к получению дефицитных ресурсов и благ, либо к поддержке их источников.

• Принцип фрустрации как источника рефрейминга и смены габитуса. Длительная абсолютная или относительная депривация (низкое признание и вознаграждение в сравнении с ожидаемым), неудовлетворение потребностей, закрытие доступа к желаемым дефицит-

ным, тем более считающимся стандартными благам и позициям ведут к кризису идентичности, разочарованию в прежних символах, фреймах, привычных практиках и стратегиях, к переосмыслению окружающего социального мира и своей роли в нем — к кризису идентичности, рефреймингу и смене габитуса. Как правило, это сопровождается подъемом нового типа ритуалов и формированием новых сообществ, в том числе агрессивных и радикальных в отношении к политическому режиму, правящим и влиятельным группам. Последующие социальные кризисы, пертурбации образуют макрособытия, вокруг обсуждения которых выстраиваются габитусы подрастающих поколений (см. выше).

Закономерности взаимодействия менталитета и социальных структур

Принцип зависимости габитуса от ритуальной и институциональной позиции. Чем объясняется существенное разнообразие габитусов, формирующихся в одном и том же обеспечивающем сообществе, в одних и тех же интерактивных ритуалах?

Иногда бывает достаточно объяснения в различии институциональных позиций, которые занимают в ритуалах их участники: одни всегда в центре внимания, другие рядом с ними, третьи составляют более или менее пассивное большинство, четвертые отвержены, подвергаются критике или осмеянию.

Кроме этой простейшей структуры есть огромное разнообразие институционализированных позиционных структур в разных ритуалах: докладчик, оппонент и публика, истец, ответчик, адвокат, прокурор и судья, заказчик и подрядчик, кредитор и просящий кредита, даритель и одариваемый, начальник, тот, кто отчитывается по работе, и остальные подчиненные, мужчина, ухаживающий за женщиной, отец, отчитывающий за проступок сына, и т.д. и т.п.

Очевидно, что каждому такому типу ритуалов соответствует некий фрейм, он единый среди участников, если они одинаково осмысляют ситуацию. Зато идентичности (субъективно занимаемые позиции в данном фрейме) существенно различаются. Соответственно, подкрепляются и формируются в этих ритуалах разные отношения к символам и разные поведенческие стереотипы.

Принцип нарушения социально-ментального равновесия. Последнее понимается как соответствие между габитусом актора и занимаемой им позицией в социальной структуре (сообществе, институте, иерархии). Соответствие имеет место тогда, когда фреймы, символы, идентичность, практики и стратегии актора позволяют ему без особого насилия над собой занимать свою социальную позицию, нишу, выполнять соответствующие правила, отвечать ожиданиям, использовать ресурсы и т.д. Соответствие нару-

шается либо при изменении габитуса актора (вследствие участия в новых ритуалах произошел рефрейминг, поменялись символы и идентичности — «смена веры», см. выше принципы ментальной динамики), либо при дефиците ресурсов для позиции, при сужении ниши, «выталкивании» из нее актора (см. ниже принцип вытеснения). Последнее обычно происходит в результате макропроцессов: при смещении ресурсов из одной сферы в другие, при динамике рынков, при геополитических и геоэкономических сдвигах, а также как следствия восстановления равновесия другими акторами (см. ниже).

Потеря социально-ментального равновесия всегда приводит субъективно к дискомфорту актора, а объективно — к неустойчивости, уменьшению порядка и росту хаоса (когда малые воздействия начинают играть все большую роль — приводить ко все более значимым последствиям). Единичные случаи утери равновесия, как правило, быстро ведут к его восстановлению через механизмы социального контроля. Множественные случаи после какого-то критического предела приводят к новым встречам, новым ритуалам, складыванию новых сообществ и сетей недовольных к конфликтным стратегиям, эскалации утери равновесия — кризису.

Принцип институционального вытеснения. Главной причиной рефреймин-га и смены габитуса у актора является фрустрация и длительная относительная депривация (см. выше), в основе которых лежит сужение его прежней социальной ниши в сочетании с появлением, расширением и ростом привлекательности новой ниши, требующей нового габитуса (нового фрейма, новой идентичности, новых стратегий и практик). При вытеснении чаще всего актуальный габитус сменяется латентным внутри того же менталитета.

Принцип восстановления социально-ментального равновесия. За редкими исключениями акторы предпочитают занимать устойчивые, ресурсно обеспеченные позиции, соответственно — снижать неустойчивость и восстанавливать равновесие. Способы восстановления многообразны, зависят от соотношения ресурсов актора и охватывающего, контролирующего сообщества, а также от глубины кризиса. При слабом акторе и сильном сообществе актор либо смиряется с новыми рамками, либо уходит и ищет новую нишу. Сильный актор, при условии составления успешной коалиции с влиятельными членами охватывающего сообщества, способен подстроить занимаемую позицию «под себя», создать для себя новую позицию и т.д. При глубоких кризисах прежние формальные институты и сообщества разрушаются, наиболее успешные акторы, захватившие большую долю ресурсов, выстраивают новые институты на основе символов, фреймов, социальных связей и сетей своих мобилизационных сообществ.

Принцип ритуально-групповой основы для появления нового габитуса. При рефрейминге человек совершает переход не к латентному, а к новому для

данного менталитета габитусу только при наличии всех ниже перечисленных условий:

а) новые символы и фреймы уже присутствуют в дискурсе, циркулируют в общественном сознании (в публицистике, речах лидеров, бытовых обсуждениях);

б) появляются группы с регулярными ритуалами, актуализирующими данные фреймы и символы, предлагающие новые идентичности и поведенческие стереотипы, обещающие более привлекательные статус, гарантии безопасности и способы получения дохода;

в) человек получает членство в такой группе, получает надежные статус, безопасность и доход, регулярно и активно участвует в ритуалах.

Какова общая связь между всеми тремя рассмотренными выше сферами динамики?

Действия и стратегии акторов, массовые практики больших групп населения, которые определяются их габитусами и погруженностью в социальные структуры, ведут к накоплению изменений в продовольственном потенциале, более широко — в экономическом, военном, административном потенциале, а также в ресурсном балансе — распределении этих ресурсов между государством, элитами и народом, соответствующими институтами, сообществами, акторами. При ресурсных перераспределениях одни институты и сообщества расширяются, другие сокращаются. При общих подъемах и расцветах почти все они расширяются, а при кризисах — многие сокращаются. Согласно принципам социальной и ментальной динамики происходят драматические рефрейминги, смена габитусов, трансформация институтов и сообществ, появление новых, замещение прежних. При установлении нового ресурсного баланса и социально-ментального равновесия наступает относительная стабильность, однако новые массовые практики больших групп и стратегии акторов ведут к новым дефицитам, новым ресурсным сдвигам и цикл повторяется.

Итак, на основе построенного понятийного аппарата можно не только выявлять закономерности взаимосвязи между социальными и ментальными явлениями, но также раскрывать механизмы исторической динамики, в частности, социально-политических циклов.

Комментарии

1. «Выросшая на теоретической почве, возделанной Джемсом, Кули и Мидом, а также Хайманом, Шерифом и Ньюкомом, гипотеза утверждает, что в той мере, в какой реальные или будущие члены группы мотивированы связывать себя с данной группой, они имеют тенденцию усваивать те чувства и быть конформными к тем ценностям, которые присущи авторитарной и престижной страте в данной группе. От конформности зависит признание со стороны данной группы, в то же время постепенное признание данной группой индивида усиливает тенденцию к конформности. И

ценности этих «значимых других» представляют собой как бы «зеркало», в котором индивид находит представление о себе самом и богатую самооценку» [4, с. 48].

2. Сравните «Для социологического анализа сменяющих друг друга поколений важными представляются прежде всего временные рамки формирования (социализации) определенных возрастных групп, котоые приходятся на особо значимые, переломные периоды» [3, с. 41].

Литература

1. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН : Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

2. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск, 2002.

3. Левада Ю.А. Поколения XX века: возможности исследования // Отцы и дети: поколенческий анализ современной России. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 39—60.

4. Мертон Р.К. Референтная группа и социальная структура. М., 1991.

5. Collins R. Conflict Sociology. N.-Y.: Academic Press, 1975.

6. Collins R. Interaction Ritual Chains. Princeton & Oxford: Princeton University Press, 2004.

7. Mann, Michael. The Sources of Social Power. Vol. I: A History of Power from the Beginning to A.D.1760, Cambridge Univ.Press, 1987.

8. Mann, Michael. The Sources of Social Power.. Vol. II: The Rise of Classes and Nation-States, 1760—1914. Cambridge Univ.Press, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.