Научная статья на тему 'РИСУНКИ К. Ф. КНАППЕ В СОБРАНИИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К «ZOOGRAPHIA ROSSO-ASIATICA» П. С. ПАЛЛАСА: К ИСТОРИИ КОЛЛЕКЦИЙ НАТУРАЛЬНОГО КАБИНЕТА КУНСТКАМЕРЫ'

РИСУНКИ К. Ф. КНАППЕ В СОБРАНИИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К «ZOOGRAPHIA ROSSO-ASIATICA» П. С. ПАЛЛАСА: К ИСТОРИИ КОЛЛЕКЦИЙ НАТУРАЛЬНОГО КАБИНЕТА КУНСТКАМЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
КНАППЕ / ПАЛЛАС / НАУЧНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / КУНСТКАМЕРА / НАТУРАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ / ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК / ИСТОРИЯ КУНСТКАМЕРЫ / ИСТОРИЯ НАУКИ

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Абайдулова Анна Галиевна

Рассматривается неопубликованный комплекс рисунков Карла Фридриха Кнаппе (1745-1805), который хранится в собрании иллюстраций к сочинению «Zoographia rosso-asiatica» академика Петра Симона Палласа (1741-1811) в фондах Санкт-Петербургского филиала Архива РАН. Карл Фридрих Кнаппе - петербургский художник-анималист, руководитель класса живописи зверей и птиц Академии художеств (1775-1795), автор иллюстраций к труду Палласа «Flora Rossica». Он не участвовал в экспедициях Палласа, и это дает основания утверждать, что рисунки созданы им в Санкт-Петербурге между 1774 и 1795 гг. на основе полевых материалов и чучел птиц, добытых в экспедициях и вошедших в собрание Натурального кабинета Кунсткамеры. Поскольку техника изготовления чучел в XVIII в. была несовершенной и сохранять их долго было невозможно, уже в XIX в. рисунки из собрания Палласа, включая рисунки Кнаппе, служили материалом для визуальной реконструкции зоологических коллекций Академии наук последней трети XVIII в. Исследование этих рисунков не только дает нам возможность представить, как выглядели экспонаты из академических зоологических коллекций, но и позволяет проследить, как академик Паллас работал с изобразительными источниками, совместно с художниками добиваясь необходимой точности изображения. Рисунки Кнаппе имеют значение как визуальный источник для изучения состава естественно-научных коллекций Кунсткамеры, а также как источник по истории научной иллюстрации в России. Впервые публикуются описания всех сохранившихся рисунков Кнаппе с расшифровкой помет-автографов Палласа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

K. F. KNAPPE’S DRAWINGS IN THE CORPUS OF ILLUSTRATIONS TO “ZOOGRAPHIA ROSSO-ASIATICA” BY PETER SIMON PALLAS: ON THE HISTORY OF THE COLLECTIONS OF THE CABINET OF NATURALIA IN THE KUNSTKAMERA

The article presents a complex of unpublished drawings by Karl Friedrich Knappe (1745-1805), which are found in the corpus of illustrations to the fundamental work “Zoographia Rosso-Asiatica” by Academician Peter Simon Pallas (1741-1811) in the funds of St. Petersburg branch of the Archive of the Russian Academy of Sciences. Karl Friedrich Knappe is an animal painter from St. Petersburg, the head of the animal and bird painting class at the Academy of Arts (1775-1795), the author of illustrations for the work of Pallas “Flora Rossica”. He did not participate in expeditions of Pallas, and this gives grounds to assert that the drawings were created in St. Petersburg between 1774 and 1795, based on field materials and stuffed birds obtained during expeditions and included in the collection of the Cabinet of Naturalia in the Kunstkamera. Since the technique of making stuffed animals was imperfect in the 18th century, and it was impossible to preserve the objects for a long time, the drawings from the collection of Pallas, including drawings by Knappe, were already in the 19th century used as a source for the visual reconstruction of the zoological collections of the Academy of Sciences in the last third of the 18th century. The study of these drawings gives us the opportunity to imagine what the exhibits from the academic zoological collections looked like, it also allows us to observe how Academician Pallas in consort with the artists worked with visual sources achieving the necessary accuracy of an image. Knappe's drawings are important as a visual source for studying the structure of the natural scientific collections in the Kunstkamera, and as a source on the history of scientific illustration in Russia as well. The article provides first publication of the descriptions of all the extant Knappe’s drawings with a decryption of Pallas’s autograph marks.

Текст научной работы на тему «РИСУНКИ К. Ф. КНАППЕ В СОБРАНИИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К «ZOOGRAPHIA ROSSO-ASIATICA» П. С. ПАЛЛАСА: К ИСТОРИИ КОЛЛЕКЦИЙ НАТУРАЛЬНОГО КАБИНЕТА КУНСТКАМЕРЫ»

музейные коллекции

DOI 10.31250/2618-8619-2022-2(16)-69-79 УДК 069.8

Анна Галиевна Абайдулова

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация E-mail: abaidulova@kunstkamera.ru

Рисунки К. Ф. Кнаппе в собрании иллюстраций к «Zoographia rosso-asiatica» П. С. Палласа: к истории коллекций Натурального кабинета Кунсткамеры*

АННОТАЦИЯ. Рассматривается неопубликованный комплекс рисунков Карла Фридриха Кнаппе (1745— 1805), который хранится в собрании иллюстраций к сочинению «Zoographia rosso-asiatica» академика Петра Симона Палласа (1741-1811) в фондах Санкт-Петербургского филиала Архива РАН. Карл Фридрих Кнаппе — петербургский художник-анималист, руководитель класса живописи зверей и птиц Академии художеств (1775-1795), автор иллюстраций к труду Палласа «Flora Rossica». Он не участвовал в экспедициях Палласа, и это дает основание утверждать, что рисунки созданы им в Санкт-Петербурге между 1774 и 1795 гг. на основе полевых материалов и чучел птиц, добытых в экспедициях и вошедших в собрание Натурального кабинета Кунсткамеры. Поскольку техника изготовления чучел в XVIII в. была несовершенной и сохранять их долго было невозможно, уже в XIX в. рисунки из собрания Палласа, включая рисунки Кнаппе, служили материалом для визуальной реконструкции зоологических коллекций Академии наук последней трети XVIII в. исследование этих рисунков не только дает нам возможность представить, как выглядели экспонаты из академических зоологических коллекций, но и позволяет проследить, как академик Паллас работал с изобразительными источниками, совместно с художниками добиваясь необходимой точности изображения. Рисунки Кнаппе имеют значение как визуальный источник для изучения состава естественно-научных коллекций Кунсткамеры, а также как источник по истории научной иллюстрации в России. Впервые публикуются описания всех сохранившихся рисунков Кнаппе с расшифровкой помет-автографов Палласа.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Кнаппе, Паллас, научная иллюстрация, Кунсткамера, Натуральный кабинет, естественно-научные коллекции, музейные коллекции, Петербургская Академия наук, история Кунсткамеры, история науки

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Абайдулова А. Г. Рисунки К. Ф. Кнаппе в собрании иллюстраций к «Zoographia rosso-asiatica» П. С. Палласа: к истории коллекций Натурального кабинета Кунсткамеры. Кунсткамера. 2022. 2(16): 69-79. doi 10.31250/2618-8619-2022-2(16)-69-79

* Исследование выполнено за счет гранта РНФ, проект № 19-18-00116 «Визуализация этничности: российские проекции науки, музея, кино» (рук. А. В. Головнёв).

museum collections

Anna Abaydulova

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russia E-mail: abaidulova@kunstkamera.ru

K. F. Knappe's Drawings in the Corpus of Illustrations to "Zoographia Rosso-Asiatica" by Peter Simon Pallas: On the History of the Collections of the Cabinet of Naturalia in the Kunstkamera

ABSTRACT. The article presents a complex of unpublished drawings by Karl Friedrich Knappe (1745-1805), which are found in the corpus of illustrations to the fundamental work "Zoographia Rosso-Asiatica" by Academician Peter Simon Pallas (1741-1811) in the funds of St. Petersburg branch of the Archive of the Russian Academy of Sciences. Karl Friedrich Knappe is an animal painter from St. Petersburg, the head of the animal and bird painting class at the Academy of Arts (1775-1795), the author of illustrations for the work of Pallas "Flora Rossica". He did not participate in expeditions of Pallas, and this gives grounds to assert that the drawings were created in St. Petersburg between 1774 and 1795, based on field materials and stuffed birds obtained during expeditions and included in the collection of the Cabinet of Naturalia in the Kunstkamera. Since the technique of making stuffed animals was imperfect in the 18th century, and it was impossible to preserve the objects for a long time, the drawings from the collection of Pallas, including drawings by Knappe, were already in the 19th century used as a source for the visual reconstruction of the zoological collections of the Academy of Sciences in the last third of the 18th century. The study of these drawings gives us the opportunity to imagine what the exhibits from the academic zoological collections looked like, it also allows us to observe how Academician Pallas in consort with the artists worked with visual sources achieving the necessary accuracy of an image. Knappe's drawings are important as a visual source for studying the structure of the natural scientific collections in the Kunstkamera, and as a source on the history of scientific illustration in Russia as well. The article provides first publication of the descriptions of all the extant Knappe's drawings with a decryption of Pallas's autograph marks.

KEYWORDS: Knappe, Pallas, scientific illustration, Kunstkamera, cabinet of naturalia, natural scientific collections, museum collections, St. Petersburg Academy of Sciences, history of the Kunstkamera, history of science

FOR CITATION: Abaydulova A. K. F. Knappe's Drawings in the Corpus of Illustrations to "Zoographia Rosso-Asiatica" by Peter Simon Pallas: On the History of the Collections of the Cabinet of Naturalia in the Kunstkamera. Kunstkamera. 2022. 2(16): 69-79. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2022-2(16)-69-79

В фондах Санкт-Петербургского филиала Архива РАН (СПбФ АРАН) хранится собрание рисунков и гравюр, которое академик П. С. Паллас составил за годы работы в России и использовал при написании своего фундаментального сочинения «Zoographia rosso-asiatica» (Pallas 1811—[1814]), обобщив значительный изобразительный материал. Этот массив содержит около 400 листов иллюстраций и хронологически охватывает последнюю треть XVIII — первую треть XIX в. В нем выделяются отдельные группы изображений, соответствующие различным этапам подготовительной работы над изданием. Одна из таких групп — это рисунки Карла Фридриха Кнаппе. Рисунки эти интересны для нас прежде всего тем, что на них, предположительно, изображены экспонаты Натурального кабинета Кунсткамеры.

К. Ф. Кнаппе родился в Санкт-Петербурге в 1745 г., учился в Академии художеств у известного художника-анималиста И. Ф. Гроота и в 1774 г. получил звание академика. В 1775 г. он сменил И. Ф. Гроота на посту руководителя академического класса живописи зверей и птиц и занимал эту должность вплоть до упразднения класса в 1795 г. Кроме того, К. Ф. Кнаппе служил учителем рисования в Инженерном, затем в Сухопутном кадетском корпусе, а также преподавал рисование в училище Святого Петра — здесь он работал до своей смерти в 1805 г. (Iversen 1887: 15; Брук 1990: 189, 256; Карев 2003: 307-308, 316; Живопись 2007: 30). В истории естествознания К. Ф. Кнаппе известен как автор иллюстраций к знаменитому сочинению П. С. Палласа «Flora Rossica» (Pallas 1784-1788; Колчинский и др. 2004: 108, 114, 116; Сытин 2014: 175). Ученый и художник в 1780-х годах вместе работали над изданием, и П. С. Паллас в предисловии к своему труду сообщает, что К. Ф. Кнаппе в это время исцелился от доведшего его до хромоты «лома в кости» с помощью лекарства из рододендрона золотистого, изображенного в «Flora Rossica» (Сытин 2014: 179).

П. С. Паллас очень внимательно относился к иллюстрированию своих трудов и вникал в детали работы художников и граверов. Так, не доверяя мастерству петербургских граверов, он просил Академию наук поручить гравирование иллюстраций к «Zoographia» жившему в Лейпциге художнику Х. Г. Г. Гейслеру, с которым плодотворно сотрудничал (Baer 1831: 6; Wendland 1991: 395; Сытин 2014: 238). К. Ф. Кнаппе, очевидно, также пользовался доверием П. С. Палласа. В письме к непременному секретарю Академии Н. И. Фусу из Симферополя, сообщив о готовности первой части текста «Zoographia» и подтвердив свое желание поручить гравирование иллюстраций Х. Г. Г. Гейслеру, П. С. Паллас пишет: «Два рисунка у меня вовсе пропали, а именно по классу птиц TAB. XIII Vultur barbatus и TAB. LXXVIII Sterna Caspia. Поскольку оба вида ныне наличествуют в академической Кунсткамере, так как ягнятника я сам доставил из Иркутска, то я покорнейше прошу поручить хорошему рисовальщику нарисовать таковые в формате TAB. II и др. и в цвете отослать Гейслеру! Ежели другого способного зверописца нет при Академии, то г. профессор Кнаппе, быть может, будет так добр по старой дружбе выполнить оба эти рисунка»1 (СПбФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 140. Л. 12 об.). Письмо датировано 26 мая 1806 г., П. С. Паллас еще не знал, что К. Ф. Кнаппе скончался годом ранее.

Среди иллюстративного материала к «Zoographia» сохранились 12 рисунков птиц, выполненных К. Ф. Кнаппе (СПбФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 135. Л. 47, 62, 70, 74, 77, 84; Д. 136, Л. 5, 28, 29, 33, 55, 59). Десять листов подписаны художником, и еще два листа без подписи, очевидно, выполнены им же — они нарисованы на листах бумаги одного формата в узнаваемой манере, которая не характерна для остальных листов собрания. На этих 12 листах изображено 15 видов птиц — на трех листах по два вида. Большая часть этих птиц, судя по ссылкам в тексте «Zoographia», была описана во второй и третьей частях «Путешествия по разным провинциям Российского государства» П. С. Палласа, вышедших в 1773 и 1776 гг. соответственно (Pallas 1771-1776), причем десять видов были описаны П. С. Палласом впервые2.

1 Пер. с нем. яз. автора.

2 См. описания листов № 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12.

Учитывая, что К. Ф. Кнаппе не участвовал в экспедициях П. С. Палласа, можно утверждать, что рисунки созданы им в Санкт-Петербурге между 30 июля 1774 г., когда П. С. Паллас вернулся из своего многолетнего путешествия (Протоколы заседаний... 1900: 142), и 12 августа 1795 г., когда ученый уехал на постоянное жительство в Крым (Протоколы заседаний. 1911: 438-439), увезя с собой все необходимые материалы для подготовки «Zoographia». Скорее всего, иллюстрации Кнаппе создавались на основе полевых рисунков и чучел птиц, добытых в экспедиции и вошедших в собрание Натурального кабинета Кунсткамеры. Вероятно, художник имел возможность также пользоваться аналогичными предметами из коллекции самого Палласа. Дублетные экземпляры из экспедиций доставлялись в таком количестве, чтобы их хватало для обмена, а в некоторых случаях из них могли даже пополняться коллекции других лиц. Так, в сентябре 1769 г. академическая Конференция приняла решение передать коллекцию дублетов из экспедиционных сборов директору В. Г. Орлову и почтить таким образом его заслуги по организации «физических» экспедиций (Протоколы заседаний. 1900: 700-701).

Уже в 1830-е годы рисунки в какой-то мере заменили собой оригинальные сборы Палласа и использовались для научной работы зоологов. На трех рисунках К. Ф. Кнаппе сохранились трудночитаемые карандашные пометы, одна из которых содержит фамилию «Natterer». Австрийский естествоиспытатель и путешественник И. Наттерер посещал Санкт-Петербург в 1838 г. во время своей поездки по Европе, целью этой поездки было ознакомление с зоологическими коллекциями европейских музеев (Schmutzer 2007: 249-250). По словам Ф. Ф. Брандта, И. Наттерер несколько месяцев изучал орнитологические коллекции в Зоологическом музее Академии наук (Брандт 1865: 24). В протоколе заседания академической Конференции от 24 августа 1838 г. есть упоминание о том, что И. Наттерер выразил желание работать с изобразительными материалами к орнитологической части «Zoographia» (СПбФ АРАН. Ф. 1. Оп. 1а. Д. 58. Л. 79-79 об.). Вероятно, это желание возникло у ученого потому, что от чучел птиц, доставленных экспедициями XVIII в., к тому времени в музее почти ничего не сохранилось (Брандт 1865: 5). Таким образом, рисунки из собрания Палласа уже в XIX в. служили материалом для визуальной реконструкции зоологических коллекций Академии наук последней трети XVIII в.

Иллюстрации к «Zoographia» по целому ряду причин были опубликованы значительно позже текста и в сокращенном виде — в свет вышла примерно одна пятая часть из предназначенных Палласом к печати изображений3 (Icones ad Zoographiam Rosso-Asiaticam [1834-1842]). В IV и VI выпусках этого издания вышли гравюры четырех видов птиц, изображенных на рисунках Кнаппе, но сделаны они были по другим рисункам. Единственная гравюра, которую можно соотнести с одним из рисунков Кнаппе4, — это иллюстрация к статье П. С. Палласа из XIX тома академических «Новых комментариев» (Pallas 1775), в которой дается описание рябка (рис. 1). Сходство рисунка с гравюрой проявляется не только в общих чертах, но и в некоторых деталях, например в изображении специфической растительности5. Возможно, эта гравюра послужила основой для рисунка К. Ф. Кнаппе, либо у них был какой-то общий источник.

Из 12 сохранившихся рисунков К. Ф. Кнаппе на сегодняшний день опубликован только рисунок тетерева6, остальные 11 пока не изданы. Далее мы приводим описания всех рисунков и надеемся, что их публикация обратит внимание исследователей на эти визуальные источники, имеющие значение и для изучения состава естественно-научных коллекций Кунсткамеры XVIII в., и для истории научной иллюстрации в России.

3 История издания сочинения П. С. Палласа описана К. М. Бэром (Baer 1831), о роли К. М. Бэра в издании «Zoographia» см. также труды А. Н. Световидова и Ф. Вендланда (Световидов 1978: 5-14; Wendland 1991: 391-414).

4 См. описание № 9.

5 На переднем плане изображен астрагал с вздутыми бобами (Astragalus pallasii Spreng., или Astragalus physoides), семенами которого питается рябок. Автор глубоко признательна за консультацию д.б.н., вед.н.с. Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН А. К. Сытину

6 См. описание № 8. Рисунок с обрезанными полями и с ошибками в описании опубликован в альбоме «М. В. Ломоносов и академические экспедиции XVIII века» (2011: 72) и в составе одноименной электронной коллекции на сайте РАН (2012). В необ-резанном виде, но с неточной датировкой рисунок опубликован на сайте СПбФ АРАН в составе электронной выставки «К 270-летию со дня рождения Петра Симона Палласа и 200-летию выхода в свет "Zoographia Rosso-Asiatica"» (2011).

JVov. Comment, .-icad. /пу>. Se. Petropol. 7om. m. Tut m:

Рис. 1. Tetrao Arenaria. Иллюстрация к статье П. С. Палласа. Novi Commentarii Academiae scientiaram Imperialis Petropolitanae. T. XIX. Tab. VIII. 1775 г. (Biodiversity Heritage Library)

Fig. 1. Tetrao Arenaria. Illustration to the article of P. S. Pallas. Novi Commentarii Academiae scientiarum Imperialis Petropolitanae. T. XIX. Tab. VIII. 1775 г. (Biodiversity Heritage Library)

ОПИСАНИЯ рисунков

Рисунки монохромные, выполнены акварелью в оттенках серого цвета. Сохранность их оставляет желать лучшего — на листах есть загрязнения, царапины и утраты фрагментов бумаги, которые были восполнены при реставрации. На восьми листах есть филиграни или фрагменты филиграней. Авторские подписи сделаны краской, находятся в нижней части рисунков и состоят из инициалов и фамилии художника. В трех случаях в подписи также присутствует сокращение от слова «fecit»7.

на рисунках есть собственноручные пометы п. с. палласа на немецком языке, сделанные чернилами. римские цифры в правых верхних углах листов обозначают номера иллюстраций по тексту «Zoographia», под рисунками на латинском языке написаны названия птиц. На нескольких листах есть также примечания «nota bene» на полях и нумерация рядом с фигурами птиц. Примечания сделаны П. С. Палласом для Х. Г. Г. Гейслера, которому было поручено изготовление иллюстраций к «Zoographia», они содержат указания об изменении размера рисунка, особенностях раскраски и т. п. Изучение помет позволяет проследить, как П. С. Паллас работал с изобразительными источниками, добиваясь необходимой точности изображения совместно с художником.

описания рисунков даны в том порядке, в котором изображенные птицы расположены в «Zoographia». В каждом описании приводится название птицы, данное П. С. Палласом, со ссылкой на том, номер описания, страницу и номер иллюстрации в «Zoographia». Современные названия определены с помощью информационно-поисковой системы «Позвоночные животные россии» и труда Л. С. Степаняна «Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий» (Информационно-поисковая система «Позвоночные животные России»; Степанян 2003).

7 «Сделал» (лат.).

Описания помет на листах даны по возможности полно, содержание примечаний П. С. Палласа и других лиц раскрывается в сносках в переводе на русский язык. Специфические архивные пометы (нумерация листов, штампы и т. п.) не описываются. Сведения о датировке, авторстве, характере помет, приведенные во вступлении, в описаниях не повторяются.

1. Corvus Cyanus (Zoographia. I. № 49. P. 391. Tab XVI). Голубая сорока (Cyanopica cyanus).

20,5 x 27 см

Пометы: в правом верхнем углу «TAB. XVI», под рисунком посередине подпись «CORVUS Cyanus». Справа в нижней части рисунка расположена подпись художника «C. F. Knappe».

На лист карандашом нанесена сетка для масштабирования. Горизонтальные линии с левой стороны пронумерованы карандашом снизу вверх от 1 до 9, вертикальные линии пронумерованы с нижней стороны слева направо от 1 до 5.

СПбФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 135. Л. 47.

2. Turdus leucocillus8 (Zoographia. I. № 90. P. 450. Tab. XXI). Сибирский дрозд (Zoothera sibirica).

22 x 26,5 см

Пометы: в правом верхнем углу «TAB. XXI», под рисунком подпись «TURDUS Leucocillus». В верхней части листа над рисунком — карандашом «+ ob Sibiri[en] [неразб.]». В нижнюю левую часть рисунка вписана подпись художника «C. F. Knappe. [ffc:]».

Лист несет следы карандашной разметки сеткой для масштабирования, есть фрагмент филиграни.

СПбФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 135. Л. 62.

3. Motacilla montanella (Zoographia. I. № 110. P. 471. Tab. XXVI). Motacilla Cyane (Zoographia. I. № 111. P. 472. Tab. XXVI. fig. I). Сибирская завирушка (Prunella montanella).

Синий соловей (Luscinia cyane). 22 x 29,5 см

Пометы: в правом верхнем углу «TAB. XXVI», под рисунком подпись «MOTACILLA 1. Cyane. 2. Montanella.», ниже — трудночитаемая надпись карандашом: «Herr Natterer be[sehet] [неразб.]»9. Рядом с фигурами птиц цифры «1» и «2». В правом нижнем углу: «NB. Illumination nach der Natur»10. В нижнюю центральную часть рисунка вписана подпись «C. F. Knappe. fc:». На листе есть филигрань. СПбФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 135. Л. 70.

4. Motacilla Leucomela (Zoographia. I. № 117. P. 479. Tab. XXVIII). Каменка-плешанка (Oenanthe pleschanka)

21,5 x 26,5 см

Пометы: в правом верхнем углу «TAB. XXVIII», под рисунком посередине подпись «MOTACILLA Leucomela». По нижнему краю листа — «Farbe und besonders die Schwanzfedern nach der Nebenzeichnung»11. Справа под рисунком расположена подпись художника «C. F. Knappe». Справа над фигурами птиц чернилами вымарана маленькая пометка. Восполнена утрата левой части листа. СПбФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 135. Л. 74.

8 Описание этого рисунка с неточной датировкой было опубликовано автором в 2011 г. (Абайдулова 2011).

9 «Господин Наттерер [осмотрел] [неразб.]».

10 «NB. Раскраска в соответствии с природой».

11 «Расцветку, и особенно перья хвоста, [следует исполнить] по дополнительному рисунку».

5. Motacilla Calliope (Zoographia. I. № 119. P. 483. Tab. XXIX).

Соловей-красношейка (Luscinia Calliope)

21,5 x 26 см

Пометы: в правом верхнем углу «TAB. XXIX», под рисунком подпись «MOTACILLA Calliope 1. Mas; 2. Foemina». Подпись «C. F. Knappe» вписана в нижний правый угол рисунка. Рядом с верхней фигурой птицы написана цифра «2».

Восполнена утрата верхнего левого угла листа, есть фрагмент филиграни.

СПбФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 135. Л. 77.

6. Alauda mongolica (Zoogr. I. № 145. P. 516. Tab. XXXIII. fig. I).

Alauda leucoptera (Zoogr. I. № 147. P. 518. Tab. XXXIII. fig. 2).

Монгольский жаворонок (Melanocorypha mongolica).

Белокрылый жаворонок (Melanocorypha leucoptera).

21 x 27 см

Пометы: в правом верхнем углу — полустертый номер иллюстрации «TAB. XXXIII». Ниже полустертая надпись карандашом в три строки: «NB zu [geben] / [неразб.]»12. Под рисунком подпись «ALAUDA: 1. mongolica. 2. Leucoptera». Рядом с лапками птицы слева цифра «1», справа цифра «2».

Восполнена утрата в левой верхней части листа размером 12,5 x 11 см, на листе есть филигрань.

СПбФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 135. Л. 84.

7. Pyrrhula caudata (Zoographia. II. № 181. P. 10. Tab. XXXVII).

Длиннохвостая чечевица (Uragus sibiricus).

21 x 25 см

Пометы: в правом верхнем углу «TAB. XXXVII», под рисунком посередине подпись «PYRRHULA caudata». По нижнему краю листа чернилами в две строки: «NB: Stellung u. Umriß sind gut, aber die Federn sind glätter zu stechen wie an der / Nebenzeichnung, ingleich, der Schnabel und die Farben»13. В нижнюю правую часть рисунка вписана подпись художника «C. F. Knappe». Рядом с фигурой птицы слева цифра «2», справа цифра «1».

Восполнены утраты верхних углов листа, есть фрагмент филиграни.

СПбФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 136. Л. 5.

8. Tetrao Tetrix (Zoographia. II. № 219. P. 59. Tab. LII).

Тетерев (Lyrurus tetrix).

22 x 27 см

Пометы: в правом верхнем углу «TAB. LII», под рисунком посередине подпись «TETRAO Tetrix; variegata.» В левом нижнем углу — «NB Etwas verkleinern»14. В нижнюю правую часть рисунка вписана подпись художника «C. F. Knappe. fc:».

На листе есть филигрань.

СПбФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 136. Л. 28.

9. Tetrao arenaria (Zoographia. II. № 223. P. 73. Tab. LIII).

Чернобрюхий рябок (Pterocles orientalis).

23 x 26,5 см

12 «N6. [дать] [неразб.]».

13 «ПВ. Положение и контур хороши, но перья гравировать более гладко, как на дополнительном рисунке, также [по рисунку исполнить] и клюв, и расцветку».

14 «ПВ. Немного уменьшить».

Пометы: в правом верхнем углу «TAB. LIII». Рядом с фигурами птиц написаны цифры «1» и «2», над головой фигуры 1 — буква «B». Под рисунком карандашом и краской начерчена линейка, над ней чернилами проставлены цифры от 1 до 6. Справа просматриваются следы стертой части линейки. Слева от цифры 6 надпись чернилами «poll. Paris»15. Под линейкой подпись «TETRAO arenaria 1. Mas; 2 foemina». В нижнюю левую часть рисунка вписана подпись художника «C. F. Knappe».

СПбФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 136. Л. 29.

10. Ardea comata (Zoographia. II. № 249. P. 123. Tab. LV).

Желтая цапля (Ardeola ralloides).

20 X 28 см

Пометы: в правой верхней части листа «TAB. LV», под рисунком посередине подпись «ARDEA comata». По нижнему краю листа справа — «NB. Etwas zu verkleinern»16. В нижнюю часть рисунка вписана подпись художника «C. F. Knappe». Справа над фигурой птицы чернилами вымарана маленькая пометка.

Лист несет следы многочисленных сгибов. Восполнены утраты в верхней левой части и утрата левого края листа, есть фрагмент филиграни.

СПбФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 136. Л. 33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Phalacrocorax pygmaeus (Zoogr. II. № 364. P. 300. Tab. LXXIV. fig. I). Phalacrocorax bicristatus (Zoogr. II. № 365. P. 301. Tab. LXXIV. fig. I).

Малый баклан (Phalacrocorax pygmaeus).

Краснолицый баклан (Phalacrocorax urile)

23 X 28,5 см

Пометы: в правом верхнем углу «TAB. LXXIV», под рисунком посередине подпись «PHALACROCORAX 2 bicristatus. 1. Pygmaeus». Ниже справа рукой X. Г. Г. Гейслера — «NB. Diese Tafel wird in 74 u[nd] 75 getheilt»17. По нижнему краю в центре — «Dieser bessere Umriß ist nach der Zeichnung auszuführen [неразб.]»18. Рядом с фигурой птицы справа цифра «1», справа от левой фигуры птицы цифра «2».

В левой части листа, посередине у края два точечных отверстия.

К. Ф. Кнаппе не закончил этот рисунок, доделан только фон с растениями, а обе птицы нарисованы контурными линиями. Краснолицый баклан описан П. С. Палласом в «Zoographia» с привлечением материалов экспедиции И. И. Биллингса — Г. А. Сарычева: ученый упоминает, что экземпляры этой птицы и сделанный с натуры рисунок были доставлены натуралистом этой экспедиции К. Г. Мерком (Pallas 1811-[1814]. T. II: 301; Stresemann 1948: 128-129). В списке поступлений в Натуральный кабинет Кунсткамеры, составленном П. С. Палласом по завершении экспедиции в 1794 г., эта птица значится как новый вид (Histoire de l'Académie Impériale des Sciences Année MDCCXCIV 1801: 21-25). Очевидно, до этого в академическом музее она не была представлена. Краснолицый баклан описывается в дневнике К. Г. Мерка в записи от 29 июня 1790 г., там же упоминается и сделанный с птицы рисунок (Merck 2009: 230). Поскольку невозможно определить точно, какие материалы поступили в распоряжение П. С. Палласа во время работы экспедиции И. И. Биллингса — Г. А. Сарычева, а какие только по ее завершении, рисунок, предположительно, датируется первой половиной 1790-х годов.

СПбФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 136. Л. 55.

15 «Парижские дюймы» (лат.).

16 «N6. Немного уменьшить».

17 «ПВ. Эта иллюстрация будет разделена на 74 и 75».

18 «Этот контур лучше, исполнить по рисунку [неразб.]».

12. larus Ichthyaetus (Zoographia. II. № 382. P. 322. Tab. LXXVII).

Черноголовый хохотун (Larus Ichthyaetus).

23 x 31 см

Пометы: в правой верхней части листа «TAB. LXXVII», под рисунком посередине подпись «LARUS Ichthyaetus.» В правую нижнюю часть рисунка вписана подпись художника «C. F. Knappe:».

На листе есть филигрань.

СПбФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 136. Л. 59.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

СПбФ АРАН — Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

СПбФ АРАН. Ф. 1. Оп. 1а. Д. 58. Черновики и копии протоколов заседаний Конференции Академии наук. 1838.

СПбФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 135. Рисунки птиц к тому I «Zoographia rosso-asiatica», оригинальные и печатные воспроизведения (раскрашенные гравюры) с № 1-35. [1770-1830-е гг.]

СПбФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 136. Рисунки птиц к тому II «Zoographia rosso-asiatica», оригинальные и печатные воспроизведения с № 36-90. [1770-1830-е гг]

СПбФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 140. Материалы по изданию «Zoographia rosso-asiatica» Палласа. 18031830.

Абайдулова А. Г. К истории создания иллюстраций для «Zoographia Rosso-Asiatica» П. С. Палласа: неопубликованные рисунки из фондов СПбФ АРАН // Историко-биологические исследования. 2011. Т. 3, № 3. С. 94-99.

Брандт Ф. Ф. Зоологический и Зоотомический музей // Записки Императорской Академии наук. СПб.: тип. ИАН, 1865. Т. 7. Кн. 1. С. 1-35.

Брук Я. В. У истоков русского жанра, XVIII в. М.: Искусство, 1990.

Живопись. Первая половина XIX века: каталог (К-Я) / Государственный Русский музей. Т. 3. СПб.: Palace Editions, 2007.

Информационно-поисковая система «Позвоночные животные России» / ФГБУН Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова Российской академии наук (ИПЭЭ РАН). URL: http://www.sevin.ru/ vertebrates/index.html (дата обращения: 14.10.2021).

К 270-летию со дня рождения Петра Симона Палласа и 200-летию выхода в свет «Zoographia Rosso-Asiatica»: выставка online // Санкт-Петербургский филиал Архива РАН. 2011. URL: http://ranar.spb.ru/rus/ vystavki/id/325/ (дата обращения: 15.10.2021).

Карев А. А. Классицизм в русской живописи. М.: Белый город, 2003.

Колчинский Э. И., Сытин А. К., Смагина Г. И. Естественная история в России (очерки развития естествознания в России в XVIII в.). СПб.: Нестор-История, 2004.

М. В. Ломоносов и академические экспедиции XVIII века: [альбом] / Ин-т истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, С.-Петерб. фил. Архива РАН; [авт.-сост.: О. А. Александровская и др.]. М.: РТСофт, 2011.

М. В. Ломоносов и академические экспедиции XVIII в.: электронная коллекция // Российская академия наук. Электронные коллекции. 2012. URL: «http://www.ras.ru/lomoexpedition/8cb5d706-14e8-4795-a581-5a0f5e3a6521.aspx?hidetoc=0 (дата обращения: 15.10.2021).

Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года. Т. III: 17711785. СПб.: тип. ИАН, 1900.

Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года. Т. IV: 17861803. СПб.: тип. ИАН, 1911.

Световидов А. Н. Типы видов рыб, описанных П. С. Палласом в «Zoographia rosso-asiatica» (с очерком истории опубликования этого труда). Л.: Наука, 1978.

Степанян Л. С. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий (в границах СССР как исторической области). М: Академкнига; Наука; Интерпериодика, 2003.

Сытин А. К. Ботаник Петр Симон Паллас. М.: КМК, 2014.

Baer K. E. Berichte über die "Zoographia Rosso-Asiatica" von Pallas abgest. an die Kaiserl. Akademie der Wissenschaften zu St. Petersburg. Königsberg, 1831.

Icones ad Zoographiam Rosso-Asiaticam. Fasc. I-VI. [Petropoli, 1834-1842].

Iversen J. Zur Geschichte der St. Petri-Schule in St. Petersburg: T. 2: Das Lehrerpersonal der St. Petri-Schule von ihrem ersten Beginn bis zur Gegenwart (1710-1887) mit biographischen Notizen. St. Petersburg, 1887.

Histoire de l'Académie Impériale des Sciences Année MDCCXCIV // Nova Acta Academiae Scientiarum Imperialis Petropolitanae. Petropoli, 1801. T. XII: Praecedit historia eiusdem Academiae ad annum MDCCXCIV. P. 21-25.

Merck C. H. Das sibirisch-amerikanische Tagebuch aus den Jahren 1788-1791 / Hrsg. von D. Dahlmann, A. Friesen, D. Ordubadi. Göttingen: Wallstein Verlag, 2009.

Pallas P. S. Flora rossica seu stirpium Imperii Rossici per Europam et Asiam indigenarum descriptiones et icones. Jussu et auspiciis Catharinae II, augustae edidit P. S. Pallas. T. 1. P. 1-2. Petropoli, 1784-1788.

P. S. Pallas D.A.D. Professors der Natur-Geschichte und ordentlichen Mitgliedes der Russisch-Kayserlichen Academie d. W. der Freyen oeconomischen Gesellschaft in St. Petersburg, wie auch der Römisch-Kayserlichen Academie der Naturforscher und Königl. Engl. Societät; Reise durch verschiedene Provinzen des Russischen Reichs. Th. 1-3. St. Petersburg, Keyserliche Academie der Wissenschaften, 1771-1776.

Pallas P. S. Tetrao Arenaria // Novi Commentarii Academiae scientiarum Imperialis Petropolitanae. Petropoli, 1775. T. XIX: Pro anno MDCCLXXIV. P. 418-423.

Pallas P. S. Zoographia Rosso-Asiatica, sistens omnium animalium in extenso Imperio Rossico et adjacentibus maribus observatorum recensionem, domicilia, mores et descriptiones, anatomen atque icones plurimorum / Auctore Petro Pallas, eq. aur. Academico Petropolitano. T. I-III. Petropoli: Ex officina Caes. Academiae scientiarum impress, 1811-[1814].

Schmutzer K. Der Liebe zur Naturgeschichte halber. Johann Natterers Reisen in Brasilien 1817-1835: Dissertation / Universität Wien, Universitätsbibliothek. E-Theses. 2007. URL: http://othes.univie.ac.at/290/ (дата обращения: 14.10.2021).

Stresemann E. Dr. C. H. Mercks ornithologische Aufzeichnungen während der Billingsschen Expedition von Ochotsk nach Alaska (1787-1791) // Zoologische Jahrbücher. Abteilung für Systematik, Ökologie und Geographie der Tiere. Jena, 1948. Bd. 78, no. 1. S. 128-129.

Wendland F. Peter Simon Pallas: (1741-1811): Materialien einer Biographie. Bd. 1-2. Berlin; New York, 1992. (Veröffentlichungen der Historischen Kommission zu Berlin. Bd. 80).

REFERENCES

Abaydulova A. G. K istorii sozdaniia illiustratsii dlia "Zoographia Rosso-Asiatica" P. S. Pallasa: neo-publikovannye risunki iz fondov SPbF ARAN [on the History of Creating Illustrations for "Zoographia Rosso-Asiatica" by P. S. Pallas: The Unpublished Drawings from SPb ARAS Funds]. Istoriko-biologicheskie issledovaniia, 2011, vol. 3, no. 3, pp. 94-99. (In Russian)

Bruk Ya. V. Uistokov russkogo zhanra, XVIIIvek [At the Origin of the Russian Genre, 18th Century]. Moscow: Iskusstvo, 1990. (In Russian)

Zhivopis'. PervaiapolovinaXIXveka: Katalog (K-Ia) [Painting. First Half of the 19th Century: Catalog (K-Ia)]. Gosudarstvennyi Russkii muzei, vol. 3. St. Petersburg: Palace Editions, 2007. (In Russian)

Karev A. A. Klassitsizm v russkoi zhivopisi [Classicism in Russian Painting]. Moscow: Belyi gorod, 2003. (In Russian)

Kolchinskii E. I., Sytin A. K., Smagina G. I. Estestvennaia istoriia v Rossii (ocherki razvitiia estestvoznaniia v Rossii v XVIII veke) [Natural History in Russia (Essays on the Development of Natural Science in Russia in the 18th Century)]. St. Petersburg: Nestor-Istoriia, 2004. (In Russian)

M. V. Lomonosov i akademicheskie ekspeditsii XVIII veka [M. V. Lomonosov and the Academic expeditions of 18th Century]. Ed. and collected by O. A. Aleksandrovskaia et al.]. Moscow: Izdatel'stvo «RTSoft», 2011. (In Russian)

Merck C. H. Das sibirisch-amerikanische Tagebuch aus den Jahren 1788-1791. Hrsg. von D. Dahlmann, A. Friesen, D. Ordubadi. Göttingen: Wallstein Verlag, 2009.

Schmutzer K. Der Liebe zur Naturgeschichte halber. Johann Natterers Reisen in Brasilien 1817-1835: Dissertation. Universität Wien, Universitätsbibliothek. E-Theses, 2007. Available at: http://othes.univie.ac.at/290/ (accessed 14.10.2021).

Stresemann E. Dr. C. H. Mercks ornithologische Aufzeichnungen während der Billingsschen Expedition von Ochotsk nach Alaska (1787-1791). Zoologische Jahrbücher. Abteilung für Systematik, Ökologie und Geographie der Tiere. Jena, 1948. Bd. 78, no. 1, pp. 128-129.

Svetovidov A. N. Tipy vidov ryb, opisannykh P. S. Pallasom v "Zoographia Rosso-Asiatica". (S ocherkom istorii opublikovaniia etogo truda) [Types of Fish Species Described by P. S. Pallas in "Zoographia Rosso-Asiatica". (With a Study on the History of the Publication of this Work)]. Leningrad: Nauka, 1978. (In Russian)

Stepanian L. S. Konspekt ornitologicheskoi fauny Rossii i sopredel'nykh territorii (v granitsakh SSSR kak istoricheskoi oblasti) [Abstract of the Ornithological Fauna of Russia and Adjacent Territories (within the Borders of the USSR as a Historical Region)]. Moscow: Akademkniga Nauka/Interperiodika, 2003. (In Russian)

Sytin A. K. Botanik Petr Simon Pallas [Peter Simon Pallas as a Botanist]. Moscow: Tovarishchestvo nauchnykh izdanii KMK, 2014. (In Russian)

Wendland F. Peter Simon Pallas (1741-1811): Materialien einer Biographie, vol. 1-2. Berlin; New York, 1992. (Veröffentlichungen der Historischen Kommission zu Berlin. Bd. 80).

Submitted: 26.10.2021 Accepted: 01.04.2022 Published: 10.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.