Научная статья на тему 'РИСКИ И БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА'

РИСКИ И БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОСТЕПРИИМСТВО / КРИЗИС / ПАНДЕМИЯ / РИСКИ В ТУРИЗМЕ / БАНКРОТСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Наталья Степановна

Ключевой особенностью предпринимательской деятельности во всех отраслях экономической деятельности является наличие риска. Сфера туризма и гостеприимства также подвержена влиянию многих факторов, порождающих риски предпринимательских структур. Индустрия туризма и гостеприимства находится в сложнейшей ситуации в связи с пандемией COVID-19 и обострением политической ситуации в мире, что привело к резкому снижению туристских потоков во всем мире. В связи с этим изучение рисков в индустрии туризма и гостеприимства в настоящее время является актуальной проблемой. На основе системного подхода и историко-логического метода анализа развития предпринимательской деятельности в индустрии туризма были выявлены основные виды рисков и представлена их классификация. Описаны основные подходы к управлению рисками, включая перераспределение риска, их диверсификацию и другие, и приведены примеры из сферы туризма. В статье рассмотрены основные причины банкротства предпринимательских структур в сфере туризма. Показано, что одной из причин финансовой неустойчивости туроператоров является сложность синхронизации денежных потоков компании, что порождает так называемый кассовый разрыв. Одним из действенных инструментов регулирования туристского рынка может стать развитие саморегулирования, которое уже успешно используется в разных отраслях, например, в строительстве, рекламе. Целесообразно развивать саморегулирование в сфере туризма. Предложены направления совершенствования механизма финансовых гарантий туроператоров, которые позволят снизить риски их банкротства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS AND BANKRUPTCY OF BUSINESS STRUCTURES IN THE TOURISM AND HOSPITALITY IN-DUSTRY

A key feature of entrepreneurial activity in all sectors of economic activity is the presence of risk. The sphere of tourism and hospitality is also subject to the influence of many factors that generate risks for business structures. The tourism and hospitality industry is in a difficult situation due to the COVID-19 pandemic and the aggravation of the political situation in the world, which has led to a sharp decline in tourist flows around the world. In this regard, the study of risks in the tourism and hospitality industry is currently an urgent problem. Based on a systematic approach and a historical and logical method for analyzing the development of entrepreneurial activity in the tourism industry, the main types of risks were identified and their classification was presented. The main approaches to risk management are described, including risk redistribution, their diversification, and others, and examples from the tourism sector are given. The article considers the main reasons for the bankruptcy of business structures in the field of tourism. It is shown that one of the reasons for the financial instability of tour operators is the difficulty of synchronizing the company's cash flows, which gives rise to the so-called cash gap. One of the effective tools for regulating the tourism market can be the development of self-regulation, which is already successfully used in various industries, for example, in construction, advertising. It is expedient to develop self-regulation in the field of tourism. Directions for improving the mechanism of financial guarantees for tour operators are proposed, which will reduce the risks of their bankruptcy.

Текст научной работы на тему «РИСКИ И БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»

Обзор Review

УДК 338.48

DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-2-0-5

Морозова Н. С.

Риски и банкротства предпринимательских структур в индустрии туризма и гостеприимства_

АНО ВО «Российский новый университет», ул. Радио, 22, Москва 105005, Россия e-mail: sks@rosnou.ru

Статья поступила 13 марта 2022 г.; принята 06мая 2022 г.; опубликована 30 июня 2022 г.

Аннотация. Ключевой особенностью предпринимательской деятельности во всех отраслях экономической деятельности является наличие риска. Сфера туризма и гостеприимства также подвержена влиянию многих факторов, порождающих риски предпринимательских структур. Индустрия туризма и гостеприимства находится в сложнейшей ситуации в связи с пандемией СОУГО-19 и обострением политической ситуации в мире, что привело к резкому снижению туристских потоков во всем мире. В связи с этим изучение рисков в индустрии туризма и гостеприимства в настоящее время является актуальной проблемой. На основе системного подхода и историко-логического метода анализа развития предпринимательской деятельности в индустрии туризма были выявлены основные виды рисков и представлена их классификация. Описаны основные подходы к управлению рисками, включая перераспределение риска, их диверсификацию и другие, и приведены примеры из сферы туризма. В статье рассмотрены основные причины банкротства предпринимательских структур в сфере туризма. Показано, что одной из причин финансовой неустойчивости туроператоров является сложность синхронизации денежных потоков компании, что порождает так называемый кассовый разрыв. Одним из действенных инструментов регулирования туристского рынка может стать развитие саморегулирования, которое уже успешно используется в разных отраслях, например, в строительстве, рекламе. Целесообразно развивать саморегулирование в сфере туризма. Предложены направления совершенствования механизма финансовых гарантий туроператоров, которые позволят снизить риски их банкротства. Ключевые слова: туризм; гостеприимство; кризис; пандемия; риски в туризме; банкротство

Для цитирования: Морозова Н. С. Риски и банкротства предпринимательских структур в индустрии туризма и гостеприимства // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2022. 8 (2). С. 47-56. БО1; 10.18413/2408-9346-2022-81-0-5

UDC 338.48

Natalia S. Morozova

Risks and bankruptcy of business structures in the tourism and hospitality industry_

ANO VO "Russian New University", 22 Radio St., Moscow 105005, Russia e-mail: sks@rosnou.ru

Abstract. A key feature of entrepreneurial activity in all sectors of economic activity is the presence of risk. The sphere of tourism and hospitality is also subject to the influence of many factors that generate risks for business structures. The tourism and hospitality industry is in a difficult situation due to the COVID-19 pandemic and the aggravation of the political situation in the world, which has led to a sharp decline in tourist flows around the world. In this regard, the study of risks in the tourism and hospitality industry is currently an urgent problem. Based on a systematic approach and a historical and logical method for analyzing the development of entrepreneurial activity in the tourism industry, the main types of risks were identified and their classification was presented. The main approaches to risk management are described, including risk redistribution, their diversification, and others, and examples from the tourism sector are given. The article considers the main reasons for the bankruptcy of business structures in the field of tourism. It is shown that one of the reasons for the financial instability of tour operators is the difficulty of synchronizing the company's cash flows, which gives rise to the so-called cash gap. One of the effective tools for regulating the tourism market can be the development of self-regulation, which is already successfully used in various industries, for example, in construction, advertising. It is expedient to develop self-regulation in the field of tourism. Directions for improving the mechanism of financial guarantees for tour operators are proposed, which will reduce the risks of their bankruptcy.

Keywords: tourism; hospitality; crisis; pandemic; risks in tourism; bankruptcy For citation: Morozova, N. S. (2022), "Risks and bankruptcy of business structures in the tourism and hospitality industry", Research Result. Business and Service Technologies, 8(2), pp. 47-56, DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-1-0-5

Введение (Introduction). Предпринимательская деятельность в сфере туризма сопряжена со множеством разнообразных рисков, которые зависят от внешних и внутренних факторов. При планировании своей деятельности предприятия туристской и гостиничной индустрии должны прогнозировать возможные негативные последствия рисков и адаптироваться к изменяющейся рыночной ситуации.

В мировой практике туристского бизнеса банкротства случались с различ-

ными предприятиями индустрии туризма. В 2005 году обанкротилась одна из крупнейших американских авиакомпаний Delta Air Lines, долг которой на момент банкротства составлял 20,5 млрд долларов. Основными причинами ее банкротства были названы высокие цены на авиатопливо и чрезмерные затраты на рабочую силу. В сентябре 2008 года произошел финансовый крах третьего по величине английского туроператора XL Leisure Group. В октябре 2017 разорилась английская авиа-

компания Monarch, в результате чего пришлось эвакуировать 84 тыс. туристов. В сентябре 2019 года французская авиакомпания Aigle Azur, основанная в 1946 году, также объявила о своей финансовой несостоятельности и прекращении полетов. Одно из самых громких банкротств на туристском рынке произошло в конце сентября 2019 года, оно связано с приостановкой деятельности старейшего туроператора Thomas Cook Group, основанного в 1841 году. Туроператор ежегодно отправлял в путешествие более 22 млн туристов. Основными причинами банкротства были названы падение потребительского спроса, использование устаревшей модели работы по технологии пакетных туров, ошибки топ-менеджмента компании в принятии управленческих решений.

Последнее десятилетие развития российского туристского бизнеса также связано с чередой громких банкротств крупных национальных туроператоров. Приостановка деятельности туроператоров происходила, как правило, в разгар высокого сезона, что крайне негативно сказывалось на всем туристском рынке.

В связи с тем, что предприятия туристской индустрии имеют важное значение для развития региональной экономики, высокий уровень социальной ответственности, к ним должны предъявляться особые требования с точки зрения устойчивости их финансово-экономической деятельности и минимизации вероятности банкротства (Morozov, Morozova, Morozov, Moldazhanov, 2019). В связи с этим анализ рисков на туристском рынке и выявление причин банкротства туристских компаний является актуальной и важной задачей.

Цель исследования (The aim of the work). Целью исследования является диалектический анализ развития предпринимательской деятельности в туризме с учетом изменяющейся внешней и регулятивной среды, выявление и классификация наиболее значимых рисков и методов их снижения, рассмотрение проблемы и при-

чин банкротств в туризме, разработка предложений по снижению рисков банкротств предприятий индустрии туризма.

Материалы и методы исследования (Materials and methods). Методология исследования базируется на системном подходе изучения рисков туроператоров, анализе и синтезе данных о деятельности субъектов туристского рынка, а также на изучении организационно-правовых условий ведения предпринимательской деятельности в сфере туризма.

изучению рисков в сфере туризма посвящены работы Лаврова А.В. (Лавров, 2021), Морозова М.А. (Морозов, Морозова, 2019), Пашкевича Л.А., Батуриной Н.А., Власовой М.В. (Пашкевич, Батурина, Власова, 2021), Асгари А., Оздемир А.И. (Asgary, Özdemir, 2020), Карл М. (Karl, 2018), Вильямс А.М., Балаж В. (Williams, Balâz, 2013), Ян Э.Ч.Л., Наир В. (Yang, Nair, 2014) и др.

Проблемы банкротства предпринимательских структур и их конкурентоспособности освещены в работах Бизоньо М., Рестейно М., Карло А. (Bisogno, Restaino, Carlo, 2018), Морозова М.А. (Морозова, Морозов, 2019) и других авторов.

В девяностых годах прошлого века и в начале двухтысячных годов текущего столетия развитие предпринимательской деятельности в российском туризме было связано с быстро растущим спросом на выездные туры. До 2002 года практически не было никаких особых условий, ограничивающих ведение предпринимательской деятельности в сфере туризма. Введенное в 2002 году обязательное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности установило требования к персоналу туркомпаний, в частности, стало необходимым наличие профильного образования в сфере туризма и (или) стажа работы в туристской индустрии. Выдачу лицензий на ведение туроператорской и турагент-ской деятельности осуществляло Федеральное агентство по туризму. Многие туристские компании одновременно работа-

ли как туроператоры и турагенты и имели соответственно по две лицензии. Введение лицензирования сыграло положительную роль для развития туристского рынка, упорядочив требования к организации туристской деятельности и повысив требования к профессиональным компетенциям сотрудников, однако обязательность лицензирования ограничивала инициативу предпринимателей.

Лицензирование туристской деятельности было отменено в 2007 году, вместо него для туроператоров было введено финансовое обеспечение туроператорской деятельности. Сведения о туроператорах, имеющих финансовое обеспечение, содержатся в Едином федеральном реестре туроператоров, который ведет Федераль-

ное агентство по туризму. Финансовое обеспечение ответственности туроператоров было введено для гарантии исполнения туроператорами своих обязательств по договорам о реализации туристского продукта. Предпринимательская деятельность в сфере туризма подвержена различным рискам, поэтому как в любом бизнесе возможны банкротства предприятий туристской индустрии, особенно на рынке выездного туризма (Морозов, 2020).

Риск в туризме характеризует неопределенность, связанную с возможностью возникновения неблагоприятных ситуаций и последствий, потерь, убытков, неопределенность финансовых результатов в будущем. В таблице предложена классификация рисков туристских компаний.

Таблица

Классификация рисков в индустрии туризма и гостеприимства

Table

_Classification of risks in the tourism and hospitality industry_

Признак классификации

По источнику возникновения

По территориальному охвату

По отношению к туристской компании

По природе возникновения риска

По силе влияния на туристскую деятельность

По возможности воздействия (управления) рисками По допустимости страхования риска_

Виды рисков

- политические,

- природные,

- технологические,

- санитарно-эпидемиологические,

- предпринимательские (финансовые, кредитные, валютные, коммерческие и т.п.)

- глобальные,

- региональные,

- местные

- внешние (экзогенные),

- внутренние (эндогенные),

- объективные,

- субъективные

- допустимые,

- критические,

- катастрофические

- управляемые,

- неуправляемые

- страхуемые,

- не страхуемые_

Наибольшее негативное влияние на политические и природные риски, которые

туроператорскую деятельность оказывают являются неконтролируемыми и неуправ-

ляемыми со стороны туроператоров. Например, введение запрета на чартерные рейсы на курорты Египта (Шарм-эль-Шейх и Хургаду) в 2015 году серьезно осложнило жизнь многих туроператоров выездного туризма и авиакомпаний, т.к. Египет был самым востребованным зимним направлением для российских туристов.

Следует отметить, что к субъективным рискам относятся риски, порождаемые неправомерными действиями сотрудников компании, включая мошенничество, злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации. Такого рода действия стали причиной банкротств ряда российских компаний, например, туроператора «Жемчужная река» в 2018 году.

Управление рисками предполагает разработку адекватных мер предупреждения и минимизации рисков. К методам управления рисками в туризме относятся:

- перераспределение риска между отдельными субъектами туристского рынка;

- объединение рисков;

- хеджирование рисков;

- диверсификация рисков;

-страхование рисков;

- снижение рисков путем сбора дополнительной информации;

- резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

Распределение рисков возможно, если в туристской деятельности принимает участие несколько партнеров, например, при реализации туристских проектов туроператоров с применением государственно-частного партнерства. Однако государственно-частное партнерство применяется в основном в проектах, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма. При организации выездного туризма риски могут перераспределяться между отправляющим и принимающим туроператором.

Объединение рисков предусматривает перевод случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки.

Хеджирование представляет собой систему заключения срочных контрактов и сделок, в которых учитываются возможные колебания курса валют или цен.

Диверсификация риска предполагает снижение риска за счет расширения разнообразия предлагаемых туристских продуктов и услуг. Для сферы туризма это один из наиболее приемлемых вариантов снижения рисков. Например, при закрытии границ во время пандемии COVID-19 туроператоры, работающие одновременно на рынке выездного и внутреннего туризма, с большей легкостью переключились на внутренний рынок, чем те, кто работал только на рынке выездного туризма.

Страхование - это перераспределение рисков со страховой компанией.

Снижение риска путем сбора дополнительной информации предусматривает обмен информацией и консультирование с внешними и внутренними стейкхолдерами. Дополнительная информация касается самого риска, его причин, последствий и мер для его снижения. Существенную роль для формирования информационной базы и оценки рисков могут оказать цифровые технологии (Морозов, Морозов, 2019; Морозов, Морозова, 2020).

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предусматривает формирование специального фонда для покрытия убытков от рисков, например, формирование резервного фонда туроператоров в сфере выездного туризма.

Для российских туроператоров, работающих на рынке выездного туризма, одними из наиболее серьезных рисков являются валютные риски, связанные с изменениями валютного курса, как например, в 2014 и в настоящее время.

Результаты исследования и их обсуждение (Results and discussion). В силу особой социальной значимости туристской деятельности и наличии высоких туроператорских рисков в сфере выездного туризма государство принимает ряд мер, направленных на управление рисками туро-

ператорской деятельности. Методом страхования рисков туроператоров является финансовое обеспечение, введенное в 2007 году.

Одно из первых банкротств российских туроператоров произошло в разгар летнего сезона 2008 года, когда свою деятельность приостановила туроператорская компания «Детур», она впоследствии была признана банкротом.

Риски туроператоров связаны с сезонностью туристского бизнеса. Управление финансово-экономической деятельностью туроператорских компаний имеет ярко выраженную сезонную специфику, которая состоит в несинхронности формирования положительного и отрицательного денежного потока. Начало туристского сезона всегда сопряжено с повышенными финансовыми потребностями туроператоров, т.к. денежные средства от туристов еще не поступают, а оплату партнерам (отельерам, транспортным компаниям и др.) производить требуется. В большинстве случаев туроператоры вынуждены использовать кредитные ресурсы, которые снижают финансовую устойчивость компании. Часто для обслуживания кредита туроператоры прибегают к перекредитованию, что еще больше снижает их финансовую стабильность.

В ноябре 2010 года туроператору «Капитал Тур» было отказано в перекредитовании, что привело к его банкротству. Туроператор активно пользовался кредитными ресурсами, в результате его долг Московскому кредитному банку составил 45 млн руб., а общая задолженность туроператора достигла 1,3 млрд руб. Количество пострадавших туристов было более 8 тысяч человек. Финансовая ответственность туроператора «Капитал Тур» была застрахована на 100 миллионов рублей в страховой компании «Инногарант», которая осенью 2011 года сама лишилась лицензии. В результате иски пострадавших туристов на общую сумму 268 миллионов рублей так и не были удовлетворены.

В феврале 2012 года в связи с неплатежеспособностью приостановила свою деятельность одна из старейших российских туркомпаний «Ланта-тур». Даже предоставленный Внешэкономбанком кредит в 7 миллионов долларов не помог туроператору выйти из кризиса, а только временно смягчил финансовое напряжение и конфликт с партнерами туроператора. Несмотря на все усилия, туроператор «Ланта-тур» не смог возобновить свою деятельность, и 2 марта 2012 года компания была исключена из федерального реестра туроператоров.

Особенностью финансовой деятельности туроператоров является так называемый кассовый разрыв. Он связан с тем, что денежные потоки от туроператора к партнерам являются первичными во времени по отношению к денежному потоку, поступающему от туристов за реализованные туристские продукты. Для синхронизации этих денежных потоков прибегают к мероприятиям по стимулированию сбыта, в частности, предлагают скидки за так называемое раннее бронирование. Однако такой способ решает проблему кассового разрыва лишь частично.

Еще одной проблемой, порождающей банкротство на российском туристском рынке, было демпингование туроператорских компаний. Для увеличения своей доли на рынке туроператоры устанавливали цены на туристские продукты ниже себестоимости, что лишало прибыли не только их самих, но и конкурентов. Такая политика ценообразования резко снижала рентабельность туроператорского бизнеса, который в настоящее время составляет всего 2%-3%. В демпингование втягиваются практически все туроператоры, работающие на соответствующем рынке. Например, в летнем сезоне 2011 года, несмотря на большой поток туристов в Грецию, туроператоры не получили прибыль по этому направлению, т.к. на этом рынке наблюдался жесткий демпинг и многие тур-продукты продавались ниже себестоимо-

сти. Эта ситуация была спровоцирована крупным туроператором, который за счет демпинга планировал увеличить свою долю рынка. Демпинг на туристском рынке повышает риск банкротства туроператоров, и, соответственно, неблагоприятно влияет на всю индустрию туризма.

За последнее десятилетие банкротами стали ряд крупных российских туроператоров:

- 2010 год - «Капитал Тур»;

- 2011 год - «Пегасус», «DEO-Travel», «Лужники Тревел», «Скайтур», «Альфа Вояж», «Аврора Интур» и «МХП»;

- 2012 год - «Ланта-тур»;

- 2014 год - «Асент Трэвел», «Нева», «Лабиринт»;

- 2018 год - DSBW Tours, «Natalie Tours», «Raduga Travel», «Данко», «Рос-сТур», «Матрешка Тур», «Данко», «Жемчужная река»;

2019 год - «Лаборатория приключений»;

- 2020 год - «Русь-тур», «Индиго-

тур»;

- 2021 - «Mouzenidis Travel».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2018 году свою деятельность приостановили 12 крупных туроператоров, в результате чего пострадали более 27 тысяч туристов, общий объем ущерба составил 2,5 млрд рублей.

У туроператора «Mouzenidis Travel» были выкуплены турпродукты на 18 млн евро и 27 тысяч туристов не смогли воспользоваться оплаченными турами. Необходимо разработать более эффективные механизмы возмещения убытков, возникающих у туристов при банкротстве туроператоров.

Одной из основных проблем является сложность прогнозирования банкротства туроператорских компаний. Как правило, признаки банкротства туроператоров заранее сложно определить, они не заметны ни для туристов, ни для турагентов. Например, компания «Ланта-тур» до самого последнего для перед банкротством принимала заявки и деньги от туристов. Проблемы у туропера-

тора «Ланта-тур» возникли в январе 2012 года в связи с отказом в кредитовании «Мастер-банком», который уже сам находился в кризисном состоянии. В результате пострадали 6 тысяч туристов, а их финансовые потери составили 194 млн руб.

Финансовые риски туроператоров также зависят от финансовой устойчивости страховых компаний, предоставляющих финансовое обеспечение. В случае отзыва лицензии у страховой компании финансовое обеспечение становится недействительным, и туроператоры исключаются из федерального реестра туроператоров. Отзыв лицензии у «Национальной страховой компании Татарстан» (НАСКО) в 2019 году создал сложности для 111 компаний по выездному туризму, которые оформляли финансовое обеспечение у этого страховщика.

Одним из самых катастрофических рисков для туристской деятельности оказалась пандемия COVID-19, которая отбросила развитие туризма на несколько десятилетий назад, международные туристские потоки резко сократились. В этих кризисных условиях государство реализовало ряд мер по поддержке индустрии туризма и гостеприимства. В 2020 году на возмещение затрат туроператоров по невозвратным билетам и для вывоза российских туристов было выделено 3,5 млрд рублей. Для туроператоров выездного туризма взнос в резервный фонд Ассоциации «Турпомощь» был установлен в размере 1 рубль. Авиакомпаниям, вывозившим туристов из-за рубежа, были возмещены расходы. Для малых и средних предприятий продлены сроки уплаты налогов и приостановлены меры взыскания налоговой задолженности, предоставлены беспроцентные кредиты для выплаты заработной платы.

Надо отметить, что усилия государства по поддержке сферы туризма и гостеприимства оказались весьма действенными и предотвратили массовое банкротство в туризме, хотя многие туристские компании приостановили свою деятельность.

В 2022 годы меры поддержки туроператоров продолжены, в частности отмены взносы в резервный фонд и уменьшен размер отчислений в фонд персональной ответственности, что снижает финансовую нагрузку на туроператоров выездного туризма. Будут предоставлены субсидии субъектам Российской Федерации на развитие туристической инфраструктуры1.

Заключение (Conclusions). В настоящее время полной и исчерпывающей информации о финансовой состоятельности и надежности туроператора не имеют как органы управления туризмом, так и турагенты и туристы. Аналогичная ситуация характерна и для страхового рынка, который в большинстве случаев предоставляет туроператорам финансовое обеспечение, наличие которого не является полной гарантией возмещения всех убытков туристу. Основной проблемой остается получение адекватной информации о финансовом состоянии туроператора. Такой информацией обладают банки, которые обслуживают туроператоров и через которые проходят денежные потоки туроператоров. Анализ денежных потоков туроператора может служить информационной базой о финансовом состоянии туроператора. В связи с этим необходимо изменить практику получения финансового обеспечения туроператоров.

Банкротство крупных национальных туроператоров крайне негативно сказывается на всем туристском рынке, снижает доверие туристов и неблагоприятно влияет на имидж всей российской туристской индустрии. Это предъявляет повышенные требования к стабильной работе туроператоров и их финансовой устойчивости. В настоящее время большинство туроператоров оформляют финансовое обеспечение через страхование гражданской ответственности, что зачастую не может покрыть те убытки, которые несут туристы.

1 URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4 05703/47fc486c63acafa5e9cf33a428d388072309f1e3/

Следует отметить, что обслуживающий туроператора банк может осуществлять мониторинг денежных потоков туроператора и получать объективную информацию о его финансовом состоянии. С целью стабилизации работы туроператорского рынка предлагается ряд инновационных вариантов снижения рисков банкротства в сфере туризма:

- финансовое обеспечение туроператоров предпочтительнее оформлять в форме банковской гарантии того банка, в котором обслуживается туроператор, что позволит обеспечивать контроль за движением денежного потока туроператора, по запросу регулятора туристского рынка, в частности, Ростуризма, может быть получена объективная информация о кризисном финансовом состоянии туроператора, которая позволит своевременно принять меры и предотвратить банкротство туроператора;

- необходимо активнее развивать саморегулирование в сфере туризма, в частности, все туроператоры должны стать членами саморегулируемой организации, это должно быть обязательным условием для включения компании в реестр туроператоров, саморегулирование в настоящее время применяется во многих сферах и показывает хорошие результаты (Саморегулирование в России, 2022);

- законодательно обеспечить право саморегулируемой организации обращаться в банк-гарант для получения сведений о финансовом состоянии туроператора в случае возникновения признаков его нестабильности и финансовой неустойчивости;

- саморегулируемой организации следует предоставить право проводить текущий мониторинг туристского рынка и выявлять признаки демпингования на туроператорском рынке.

Устойчивое развитие российского туристского рынка связано со стабильной работой национальных туроператоров. Именно они обеспечивают массовые туристские потоки и во многом формируют имидж российского рынка туризма. В

стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года предусмотрено реформирование механизма обеспечения финансовых гарантий с целью повышения уровня защищенности туристов, расширение государственной поддержки туроператоров за счет возмещения части затрат туроператоров на организацию новых туристских маршрутов по России.

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.

Список литературы

Лавров В.В. Анализ влияния рисков на развитие туризма в Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2021. № 2. С. 13-23.

Морозов М.А., Морозов М.М. Цифровые коммуникации как инструмент формирования единого информационного пространства в туризме / М.А. Морозов, М.М. Морозов // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2019. № 2. С. 69-72.

Морозов М.А., Морозова Н.С. Инновационные тренды развития туризма и гостиничного бизнеса в условиях цифровизации // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 28 (2). С. 196-202.

Морозов М.А., Морозова Н.С. Экономика туризма. М., Юрайт. 2019. - 291 с.

Морозов М.М. Антикризисный менеджмент в индустрии туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2020. Т. 6. № 4. С. 19-27.

Пашкевич Л.А., Батурина Н.А., Власова М.В. Обзор методов оценки рисков в сфере туризма // Вестник ОрелГИЭТ. 2021. № 3 (57). С. 20-25.

Саморегулирование в России. URL: https://sro-portal.info/the-types-of-sro/ (дата обращения 01.03.2022).

Asgary A., Ozdemir A.I. Global risks and tourism industry in Turkey // Quality and Quantity. 2020. Т. 54. № 5-6. Pp. 1513-1536.

Bisogno M., Restaino M., Carlo A. Forecasting and preventing bankruptcy: A conceptual review // African journal of business management. 2018. № 12 (9), Pp. 231-242.

Karl M. Risk and Uncertainty in Travel Decision-Making: Tourist and Destination Perspective // Journal of Travel Research. 2018. Vol. 57 (1). Pp. 129-146.

Morozov M.A, Morozova N.S., Morozov M.M., Moldazhanov M.B. Innovative development of the regional economy. Semey, PC "Intellect", 2019.104 p.

Williams A. M., Baláz V. Tourism, risk tolerance and competences: travel organization and tourism hazards // Tourism Management. 2013. № 35, Pp. 209-221.

Yang E.C.L., Nair V. Tourism at risk: A review of risk and perceived risk in tourism // Asia-Pacific Journal of Innovation in Hospitality and Tourism. 2014. № 3 (2). Pp. 239-259.

References

Asgary, A. and Ozdemir, A.I. (2020), "Global risks and tourism industry in Turkey", Quality and Quantity, 54 (5-6), pp.1513-1536.

Bisogno, M., Restaino, M. and Carlo? A.

(2018), "Forecasting and preventing failure: A conceptual review", African journal of business management, 12 (9), pp. 231-242.

Karl, M. (2018), "Risk and Uncertainty in Travel Decision-Making: Tourist and Destination Perspective", Journal of Travel Research, 57 (1), pp.129-146.

Lavrov, V.V. (2021), "Analysis of the impact of risks on the development of tourism in the Russian Federation", Petersburg Economic Journal, 2, pp. 13-23.

Morozov, M.A, Morozova, N.S., Morozov, M.M. and Moldazhanov M.B. (2019), Innovative development of the regional economy, Semey, Intellect.

Morozov, M.A. and Morozov, M.M.

(2019), "Digital communications as a tool for the formation of a single information space in tourism", Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society, 2, pp. 69-72.

Morozov, M.A. and Morozova, N.S.

(2019), The economics of tourism, M., Urayt.

Morozov, M.A. and Morozova, N.S.

(2020), "Innovative trends in the development of tourism and hotel business in the context of digita-lization", Natural Humanitarian Research. 28 (2), pp. 196-202.

Morozov, M.M. (2020), "Anti-crisis management in the tourism industry scientific result", Business and service technologies, 4, pp. 19-27.

Pashkevich, L.A., Baturina, N.A. and Vla-sova, M.V. (2021), "Overview of risk assessment

methods in the tourism sector", Vestnik OrelGIET, 3 (57), pp. 20-25.

Self-regulation in Russia [Online], available at: https://sro-portal.info/the-types-of-sro/ (Accessed 01 March 2022).

Williams, A. M. and Balaz, V. (2013), "Tourism, risk tolerance and competences: travel organization and tourism hazards", Tourism Management, 35, pp. 209-221.

Yang, E.C.L. and Nair, V. (2014), "Tourism at risk: A review of risk and perceived risk

in tourism-ism", Asia-Pacific Journal of Innovation in Hospitality and Tourism, 3 (2), pp. 239-259.

Данные об авторе

Морозова Наталья Степановна, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель института бизнес-технологий

Information about the author

Natalya S. Morozova, Doctor of Economics, Professor, Scientific Supervisor of the Institute of Business Technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.