Риски современных банков в связи с появлением на рынке новых игроков - ПпТееИ компаний: регулирование индустрии РтТесИ на банковском рынке
Кшукина Елена Сергеевна,
магистр,
Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации
В данной статье рассмотрены основные риски на современном банковском рынке, вызванные появлением на нем Р1пТеоЬ| компаний. Особое внимание уделяется рассмотрению Р1пТеоИ компаний как главных конкурентов современным коммерческим банкам. Также в рамках рассмотрения данной темы были даны рекомендации банкам по преодолению рисков и возможные пути взаимодействия с Р1пТеоИ компаниями. Ключевые слова: РтТеоИ, современный коммерческий банк, регулятивная песочница, РедТеоИ, риски на современном банковском рынке, риск-ориентированное регулирование, регулирование Р1пТеоИ компаний
На сегодняшний день в русском языке отсутствует толкование такого понятия как «FinTech» (или финансовых технологий), несмотря на то, что этот термин уже активно употребляется в течение нескольких лет. Согласно зарубежным источникам FinTech (financial technology) это:
1. Сфера действия технических стартапов, совершающих переворот в таких направлениях, как мобильные платежи, переводы денег, займы, привлечение средств и даже управление активами.1
2. Бизнес-направление, в основе которого лежит использование программных продуктов для предоставления финансовых услуг.2
Термин «FinTech» был введен Силиконовой долиной. Именно там было создано множество IT-проектов, которые позже стали чем-то вроде «акселератора» современным FinTech. В настоящее время столицей FinTech считается Лондон благодаря своему большому количеству FinTech-инноваций и своим инвестиционным потокам.
Стремительное развитие отрасли FinTech, которая еще совсем недавно и вовсе не существовала как самостоятельная сфера деятельности, не могло остаться без внимания со стороны регулирующих органов. На сегодняшний день проблемой регулирования индустрии финансовых технологий озадачены по всему миру. Председатель Центрального Банка РФ Эльвира Набиуллина, выступая 13 октября 2016 года в Казани на форуме Finopolis 2016, отметила следующее: «Пока финансовые технологии не так масштабны — мы должны дать им возможность развиваться. Нам пока сложно понять, какие риски эти технологии несут, и понять это мы можем лишь вместе с рын-
1 What is fintech and why does it matter to all entrepreneurs [Электронный ресурс] / Информационный портал «Hot Topics»; J. Munch. - Электрон. дан. - Лондон, 2016. URL: https://www.hottopics.ht/stories/finance/ what-is-fintech-and-why-it-matters/ свободный. Дата обращения: 02.03.2018 г.
2 Fintech Definition [Электронный ресурс] / Газета «Fintech Weekly» - Электрон. дан. - Кельн, 2016. URL: https://www.fintechweekly.com/fintechdefinition, свободный. Дата обращения: 02.03.2018 г.
ком, поэтому ЦБ будет изучать опыт передовых регуляторов мира, например, Сингапура».
Слова главы ЦБ РФ, который, по своей сути, является главным регулятором финансового рынка России, наилучшим образом характеризуют степень проработки этой проблемы в нашей стране. На мой взгляд, основная проблема заключается в том, что до конца не понятно с какой стороны подступиться к этому непростому явлению. Базируясь на высоких технологиях и новейших разработках, РтТесИ перекраивает не только 1Т- сферу, но и, например, сферы финансовых и кредитных отношений. Для многих до сегодняшнего дня остаются непонятными следующие вопросы: Какие органы регулирования осуществляют надзор за деятельностью компа-
ний РтТесИ? Какие правила должны соблюдать компании РтТесИ? И, в частности, какие законодательные требования применимы к разным категориям компаний РтТесИ? Стоит отметить, что упомянутые проблемы не имеют отношения к каким-то конкретным законам, они скорее связаны с общей неопределенностью и путаницей. Все это объясняет несомненную актуальность темы данного исследования.
Рассмотрим подробнее регулирование сферы финансовых технологий в Российской Федерации и разберемся с рисками, которые возникают в связи с их проникновением в банковский сектор.
В настоящее время в России зарегистрирована деятельность около 250 организаций, функционирующих в секторе финансовых технологий (рис .1).
Рис. 1. Источник: Отчет о развитии отрасли FinTech в России 2017, Обсерватория FinTech
По итогам 2017 года лидирующими направлениями являются:
• Кредитование, включающее в себя Микрофинансовые организации 10,3% рынка, с Р2Р кредитованием равен 15,7%
• Сектор Криптовалют (включает: цифровые кошельки, обменные пункты, биржи и т.д., связанные с производством и движением цифровых монет) - 15,1%
• Сравнение финансовых продуктов и/или их покупка -14,1%
• Управление финансами предприятия— 13,2%
• Сектор Платежей— 11,2%
Уже ни для кого не секрет, что ФинТех-компании перекраивают современную картину банковского рынка, но до сих пор не ясно, в чью пользу происходят эти изменения. Базельский комитет по банковскому надзору оценил, как техно-
логические инновации в финансовых услугах влияют на банковскую отрасль.
Поскольку ситуация с ФинТех-компаниями постоянно меняется, оценить ее материально довольно сложно. По некоторым оценкам, рискованными могут оказаться от 10-40 до 20-60% прибылей банков от розничного бизнеса в перспективе десяти лет, другие считают, что банки справятся с этой угрозой и поглотят новых конкурентов, тем § самым повысив эффективность и расширив воз- Н можности своего бизнеса, говорится в документе О со ссылкой на Global Banking Review от McKinsey & Ы
Co. Ы
«Быстрое развитие новых технологий совмест- Н
но с их воздействием на снижение барьеров для §
входа на рынок финуслуг стимулирует быстрое б
рождение новых бизнес-моделей и появление но- Н
вых участников на этом рынке. В совокупности эти §
факторы могут оказаться более разрушительными, нежели предыдущие изменения в банковской отрасли» , — говорится в документе с уточнением, что это всего лишь прогноз, который может и не сбыться.
На фоне возрастающей конкуренции со стороны ФинТех-проектов банкам приходится менять бизнес-модели, что с течением времени становится все сложнее и дороже, следует из отчета БКБН. А это, в свою очередь, порождает новые риски или усугубляет и так существующие.
1. Риск снижения доходности банков за счет конкурентной борьбы с ФинТех-компаниями, за счет необходимости изменения модели ведения бизнеса и за счет роста затрат на поддержание инновационной составляющей бизнеса, чтобы соответствовать требованиям быстроразвивающего-ся рынка.
Пожалуй, это по праву самая тяжело решаемая проблема для банков, сталкиваются с которой все, но противостоять ей могут лишь крупные банки и большими возможностями расширения и привлечения квалифицированных кадров. Здесь речь идет о создании на собственной платформе квалифицированных отделов, занимающихся контролем и даже разработками инновационных моделей и процессов, чтобы не только не отставать от инноваций, но и самому диктовать их.
2. Риск потери контроля над переданными на аутсорсинг данными, ответственность за которые по-прежнему лежит на банке.
В этой связи они должны надлежащим образом обеспечить процессы риск-менеджмента и постоянный контроль за любой операцией, переданной стороннему лицу. Здесь ярким примером служит Сбербанк РФ, на базе которого была создана такая 1Т-компания как СберТех. Главная цель Сбербанка в рамках Стратегии 2020 - конкурировать с глобальными технологическими компаниями, оставаясь лучшим банком для населения и бизнеса. СберТех - это 1Т-компания, которая помогает Сбербанку достичь этой цели, внедряя передовые 1Т-продукты и сервисы.
3. Социальный риск, риск сокращения рабочих мест и безработицы.
Социальный риск данной интеграции проявляется в риске снижения числа рабочих мест за счет использования технологий искусственного интеллекта. Все профессии, связанные с рутинной работой, — секретари, сотрудники контакт-центров и т.д. — могут быть в большей степени замещены умными алгоритмами. Яркий пример такой ситуации - Сбербанк России - крупнейший банк с самым большим количеством открытых на территории РФ офисов и отделений. Создавая вокруг своего банка экосистему, Герман Греф отмечает, что темпы роста сокращения сети со временем будут только нарастать, наращивая за собой и сокращение рабочих мест. Выход здесь один - устраивать людей в смежные организации экосистемы. Глава Сбербанка пояснил, что в дальнейшем «вокруг» Сбербанка планируется создавать «большое количество малых бизнесов», в которые постепенно
будут переходить сотрудники банка. «Это стратегия создания цифровой экосистемы, тот тренд, который мы сегодня видим в мире, и это крайне необходимо для экономики нашей страны. Это очень серьезно изменит практически все секторы экономики. С другой стороны, для нас это способ сохранения наших людей, рабочих мест», — пояснил Греф.
4. Риск потери контроля за банковскими процессами, которые могут перейти в 1Т сферу.
На этот случай банковскому надзору следует взаимодействовать с другими властями, которым в той или иной степени могут быть подконтрольны финтех-компании, например, регуляторами в области связи, защиты конкуренции, финразведкой и пр. И здесь особое внимание необходимо уделить регулированию ФинТеха. На этой теме остановимся подробнее.
Регулирование РтТеоИ - очень актуальная на сегодняшний день экономическая тема, разговоры о которой целесообразно вести в настоящем времени, поскольку все изменения и новшества в данной отрасли происходят, так сказать, здесь и сейчас. Необходимо отметить, что трудности разрешения проблемы также кроются в том, что она касается не только законодательного регулирования на уровне надзорных органов, но и уровня правового мышления и правосознания. В данном вопросе следует рассматривать не только регулятивные барьеры, но и консерватизм, который сильно препятствует еще более стремительному развитию РтТеоИ.
Поскольку деятельность РтТеоИ компаний непосредственно влияет на финансовый рынок, основная задача регулирования такой деятельности ложится на плечи государства и регулятора. И здесь, несомненно, государство и регулятор должны работать сообща, поскольку именно такая кол-лаборация будет способствовать наиболее комплексному разрешению сложившейся ситуации.
Регулирование как явление можно условно разделить на две составляющие - это стимулирование и сдерживание. Применимо к регулированию деятельности РтТеоИ необходимо говорить об использовании двух этих форм вместе. С одной стороны, для поддержания стабильности экономики индустрия финансовых технологий должна подвергаться достаточно серьезному контролю, чтобы не допускать на рынок без исключения все старта-пы. А с другой стороны, для дальнейшего прогресса и передового развития экономики такая отрасль, как РтТеоИ должна испытывать на себе стимулирующее воздействие.
По моему мнению, в отношении РтТеоИ должно быть применимо так называемое риск-ориентированное регулирование, причем с опорой именно на реальные риски, а не на потенциальные. Здесь смысл в том, что регулирование отрасли финансовых технологий будет действенно именно тогда, когда все стартапы на начальном этапе будут подвергнуты быстрой апробации, а те, что прошли её и в реальных условиях продемонстрировали свое право на существование и те
риски, которые они за собой влекут, будут непосредственно воплощаться в жизнь. Необходимо создать реальные ограничения, в рамках которых будет испытываться технология под надзором регулятора и в полностью контролируемой среде. В этом отношении многие государства осознали необходимость создания так называемых «регулятивных песочниц». При рассмотрении темы финансового регулирования FinTech особое внимание следует уделить понятию «регулятивная песочница», поэтому рассмотрим его более подробно.
Регулятивные песочницы (regulatory sandboxes)
- это особый режим, который позволяет инновационным компаниям протестировать свои продукты и услуги в контролируемой среде без риска нарушить финансовое законодательство.1
Следует отметить, что «регулятивные песочницы» были созданы именно в ответ на необходимость регулирования быстро растущей и развивающейся индустрии FinTech. Это новый инструмент апробации, тестирования и регулирования инноваций, создание которого, на сегодняшний день, запланировано в таких странах, как Великобритания, Сингапур, Австралия, Объединенные Арабские Эмираты и Российская Федерация.
Первой страной, которая приняла решение о запуске «регулятивной песочницы» для финансового регулирования, была Великобритания. В 2014 г. на базе Службы по финансовому регулированию и надзору (FCA) была запущена программа взаимодействия с FinTech компаниями и их поддержки
- Project Innovate. В 2015 г. FCA предложила запустить в рамках Project Innovate регулятивную песочницу. Суть заключается в том, что для каждого конкретного проекта создаётся фактически отдельная «песочница» со своими параметрами и ограничениями, с учетом особенностей тестируемого проекта. Далее происходит апробация проекта, по итогу которого компания представляет FCA отчет о результатах эксперимента. На его основе принимается решение о выводе продукта на рынок с получением необходимых разрешений либо о нецелесообразности дальнейшей работы. Алгоритм работы «регулятивной песочницы» Великобритании может быть представлен в виде следующей схемы (рис. 2).
По аналогичному принципу, но с индивидуальными особенностями свои собственные песочницы в 2016 году создали Сингапур, Австралия и ОАЭ (регулятивная лаборатория).
Говоря о Российской Федерации, в конце 2016 года заместитель Председателя Банка России Ольга Скоробогатова заявила, что Регулятор планирует создать в стране регулятивные песочницы. По состоянию на 2017 год в России отсутствуют законодательные условия для полноценной реализации регулятивной песочницы. Для её легализации необходимы изменения в федеральный за-
кон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», предусматривающие право Банка России устанавливать особенности и изъятия в нормативном регулировании и правилах поведения в отношении отдельных кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, участвующих в экспериментах. Центральный Банк РФ совместно с Правительством РФ активно решают данные вопросы, поскольку, если она все же будет реализована, то Россия станет примером внедрения наилучшей деловой практики и сможет активно конкурировать с иными юрисдикциями в сфере инновационных финансовых технологий.
1.Фирма подает заявку на участие в 'песочнице', с описанием решения. —> 2. РСА рассматривает заявку. В случае одобрения для фирмы выделяется контактное лицо из РСА. —> 3. Фирма и РСА обсуждают параметры тестирования, методы оценки результатов, защитные механизмы.
I
4. РСА дает разрешение на начало тестирования. —> 5. Фирма начинает тестирование и периодически отчитывается о прогрессе. —> 6. По окончании тестирования фирма направляет в РСА финальный отчет о его результатах.
7. РСА рассматривает отчет, фирма принимает решение, возможен ли вывод продукта на полноценный рынок.
1 «Институт «Регулятивных песочниц» как инструмент поддерж-
ки финансовых инноваций» Достов В.Л. Шуст П.М. Рябкова Е.С.
- Журнал «Деньги и кредит», №10, 2016, с. 51-56
Рис. 2. Источник: статья «Институт «Регулятивных песочниц» как инструмент поддержки
финансовых инноваций», Журнал «Деньги и кредит», №10
Финансовое регулирование посредством песочниц создает возможность, с одной стороны, сохранить контроль над нерегулируемой нишей, с другой - позволить ей развиваться и повышать конкурентоспособность национальной экономики.
Наряду со стремлением государства создать механизмы финансового регулирования индустрии FinTech, он и сам стремится встать на правовое поле официально, в результате чего на сегодняшний день можно говорить о создании так называемого RegTech (Regulatory Technology).
RegTech - это технология, которая помогает фирмам в отрасли финансовых услуг соответствовать правилам соблюдения финансовых обязательств. Первым государственным регулятором, который взял на вооружение этот термин, стало британское Управление по финансовому регулированию и надзору (FCA).
Являясь по сути своей подмножеством FinTech, RegTech на сегодняшний день пользуется огромной популярностью как у FinTech компаний, так и у крупнейших мировых корпораций. RegTech позволяет компаниям обходить торговые барьеры и помогает найти общий язык с любыми государственными регуляторами, что крайне актуально в условиях глобализации мирового сообщества.
Таким образом, на сегодняшний день уже существуют пути финансового регулирования FinTech индустрии. На мой взгляд, принимая во
-е-
ж
о о ш и-4 й
Ы
Н
Н
внимания следующие рекомендации, можно создать наилучшие методы регулирования:
1. Регулирование должно быть направлено в первую очередь на развитие, а не сдерживание отрасли;
2. Регулирование инноваций должно производиться инновационными методами, такими, например, как создание «регулятивных песочниц»;
3. Регулирование должно быть также направлено на преодоление консерватизма, недостатка финансовой и технологической грамотности населения, поскольку они являются барьерами для развития РтТеоИ.
В секторе финансовых услуг происходят коренные перемены, а подпитывает эти преобразования сегмент РтТеоИ.
Главенство РтТеоИ отрасли в ближайшей перспективе признает не только профессиональное сообщество (банки), но и государство и бизнес. Многие страны активно предпринимают попытки задокументировать и зарегламентировать инновационные технологии и разработки РтТеоИ, а решения, которые напрямую затрагивают экономику страны, и вовсе требуют внесения изменений в законодательство. Но из-за их молниеносного развития, предсказать, как обычные услуги будут выглядеть через год, два как минимум сложно. Поэтому государственное регулирование во всем мире скорее стремится догонять технологии.
Подведем итог, какие же риски несет в себе проникновение финансовых технологий на банковский рынок и как банки могут справляться с этими рисками:
- Риск снижения доходности банков за счет конкурентной борьбы с ФинТех-компаниями, за счет необходимости изменения модели ведения бизнеса и за счет роста затрат на поддержание инновационной составляющей бизнеса, чтобы соответствовать требованиям быстроразвивающегося рынка.
Возможности решения данной ситуации: укрупнение банков, сосредоточение ресурсов, достаточных для продолжения конкурентной борьбы на банковском рынке, у наилучших банков, которые могут себе позволить соответствовать времени и быть клиенториентироваными. Затраты, понесенные банком в целях борьбы с этой угрозой, впоследствии позволят ему окупить их, в связи с тем, что их клиентская база расширится (т.к. не все банки смогут преодолеть данный риск).
- Риск потери контроля над переданными на аутсорсинг данными, ответственность за которые по-прежнему лежит на банке.
Возможные способы борьбы с данным риском: открытие необходимых отделов на собственной платформе, чтобы избавить себя от необходимости передачи данных на аутсорсинг. Другой выход - покупка ФинТех-компании и присоединение ее к банку, чтобы данные не выходили за пределы одной фирмы. И еще один выход - формирование отделов квалифицированных специалистов, который отвечали бы за контроль над переданными данными.
- Социальный риск, риск сокращения рабочих мест и безработицы.
Способы преодоления риска: формирование вокруг банка экосистемы, включающей в себя множество смежных бизнесов и представляющих собой рабочие места для квалифицированных в банковском деле специалистов.
- Риск потери контроля за банковскими процессами, которые могут перейти в IT сферу.
Данный риск можно преодолеть, только узаконив процесс регулирования финтеха. В работе подробно рассмотрены возможности регулирования финтеха. На сегодняшний день в ответ на бурное развитие FinTech индустрии был разработан достаточно действенный финансового регулирования этой индустрии - «регулятивные песочницы». Они представляют собой относительно новое явление в мировой практике и являются реакцией государства на изменение финансового рынка. Их появление вполне закономерно: в условиях внедрения инноваций действующие регулятивные подходы становятся менее эффективными, поэтому регуляторам фактически приходится придумывать совершенно новые модели работы с поднадзорными субъектами. Их появление, вероятно, говорит об освоении регуляторами новой для себя деятельности - поддержки инноваций на самой ранней стадии их появления и финансовом регулировании новой, но очень важной для каждой страны отрасли - FinTech.
Вопрос о том, сколько же стоит банку такое соперничество и Фин-Тех компаниями - очень сложный для составления подробных расчетов. Во-первых, потому, что способов борьбы с возникающими рисками у банков много. Во-вторых, рынок ФинТех стартапов очень динамичный, начиная с количества компаний и заканчивая их стоимостью и готовностью присоединится к банку. В связи с этим провести расчетно-аналитическую работу здесь трудно. Стоит сказать, что международный опыт проектов по созданию экосистемы вокруг банка показывает, что сумма вложений начинается от нескольких десятков миллионов долларов США. Основная масса средств, как правило, уходит на сбор данных и их обработку, а также внедрение новых технологий, искусственный интеллект, машинное обучение и так далее.
У банков есть две стратегии выживания: либо скупать готовые ФинТех-стартапы, либо выращивать такие стартапы самим, полагает Дмитрий Сатин. Так, например, в России стартовала первая межбанковская акселерационная программа для ФинТех-стартапов Fintech Lab при поддержке банков ВТБ24, «Хоум Кредит», «Ак Барс», «Санкт-Петербург», «Абсолют» и платежной системы MasterCard. «Крупные банки будут практиковать либо выкуп команд вместе с технологиями, либо будут оставлять им определенную долю независимости, но выступать инвесторами таких проектов. Более остро стоит вопрос с небольшими региональными игроками, которые, скорее всего, останутся за пределами инноваций и автоматизации своего бизнеса, вот они могут потерять достаточно
много в пределах двух-трех лет», — полагает директор по развитию Future Fintech Александр Алешин. Литература
1. Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 годов, документ Центрального банка Российской Федерации, 2018г. [Электронный ресурс] URL: https://www.cbr.ru/content/document/file/35816/on_fin tex_2017.pdf/
2. What is fintech and why does it matter to all entrepreneurs [Электронный ресурс] / Информационный портал «Hot Topics»; J. Munch. - Электрон. дан. - Лондон, 2016. URL: https://www.hottopics.ht/stories/finance/ what-is-fintech-and-why-it-matters/
3. Fintech Definition [Электронный ресурс] / Газета «Fintech Weekly» - [Электронный ресурс] -Кельн, 2016. URL: https://www.fintechweekly.com/fintechdefinition/
4. Отчет о развитии отрасли ФинТех в России за 2017 год [Электронный ресурс] Информационный портал «ФинТех Обсерватория» URL: https://fintech-ru.com/
5. Всемирный обзор сегмента Fintech, отчет PWC, 20.12.2017г.
6. Усоскин В. М. Теневой банкинг: место и роль в системе финансового посредничества // Деньги и кредит. 2016. № 4. С. 20-27.
7. «Институт «Регулятивных песочниц» как инструмент поддержки финансовых инноваций» До-стов В.Л. Шуст П.М. Рябкова Е.С. - Журнал «Деньги и кредит», №10, 2016, с. 51-56
8. Технологии финансовых услуг в 2020 году и в дальнейшем, Глобальный доклад PWC, март 2017 года [Электронный ресурс] URL: https://pwc.com/fintechreport/
9. McKinsey. FinTech - Challenges and Opportunities., май 2016 год, [Электронный ресурс], URL: https://www.mckinsey.de/files/160525_fintech_english .pdf
10.Yodlee. Fintech Rising: Creating Synergy in Financial Services. URL: http://solutions.yodlee.com/rs/789-EJH-884/images/EB_ Fintech-Rising-Creating-Synergy-in-Financial-Services.pdf/
11.PwC. Blurred lines: How FinTech is shaping Financial Services URL: https://www.pwc.se/sv/pdf-reports/blurred-lines-how-fintechis-shaping-financial-services.pdf/
12.PwC. What is FinTech? URL: https://www.pwc.com/us/en/ financial-services/publications/viewpoints/assets/pwc-fsi-what-isfintech.pdf/
13.Финансовое посредничество в условиях развития новых технологий, - Усоскин В.М. Белоусова В.Ю. Козырь И.О. - Журнал «Деньги и кредит», №5, 2017, с. 14-21
14.ФинТех: механизм функционирования. Пер-цева С.Ю. - Журнал «Инновации в менеджменте», №12, 2017, с. 50-53
RISKS OF MODERN BANKS IN CONNECTION WITH THE ADVENT OF NEW PLAYERS ON THE MARKET -FINTECH COMPANIES: FINTECH INDUSTRY REGULATION IN THE BANKING MARKET Kshukina E.S.
Finance University under the Government of the Russian Federation
This article discusses the main risks in the modern banking market caused by the appearance of FinTech companies on it. Particular attention is paid to the consideration of FinTech companies as their main competitors to modern commercial banks. Also within the framework of consideration of this topic, recommendations were given to banks on how to overcome risks and possible ways of interaction with FinTech companies. Key words: FinTech, modern commercial bank, regulatory sandbox, RegTech, risks in the modern banking market, risk-based regulation. FinTech regulation. References
1. The main directions of development of financial technologies for
the period 2018-2020, the document of the Central Bank of the Russian Federation, 2018. [Electronic resource] URL: https://www.cbr.ru/content/document/file/35816/on_fintex_2017. pdf/
2. What does it matter to all entrepreneurs [Electronic resource] /
Information portal "Hot Topics"; J. Munch. - Electron. Dan. -London, 2016. URL: https://www.hottopics.ht/stories/finance/ what-is-fintech-and-why-it-matters /
3. Fintech Definition [Electronic resource] / Newspaper "Fintech Weekly" - [Electronic resource] - Cologne, 2016. URL: https://www.fintechweekly.com/fintechdefinition/
4. Report on the development of the FinTech industry in Russia in
2017 [Electronic resource] Information portal "FinTech Observatory" URL: https://fintech-ru.com/
5. World Fintech Segment Review, PWC Report, 12/20/2017
6. Usoskin V. M. Shadow banking: place and role in the system of
financial intermediation // Money and credit. 2016. No. 4. P. 2027.
7. "The Institute of Regulatory Sandboxes as a Tool to Support
Financial Innovations" V.L. Dostov Shust P.M. Ryabkova E.S. -Journal "Money and Credit", No. 10, 2016, p. 51-56
8. Technologies of financial services in 2020 and beyond, PWC
Global Report, March 2017 [Electronic resource] URL: https://pwc.com/fintechreport/
9. McKinsey. FinTech - Challenges and Opportunities., May 2016,
[Electronic resource], URL:
https://www.mckinsey.de/files/160525_fintech_english.pdf
10. Yodlee. Fintech Rising: Creating Synergy in Financial Services. URL: http://solutions.yodlee.com/rs/789-EJH-884/images/EB_ Fintech-Rising-Creating-Synergy-in-Financial-Services.pdf /
11. PwC. Blurred lines: How FinTech is shaping Financial Services URL: https://www.pwc.se/sv/pdf-reports/blurred-lines-how-fintechis-shaping-financial-services.pdf/
12. PwC. What is FinTech? URL: https://www.pwc.com/us/en/ financial-services / publications / viewpoints / assets / pwc-fsi-what-isfintech.pdf /
13. Financial intermediation in the conditions of development of new technologies, - V. Usoskin. Belousova V.Yu. Trump I.O. -Journal "Money and Credit", No. 5, 2017, p. 14-21
14. FinTech: the mechanism of functioning. Pertseva S.Yu. - Jour-
nal "Innovations in Management", No. 12, 2017, p. 50-53
-&
О
о
od и* R
Ы
cri
H