Научная статья на тему 'Ритуальный театр Тазийе в культуре Ирака'

Ритуальный театр Тазийе в культуре Ирака Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
367
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЗИЙЕ / ШАБИХ-ХАНИ / РИТУАЛЬНЫЙ ТЕАТР / КУЛЬТУРА ИРАКА / ШИИТСКАЯ РИТУАЛЬНАЯ ДРАМА / TAZIYE / SHABIH-KHANI / RITUAL THEATRE / IRAQ CULTURE / SHIITE RITUAL DRAMA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Царькова Елена Геннадиевна, Аль-Эсмаил Аудэй Фадхел Кхалел

Представлена характеристика траурных обрядов мухаррама как ритуальной формы арабского театра. Рассмотрены последовательность, характер, театральные элементы культово-ритуальных действ Тазийе. В рамках ритуала «Тазийе» выделены театрализованные представления Шабих-хани. Охарактеризованы драматургическая основа, персонажи, символические элементы сценографии, сценическая техника, музыкальная составляющая. Обозначена главная роль культово-ритуального действа Тазийе и Шабих-хани как важнейшей части культуры Ирака, служащей существенным стимулом развития театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAZIYE RITUAL THEATRE IN THE IRAQ CULTURE

The article characterizes Muharram mourning rituals as a form of the Arabic ritual theatre. The authors consider the sequence, nature, theatrical elements of the cultic Taziye rituals. Within the Taziye ritual special attention is paid to theatricalized performances Shabih-Khani, in particular, to such issues as dramaturgical basis, personages, symbolic elements of scenography, scenic technique, music. The paper concludes that the Taziye cultic ritual and Shabih-Khani are an essential element of the Iraq culture and a stimulus for theatrical art development.

Текст научной работы на тему «Ритуальный театр Тазийе в культуре Ирака»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2019.4.26

Царькова Елена Геннадиевна, Аль-Эсмаил Аудэй Фадхел Кхалел РИТУАЛЬНЫЙ ТЕАТР ТАЗИЙЕ В КУЛЬТУРЕ ИРАКА

Представлена характеристика траурных обрядов мухаррама как ритуальной формы арабского театра. Рассмотрены последовательность, характер, театральные элементы культово-ритуальных действ Тазийе. В рамках ритуала "Тазийе" выделены театрализованные представления - Шабих-хани. Охарактеризованы драматургическая основа, персонажи, символические элементы сценографии, сценическая техника, музыкальная составляющая. Обозначена главная роль культово-ритуального действа Тазийе и Шабих-хани как важнейшей части культуры Ирака, служащей существенным стимулом развития театра. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2019/4/26.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 4. C. 126-130. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Театральное искусство

Dramatic Art

УДК 792.03 Дата поступления рукописи: 03.02.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript2019A26

Представлена характеристика траурных обрядов мухаррама как ритуальной формы арабского театра. Рассмотрены последовательность, характер, театральные элементы культово-ритуальных действ Тазийе. В рамках ритуала «Тазийе» выделены театрализованные представления - Шабих-хани. Охарактеризованы драматургическая основа, персонажи, символические элементы сценографии, сценическая техника, музыкальная составляющая. Обозначена главная роль культово-ритуального действа Тазийе и Шабих-хани как важнейшей части культуры Ирака, служащей существенным стимулом развития театра.

Ключевые слова и фразы: Тазийе; Шабих-хани; ритуальный театр; культура Ирака; шиитская ритуальная драма.

Царькова Елена Геннадиевна, к. пед. н. Аль-Эсмаил Аудэй Фадхел Кхалел

Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского tsarkova_elena@mail. ru; udayfk@gmail. com

РИТУАЛЬНЫЙ ТЕАТР ТАЗИЙЕ В КУЛЬТУРЕ ИРАКА

На настоящий момент в арабо-мусульманских странах, несмотря на сложную общественно-политическую ситуацию (внутренние конфликты, религиозные споры, экономическая и политическая нестабильность), насущной задачей является сохранение культурной самобытности. Поэтому важным становится обращение к духовному наследию, позволяющему выделять и подчеркивать инаковость общества, его отличие от других [4; 5]. Для Ирака таким знаковым культурным явлением выступают культово-ритуальные действа Тазийе [2], которые сейчас становятся основой для поиска новых художественных форм арабского театра. Вместе с тем исследователи либо отмечают крайнюю скудность литературы по истории иракского театра [3, с. 5], либо ссылаются на весьма ограниченный однотипный перечень источников (как на арабском, так и на русском языках). Круг вопросов, связанных непосредственно с Тазийе, рассматривается в исследованиях по проблемам становления и развития арабского театра в целом. Однако каждый раз затрагиваются лишь отдельные стороны данного явления; последовательное систематическое изложение ритуальных основ в сочетании с дифференциацией внутри Тазийе театрализованных и театральных художественных форм, выразительных средств и их анализ отсутствуют. К сожалению, единственная русскоязычная работа, посвященная театральным аспектам «Тазийе», не является общедоступной, а автореферат не раскрывает основные структурные элементы и образный мир «Тазийе» [8].

Цель настоящего исследования - дать характеристику культово-ритуального действа Тазийе как театральной формы в исламской культуре Ирака.

Все мировые религии имеют определенные ритуалы, в которых мировоззренческие конструкции приобретают духовно-практический характер, в них объективируется религиозное сознание. В ритуалах в нерасчлененном единстве выступают элементы театральной игры, музыки, танца, религиозных культов. Поэтому многие исследователи театральной культуры (А. Д. Авдеев, С. И. Потабенко, И. Б. Марунова, Д. Леннард, М. Локхерст и др.) склоняются к тому, что театр на Востоке зародился из простейших религиозных церемоний, носивших характер народных празднеств. Некоторые религиозные ритуалы не теряют своей актуальности и в настоящее время.

Ритуальный театр не предполагает построения вокруг отдельного персонажа или сюжета, он основывается на создании определенного действия, в которое вовлекаются все члены действа. Оно и вызываемое им состояние должны обеспечить конечный результат для зрителя после просмотра [14, с. 232]. Зритель на основе увиденного создает для себя определенную концепцию поведения и участвует на основе ее в жизни общества. Арабский театр до настоящего времени сохранил некоторые свои ритуальные формы, которые, претворяя религиозное содержание, способствуют развитию театрального творчества, в том числе его светских форм.

В качестве примера можно привести религиозные обряды мусульманского мира, которые проходят до сих пор в месяце мухаррам. Они связаны с событиями 10 числа данного месяца 61 г. по исламскому календарю

(10 октября 680 г.) у Кербелы (на территории современного Ирака). В этот день в сражении между сторонниками и семьей Имам Хусейна и войсками омейядского халифа Йезида I был убит внук Пророка Мухаммеда. Это время известно как время Тазийе (таазия, та'зия - «Соболезнование», «Оплакивание»).

В настоящее время ученые рассматривают траурные обряды мухаррама не только как грандиозный шиитский ритуал, «как комплекс молитв, коллективно отправляемых шиитскими общинами мусульманского мира» [13, с. 91], как пратеатральные формы, но и как религиозный театр. В этой связи обратимся к вопросу об использовании нескольких понятий, связанных с религиозными традициями поминальных мероприятий мухаррама: «Тазийе», «шабих-хани», «театр ал-Хусейни», «ал-Ташабих».

В русскоязычной литературе встречается несколько точек зрения: 1) «Тазийе» ограничивается только театрализованным воспроизведением событий у Кербеллы [5, с. 178; 6, с. 364; 7, с. 39; 12]; 2) «Тазийе» и «шабих-хани» рассматриваются как равнозначные понятия [10]; 3) термин «Тазийе» используется для обозначения ритуальных и театрализованных действ [3; 9]; 4) вводится новая терминология [1; 2].

Азербайджанский ученый Айдын Талыбзаде убедительно доказывает в своей монографии своеобразие каждого явления: «Если "Тазийэ" - это культово-ритуальные действа (страсти, оплакивания, причитания по святому Хусейну), то "Шабих-хани" - это форма примитивного синтетического театра при них, где элементы театра условного, декламационного, эпического причудливо сплетаются с природой театра площадного, грубого, эмоционально-приподнятого» [13, с. 108]. Как видим, Тазийе представляет собой цикл действий и событий всего траурного периода жизни шиитов, весь культовый ритуал, в то время как Шабих-хани - его часть, сценическое воплощение легендарной истории. И в только этом случае, действительно, возможно их синонимичное употребление. Данной точки зрения придерживаемся и мы.

Исследователь Абдель Илях Абдель Кадер вводит иные понятия: «Театр ал-Хусейни» и «ал-Ташабих». Под «театром ал-Хусейни» он понимает в целом театр, возникший из обрядов хусейнского траура [2, с. 103]. Второй этап его развития (время начала которого не конкретизируется) он обозначает термином «ал-Ташабих», определяя его как театральную постановку, «грандиозное театральное воплощение траура трагической смерти имама Хусейна на высоком художественном уровне» [Там же, с. 104]. В данную театральную постановку включаются все сцены траурных событий 10 дней мухаррама [Там же]. Как видно из представленного материала, данная позиция соответствует широкому пониманию Тазийе.

«Тазийе» - культово-обрядовый ритуал и одно из старейших религиозных представлений мусульманского мира. В настоящее время оно занимает важное место в современном драматическом искусстве арабских стран, в том числе Ирака. В европейском театре эта народная религиозная мистерия может иметь эквивалент с мистериями «Страстей Господних». Иногда Тазийе сопоставляют даже с греческой трагедией.

Считается, что подобные представления появились на Востоке еще в доисламскую эпоху. Некоторые относят тексты «Тазийе» к вавилонским притчам [9, с. 41; 11; 12]. В исламскую эпоху в основу ее были положены внутрирелигиозные распри, историческое противоборство между преемниками Мухаммеда: шиитами -сторонниками прямых потомков пророка, которыми считались его дочь Фатима, его двоюродный брат и зять Али и их сыновья имамы Хасан и Хусейн, и так называемыми праведными халифами-суннитами, признававшими в дополнение к Корану источником веры сунну, то есть «Достоверные хадисы». Эти легендарные события насыщены подлинной трагедийностью: коварство, месть, злодейства, интриги, жестокость. Несмотря на отсутствие литературно значимой обработки трагической судьбы Хусейна и битвы при Кербеле, было создано древнейшее театральное представление мусульманского мира Тазийе.

Впервые хусейнский траур был зарегистрирован в VII веке [2, с. 103]. В национальную традицию такие Тазийе превратились в Х веке, в XIII в. эти мистерии уже были хорошо известны, но особое развитие получили с XVI в. [12].

Ритуалы Тазийе начинаются в первые десять дней месяца мухаррама по мусульманскому календарю хиджры и длятся обычно до конца следующего месяца - сафара. Все траурные события разделены на десять сцен. Каждая из них посвящена одному из героически погибших соратников Хусейна. Десятого числа, в день Ашура, «демонстрируется генеральное представление, в котором воспроизводятся все события и сражения, произошедшие между войсками Йазида бин Муавия и имамом Хусейном» [2, с. 104].

Ритуальные действа Тазийе начинаются проповедью муллы (роузехана), настраивающего участников на сострадание. По окончании вступает хор мальчиков, и в это время движется аза - театрализованная процессия из членов семьи Имама Хусейна (мир ему) и простого народа [9, с. 45]. Они перемещаются в специально отведенных местах, оплакивая Его. Так инсценируется Его путь из Медины и Мекки в святой город Кербела. Это религиозное шествие имеет немало театральных элементов: своеобразный реквизит, который они несут в руках (факелы, фонари, колокола, изображения солнца или полумесяца на шестах, пестрые куски материи в руках), и пантомимическое изображение исторических событий особыми исполнителями.

Аза (шествие) может быть нескольких видов: «хусейнские меджлисы», шествие «ал-Занаджил», шествие «ал-Кама» и другие. Во главе самой простой и скромной процессии идут лица, бьющие себя в грудь («хусейн-ские меджлисы»). За ними идет хади - руководитель процессии, громко рассказывающий о трагедии Кербелы и гибели Хусейна. Второй по сложности процессией огорчения считается аза занажиль («ал-Занаджил»). Во главе ее также идет небольшая группа одетых в черные длинные рубахи мужчин, бьющих себя по плечам и спине цепями. Иногда к цепям припаиваются мелкие гвоздики, разрывающие рубаху и рассекающие тело. Как и в первом случае, идущий за ними хади рассказывает о битве при Кербеле и гибели Хусейна. Третий

и самый сложный вид аза называется «аза камат» («ал-Кама»). Камат - обоюдоострый длинный палаш, которым наносят себе удары по голове мужчины, идущие во главе этого траурного шествия [Там же].

В процессии огорчения принимают участие воины, одетые как сторонники Хусейна. Они едут на белых конях. Его противники (Йезида и Шимра) представлены чучелами, посаженными на черных коней. Эти чучела будут сожжены ночью в кульминационной части шествия оплакивания на площади перед мечетью. Также участники процессии несут носилки в форме саркофага, называемые «гробницей Хусейна», богато украшенные драгоценными каменьями, шелками. Символом чистоты, невинности, святости и доброты выступают посажанные на верблюдов голые мальчики 5-7 лет, иногда вымазанные бараньей кровью. Часто в процессии присутствует чучело льва, посыпающего свою голову соломой. В движение льва приводит мальчик, сидящий внутри. Сам лев символизирует мощь Аллаха. А его действия - горе Его любимого животного, не смогшего в нужный момент прийти на помощь святым мученикам. Во время шествия не существует разделение на исполнителей и зрителей. Все грани между актерами и зрителями по старинному непреложному закону арабского обряда и зрелища стираются.

В общий комплекс «Тазийе» входят помимо собственно религиозных процессий, сжигания чучел, чтения текстов, танцев, и Шабих-хани, воспроизводящие битву при Кербеле в форме спектакля. Театрализованные представления в рамках ритуала «Тазийе» - Шабих-хани - ставятся, начиная с первого дня мухаррама. Они проходят перед мечетями или в специально отведенных местах: открытых помостах - круглых (по-персидски - «текье») или квадратных («секку»), без кулис и без занавеса [13, с. 123]. При этом помосты никогда не воспринимаются сценической площадкой, отделявшей исполнителей от зрителей. Помост воспринимается символически - частью пустыни Кербеллы.

На этих помостах или просто посреди самой площади, или даже на минбарах мечетей (то есть на кафедрах, предназначенных для чтения проповедей) располагаются актеры-рассказчики (называемые «резехан», «роузэхан», т.е. сказитель, ставший шиитским проповедником), которые излагают религиозно-исторические события и восхваляют дела Али и Хусейна. Роузэхан, эмоционально рассказывая о событиях у Кербеллы, то непритворно плачет, то кричит, неистово жестикулирует, то начинает диалогизировать повествование. Выступления эти носят характер проповеди, декламации, сказания и пения одновременно. Затем к первому рассказчику присоединяется второй («шагер-резе-хан» или «па-мембер-хан»), и между ними возникает диалог, а спустя еще некоторое время около них образовывается целая группа («нохе-хан») - нечто вроде плакальщиков, вызывающая невольную ассоциацию с греческим хором [9, с. 46]. Потом на помост по низенькой лесенке поднимается шаби-хан (актер), и начинается показ какого-либо из событий в пустыне Кербеллы. Так создается собственно представление «Тазийе» (Шабих-хани) в его чистом виде. Длится оно несколько часов подряд.

«Шабих» - пьесы, которые писались духовенством на основе роузе, мусульманских агиографий, специально для постановки на помосте такйе. Эти драмы представляли собой «повествования о мученической кончине шиитских имамов, но только в диалогической форме» [13, с. 130]. Существует несколько списков «Тазийе» («шабих»), составляющих всего три цикла [9, с. 43]. Один посвящался непосредственно битве при Кербеле. Другой рассказывал о событиях, предшествовавших битве. Третий изображал Кербелу после битвы. Последние тексты, до сих пор имеющие распространение в Иране и Ираке, относятся к ХУН-ХУШ векам.

С драматургической точки зрения шабих были слаборазвитыми. Основным в пьесах является выражение скорби, печали, страданий героев, их жалобы, восклицания, утешения, мольбы к Милосердному Аллаху как в монологах, так и в диалогах. Любая речь обращена скорее не к собеседнику, а к зрителю. Слово главенствует в пьесе, поступок становится комментарием к сказанному, иллюстрацией. Драматический конфликт, столкновение характеров здесь отсутствуют [13, с. 133].

Декорации очень условны: пальма в бочке обозначала пальмовую рощу, таз с водой - озеро, ведро воды -Евфрат. В то же время используется много реального реквизита: свитков, сабель, мехов с водой. Костюмы составлялись из имеющихся в наличии.

Для исполнения «Шабих-хани» всегда создавались специальные актерские ансамбли с фиксированным распределением ролей. Организацией постановки занимался «шабихгердан» (управляющий шабихом), а в арабских странах - «муйин-бука» (помогающий пролить слезы) [Там же, с. 138]. Круг его обязанностей был чрезвычайно велик: он выбирал шабих, которые будут ставиться во время Тазийе, он набирал актеров, учил с ними текст, отрабатывал интонации, жесты, он мизансценировал персонажей, которые «обычно выстраивались по прямой линии, вдоль помоста такйе, чтобы все было в поле зрения присутствующего» [Там же, с. 148], он следил за порядком на помосте, брал в долг в казне богатые костюмы и реквизит для шабих с историческими персонажами и выставлял для них охрану. Шабихгердан не покидал «сцену» на протяжении всего представления.

Самих актеров называли «шабих-хан». Уже в их названии заложены два основополагающих смысла: во-первых, он - шабих, т.е. похожий на шиитского мученика, он никогда не становится им, во-вторых, он - хан, т.е. чтец. Следовательно, «шабих-хан» - тот, кто воспроизводит речи действующих лиц исторических событий VII в. в пустыне Кербела. В качестве актеров выступали горожане, которые в остальные месяцы года возвращались к своим обыденным занятиям - ремесленников или торговцев.

Все персонажи шабих подразделяются на три группы: «1) "симпатичные герои" - это шиитские святые и их сподвижники; 2) "антипатичные герои" - это враги-убийцы шиитских мучеников; 3) "раскаявшиеся" - это люди из вражеского лагеря, которые вполне искренне сожалеют о своих поступках и намерениях» [Там же, с. 141]. К каждой из категорий персонажей были свои требования. Шабих-хан «симпатичного героя» должен обладать

красивой внешностью, иметь звучный голос, теплого, грудного тембра, иметь высокую степень эмоциональности, темперамент, восприимчивость и обостренность реакции, а также быть благовоспитанным шиитом. Шабих-хан «антипатичного героя» должны внушать отвращение своим внешним видом или зычным голосом. Как правило, никто не желает им становиться: он рискует не только быть побитым камнями и забросанным грязью во время представления, но и быть проклятым на всю жизнь. Примерно так же относились христианские зрители к исполнителю роли Иуды в средневековых мистериях о Христе. Поэтому часто ими назначались неверные, т.е. не следующие Писанию. Необходимо отметить тот факт, что шабих-хан никогда не гримировались ввиду запрета шариата на изображение святых, в частности пророка Мухаммада и Али б. Абу Талиб, с открытым лицом. В ролях женщин и животных (за исключением лошадей, которых «играли» живые лошади) выступали мужчины.

Выработалась особая сценическая техника - смесь преувеличения и достоверности, искусственного и житейского. Большое внимание уделяется жесту. Он, как и в японском театре Ноо, предельно канонизирован и стилизован. Каждый жест имеет свое содержательное наполнение. Так, «отчаяние они (шабих-хан) выражают ударом ладони по колену, биением одной или двумя руками по голове, сбрасыванием чалмы. Почтительное прощание со старшим состоит только в обходе вокруг него и в целовании его локтей и проч.» [Там же, с. 148].

Поскольку основной темой мистериального театра является борьба добра со злом, света с мраком, значительное место занимает символика. Так, облачение в белый саван символизирует близость смерти героя; зеленый (сторонники и соратники имама Хусейна) и красный (войска Язида) цвета символизируют соответственно противостоящие друг другу добро и зло. Однако цвета флагов и знамен имеют иное символическое содержание: зеленые флаги символизируют принадлежность к дому Пророка, красные - революционный пыл, а черные - траур. В изображении духовных лиц соблюдались некоторые предосторожности: лица имамов и других членов семьи пророка были закрыты черными покрывалами, что, судя по старинным описаниям и современным рисункам, придавало этому и без того достаточно мрачному зрелищу еще более зловещий вид.

Если зрительский плач был обеспечен самим смыслом Тазийе, то смеха приходилось добиваться более изощренными путями. Для этого прибегали к бытовой драматургии, рассказывающей об обыденной жизни простого люда. Так, в представления Тазийе, как в процессии аза, так и в Шабих-хани, вошли комические сценки - драки, побои, будничные диалоги. Подвергались осмеянию, избиениям, оскорблениям, издевательствам, ругательствам суннитские халифы Абу Бекр, Омар и другие представители врагов внука Пророка, т.е. «антипатичные герои» [9; 13, с. 149].

Тазийе (Шабих-хани) часто сравнивают с европейской оперой - столь существенное место в ней занимают музыка и вокальное мастерство исполнителей. Музыка Тазийе (Шабих-хани) разделяется на вокальную (песню) и инструментальное сопровождение. Поскольку пьеса написана стихами, то исполняется она своеобразным речитативом. «Каждый актер исполняет свою роль на особенный лад, который как бы вырисовывает озвучиваемый им персонаж» [10]. При этом певцы и аудитория в тесной взаимосвязи, возникающей в ходе представления, часто влияют на форму исполнения и даже приводят к перестановке стихов.

В последнее время исследователи отмечают, что Тазийе представляет собой живой организм, не перестающий развиваться с момента своего возникновения: «С одной стороны, Тазийе остается традиционной религиозной драмой, с другой, приспосабливается к современным условиям. В конце XIX - начале XX в. происходит повышение удельного веса художественной (эстетической) функции Тазийе по отношению к нехудожественной (ритуальной), что отражает перерастание традиционалистского типа мировоззрения в индивидуально-авторский» [7, с. 40].

Таким образом, мы можем утверждать, что само культово-ритуальное действо Тазийе и его неотъемлемая составляющая - мистериальный театр Шабих-хани - являются важнейшей частью культуры Ирака. Траурные обряды подобны настоящему всеобщему театральному представлению, где под барабанную дробь, звуки труб и нараспев читаемые ритмические слова и молитвы сама толпа - мужчины, женщины, дети, младенцы, барабанщики, трубачи - исполняют свою роль в трагической драме. Шиитский мистериаль-ный театр Шабих-хани в контексте культово-ритуальных действ Тазийе - театр любительский, художественно-декламационный, эмоционально открытый в сочетании с поэтическим возвышенным словом, символически условным представлением и богоугодной религиозной церемонией, служит важным стимулом развития как мирового театра, так и театра в Ираке.

Список источников

1. Абдель И. А. К. Истоки возникновения театра ал-Хусейни. Возникновение и историческое развитие шиизма как религиозного течения в исламе [Электронный ресурс] // Наука и новые технологии. 2011. № 2. С. 206-207. URL: http://science-journal.kg/media/Papers/nntiik/2011 /2/nntiik-2011 -N2-206-207.pdf (дата обращения: 06.01.2019).

2. Абдель И. А. К. К вопросу возникновения и развития театра у арабов [Электронный ресурс] // Вестник Павлодарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2011. № 3-4. С. 101-106. URL: http://rmebrk.kz/journals/ 3057/65500.pdf (дата обращения: 06.01.2019).

3. Абдельсалам М. М. К. Арабский театр XIX-XX веков и поиски художественной формы [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... к. искусствоведения. СПб., 2004. 20 с. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002630701.pdf (дата обращения: 06.01.2019).

4. Аль-Эсмаил А. Ф. К., Царькова Е. Г. Возникновение в Ираке театра европейского типа [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 6. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19240 (дата обращения: 07.12.2018).

5. Баранов А. В. Политика памяти и традиция Ашура в Исламской Республике Иран // История и историческая память: межвуз. сб. науч. трудов / под ред. А. В. Гладышева. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2015. Вып. 11. С. 159-180.

6. Казурова Н В. Народная иранская драма Тазийе: от сценических подмостков к web-сайтам [Электронный ресурс] // Радловский сборник. СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 363-370. URL: http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-235-7/978-5-88431-235-7_56.pdf (дата обращения: 06.01.2019).

7. Казурова Н В. Послереволюционный иранский кинематограф: эстетика смерти как ценностная норма // Asiatrca: труды по философии и культурам Востока / отв. ред. С. В. Пахомов. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2012. Вып. 6. С. 29-44.

8. Мунадиль А. Введение диссертации (часть автореферата) [Электронный ресурс] // Мунадиль А. Театральный «Та-зие» в Ираке: дисс. ... к. искусствоведения. СПб., 1999. URL: http://www.dissercat.com/content/teatralnyi-tazie-v-irake (дата обращения: 12.05.2018).

9. Путинцева Т. А. Тысяча и один год арабского театра. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1977. 312 с.

10. Таазия - религиозный театр [Электронный ресурс]. URL: http://iraninfo.moy.su/publ/obrazy_irana/tradicionnaja_ kultura/taazija_religioznyj_teatr/14-1-0-16 (дата обращения: 06.01.2019).

11. Тазийе [Электронный ресурс]. URL: https://sajjadi.livejournal.com/99811.html (дата обращения: 06.01.2019).

12. Тазийе - древнеперсидская мистерия [Электронный ресурс]. URL: http://samlib.ru/s/sanregre_a_w/tazie.shtml (дата обращения: 06.01.2019).

13. Талыбзаде А. Театр и театральность в культуре ислама: поэтика форм проявления театра в средневековых странах Ближнего и Среднего Востока (X-XVI вв.) [Электронный ресурс]. Баку, 2006. 324 с. URL: http://www.kitabxana. net/files/books/file/1413305684.pdf (дата обращения: 07.01.2019).

14. Хамада И. Словарь драматических и театральных терминов. Каир, 1985. 296 с.

TAZIYE RITUAL THEATRE IN THE IRAQ CULTURE

Tsar'kova Elena Gennadievna, Ph. D. in Pedagogy Al Esmail Auday Fadhel Khalel

Saratov State University tsarkova_elena@mail. ru; udayfk@gmail. com

The article characterizes Muharram mourning rituals as a form of the Arabic ritual theatre. The authors consider the sequence, nature, theatrical elements of the cultic Taziye rituals. Within the Taziye ritual special attention is paid to theatricalized performances - Shabih-Khani, in particular, to such issues as dramaturgical basis, personages, symbolic elements of scenography, scenic technique, music. The paper concludes that the Taziye cultic ritual and Shabih-Khani are an essential element of the Iraq culture and a stimulus for theatrical art development.

Key words and phrases: Taziye; Shabih-Khani; ritual theatre; Iraq culture; Shiite ritual drama.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.