Научная статья на тему 'Риски от вмешательства государства во внешнюю торговлю и способы их минимизации'

Риски от вмешательства государства во внешнюю торговлю и способы их минимизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риски от вмешательства государства во внешнюю торговлю и способы их минимизации»

Риски от вмешательства государства во внешнюю торговлю и способы их минимизации*

ЛВ. Сабельников

Доктор экономических наук, профессор (Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт)

Вмешательство государства во внешнюю торговлю, продиктованное общенациональными политическими, экономическими и социальными соображениями, а также интересами отдельных групп отечественных предпринимателей и потребителей, предусматривает принятие мер по ограничению импорта (реже экспорта) и тем самым создает дополнительные риски для зарубежных торговых партнеров. Эти риски значительно возрастают при непредсказуемых, дискриминационных и запретительных протекционистских мерах, особенно принимаемых правительствами в нарушение общепринятых международных правил и обязательств.

Вмешательство государства во внешнюю торговлю и связанные с ним риски могут быть инициированы правительством импортирующей страны, вынужденным в определенных случаях временно ограничивать импорт, в частности, для выравнивания торгового баланса страны, преодоления трудностей на отдельных товарных рынках, при освоении нового производства или реструктуризации предприятий. Вместе с тем такие дей-

ствия правительств нередко провоцируют иностранные поставщики своей неразумной ценовой политикой, несоблюдением требований к качеству продукции, пренебрежением к установленным техническим нормам и нормами безопасности. Наконец, практикуется введение правительством ограничений под предлогом разного рода нарушений в торговле, которых на самом деле, возможно, и не было. Поэтому международные соглашения, преследующие цель обеспечения справедливой конкуренции на мировом рынке, прежде всего соглашения ВТО, направлены одновременно на решение всей совокупности отмеченных проблем: разрешать в строго оговоренных случаях обоснованное ограничение торговли и вместе с тем запрещать неоправданное ее ограничение.

При многочисленности рисков предпринимателей от вмешательства государства во внешнюю торговлю масштабы этих рисков зависят от количества и видов принимаемых правительством ограничительных мер (см. схему основных видов рисков предпринимателей).

Окончание статьи. Начало см. в журнале "Внешнеэкономический бюллетень”, №6 за 2005

год.

Схема

I Основные виды рисков предпринимателей от |

I вмешательства государства во внешнюю торговлю |

В условиях общей тенденции в мире к либерализации внешнеторгового оборота, самой конфликтной, а потому часто порождающей риски, сферой современной торговой политики стало массовое применение антидемпинговых мер (включает проведение расследований в отношении демпинга и последующее ус-

тановление высоких импортных пошлин, взимаемых дополнительно к таможенным пошлинам).

Общее число инициированных антидемпинговых расследований в последнее время увеличивается почти непрерывно (см. таблицу).

Таблица

Инициирование антидемпинговых и защитных мер (после создания ВТО)

Годы Антидемпинговые меры Защитные меры

1995 156 2

1996 221 5

1997 243 3

1998 232 10

1999 339 15

2000 251 26

2001 348 53

2002 285 132

Источник: Global Trade Protection Report 2003. London, pp. 2,3,8.

Если в 1980 г. в мире было инициировано 76 антидемпинговых расследований, то в 1995 г. число последних возросло более чем вдвое; спустя всего несколько лет оно увеличилось еще более чем вдвое и в 2001 г. достигло максимального уровня - 348 расследований.

Быстрый рост антидемпинговых расследований в значительной степени происходит за счет расширения количества стран, прибегающих к антидемпинговым мерам. Если раньше инициаторами расследований обычно являлись несколько развитых стран (прежде всего США, Канада, Австралия и ЕС), то в 2002 г. ими выступили 24 страны, включая многие развивающиеся. Индия в 2000 г. находилась на 3-м месте по числу инициированных антидемпинговых расследований (35), в 2001 г. она переместилась по этому показателю на 2-е место (инициировала 75 расследований), а в 2002 г. - вышла на 1е место (80 расследований), опередив США.

Первопричиной применения антидемпинговых мер являлись участившиеся еще с начала XX в. злоупотребления экспортеров, занижавших цены в интересах

повышения конкурентоспособности своей продукции на зарубежных рынках, что наносило ущерб отечественным товаропроизводителям аналогичной продукции. Однако установление факта такого злоупотребления сложный процесс, требующий расчетов и сопоставлений, а потому антидемпинговые меры стали сравнительно широко применяться и без должного обоснования. Иначе говоря, борьба с недобросовестной коммерческой практикой стала осуществляться недобросовестными методами.

Напомним, что под демпингом подразумевается экспорт товара по цене ниже его нормальной стоимости (практически - продажа по цене ниже, чем на внутреннем рынке). Однако причины заниженной цены могут быть разными: не только преднамеренная ценовая политика экспортера, но и заниженный курс национальной валюты или низкие расходы по фрахту при использовании, например, судов под «свободным флагом» или заниженные расходы по заработной плате (при использовании труда несовершеннолетних или заключенных) или, наоборот, завышенная внутренняя цена товара, когда

сырье и материалы закупаются у монопольных поставщиков или когда поставщики используют специфические формы расчетов (при бартерных сделках в цену обычно закладываются расходы по перепродаже полученного в обмен товара).

Риски применения антидемпинговых мер одни из самых высоких, поскольку дополнительное обложение товара антидемпинговой пошлиной, снижая его конкурентоспособность, во многих случаях фактически закрывает для экспортера рынок сбыта в данной стране. В частности, в 1980-1997 гг. средний уровень антидемпинговых пошлин в Евросоюзе составлял 29% при среднем уровне их таможенных пошлин в 1994 г. в 5-6%1. Более того, опасения в связи с возможностью применения антидемпинговых мер (например, при публикации соответствующей информации в прессе) уже создает экспортеру неблагоприятную обстановку для продолжения исполнения или заключения контракта.

Наиболее подверженными антидемпинговым рискам группами товаров являются химические продукты и черные металлы. На эти две группы в 2000-2002 гг. приходилось от 65 до 70% от общего числа инициированных расследований, в том числе в 2002 г. на химические продукты 40% и на черные металлы 27%. На третьем месте находились машины и оборудование - около 10%. Всего антидемпинговые расследования распространились в 2002 г. на 136 товаров.

Применение антидемпинговых мер стало самой конфликтной и часто вызывающей риски сферой в торговле России с зарубежными странами. По состоянию на январь 2005 г., в отношении России применялось 75 ограничительных мер, среди которых 52 меры представляли собой антидемпинговые пошлины. При общем ежегодном ущербе от ограничительных мер примерно в 2 млрд долл. условно можно считать, что ущерб от антидемпинговых пошлин, видимо, превышает 1 млрд долл.2

В мае 2002 г. в совместное коммюнике саммита Россия-ЕС было включено положение о том, что «...ЕС заявил о на-

мерении изменить свое законодательство с целью предоставления России полного статуса рыночной экономики» (расшифровка этого статуса содержится в Регламенте Евросоюза N 1972/2002 от 5 ноября 2002 г.).

Указанный документ ЕС уменьшает риски российских экспортеров в связи с необоснованным использованием против них антидемпинговых мер, поскольку ранее практиковавшаяся процедура предусматривала широкие возможности произвольного применения этих мер. Однако в толковании рыночного статуса России в Документе ЕС есть положения, существенно ограничивающие права российских экспортеров. В частности, в Документе оговорены исключения, когда экспортеры пользуются регулируемыми ценами на топливо и тарифами МПС или не перешли на международные стандарты учета и отчетности. Кроме того, Документ позволяет применять против российских поставщиков, как и других, пользующихся рыночным статусом, компенсационные пошлины (см. ниже). Характерно, что бывший постоянный представитель России при ЕС М.Е. Фрадков, отвечая на вопросы журналистов в конце 2003 г., констатировал следующее: «Тяжело идет процесс пересмотра действующих антидемпинговых процедур, а при проведении новых антидемпинговых расследований мы отмечаем попытки по-прежнему руководствоваться старой логикой»3.

Коммерческая практика выработала ряд способов минимизации рисков от применения антидемпинговых мер. С точки зрения эффективности наибольшее значение имеют профилактические способы, поскольку их использование менее дорогостоящее и может освободить от других способов.

К профилактическим способам относится, во-первых, дальновидная ценовая политика поставщика, ибо причиной обвинений в демпинге чаще всего является низкая цена экспортируемого товара. Следовательно, цену необходимо устанавливать с учетом уровня цен на аналогичный товар отечественных и других ино-

странных поставщиков, избегая большого разрыва. Во-вторых, важную роль играет продуманная маркетинговая политика: без резкого увеличения экспорта и соответственно повышения его доли в общем потреблении товара в импортирующей стране (последнее ведет к обострению проблемы сбыта и стремлению местных предпринимателей, производящих конкурирующую продукцию, добиваться от правительства применения против иностранного поставщика протекционистских мер).

Если профилактические меры не дали положительных результатов, и антидемпинговое расследование начато, минимизация риска может быть достигнута путем поиска взаимоприемлемой договоренности с компаниями-инициаторами расследования, позволяющей его приостановить и избежать установления фактически запретительной антидемпинговой пошлины. Показательно, что три четверти антидемпинговых расследований в ЕС завершаются такой договоренностью, позволяющей экспортеру продолжать поставки, хотя и на менее благоприятных коммерческих условиях.

При начавшемся антидемпинговом расследовании от экспортера требуется активная позиция: своевременно и в достаточно полном объеме предоставлять информацию, запрашиваемую расследующими органами (обычно об издержках производства и ценах), участвовать в юридических процедурах по таким расследованиям и обращаться в случае необходимости за помощью к квалифицированным адвокатам и российским организациям, оказывающим содействие развитию внешней торговли. Это особенно важно иметь в виду после присоединения России к ВТО, поскольку среди правовых документов ВТО есть соглашение, устанавливающее правила поведения сторон в связи с проблемой демпинга - Соглашение о применении статьи VI ГАТТ (первоначальная договоренность стран-членов ГАТТ по антидемпинговым мерам была зафиксирована в ст.VI ГАТТ - «Антидемпинговые и компенсационные пошлины»).

Соглашение ВТО расширяет права и обязанности стран-членов в случае воз-

никновения подозрений в демпинге, возбуждения расследования и применения антидемпинговой пошлины, что в совокупности позволяет минимизировать риски. Наиболее важными, на наш взгляд, позициями Соглашения являются следующие.

0 Антидемпинговые меры могут применяться только в обстоятельствах, предусмотренных Соглашением, и лишь в результате расследований, инициированных и проведенных в соответствии с его положениями.

0 Для открытия антидемпингового расследования требуются доказательства не только демпинга и материального ущерба (или угрозы ущерба), но и причинно-следственной связи между ними с привлечением совокупности фактов, поддающихся проверке (ущерб относится к более чем 50% производства товара и выражается в падении цен, сокращении продаж и производства, снижении прибыльности предприятия и т.д.).

0 Для начала расследования установлены минимальные показатели демпинга: разница в цене свыше 2% и демпинговый ввоз из одной страны свыше 3% всего импорта товара.

0 Определен срок представления экспортером информации расследующему обвинение в демпинге органу: 30 дней (с добавлением недели с даты отсылки запроса и возможностью продления при наличии оснований) и срок расследования - 12 месяцев с возможностью продления до 18 месяцев в особых случаях.

0 Установлен предельный срок взимания антидемпинговой пошлины - не более 5 лет, а также оговорено, что пошлины не взимаются с товара, поступившего до даты начала расследования.

0 Предусмотрена возможность принятия экспортером обязательства о повышении цен в пределах установленной демпинговой разницы в ценах, которое служит основанием для прекращения расследования.

0 Гарантировано право заинтересованным сторонам в антидемпинговом расследовании на заблаговременное ознакомление с относящейся к делу инфор-

мацией и готовящимся решением, а также на предоставление аргументов в защиту своих интересов.

Подытоживая рассмотрение основных элементов Соглашения следует отметить, что оно усовершенствовало процедуру предоставления доказательств демпинга, установило рамки для проведения расследований, предоставило возможность конфликтующим сторонам достижения компромиссного решения и ограничило срок взимания антидемпинговой пошлины, т.е. устранило многие проблемы, вызывавшие риски, причем сбалансированно - с учетом интересов экспортирующих и импортирующих стран.

Менее распространенные, чем антидемпинговые меры, но постоянно угрожающие экспортерам и наносящие ущерб части из них, являются риски, связанные с установлением компенсационных пошлин. Последними, как и антидемпинговыми пошлинами, облагаются товары сверх таможенных пошлин, когда выясняется, что поставщик пользовался государственной субсидией в своей стране. В 2002 г. Секретариат ВТО получил сведения о 10 таких случаях, в 2001 г. - о 27, а в 1999 г. -о 40 (в 1995-1997 гг. ежегодное число принятых компенсационных мер составляло от 5 до 9). Ограниченное использование этих мер зарубежные эксперты связывают с негативными последствиями для внешнеполитических отношений конфликтующих стран (инициатором конфликта является правительство) и с недостаточно разработанной методологией калькуляции затрат. Вместе с тем они прогнозируют расширение применения компенсационных мер против России, КНР и Ук-раины4.

Риски обложения экспортируемых промышленных товаров компенсационными пошлинами состоят, согласно правилам ВТО, из двух категорий. Одну из них составляют экспортные субсидии, которые полностью запрещены и автоматически влекут за собой установление компенсационной пошлины в размере субсидии (за исключением таких субсидий в бедных странах, с ВВП менее 1000 долл. на душу населения), а вторую категорию - другие

виды субсидий, могущие стать причиной установления компенсационной пошлины, если отечественный поставщик обоснует нанесение ему ущерба и потребует возмещения. Вместе с тем Соглашение разрешает субсидирование (без последствий) экономически отсталых районов, НИОКР и установку экологически более совершенного оборудования.

Таким образом, членам ВТО рекомендуется избегать субсидирования промышленного экспорта; другие виды субсидий в принципе допускаются, но при этом требуются меры предосторожности.

Все большее число рисков для экспортеров создает быстро расширяющееся применение защитных мер чрезвычайного характера (см. таблицу).

Под такими мерами понимаются ограничения импорта в отношении добросовестных поставщиков, разрешенные правилами ВТО в определенных ситуациях, критических для конкретных отраслей экономики импортирующей страны, и обычно при значительном увеличении поставок, которые наносят или могут нанести ущерб (см. Соглашение по защитным мерам).

Если в 1995-1997 гг. защитные меры были единичными, то в 1999-2001 гг. они стали исчисляться десятками, а в 2002 г. - впервые превысили 100. При оценке количества инициированных защитных мер необходимо иметь в виду, что они распространяются на всех поставщиков данного товара, а потому одна такая мера являются источником риска одновременно для многих экспортеров.

Для применения защитных мер требуется сочетание двух условий: (1) импортный товар поставляется в возросших количествах - абсолютно или по отношению к отечественному производству и (2) импорт наносит или угрожает нанести серьезный ущерб отечественной отрасли, выпускающей аналогичный товар. Таким образом, требования для установления защитных мер меньшие, чем для антидемпинговых, и многие страны в последнее время чаще предпочитают обращаться к защитным мерам вместо антидемпинго-

вых мер (в сумме число антидемпинговых и защитных мер в 2002 г. было максимальным - 417).

Преобладающее число инициированных защитных мер устанавливались в последнее время в отношении ввоза черных металлов (104 в 2002 г. или почти 79% всех случаев).

Установлению защитной меры должно предшествовать расследование, подтверждающее наличие этих двух условий путем приведения в качестве доказательства объективных фактов, поддающихся количественному определению, и публичное слушание дела. Таким образом, Соглашение делает механизм применения защитных мер более обоснованным и «прозрачным», а потому риск в связи с этими мерами уменьшается, хотя и растет их число.

В связи с ужесточением требований во многих странах к безопасности и качеству товаров увеличиваются риски несоответствия этим требованиям, что может стать непреодолимым препятствием для допуска иностранных товаров на внутренний рынок независимо от достигнутых в контракте договоренностей между партнерами. Конкретно речь идет о 4х группах требований к товару и его оформлению при поставке за границу, объединяемых понятием «технические требования»: стандарты и другие технические нормы, процедуры испытания и сертификации, санитарные и ветеринарные правила, требования к упаковке, маркировке и этикетированию.

Одним из характерных примеров превращения рисков в связи с распространением технических требований в реальный ущерб для российских экспортеров может служить ужесточение экологических норм в ЕС с 90-х годов. Так, установление в середине прошлого десятилетия повышенных максимально допустимых уровней содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобилей закрыло доступ легковым автомобилям России на рынок стран Западной Европы и воспрепятствовало транзитным перевозкам грузов по территории этих стран на отече-

ственных автомобилях. В начале XXI в. ужесточились требования в ЕС в отношении шума гражданских самолетов, которые оказались трудно выполнимыми для большинства типов авиалайнеров России. На очереди ужесточение требований в отношении чистоты железнодорожных цистерн, перевозящих нефтепродукты.

Тенденция к усилению экологических требований в обозримой перспективе сохранится. С 2005 г. (первоначально намечалось с 2007 г.) запрещается заход во все европейские порты однокорпусных танкеров с сырой нефтью, мазутом, битумом и смолами. С 1 июля 2006 г. в ЕС вводится запрет на использование в электротехнической и электронной продукции тяжелых металлов - свинца, ртути, кадмия и хрома, а также бромосодержащих малогорючих пластиков5. Комиссия ЕС подготовила проект директивы по обеспечению безопасности бытовых химических продуктов (предусматривает распространение официальной экспертизы примерно 30 тыс. химикатов против 10 тыс., которые проходят ее в настоящее время)6.

Минимизация рисков от ужесточения технических требований, которые распространяются обычно на всех иностранных и отечественных поставщиков, возможна лишь путем обеспечения соответствия товара, упаковки и маркировки установленным правилам и получения некоторой отсрочки в их предоставления услуг в некоторых странах.

Заключение членами ВТО Соглашения по техническим барьерам в торговле дает им возможность добиваться объективности, недискриминации и соблюдения некоторых других разумных правил поведения в отношении применения технических требований. Тем самым оно направлено на снижение рисков. В частности, в Соглашении предусматриваются следующее:

0 технические требования не должны использоваться в протекционистских целях;

0 предоставление странами-членами ВТО друг другу режима наибольшего благоприятствования и национального режима в отношении технических регла-

ментов, стандартов и процедур оценки соответствия;

0 максимально возможное применение международных стандартов и отказ от применения технических регламентов, оказывающих на торговлю более ограничительное воздействие, чем это необходимо для национальной безопасности, безопасности людей, животных растений и охраны окружающей среды;

0 распространение дисциплины на правительственные и неправительственные нормы (обязательные и добровольные), на сертификацию органами разных уровней и т.д.

0 заблаговременная публикация информации о введении или изменении технических регламентов и процедур оценки соответствия для учета замечаний стран-членов ВТО.

Последнее правило имеет большое практическое значение: позволяет другим странам-членам ВТО в процессе поиска компромисса подкорректировать первоначальный проект регламента, дает время на подготовку поставщика к новым правилам и тем самым предотвращает некоторые технические риски. В этой связи необходимо упомянуть, что в Приложении 3 к Соглашению содержится Кодекс добросовестной практики для подготовки, утверждения и применения стандартов, который национальные центральные правительственные органы по стандартизации должны признавать и соблюдать, а также принимать меры к соблюдению его положений местными и неправительственными органами. Кодекс содержит свыше десяти позиций, в том числе обязывающих органы по стандартизации следовать единой процедуре, обеспечивать гласность, консультации и взаимное сотрудничество.

Вопросы технических требований в области здравоохранения и ветеринари-иьрегулируются отдельным документом ВТО - Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, поскольку в этой области торговли существует определенная специфика.

Соглашение требует, чтобы санитарные и фитосанитарные меры были научно-обоснованными и применялись только в объеме, необходимом для защиты от рисков жизни и здоровья людей, животных и растений. Однако, провозглашая принцип недискриминации, Соглашение уточняет, что страны-члены ВТО имеют право на применение более жестких мер в отношении иностранной продукции, поступающей из стран с менее благоприятной эпидемиологической обстановкой, и, наоборот, более либеральный режим в отношении стран, где такая обстановка благоприятная.

Соглашение ориентирует страны-члены ВТО на применение санитарных и фитосанитарных международных стандартов, но одновременно разрешает применение национальных стандартов с более высокими требованиями, если они научно обоснованы.

Способы минимизации рисков, связанных с санитарными и фитосанитарными требованиями, аналогичны способам в отношении других выше рассмотренных технических требований.

Особая группа риска связана с поставкой в европейские страны генетически модифицированных продовольственных товаров.

Страны-члены ЕС, согласно регламенту 258/97, установили обязательную маркировку генетически модифицированной продукции, если она (1) отличается от своих естественных аналогов по составу или питательным характеристикам; (2) может воздействовать на здоровье вследствие наличия аллергенов или других элементов; (3) создает этические проблемы для потребителей. Вся такая продукция (сельскохозяйственные культуры и продукты их переработки, включая корма для животных, масла и крахмал) требует соответствующей маркировки и подлежит проверке. Кроме того, в 1998 г. установлен запрет на импорт продовольствия, содержащего более 1% генетически модифицированных компонентов, что фактически означает введение моратория на его ввоз.

Способов минимизации рисков при поставках генетически модифицированной продукции еще не выработано, и с действующими в ЕС правилами необходимо считаться и, в частности, при возможности переориентации поставок такой продукции на рынки других стран, более либерально относящихся к ее ввозу.

Вовлечение в международный товарооборот все больше обработанной и готовой продукции повышает требования правительств к ее упаковке, обеспечивающей сохранность груза, и маркировке, предоставляющей необходимую информацию потребителю. Но дело не только в этом. Зарубежные эксперты справедливо считают, что упаковка и маркировка служат «визитной карточкой» товара, а потому отношение поставщика к упаковке и маркировке должно быть таким же, как и к товару.

С развитием научно-технического прогресса растут требования к упаковочным материалам. Например, о замене металлических емкостей пластмассовыми, расширении использования алюминиевой фольги, вакуумной упаковки и т.д. Усиливаются требования к использованию на упаковке международного штрихового кода.

Помимо общих тенденций в применении упаковки, которыми поставщикам следует руководствоваться, для уменьшения рисков важно учитывать и многие национальные требования, связанные с особенностями климата страны назначения продукции, ее складирования и хранения потребителями. Это же относится и к маркировке, которая должна отвечать национальным историческим, культурным и религиозным традициям.

Риск в процессеьтаможенного оформления возникает при неточном или недостоверном декларировании товара, перевозимого через границу: может повлечь за собой не только задержку в оформлении, но и финансовый ущерб, если таможенные органы сочтут необходимым изменить декларируемую стоимость товара (обычно в сторону повышения).

Такого рода случаи возникают сравнительно часто, и потому в рамках ВТО принят специальный документ, регулирующий поведение товаровладельца и таможенного органа: Решение относительно случаев, где таможенная администрация имеет причины сомневаться в правильности или точности декларированной стоимости. Это решение предоставляет таможенникам дополнительные права и накладывает на них определенные обязательства в соответствии со статьей VII ГАТТ - «Оценка товара для таможенных целей».

В Решении прежде всего констатируется, что при возникновении сомнений в отношении декларированной стоимости таможенная администрация может запрашивать у импортера дополнительную информацию, включая документы и другие доказательства, подтверждающие полную стоимость, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввезенный товар. Если представленная информация не удовлетворяет таможенную администрацию и в ней отсутствуют требуемые документы, она может не признать декларированную стоимость в качестве основы для таможенной оценки. Тогда еще до принятия окончательного решения таможенная администрация должна письменно сообщить импортеру, по его просьбе, свои основания для сомнения и предоставить возможность для ответа. После принятия решение с соответствующей аргументацией должно быть доведено до сведения товаровладельца.

Таким образом, документ ВТО, позволяя вести конструктивный диалог между таможенными органами и товаровладельцем, создает условия для вынесения более обоснованного решения по важному для обеих сторон вопросу и ограничивает возможности злоупотреблений для тех и других.

Средством минимизации риска в процессе таможенного оформления груза является изначально правильное декларирование товара, а также своевременное и полное предоставление информации, требуемой таможенными органами.

Примечания:

1 БИКИ, 21 января 1999 г.

2 «Экономика и жизнь», N 9, 2005.

3 «Европа», N 10, 2003.

4 «Global Trade Protection Report 2003». London, p. 8.

5 «Европа», N 2, 2004.

6 «Европа», N 11, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сборник научных работ студентов и аспирантов Всероссийской академии внешней торговли. Под ред. Г.И. Сысоевой.

-М.: ВАВТ, 2005. - 276 с.

Вышел в свет очередной сборник работ студентов и аспирантов (ВАВТ). В его основу положены выступления на научно-практической конференции, состоявшейся в апреле 2004 года. На этот раз тематика работ была весьма широкая, затрагивающая разнообразные аспекты внешнеэкономических связей России и других стран. Кроме того, данная книга по объему существенно превосходит ранее публиковавшиеся сборники студенческих работ.

Многие работы вызывают интерес постановкой новых вопросов. В качестве примера можно упомянуть (в алфавитном порядке) работы: А.В. Афанасьев “Валютно-финансовые аспекты взаимодействия Российской Федерации и Евросоюза, связанные с введением евро”, М.А. Ахрименко “Формирование гибкого подхода в коллизионном методе регулирования договорных отношений в международном частном праве”, А.В. Зданович “О состоянии российско-китайского межрегионального и приграничного торгово-экономического сотрудничества на современном этапе”, А.В. Кастельская “Налогообложение электронной торговли в рамках ОЭСР”, Ю.А. Ловенецкая “Определение права, применимого к внешнеэкономическим сделкам”, Т.И. Озолинг “Развитие транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности России и экспорта транспортных услуг”, А.М. Саенко “Стабилизационные оговорки как средство обеспечения прав иностранного инвестора” и “Статус иностранного инвестора по законодательству государств-членов СНГ”, Д.А. Сладков “Антидемпинговые процедуры Европейского Союза в отношении российских товаров на примере минеральных удобрений”, У.Я. Старостина и С.О. Лемешко “Проблемы функционирования ФПГ в условиях присоединения России к ВТО”, Е. Филатова “Принцип добросовестности в договорном праве зарубежных стран”, Н.А. Хаустова “Механизм защиты трудовых прав граждан в международном частном праве”, А.Е. Чучалова “Россия-ЕС: правовое регулирование стратегического партнерства”, Ю.А. Шлапак “Экспорт нефти и газа из России в Германию” и другие.

Эти работы отражают достигнутый уровень научной деятельности студентов и аспирантов ВАВТ и в определенной степени представляют интерес для коллег по учебе. Ознакомиться со сборником можно в библиотеке ВАВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.