Научная статья на тему 'Риски на авиадвигателестроительных предприятиях'

Риски на авиадвигателестроительных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
279
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ОПАСНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬ / ПРОИЗВОДСТВО / ПАДЕНИЕ / ТРАВМА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНЖЕНЕР / ГИБЕЛЬ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Мартынова Евгения Владимировна, Москалец Владимир Александрович

Любая производственная деятельность несет за собой риски получения травм, либо летального исхода технических специалистов. Именно поэтому в статье проанализированы вероятные риски на предприятиях авиационной промышленности, а также предложены меры по снижению рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Мартынова Евгения Владимировна, Москалец Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риски на авиадвигателестроительных предприятиях»

РИСКИ НА АВИАДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Мартынова Е.В.1, Москалец В.А.2

'Мартынова Евгения Владимировна - студент, кафедра экологии и промышленной безопасности;

Москалец Владимир Александрович - студент, кафедра поршневых двигателей, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,

г. Москва

Аннотация: любая производственная деятельность несет за собой риски получения травм, либо летального исхода технических специалистов. Именно поэтому в статье проанализированы вероятные риски на предприятиях авиационной промышленности, а также предложены меры по снижению рисков.

Ключевые слова: опасность, двигатель, производство, падение, травма, безопасность, инженер, гибель.

Процесс производства комплектующих для авиационной техники всегда сопровождается определенными опасностями для сотрудников предприятия. Чтобы обезопасить специалистов от получения травм либо более серьезных неприятностей необходимо разработать комплекс мер, обеспечивающих безопасность каждого члена предприятия.

Комплекс правил по охране труда и технике безопасности может несколько отличаться на разных предприятиях. Это обусловлено, прежде всего, отраслевой спецификой некоторых предприятий. Но в любом случае, целью проводимых мероприятий является снижение риска получения травм и исключение ситуаций, которые могут привести к несчастным случаям.

Производство авиационного двигателя - это наукоемкий и трудоемкий процесс. В него входят: 1) литейное производство; 2) химико-термическая и механическая обработка; 3) процесс сборки; 4) испытания. Процесс литья происходит в специально оборудованных цехах, на этом этапе получают заготовки деталей. Следующим шагом проводят химико-термическую и механические обработки деталей для придания им необходимой формы и свойств. Этот процесс происходит на станках, имеющих множество движущихся и вращающихся частей, что представляет собой опасность и повышенную возможность травматизма для сотрудника работающих на них. Далее идет процесс сборки двигателя. На стапелях собираются основные узлы, после чего к ним присоединяются навесные агрегаты. Следующий этап — это испытания двигателя. Силовую установку устанавливают в камеру испытания и проверяют на работоспособность на разных режимах работы. После прохождения испытаний готовое изделие передают заказчику.

На авиационных предприятиях, впрочем, как и на других производственных предприятиях, имеются специальные подразделения, отвечающие за проведение инструктажа по технике безопасности. Также данные подразделения уполномочены следить за тем, чтобы все требования охраны труда и техники безопасности выполнялись работниками предприятия. Подразделения на заводах, занимающихся охраной труда, обязательно подчиняются вышестоящим инстанциям, осуществляющим контроль на государственном уровне.

На предприятиях по производству двигателей для самолетов, к работе допускаются только высококвалифицированные специалисты, имеющие специализированное образование в данной отрасли и обладающими отличными знаниями в данной области. Технические специалисты должны соблюдать требования к безопасности при разработке авиационной техники, а именно: целостность изделия, эксплуатационные аспекты летной годности изделия, учитывать одобрение организации-разработчика авиационной техники [1].

Немаловажным является соблюдение правил техники безопасности во время производственной деятельности. При небрежном отношении к собственной безопасности и неграмотном выполнении необходимых работ сотрудник предприятия рискует получить травму либо куда более серьезный случай, а именно гибель. Например, некоторые операции, как установка двигателя самолета при испытаниях, требует работу на высоте. Соответственно, есть риск падения с естественными вытекающими из этого обстоятельствами [1]. Поэтому, одним из методов защиты от падений является их предотвращение путем активной программы определения и устранения опасностей.

Для предотвращения таких ситуаций предприятие должно постоянно оценивать, какие существуют опасности падений, и разрабатывать план мероприятий для минимизации и

устранения подобных рисков. Положительным будет рассмотрение статистики произошедших травм в прошлом.

Травмы рук при небрежном пользовании инструментом, получение ожога при использовании специальных жидкостей или оборудования работающего при высоких температурах (сварочные аппараты) являются одними из основных опасностей на производстве авиационных двигателей. Также имеется риск получения травмы при падении с высоты во время сборки агрегата. Запрещается нахождение во время сборки под двигателем во избежание его падения со стапелей.

Отдельным пунктом можно отметить опасность в цехе по испытаниям авиационных двигателей. При испытаниях силовой установки, имеющей вращающиеся несущие или создающие тягу винты, попадание в зону вращения винта опасно для жизни. Запрещено также находиться вблизи всасывающих каналов работающих турбореактивных двигателей или в районе действия реактивной струи с большой скоростью и высокой температурой газового потока [2].

Несоблюдение техники безопасности или же дефекты на произведенном изделии могут спровоцировать взрыв двигателя при проведении испытаний, который унесет жизни людей, находящихся не только в непосредственной близости к источнику опасности, но и возможно подвергнет риску работников при последующем пожаре.

Игнорирование правил техники безопасности при работе в цехах химико-термической обработки может повлечь за собой, выход оборудования из строя с последующей аварией и выбросом химически активных веществ в окружающую среду. Это в свою очередь может привести к пострадавшим не только среди работников предприятия, но и жителей близлежащих жилых зданий.

Специфика деятельности авиадвигателестроительных предприятий требует страховой защиты от возможных рисков. Поэтому, важным моментом будет заключение договора со страховой компанией, которая будет покрывать как возможные убытки в ходе производственной деятельности, так и обеспечивать защиту сотрудников предприятия от несчастных случаев на производстве.

Техника безопасности на авиационных предприятиях позволяет обеспечить минимизацию возможных рисков, так как производственный травматизм неизбежен при несоблюдении гигиенических норм условий труда, а также требований охраны труда и техники безопасности на рабочем месте. Лица, несущие ответственность за соблюдение требований норм техники безопасности, обязательно проводят инструктаж по охране труда и технике безопасности на всём предприятии, а также и непосредственно на рабочих местах, где этого требует используемое оборудование. Одним из обязательных требований охраны труда и техники безопасности на предприятии является визуализация наиболее опасных участков производства и мероприятий по предотвращению производственного травматизма. Как правило, с этой целью на рабочих местах развешивают плакаты и наглядные пособия.

Обзор выявил недостаточность анализа возможных рисков на предприятиях по производству авиационных двигателей. В этой связи необходимо провести обоснование комплекса мероприятий по повышению безопасности на авиадвигателестроительных предприятиях.

Список литературы

1. Защита от падений при производстве и техническом обслуживании самолётов транспортной авиации, Robert W. Hites. Документ из ИПС «Кодекс». С. 1-5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.safework.ru/iloenc?print&nd=857200190&spack=110LogLength%3D0%26L ogNumDoc%3D857200181%26listid%3D010000000100%26listpos%3D2%26lsz%3D6%26nd% 3D857200181%26nh%3D1%26/ (дата обращения: 22.05.2017).

2. Александров В.Г., Выржиковский Б.В. Техническая эксплуатация авиационной техники. М. Военное издательство, 1967.

3. Федеральный закон - специальный технический регламент «Об обеспечении безопасности авиационной техники при ее разработке, производстве, ремонте и испытаниях». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cntd.ru/458202817.html/ (дата обращения: 24.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.