Риски
в бухгалтерском учете
В.В. Кудряшова,
доцент кафедры финансов, учета и анализа
Предпринимательская деятельность в той или иной степени сопровождается риском. Риск - это вероятность возникновения убытков или получения доходов в меньшей степени по сравнению с прогнозируемым вариантом.
В нашей стране в 1920-е гг. законодательно было определено понятие «нормальный производственно-хозяйственный риск». В конце 1970 - начале 1980-х гг. применяли понятие «технологический риск». С развитием рыночных отношений возрастает регулирующая роль государства, особенно повысился интерес к выяснению функций рисков, их классификации, управлению и минимизации ущерба от рисков. В последующие десятилетия появились работы по определению характерных особенностей рисков в различных сферах (в страховании, кредитовании, венчурном финансировании, в бухгалтерском учете и др.).
Сущность риска раскрывается в его функциях.
Функции риска Содержание функций риска
Инновационная Различают классическую и инновационную модели предпринимательства. В условиях первой модели бизнес развивается на основе использования внутренних резервов или субсидирования и протекционизма со стороны органов власти. Понятие «инновация» применяется в том случае, когда затраты на создание и внедрение новшеств окупаются в нормальные сроки, не взирая на риски. В экономической литературе используют понятие «реинжиниринг» — инновационный процесс, направленный на перестройку бизнес-процессов для достижения значительного, скачкообразного улучшения деятельности организации
Окончание табл.
Функции риска Содержание функций риска
Регулятивная В условиях непредсказуемости рынка эта функция риска имеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной. Конструктивный характер данной функции имеет место в процессе поиска нетрадиционных путей решения бизнес-процессов, преодоления психологических барьеров на пути инноваций, что обусловливает развитие предпринимательства даже в условиях многочисленных рисков. Деструктивное, дестабилизирующее влияние риска связано с авантюризмом, субъективизмом в принятии решений в условиях неполной информации, без учета закономерностей развития отечественной и мировой экономики
Защитная Проявляется, во-первых, в процессе государственного регулирования экономики, определения «правил игры» -правовых, политических, экономических и иных условий предпринимательской деятельности; во-вторых, в преемственности знаний о причинах и факторах рисков, мерах по их минимизации, например, путем создания страховых фондов, финансовых резервов и др.
Аналитическая Связана с процессом принятия решения из возможных альтернатив путем сопоставления степени риска того или иного проекта на основе интуиции и прошлого опыта; использования специальных методов анализа; на основе учета «правил игры» на отечественном и мировом рынках; в определении убытков, вызванных риском, в стоимостной, денежной оценке
Условия функционирования предпринимательской деятельности либо способствуют, либо препятствуют ее осуществлению. Риск существует на стадии выбора и реализации решения, проведения хозяйственных операций, рейдерских, пиратских захватов бизнеса, в период действий мошенников и т. д.
Причины возникновения рисков многочисленны и обусловлены особенностями микро - и макросреды предпринимательской деятельности.
Причины имеют закономерный или случайный характер, влияют на процесс планирования, бюджетирования хозяйственной деятельности и др.
Особое место среди внешних причин возникновения рисков занимает циклический характер развития экономики, смена повышения деловой активности ее падением, что обусловливает нестабильность экономической ситуации. Например, высказываются предположения о наступлении второй волны мирового финансового кризиса в 2012 г. Согласно одному из прогнозов развития событий, возможен кризис банковской ликвидности, кризис неплатежей и снижение уровня ка-
питализации банков в России. В этой связи международные рейтинговые агентства могут снизить рейтинг российских банков. Другая версия -ожидается только «кризис неплатежей». Центробанк РФ будет все более жестко оценивать риски кредитных организаций. С 2012 г. поэтапно будут вступать в силу правила, согласно которым вводится повышенный коэффициент риска по многим активам - ценным бумагам, кредитам на их покупку, кредитам оффшорным компаниям и др. В этой связи Российским банкам потребуется не менее 220 млрд руб. чтобы сформировать соответствующие резервы. Результаты стресс-тестов показали, что среди топ-30 российских банков есть два- три, подверженных риску снижения достаточности капитала именно из-за активных инвестиций в строительный сектор. Если кризиса не будет, то рыночная стоимость банков России за три-пять лет увеличится в три раза [5, РБК daily, № 194, 2011, с.8; № 201, 1 ноября 2011 г., с. 1].
Среди внешних причин, вызывающих риски, следует назвать непредсказуемость государственного регулирования экономики, в том числе в области налогового, экологического, бухгалтерского законодательства и др. Например, с 1 января 2012 г. планируется перевести индивидуальных предпринимателей на патентную систему налогообложения. С 1 января 2014 г. - полностью отменяется единый налог на вмененный доход, что означает необходимость изменения привычной системы налоговой отчетности.
В Госдуме обсуждается проект закона о Центральном депозитарии. По мнению юристов, выстраивается жестко централизованная система, при которой все права закрепляются за Центральным депозитарием, а все финансовые риски будут нести эмитенты ценных бумаг. Если примут закон в современной редакции, то будет уничтожен бизнес регистраторов ценных бумаг, а физические лица и мелкие инвесторы должны будут вынуждены уйти в Центральный депозитарий и платить немалые деньги за хранение ценных бумаг.
Форс-мажорные обстоятельства могут вызвать значительные потери. Например, как считают аналитики, после землетрясения и последующих разрушительных последствий Японии потребуется 5 лет для восстановления народного хозяйства.
Приток инвестиций в отрасль, как и его отток, могут также повлиять на возможности развития бизнеса. Например, на реализацию программы инновационного развития России потребуется примерно 40 млрд руб. в год [5]. 47 госкомпаний, принявших программы инновационного развития без должного обоснования, вынуждены будут их переработать, уточнить, прежде чем получат финансирование.
Появление новых институциональных структур также влияет на предпринимательскую деятельность. В России в 2010 г. был создан институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Процедура
ОРВ - важнейший фактор при прохождении законопроектов. Ведомства стали более серьезно относиться к разработке нормативно-правовых актов, зная, что их постановления должны пройти через ОРВ. В определенной степени это затягивает сроки принятия документов, что может принести бизнесу миллиардные убытки, зато не будет формального принятия приказов и иных постановлений.
Опрос руководителей крупных компаний России в 2006 г. позволил сформулировать внешние и внутренние факторы, препятствующие в наибольшей степени развитию бизнеса: коррупция, налоговое бремя, происки бюрократического аппарата и т. д. На четвертом месте впервые был назван внутрифирменный фактор - нехватка квалифицированной рабочей силы.
Западные фирмы экономят за счет аутсорсинга 10-15% затрат при передаче непрофильных бизнес-процессов сторонним специализированным компаниям. В России в определенной степени искаженное субъективное представление руководства некоторых компаний об аутсорсинге вызвано боязнью утечки информации, повышенными затратами на эти услуги и др. В настоящее время проработана методология аутсорсинга финансового менеджмента и бухгалтерских услуг, но мошенничество, шарлатанство вызывают негативное отношение россиян к аутсорсингу [3, с. 49].
Риск - своеобразная плата за свободу предпринимательского выбора. Дж. М. Кейнс впервые дал подробную классификацию предпринимательских рисков. В экономической сфере он выделял три основных вида предпринимательских рисков:
1) риск предпринимателя или заемщика;
2) риск кредитора;
3) риск инфляции.
Кейнс обосновал необходимость предварительной их оценки. По его мнению, к издержкам риска относятся затраты, обусловленные повышенным износом оборудования, изменениями конъюнктуры рынка, разрушениями в результате аварий и катастроф.
На современном этапе к основным элементам цены риска
относятся:
- стоимость контроля регулирования рисков, включая стоимость предупредительных мероприятий и иных затрат;
- стоимость риска, находящегося в рамках ответственности предприятия, организации;
- стоимость передачи риска на страхование (у страховщика -на перестрахование), расходы по оплате страховых платежей.
Знание сущности предпринимательских рисков дает возможность различить собственно предпринимательские риски и систему предпринимательских рисков. Последнее понятие гораздо
шире. Помимо собственных предпринимательских рисков в него включаются вопросы:
- менеджмента рисками;
- страхования рисков;
- распределения рисков по субъектам;
- изменения рисковых условий предпринимательской деятельности;
- использования аутсорсинга;
- реформирования учета и отчетности и др.
Реформа бухгалтерского учета в России способствует переориентации нормативного регулирования процесса учета на бухгалтерскую отчетность с целью снижения, минимизации рисков.
Неопределенность в бухгалтерской информационной среде объективно предопределяет возникновение новой категории рисков -рисков в бухгалтерском учете организации [4, с.179]. Система бухгалтерских рисков коммерческого предприятия включает следующие их виды:
1. Риски, обусловленные представлением в бухгалтерской отчетности информации о хозяйственных рисках, сопровождающих финансово-хозяйственную деятельность компании. Согласно МСФО и GAAP в финансовой отчетности должна быть представлена информация о трех группах хозяйственных рисков: рыночный риск, кредитный риск и риск основной деятельности. Обработка информации, содержащейся в бухгалтерском балансе, позволяет оценить инвестору и кредитору следующие риски:
- риск ликвидности предприятия, отражающий соотношение ликвидных активов и текущих обязательств;
- риск достаточности собственного капитала, отражающий соотношение собственного и заемного капитала;
- валютный риск, отражающий зависимость организации от изменения курсов валют;
- процентный риск, отражающий зависимость расходов организации от колебания процентной ставки на заимствованные средства и т. д.
Анализ отчета о прибылях и убытках позволяет оценить инвестору и кредитору следующие виды риска:
- риск снижения доходности организации, который позволяет оценить изменение спроса на продукцию;
- риск уменьшения рентабельности продаж, позволяющий оценить изменение прибыльности организации;
- риск увеличения прямых и косвенных расходов, позволяющий оценить эффективность системы управления затратами организации;
— риск увеличения расходов по процентам, отражающий затраты организации по обслуживанию долга и т. д.
2. Риски, обусловленные порядком государственного и общественно-профессионального регулирования бухгалтерского учета.
В России особенность проявления этих рисков заключается в том, что в связи с недостаточным уровнем развития экономических рыночных отношений, система бухгалтерских стандартов не позволяет организации отразить в бухгалтерской отчетности ее финансово-хозяйственное состояние с той же степенью достоверности, как это происходит в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Риски, обусловленные организацией бухгалтерского учета в компании.
В состав этой группы рисков входят:
— риски, обусловленные решениями, принятыми в Положении о бухгалтерской службе организации;
— риск, обусловленный решениями, принятыми в учетной политике организации;
— риск, обусловленный содержанием, порядком формирования и представления финансовой отчетности организации внешним пользователям.
4. Риски, обусловленные действиями инвесторов и кредиторов, которые могут принять неблагоприятные решения в отношении организации.
На основе бухгалтерской отчетности хозяйствующего
субъекта:
1) составляются другие виды отчетности — статистическая, налоговая, управленческая, отчетность перед надзорными органами;
2) формируется имидж организации;
3) внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации принимают соответствующие экономически обоснованные решения.
Основная цель составления бухгалтерской отчетности — предоставление достоверной информации о деятельности хозяйствующего субъекта.
Обязательные характеристики финансовой отчетности, делающие ее полезной для внешних и внутренних пользователей:
1) уместность информации (релевантность), что дает возможность:
— одновременно пользоваться бухгалтерской информацией и внешним, и внутренним пользователям;
— она должна быть существенной и нейтральной для всех пользователей. При этом необходимо помнить, что разные пользова-
тели информации могут воспринимать одну и ту же информацию по-разному;
- дать возможность составить прогноз будущего финансового состояния организации;
2) надежность (достоверность) информации:
- правдивое представление о финансовом состоянии организации;
- преобладание сущности над формой;
- осмотрительность;
- полнота информации;
3) сопоставимость информации;
4) понятность информации [4, с. 152, 156].
Ведущим принципом принятия тех или иных решений собственниками бизнеса, инвесторами является стремление к получению большей прибыли, при этом размер возможной прибыли прямо пропорционален риску. Пользователям бухгалтерской информации многие решения приходится выбирать из нескольких возможных вариантов, в условиях неопределенности рыночной ситуации.
Уместность, достоверность, понятность информации дает возможность адекватно определить основные черты риска, в том числе и в бухгалтерском учете.
Основные черты риска Содержание основных черт риска
Неопределенность риска Отсутствие однозначности, достоверности информации о риске
Альтернативность риска Необходимость выбора из нескольких вариантов на основе личного опыта, статистических данных, или и того, и другого методов вместе
Противоречивость риска С одной стороны, стремление преодолеть трудности, новаторство. С другой стороны, авантюризм, безрассудство, субъективный подход в определении риска и его последствий
Неопределенность ситуации по причине действия многочисленных внешних и внутренних причин вызывает риски в учете, снижая высокий уровень достоверности, надежности бухгалтерской отчетности. Задача состоит в том, чтобы по возможности снизить последствия риска, заранее наметить меры по минимизации непредвидимых потерь.
К внутренним причинам, вызывающим риски в бухгалтерском учете, относятся прежде всего:
- низкий профессиональный уровень подготовки специалистов учета;
- несанкционированный доступ к учетной информации (инсайдерские проблемы);
— нарушение принципов и правил бухгалтерских стандартов, ведение «двойной» бухгалтерии с целью снижения налогооблагаемой базы и т. д.;
— отсутствие качественной учетной политики организации;
— слабые знания руководства в области экономики и бухгалтерского учета;
— искажение бухгалтерской информации в результате ошибок и нарушений и др.
Меры по снижению неопределенности в бухгалтерском учете:
— организация внутреннего контроля;
— аудиторские проверки;
— повышение исполнительной дисциплины работников учета;
— автоматизация учетной работы и др.
Наименьшая степень неопределенности в бухгалтерском учете достигается в том случае, когда информация отвечает требованиям уместности (полезности), достоверности и прозрачности. Первые два требования регламентированы бухгалтерскими стандартами, последнее — является результатом аналитической работы ведущих специалистов и отражает тенденции в информационных потребностях современных инвесторов [4, с. 156].
Альтернативность риска в учете обусловлена стандартами бухгалтерского учета, предоставляющими организации право выбора:
— оценки информации;
— формата предоставления информации в отчетности внутренним и внешним пользователям;
— показателей, которые, по мнению организации, наиболее достоверно отразят результаты ее деятельности, финансовое состояние;
Например, фирма осуществляет выбор способа ведения и организации учета из допускаемых нормативно-законодательными актами или разрабатывает его сама, исходя из ПБУ и других документов.
В зависимости от выбора варианта учетной политики финансовый результат организации может варьироваться как в сторону увеличения, так и его снижения. Все зависит от следующих методов, применяемых в учете:
— сроки включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг);
— методы определения величины отдельных статей затрат;
— включение в себестоимость продукции (работ, услуг) сформированных фондов, резервов, и др.
Если цель организации — увеличение средств для развития, то, как правило, занижается потенциальный финансовый результат ее деятельности, уменьшается доля средств, подлежащая распределению
между собственниками, инвесторами. Если иная цель - привлечение инвесторов, получение кредитов, то организация стремится не занижать потенциальный финансовый результат. Таким образом, учетная политика дает возможность внешним и внутренним пользователям информации:
- уяснить общую стратегию организации;
- понять особенности бухгалтерского учета;
- избежать риск совершения ошибок и противоречий в отражении учетных и отчетных данных.
Противоречивость риска в бухгалтерском учете обусловлена влиянием рынка капитала на содержание и формат бухгалтерской отчетности. Приоритет для внешних пользователей бухгалтерской информацией - прежде всего свои экономические интересы - наиболее выгодные условия приложения капитала и т. д. В этой связи перед организацией стоит сложная задача: удовлетворить интересы всех ее пользователей. Организация вынуждена выбрать компромиссный вариант отчетности для удовлетворения запросов прежде всего инвестора -поставщика капитала. Информация преимущественно финансового характера. При этом возникает риск неприятия этой информации другими пользователями, по их мнению, по причине недостаточной ее информативности, и как результат, принятие ими неблагоприятных решений в отношении данной организации.
Наиболее значимые показатели оценки деятельности компании с точки зрения основных категорий пользователей информации [4, с. 161].
Компания Аналитики Инвесторы
1. Стратегические цели 1. Рыночный рост 1. Прибыль
2. Денежный поток 2. Стратегические цели 2. Денежный поток
3. Рыночный рост 3. Условия конкуренции 3. Качество/ компетентность команды менеджеров
4.Валовая прибыль 4. Качество/ компетентность команды менеджеров 4. Условия конкуренции
5. Качество/ компетентность команды менеджеров 5 Прибыль 5. Рыночный рост
6. Величина рынка 6. Величина рынка 6. Стратегические цели
7. Условия конкуренции 7. Валовая прибыль 7. Валовая прибыль
8. Прибыль 8. Рыночная доля 8. Рыночная доля
Окончание табл.
Компания Аналитики Инвесторы
9. Скорость первого выхода на рынок 9. Денежный поток 9. Скорость первого выхода на рынок
10. Рыночная доля 10. Скорость первого выхода на рынок 10. Величина рынка
Следовательно, в целях снижения неопределенности, а также уменьшения последствий рисков инвестиционных решений, для инвестора необходимо в бухгалтерскую отчетность включать нефинансовые показатели, позволяющие качественно прогнозировать будущее состояние компании, ее стоимость. При этом в отчетности необходимо раскрывать риски, связанные с данными показателями, а также давать оценку возможным последствиям их проявления.
Мировым сообществом бухгалтеров признана необходимость представления информации о рисках в бухгалтерской отчетности компаний, но для широкого внедрения в практическую деятельность методов раскрытия рисков учетной работы необходимо переосмыслить традиционные методологии ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Компания PricewaterhouseCoopers разработала новую модель отчетности - Value Reporting, которая предполагает отражение в отчетности нефинансовых показателей, необходимых для оценки стоимости компании, и включает 4 блока:
1) описание конкурентной среды, в которой работает компания;
2) информация о месте компании на рынке, ее целях и задачах;
3) информация о состоянии компании в настоящее время;
4) информация об основе будущего состояния компании.
В современных экономических условиях действует сложная система бухгалтерских рисков, непосредственно оказывающих влияние на непрерывность деятельности организации и экономическую безопасность его инвесторов и кредиторов. В целях обеспечения экономической безопасности организации осуществляется процесс управления бухгалтерскими рисками, который включает ряд этапов: [4, с. 179, с. 192]
1. Предварительный анализ рисков:
- выявление системы бухгалтерских рисков, которые могут представлять в будущем угрозу экономической безопасности организации;
- разработка методов оценки величины бухгалтерского риска и возможных последствий проявления риска.
2. Анализ рисков в процессе функционирования организации:
- мониторинг за величиной бухгалтерского риска;
- оценка последствий проявления бухгалтерских рисков (величины угрозы).
3. Выработка управляющего решения:
- определение уровня риска (допустимого, критического, катастрофического);
- выбор метода управления риском с целью уменьшения его последствий (антикризисное управление);
- оценка результатов управления;
- выработка корректирующего решения.
В условиях множества факторов прямого и косвенного воздействия на предпринимательскую деятельность возникает необходимость их комплексного учета, разработки системы управления рисками в бухгалтерском учете. Практика показала прямую связь между качеством корпоративного управления, капитализацией компании и нейтрализацией рисков.
Библиографический список
1. БалдинК.В. Управление рисками : учеб. пособие / К.В. Бал-дин. - М. : ЮНИТИ, 2008.
2. Гермогентова М.Н. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски : учеб. пособие / М.Н. Гермогентова, Д.И. Кокурин, Е.В. Серегин. - М. : 2009.
3. Кудряшова В.В. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски в издательско-полиграфической деятельности: учеб. пособие / В.В. Кудряшова. - М. : МГУП им. Ивана Федорова, 2011.
4. Шевелев А.Е. Риски в бухгалтерском учете : учеб. пособие / А.Е. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М. : КНОРУС, 2011.
5. Интернет - ресурсы, сайт www. RBCDAILI. RU