Научная статья на тему 'Риски в бухгалтерском учете организаций медиаиндустрии'

Риски в бухгалтерском учете организаций медиаиндустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / МЕДИАБИЗНЕС / ВИДЫ РИСКОВ / РИСКИ В МЕДИАИНДУСТРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авраменко Г. М.

За последние пять лет целый ряд внешних факторов косвенного действия оказал существенное влияние на риски в медиаиндустрии. Понятие «риск» связано с возможностью получения различных результатов при реализации принятого решения. Классификация рисков поможет экономическим субъектам правильно их идентифицировать, раскрыть о них информацию и снизить неопределенность в бухгалтерском учете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риски в бухгалтерском учете организаций медиаиндустрии»

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

РИСКИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОРГАНИЗАЦИЙ МЕДИАИНДУСТРИИ

Г. М. АВРАМЕНКО, кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и финансов медиабизнеса Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

Сравнительный анализ рисков, возникающих у экономических субъектов в России и за рубежом, показывает, что в нашей стране целый ряд рисков мало изучен, хотя при переходе к постиндустриальному информационному обществу проблема рисков очень актуальна. Яркими особенностями новой информационной среды (так называемой information environment) в России являются:

— осознание новой роли информации как уникального экономического ресурса в жизни отдельных граждан и общества в целом,

— превращение информации в ведущий фактор экономического развития, безусловную экономическую ценность,

— развитие интерактивных информационных сетей — новых каналов коммуникации,

— модернизация технологий обработки информации.

Медиабизнес информатизация затронула одним из первых, в информационной экономике бухгалтерские риски организации трансформировались и приобрели новые черты, которые, безусловно, требуют детального рассмотрения.

Информация — это сведения, уменьшающие неопределенность в той области, к которой относятся. Важнейшим информационным ресурсом для организаций по-прежнему остается бухгалтерская (финансовая) отчетность. Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность — это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом

результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями законодательства. Степень точности данных отчетности позволяет пользователю этой отчетности делать правильные выводы о результатах экономической деятельности, финансовом и имущественном положении и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения, т. е. снизить неопределенность. Именно неопределенность делает сомнительными суждения и рискованными действия, результат которых может быть:

— худшим, чем предполагалось;

— тем, который предполагался;

— лучшим, чем предполагалось.

Само понятие «риск» связано как раз с возможностью получения различных результатов при реализации принятого решения, причем риск может быть связан не только с потерями, но и с дополнительными доходами. Существуют высокорисковые виды деятельности, но при этом высокодоходные, ярким примером которых может служить электронная коммерция.

За последние пять лет целый ряд внешних факторов косвенного действия оказал существенное влияние на риски в медиаиндустрии. Рассмотрим некоторые из этих факторов: экономическую обстановку и законодательство на федеральном уровне.

Экономическое положение медиаиндустрии изменилось. В настоящее время инфраструктура информационного общества почти повсеместно базируется на всемирной информационной

сети — Интернете, представляющей всемирную систему объединенных компьютерных сетей, построенную на использовании протокола TCP/IP1. Интернет меняет методы работы не только отдельных организаций в области высоких технологий. Сегодня он проник и в другие сферы человеческой жизни, при этом купля-продажа в данной системе взаимоотношений — лишь явная, видимая почти всеми часть мегатенденций, оценка которых пока не дана. Параллельно с использованием Интернета в коммерческих целях активно идет его внедрение в процессы передачи бухгалтерской информации, коммуникации внешних и внутренних пользователей, предоставление необходимой и достаточной информации о деятельности организации, государства. Границы между медиарынком и смежными рынками все больше стираются. Взаимная зависимость медиарынка, телекоммуникационного сектора, рынка ИТ и ряда других так высока, что темп развития каждого из них зависит от общей координации и направления развития каждого. При этом неизбежно искажаются экономические расчеты (не в силу злого умысла, но по причине отсутствия новых актуальных методик формирования интегрированных кросс-медийных данных), увеличиваются неопределенность перспективы развития и риски инвестиций в новые виды коммерции.

Влияние же законодательства на величину рисков противоречиво. С одной стороны, устанавливая общие правила взаимоотношений и правовые ограничения, упорядочиваются отношения субъектов экономической деятельности, что в целом уменьшает риски. С другой стороны, законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность и налогообложение, характеризуется подвижностью, а иногда и неопределенностью, и это в свою очередь риски повышает. Вступление в силу нового Федерального закона «О бухгалтерском учете», например, создало ряд неточностей и существенные пробелы в определении бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее состава и порядка представления оттого лишь, что Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом

1 Набор сетевых протоколов передачи данных, используемых в сетях, включая сеть Интернет. Название TCP/IP происходит из двух наиболее важных протоколов семейства — Transmission Control Protocol (TCP) и Internet Protocol (IP), которые были разработаны и описаны первыми в данном стандарте. Также изредка упоминается как модель DOD в связи с историческим происхождением от сети ARPANET 1970-х гг. (под управлением DARPA, Министерства обороны США).

Минфина России от 29.07.1998 № 34н, не было приведено в соответствие с текстом вступившего в силу закона.

Совершенно очевидно, что внешние факторы организации медиаиндустрии должны принять как данность. А вот на уровень неопределенности в бухгалтерском учете конкретной организации можно и нужно воздействовать, ликвидируя причины ее возникновения. Одна только регламентация принципов и правил бухгалтерского учета профессиональным сообществом способствует снижению неопределенности в бухгалтерском учете как для самой организации, так и для внешних пользователей отчетности.

Итак, в качестве основных источников информации о рисках рассмотрим Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Анализ содержания этих форм дает возможность внешним и внутренним пользователям самостоятельно идентифицировать совокупность рисков организации медиаиндустрии и произвести их оценку (табл. 1, 2).

При этом в соответствии с требованием законодательства, если при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности организацией медиаиндустрии выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении, финансовых результатах и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую (финансовую) отчетность необходимо включить соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Исходя из этого в целях формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются показатели и пояснения о потенциально существенных рисках хозяйственной деятельности, которым подвержена организация. Раскрытие указанной информации является одной из составляющих системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организации.

Если обобщить информацию о рисках, то все их можно разделить на четыре группы: финансовые, правовые, страновые (региональные), а также репутационные.

Финансовые риски, в свою очередь, делятся на рыночные риски, кредитные риски и риски ликвидности.

Рыночные риски характеризуют возможные неблагоприятные последствия в случае изменения

Таблица 1

Взаимосвязь показателей бухгалтерского баланса и основных рисков

Показатель баланса Код Вид риска

АКТИВ — —

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ — —

Нематериальные активы 1110 Рыночный риск, репутационный риск

Результаты исследований и разработок 1120 Рыночный риск

Нематериальные поисковые активы 1130 Рыночный риск

Материальные поисковые активы 1140 Рыночный риск, региональный риск

Основные средства 1150 Рыночный риск

Доходные вложения в материальные ценности 1160 Рыночный риск, репутационный риск

Финансовые вложения 1170 Рыночный риск

Отложенные налоговые активы 1180 Правовой риск

Прочие внеоборотные активы 1190 —

Итого по разделу I 1100 Риск ликвидности

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ — —

Запасы 1210 Рыночный риск

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 1220 Правовой риск

Дебиторская задолженность 1230 Кредитный риск

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) 1240 Кредитный риск

Денежные средства и денежные эквиваленты 1250 Риск ликвидности

Прочие оборотные активы 1260 —

Итого по разделу II 1200 Риск ликвидности

БАЛАНС 1600 —

ПАССИВ — —

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ — —

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, 1310 Кредитный риск

вклады товарищей)

Собственные акции, выкупленные у акционеров 1320 Рыночный риск, репутационный риск

Переоценка внеоборотных активов 1340 Рыночный риск

Добавочный капитал (без переоценки) 1350 Кредитный риск

Резервный капитал 1360 Рыночный риск, региональный риск

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 1370 Рыночный риск

Итого по разделу III 1300 —

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА — —

Заемные средства 1410 Рыночный риск, кредитный риск

Отложенные налоговые обязательства 1420 Правовой риск

Оценочные обязательства 1430 Правовой риск

Прочие обязательства 1450 —

Итого по разделу IV 1400 —

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА — —

Заемные средства 1510 Рыночный риск, кредитный риск

Кредиторская задолженность 1520 Региональный риск, репутационный риск, рыночный риск

Доходы будущих периодов 1530 Рыночный риск, репутационный риск, кредитный риск

Оценочные обязательства 1540 Правовой риск

Прочие обязательства 1550 —

Итого по разделу V 1500 —

БАЛАНС 1700 —

Таблица 2

Взаимосвязь показателей отчета о финансовых результатах и основных рисков

Показатель отчета о финансовых результатах Код Вид риска

Выручка 2110 Рыночный риск, региональный риск

Себестоимость продаж 2120 Рыночный риск

Валовая прибыль (убыток) 2100 —

Коммерческие расходы 2210 Рыночный риск

Управленческие расходы 2220 Рыночный риск

Окончание табл. 2

Показатель отчета о финансовых результатах Код Вид риска

Прибыль (убыток) от продаж 2200 Рыночный риск

Доходы от участия в других организациях 2310 Репутационный риск, правовой риск

Проценты к получению 2320 Процентный риск

Проценты к уплате 2330 Процентный риск

Прочие доходы 2340 Ценовой риск

Прочие расходы 2350 Ценовой риск

Прибыль (убыток) до налогообложения 2300 Рыночный риск

Текущий налог на прибыль 2410 Правовой риск

В том числе постоянные налоговые обязательства (активы) 2421 Правовой риск

Изменение отложенных налоговых обязательств 2430 Правовой риск

Изменение отложенных налоговых активов 2450 Правовой риск

Прочее 2460 —

Чистая прибыль (убыток) 2400 Рыночный риск, репутационный риск

СПРАВОЧНО — —

Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода 2510 —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода 2520 —

Совокупный финансовый результат периода 2500 —

Базовая прибыль (убыток) на акцию 2900 Репутационный риск

Разводненная прибыль (убыток) на акцию 2910 Репутационный риск

рыночных параметров, в частности цен и ценовых индексов (на контент, транзакции, технологии, и пр.), процентных ставок, курсов иностранных валют. Медиаиндустрия анализирует свою чувствительность к каждому виду рыночных рисков, которым она подвержена, с отражением эффекта, который оказали бы на прибыль и капитал организаций изменения соответствующей переменной, от которой зависит уровень риска. Минфин России информирует о том, что обособленно анализируются риски, связанные с переданными активами (например, по сделкам РЕПО, по опционам, выписанным или купленным на переданные активы, по переданным векселям, по которым у организации имеется солидарная ответственность), информация о страховании указанных рисков путем заключения сделок на срочных рынках (форварды, фьючерсы, опционы).

Кредитные риски характеризуют возможные неблагоприятные для организаций последствия при неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств по предоставленным им заемным средствам (в том числе в форме покупки облигаций, векселей, предоставлении отсрочки и рассрочки платежа за переданные активы, выполненные работы или оказанные информационные услуги). В частности, раскрывается информация о сомнительной (в том числе просроченной) дебиторской задолженности, об обесценившихся предоставленных займах, о приведенной стоимости долговых финансовых вло-

жений и дебиторской задолженности на отчетную дату и об их справедливой стоимости, если она отличается от приведенной стоимости и практически определима. Раскрывается также информация о положении дебитора — его дееспособности, правоспособности, деловой репутации, наличии или отсутствии полученного обеспечения, финансовом состоянии дебитора на отчетную дату, его способности получать доходы в будущем, возможностях привлечения дополнительного финансирования, о суммах выданных поручительств (с учетом финансового положения лица, за которое поручилась организация, вероятности неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного поручительством организации обязательства). Обособленно приводится максимальный размер потенциального кредитного риска и методика его определения, выбор последней представляет собой отдельный интересный для рассмотрения вопрос.

Риск ликвидности связан с возможностями организации медиаиндустрии своевременно и в полном объеме погасить имеющиеся на отчетную дату финансовые обязательства: кредиторскую задолженность, в том числе собственным сотрудникам, государству, партнерам, задолженность заимодавцам по полученным кредитам и займам (в том числе в форме ценных бумаг). Финансовые обязательства анализируются по срокам погашения относительно отчетной даты в соответствии с условиями получения (заключенными договорами,

условиями размещения облигаций, условиями выпуска векселей). Например, организации меди-аиндустрии могут ориентироваться на следующие временные интервалы:

сверхсрочные — не более одного месяца; краткосрочные — от одного месяца до трех месяцев;

срочные — от трех месяцев до одного года; среднесрочные — от одного года до трех лет; долгосрочные — свыше трех лет. При этом, если у партнера имеется право выбора срока оплаты, обязательство включается во временной интервал исходя из наиболее ранней даты, на которую у организации может быть истребован платеж. Например, финансовое обязательство, которое необходимо погасить по первому требованию, включается в самый ранний временной интервал.

Правовые риски связаны с изменением валютного и таможенного регулирования, гражданского и налогового законодательства. Медиабизнес переживает сложный и интересный этап правового становления, характеризующийся перманентными изменениями российского законодательного поля. Изменения касаются самых разных законодательных аспектов: интеллектуальной собственности и авторского права, борьбы с киберпреступностью, фильтрации запрещенного контента, защиты детей, спама, электронной коммерции и многих других.

Страновые и региональные риски связаны с политической и экономической ситуацией, географическими особенностями в России и регионах, в которых организация осуществляет обычную деятельность или зарегистрирована в качестве налогоплательщика. Подобные риски связаны с падениями метеоритов, возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками, повышенной опасностью стихийных бедствий, климатических аномалий, возможным прекращением или перебоями в транспортном сообщении. Каждая организация медиаиндустрии неизбежно прогнозирует и формирует базу данных по всем видам чрезвычайных ситуаций, имеющим место на территории ее размещения: это и чрезвычайные ситуации природного характера (сильный ветер, сильные морозы, сильный снегопад, сильный дождь, лесные пожары и весеннее половодье, осенний паводок), и ситуации техногенного характера (разгерметизация нефте-, газопроводов; пожары на производстве и жилом секторах; аварии на ком-

муникационных и электрических сетях; дорожно-транспортные происшествия), и катастрофы биолого-социального характера (эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).

Репутационный риск связан с уменьшением числа клиентов электронной коммерции вследствие негативного представления о качестве реализуемой ею продукции, работ, услуг, соблюдении сроков поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, участии в ценовом сговоре. К сожалению, совершенствование технологий продаж вызывает неизбежный процесс роста недобросовестных конкурентов, и медиабизнес как никакой другой располагает инновационными механизмами, которые могут быть использованы не только во благо. Время распространения информации уже не прямо пропорционально расстоянию, так как практически не важно, в какой именно точке земного шара находится абонент.

Подводя итог, следует сказать, что дополнительные показатели и пояснения о рисках могут быть оформлены организацией в виде отдельного раздела пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах или путем включения их в пояснения к соответствующим показателям бухгалтерской отчетности об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, денежных потоках организации (в том числе в пояснения о забалансовых статьях, финансовых вложениях). В случае, когда организация медиаиндустрии формирует отчет о рисках, можно существенно снизить неопределенность, возникающую в ходе экономической деятельности, и системно воздействовать на риски, ведь, как показывает практика, создание инструментов управления существующими рисками приводит к возникновению их новых видов.

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

2. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н.

4. О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности: информация Минфина России от 14.09.2012 № ПЗ-9/2012.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.