Научная статья на тему 'Бизнес-модель трансформации банковских процессов в условиях партнерства банков с fintech-стартапами'

Бизнес-модель трансформации банковских процессов в условиях партнерства банков с fintech-стартапами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / BUSINESS MODEL / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / BUSINESS PROCESSES / FINTECH / БАНК / BANK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фельман В.Ю.

Проведен анализ текущего и перспективного состояния финансовой отрасли России. Отражены особенности финансовой сферы России в настоящее время. Проведен анализ перспективных направлений изменений в финансовой сфере. Оценены возможности и риски как банков,так и FinTech-компаний, связанные с ускоряющимся переходом в цифровую экономику. Результатом научной работы являются теоретические выводы по проведенному анализу, а также разработка бизнес-модели трансформации банка в условиях цифровой экономики и бизнес-процессов, в условиях партнерства с FinTech-компаниями.Analysis of the current and future state of the financial industry in Russia, promising innovative directions of changes in the financial sector. The possibilities and risks of both banks and FinTech companies associated with the spread of an innovative approach to the banking industry. Developed a business model and business processes of transformation of the bank in the digital economy and partnership with the FinTech companies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес-модель трансформации банковских процессов в условиях партнерства банков с fintech-стартапами»

БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКИХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ПАРТНЕРСТВА БАНКОВ С FINTECH-СТАРТАПАМИ

THE BUSINESS MODEL TRANSFORMATION OF BANKING PROCESSES IN TERMS OF PARTNERSHIP OF BANKS WITH FINTECH START-UPS

в.ю. фельман

Студентка 3-го курса направления бакалавриата «Бизнес-информатика» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, факультет прикладной математики и

v.y. felman

Student of the 3 grade of

The Financial University under the Government of the Russian Federation Faculty of Applied Mathematics and Computer Science

Научный руководитель: E.B. Васильева - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Бизнес-информатика», Финансовый уни-

Research supervisor: E.V.VasiLeva - Doctor of economics, associate professor, Professor of the Department of "Business Informatics", Financial University under the Government of the Russian Federation.

£ im

АННОТАЦИЯ

Проведен анализ текущего и перспективного состояния финансовой отрасли России. Отражены особенности финансовой сферы России

744

в настоящее время. Проведен анализ перспективных направлений изменений в финансовой сфере. Оценены возможности и риски как банков, так и FinTech-компаний, связанные с ускоряющимся переходом в цифровую экономику. Результатом научной работы являются теоретические выводы по проведенному анализу, а также разработка бизнес-модели трансформации банка в условиях цифровой экономики и бизнес-процессов, в условиях партнерства с

ABSTRACT

Analysis of the current and future state of the financial industry in Russia, promising innovative directions of changes in the financial sector.The possibilities and risks of both banks and FinTech companies associated with the spread of an innovative approach to the banking industry. Developed a business model and business processes of transformation of the bank in the digital economy and partnership with the FinTech companies.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Цифровая экономика,трансформация, бизнес-модель, бизнес-процес-KEYWORDS

Digital Economy, transformation, business model, business processes, FinTech, bank.

Экспоненциальный рост информационных технологий (ИТ) затрагивает практически все сферы деятельности, в том числе и достаточно крупную финансовую отрасль, в которой за последние 2-3 года начали происходить изменения как во взаимоотношениях с клиентами, так и в модели бизнеса. Крупнейшие банки и компании активно обсуждают предсказываемые тенденции по изменению и развитию их ИТ-инфраструктуры, в то время как небольшие стартапы за относительно короткий срок разра-

батывают и предлагают клиентам гибкие и востребованные решения, тем самым привлекая к себе новых клиентов.

В 2013 году, когда термин БтТес11 только формировался, о появлении так называемых «единорогов» можно было только мечтать. Теперь же в число «миллиардеров» входят более 40 компаний отрасли. БтТес11-стартапы предлагают своим клиентам решения, которые удовлетворяют практически любые их потребности в определенной сфере, при этом за относительно небольшую сумму. Стартапы в сфере БтТес11 понимают клиентов и работают с ними. «Мы думали, что знаем своих клиентов, однако на самом деле их знает сегмент БтТес11», — заметил топ-менеджер международной банковской организации. Актуальность проекта определяется бурным развитием отрасли БтТес11 и необходимостью банкам существовать с новыми реалиями данной сферы. По нашему мнению, одной из важных и нерешенных проблем в настоящее время является проблема развития банковской сферы в новых условиях партнерства с БтТес11-стартапами. Финансовая сфера меняется, однако какими будут эти изменения, зависит как от процесса развития БтТес11, так и от ответных шагов, которые будут предпринимать банки для поддержания своего бизнеса.

Особенности развития финансовой отрасли в России и мире

Огромные инвестиции и запуск достаточно большого количества новых стартапов ежегодно влияют на стратегию развития банков как в мире, так и в России. По данным ежегодного всемирного обзора сегментов БтТес11 от РШС, к 2020 году более 20% бизнеса в финансовой отрасли будут подвержены риску со стороны БтТес11, а около 57% не знают,

246

как они будут реагировать на данный тренд [1]. Данный опрос показывает неопределенность банковского бизнеса по отношению к сегменту FinTech: Реагировать или не реагировать на изменения правил игры банковской сферы? Насколько симметричен должен быть ответ банка? Действительно ли FinTech имеет такое влияние или это просто очередной тренд, который быстро сойдет на нет? Именно такие вопросы задают большинство руководителей департаментов трансформации и развития бизнеса большинства банков. Так ли опасен FinTech для банковского бизнеса и какие риски стоят перед стартапами? Какая бизнес-модель удовлетворит как клиентов, так и Банк 3.0? На все эти вопросы отвечает данная научно-исследовательская работа.

За 2010-2016 гг. инвестиции в FinTech по всему миру выросли на 536% и, по оценке PWC (PriceWaterhouseCoopers), достигли рекордных 13 млрд долларов. Инвесторы верят, что за FinTech-сегментом стоит будущее финансовой сферы и банкинга, поэтому готовы вкладывать все больше и больше денег в эту активно развивающуюся и еще не до конца освоенную сферу.

Стоит отметить, что Россия не находится в числе стран, лидирующих по количеству инвестиций в сферу инновационных финансовых технологий, более того, отстает от США и Европы более чем на 3-4 года по развитию данной сферы. Активная работа по содействию FinTech-стартапам и инновационным проектам началась в России только в 2014 году после проведения ряда профессиональных отраслевых форумов, в число которых входят международный форум FinTech Russia, конференция EdTech Russia и ряд других. Однако вопрос о том, что наша FinTech-отрасль находится в числе отстающих, также не стоит. За прошедшие

два года более 50 российских стартапов успешно вышли на рынок финансовых услуг.

Анализ перспективных направлений изменений

в сфере финансовых услуг

В 2016 году во всемирном обзоре сегмента БтТес11 [1] были выделены топ-5 революционных направлений в финансовой сфере, которые в ближайшее время подвергнуться изменениям. В таблице 1 представлены основные направления изменений.

Та б л и ц а 1

Основные направления изменений в финансовой сфере

на перспективу к 2020 году

Сфера Мир Россия

Потребительское банковское обслуживание 80% 45%

Денежные переводы и платежи 60% 7%

Управления инвестициями и капиталом 48% 7%

Банковское обслуживание бизнеса 34% 20%

Брокерское обслуживание 30% 15%

Основной причиной такого различия во мнениях между иностранными и российскими специалистами является следующая проблема: главным конкурентом банкам в данном сегменте является появление онлайн-платформ, которые позволяют физическим и юридическим лицам осуществлять кредитование и заимствования друг у друга, в основном без помощи банков. Для банков это может означать значительную и ощущаемую потерю части клиентов. Однако данный тренд в настоящее время слабо применим к российской сфере коммерческого и потребительского кредитования, так как для такого вида кредитования необходим очень высокий уровень

248

доверия и отношений контрагентов, который в России находится по-прежнему на низком уровне относительно мира в целом. Таким образом, потенциальный рынок для FinTech-компаний в сфере потребительских банковских услуг в России не так высок, как принято считать. Для его развития необходимо прежде всего менять корпоративную культуру компаний и поднимать уровень доверия между контрагентами.

Различия во мнениях также присутствуют в отрасли денежных переводов и платежей. Тенденции, которые используются в мире давно, в России получили распространение относительно недавно (нашумевшая в последнее время платежная система Apple Pay появилась в России всего месяц назад). В противовес платежам и переводам российские респонденты ставят банковское обслуживание для малого и среднего бизнеса. Объясняется это тем, что малый и средний бизнес является одним из приоритетов развития экономики в России в перспективе вплоть до 2020 года [2]. Планы по упрощению налоговой системы для малого и среднего бизнеса, налоговые льготы, субсидии способствуют росту бизнеса, а значит, и росту потенциальных клиентов банков, к которым теперь нужно искать подход.

Еще одна отрасль, которая перетерпит глобальные перемены, — это страхование. Финансирование стартапов в сфере страхования достигло максимального значения в 3,4 млрд долларов, что составляет порядка 30% от общего числа инвестиций в FinTech-стартапы [3]. На темпы изменений в сегменте страхования влияет ряд факторов. Во-первых, изменение поведения потребителей, а во-вторых появление громких и популярных в IT-индустрии понятий: «блок-чейн», «умные контракты», «умное страхование», «интернет вещей», которые вносят свои правила игры в сегмент оказания услуг страхования. Стоит отметить, что для грамотной

реализации тенденции необходимы глубокие теоретические исследования, подготовка специалистов по программированию и внедрению блокчейн в бизнес, а также инвестиционная поддержка стартапов в этой области и заключение ряда соглашений с несколькими партнерами на стратегическом уровне. Российскому банковскому бизнесу при текущем уровне заинтересованности может потребоваться 7-8 лет, чтобы изучить проблему технологии блокчейн и начать использовать ее как инструмент поддержки бизнеса, поэтому тенденция распределенной базы данных сложно отнести к текущим задачам российского банковского бизнеса.

Оценка возможностей и рисков деятельности банков и РщТесн в условиях перехода к цифровой

экономике

Технологические и инновационные решения позволяют клиентам расширить возможность пользования финансовых услуг, не привязывая себя к традиционным финансовым институтам и консультантам, которые работают в строго определенное время. Банки понимают этот факт и видят ряд угроз для своего бизнеса (табл. 2)

Та б л и ц а 2

Основные угрозы для банков со стороны РшТесИ

Наименование угрозы Доля согласных

Давление на маржу прибыли 67%

Потеря доли рынка 59%

Информационная безопасность 56%

Увеличение оттока клиентов 53%

Клиентоориентированность — главная ценность стартапов в сфере БтТес11, поэтому основным вектором развития

250

компаний БшТесИ является модель В2С, то есть ориентация на конечных потребителей [4]. В2С очень привлекателен для сегмента финтех, так как постоянно меняющиеся требования физических потребителей можно удовлетворять, предлагая лучшие технологические решения, преимущественно для клиентов, которые принадлежат к «мобильному поколению», а значит, ищут гибкость и быстроту.

Другой путь развития БтТес11-компаний связан с каналом продаж В2В, где ключевым потребителем уже становится банковский бизнес и другие компании на рынке, которые взаимодействуют между собой. Такой сценарий развития БтТес11-компаний предполагает больше возможностей, так как будет связан с разработкой и продвижением существующих решений непосредственно компаниям, а для банковского сектора будет означать улучшение продаваемых продуктов и услуг и привлечение новых клиентов.

Несмотря на оптимистичность прогнозов относительно взаимодействия традиционного финансового сектора и Б1пТес11, существует ряд рисков и угроз, которые не позволяют однозначно определить успех БтТес11 в сотрудничестве с банками. Самая главная проблема, с которой сталкиваются участники — это неопределенность регулирования [5]. Банковский бизнес очень сложная и специфичная по регулированию сфера. Для всех традиционных финансовых институтов государственные регуляторы строго определены (в России это 8 финансовых институтов, в число которых входят Федеральная служба по финансовым рынкам России, ЦБ РФ, Ассоциация региональных банков и другие), однако для сегмента БшТесИ этот вопрос остается открытым. Неопределенность в регулировании беспокоит банковский сектор, который хочет знать степень регулирования компа-

ний БтТес11, органы, которые регулируют и отвечают за их деятельность. В свою очередь, со стороны компаний БтТес]! возникает обеспокоенность за последствия чрезмерного регулирования (86% респондентов) [1] в случае их сотрудничества с банковским сектором. Эта проблема серьезно угрожает росту и развитию компаний сектора БтТес11. Второй по значимости проблемой является различие уже имеющейся информационной структуры и сложность перехода ввиду ограничения на внедрение новых технологий в банки. Со стороны БтТес11-компаний также подчеркивается разница в бизнес-моделях. Игроки БтТес11 привыкли, что процесс разработки управления в традиционных банковских институтах не применяет современные А§Пе-технологии, которые так полюбились разработчикам БтТес11-компаний. Однако данная проблема решается в самое ближайшее время, так как ряд банков объявили о внедрении «гибких» методологий не только в процессы разработки, но и в подходы к управлению и главную философию.

Таким образом, несмотря на готовность банков взаимодействовать с БтТес11 (около 78%), существует ряд ограничений, которые необходимо решать системно. Без тесного взаимодействия с государственными органами взаимодействие БтТес11 и банков откладывается на неопределенное время, так как без решения главной проблемы регулирования БтТес11 улучшение качества сотрудничества невозможно.

Трансформация бизнес-модели банка в условиях цифровой экономики

Экспоненциальный рост информационных технологий изменил запросы клиентов в отношении банковских продуктов и услуг. Представление о хорошей услуге или продукте

252

меняется с каждым днем преимущественно потому, что с каждым днем растет число миллениалов1, пользующихся банковскими услугами. Именно они диктуют стремительно изменяющиеся правила игры финансовой сферы и определяют текущие и будущие тенденции. Для разработки модели трансформации банка необходимо определить не только будущего клиента, но и точку отсчета, а именно модель текущих клиентов.

Реальность такова, что в среднем пользователь проводит около 95 минут в день и более, используя мобильный телефон. Около 100 раз в день проверяется мобильная почта и мобильные приложения. А пользование услуг мобильного банкинга достигает 20-30 раз ежемесячно [5]. Всегда быть «в Сети» — отличительная черта поколения Y. Клиенты в условиях экспоненциального роста ИТ хотят видеть более гибкую линейку продуктов, более широкий выбор продуктов и услуг, быструю доставку. Сопротивление информационным технологиям бесполезно, именно поэтому банковский бизнес должен принять тот факт, что сопротивление инвестировать в ИТ бесполезно, наоборот, необходимо признать огромное воздействие экспоненциального роста ИТ.

Каждый фактор способствует формированию сдвига парадигмы в том, как финансовые институты должны обслуживать и привлекать клиентов. На данный момент существуют четыре поведенческие фазы, каждая из которых имеет долгосрочные последствия для финансовых учреждений: фаза

1 Миллениалы, или поколение Y (поколение «игрек»; другие названия: поколение Миллени-ума, поколение «некст», «сетевое» поколение, миллениты, эхо-бумеры) — поколение родившихся после 1981 г., встретивших новое тысячелетие в молодом возрасте, характеризующееся прежде всего глубокой вовлеченностью в цифровые технологии. В момент появления термина поколение Y противопоставлялось поколению X, которое соответствует предыдущему демографическому поколению. Встречается употребление термина Yllo (Young Liberty Love). UR1: http s: //ru.wikip edia. org/wiki

1 «контроль и выбор», фаза 2 «когда угодно и где угодно», фаза 3 «мобильный кошелек», фаза 4 «каждый — банк».

Интернет-деньги уже сейчас находятся на стадии лицензирования, что в будущем может означать уменьшение регулирования и защиты потребителей, то есть для взятия депозита полная банковская лицензия не понадобится. Это и будет точкой отсчета для старта 4 поведенческой фазы по Б. Кингу [6][7], когда каждый потребитель может смело называть себя банком.

На основе анализа текущей ситуации банковского рынка, конкурентов в лице БтТес11-стартапов, а также моделировании будущих запросов потребителей была составлена бизнес-модель трансформации банковских процессов по А. Остервальдеру [8], которая иллюстрирует стратегические принципы подхода к банковской детальности в новых, постоянно меняющихся условиях. Бизнес-модель представлена в таблице 1.

Будущая бизнес-модель предполагает концепцию взаимосвязи двух форм бизнеса: инновационную и клиентоори-ентированную. Без инноваций банки не смогут привлекать поколение миллениалов, для которых удобные и гибкие новаторские решения являются основой выбора. В то же время будущему банку необходимо развивать отношения с клиентом, то есть позиционировать себя как «лучшего друга» потребителя. Также стоит отметить, что бизнес-модель банка должна быть наиболее «открытой». Именно поэтому наиболее существенные изменения модели должны быть в блоке «Ключевые партнеры». Наряду с сотрудничеством с регулирующими органами основными контрагентами должны будут стать компании сегмента БтТес11. Построение взаимоотношений с БтТес11-компаниями может оказать

Модель А. Остервальдера

Та бл и ца 1

Ключевые Ключевые виды Ценностные предложе- Взаимоотношения Потребительские

партнеры деятельности ния с клиентами сегменты

- Регулирующие - Банковские - Инновационные - Персональные - Премиум (высо-

органы продукты банковские продукты, взаимоотношения кий среднегодо-

РтТесИ- ИТ-продукты быстро с клиентами (наце- вой доход)

стартапы в финансовой меняющиеся под ленность на уни- - Белые ворот-

и компании сфере требования клиента кальность каждого нички (менед-

- Компании, -Удобный мобильный клиента) жеры компаний,

предоставляю- банкинг (дизайн мо- высококвали-

щие услуги ИТ бильного банка, структу фицированные

ра, возможности) Каналы сбыта работники) - Молодая кровь

Ключевые ре-

сурсы - Продажи (преимуще- (студенты, моло-

- Бренд ственно онлайн) дые люди)

- Клиентская база - Зарплатные

- Персонал клиенты

Структура издержек Потоки поступлений доходов

- Маркетинг и продажи - Комиссионные

-Обучение и развитие персонала - Штрафы, пени и неустойки по кредитным,

-Инновации (отдел развития и разработок) расчетным и другим операциям

существенное действие на банковскую отрасль. Принцип открытой модели [8] позволит использовать не только собственные инновационные идеи и создавать им ценность, но и пользоваться различными БтТес11-компаниями в сфере финансовых услуг, тем самым наилучшим образом пользоваться как своими идеями, так и идеями других компаний, с которыми происходит сотрудничество.

Еще один блок, который потерпит изменения, — это «Ключевые ресурсы». Еще пару лет назад бренд банка был не особо важен. Ключевым фактором выбора для многих потребителей становились низкие процентные ставки, а также хорошая позиция в рейтинге банков.

Но в настоящее время, когда банк сменить не составляет труда, а банковские продукты практически одинаковы у любого банка, повышение бренда, то есть позиционирование банка, становится одним из основных направлений. Само понятие «бренд» в будущей бизнес-модели играет важную роль. Это своего рода философия банка, которую он отражает в рекламе и которую потребитель либо принимает и пользуется услугами этого банка, либо нет. Поколение миллениалов, будущие клиенты банков, предпочитают бренды, которые относятся персонально и уникально к каждому клиенту, при этом завоевывать доверие поколения У необходимо начинать уже сейчас. Различные студенческие выставки, участие в стажировках для студентов, предложения для студентов — все это позволяет позиционировать банк как место, куда хочется доверить свои деньги. Правильная реклама и продвижение банка в скором времени могут превратиться в ключевой фактор успеха. Примером может являться Райффайзенбанк, который ежегодно проводит бизнес-форум для студентов, куда при-

езжает топ-менеджмент банка и рассказывает о текущей стратегии и планах на будущее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несомненно, такой блок, как «Каналы сбыта», в бизнес-модели банка будущего изменится. Практика онлайн-про-даж банковских продуктов набирает обороты. Часы работы и количество отделений сокращаются, многие услуги переходят в интернет. Однако барьером для более ускоренного перехода на онлайн-услуги может стать законодательство, которое запрещает продавать или оказывать некоторые банковские продукты и услуги без посещения отделений. Именно поэтому для ускорения цифровизации банковских процессов необходимо усовершенствование законодательства в этой сфере.

Новая бизнес-модель позволяет банку превратиться из неповоротливого гиганта в гибкую компанию посредством создания специальных отделов по разработке инновационных решений и применению лучших практик и технологий в своих продуктах и услугах, поэтому еще один блок, который претерпит изменения, — это «Структура издержек». Большая нацеленность на маркетинг, обучение и развитие персонала для создания вовлеченной в бизнес команды, а также создание и развитие отделов разработок будут ключевыми в структуре издержек банка будущего.

К примеру, известный российский банк — Альфа-банк, начавший масштабную трансформацию своего бизнеса в 2016 году, открыл инновационную лабораторию АИа-Гас1:огу в конце 2015 года. Основная задача лаборатории — это разработка и оптимизация уже существующих продуктов и услуг. Кроме того, лаборатория занимается поиском талантливых студентов и их обучением, что позволяет рас-

тить будущих специалистов «под себя» еще со студенчества. Обучение и развитие персонала также является ключевым фактором развития новой бизнес-модели банковского бизнеса. Для генерации инновационных идей необходимо вовлекать сотрудников, расположенных на разной степени иерархии, работающих в разных отделах, а также разных культурных и социальных слоев. Вовлеченность каждого сотрудника в процесс поиска новых идей и решений приведет к повышению заинтересованности сотрудников в инновациях банка. Также стоит отметить, что изменение подхода в управлении, а именно внедрение практик Agile позволит банковскому бизнесу наиболее максимально приблизиться к успешным FinTech-компаниям.

Только структурная и длительная трансформация всей банковской модели позволит банкам максимально успешно и эффективно построить банк по новой модели.

Заключение

Экспоненциальный рост ИТ ускоряет цифровизацию бизнеса, помогая решать огромное количество проблем и привлекать новых клиентов. Масштабные изменения в финансовой сфере уже начались, и лидерами этих изменений выступают FinTech-стартапы, которые успешно заменяют некоторый функционал банков и переманивают к себе лояльных клиентов.

Проведен анализ перспектив развития и рисков деятельности банков при переходе к цифровой экономике. Выделено место клиента в процессе развития финансовой отрасли.

Успех FinTech во многом обусловлен способностью улучшать качество обслуживания и умением ориентироваться на меняющиеся предпочтения потребителей.

258

FinTech-компании становятся серьезными конкурентами для традиционных банков, а всеобъемлющая цифрови-зация ставит перед банками как новые возможности, так и угрозы. Однако говорить о том, что в ближайшее время FinTech-компании займут достаточно прочные позиции в финансовой сфере в России, не стоит. Во-первых, основными потребителями банковских продуктов в России все еще остаются люди, которых нельзя отнести к группе мил-лениалов, а значит, их зависимость от цифровых носителей гораздо меньше. Клиенты не готовы переходить на полную цифровизацию и отказываться от традиционных банков. Таким образом, потребители в России еще не готовы к новым моделям банков. Во-вторых, в условиях продолжающегося кризиса инвестировать и развивать настолько неопределенную сферу крайне сложно. Несмотря на риски и угрозы развития FinTech в России, эта отрасль будет развиваться, хотя и не в ближайшее время.

Построена бизнес-модель трансформации банков с учетом взаимосвязи двух форм бизнеса: инновационной и кли-ентоориентированной. Ключевые изменения в модели банка произойдут в структуре издержек, ключевых партнерах, а также в каналах сбыта. Эффективность этого перехода будет во многом зависеть от правильно расставленных приоритетов банка при составлении стратегического плана по переходу, а также желания рисковать.

Построена схема процесса интернациональных платежей. Разработанный бизнес-процесс наглядно отражает изменения, которые будут происходить во многих банковских процессах в условиях партнерства с компаниями сегмента FinTech. Главным результатом построенного процесса to-be является демонстрация значительного упрощения деятель-

ности банков в сфере международных платежей и сокращение возникающих издержек.

Таким образом, разработанные модели и процессы могут быть использованы в условиях перехода к цифровой экономике и отвечают самым современным требованиям финансовой сферы. Результатом данной научной работы является анализ перспективности развития FinTech в России, разработка бизнес-модели трансформации банковского бизнеса в условиях цифровой экономики, а также разработка измененного бизнес-процесса в условиях сотрудничества с FinTech-компаниями. Теоретические и практические выводы могут использоваться на практике.

Библиографический список

1. PWC. Ежегодный всемирный обзор сегмента FinTech 2016 // [Электронный ресурс]: Отчет, 2016— Режим доступа: http: //www. р wc. с о m/gx/e n/advisory-services/Fi nTe с h/P w С % 2 0 FinTech%20Global%20Report.pdf, свободный. Дата обращения: 20.10.2016.

2. Accenture. Ежегодный обзор FunTechза 2015 год// [Электронный ресурс]: Ежегодный обзор, 2015 — Режим доступа: http://www. fintechinnovationlablondon.co.uk/media/730274/Accenture-The-Future-of-Fintech-and-Banking-digitallydisrupted-or-reima-.pdf, свободный. Дата обращения: 25.10.2016.

3. Investment Trends in Fintech, Silicon Valley Bank // [Электронный ресурс]: Technical report, 2015— Режим доступа: http:// www.svb.com/News/Company-News/2015-Fintech-Report--Investment-Trends-in-Fintech/, свободный. Дата обращения: 21.10.2016.

4. EY. Исследование EY 2015 // [Электронный ресурс]: Ежегодный обзор, 2015 — Режим доступа:http://www.ey.com/Publication/

7 т

vwLUAssets/EY-fintech-i$FILE/EY-fintech-index-russia-eng.pdf, свободный. Дата обращения: 25.10.2016.

5. Основные проблемы регулирования в сегменте FinTech, WSJ (Where FinTech is struggling with regulation), 2015 год. Дата обращения: 20.10.2016.

6. King, Brett BANK 3.0 — Why Banking Is No Longer Somewhere You Go But Something You Do. - M.: Wiley, 2012.

7. King, Brett BANK 2.0 — How Customer Behavior and Technology will Change the Future of Financial Services Forever.— M.: Marshall Cavendish, 2012.

8. Ив Пинье, Александр Остервальдер. Построение бизнес-мо-делей. Настольная книга стратега и новатора. — М.: Альпина Диджитал, 2012.

Bibliographical list

1. PWC. Ezhegodnyi vsemirnyi obzor segmenta FinTech 2016 // URL: http ://www.pwc .com/gx/en/advisory-services/FinTech/ PwC%20FinTech%20Global%20Report.pdf.

2. Accenture. Ezhegodnyi obzor FunTech za 2015 god // URL: http ://www.fintechinnovationlablondon.co.uk/ media/730274/Accenture-The-Future-of-Fintech-and-Banking-digitally disrupte d - о r- r e ima -. p df .

3. Investment Trends inFintech, Silicon Valley Bank//URL: Technical report, 2015 -http://www.svb.com/News/Company-News/2015-Fintech-Report--Investment-Trends-in-Fintech/.

4. EY. Issledovanie EY 2015 // URL:http://www.ey.com/Publication/ vwLUAssets/EY-fintech-i$FILE/EY-fintech-index-russia-eng.pdf.

5. Osnovnye problemy regulirovaniya vsegmente FinTech, WSJ (Where FinTech is struggling with regulation), 2015.

6. King, Brett BANK 3.0 — Why Banking Is No Longer Somewhere You Go But Something You Do. - M.: Wiley, 2012

7. King, Brett BANK 2.0 - How Customer Behavior and Technology will Change the Future of Financial Services Forever. — M.: Marshall Cavendish, 2012

8. Iv Pin'e, Aleksandr Osterval'der Postroenie biznes-modelei. Nastol'naya kniga stratega inovatora. — M.: Al'pina Didzhital, 2012.

Контактная информация:

129337, Ярославское шоссе 24-1-191 М: +7 (909) 644-76-39 Е: nika.felman@gmail.com

Contact links:

129337, Yaroslavskoe shosse 24-1-191 M: +7 (909) 644-76-39 E: nika.felman@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.