Научная статья на тему 'Рисовальный музей Томского технологического института'

Рисовальный музей Томского технологического института Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ МУЗЕИ / ТОМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / MUSEOLOGY / UNIVERSITY MUSEUMS / TOMSK TECHNOLOGICAL INSTITUTE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьева Светлана Евгеньевна

В статье раскрывается малоизученный вопрос об истории создания и деятельности рисовального музея Томского технологического института императора Николая II, выявляются обстоятельства подготовки и организации работы. Обосновывается ведущая роль Захарии Алексеевича Рокачевского в создании рисовального музея, раскрывается вклад в формирование учебных коллекций музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Drawing Museum of the Tomsk Institute of technology

The article is devoted to the little known aspect of the history and activities of the Drawing Museum of Tomsk technological Institute of Emperor Nicholas II, revealed the circumstances of the preparation and organization of the work. Proves the leading role of Zechariah A. Rogachevskogo in creating the Drawing Museum, reveals the contribution to the formation of study collections of the Museum.

Текст научной работы на тему «Рисовальный музей Томского технологического института»

УДК 069.02:378.4 (571.16)

С. Е. Григорьева

РИСОВАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ТОМСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Вузовские музеи как научные учреждения создавались и служили лабораториями для проведения исследований в сфере точных, естественных и гуманитарных наук, результатом которых становились крупные научные открытия. Не менее важной была и их учебная функция, ведь создание музеев было прямо подчинено образовательному процессу, который регулировали уставы вузов.

В истории Томского политехнического университета, основанного в 1896 г., большую роль сыграли учебные музеи и кабинеты. Так, первые музеи Томского технологического института императора Николая II (совр. Томский политехнический университет) появились практически вместе с открытием вуза—в 1900 г. Одним из инициаторов их создания был первый директор ТТИ Ефим Лукьянович Зубашев. Он, как и первые профессора, понимал необходимость организации современных лабораторий, мастерских, учебных музеев, кабинетов для ведения преподавательской и научно-исследовательской работы.

Уже в 1901 г. на заседании Совета ТТИ была высказана мысль о необходимости создании первых учебных кабинетов, «обратив их в род музея с отдельными помещениями по специальностям»1. Изначально было создано шесть кабинетов: палеонтологии, минералогии, горного искусства, ботаники, механики, рисования и скульптуры. Содержать эти кабинеты предполагалось за счет средств, отпускаемых на учебные пособия Советом института2.

С открытием инженерно-строительного отделения в 1902 г. в ТТИ руководством вуза было решено организовать кабинет рисования. Уже в первых отчетах о деятельности института есть упоминание об этом кабинете3. В последующем название этого учебного подразделения менялось: музей пособий по рисованию, рисовальный кабинет, рисовальный зал, музей рисования. Но функция кабинета оставалась неизменной—обеспечение необходимыми материалами научно-образовательного процесса в институте.

Первым заведующим кабинетом рисования стал классный художник III ст. З. А. Ро-качевский, известный как создатель целой галереи портретов томских ученых. В 1900 г. по представлению директора Томского технологического института Е. Л. Зубашева он был назначен внештатным преподавателем рисования. С целью улучшения преподавания рисования и архитектурного проектирования по заявлению деканов отделений Совет института утвердил Рокачевского в 1906 г. штатным преподавателем. В институте Захарий

1 Государственный архив Томской области (далее—ГАТО). Ф. 194. Оп. 1. Д. 1 (Журналы заседаний совета Томского Технологического института. 1900-1901 гг.). Л. 94.

2 Сизова И. А. Музеи Томского Технологического института (первая треть ХХ в.) // Томские музеи. Музеи университетов: материалы к энциклопедии «Музеи и музейное дело Томской области» / под ред. С. Ф. Фоминых, Э. И. Черняка. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. С. 266.

3 Отчет о состоянии и деятельности Томского Технологического Института Императора Нико-

лая II за 1902 год // Известия Томского технологичексого института (ТТИ). 1903. Т. 2. С. 32.

Таким образом, можно сказать, что формирование музейных коллекций кабинета рисования носило научный характер, что выражалось в концепции и методах комплектования. Коллекции рисовального кабинета использовались в качестве учебных пособий для наглядной демонстрации в образовательном процессе, а инструменты и оборудование использовались для привития студентам профессиональных навыков и умений. Методами комплектования кабинета были, как правило, покупки и дары.

Профессора ТТИ стремились расширить методический инструментарий в преподавании своих дисциплин, искали различные возможности использования рисовального музея. Так, в нем были организованы рисовальные классы. Занятия в них проводил Константин Константинович Лыгин, основатель архитектурного образования Сибири10. В фондах Комплекса музеев ТПУ есть фотография кабинета начала ХХ в. На ней представлена группа студентов на занятиях, в качестве наглядных пособий—множество скульптурных образцов, на стенах развешаны лучшие работы студентов. Стоит отметить, что в конце 1920-х годов рисунки Николая Васильевича Никитина, будущего архитектора, украшали кабинет рисования, экспонировались на студенческих выставках. В это время он обучался на архитектурном отделении строительного факультета, где обязательной и едва ли не основной считалась дисциплина рисунка и композиции, и ему пришлось овладевать секретами изобразительного искусства.

Посетителями рисовального музея, как правило, были только преподаватели и студенты института. Но иногда его посещали и чиновники самого высшего ранга. Так, например, осенью 1910 г. в связи с рабочей поездкой по Сибири председатель Совета министров Петр Аркадьевич Столыпин и главноуправляющий землеустройством и земледелием Александр Васильевич Кривошеин прибыли в Томск. По сообщению «Сибирской жизни», П. А. Столыпин посетил технологический институт, закрытый в тот день для студентов, зайдя в аудитории, большую чертежную и рисовальный зал11.

В 1923 г. З. А. Рокачевский по семейным обстоятельствам переехал в Петроград. Новым заведующим рисовальным музеем стал Георгий Владимирович Ульянинский, который в 1921 г. был избран профессором кафедры «Мосты» инженерно-строительного факультета Сибирского технологического института. С 1925 по 1930 г. он был деканом факультета. Г. В. Ульяновский придавал огромное значение развитию инженерно-строительного факультета как главного источника практической помощи развернувшемуся строительству в Сибири. В связи с этим он особое внимание уделял деятельности вспомогательных учреждений, в том числе и рисовальному музею. Г. В. Ульянинский считал, что качество подготовки инженера-строителя определяется не только общеобразовательным уровнем, но и навыками, приобретенными в лабораториях, мастерских и учебных музеях12.

В 1930-е годы в связи с началом индустриализации в условиях широкого промышленного и гражданского строительства по всей стране чрезвычайно выросла потребность регионов в инженерно-технических кадрах. В Сибирском технологическом институте были созданы условия для открытия на базе отдельных факультетов и кафедр самостоятельных технических вузов. Центр по подготовке инженеров-строителей переместился в Новосибирск. Первым высшим техническим учебным заведением строительного профиля в регионе стал Сибирский строительный институт (Сибстрин), созданный на базе

10 Гений места // Красное знамя. 2014. 21 мая.

11 Сибирская жизнь. 1910. 2 сентября.

12 Профессора Томского политехнического университета. Т. 2. С. 163.

Вопросы музеологии

2(14)/2016

инженерно-строительного факультета СТИ в 1930 г. В Сибстрин перешел коллектив из 20 преподавателей Сибирского технологического института13. Кроме того, все учебные модели рисовального музея были также перевезены в Новосибирск. К сожалению, судьба их неизвестна.

Таким образом, создание рисовального музея в Томском технологическом институте в начале ХХ в. было следствием личной инициативы сотрудников вуза. Формирование фондов и использование их в учебных и научно-исследовательских целях также являлись инициативой профессоров ТТИ. Но в связи с их переездом в другие города деятельность рисовального музея прекратилась, он перестал существовать.

Информация о статье Автор: Григорьева Светлана Евгеньевна—кандидат исторических наук, специалист экспозиционной и выставочной работы, Комплекс музеев Национального исследовательского Томского политехнического университета; старший преподаватель, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия, [email protected]. Заглавие: Рисовальный музей Томского технологического института. Абстракт: В статье раскрывается малоизученный вопрос об истории создания и деятельности рисовального музея Томского технологического института императора Николая II, выявляются обстоятельства подготовки и организации работы. Обосновывается ведущая роль Захария Алексеевича Рокачевского в создании рисовального музея, раскрывается вклад в формирование учебных коллекций музея.

Ключевые слова: музейное дело, университетские музеи, Томский технологический институт.

Information on article Author: Grigorieva Svetlana Evgenievna—PhD in History, Specialist in exposition and exhibition work, the Museum of National Research Tomsk Polytechnic University; Senior lecturer, National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia, [email protected]. Title: The drawing museum of the Tomsk institute of technology.

Abstract: The article is devoted to the little known aspect of the history and activities of the Drawing museum of Tomsk technological Institute of Emperor Nicholas II, it reveals the circumstances of the preparation and organization of the work. The author focuses on the leading role of Zechariah A. Rogachevskiy in creating the Drawing museum, reveals his contribution to the formation of the study collections of the museum. Keywords: museology, university museums, Tomsk Technological Institute.

13 Николаева Н. В. К вопросу о формировании высшей архитектурно-строительной школы в Сибири (на примере Томска и Новосибирска) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2012. № 3 (36). С. 219-240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.