Научная статья на тему 'Риск-ориентированный подход как метод государственного контроля на территориях опережающего развития'

Риск-ориентированный подход как метод государственного контроля на территориях опережающего развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР / КОНТРОЛЬ / МЧС РОССИИ / НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ / ПРОВЕРКА (ПЛАНОВАЯ / ВНЕПЛАНОВАЯ) / GOVERNMENT SUPERVISION / CONTROL / EMERGENCY CONTROL MINISTRY OF RUSSIA (EMERCOM) / OVERSIGHT BODIES / INSPECTION (SCHEDULED / UNANNOUNCED INSPECTION)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабич Максим Евгеньевич

Показаны современные требования к надзорным мероприятиям и проведению профилактических мер, выделены основные проблемы отчетности и оценки эффектности деятельности надзорных органов МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабич Максим Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Risk-Oriented Approach in the Organization of State Control on the Territories of Advanced Development

The paper shows modern requirements for supervisory activities and implementation of preventive measures and highlights the main problems of reporting and evaluation of activities performed by the oversight bodies of EMERCOM of Russia

Текст научной работы на тему «Риск-ориентированный подход как метод государственного контроля на территориях опережающего развития»

УДК 354.1 ББК 38.96

М. Е. БАБИЧ

Риск-ориентированный подход как метод государственного контроля на территориях опережающего развития

Показаны современные требования к надзорным мероприятиям и проведению профилактических мер, выделены основные проблемы отчетности и оценки эффектности деятельности надзорных органов МЧС России.

Ключевые слова: государственный надзор, контроль, МЧС России, надзорные органы, проверка (плановая, внеплановая).

M. Ye. Babich

The Risk-Oriented Approach in the Organization of State Control on the Territories

of Advanced Development

The paper shows modern requirements for supervisory activities and implementation of preventive measures and highlights the main problems of reporting and evaluation of activities performed by the oversight bodies of EMERCOM of Russia

Keywords: government supervision, control, Emergency Control Ministry of Russia (EMERCOM), oversight bodies, inspection (scheduled/ unannounced inspection).

На современном этапе в области техногенной, техно-сферной безопасности сложилась тяжелая ситуации в связи с тем, что вся нормативная база, служащая инструментом технического регулирования, мешает развитию промышленности и экономики. Как можно работать в новой быстро меняющейся экономике, когда нормы, созданные под материалы и конструкции, устаревают не за 5-10 лет, а за год, когда возникают новые вещества и материалы, которых нет в нормах? Путей всего два: либо очень быстро обновлять имеющую нормативную базу, что является

БАБИЧ Максим Евгеньевич — кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Дальневосточная пожарно-спасательная академия — филиал Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 690922, г. Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 27. babichmaksim@list.ru

© Бабич М. Е., 2016

задачей трудноразрешимой, потому что только в пожарной безопасности сотни требований, либо позволить специалистам применять эти вещества и материалы, оценивая их опасность и доказывая безопасность построенных таким образом объектов.

На Западе такой подход называют параметрическим, а в России его чаще именуют риск-ориентированным, суть от этого не меняется - если нет норм или необходимо построить иначе, чем закреплено нормативными документами, то доказательной базой являются не нормы, а оценка опасности конкретного объекта и проектируемые системы безопасности, где каждый элемент обоснован расчетами и испытаниями.

В 2015 г. Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий была утверждена концепция, определяющая основные направления совершенствования деятельности надзорных органов. Новый подход основан на планировании проверок и их зависимости от степени риска причинения вреда чужому имуществу. Для этого требуется внедрить в практику риск-ориентированный подход, повысить долю профилактической работы и отказаться от административной ответственности как основной меры пресечения нарушений. С целью реализации этих задач согласован с Открытым правительством и утвержден План поэтапного внедрения системы оценки рисков и управления ими при осуществлении государственного надзора.

На основании решения Правительства Российской Федерации МЧС России включено в пилотную зону по переходу на новую систему осуществления государственного надзора. Отслеживать ситуацию надзорные органы МЧС России буду там, где действительно есть риски или признаки нарушений. В 2015 г. в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» была введена ст. 8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)». Но законодательные положения, касающиеся риск-ориентированного подхода, вступают в силу с 1 января 2018 г. Правительством Российской Федерации были определены отдельные виды надзорной деятельности, осуществление которых с применением риск-ориентированного подхода началось раньше.

В МЧС России была создана пилотная модель риск-ориентированного подхода при планировании надзорных мероприятий исходя из класса потенциальной опасности объектов и видов экономической деятельности. Были выделены и структурированы по степени значимости основные виды пожарных рисков. К каждой группе отнесли категории объектов в зависимости от класса потенциальной опасности и функционального назначения.

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

77

Установили периодичность проведения проверок объектов защиты и территорий, отнесенных к каждой группе опасности.

Частота проверок будет зависеть от категории опасности объекта. Их сегодня пять: высокая, значительная, средняя, умеренная, низкая. При определении категорий будут рассматриваться несколько показателей: тяжесть негативных последствий (гибель и травмирование людей, причинение вреда здоровью в результате пожара, материальный или социальный ущерб, которые возможны при несоблюдении предпринимателями обязательных требований пожарной безопасности), кроме того, учитываются категории сооружений по взрывопожарной опасности, количество людей, одновременно пребывающих в здании, высотность и другие категории. Для каждой категории определена своя периодичность проведения проверок. Например, для первой (высокой) категорий опасности (объекты, относящиеся к социально значимым) проверки будут осуществляться один раз в три года. Для объектов со значительным риском (например, объекты критически важные для национальной безопасности) - раз в четыре года, со среднем риском (здания с одновременным пребыванием в них от 50 до 200 чел.) - не чаще, чем один раз в семь лет; умеренным риском (здания высотой менее 28 м) - не чаще, чем один раз в десять лет, а постройки, не относящиеся к объектам капитального строительства, вообще проверяться в плановом режиме не будут. Периодичность проверок может измениться. Для тех предпринимателей, кто качественно обеспечивает безопасность, можно понизить категории опасности объекта в зависимости от уровня его защищенности. Например, если собственник 5-этажного офисного здания при последней проверке не имел нарушений, его вправе отнести не к категории значительной опасности, а к средней. Интенсивность плановых проверок его объекта в этом случае уменьшается - с одного раза в четыре года до одного раза в семь лет.

В 2016 г. сотрудники государственного пожарного надзора отказались от внеплановых выездных проверок по контролю над исполнением ранее выданных предписаний об устранении нарушений, не связанных с наличием угрозы жизни и здоровью людей, а это, как показывает практика, свыше 90 %. Такое решение поддержано Генеральной прокуратурой РФ. Все это направлено на снижение административных барьеров на пути развитии бизнеса и соответствует предложениям Президента Российской Федерации о введении надзорных каникул. Предпринимателю будет дана возможность после первой проверки и выявления нарушений вложить деньги в обеспечение безопасности, а если он этого не сделает, то потом надо будет заплатить штраф и требования все выполнить.

МЧС России подготовлены и внесены в Правительство Российской Федерации поправки, оптимизирующие состав нарушений, предусмотренных ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях

(«О нарушениях требований пожарной безопасности»). В настоящее время инспектор обязан при выявлении определенных нарушений назначить наказание предприятию в виде штрафов от 300 до 400 тыс. руб. Планируется, что части 3, 4 и 5 ст. 20.4 КоАП РФ, которые сразу же влекут назначение штрафных санкций, будут признаны утратившим силу.

Главным результатом проверок сегодня является устранение выявляемых нарушений сразу во время надзорного мероприятия и проведение профилактических мер обучающего и консультативного характера. Параллельно МЧС России создается новая система отчетности и оценки эффектности деятельности контрольных надзорных органов. Сегодня МЧС России оценивает деятельность своих инспекторов в первую очередь не по количеству, а по качеству проведенных ими мероприятий, где в основу критериев входит профилактика правонарушения в сфере безопасности.

Принимаемые меры, основанные на модели риск-ориентированного подхода, позволят серьезно снизить административную нагрузку на предпринимательство и в целом благоприятно повлияют на инвестиционный климат территорий опережающего социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.