Сакаева З.Л. Риторика нормативно-правовых текстов в рамках различных философско-правовых направлений // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№1 (12) январь - март. - URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2018/1/0051Lpdf. - ISSN 2413-4066
УДК 101.1: 141: 316.334.4
Сакаева Зарема Лаврентьевна
Магистрант, аспирант
ФГБОУ ВО Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского [email protected]
Риторика нормативно-правовых текстов в рамках различных философско-правовых направлений
Аннотация: В данной статье рассмотрена и описана риторика нормативно-правовой текстуальности в рамках отдельных философско-правовых учений. Понимание нормативно-правового текста зависит от понимания феноменов права и закона, отношения к миру правовых явлений. Нормативно-правовая текстуальность не сводится лишь к официальным источникам права, но распространяется на всю правовую реальность.
Ключевые слова: нормативно-правовой текст, нормативно-правовой акт, текстуальность, риторика, правосознание, правовая реальность
Нормативно-правовой текст есть смыслообразующий конструкт российской правовой реальности и правосознания. Носитель правосознания закладывает и репрезентирует правовую идею через нормативно-правовой акт, далее, благодаря носителю правосознания, она разворачивает своё содержание в правовой реальности. Понятие нормативно-правового текста включает в себя понятие нормативно-правового акта, то есть данные понятия не тождественны. Подход к пониманию закона и права различен в зависимости от направления философско-правовых направлений. Рассмотрим отношение к нормативно-правовому тексту в рамках некоторых направлений юриспруденции.
Юридический позитивизм (направление в юриспруденции, возникшее в первой половине 19 в.) рассматривает в качестве объекта юридической науки право с формально-догматических позиций без проверки соответствия праву каким-либо ценностным идеалам [1, с. 94]. В контексте юридического позитивизма нарратором нормативно-правового текста является орган государственной власти, поскольку позитивизм рассматривает в качестве нормативно-правового текста лишь нормативно-правовой акт.
Юридический позитивизм занял в российской юриспруденции лидирующую позицию по отношению к доктрине естественного права. Основателями юридического позитивизма являются: Джон Остин (1790-1859), Карл Берб (1849-1927), Адемар Эсмен (1848-1913), Габриэль Феликсович Шершеневич (1863-1912).
В двадцатом веке юридический позитивизм преобразуется в два направления: нормативизм и лингвистическую теорию права. Основатель нормативизма - Ганс Кельзен (1881-1973), он же - основатель Венской школы права. Кельзен исходил из того, что юриспруденция как наука о должном призвана быть свободна от социальных, психологических, этических, политических аспектов, она должна иметь для изучения лишь нормативное содержание права. «Подлинно научная юридическая теория отказывается
оценивать право с точки зрения справедливости или общественных идеалов; ей надлежит раскрыть сущность позитивного права с помощью анализа его структуры» [2, с. 144-145]. Таким образом, с позиций юридического позитивизма нормативно-правовой текст - это, в первую очередь, нормативно-правовой акт. Любые иные нормативно-правовые тексты, предметом которых является моральное, политическое содержание права и т.п. юридическим позитивизмом отвергаются.
Гербер Харт в своём труде «Понятие права» указывает на то, что подход Кельзена не учитывает социального контекста. В рамках «умеренного позитивизма» (лингвистической теории права), представителем которой является Герберт Харт, риторика нормативно-правового текста должна формироваться не только из сугубо формальных терминов, но и с учётом повседневного языка, традиций применения тех или иных юридических категорий в юридической практике. Термины, за счёт которых формируется норма права должны периодически пересматриваться на предмет их актуальности.
Представители юридической социологии (возникла в к. 19 - н. 20 в.в.) Рудольф фон Иеринг, Леон Дюги, Морис Ориу, М.М. Ковалевский, С.А. Муромцев исходят из того, что общество - это единый организм, следовательно право должно изучаться во взаимодействии со всеми элементами социальной системы. Право - это не только норма, но и живой правопорядок. В связи с этим, можно заключить, что в рамках этого подхода нормативно-правовой текст - это не только текст закона. Нормативно-правовой текст, исходя из концепции «живого права», формируется из всей правовой реальности, каждое её правовое событие, отношение, факт, который охватывается категорией «конкретное» - формирует нормы живого права, «живого текста».
Концепция «живого права» получила дальнейшее развитие в концепции «свободного права», представителем которой является Роско Паунд. Данная теория основана на идеях философии прагматизма, согласно которой теоретизирование ради теоретизирования -абсурдно, оно должно быть направлено на достижение пользы, на праксис. Представители этой теории подключают к анализу нормативно-правового текста комплекс методов: философский, исторический, аналитический, социологический, тогда как позитивисты ориентированы лишь на строго юридические (специальные) методы.
В рамках концепции свободного права само право включает в себя несколько смыслов: режим регулирования социальных отношений, система официальных источников права, судебный и административный процесс. Отсюда следует, что нормативно-правовая текстуальность не сводится лишь к официальным источникам права, но распространяется на всю правовую реальность.
Данная позиция является наиболее обоснованной, но слабая её сторона заключается в том, что юристам не хватает профессиональной подготовки в других (помимо юриспруденции) областях гуманитарного знания (экономика, социология) для описания тех или иных социальных институтов.
Учение о естественном праве основано на неклассической философии: томизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм, феноменология, персонализм. Учение получило наибольшее распространение в двадцатом столетии.
В современной теории естественного права (Р. Штаммлер) по-прежнему продолжается традиция различения позитивного права (источники права: закон, правовой обычай) и естественного права (идеального). Позитивный закон является легитимным только в том случае, если соответствует естественному праву.
В отличие от классических идей естественного права современная теория естественного права расширяет круг естественных прав - в них включаются не только неотъемлемые права личности, но и социально-экономические, политические права человека.
Нормативно-правовая текстуальность естественного права является гибкой, корректируемой в своём содержании. Однозначность и императивность естественных прав уходит из риторики современной нормативно-правовой текстуальности естественного права. Поскольку изменяется ценностная система правосознания, изменяется сама правовая
реальность, то изменяется и риторика нормативно-правовой текстуальности. Для современной теории естественного права материя нормативно-правового акта должна быть пластичной, податливой с тем, чтобы через право своевременно и эффективно реализовывались цели, изначально обозначенные в концепции естественного права как связанные с достижением различных благ.
К концепции естественного права относится учение неотомизма Жака Маритена. Его произведения: «Интегральный гуманизм», «Права человека и естественный закон», «Человек и государство». Согласно данной теории происхождение государства и права имеет божественную природу. Отсюда следует, что риторика нормативно-правового текста проистекает из разума человека, но изначально возможна лишь благодаря Богу, то есть источником ее является сам Бог. Нормативно-правовая текстуальность естественного закона имеет своим источником Божественный разум. Её содержанием являются универсальные нормы права и долга. Цель человека - осознать риторику нормативно-правового текста естественного закона, осмыслить его содержание, что возможно благодаря со-работе человека и Бога. Риторика нормативно-правового текстуальности естественного закона являет себя постепенно и зависит от уровня развития религиозного, морального, правового сознания. На основании этого, можно заключить, что материя (содержание прав, свобод, обязанностей гражданина) нормативно-правового текста естественного закона является гибкой, благодаря открытости носителя правосознания знанию. «Декларация прав и свобод никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня морального сознания и от уровня цивилизации в данный период истории» [3, с. 32].
Нормативно-правовой текст является результатом развития культуры конкретного общества. Нормативно-правовой текст может рассматриваться как один из информационных кодов, закрепляющих опыт правовой реальности. Этот код зафиксирован в рамках правовой системы, являющейся семиотической, поскольку правовая система служит созданию и внедрению программ правового поведения. Понимание нормативно-правового текста зависит от понимания феноменов права и закона, отношения к миру правовых явлений в рамках конкретного философско-правового течения. Нормативно-правовая текстуальность не сводится лишь к официальным источникам права, но распространяется на всю правовую реальность. Данная позиция имеет в качестве своей основы концепцию свободного права.
Ссылки на источники:
[1] Марченко М.Н. Философия права. М.: Проспект, 2015. Т. 1.
[2] Кельзен Г. Чистое учение о праве. СПб.: ООО Издательский Дом «Алеф-Пресс»,
2015.
[3] Маритен Ж. Философия прав человека // Европейский альманах. История, Традиция,
Культура. М. 1992.
Zarema Sakaeva
Master's Degree Student,
Post-graduate Student FSBEI HE Omsk State University, Omsk
Rhetoric of Normative Legal Texts in the Framework of Various Philosophical and Legal Trends
Abstract: Rhetoric of normative legal textuality is considered and described in the framework of individual philosophical and legal doctrines. Understanding the normative legal text depends on an understanding of the phenomena of law, relation to the world of legal phenomena. Regulatory legal text is not limited to official sources of law, but extends to the entire legal reality.
Keywords: normative legal text, normative legal act, textuality, rhetoric, legal consciousness, legal reality