Научная статья на тему 'Риторика массовой культуры'

Риторика массовой культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
880
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А. П. Романенко

Массовая культура и ее риторика занимают в системе современной культуры центральное место: элитарная и народная культуры оказались на периферии. Такое положение связано с появлением в ХХ веке нового вида словесности – массовой информации. Рассматриваются основные черты этой риторики. Этос: образ ритора – сильная личность; пафос – разрушение духовной морали и возврат к практической, революционность; логос: «поэтика низкого». Софистический характер этой риторики должен быть вскрыт при обучении риторике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mass culture and its rhetoric occupy a central place in the system of modern culture: elite culture and national culture turned out to be in the periphery. Such a situation is bound up with the advent of mass information in the 20-th Century. The main characteristic features of this kind of rhetoric are studied in the article. Ethos: image of the speaker as a strong personality in front of a mass audience. Pathos: destruction of spiritual morals and return to the practical ones, revolutionism. Logos: “Poetics of the Low”. A sophistic nature of mass culture rhetoric should be revealed in teaching the subject.

Текст научной работы на тему «Риторика массовой культуры»

УДК 82.085

А.П. РОМАНЕНКО

Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

РИТОРИКА МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Массовая культура и ее риторика занимают в системе современной культуры центральное место: элитарная и народная культуры оказались на периферии. Такое положение связано с появлением в ХХ веке нового вида словесности - массовой информации. Рассматриваются основные черты этой риторики. Этос: образ ритора - сильная личность; пафос -разрушение духовной морали и возврат к практической, революционность; логос: «поэтика низкого». Софистический характер этой риторики должен быть вскрыт при обучении риторике.

Mass culture and its rhetoric occupy a central place in the system of modern culture: elite culture and national culture turned out to be in the periphery. Such a situation is bound up with the advent of mass information in the 20-th Century. The main characteristic features of this kind of rhetoric are studied in the article. Ethos: image of the speaker as a strong personality in front of a mass audience. Pathos: destruction of spiritual morals and return to the practical ones, revolutionism. Logos: "Poetics of the Low". A sophistic nature of mass culture rhetoric should be revealed in teaching the subject.

В системе культуры нового времени выделяются по содержанию, функциям, носителям, языковому воплощению три составляющих: народная, элитарная, массовая культура. Народной культуре соответствует диалектная речь, элитарной - литературный язык, массовой - просторечие. Эти культурные страты развивают свою риторику. Народная культура, ориентированная на мифологическое сознание, располагает риторикой, основанной на практической морали, ее принципы имплицитно содержатся в фольклоре. Элитарная культура, связанная с рационалистическим сознанием, развивает риторику, основанную на духовной морали и кодифицированную эксплицитно, в виде риторической теории. Массовая культура имеет риторику бытовую, сочетающую мифоло-гизм и рационализм, практическую и духовную мораль (последняя в результате разрушается как система).

В ХХ веке происходит экспансия массовой культуры, она вытесняет элитарную и народную на периферию социальной жизни. Это происходит в результате того, что речевым воплощением массовой культуры становится массовая информация. Тексты мас-

совой информации, играющие ведущую роль в общественной жизни, с необходимостью используют литературный язык, однако этот новый литературный язык «демократизируется», тяготеет к просторечию и к канцеляриту. Риторика советской массовой культуры разрушает духовную (христианскую) мораль путем создания нового ее варианта (коммунистической морали). Эта риторика тяготела к мифологической модели общественного сознания и не развивала теории. В постсоветское время в общественном сознании укрепляется рационализм и наблюдается своего рода риторический бум. Однако вместе с возрождением элитарной риторики, построенной на топике духовной морали, развивается и риторика софистическая, в которой риторическая техника заменяет моральную основу и даже делает ее ненужной. Рассмотрим именно этот тип риторики массовой культуры в трех аспектах речевой деятельности - это-се, пафосе и логосе.

Этос риторики массовой культуры определяется условиями массовой коммуникации. Образ ритора конструируется прежде всего как образ сильной личности. Со-

66 _

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 1

ветский образ ритора - твердый, беспощадный к врагам большевик, сильный и духовно, и физически. Нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять (И.В.Сталин). В советском массовом искусстве герой - это прежде всего простой и сильный человек (как правило, рабочий; интеллигент обычно слаб и нетверд). Современный постсоветский образ ритора тоже основан на силе, правда, главным образом, физической, так как партийная духовность ушла в прошлое. Герой современного массового искусства - супермен, часто противопоставляющий свою силу закону. Культ силы проявляется и в поэтизации криминала как в искусстве (особенно в телевизионных сериалах), так и в информационном вещании (например, передача «Вести: Дежурная часть» и тому подобное). Аудитория - не народ, а массы. В советской культуре слово «народ» означало именно «массы», что подкреплялось и идеей интернационализма (пусть даже только декларируемой). В наше время массовая аудитория также не ограничивается понятием «народ», что поддерживается тенденцией к ее американизации. И в советской, и в постсоветской массовой аудитории интеллигенция как носитель элитарной культуры не популярна и подвергается осмеянию в бытовой и забвению в государственной сфере.

Пафос риторики массовой культуры агонален и революционен. Советский пафос был основан на идее классовой борьбы, отрицавшей старую духовную мораль и заменявшей ее новой, пролетарской. Пафос современной софистической риторики основан на идее борьбы за выживание, на идее конкуренции. Разрушение духовной морали (и советской, и христианской) происходит путем возврата к морали практической. Вместо идеологической советской аксиологии развивается аксиология товар-

но-денежная. Пафос массовой культуры опирается на идею силы в этосе и имеет агрессивный характер.

Логос массовой культуры и ее риторики характеризуется, во-первых, принципиальной вторичностью и, во-вторых, «поэтикой низкого» (по выражению В.В.Химика). Вторичность характерна как для содержания, так и для стиля произведений массовой культуры. Оригинальность этих произведений можно видеть в компановке заимствованного содержания и стиля. Для внешней топики этой риторики характерен релятивизм, подкрепленный идеей абсолютной ценности денег. Вторичность стиля проявляется и в сильнейшей тенденции к шабло-низации и клишированию языка (советский канцелярит; современный «постновояз», по А.Д.Васильеву). Вторичность проявляется в крайне небрежном, даже принципиально небрежном обращении с фактами культуры. Например: Здесь еще сохранились дворянские и купеческие могилы с рыдающими нимфами, ангелочками и трогательными

надписями с буквой «ять»: «Спи спокойно,

*

дорогой другъ, мужъ, отецъ» . Все указанные черты риторики массовой культуры с неизбежностью приводят к «глобальному снижению» языка, к «поэтике низкого» (В.В.Химик), к утрате высокого стиля (В.В.Колесов). Источниками языкового стандарта становятся просторечие и общий жаргон, которые вместе с книжной речью формируют новый «литературный» язык, язык массовой информации.

Таковы основные черты современной риторики массовой культуры, риторики, претендующей на статус образца. Ее необходимо изучать и на основе такого изучения формировать учебный предмет школьной риторики.

Незнанский Ф., Береговской М. По ложному следу. М., 2001.

_ 67

Санкт-Петербург. 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.