Научная статья на тему 'Оценка эффективности современных технологий в образовательном процессе колледжа'

Оценка эффективности современных технологий в образовательном процессе колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / LEARNING TECHNOLOGIES / QUESTIONNAIRE / SOCIOLOGICAL SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолякова Дарья Кирилловна

Данная статья посвящена оценке эффективности современных технологий в образовательном процессе колледжа, способствующие инновационному становлению образовательного процесса в условиях колледжа (на примере ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли»). Оценка удовлетворенности потребителей образовательных услуг является одним из элементов обеспечения качества образовательного процесса. Результаты внутреннего мониторинга образовательной среды являются основанием для различного рода упреждающих или корректирующих действий для учреждений среднего профессионального образования, занимающихся подготовкой высококвалифицированных специалистов. Одним из возможных вариантов получения информации о деятельности учреждения образования в этом направлений выступает опрос получателей образовательных услуг (студентов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF MODERN TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE COLLEGE

This article deals with the evaluation of the effectiveness of modern technologies in the educational process of the college contributing to the innovative formation of the educational process in the college (for example Sevastopol College of service and trade). The assessment of satisfaction of consumers of educational services is one of the elements of ensuring quality of educational process. The results of internal monitoring of the educational environment are the basis for various kinds of proactive or corrective actions for the institutions of the act, engaged in the training of highly qualified specialists. One of the possible options for obtaining information about the activities of the educational institution in this direction is the survey of recipients of educational services (students).

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности современных технологий в образовательном процессе колледжа»

УДК 316 DOI 10.26425/1816-4277-2018-3-144-148

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА

Аннотация. Данная статья посвящена оценке эффективности современных технологий в образовательном процессе колледжа, способствующие инновационному становлению образовательного процесса в условиях колледжа (на примере ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли»). Оценка удовлетворенности потребителей образовательных услуг является одним из элементов обеспечения качества образовательного процесса. Результаты внутреннего мониторинга образовательной среды являются основанием для различного рода упреждающих или корректирующих действий для учреждений среднего профессионального образования, занимающихся подготовкой высококвалифицированных специалистов. Одним из возможных вариантов получения информации о деятельности учреждения образования в этом направлений выступает опрос получателей образовательных услуг (студентов). Ключевые слова: образовательный процесс, образовательные технологии, технологии обучения, анкетирование, социологический опрос.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF MODERN TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE COLLEGE

Abstract. This article deals with the evaluation of the effectiveness of modern technologies in the educational process of the college contributing to the innovative formation of the educational process in the college (for example Sevastopol College of service and trade). The assessment of satisfaction of consumers of educational services is one of the elements of ensuring quality of educational process. The results of internal monitoring of the educational environment are the basis for various kinds ofproactive or corrective actions for the institutions of the act, engaged in the training of highly qualified specialists. One of the possible options for obtaining information about the activities of the educational institution in this direction is the survey of recipients of educational services (students). Keywords: educational process, educational technologies, learning technologies, questionnaire, sociological survey.

Одним из главных приоритетов и ценностей в нашей стране всегда считалось получение качественного профессионального образования. В настоящее время наблюдается широкий потенциал человеческих возможностей и желаний. В современном обществе нужны не только знания, но и умения их добывать и применять в различных производственных ситуациях. Общество нуждается в специалисте нового социокультурного типа, способного к устойчивости, мобильности, активному решению сложных нестандартных задач, самоактуализации и самореализации индивидуально-психологического потенциала: интеллектуального, коммуникативного, организационного, креативного, психофизиологического, нравственно-мировоззренческого, ценностно-мотивационного и т. д. Специалист должен обладать развитыми социально-значимыми профессиональными компетенциями, быть способным к порождению новых смыслов и ценностей профессиональной деятельности в сложных изменяющихся социокультурных условиях. Поэтому система среднего профессионального образования (далее - СПО) не стоит на месте, а трансформирует и модернизирует свои достижения, ориентируясь на личностный подход к обучающимся в процессе образовательной деятельности [1]. Современные образовательные технологии в профессиональном образовании становятся вполне обыденной частью образовательного процесса.

Цель статьи заключается в выявлении эффективных современных образовательных технологий, которые будут способствовать инновационному становлению образовательного процесса в условиях колледжа (на примере ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли»).

Задачи статьи:

- проанализировать современные образовательные технологии;

- провести социологический опрос с целью выявления эффективных образовательных технологий в образовательном процессе колледжа.

Смолякова Дарья Кирилловна

аспирант, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», г. Москва е-mail: daria.smolyakova@gmail.com

Smolyakova Daria

Postgraduate student, Lomonosov Moscow

State University, Moscow

е-mail: daria.smolyakova@gmail.com

Понятие «технология» в педагогической литературе трактуется неоднозначно. Дословно оно переводится как: «techno» - искусство, умение, мастерство, «logos» - знание, наука. Технология - это управление естественными процессами, направленное на создание искусственных объектов. Естественные процессы управляются для фиксации, обработки и получения новой информации [5].

Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, педагогического опыта показал, что в современной педагогике существует ряд научных подходов к организации образовательного процесса, направленного на развитие и формирование индивидуальных качеств, способностей личности студента, которые применяются в СПО [3]. Проблемы повышения качества и эффективности образовательного процесса рассматриваются в работах Ю. К. Бабанского, С. Я. Батышева, Г. П. Корнева, Ю. А. Кустова, Г. К. Селевко, Ю. К. Черновой, А. Н. Ярыгина и др. Авторы подчеркивают, что эффективность образовательной технологии должна быть основана на эффективности управления и организации образовательного процесса, а также на соответствии конечного результата с результатом планируемым [1].

К таким технологиям причисляют [4]:

- модульное обучение (П. А. Юцявичене, В. И. Панченко, С. Я. Батышев, М. А. Чошанов, К. Я. Вазина, Л. Г. Богданова, Н. В. Борисова, М. И. Махмутов, Г. В. Мухаметзянова, Н. А. Морева, П. И. Третьяков и др.);

- личностно-ориентированные технологии (Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев, А. А. Вербицкий, В. И. Качуровский, Е. А. Крюков, М. Н. Монахов, В. В. Сериков и др.);

- профессионально-ориентированные технологии (П. И. Образцов, А. И. Ахулкова, О. Ф. Черниченко, Т. А. Дмитриенко, Г. С. Жукова, Н. И. Никитина, Е. В. Комарова);

- программированное обучение (В. П. Беспалько, Б. Скиннер Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, А. М. Матюшкин, И. Е. Шварц и др.) и т. д.

Эти современные технологии являются целевыми ориентирами для эффективного обучения и управления им, активности образовательного процесса, личностной ориентации, несмотря на то, что концептуальные основы различают в зависимости от подхода [3].

Вместе с тем, сегодня в СПО крайне важно использовать разнообразные инновационные формы и методы обучения, последовательно активизирующие учебно-познавательную деятельность студентов [2].

Улучшение образовательного процесса в направлении соответствия международным стандартам должно осуществляться также с учетом пожеланий и предложений самих студентов. Именно оценка удовлетворенности потребителей образовательных услуг является одним из элементов обеспечения качества образовательного процесса. Результаты внутреннего мониторинга образовательной среды являются основанием для различного рода упреждающих или корректирующих действий для учреждений СПО, занимающихся подготовкой высококвалифицированных специалистов. Одним из возможных вариантов получения информации о деятельности учреждения образования в этом направлений выступает опрос получателей образовательных услуг (студентов).

С целью изучения эффективности использования современных образовательных технологий в учебном процессе в ГБОУПО «Севастопольский колледж сервиса и торговли» проведен социологический опрос студентов 1 и 2 курсов очной формы получения образования. В опросе приняло участие 73 респондента, из них 12 преподавателей; распределение общего числа опрошенных представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение респондентов по группам

Курс Группа респондентов, чел.

I II преподаватели

I 19 17 12

II 15 10 -

Всего 73

Составлено автором по материалам исследования

В опросном листе был 21 вопрос, которые затрагивали три основных аспекта образовательного процесса: организационный, учебно-коммуникационный и профессиональный. Организационный аспект касался оценки содержания и оптимальности набора преподаваемых дисциплин, непосредственно организации процесса обучения. Учебно-коммуникационный аспект затрагивал в первую очередь методическое, кадровое, материальное обеспечение образовательного процесса. Наконец, профессиональный аспект был связан с оценкой студентами степени удовлетворенности развитием собственных компетенций, профессиональных знаний, умений, навыков в ходе образовательного процесса с точки зрения повышения шансов на рынке труда и формирования действительно высококвалифицированных кадров для национальной экономики. Респондентам также была предоставлена возможность дать свои предложения по повышению качества обучения в колледже.

Далее представлены результаты проведенного анкетирования по ключевым вопросам. На первый вопрос анкеты «удовлетворяет ли Вас современное российское образование?» получены следующие результаты: более половины опрошенных студентов (57 %) и преподавателей (67 %) удовлетворены современным российским образованием. Удовлетворены качеством современного российского образования не в полной мере 37 % опрошенных студентов и 25 % преподавателей. Не удовлетворены 3 % студентов и 8 % преподавателей. Затруднялись ответить только 3 % студентов (рис. 1).

а)

37 %

б)

3 %-

0 %

3 %

157 %

3 4 /

25 %

67 %-

а) - студенты; б) - преподаватели

1 - удовлетворен; 2 - удовлетворен не в полной мере; 3 - не удовлетворен; 4 - затрудняюсь ответить.

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Оценка качества современного российского образования (% от числа респондентов)

2

Как следует из рис. 2, 50 % респондентов из числа студентов уверены в правильности своего выбора и хорошо представляют свою будущую профессиональную деятельность. При этом у 29 % респондентов смутное представление, а 13 % респондентов вообще еще не задумывались об этом.

Данные опроса студентов позволили сделать вывод, что необходимо проведение ряда мероприятий по профориентационной работе, к примеру, организация встреч с работодателями или их представителями в целях разъяснения основных функциональных обязанностей работников; проведение деловых игр по введению в профессию, а также ознакомление с отчетами по производственной практике выпускников колледжа.

На рис. 3 приведены результаты опроса студентов по формам организации учебных занятий и их влиянию на качество образования.

Данные опроса позволили установить, что практические занятия и семинары, призванные для закрепления теоретического материала получили достаточный, но не высокий уровень оценки. При этом видим, что контрольные мероприятия наименее значимы для повышения качества. Предполагается, что они не в полной мере удовлетворены систематичностью видов контроля на занятиях. В примерно аналогичном диапазоне находятся и оценки отношения преподавателей к студентам, учет их индивидуальных способностей. По мнению 30 % студентов, данный показатель установлен в ответах как «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Наоборот, положительный отзыв, судя по оценкам, касается педагогического состава, профессионализма преподавателей по таким составляющим как: доступность объяснения нового материала и учебно-методическая обеспеченность.

1 - Да, я уверен в правильности своего выбора и хорошо представляю будущую профессиональную деятельность;

2 - У меня очень смутное представление о выбранной специальности, но я надеюсь, что оно прояснится в начале практической деятельности;

3 - Я сомневаюсь в правильности выбранной мною специальности;

4 - Я еще не задумался о профессиональной деятельности;

5 - для меня важно получить вообще образование, чем оценивать область профессиональной деятельности

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 2. Уровень понимания студентами выбранной специальности (% от числа респондентов)

Традиционные учебные занятия

8 00

Учебные занятия в форме дискуссий, деловых игр, экскурсий и т. д.

Практические занятия, семинары

4 0

Проверочные и контрольные работы, устные опросы, тестирования

ЛШ Лш

38 38 17 •Р

Доступность объяснения нового материала преподавателем с приведением примеров 54 33 8 0

Обеспеченность занятий учебно-методическим материалом

54 38 8 00

Способность преподавателя заинтересовать студентов в процессе обучения

50 25 17 8 0

Создание деловой атмосферы, поддержание дисциплины на занятии

21 63 17 |

Уважительное отношение к студенту, учет индивидуальных способностей студентов

38 33 17 13 0

Систематичность проведения различных видов контроля на занятиях

38 46 17 ?

П

п

п

П 5 П 4 Составлено автором по материалам исследования Рис. 3. Формы организации учебных занятий, способствующие, по мнению студентов, наиболее качественному получения

образования, % от числа респондентов

50

42

38

50

8

4

25

67

4

Способность заинтересовать студентов в процессе обучения также отмечена студентами с положительной стороны, однако 25 % имеет в этом плане противоположное мнение, оценивая данный аспект, как и предыдущий показатель на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Любопытно, что для значительной части студентов (73 %) наиболее предпочтительно распределение времени между аудиторными занятиями и самостоятельной работой в пользу самостоятельной работы (в библиотеке - в меньшей степени, с электронными средствами обучения - в большей степени), но в отсутствие преподавателя. При этом распределение часов аудиторных занятий, по мнению большинства опрошенных (65 %), должно быть направлено в сторону практических занятий.

Большинство респондентов (56 %) планирует после окончания колледжа продолжить работу по специальности. Большая часть студентов (63 %) положительно оценивает состав дисциплин профессиональной подготовки, подчеркивая профессиональный уровень и компетентность преподавателей, однако ратует за уменьшение количества и/или объема часов дисциплин государственного компонента и увеличение количества или объема часов дисциплин, обеспечивающих их профессиональную подготовку.

Среди предложений по улучшению образовательного процесса в колледже следует выделить в первую очередь требование большего сближения излагаемого материала с потребностями современной экономики, практической

направленности занятий, рассмотрения реальных производственных ситуаций. В этом контексте оправданным видится желание студентов видеть на практических занятиях представителей бизнес-сообщества, профессионалов-практиков. На втором месте среди предложений значится требование более широкого использования преподавателями современных образовательных технологий, включая кейс-методы, выполнение практических заданий, развивающих командный дух, коммуникацию между обучающимися, навыки работы с производственной документацией.

Заслуживающими внимания видятся предложения об использовании только такой формы контроля знаний, как зачтено/не зачтено, стимулирования преподавателей в освоении современных форм и методов обучения, а также расширения возможностей выбора дисциплин, участия в международных обменах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, полученные при опросе результаты свидетельствуют о заинтересованности студентов колледжа в повышении качества образовательного процесса в направлении его методического и информационного обеспечения, а также путем использования преподавательским составом инновационных образовательных технологий и приглашения профессионалов-практиков для проведения занятий.

Таким образом, именно ориентация образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования на прогрессивные педагогические технологии, на использование современных технических средств и информационных технологий, на интеграцию отечественного экономического и бизнес-образования в мировое образовательное пространство обеспечат формирование соответствующего имиджа российского образования, усилят заинтересованность учреждений образования Российской Федерации в качественной подготовке высококвалифицированных специалистов.

Соответствующее научно-педагогическое, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса позволят студентам получить полноценный набор образовательных услуг в соответствии с лучшим мировым опытом, обеспечить повышение их конкурентоспособности на международном уровне.

Библиографический список

1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь1рз://минобрнауки.рф/документы/923 (дата обращения: 23.02.2018).

2. Артюгина, Т. Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб.-метод. пособие / Т. Ю. Артюгина. - Архангельск: АО ИППК РО, 2009. - 58 с.

3. Использование современных педагогических технологий в учебном процессе (из опыта работы): материалы III педагогической научно-практической конференции колледжа «Грани сотрудничества» (10.04.2014 г.) / под ред. Т. Н. Ковалевой, Т. А. Палагута. - Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2014. - 84 с.

4. Пащенко, И. В. Современные образовательные технологии: анализ эффективности и проблемы внедрения / И. В. Пащенко, С. Л. Родикова. - ГБПОУ «Миасский строительный техникум», 2016 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kpk74. ru/pedforum/829-sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-analiz-effektivnosti-i-problemy-vnedreniya (дата обращения: 20.02.2018).

5. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 256 с.

References

1. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty srednego professional'nogo obrazovaniya [Federal state educational standards of secondary vocational education] / Available at: https://минобрнауки.рф/документы/923 (accessed: 23.12.2017).

2. Artyugina T. Yu. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: izuchaem i primenyaem: ucheb.-metod. posobie [Modern educational technologies: we study and apply: studies.-method. benefit] / T. Y. Artugina. Arkhangelsk: AO ippk RO, 2009. 58 p.

3. Ispol'zovanie sovremennykh pedagogicheskikh tekhnologiy v uchebnom protsesse (iz opyta raboty): materialy III pedagogicheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii kolledzha «Grani sotrudnichestva» (10 aprelya 2014) [The use of modern pedagogical technologies in the educational process (from experience): proceedings of the III pedagogical scientific-practical conference of the College «Facets of cooperation» (April 10, 2014)] / ed. Tn. Kovaleva, T. A. Palaguta. Kursk: OBO SPO «KATK», 2014. 84 p.

4. Pashchenko, I. V., Rodikova, L. S. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: analiz effektivnosti i problemy vnedreniya [Modern educational technologies: analysis ofthe effectiveness andproblems of implementation]. COLLEDGE «Miass civil engineering», 2016. Available at: http://kpk74.ru/pedforum/829-sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-analiz-effektivnosti-i-problemy-vnedreniya (accessed 20.02.2018).

5. Schurkova, N. E. Pedagogicheskaya tekhnologiya [Educational technology] / N. E. Schurkova. - Moscow: Pedagogical society of Russia, 2012. 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.