УДК 316
Смолякова Дарья Кирилловна
аспирант, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, преподаватель, ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли», г Москва
e-mail: daria.smolyakova@gmail.com
Smolyakova Darya
Postgraduate student, Lomonosov Moscow State University, Teacher, Sevastopol College of Service and Trade, Moscow e-mail: daria.smolyakova@gmail.com
DOI 10.26425/1816-4277-2019-1-171-176
РИСКИ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
Аннотация. Исследованы риски внедрения современных технологий в образовательном процессе колледжа на примере ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли». Выделен ряд противоречий в русле технологизации профессионального образования. Приведены основные цели и задачи применения новых технологий в колледже. Представлен перечень и описаны новые технологии, используемые в образовательном процессе. Обоснованы организационные и финансовые риски внедрения современных технологий в образовательный процесс колледжа.
Ключевые слова: риски, технологизация, образовательный процесс, образовательные технологии, воспитательные технологии, колледж.
THE RISKS OF INTRODUCTION OF MODERN TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE COLLEGE
Abstract. The risks of introduction of modern technologies in the educational process of the College on the example of «Sevastopol College of service and trade» have been investigated. A number of contradictions in the course of technologization of vocational education has been highlighted. The main goals and objectives of the application of new technologies in the College have been adduced. The list has been presented and new technologies, using in the educational process of the College, have been described. Organizational and financial risks of introduction of modern technologies in the educational process of the College have been substantiated.
Keywords: risks, technologization, educational process, educational technologies, educational technologies, college.
Неотъемлемой частью современного информационного общества выступает технологизация образовательного пространства [7]. Запросы региона на образование, как правило, связаны с приведением его в максимальное соответствие с потребностями регионального рынка труда [1]. Запросы личности ориентированы на удовлетворение ее интересов, потребностей, склонностей через реализацию ею права выбора индивидуальной образовательной траектории. Поскольку интересы, потребности, склонности учащихся разнообразны, то их удовлетворение требует значительной вариативности в предоставлении образовательных услуг.
Особая роль в этой части всегда отводилась системе среднего профессионального образования (далее -СПО), ведь именно учащиеся профильной школы имеют более или менее ярко выраженные профессиональные намерения и, следовательно, мотивацию на подготовку в системе профессионального образования [6]. Однако в настоящее время, по мнению педагогического сообщества, наблюдается ряд противоречий в русле технологизации профессионального образования, а именно:
1. «...Противоречие между ориентацией педагогической практики на интенсивный процесс технологизации профобразования (внедрение инновационных образовательных и воспитательных технологий в образовательный процесс, формирование информационной культуры личности) и отсутствием установленных общепринятых методологических и теоретических основ процесса технологизации профобразования, ее стратегических перспектив развития» [2, с. 23];
2. «.Противоречие между активным насыщением образовательного процесса инновационными средствами и технологиями и отсутствием желаемого результата качества подготовки специалистов» [2, с. 24];
© Смолякова Д.К., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/Hcenses/by/4.0/).
The Author(s), 2018. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
3. «...Противоречие между внедрением инновационных образовательных и воспитательных технологий в образовательный процесс и неподготовленностью педагогических кадров и обучающихся к овладению ими» [2, с. 24].
ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли» в настоящее время выступает площадкой областного института развития, работает над внедрением в практику образовательного учреждения обучение по индивидуальным учебным планам (далее — ИУП), выстраивая модель максимально индивидуализированного образования. Обучение студентов колледжа предполагает активное использование новых (инновационных) образовательных технологий (в полном объеме или частично, с использованием элементов), активных методов обучения, в том числе их комбинаций [4].
К основным целям и задачам применения новых технологий в колледже относятся:
- модернизация учебного процесса через внедрение, апробацию, реализацию новых технологий в образовательный процесс;
- интеграция современной науки и практики и создание условий для положительной динамики развития профессиональных компетенций студентов;
- повышение качества образования в условиях эффективного управления учебной деятельностью, своевременного мониторинга результатов обучения, коррекции и устранения негативных показателей;
- создание условий для распространения педагогического опыта, формирования авторских проектов, разработок и возможности самостоятельно определять комбинации и способы реализации в учебном процессе инновационных технологий, в рамках специальностей подготовки в колледже [5].
Перечень и описание новых технологий, используемых в образовательном процессе колледжа, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Перечень и описание новых технологий, используемых в образовательном процессе ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли»
Технологии Варианты внедрения Условия реализации Документы, подтверждающие использование технологий / форма отчетности
Технология дистанционного обучения Использование элементов дистанционного обучения Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) Наличие сайта преподавателя Наличие собственной страницы на сайте колледжа Наличие страницы, группы, бло-га, форума в социальных сетях Размещение дидактического, контролирующего материала, презентаций, видеоматериалов, материалов конференции, учебников на страницах сайтов Доступность материалов для студентов и реализация обратной связи Выполнение консультаций видеоуроков, тренингов Проведение Интернет конференций, семинаров, практик Оформление Интернет публикаций и т. п. Скриншоты страниц сайтов
Продолжение таблицы 1
Технологии Варианты внедрения Условия реализации Документы, подтверждающие использование технологий / форма отчетности
Технология кооперативного обучения Обучение малыми группами по определенной инструкции На практических занятиях студенты решают задачи группами, принимают решение и защищают свою точку зрения. Синхронная или асинхронная коммуникация студентов и преподавателя с помощью интернет-технологий Элемент дистанционного обучения (запись онлайн режима или скриншот сайта офлайн) Анализ практического занятия, составление отзыва (преподаватель, методист, председатель цикловой методической комиссии)
Технология модульного обучения Организация обучения Осуществление занятий по определенному плану, контроль качества усвоения материала Оформление перечня основных понятий, навыков и умений Определение сроков усвоения модуля и форм итогового контроля План, программа модуля Учебные материалы модуля Анализ динамики обучения, отзыв
Технология проблемного обучения с использованием интерактивных досок, мультимедийных систем Стимулирование познавательной активности студентов Создание условий для принятия решений проблемных задач Наличие проблемных задач Анализ студентами вариантов решения Самостоятельная работа студентов на занятиях по определенной инструкции Открытые занятия, отзыв, с указанием применения данной технологии и тиражирования опыта
Технология лич-ностно-ориенти-рованого подхода и технология уров-невой дифференциации Индивидуальный подход к учащимся Дифференцировка студентов по возрасту, образованию, специальности и способности к восприятию материала Подготовка студентов к конкурсам Применение метода портфолио личных достижений Наличие заданий и учебных материалов, рассчитанных на разный уровень студентов Занятие с использованием личностно-ориентированных методов обучения Оформление работ студентом Участие студентов в конкурсах и олимпиадах Анализ портфолио, презентации рецензия или отзыв Анализ проведенного занятия Доклады, рефераты, публикации Копия диплома, сертификата участника, номинан-та, наградные документы преподавателя
Технологии науч-но-исследовательс-кого обучения Организация исследовательской работы, научных обоснований Выполнение курсовых и дипломных работ, практик, исследовательских работ студентами Оформление научных публикаций Выступление студентов с докладом на научно-практических конференциях и семинарах Анализ работы, рецензия Копия публикации Сертификат
Технология пра-ктико-ориентиро-вано-го обучения Максимальная реализация профессиональной деятельности в учебном процессе, отработка навыков на симуляторах, фантомах, муляжах, дополнительном современном оборудовании Работа в симуляционных классах, с фантомами, муляжами, работа на современном оборудовании Визуализация обучения Обучения в реальных условиях практики на практических базах Видео и фото отчет занятия, отзывы о проведенном занятии, анализ занятия
Окончание таблицы 1
Технологии Варианты внедрения Условия реализации Документы, подтверждающие использование технологий / форма отчетности
Игровые технологии, в том числе кейс-технологии Обучения в условиях игры Имитация реальных условий профессиональной деятельности План занятий Сценарий игры Распределение ролей Реализация игры Обобщение и выводы Видео и фото отчет занятия, отзывы, анализ занятия
Технологии компьютерного обучения или интернет-ориентированные педагогические технологии обучения Применение лицензионных или авторских программ; интернет-ресурсов: электронно-образовательные ресурсы фонда электронной литературы; игровых интернет-технологий и т. п. Работа с компьютерными программами Формирование фонда электронной литературы и электронно-образовательные ресурсы Осуществление контроля знаний с помощью компьютерных программ Работа с интернет-сайтами Справка, скриншот сайтов, контролирующих материалов, перечень литературы или CD-диск Анализ занятий или отзывы
Технология методического обеспечения учебного процесса Создание методического материала для теоретических и практических занятий Оформление в соответствии с требованиями: - рабочая программа; - технологическая карта; - методическая разработка для преподавателей; - методическая разработка для студентов; - учебно-методические пособия для студентов; - методические указания для студентов; - контрольно-оценочные средства по дисциплине; - учебно-методический комплекс в сроки, установленные планом работы колледжа Учебные методические материалы в печатном и (или) электронном виде
Составлено автором по материалам исследования
Внедрение инновационных образовательных и воспитательных технологий в образовательный процесс колледжа подразумевает создание богатой образовательной среды, то есть платформы для самостоятельного, осознанного выбора учащимися учебных предметов (базовых, профильных, углубленных, элективных), форм обучения (очное, заочное, дистанционное и т. д.), средств (бумажные, электронные) и траекторий (класс, группа, межклассная группа, индивидуальное занятие, дистант и другие). И как следствие этого выбора формирование индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы каждого обучающегося, создание условий для ее реализации [3].
В соответствии с этим предполагаются изменения в содержании образования, формах организации учебного процесса, методиках и технологиях обучения и воспитания. У учащихся появляется возможность проектирования индивидуальных образовательных планов с различным набором профильных или углубленных предметов, элективных курсов и курсов по выбору, что обеспечивает мультипрофильность выбора содержания образования. Меняется подход к формированию учебного плана параллели. Он формируется на основе индивидуальных учебных планов учащихся. Меняется принцип составления расписания. Оно должно обеспечивать организацию занятий межклассных разноуровневых групп сменного и постоянного состава
по каждому предмету. Расписание составляется на каждого ученика. Минимизация количества «окон» становится основной задачей составления расписания.
Подобная форма организации образовательного процесса увеличивает долю самостоятельности учащегося, как в выборе своего образовательного поля, так и в правильной, эффективной организации своего учебного дня. В связи с этим меняется роль куратора как тьютора, сопровождающего процесс обучения и воспитания. В связи с малой наполняемостью профильных и углубленных групп у преподавателя появляются более широкие возможности по индивидуализации и дифференциации процесса обучения на занятии, применению педагогических технологий, способствующих формированию и развитию предметных и ключевых компетентностей, умения делать ответственный выбор, прогнозировать и оценивать его последствия.
Появляется необходимость автоматизации и информатизации следующих организационных и педагогических процессов:
- формирование учебного плана параллели;
- определение совпадения образовательных выборов учащихся, комплектование на этой основе межклассных разноуровневых учебных групп;
- составление и оперативная коррекция расписания учебных занятий для учащихся и педагогов;
- разработка дифференцированного содержания по предметам и курсам, обеспечение дистанционного и индивидуального обучения.
Таким образом, можно выделить следующие риски, возникающие при внедрении инновационных образовательных и воспитательных технологий в образовательный процесс колледжа.
1. Риск, связанный с организационными сложностями в реализации обучения, нехватка учебных кабинетов, проблемы с составлением расписания с учетом санитарных требований.
2. Недостаточная психологическая готовность обучающихся, родителей, педагогов к обучению в альтернативной форме.
3. Эмоционально-физические перегрузки преподавателей.
4. Риски, связанные с ограниченностью ресурсов информационно-коммуникационных технологий (недостаточная пропускная способность интернет-каналов, моральное устаревание аппаратного и программного обеспечения и т. д.).
Надо отметить, что помимо организационных рисков при внедрение инновационных образовательных и воспитательных технологий в образовательный процесс колледжа могут появиться и дополнительные финансовые затраты, связанные с возможным увеличением количества разноуровневых групп и соответственно оплачиваемых дополнительных учебных часов, приобретением учебного оборудования с более широким внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий с необходимостью дальнейшего повышения профессиональной компетентности педагогов — участников проекта.
Библиографический список
1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь1рз://минобрнауки.рф/документы/923 (дата обращения: 23.12.2018).
2. Гончарова, Е. П. Риски технологизации образовательного процесса / Е. П. Гончарова, В. М. Маметова, Ю. Ч. Якубашко // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rep.bntu.by/Ыtstream/handk/data/10687/С.0/o2035-38.pdf?sequence=1 (дата обращения: 20.12.2018).
3. Дубинин, С. А. Современные образовательные технологии и риск их внедрения / С. А. Дубинин, И. Б. Ларина // Образование и наука в современных условиях. - 2017. - № 1 (2). - С. 157-159.
4. Мандель, Б. Р. Современные инновационные технологии в образовании и их применение // Образовательные технологии. - 2015. - № 2. - С. 27-48.
5. Педагогический процесс в учреждениях НПО и СПО на современном этапе: направления, результаты, проблемы [Текст]: [сост.: Н. А. Панов, Э. Е. Фейгина]. - Санкт-Петербург: КОСТА, 2012. - 525 с.
6. Проектирование образовательных технологий в профессиональном колледже [Текст] / Департамент образования г. Москвы, Науч.-исслед. ин-т развития профессионального образования; [авт.-сост.: Михайлова Н. Н.]. - Москва: [б. и.], 2017. - 247 с.
7. Технологизация образовательного процесса как ресурс обновления содержания образования. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://oqu-zaman.kz/?p=1751 (дата обращения: 21.12.2018).
BecmuuK yuueepcumema № 1, 2019
References
1. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty srednego professional'nogo obrazovaniya [Federal state educational standards of secondary vocational education]. Available at: https://minobrnauki.rf/dokumenty/923 (accessed 23.12.2018).
2. Goncharova E. P., Mametova V. M., Yakubashko Yu. C. Riski tekhnologizatsii obrazovatel'nogo protsessa [Risks technologi-zation of educational process]. Available at: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/10687/S.%2035-38.pdf?sequence=1 (accessed 20.12.2018).
3. Dubinin S. A., Larina I. B. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii i risk ikh vnedreniya [Modern educational technologies and the risk of their implementation]. Obrazovanie i nauka v sovremennykh usloviyakh, 2017, I. 1 (2), pp. 157-159.
4. Mandel' B. R. Sovremennye innovatsionnye tekhnologii v obrazovanii i ikh primenenie [The modern innovative technologies in education and Their application]. Obrazovatel'nye tekhnologii, 2015, I. 2, pp. 27-48.
5. Pedagogicheskii protsess v uchrezhdeniyakh NPO i SPO na sovremennom etape: napravleniya, rezul'taty, problemy [Pedagogical process in NGO and SPO institutions at the present stage: directions, results, problems], sost.: Panov N. A., Fejgina E. E. S.-Petersburg: KOSTA, 2012. 525 p.
6. Proektirovanie obrazovatel'nykh tekhnologii v professional'nom kolledzhe [Design of educational technologies in professional College]. Departament obrazovaniya g. Moskvy, Nauch.-issled. in-t razvitiya professional'nogo obrazovaniya; [avt.-sost.: Mikhajlova N. N.]. Moscow, 2017. 247 p.
7. Tekhnologizatsiya obrazovatel'nogo protsessa kak resurs obnovleniya soderzhaniya obrazovaniya [Technologization of the educational process as a resource for updating the content of education]. Available at: http://oqu-zaman.kz/?p=1751 (accessed 21.12.2018).