Научная статья на тему 'ПЕТР СИМОН ПАЛЛАС И НАТУРАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КУНСТКАМЕРЫ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА: К 280-ЛЕТИЮ УЧЕНОГО'

ПЕТР СИМОН ПАЛЛАС И НАТУРАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КУНСТКАМЕРЫ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА: К 280-ЛЕТИЮ УЧЕНОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
ПАЛЛАС / КУНСТКАМЕРА / НАТУРАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ / ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК / ИСТОРИЯ КУНСТКАМЕРЫ / МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ НАУКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абайдулова Анна Галиевна

Статья посвящена вкладу академика П. С. Палласа (1741-1811) в собирание, сохранение и изучение зоологических коллекций Натурального кабинета Кунсткамеры. Академия наук поручила Палласу работу с зоологическими коллекциями своего музея в 1767 г. Как руководитель одного из отрядов академических «физических» экспедиций 1768-1774 гг. Паллас собрал обширные естественно-научные коллекции, которые преобразили Натуральный кабинет, значительно дополнив его российскими видами по «трем царствам природы». Однако Паллас был не только одним из собирателей, пополнивших коллекции Кунсткамеры. Он стал полноценным научным куратором зоологической части Натурального кабинета, автором научных описаний собранных предметов. Зоологические коллекции Натурального кабинета составили базу для исследований ученого и легли в основу «Zoographia Rosso-Asiatica» как первого сводного описания фауны Российской империи. Паллас участвовал в обновлении экспозиции Натурального кабинета, описание которой было опубликовано в 1776 г. в путеводителе И. Г. Бакмейстера, а также в работах по обеспечению сохранности академических естественно-научных коллекций. Деятельность ученого явилась важным фактором развития Натурального кабинета Кунсткамеры последней трети XVIII в. Коллекционные сборы XVIII в., в том числе сборы Палласа, во многом и сейчас не утратили своего научного значения, и их атрибуция является значимой составляющей работы по реконструкции коллекций Натурального кабинета. Впервые публикуется перевод на русский язык заметки П. С. Палласа о найденном им способе закупоривания влажных препаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETER SIMON PALLAS AND THE ACADEMIC KUNSTKAMERA’S CABINET OF NATURAL HISTORY IN THE LAST THIRD OF EIGHTEENTH CENTURY: ON THE OCCASION OF THE SCIENTIST’S 280TH ANNIVERSARY

The paper describes the contribution of academician P. S. Pallas (1741-1811) to collecting, conserving, organizing, and studying of the zoological collections of the Cabinet of Natural History of the Kunstkamera. In 1767, Pallas was commissioned by the Academy of Sciences to take care of the zoological collections of the academic museum. As the leader of the academic “physical” expedition in 1768-1774, Pallas had collected extensive natural science collections that transformed the Cabinet of Natural History and completed it with Russian specimens belonging to “the three kingdoms of nature”. However, Pallas was not just one of the collectors who replenished the Kunstkamera museum. He became a true scientific curator of the Kunstkamera zoological collections and the author of scientific descriptions of the collected objects. The zoological collections of the Kunstkamera shaped Pallas’s research and formed the basis for his Zoographia Rosso-Asiatica as the first summary description of the fauna of the Russian Empire. Pallas participated in the renovation of the Cabinet of Natural History display, a description of which was published in 1776 by I. G. Backmeister. He also participated in museum work aimed at conservation of the academic natural science collections. The scientist’s effort was an important development factor for the Cabinet of Natural History of the Kunstkamera in the last third of the eighteenth century. The eighteenth-century collections, including Pallas’s acquisitions, have not lost their scientific value until now, and their attribution is a significant component of the Cabinet of Natural History reconstruction. The paper provides the first publication of a Russian translation of Pallas’s article containing a description of the wet specimens sealing method he invented.

Текст научной работы на тему «ПЕТР СИМОН ПАЛЛАС И НАТУРАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КУНСТКАМЕРЫ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА: К 280-ЛЕТИЮ УЧЕНОГО»

VARIA

DOI 10.31250/2618-8619-2021-4(14)-222-234 УДК 069.01+069.5

Анна Галиевна Абайдулова

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация E-mail: abaidulova@kunstkamera.ru

Петр Симон Паллас и Натуральный кабинет академической Кунсткамеры последней трети XVIII века:

к 280-летию ученого

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена вкладу академика П. С. Палласа (1741-1811) в собирание, сохранение и изучение зоологических коллекций Натурального кабинета Кунсткамеры. Академия наук поручила Палла-су работу с зоологическими коллекциями своего музея в 1767 г. Как руководитель одного из отрядов академических «физических» экспедиций 1768-1774 гг Паллас собрал обширные естественно-научные коллекции, которые преобразили Натуральный кабинет, значительно дополнив его российскими видами по «трем царствам природы». Однако Паллас был не только одним из собирателей, пополнивших коллекции Кунсткамеры. он стал полноценным научным куратором зоологической части Натурального кабинета, автором научных описаний собранных предметов. Зоологические коллекции Натурального кабинета составили базу для исследований ученого и легли в основу «Zoographia Rosso-Asiatica» как первого сводного описания фауны Российской империи. Паллас участвовал в обновлении экспозиции Натурального кабинета, описание которой было опубликовано в 1776 г. в путеводителе И. Г. Бакмейстера, а также в работах по обеспечению сохранности академических естественно-научных коллекций. Деятельность ученого явилась важным фактором развития Натурального кабинета Кунсткамеры последней трети XVIII в. Коллекционные сборы XVIII в., в том числе сборы Палласа, во многом и сейчас не утратили своего научного значения, и их атрибуция является значимой составляющей работы по реконструкции коллекций Натурального кабинета. Впервые публикуется перевод на русский язык заметки П. С. Палласа о найденном им способе закупоривания влажных препаратов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Паллас, Кунсткамера, Натуральный кабинет, естественно-научные коллекции, музейные коллекции, Петербургская Академия наук, история Кунсткамеры, музееведение, история науки

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Абайдулова А. Г. Петр Симон Паллас и Натуральный кабинет академической Кунсткамеры последней трети XVIII века: к 280-летию ученого. Кунсткамера. 2021. 4(14): 222-234. doi 10.31250/2618-8619-2021-4(14)-222-234

VARIA

Anna Abaydulova

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation e-mail: abaidulova@kunstkamera.ru

Peter Simon Pallas and the academic Kunstkamera's Cabinet of Natural History in the Last Third of Eighteenth Century: On the Occasion of the Scientist's 280th anniversary

ABSTRACT. The paper describes the contribution of academician P. S. Pallas (1741-1811) to collecting, conserving, organizing, and studying of the zoological collections of the Cabinet of Natural History of the Kunstkamera. In 1767, Pallas was commissioned by the Academy of Sciences to take care of the zoological collections of the academic museum. As the leader of the academic "physical" expedition in 1768-1774, Pallas had collected extensive natural science collections that transformed the Cabinet of Natural History and completed it with Russian specimens belonging to "the three kingdoms of nature". However, Pallas was not just one of the collectors who replenished the Kunstkamera museum. He became a true scientific curator of the Kunstkamera zoological collections and the author of scientific descriptions of the collected objects. The zoological collections of the Kunstkamera shaped Pallas's research and formed the basis for his Zoographia Rosso-Asiatica as the first summary description of the fauna of the Russian Empire. Pallas participated in the renovation of the Cabinet of Natural History display, a description of which was published in 1776 by I. G. Backmeister. He also participated in museum work aimed at conservation of the academic natural science collections. The scientist's effort was an important development factor for the Cabinet of Natural History of the Kunstkamera in the last third of the eighteenth century. The eighteenth-century collections, including Pallas's acquisitions, have not lost their scientific value until now, and their attribution is a significant component of the Cabinet of Natural History reconstruction. The paper provides the first publication of a Russian translation of Pallas's article containing a description of the wet specimens sealing method he invented.

KEYWORDS: Pallas, Kunstkamera, Cabinet of Natural History, natural science collections, museum collections, St. Petersburg Academy of Sciences, history of Kunstkamera, museum studies, history of science

FOR CITATION: Abaydulova A. Peter Simon Pallas and the Academic Kunstkamera's Cabinet of Natural History in the Last Third of Eighteenth Century: On the Occasion of the Scientist's 280th Anniversary. Kunstkamera. 2021. 4(14): 222-234. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2021-4(14)-222-234

П. С. Паллас. Гравюра И. К. Крюгера. 1780-е годы Peter Simon Pallas. Line engraving by J.C. Krüger. 1780s URL: https://wellcomecollection.org/works/pjumf5ct. Public Domain Mark

Академик Петр Симон Паллас (1741-1811) вошел в историю науки как автор трудов по различным отраслям естественных наук, первооткрыватель и путешественник. Значительное количество научной литературы посвящено его странствиям, открытиям, службе в Петербургской Академии наук и при императорском дворе1. В статье обращается внимание на работу П. С. Палласа в Кунсткамере с зоологическими коллекциями Натурального кабинета, надзор за которыми Академия доверила ему сразу по приезде ученого в Петербург. Историю зоологических коллекций Кунсткамеры рассматриваемого периода затрагивают несколько работ (Брандт 1865; Станюкович 1953; Новиков 1957), однако все они носят общий характер. Мы постараемся сфокусироваться на музейной работе П. С. Палласа и, не претендуя исчерпать тему, обозначить основные направления деятельности ученого в качестве сотрудника академической Кунсткамеры, собирателя и куратора ее зоологических коллекций.

П. С. Паллас прибыл в Санкт-Петербург по приглашению Академии наук в июле 1767 г. (Смирнов 2011: 118). Первый протокол заседания академической Конференции с подписью ученого датирован 16 июля 1767 г. (Протоколы... 1899: 609). К этому времени всего год как завершилось перемещение музейных коллекций в здание Кунсткамеры, отремонтированное после пожара (Станюкович 1953: 140). Натуральный кабинет при этом находился не в лучшем состоянии — по свидетельству С. Г. Гмелина в апреле 1767 г., коллекции хранились в беспорядке, многие предметы успели испортиться (Станюкович 1953: 140; Смирнов 2011: 119).

По прибытии П. С. Палласа уже 9 августа 1767 г. академическая комиссия постановила поручить его попечению «из кунсткамерских вещей все, что до животного царства принадлежит, включая анатомические <...> чтобы расположение оных каким образом в лучшей порядок привесть и сохранить прямо и единственно от него зависело; те же люди, которые при тех вещах находятся, должны непосредственно от него зависеть поелику принадлежат к тому делу, притом должен он принять вещи по каталогу находящемуся в библиотеке слича оный с тем, который у себя будет хранить и другой, который ему пришлется из комиссии»2 (Станюкович 1953: 142).

Паллас принялся за дело безотлагательно. В августе он начал сверку коллекций по печатному каталогу3, систематизируя их и дополняя каталог сведениями о предметах, поступивших после пожара 1747 г. (Летопись Кунсткамеры 2014: 306). В сентябре по его заявке комиссия распорядилась «обеспечить для хранящихся в Академическом кабинете вещей по натуральной истории спирт, камфару для ящиков с чучелами птиц, большие банки для лучшего размещения и хранения предметов, пьедесталы для чучел», а в ноябре ученый запрашивал у комиссии бумагу «для зарисовок экспонатов Кунсткамеры» (Летопись Кунсткамеры 2014: 305). Сотрудниками Палласа по Натуральному кабинету в это время были состоящие при Кунсткамере комиссар Семен Бухвостов и помощник Павел Шумский. Бухвостов обеспечивал хранение коллекционных предметов. Как пишет Т. В. Станюкович, «из его рапортов известно, что он "прилагал старание. о хранении спиртуозных и сухих кунсткамерских старых и вновь вступивших вещей", сменял в них спирт, просушивал и обрабатывал консервирующими средствами» (1953: 142). Шумский был сведущ в естественной истории, а также умел прекрасно выделывать чучела (Станюкович 1953: 142).

По-видимому, к зиме сверка коллекций в основном была завершена. В рапорте от 18 декабря Паллас сообщал в академическую комиссию, что в Натуральном кабинете мало российских экспонатов, и запрашивал деньги на их покупку: «Со вступления моего в натуральной кабинет начал я особливое прилагать старание из приведения здешней натуральной истории в лучшей порядок, и для того помянутой кабинет, поелику мне оной препоручен, полным собранием всех здешних зверей, которых в нем весьма мало, желая размножить, то осмеливаюсь представить высоко-учрежденной комиссии, сколь необходимо нужно назначить некоторою ежегодную сумму денег

1 С библиографией можно ознакомиться, например, в следующих публикациях: (Wendland 1992; Боркин 2011; Сытин 2014).

2 Полный текст этого постановления опубликован А. В. Смирновым (2011: 107-108).

3 Зоологическим коллекциям Кунсткамеры был посвящен первый том каталога «Musei imperialis petropolitani. Vol. I. Pars prima qua continentur res naturales ex regno animali» (Musei Imperialis Petropolitani... 1742; Дунаева 2015: 20).

на покупку здешних зверей и птиц и на делание из оных чучел нужных материалов, дабы помощник Шумской во исполнение своей должности всегда размножал кабинет деланием из зверей чучел и чтоб заблаговременно на место попорченных от худого прежнего смотрения молью зверей и птиц зделаны были новые, так чтоб здешняя натуральная история пред иностранною могла иметь преимущество» (Станюкович 1953: 144; Летопись Кунсткамеры 2014: 306).

Параллельно с работами в Натуральном кабинете, П. С. Паллас участвовал в планировании предстоящих «физических» экспедиций, которое началось с октября 1767 г.4 Уже на заседании Конференции 22 октября было определено, кто из ученых в каком направлении поедет: «.ради исследования и собирания натуралий трех царств природы на север — доктор Лепехин, на восток — проф. гмелин и с ним ботаник гильденштедт, на юг — проф. Паллас и с ним искусный чучельник Шумский» (Протоколы. 1899: 623). По-видимому, ученый опирался на исследования и сборы путешественников, сохранившиеся в Кунсткамере, при планировании своей экспедиционной работы. Так, на заседании 2 ноября 1767 г. Паллас просил доставить ему необходимое для его зоологических занятий описание путешествия Д. Г. Мессершмидта, а на заседании 25 января 1768 г. предложил составить список редких птиц, которых можно найти лишь далеко в Сибири (Протоколы. 1899: 624, 629).

В июне 1768 г. Паллас покинул Петербург и отправился в многолетнее путешествие. заботы о Натуральном кабинете и академическом Ботаническом саде в отсутствие П. С. Палласа и С. Г. Гмелина были поручены профессору Й. Гертнеру (Сытин 2014: 56). Паллас начал трудиться для академической Кунсткамеры как собиратель.

Уже 30 июля на заседании Конференции были зачитаны два первых рапорта ученого и рассмотрены присланные минералы и окаменелости, собранные им по пути в Москву5 (Протоколы. 1899: 646). До конца 1768 г. Академия наук получила восемь рапортов и несколько ящиков посылок от одного только палласовского отряда. Интересно, что Паллас пересылал в Академию и прежде найденные редкости, которые по какой-то причине не были переправлены в Петербург. Например, из Симбирска он отправил найденный в медном руднике окаменелый ствол дерева, который был «давно затребован сенатским указом для Императорской Кунсткамеры» и прислан в Симбирск из Оренбурга для дальнейшей пересылки (Научное наследие П. С. Палласа 1993: 59, 207).

Паллас даже удостоился официальной благодарности Академии наук за хорошую упаковку и сохранность присылаемых коллекций. 6 марта 1769 г. Конференция в присутствии директора В. Г. Орлова распаковала ящик, присланный Палласом. Порядок и аккуратность, с которыми были упакованы все натуралии, особенно птицы и животные, восхитили всех присутствующих и вызвали их похвалы. «Сиятельный шеф» В. Г. Орлов и присоединившееся к нему собрание поручили конференц-секретарю поблагодарить П. С. Палласа за его труд от имени Академии наук. 9 марта конференц-секретарь И. А. Эйлер отправил Палласу письмо с выражением благодарности (Протоколы. 1899: 670; Ученая корреспонденция. 1937: 118).

На заседании Конференции 7 сентября 1769 г. академики распаковали пять ящиков с натура-лиями и редкостями, присланными П. С. Палласом, рассмотрели их и изучили приложенные к ним описи. Палласовские сборы оказались обработаны лучше всех присланных летом этого года (по сравнению с предметами, поступившими от И. И. Лепехина и И. А. Гильденштедта) и наименее всех пострадали в дороге (Протоколы. 1899: 700). Что касается чучел, надо полагать, они прибывали в хорошем состоянии не только благодаря заботам Палласа, но и благодаря мастерству Шумского6.

4 См. протокол заседания Конференции от 5 октября, § 5 (Протоколы. 1899: 620).

5 В посылке находились образцы каменного угля, почковидных камней, железняка, аномитов, фунгитов (Научное наследие П. С. Палласа. 1993: 22, 201).

6 Павлу Шумскому не суждено было вернуться в Петербург, он умер от цинги 2 мая 1771 г. в Суерском остроге (ныне с. Суерка) по дороге в Омск. После его смерти и до конца ноября 1772 г. чучела для экспедиции выделывала его вдова Акулина Дмитриевна, которая, по словам Палласа, мастерски владела этим искусством (Научное наследие П. С. Палласа 1993: 173-174, 220; Ученая корреспонденция. 1937: 226).

Между тем сохранность экспедиционных сборов в целом оставалась проблемой. Это отражено в рапорте К. Ф. Вольфа7 в академическую комиссию от 6 мая 1773 г. Вольф пишет: «Высокоучрежденной комиссии небезызвестно, что редко получали мы такие пересылки из натуральных вещей, как то из четвероногих животных или птиц, кои б не имели уже на себе действия насекомых и которых бы не должно было выбросить или от прочих отделить. Так же мы получали иногда такие пересылки, в которых почти половина животных повреждена была и между прочим получили однажды от господина профессора Гмелина такую, в которой ни одного животного совершенно хорошего не было» (Летопись Кунсткамеры. 2014: 632). Безнадежно испорченные чучела выбрасывали сразу же при распаковке посылок, остальные пытались сохранить такими средствами, как «посыпание камфорными порошками, окуривание горючею серою и высушивание в печах», хотя это тоже помогало не всегда. «Комиссар Бухвостов с начала экспедиции считает всех испортившихся до 30, при чем те не щитаются, кои уже при развязывании в Конференц зале признаны за негодных, и для того не приняты были в Кунсткамеру. Но я думаю, что испортившихся больше находится», — заключает Вольф (Летопись Кунсткамеры. 2014: 633-634). По мнению Т. В. Станюкович, «профилактические мероприятия по сохранности экспонатов предпринимались систематически, однако давали слабые результаты в связи с увеличивающейся с каждым годом теснотой» (1953: 154). Тем не менее, несмотря на все сложности с хранением естественно-научных материалов, по результатам «физических» экспедиций российские виды животных и птиц, которые еще несколько лет назад были в меньшинстве в собрании Кунсткамеры, по количеству превысили иностранные виды.

В протоколе заседания академической Конференции от 18 августа 1774 г. сообщается о возвращении П. С. Палласа в Петербург 30 июля. Паллас хотя сам и не присутствовал на этом заседании, но обустроил выставку привезенных коллекций в зале Конференции. Там были представлены семена редких растений, гербарий, чучела птиц и животных, а также монгольские и тангутские рукописи (Протоколы. 1900: 142-143).

Работа по разбору и систематизации собранных коллекций началась сразу же. Экспозиция Натурального кабинета Кунсткамеры также стала преображаться. В 1776 г., к 50-летнему юбилею Академии наук, был издан путеводитель «Опыт о Библиотеке и Кабинете редкостей и истории натуральной Санктпетербургской Академии Наук», составленный унтер-библиотекарем И. Г. Бак-мейстером8. Это сочинение среди прочих сведений содержит описание обновленной экспозиции Натурального кабинета, который, вобрав в себя сборы «физических» экспедиций, приобрел впечатляющие размеры. о богатстве собранных коллекций можно судить хотя бы по тому, что у Бакмейстера перечисление иностранных млекопитающих занимает одну страницу, а далее автор с гордостью сообщает: «Кроме сих зверей, хранящихся равномерно и в других Кунсткамерах, находится в нашей множество таких, которые водятся в одной только Азиатической части российской Империи, и коих по большой части нет ни в одной другой Европейской Кунсткамере, чем наша знатно преимуществует пред иностранными» (Бакмейстер 1779: 141).

Согласно описанию Бакмейстера, Натуральный кабинет располагался в западном крыле здания Кунсткамеры, в залах на 1 и 2 этажах. Коллекции млекопитающих и птиц находились в зале второго этажа, который характеризуется как «обольщающий зрение великолепным своим убранством», здесь же находилась коллекция кораллов (Бакмейстер 1779: 140; Брандт 1865: 4). Собрание млекопитающих насчитывало до 469, птиц — до 1200. Здесь же находились остеологические коллекции, в том числе кости ископаемых животных (Бакмейстер 1779: 140-149). В тексте Бакмейстер ссылается на две публикации П. С. Палласа в академическом журнале «Novi Commentarii Academiae Scientarum Imperialis Petropolitanae» — при описании кулана (джигетея) и собрания «Сибирских Мамонтовых костей» (Pallas 1773; 1775; Бакмейстер 1779: 141, 145).

7 26 марта 1770 г. К. Ф. Вольфу были поручены обязанности Й. Гертнера, поскольку тот должен был отбыть в путешествие вместе с В. Г. Орловым (Протоколы. 1899: 738).

8 Издание вышло на французском языке, русский перевод был опубликован в 1779 г. (Bacmeister 1776; Бакмейстер 1779).

На первом этаже находилось собрание влажных препаратов, включающее различные виды амфибий, пресмыкающихся, рыб, насекомых, зоофитов и др. «Сие собрание заключает более 1500 хранимых в спирте животных, и многие тысячи других высушенных сего рода вещей украшают потолок и столпы сего зала» (Бакмейстер 1779: 156-162). В путеводителе особо отмечено, что кабинет «расположен точно по порядку г. Линнея», и что П. С. Паллас в описываемое время работает над составлением каталога коллекций (Бакмейстер 1779: 165).

Академия наук поддерживала своего сочлена в его трудах. В 1777 г. Палласу дали прибавку к жалованью специально, чтобы он мог нанять себе удобную квартиру поблизости от Академии, и поощрить «усердие, с которым он старается теперь поправить и привести в хороший порядок натуральный при Академии кабинет» (Смирнов 2011: 121). В 1778 г. директор С. Г. Домашнев приказал наградить П. С. Палласа, К. Г. Лаксмана9 и И. Г. Бакмейстера золотыми юбилейными медалями в честь 50-летия Академии наук. Бакмейстера — за «сочинение описания библиотеки, сочинение коего у нас не доставало и которое всегда было нужно», а Палласа и Лаксмана — «за приложенные ими труды, тщание и искусство в разпорядке и установлении натуральных вещей в Кунсткамере» (Смирнов 2011: 121-122).

Надо сказать, что популяризации коллекций Петербургской Кунсткамеры способствовала своевременная публикация учеными научных результатов своей работы с ними. В качестве примера такой работы, написанной еще до отъезда Палласа в путешествие, можно привести его статью о перелетных птицах Сибири, созданную по материалам Г. В. Стеллера (Wendland 1992: 965). Результаты собственной экспедиционной работы Паллас публиковал в академических журналах как во время экспедиции, так и после возвращения, в процессе обработки коллекций10. Статьи, как правило, были иллюстрированы гравюрами, созданными по полевым рисункам и экспонатам Натурального кабинета.

Паллас продолжал заведовать зоологическими коллекциями Натурального кабинета, по словам академика Ф. Ф. Брандта, «каждый раз, когда находился в Петербурге», до самого своего отъезда в Крым (1865: 4). Однако, по-видимому, с 1780-х годов он уже не мог заниматься ими с прежней интенсивностью: в это время у него было слишком много других обязанностей11. В 1782 г., когда директор Академии наук С. Г. Домашнев хотел назначить Палласа руководителем Кунсткамеры вместо С. К. Котельникова12, Паллас отказался взять на себя эту работу, сославшись на свою занятость. Он даже представил Конференции свое мнение в письменном виде, чтобы оно вошло в протокол заседания: «... я объявляю в письменной форме, чтобы предотвратить неверное истолкование слов устной речи: если смысл приказов его превосходительства, который не кажется ясным в этом отношении, таков, что я должен быть смотрителем и управителем Кабинета и всех его помещений на том же основании, что и г. надворный советник Котельников, в таком случае я считаю себя обязанным уведомить его превосходительство, что ни мои уже чрезмерные литературные занятия, ни мои частные обстоятельства (как мой собственный кабинет естественной истории, созданный за счет значительных расходов и с помощью корреспонденции, охватывающей всю Европу) не позволяют мне взять на себя такое полное руководство всем Кабинетом; и я прошу его превосходительство г. директора, которому я также частным образом представлю свое смиреннейшее мнение в этом отношении, избавить меня от такой службы». При этом Паллас обещает «продолжать, как и раньше, заботиться о тех отделах

9 К. Г. Лаксман занимался приведением в порядок рукописей умершего в экспедиции И. П. Фалька, а также вместе с П. С. Далласом и И. И. Лепехиным разбирал экспедиционные сборы в Натуральном кабинете (Протоколы. 1900: 147, 155, 156; Летопись Кунсткамеры 2014: 338-339).

10 Исчерпывающий список сочинений П. С. Палласа приведен в труде Ф. Вендланда (1992: 932-1010).

11 В 1780-е годы Паллас подготовил и издал свою знаменитую «Российскую флору» и описание путешествия умершего И. А. Гильденштедта, работал над «Сравнительным словарем всех языков и наречий» по поручению Екатерины II, активно участвовал в подготовке экспедиции И. И. Биллингса — Г. А. Сарычева (1785-1794), в деятельности Вольного экономического общества и т.д. (Сытин 2014: 147, 172-181, 186-189).

12 Семен Кириллович Котельников с 1771 г. руководил Библиотекой и был надсмотрителем Кунсткамеры. Т. В. Станюкович высоко оценивает значение его деятельности для развития академического музея в описываемый период (1953: 152-153).

Кабинета естественной истории, которые нуждаются в организации и регистрации» (Протоколы... 1900: 588-589).

При всей занятости ученого время от времени через него в Кунсткамеру продолжали поступать естественно-научные коллекции. Так, 27 октября 1783 г. новый директор Академии наук Е. Р. Дашкова прислала для Натурального кабинета шесть чучел птиц с этикетками Палласа (Протоколы. 1900 Т. III: 708), а 3 ноября Паллас по распоряжению императрицы передал в Кабинет художественно оформленный гербарий (Протоколы. 1900: 709). 11 декабря 1783 г. и 19 января 1784 г. он представляет Конференции препараты и семена, присланные членом-корреспондентом Академии К. И. Габлицем (Протоколы. 1900: 716, 721).

Ученый участвовал и в работе по проверке сохранности экспонатов. В 1784 г. С. К. Котельников и П. С. Паллас, работая над списками дублетных предметов для передачи их в Комиссию об установлении народных училищ по указу Екатерины, составили также список испорченных чучел, «от коих только моль размножается и по всему Кабинету разпространяется», которые нужно было исключить из каталога и выбросить (Летопись Кунсткамеры 2014: 378).

Путешествие по южным наместничествам 1793-1794 гг. Паллас организовал на свои личные средства, но исправно присылал в Академию наук письма, рапорты, а также семена для ботанического сада (Протоколы. 1911: 335, 341, 363, 369, 393). Он вернулся в столицу в сентябре 1794 г. и 25 сентября присутствовал на заседании Конференции (Протоколы. 1911: 395), однако принимать личное участие в работе академической Конференции ему оставалось уже недолго. Одним из значительных приобретений натурального кабинета во время последних месяцев пребывания Палласа в Петербурге стала коллекция И. И. Биллингса, о передаче которой в Кунсткамеру из Эрмитажа по распоряжению императрицы Паллас сообщил на заседании Конференции 6 ноября 1794 г. (Le Cabinet d'Histoire Naturelle 1801; Брандт 1865: 9; Протоколы. 1911: 402).

Двенадцатого августа 1795 г. Паллас покинул Петербург в последний раз и отправился в Крым (Протоколы. 1911: 439; Сытин 2014: 232). С собой он увез некоторые естественно-научные коллекции, которые были ему необходимы для завершения своего opus magnum «Zoographia Rosso-Asiatica» (Шишкин 2012: 303). Впоследствии часть коллекций через него попала за границу, и судьба их остается до конца не выясненной. К этой теме приступали неоднократно, но она еще далеко не исчерпана, прежде всего потому, что требует изучения как архивных материалов, так и фондов нескольких европейских музеев (Wendland 1992: 538-541; Световидов 1978: 5-6; Шишкин 2012: 302). Можно утверждать, что к коллекциям Петербургской Кунсткамеры, несомненно, принадлежали те предметы, которые были отосланы художнику Х. Г. Г. Гейслеру в Лейпциг для изготовления иллюстраций к «Zoographia». Ключевую роль в том, что эти материалы своевременно не вернулись в Петербург, сыграла неблагоприятная политическая обстановка в Европе в начале XIX в., прежде всего наполеоновские войны. Препараты и оригиналы рисунков для создания иллюстраций посылались Х. Г. Г. Гейслеру не напрямую Палласом, а через Академию наук, которая вела с художником денежные расчеты. К сожалению, Гейслер не рассчитал свои силы, а связь с ним очень затруднилась из-за начала военных действий в Европе. Художник попал в сложную финансовую ситуацию и был вынужден заложить рисунки, гравюры и продать чучела. В нормальных условиях материалы были бы возвращены Академии наук вместе с готовыми иллюстрации к «Zoographia» (Baer 1831; Световидов 1978).

Что касается сохранившихся в Санкт-Петербурге предметов из зоологических коллекций П. С. Палласа, то на сегодняшний день точно известно только, что «к достоверно сохранившимся материалам П. С. Палласа, сопоставимого по значимости с такими натуралистами XVIII в., как К. Линней и Ж.-Л. Бюффон, относятся мумифицированные голова и две ноги шерстистого носорога» (Слепкова 2014: 125). Эти останки, найденные якутскими охотниками в песке на берегу р. Вилюй в декабре 1771 г., были описаны Палласом и отправлены в Кунсткамеру (СПбФ АРАН. Ф. 3. Оп. 32. Д. 12. Л. 123 об.; Паллас 1788: 131-132). Они демонстрировались публике и в XVIII в. (Бакмейстер 1779: 145), а сейчас украшают экспозицию по мамонтовой фауне

зоологического музея РАН (зоологический музей Российской академии наук. Мамонты и мамонтовая фауна).

Несмотря на постоянную работу по обеспечению сохранности коллекций Натурального кабинета Кунсткамеры, естественно-научные коллекции хранились недолго и быстро приходили в негодность из-за несовершенства средств защиты. По словам Ф. Ф. Брандта, «чучела млекопитающих и птиц, а также насекомые могут сохраняться в удовлетворительном состоянии около 30, 40 и редко 50 лет; но некоторые виды портятся гораздо скорее, даже и в том случае, когда они очень тщательно предохранены от действия света, влажности и насекомых» (1865: 5). К. Ф. Вольф еще в 1773 г. сетовал: «Каким образом набитые животные, кои не повреждены и в совершеннейшем состоянии в Кунсткамеру привезены и со всевозможным старанием хранимы были от нападения насекомых, однакож де чрез несколько времени портятся, чему причины найти не можно. Сей случай приводит в великое недоумение и безпокойство. Наконец, можно такую же судьбу целому собранию присланных животных с великой вероятностью наперед определить», — и он оказался прав (Летопись Кунсткамеры 2014: 633). Ко времени написания своего обзора истории зоологического музея Академии наук Ф. Ф. Брандт считал, например, что «в академических собраниях уже нет оригиналов млекопитающих и птиц, описанных Палласом», поскольку при переустройстве экспозиции зоологического музея в 1830-х годах «в новую коллекцию млекопитающих и птиц вошли, и то лишь после совершенной переделки, весьма немногие (около 50) из прежних экземпляров» (1865: 5, 9).

Современные исследования все же оставляют надежду выявить сохранившиеся крупицы коллекций Кунсткамеры и, в частности, сборов П. С. Палласа. Конечно, атрибуция предметов XVIII в. сопряжена с массой сложностей. По словам старшего научного сотрудника Зоологического института РАН, кандидата биологических наук Н. В. Слепковой, «поиском сборов этого периода занимались не раз, но проблема по-прежнему не решена в полной мере, поскольку для материалов XVIII века из нашей коллекции по большей части не сохранилось прямых указаний на сборщиков, и относительно происхождения конкретного экземпляра из Кунсткамеры необходимо выстраивать целую систему аргументации. Вместе с тем сборы "физических" экспедиций могут скрываться среди материалов, помеченных словом "Кунсткамера" и происходящих из соответствующих районов работ» (Слепкова 2019: 37). На сегодняшний день по книгам и каталогам различных коллекций Зоологического института РАН «предварительно выявлено около 2500 записей материалов из коллекции Кунсткамеры, большинство из которых можно обнаружить и исследовать. В литературе описано около 150 экспонатов предположительно XVIII в. из коллекции ЗИН РАН с пометкой "Кунсткамера", среди которых моллюски, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие» (2014: 121, 128).

Т. В. Станюкович отмечала, что экспозиция академической Кунсткамеры во второй половине 1770-х годов «приобрела подлинно научный характер» благодаря тому, что была организована непосредственно с помощью ученых, собиравших коллекции (1953: 165). Коллекционные сборы XVIII в. во многом и сейчас не утратили своего научного значения. «Среди них мемориальные предметы, голотипы, по которым описаны виды, представители исчезнувших животных» (Слепкова 2014: 128). Атрибуция этих предметов является значимой составляющей работы по реконструкции коллекций Натурального кабинета.

Научное сообщество отметило 280 лет со дня рождения П. С. Палласа 22 сентября 2021 г., и в этой связи нам кажется особенно важным напомнить о трудах ученого в стенах академического музея. Для Кунсткамеры Паллас был не только одним из собирателей, внесших вклад в пополнение музейных коллекций. Он стал полноценным научным куратором зоологической части Натурального кабинета, автором научных описаний собранных предметов. Зоологические коллекции Натурального кабинета Кунсткамеры составили базу для исследований ученого и легли в основу «ZoograpЫa Rosso-Аsiatica» как первого сводного описания фауны Российской империи. В тексте «Zoographia» Паллас часто ссылается на экспонаты академической Кунсткамеры, а также

указывает имена собирателей. Например, он упоминает хранящуюся в Кунсткамере шкуру тигра (Pallas 1811a: 16), также ссылки на предметы из коллекции музея есть в описаниях тетерева (Pallas 1811b: 63), рябка (Pallas 1811b: 73), гуся-белошея (Pallas 1811b: 234) и др. Паллас участвовал и в обновлении экспозиции, и в работе по обеспечению сохранности естественно-научных коллекций. Деятельность ученого в академической Кунсткамере требует более пристального внимания и дальнейшего изучения, но уже сейчас ясно, что его значение для развития Натурального кабинета Кунсткамеры последней трети XVIII в. невозможно переоценить.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мы публикуем перевод на русский язык заметки П. С. Палласа о найденном им способе закупоривания влажных препаратов. Естественно, что по окончании «физических» экспедиций, при многократном увеличении коллекций, вверенных его попечению, Паллас пытался найти приемы и методы, облегчающие работу и экономящие время и силы. один из таких приемов он опубликовал в краткой заметке во втором выпуске журнала «Neue Nordische Beyträge zur physikalischen und geographischen Erd- und Völkerbeschreibung, Naturgeschichte und Oekonomie»13, в разделе XV «Смешанные краткие известия и выдержки из писем» (Pallas 1782). В заметке Паллас предлагает использовать в качестве крышек для банок с влажными препаратами слюдяные пластинки вместо стеклянных. Способ этот, вероятно, был выгоден не только потому, что спирт при этом меньше улетучивался из банок, но и потому что слюду в XVIII в. активно добывали в россии, и она все еще была дешевле стекла (Уханова 1972: 149-151).

Мы надеемся, что изучение и введение в научный оборот новых документальных материалов, в том числе сведений об особенностях техники сохранения экспонатов в Натуральном кабинете Кунсткамеры, может помочь в дальнейшей работе по идентификации естественно-научных предметов из академических коллекций екатерининского времени.

ВЫГОДНЫЙ СПОСОБ ЗАКУПОРИВАТЬ СОСУДЫ С ЖИВОТНЫМИ В СПИРТЕ14

Приблизительно шесть лет назад15 я начал закупоривать стеклянные сосуды, в которых я сохраняю некоторые роды животных в спирте, очень легким, доступным и удобным способом, так что за шесть лет у большинства их не заметно ни малейшей утраты спиртовой жидкости. Материал, который я к тому употребляю, это российская слюда16. Если ее расщепить до толщины бумаги и обрезать ножницами кругом по горлышку сосуда, который нужно закупорить, то эту податливую и непроницаемую для всякого испарения крышку можно столь плотно прижать к краю стекла, что она прилегает гораздо прочнее, чем притертая стеклянная крышка. В этом положении, после того как край стекла полностью высохнет, ее можно лишь аккуратно укрепить по кругу обычным сургучом — смесью воска и смолы, которую плавят на огне. Это на многие годы препятствует всякому улетучиванию, и крышку легко можно снимать тонким лезвием так часто, как это необходимо.

В голландских кабинетах имеют обыкновение закреплять в отверстии сосуда крышку, вырезанную из стеклянного диска, не говоря лишь о том, что эти крышки очень трудно прилаживать, так что они всякий раз подходят очень плохо, и потому спирт может затронуть и разрушить воск,

13 «Новые северные сообщения по физическому и географическому описанию земли и народов, естественной истории и экономии». Журнал выходил на немецком языке.

14 Пер. с нем. яз. выполнен А. Г. Абайдуловой.

15 Т. е. около 1776 г.

16 П. С. Паллас употребляет термин «Marienglas», который в немецком языке XVIII в. обозначал как слюду, так и разновидность гипса (Березович и др. 2020: 158). М. В. Ломоносов в одном из своих сочинений также называет «слюдой» два разных минерала — обычную слюду (мусковит) и гипс (марьино стекло) (1954: 665). П. С. Паллас, вероятно, использовал именно мусковит, который может расщепляться на очень тонкие слои.

которым укрепляют стекло. Со слюдой об этом можно не беспокоиться, потому что она плотно прилегает к краю сосуда, и при сравнении я нахожу этот способ запечатывания для сохранения спирта полезнее, чем даже притертые стеклянные крышки, которые притом дороги, а во многих местах и вовсе недоступны.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

СПбФ АРАН — Санкт-Петербургский филиал архива РАН

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

СПбФ АРАН. Ф. 3. Оп. 32. Д. 12. Рапорты акад. Палласа в Комиссию АН с экспедиционными наблюдениями. Т. 1. 1768-1774.

Бакмейстер И. Г. Опыт о Библиотеке и Кабинете редкостей и истории натуральной Санктпетербургской имп. Академии наук / изданной на французском языке Иоганном Бакмейстером подбиблиотекарем Академии наук, а на российской язык переведенной Васильем Костыговым. [Санктпетербург]: тип. Мор. шляхет. кадет. корпуса, 1779.

Березович Е. Л., Демкина И. Т., Спиридонов Д. В. Еще раз об имени в свете проблемы «Wörter und Sachen»: «марьино стекло» в русском и западноевропейских языках // Вопросы ономастики. 2020. Т. 17, № 2. С. 135-165.

Брандт Ф. Ф. Зоологический и Зоотомический музей // Записки Императорской Академии наук. 1865. Т. 7, кн. 1. С. 1-35.

Боркин Л. Я. Добавления к библиографии Петра Симона Палласа // Историко-биологические исследования. 2011. Т. 3, № 3. С. 130-157.

Дунаева Ю. А. Какими книгами из академической библиотеки руководствовались составители Зоологического раздела первого печатного каталога Кунсткамеры? // Петербургская библиотечная школа. 2015. № 2 (50). С. 20-24.

Зоологический музей Российской академии наук. Мамонты и мамонтовая фауна URL: https://www.zin. ru/museum/expositions/mammoth_fauna.html (дата обращения: 10.06.2021).

Летопись Кунсткамеры, 1714-1836 / авт.-сост. М. Ф. Хартанович, М. В. Хартанович; отв. ред.: Н. П. Ко-панева, Ю. К. Чистов. СПб.: МАЭ РАН, 2014.

Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 5: Труды по минералогии, металлургии и горному делу. 1741-1763 гг. / под ред. А. И. Андреева, И. И. Шафрановского. М.; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1954.

Научное наследие П. С. Палласа. Письма. 1768-1771 гг. / сост. В. И. Осипов. СПб.: ТИАЛИД, 1993.

Новиков П. А. Зоологический отдел Петербургской кунсткамеры в его историческом развитии // Труды Института истории естествознания и техники. 1957. Т. 14, вып. 2. С. 302-352.

Паллас П. С. Петра Симона Палласа, доктора медицины, профессора натуральной истории и члена Российской императорской Академии наук, и Санктпетербургскаго Вольнаго экономическаго общества, также Римской императорской академии изпытателей естества и Королевскаго Аглинскаго ученаго собрания, Путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч. 3. Половина 1: 1772 и 1773 годов. Санкт-петербург: При Имп. Акад. Наук, 1788.

Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года. Т. II: 17441770. СПб.: тип. ИАН, 1899.

Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года. Т. III: 17711785. СПб.: тип. ИАН, 1900.

Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года. Т. IV: 17861803. СПб.: тип. ИАН, 1911.

Световидов А. Н. Типы видов рыб, описанных П. С. Палласом в «Zoographia Rosso-Asiatica». (С очерком истории опубликования этого труда). Л.: Наука, 1978.

Слепкова Н. В. Материалы Кунсткамеры в коллекциях Зоологического института РАН: проблемы выявления // Вопросы музеологии. 2014. № 2 (10). С. 121-129.

Слепкова Н. В. Следы «физических» экспедиций Академии наук 1768-1774 гг. в коллекциях Зоологического института РАН // ЗИН РАН. Отчетная научная сессия по итогам работ 2018 г. Тезисы докладов. 15-17 апреля 2019 г СПб.: ЗИН РАН, 2019. С 36-38.

Смирнов А. В. Петр Симон Паллас и Зоологический институт Академии наук // Историко-биологические исследования. 2011. Т. 3, № 3. С. 107-130.

Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953.

Сытин А. К. Ботаник Петр Симон Паллас. М.: Тов-во научных изданий КМК, 2014.

Уханова И. Н. Слюда в русском народном искусстве // Музей народного искусства и художественные промыслы. М.: Изобразительное искусство, 1972. С. 148-168. (Сборник трудов НИИХП. Вып. 5).

Ученая корреспонденция Академии наук XVIII века. Научное описание. 1766-1782 / сост. И. И. Люби-менко; под ред. Г. А. Князева и Л. Б. Модзалевского. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. (Труды Архива Акад. наук СССР. Вып. 2).

Шишкин В. С. П.С. Паллас и проблема сохранения зоологических сборов XVIII века // Зоологические коллекции России в XVIII-XXI веках: социально-политический и научный контекст / ред.-сост. Н. В. Слеп-кова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. С. 295-308.

Bacmeister J. Essai sur la Bibliothèque et le Cabinet de curiosités et d'histoire naturelle de l'Académie des sciences de Saint Pétersbourg / Par Jean Bacmeister, sous bibliothécaire de l'Académie des scienœs. St. Pétersbourg: De l'Imprimerie privilégiée de Weitbrecht et Schnoor, 1776.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Baer K. E. Berichte über die «Zoographia Rosso-Asiatica» von Pallas abgest. an die Kaiserl. Akademie der Wissenschaften zu St. Petersburg. Königsberg, 1831.

Le Cabinet d'Histoire Naturelle // Nova Acta Academiae Scientiarum Imperialis Petropolitanae. Tomus XII. Praecedit historia eiusdem Academiae ad annum MDCCXCIV. Petropoli, 1801. P. 21-25.

Musei imperialis petropolitani. Vol. I. Pars prima qua continentur res naturales ex regno animali. Petropoli,

1742.

Pallas P. S. De Reliquiis animalium exoticorum per Asiam borealem repertis Complementum // Novi Commentarii Academiae Scientarum Imperialis Petropolitanae. 1773. T. XVII: pro Anno MDCCLXXII. P. 576-606.

Pallas P. S. Equus Hemionus, Mongolis Dshikketaei dictus // Novi Commentarii Academiae Scientarum Imperialis Petropolitanae. 1775. T. XIX: pro Anno MDCCLXXIV. P. 394-417.

Pallas P. S. Vortheilhafte Art Gläser mit Thieren in Weingeist zu verschliessen // Neue Nordische Beyträge zur physikalischen und geographischen Erd- und Völkerbeschreibung, Naturgeschichte und Oekonomie. 1782. Bd. 2. S. 356-357.

Pallas P. S. Zoographia Rosso-Asiatica, sistens omnium animalium in extenso Imperio Rossico et adjacentibus maribus observatorum recensionem, domicilia, mores et descriptiones, anatomen atque icones plurimorum / Auctore Petro Pallas, eq. aur. Academico Petropolitano. T. I. Petropoli: Ex officina Caes. Academiae scientiarum impress, 1811a.

Pallas P. S. Zoographia Rosso-Asiatica, sistens omnium animalium in extenso Imperio Rossico et adjacentibus maribus observatorum recensionem, domicilia, mores et descriptiones, anatomen atque icones plurimorum / Auctore Petro Pallas, eq. aur. Academico Petropolitano. T. II. Petropoli: Ex officina Caes. Academiae scientiarum impress, 1811b.

Wendland F. Peter Simon Pallas (1741-1811): Materialien einer Biographie. Bd. 1-2. Berlin; New York: De Gruyter, 1992. (Veröffentlichungen der Historischen Kommission zu Berlin. Bd. 80).

REFERENCES

Berezovich E. L., Demkina I. T., Spiridonov D. V. Eshche raz ob imeni v svete problemy «Wörter und Sachen»: «mar'ino steklo» v russkom i zapadnoevropeiskikh iazykakh [The Name from the "Wörter und Sachen" Perspective: Mary's Glass in the Russian and Western European Languages]. Voprosy onomastiki, 2020, no. 2 (17), no. 2, pp. 135165. (In Russian)

Dunaeva Yu. A. Kakimi knigami iz akademicheskoi biblioteki rukovodstvovalis' sostaviteli Zoologicheskogo razdela pervogo pechatnogo kataloga Kunstkamery [Which Books from the Academic Library Guided the Compilers of the Zoological Section of the First Published Catalog of the Kunstkamera?]. Peterburgskaia bibliotechnaia shkola, 2015, no. 2 (50), pp. 20-24. (In Russian)

Letopis' Kunstkamery. 1714-1836 [Annals of the Kunstkamera. 1714-1836]. Comp. M. F. Khartanovich, M. V. Khartanovich; eds. N. P. Kopaneva, Yu. K. Chistov. St. Petersburg: MAE RAS, 2014. (In Russian)

Lomonosov M. V. Polnoe sobranie sochinenii: T. 5: Trudy po mineralogii, metallurgii i gornomu delu. 17411763 gg. [Complete Collection of Works: Vol. 5: Works on Mineralogy, Metallurgy and Mining]. Ed. by A. I. And-reev, I. I. Shafranovskii]. Moskow; Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1954. (In Russian)

Nauchnoe nasledie P. S. Pallasa. Pis'ma, 1768-1771 gg. [P.S. Pallas's Scientific Heritage. Letters, 17681771]. Ed. by V. I. Osipov. St. Petersburg: TIALID, 1993. (In Russian)

Novikov P. A. Zoologicheskii otdel Peterburgskoi kunstkamery v ego istoricheskom razvitii [Zoological Department of the St. Petersburg Kunstkamera in Its Historical Development]. TrudyInstituta istorii estestvoznaniia i tekhniki, 1957, vol. 14, issue 2, pp. 302-352. (In Russian)

Shishkin V. S. P. S. Pallas i problema sokhraneniia zoologicheskikh sborov XVIII veka [P. S. Pallas and the 18th Century Zoological Collection Conservation Problem]. Zoologicheskie kollektsii Rossii v XVIII-XXI vekakh: sotsial'no-politicheskii i nauchnyi kontekst [Zoological Collections of Russia in the 18th-21st Centuries: SocioPolitical and Scientific Context]. Ed. by N. V. Slepkova. St. Petersburg: Izdatel'stvo SPbGETU "LETI", 2012, pp. 295-308. (In Russian)

Slepkova N. V. Materialy Kunstkamery v kollektsiiakh Zoologicheskogo instituta RAN: problemy vyiavleniia [Specimens from the Kunstkamera in the Collection of the Zoological Institute and Museum in St. Petersburg: Problems of Identification]. Voprosy muzeologii, 2014, no. 2 (10), pp. 121-129. (In Russian)

Slepkova N. V. Sledy "fizicheskikh" ekspeditsii Akademii nauk 1768-1774 gg. v kollektsiiakh Zoologicheskogo instituta RAN [Traces of the "Physical" Expeditions of the Academy of Sciences 1768-1774 in the Collections of the Zoological Institute of the Russian Academy of Sciences]. ZINRAN. Otchetnaia nauchnaia sessiiapo itogam rabot 2018 g. Tezisy dokladov. 15-17 aprelia 2019g. [Zoological Institute of the RAS. Reporting Scientific Session on the Results of Work in 2018. Abstracts. April 15-17, 2019]. St. Petersburg: ZIN RAN, 2019, pp. 36-38. (In Russian)

Smirnov A. V. Petr Simon Pallas i Zoologicheskii institut Akademii nauk [Peter Simon Pallas and the Zoological Institute of the Academy of Sciences]. Istoriko-biologicheskie issledovaniia, 2011, no. 3 (3), pp. 107-130. (In Russian)

Staniukovich T. V. Kunstkamera Peterburgskoi Akademii nauk [Kunstkamera of the St. Petersburg Academy of Sciences]. Moskow; Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1953. (In Russian)

Svetovidov A. N. Tipy vidov ryb, opisannykh P. S. Pallasom v "Zoographia Rosso-Asiatica" (S ocherkom istorii opublikovaniia etogo truda) [Types of Fish Species Described by P. S. Pallas in Zoographia Rosso-Asiatica (With a Study on the History of Publication of This Work)]. Leningrad: Nauka, 1978. (In Russian)

Sytin A. K. Botanik Petr Simon Pallas [Peter Simon Pallas as a Botanist]. Moscow: Tovarishchestvo nauchnykh izdanii KMK, 2014. (In Russian)

Uchenaia korrespondentsiia Akademii nauk XVIII veka. Nauchnoe opisanie. 1766-1782 [Scientific Correspondence of the Academy of Sciences in 18th Century. Scientific description. 1766-1782]. Complied by I. I. Liubi-menko; ed. by G. A. Kniazev i L. B. Modzalevskii. Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1937. (Trudy Arkhiva Akademii nauk SSSR; vol. 2). (In Russian)

Ukhanova I. N. Sliuda v russkom narodnom iskusstve [Mica in Russian Folk Art]. Muzei narodnogo iskusstva i khudozhestvennyepromysly [Museum of Folk Art and Crafts]. Мoscow: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1972, pp. 148168. (In Russian)

Wendland F. Peter Simon Pallas (1741-1811): Materialien einer Biographie [Peter Simon Pallas (1741-1811): Materials on the Biography], vol. 1-2. Berlin; New York: De Gruyter, 1992.

Submitted: 16.06.2021 Accepted: 27.10.2021 Published: 15.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.