Научная статья на тему 'Риски возникновения психологических деформаций у педагогов'

Риски возникновения психологических деформаций у педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
837
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / PROFESSIONAL DEFORMATION / РИСКИ / RISKS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / OCCUPATIONAL STRESS / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ / BEHAVIORAL STRATEGIES IN A CONFLICT SITUATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МИКРОКЛИМАТ / PSYCHOLOGICAL MICROCLIMATE / ПЕДАГОГ / TEACHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беткер Людмила Михайловна

В статье представлены результаты исследования рисков профессиональной деформации у педагогов, раскрыты особенности психологического микроклимата коллектива, профессионального стресса, особенностей реагирования в конфликтной ситуации как детерминант профессиональных деструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Беткер Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risks of psychological deformation between teachers

The article presents the results of a study of risks of professional deformation between teachers. Characteristics of staff’spsychological microclimate, occupational stress, response features in a conflict situation as a determinant of professional destruction were disclosed.

Текст научной работы на тему «Риски возникновения психологических деформаций у педагогов»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 г. Выпуск 1 (32). С. 12-17

УДК 159.9;316.6

РИСКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕФОРМАЦИЙ У ПЕДАГОГОВ

Л. М. Беткер

В последние годы особенно острой стала проблема создания психологически безопасной среды в общеобразовательном учреждении. В основе обеспечения психолого-педагогической безопасности образовательной среды лежит прогнозирование, обнаружение, регуляция и ликвидация опасностей и рисков достижения качества образования.

Среди психологических рисков психолого-педагогической безопасности в многочисленных исследованиях выделяется профессиональная деформация педагогов, вызывающая угрозу психическому здоровью, как учащихся, так и педагогов [1, 2, 3, 5, 7].

Под профессиональными деформациями Э. Ф. Зеер понимает деструктивные изменения личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Профессиональные деструкции - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействия с другими участниками этого процесса [2].

А. К. Маркова связывает тенденции возникновения профессиональных деструкций у педагогов с нарушениями профессионального развития (неумение приспособиться к новым условиям труда, дезинтеграция профессионального развития, профессиональные конфликты, появление деформаций личности и др.) [3].

Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, условно разделяют на три группы: объективные, связанные с профессиональной средой (социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессиональнопространственной средой); субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений; объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса [6].

В связи с экономическими трудностями, падением роли коллектива в профессиональном становлении педагогов, обостряется роль как объективных (внешних) по отношению к деятельности так и внутренних (субъективных) факторов негативно воздействующих на осуществление, как педагогической деятельности, так и на психологическую структуру самой личности педагога.

Среди выделенных исследователями факторов, инициирующих профессиональные деформации педагогов, одно из ведущих мест занимает неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Подавляющая творческую активность личности, неблагополучная психологическая атмосфера определяется двумя основными обстоятельствами - конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нездоровая атмосфера, проявляющаяся в напряженности человеческих отношений, нервозная обстановка - побуждают одних растрачивать эмоции, а других - искать способы экономии психических ресурсов - склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы. Неблагополучный психологический климат оказывает негативное влияние на всю систему социальных отношений и может, таким образом, иметь самые разнообразные отрицательные последствия [6].

Одно из главных обстоятельств социально-психологического неблагополучия в педагогических коллективах - конфликтность. Она должна стать предметом исследований в плане анализа особенностей реагирования в конфликтной ситуации и выявления деструктивных способов разрешения конфликтов, которые негативно сказываются на формировании профессионального самосознания педагогов, могут привести к возникновению негативных личностных образований [3, 5].

12

Риски возникновения психологических деформаций у педагогов

В исследованиях посвященных становлению и развитию педагога как субъекта профессиональной деятельности отмечается, что при длительном воздействии на организм психотравмирующих факторов разного свойства возникает риск формирования профессионального стресса как неспецифической защитной реакции. Последний находит свое выражение в широком спектре разнообразных проявлений: от непродуктивных (но устойчивых и поддерживаемых в сообществе специалистов) стереотипов профессионального общения, мышления и поведения до полной профессиональной деформаций и маргинализации личности [3, 5].

В тех случаях, когда в коллективах недооценивается роль тех или иных факторов, влияющих на профессиональное становление педагогов, может возникнуть риски возникновения нарушений безопасности образовательной среды.

Таким образом, признавая необходимость создания в образовательных учреждениях психологически безопасной среды, в недостаточной мере представлены технологии профилактики возникновения профессиональных деформаций у педагогов, оценки их причин.

Предметом обсуждения нашей статьи стало исследование рисков возникновения профессиональных деформаций у педагогов сферы дополнительного образования г. Ханты-Мансийска. В исследовании принялЬ участие 104 педагогических работников организаций дополнительного образования.

Для выявления рисков возникновения профессиональных деформаций у педагогов были использованы следующие методики: методика Ф. Фидлера «Психологический микроклимат коллектива», Шкала профессионального стресса (Р. В. Овчарова), тест К. Томаса «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» [6].

Исследование предполагало выявление информации по следующим параметрам: психологический микроклимат в коллективе, особенности реагирования в конфликтной ситуации, уровень профессионального стресса.

По результатам методики Ф. Фидлера «Психологический микроклимат коллектива» можно констатировать присутствие (в абсолютном большинстве (100 %)) нормального психологического микроклимата в исследуемых педагогических коллективах. Такие диагностические значения как «общая неудовлетворенность работой», «нервно-психическое напряжение», «тревожность» не превышают критических значений.

Таблица 1. Уровень психологического микроклимата в коллективе

Показатели Наименование коллектива Оценка общего психологического состояния Общая неудовлетво- ренность (У)/баллы Нервно- психическое напряжение (Н)/баллы Тревожность (Т)/баллы

Норма Ниже нормы

МБОУ «Центр дополнительного образования «Патриот» 100 % - 46 75 43

МБОУ ДОД «Дом детского творчества» 100 % - 194 236 163

МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» 100 % - 176 220 149

МБОУ ДОД «Станция юных техников» 100 % - 179 226 113

МБОУ ДОД «Станция юных туристов» 100 % - 88 123 50

МБОУ ДОД «Детский этнокультурнообразовательный центр «Лылынг союм» 100 % - 137 182 112

МБОУ ДОД «Детская школа искусств и народных ремесел» 100 % - 386 457 286

13

Л. М. Беткер

Самые низкие значения получены по значению «общая неудовлетворенность», что свидетельствует о том, что в большинстве своем работники удовлетворены работой в своих коллективах. В большей мере выражены показатель «тревожность» и в наибольшей мере выражены показатели нервно-психического напряжения. Однако данный фактор является только фактором потенциального риска возникновения истощения, т. к. его выраженность находится в допустимых пределах.

Таким образом, неофициальные отношения, складывающиеся между работниками обследованных организаций, нормальные. В качестве факторов риска можно отметить «нервно-психического напряжение» в отношениях как предпосылка возникновения конфликтных ситуаций или эмоционального истощения и пр.

По результатам теста К. Томаса «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» в исследуемых коллективах установлено преобладание неконструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях (табл. 2).

Таблица 2. Распределение испытуемых в зависимости от стиля поведения в конфликтных ситуациях, %

Стили поведения в коллективах Наименование коллектива^~~^-^_ Соперни- чество Сотрудни- чество Компро- мисс Избегание Приспособ- ление

МБОУ «Центр дополнительного образования «Патриот» - 33,3 % 15 % 40 % 11,7 %

МБОУ ДОД «Дом детского творчества» 9 % 11% 37 % 33 % 10 %

МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» 10 % 31% 23 % 23 % 13 %

МБОУ ДОД «Станция юных техников» 7 % 17 % 33 % 35 % 8 %

МБОУ ДОД «Станция юных туристов» 12 % 21 % 27 % 25 % 15 %

МБОУ ДОД «Детский этнокультурно-образовательный центр «Лылынг союм» 17 % 20 % 18 % 26 % 19 %

МБОУ ДОД «Детская школа искусств и народных ремесел» 14 % 18 % 26 % 27 % 15 %

Так, преобладающей в трех из обследуемых педагогических коллективов стала стратегия избегания, ухода от конфликта, игнорирование интересов своих и интересов другого человека.

Исследователями отмечается, что стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, - одна из самых непродуктивных тактик поведения в конфликтной ситуации, т. к. каждый из участников настолько стремится помешать другому человеку выиграть, что сам готов проиграть, лишь бы достичь этой цели. Если представить, как могут разворачиваться события при использовании этих стратегий, то можно обобщенно записать ее как «проиграть/проиграть» [4].

Еще в двух обследуемых нами коллективах у большинства преобладающей выявлен компромисс как наиболее предпочитаемая стратегия поведения в конфликтной ситуации. Большинство членов коллектива предпочитают анализировать причины разногласий и ищут приемлемый для всех выход. Это стратегия частично проиграть/проиграть и частично выиг-рать/выиграть.

И, наконец, только в двух обследуемых коллективах у большинства членов педагогического коллектива преобладает сотруднический стиль поведения в конфликтных ситуациях. Это означает, что большинство педагогов, отстаивая собственные интересы, принимают во внимание нужды и желания другой стороны. Эта стратегия наиболее эффективна, поскольку ориентирует людей на взаимный учет интересов (даже в ситуации открытого столкновения).

14

Риски возникновения психологических деформаций у педагогов

Эта стратегия базируется на толерантности, где каждый ориентирован на согласование позиций, интересов, целей, мнений и т. д.

Как видно из таблицы, второе место по степени предпочтения поведения в конфликтных ситуациях в ряде коллективов занимают стратегии «избегание» и «компромисс». Несмотря на то, что наиболее эффективной является стратегия сотрудничества, по тактическим соображениям необходимо использовать и компромисс, и уступчивость. Избегание используется в тех ситуациях, когда педагог чувствует свою несостоятельность в решении проблем, например, с администрацией, родителями и даже с учениками. Так и компромисс в работе просто необходим как тактический прием.

На третьем месте у большинства обследуемых коллективов тактика сотрудничества. К данной тактике педагоги образовательных организаций прибегаю реже, отдавая предпочтение менее эффективным стратегиям компромисса и избегания. Достичь готовности к предпочтению сотрудничества можно путем постоянной, планомерной воспитательной работы (прежде всего самовоспитанием), которая приведет в нужный момент к срабатыванию установок толерантности или путем обучения конкретным шагам конструктивного решения конфликтов.

На четвертом месте в большинстве коллективов стратегия приспособления. Это неэффективная стратегия подчинения, уступчивости, не учитывающая, в первую очередь, собственных интересов.

И, наконец, на пятом месте, во всех коллективах находится соперничество, которое в противоположность приспособлению направлено на достижение только собственного выигрыша, не учитывает интересы другого. Последние две стратегии крайне неэффективны, однако по тактическим соображениям возможно их использование, когда необходимо отстоять собственную ценность, жизненно важную позицию или уступить.

Таким образом, большинство педагогов предпочитают неконструктивные тактики поведения в конфликтных ситуациях, мешающие выигрывать или проигрывать в достижении поставленной цели. Не во всех коллективах доминирующим является сотруднический стиль. Данное обстоятельство говорит об отсутствии умений открытого, диалогического общения у педагогов как фактора риска профессиональных деструкций.

Результаты методики «Шкала профессионального стресса» показали разную степень выраженности стрессоустойчивости в педагогических коллективах (табл. 3).

Таблица 3. Результаты исследования профессионального стресса у педагогов, %

Степень выраженности Наименование коллектива ' Ниже нормы Норма Выше нормы

1. МБОУ «Центр дополнительного образования «Патриот» 40 60 0

2. МБОУ ДОД «Дом детского творчества» 6 34 60

3. МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» 28 28 44

4. МБОУ ДОД «Станция юных техников» 22 56 22

5. МБОУ ДОД «Станция юных туристов» 22 44 34

6. МБОУ ДОД «Детский этнокультурно-образовательный центр «Лылынг союм» 38 38 24

7. Коллектив МБОУ ДОД «Детская школа искусств и народных ремесел» 7 50 43

Так, в коллективах «Дом детского творчества» (60 %) и «Станция юных натуралистов» (40 %) большинство педагогов по результатам тестирования находятся в состоянии повышенного стресса, в более напряженном состоянии, чем обычно; нормальная адаптивная реакция недостаточна. Это указывает на наличие в работе учителя информационных перегрузок, хронических стрессогенных и фрустрирующих обстоятельств педагогической деятельности. Наличие данного неспецифического способа реагирования на обстоятельства педагогической деятельности дестабилизирует профессиональный рост педагогов. Поэтому необходимо выяснить, получают ли педагоги необходимую организационную, методическую, психологическую помощь и поддержку в преодолении стрессов.

15

Л. М. Беткер

У части педагогов исследуемых коллективов уровень стресса в норме, что свидетельствует об определенной устойчивости к психологическому стрессу. У тех педагогов, у которых уровень стресса ниже нормы, в процессе преодоления стрессовых состояний выработались защитные психологические механизмы, коппинг-стратегии, позволяющие сохранять устойчивость в неопределенных ситуациях профессиональной деятельности.

Таким образом, педагоги образовательных учреждений находятся в состоянии нервнопсихического напряжения: в целом у 33 % педагогов высокий уровень профессионального стресса, у 23 % педагогов выработались защитные психологические механизмы реагирования на сложные профессиональные ситуации.

Итак, по результатам исследования факторов риска профессиональных деформаций у педагогов педагогических коллективов сферы дополнительного образования выявлен ряд проблем психологического характера, детерминирующих профессиональные деструкции:

- тенденции личностной невротизации;

- непродуктивные стили реагирования на конфликтные ситуации;

- высокий уровень профессионального стресса и наличие психологических защит у членов педагогических коллективов.

Полученные данные послужили нам основой для разработки мер профилактики рисков профессиональных деформаций у педагогов. Среди психолого-педагогических условий, способствующих минимизации профессиональных рисков педагога, мы выделили такие как:

- проведение с педагогическими коллективами мероприятий по сохранению психического и психологического здоровья (семинары-практикумы, диспуты, круглые столы и пр.);

- определение проблем и проведение проблемного анализа педагогических ситуаций, решаемых педагогическим коллективом;

- проведение мероприятий по профилактике и коррекции эмоционального выгорания у педагогов: развитие таких личностных качеств, как эмоциональная зрелость, устойчивость, уверенность в себе, спокойствие, низкое эго-напряжение, социальная смелость.

- обучение педагогов приемам актуализации собственного опыта поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия; научить узнавать и выбирать оптимальную стратегию поведения в конкретной конфликтной ситуации; выявить основные подходы к разрешению проблем между людьми; ориентировать педагогов на продуктивное поведение в ситуации межличностного взаимодействия.

Таким образом, минимизации негативных последствий некоторых особенностей профессиональной деятельности будет способствовать исследование и профилактика рисков профессиональных деформаций, где педагог будет выступать в качестве субъекта этой деятельности, владеющего представлениями о причинах возникновения профессиональных рисков и их последствиях, умеющий применять эффективные меры по их преодолению. Только такой подход к созданию образовательной среды позволит создать условия ее психологической безопасности.

Литература

1. Беткер, Л. М. Проблема социально-коммуникативной компетентности педагога [Текст] / Л. М. Беткер, О. В. Булатова ; под ред. Л. Н. Пауковой // Проблемы качества профессионального развития педагогов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры : мат-лы институт. науч.-практ. конф. - Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2011. - С. 128-135.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие [Текст] /

Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб. - М. : Московский психолого-соц. ин-т ; Воронеж : МО-ДЭК, 2003. - 480 с.

3. Маркова, А. К. Психология труда учителя : кн. для учителя [Текст] / А. К. Маркова. -

М. : Просвещение, 1993. - 192 с.

4. 4. Мириманова, М. С. Конфликтология : учеб. для студ. пед. учеб. заведений [Текст] / М. С. Мириманова. - М. : Изд. центр «Академия», 2003. - 320 с.

16

Риски возникновения психологических деформаций у педагогов

5. 5. Овчарова, Р. В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя : учеб. пособие [Текст] / Р. В. Овчарова. - М. : Изд-во НПФ : Амалтея, 2007. - 464 с.

6. 6. Сабина, Н. Н. Профилактика профессиональных рисков педагогов в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения : автореф. дисс. канд. пед. н. [Текст] / Н. Н. Сабина. - СПб., 2012.

7. 7. Черлюнчакевич, А. И. Программа по профилактике профессиональных деформаций у педагога [Текст] / А. И. Черлюнкачевич // Психология обучения. - 2013. - № 6. - С. 125142.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.