Научная статья на тему 'РИСКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ДИСКУССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «IV СЕНЧАГОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ»'

РИСКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ДИСКУССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «IV СЕНЧАГОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РИСКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ДИСКУССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «IV СЕНЧАГОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ»»

Вестник Института экономики Российской академии наук

1/2021

И.В. КАРАВАЕВА

доктор экономических наук, профессор, руководитель сектора экономической безопасности ФГБУН Институт экономики РАН

РИСКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ДИСКУССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ

КОНФЕРЕНЦИИ «IV СЕНЧАГОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ»

001:10.24412/2073-6487-2021-1-182-189.

Четвертый год подряд Институтом экономики РАН и Российской академией естественных наук (РАЕН) проводятся международные научно-практические конференции, посвященные памяти выдающегося ученого - доктора экономических наук, профессора, академика РАЕН, заслуженного экономиста России В.К. Сенчагова, которому в 2020 г. исполнилось бы 80 лет. Ежегодно на конференциях (Сенчагов-ских чтениях) затрагиваются наиболее актуальные вопросы экономической и социально-экономической безопасности, идет конструктивная дискуссия по актуальным направлениям развития теоретических исследований и их практического применения в сфере безопасности национальной и региональной экономики.

Организационные сложности, связанные с пандемией COVID-19, сдвинули традиционные сроки чтений, которые состоялись не в апреле, как было запланировано, а 27 октября 2020 г., и впервые проводилась в режиме онлайн видеоконференции. В работе конференции принял участие широкий круг российских и зарубежных ученых и специалистов, представляющих 5 научно-исследовательских институтов РАН, НАН (Республики Беларусь), 34 высших учебных заведения России, научные организации Республики Беларусь и Республики Казахстан. Общее количество зарегистрированных участников составило 130 человек, в их числе было 39 докторов экономических наук и 33 кандидата экономических наук. На пленарном заседании конференции присутствовало 37 человек, были заслушаны и обсуждены 12 научных

докладов. Доклады и тезисы участников пленарного и секционных заседаний конференции опубликованы и продолжают публиковаться в научных рецензируемых журналах, обеспечивающих информационное сопровождение конференции: «Экономическая безопасность» (1economic.ru/journals/ecsec) и «Развитие и безопасность» (ds.nntu.ru).

Открывая конференцию, д.э.н., директор Института экономики РАН Е.Б. Ленчук обратила внимание, что вопросы экономической и социально-экономической безопасности как на национальном, так и на региональном уровнях приобретают сегодня все большую значимость. Постоянно обостряющаяся геополитическая ситуация формирует новые тренды интеграции России в быстро трансформирующуюся мировую экономику и требует поиска внутренних драйверов развития, перехода к модели экономического роста, основанной на прорывных технологиях и инновациях. Поэтому проводимая экономическая политика должна быть направлена на развитие страны, на ее глубокую технологическую и социально-экономическую модернизацию. В таких условиях крайне важно обеспечить разработку полноформатной стратегии на долгосрочную перспективу, сформировать инструменты ее реализации. Развитие должно происходить на основе внедрения самых передовых технологий и инноваций нового технологического уклада. Именно фактор технологического развития сегодня во многом определяет конкурентоспособность и процветание нашей страны, а технологическая независимость определяет национальную безопасность России.

Член-корреспондент РАН, д.э.н., первый заместитель директора Института экономики РАН М.Ю. Головнин в своем докладе затронул проблему внешних вызовов экономической безопасности России в условиях кризиса, связанного с пандемией СОУГО-19. В докладе была дана оценка основных направлений воздействия пандемии на механизмы и условия взаимодействия России с ее ведущими экономическими партнерами и отмечено качественное изменение ряда направлений и характера внешних угроз национальной безопасности.

В ходе научной дискуссии было отмечено, что пандемия СОУГО-19 усилила существующие и обусловила возникновение новых проблем, препятствующих устойчивому региональному развитию. Среди них на одно из первых мест вышла проблема обеспечения медико-биологической безопасности, непосредственно сопряженная с проблемами экономической и социальной безопасности конкретных территорий. Один важных ее аспектов - прогнозирование и мониторинг пандемий и эпидемий, что должно стать составляющей системы обеспечения социально-экономической стабильности как на федеральном, так и территориальном уровнях. Именно эту тему раскрыл в своем докладе д.ф.-м.н., профессор, действительный член РАЕН, директор Института

экономики и управления Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева С.Н. Митяков. Представив графические данные и прогнозные значения распространения пандемии COVID-19 в России, он наглядно показал, каким образом моделирование и имитационные исследования, основанные на эпидемиологических данных, могут помочь оценить результативность мер контроля и как они могут быть использованы для оценки эффективности вакцинации. При этом в ситуации, когда заболеваемость расползается из столиц в отдаленные регионы, особое значение приобретает моделирование развития эпидемиологической ситуации на основе реальных данных, которые ежедневно публикуются в открытых источниках. Как отметил С.Н. Митяков, эти модели можно настроить с точки зрения их адаптивных параметров и использовать для прогнозирования заболеваемости в краткосрочных периодах. Долгосрочное прогнозирование, по его мнению, «более проблематично, поскольку, с одной стороны, вирус имеет свойство мутации, а с другой, - внутренние условия могут меняться из-за человеческого фактора (изменение режимов самоизоляции, проведение массовых мероприятий и т. д.)».

В докладе д.э.н., профессора, зав. кафедрой предпринимательства и экономической безопасности Пермского государственного национального исследовательского университета, врио руководителя Центра экономической безопасности Института экономики УрО РАН М.Н. Руденко рассматривались вопросы диагностики социально-экономической безопасности региона как «функции регулирования процессов развития региона». Были представлены инструменты такой диагностики, которые охватывают диапазон критериев, индикаторов и показателей, позволяющих аналитически интерпретировать «состояние и тенденции развития экономических систем регионов». М.Н. Руденко считает необходимым расширение исследований в области создания инструментов диагностики социально-экономической безопасности на уровне конкретных субъектов Российской Федерации и разработку и официальное утверждение различного рода индикаторов складывающегося уровня безопасности в экономической и социальной сферах, использование научно обоснованных инструментов соответствующей диагностики. Докладчик также отметила, что «основными проблемами, выявленными в ходе диагностики в Пермском крае, являются низкий темп роста производства, снижение темпов роста денежных доходов и убыль населения».

Вопросам методологии исследования экономической безопасности полиэтничного региона был посвящен доклад д.э.н., профессора кафедры экономической безопасности, учета и финансов Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова Н.Л. Курепи-ной. Она отметила, что применительно к регионам со сложным этни-

ческим составом населения «рекомендуется при анализе применять теоретические и эмпирические методы этносоциологии, этнополито-логии, других наук, изучающих процессы, происходящие в этносфере во взаимосвязи с исследованием всех современных аспектов экономической безопасности». Каждый регион - это, как правило, сложная в этнокультурном смысле общность. Регионы могут существенно различаться по уровню полиэтничности, по своим этнокультурным и этноконфессиональным характеристикам, и было бы неправильно игнорировать эти обстоятельства. Н.Л. Курепина подчеркнула, что, с одной стороны, экономическая уязвимость, экономическое неблагополучие региона могут негативно отразиться на социально-экономическом положении, самочувствии тех или иных этнических групп, их взаимоотношениях, а, с другой стороны, тревожность, напряженность и тем более конфликты в сфере межэтнических коммуникаций могут отрицательно сказаться на состоянии экономики и экономической безопасности. Дополнительное обращение к возможностям этнодис-циплин методологически способно помочь выявить, каким образом фактор полиэтничности находит отражение в экономических процессах, в том числе касающихся экономической безопасности регионов.

В докладе д.э.н., профессора, руководителя сектора экономической безопасности, главного научного сотрудника Института экономики РАН, действительного члена РАЕН И.В. Караваевой на тему «Критерии социально-экономической безопасности: адаптивность к новой реальности» было обращено внимание на то, что в условиях эпидемиологического кризиса происходит активный процесс перераспределения значительного объема производственных, финансовых, управленческих и иных ресурсов с экономических на социальные цели. Включение в систему национальной экономической безопасности в качестве неотъемлемой и даже приоритетной составляющей социального фактора становится базовым условием поддержания этой безопасности. Для формирования адекватной изменившейся действительности стратегии экономической безопасности необходима система законодательно утвержденных оценочных показателей. И некая методическая и информационная база таких показателей (целевых и предельно допустимых значений) уже создана на основе разработок Минэкономразвития РФ1. При этом важно, чтобы разработка и законодательное утверждение показателей экономической и социально-экономической безопасности на федеральном и субфедеральном уровнях шло параллельно.

В современных условиях правильной методикой стало бы информирование органов власти субъектов Федерации об утвержденных

1 Минэкономразвития РФ разработало показатели экономической безопасности». www.znak.com/2019-04-01 (дата обращения 30.10.2020).

общероссийских целевых и предельно допустимых критериях экономической и социально-экономической безопасности (паспортов целевых и предельно допустимых значений) с поручением разработать на их основе адаптивные для данного региона показатели. Очевидно, что общероссийские критерии в каждом конкретном регионе рационально применять выборочно и дополнять специфическими для данной территории оценками, отражающими экологические, этнические, демографические, инфраструктурные и прочие особенности и традиции региона. Очевидно также, что опыт такой работы и кадровый потенциал для ее проведения отсутствуют. Но сам процесс привлечения к этой работе субъектов Федерации начинать необходимо.

В докладе д.э.н., профессора, руководителя Центра федеративных отношений и регионального развития, главного научный сотрудника Института экономики РАН Е.М Бухвальда были рассмотрены правовые основы стратегирования экономической безопасности Российской Федерации. По мнению докладчика, подход к формированию содержательной стороны документов по оценке экономической безопасности производственной и социальной сфер развития регионов России и дополняющего их соответствующего инструментального аппарата должен быть пересмотрен в направлении конкретизации основных положений, а также обеспечения согласования с национальными целями развития и иными приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации. Для этого Е.М Бухвальд предлагает ввести в Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» систему основных понятий безопасности и ее обеспечения, сделав эту систему понятий обязательной для всех профильных документов. Также было предложено четко определить систему стратегических документов в области национальной безопасности, то есть закрепить систему «субстратегий» безопасности (экономической, экологической, общественной, продовольственной, информационной) и зафиксировать положение о том, что обеспечение национальной, и в частности, экономической безопасности страны входит совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов. Должны быть определены основные рамки полномочий субъектов Федерации при их участии в осуществлении политики экономической безопасности. Кроме того, в законе необходимо закрепить требование о том, что все принимаемые документы стратегического планирования федерального и субфедерального уровня должны содержать раздел, показывающий, в какой мере реализация этого документа будет способствовать обеспечению требований экономической безопасности.

Результаты исследования бюджетного регулирования на региональном уровне, являющегося важным и актуальным фактором обеспечения национальной безопасности России, были представлены

к.э.н., зав. лабораторией, старшим научным сотрудником Вологодского научного центра РАН М.А. Печенской-Полищук. Была выдвинута гипотеза, что обеспечению экономической безопасности способствует развитие регионального бюджетного потенциала. Основное внимание в выступлении было уделено формированию налогового потенциала и привлечению межбюджетных трансфертов. Докладчик отметила, что налоговый потенциал 60% регионов РФ не участвует прямым образом в экономическом росте и развитии их социальной сферы, поскольку становится объектом централизации налогов от экономической деятельности. При этом формирование налогового потенциала региона осуществляется практически вне связи с уровнем его социально-экономического развития, что вызывает необходимость предоставления регионам межбюджетных трансфертов.

В докладе д.э.н., профессора, главного научного сотрудника Института экономики РАН А.В. Виленского были подняты вопросы развития малого и среднего предпринимательства как фактора обеспечения социально-экономической безопасности геостратегических территорий России. Особое внимание докладчик уделил проблемам ситуационных изменений в развитии предпринимательской деятельности в условиях пандемии.

Большой интерес вызвали у участников научной конференции доклады, ориентированные и на проблемы общенационального уровня: д.э.н., руководителя Центра исследований проблем государственного управления, главного научного сотрудника Института экономики РАН И.И. Смотрицкой на тему «Цифровая «зрелость» государственного управления как условие обеспечения экономической безопасности России» и д.э.н., главного научного сотрудника Института экономики РАН, профессора Финансового университета при Правительстве РФ Б.А. Хейфеца - «Технологическая безопасность -важнейший приоритет национальной безопасности в условиях новой промышленной революции».

Участники конференции, развивая позицию членов дирекции ИЭ РАН, посчитали необходимым особо отметить, что сегодня просматривается органическая взаимосвязь проблем глобальной, национальной и региональной экономической безопасности и усиливается нестабильность развития на всех уровнях экономики. В сложившихся условиях российские регионы сталкиваются не только с иными, чем ранее, вызовами и угрозами, но и лавинообразным нарастанием новых противоречий и конфликтов как общенационального, так и специфического внутрирегионального значения. При этом риски регионального развития и в реальной экономике, и в социальной сфере приобретают новые направления, зачастую критического характера, и усугубляются такими факторами, как:

- отсутствие корректной методической основы решения актуальных вопросов экономической и социальной безопасности в регионах, а также необходимой системы плановых стратегических и нормативно-методических документов по вопросам скоординированного решения проблем экономической безопасности конкретных территорий Российской Федерации;

- усиление финансово-инвестиционных рисков, связанных с сохранением принципов действующей финансовой и бюджетной политики, которые формируют условия, сдерживающие рост отечественной экономики и снижают возможности эффективного воздействия комплексного бюджетирования;

- сохранение и в условиях пандемии нарастание рисков и угроз социальной безопасности, связанных с продолжающимся углублением имущественного расслоения общества, сокращением роста доходов и комфортности жизни граждан, что превратилось в глобальную проблему, препятствующую устойчивому социально-экономическому развитию регионов.

По результатам работы ГУ-х Сенчаговских чтений принята резолюция, в которой особое внимание было уделено характеристике вызовов экономическому и социальному развитию российских регионов в условиях пандемии СОУГО-19. Участники конференции отметили, что для ответа на эти вызовы необходимо серьезное теоретико-методологическое обоснование причин сформировавшихся угроз, постоянный мониторинг и анализ возникновения макроэкономических рисков, создание механизмов их типологии и классификации, разработка подходов к оценке уровня экономической безопасности, проводимой бюджетной политики в рамках формирующегося института государственного стратегического планирования. Были сформулированы следующие выводы и выдвинуты предложения практического характера:

- в условиях вызванного пандемией кризиса социальный фактор должен восприниматься уже не как некое дополнение к обеспечению экономической безопасности регионов, а как ее неотъемлемая и полноценная составляющая. В сложившихся условиях также возрастает роль экологических, культурологических, этнических факторов в определении состояния экономической безопасности территорий;

- необходимо развивать исследования в сфере разработки критериев экономической безопасности, ведя их параллельно на федеральном и субфедеральном уровнях. Исследования должны ориентироваться на утвержденные целевые экономические и социально-экономические показатели национальной безопасности и безопасности территорий. Соответственно, формируемые

с учетом результатов этих исследований прогнозы и стратегии должны включать меры, направленные на преодоление причин, препятствующих достижению целевых показателей безопасности. Логичным завершением данного процесса должно стать формирование в разрабатываемых Правительством РФ прогнозах социально-экономического развития, проектах федерального бюджета, национальных программах и долгосрочных стратегиях специальных разделов, где будут представлены целевые значения показателей экономической безопасности;

- обеспечение экономической и социально-экономической безопасности региона должно стать прямой обязанностью органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Реализация этого положения в практике управления потребует существенных правовых новаций. Прежде всего это касается Федерального закона № 390-ФЗ «О безопасности», в котором необходимо зафиксировать, что обеспечение национальной, и в частности, экономической безопасности страны входит в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов. Должны быть определены основные институциональные рамки участия субъектов Российской Федерации в осуществлении политики экономической безопасности (подготовка ими соответствующих стратегий и/или иных документов, выполняющих аналогичные функции). Задачу обеспечения экономической и социально-экономической безопасности на региональном уровне необходимо рассматривать как неотъемлемую составляющую реформирования органов управления субъекта Федерации;

- для обеспечения эффективности реализации муниципальной составляющей национальных проектов РФ, экономической безопасности территории и повышения качества жизни населения муниципальные органы власти должны развивать практику внедрения проектного управления как альтернативы муниципальным программам. При этом, стимулируя развитие научных исследований, ориентированных на оценку и разработку мер защиты экономической безопасности регионов, следует учитывать необходимость в научном обосновании деятельности системы муниципальных контрольно-счетных органов, реализующих мероприятия внешнего финансового контроля, в том числи аудит реализации муниципальной составляющей национальных проектов. На муниципальном уровне в первую очередь необходимо разработать методологическую основу и модели взаимодействия с другими участниками национальных проектов и системой внешнего финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.