Фомин А. В. Fomin А. V
кандидат технических наук, профессор кафедры «Надзорная деятельность», ФГБОУВО «Санкт-Петербургский
университет государственной противопожарной службы МЧС России», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Шахманов Ф. Ф. Shakhmanov Е. Е
адъюнкт, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, начальник пожарной части — 24 ФГКУ «28 отряд ФПС по РБ», г. Учалы, Российская Федерация
УДК 614.849
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕТОД ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ
В работе представлен риск-ориентированный метод осуществления федерального государственного пожарного надзора на автомобильных газозаправочных станциях (АГЗС). В настоящее время в практике федерального государственного пожарного надзора применяется условный метод определения категории риска, который не отражает реальный уровень потенциальной опасности таких объектов нефтегазовой отрасли, как автомобильные газозаправочные станции. Предлагается расчетный экспресс-метод, который предусматривает определение точного числового показателя уровня коллективного пожарного риска в зависимости от вероятности и тяжести причинения вреда.
В основу метода легла математическая модель количественной оценки коллективного риска причинения вреда в результате вероятного пожара на АГЗС, реализованная в компьютерной программе. Метод прошел опытно-экспериментальную апробацию в деятельности некоторых отделов надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, имеющих на подконтрольной территории АГЗС. Суть эксперимента заключалась в практическом применении разработанного риск-ориентированного метода осуществления пожарного надзора. В методе предлагается трехбалльное ранжирование объектов на основе нормативного и допустимого значений социального риска, установленных техническим регламентом: низкие, приемлемые и критические. Приведен пример применения разработанного метода на примере одной из АГЗС.
Проведенная опытно-экспериментальная апробация доказала адекватность математической модели, которая позволяет более точно определять уровень потенциальной опасности взрывопожароопасных объектов защиты. Риск-ориентированный метод осуществления пожарного надзора на АГЗС с применяемой компьютерной программой позволит обоснованно, достоверно и справедливо планировать периодичность проверок как одну из функций управления риском, что в конечном итоге повысит эффективность контрольно-надзорной деятельности и самое главное — повысит уровень безопасности таких объектов защиты, как АГЗС.
Economy and management ín branches and fíelds of actmty
Ключевые слова: федеральный государственный пожарный надзор, риск-ориентированный подход, планирование мероприятий по надзору, автомобильные газозаправочные станции, оценка риска.
RISK-BASED METHOD OF IMPLEMENTING THE FEDERAL STATE FIRE SURVEILLANCE AT AUTOMOTIVE GAS FILLING STATIONS
This paper presents a risk-oriented method for implementing federal state fire supervision at gas filling stations (GFS). Currently, in the practice of federal state fire supervision, a conditional method for determining the risk category is applied, which does not reflect the real level of potential danger of oil and gas facilities such as gas filling stations. A computational express method is proposed, which provides for the determination of an exact numerical index of the collective fire risk level, depending on the probability and severity of the harm.
The method was based on the mathematical model of a quantitative assessment of the collective risk of harm caused by a possible fire at the gas station, implemented in a computer program. The method has been tested experimentally in the activities of certain departments of the supervisory activities of the Main Directorate of the Ministry for Emergencies of the Russian Federation in the Republic of Bashkortostan, which have an GFS on the control territory. The essence of the experiment was the practical application of the developed risk-based method of fire supervision. The method proposes a three-point ranking of objects, based on the normative and permissible value of social risk established by the technical regulations: low, acceptable and critical. An example of the application of the developed method is given on the example of one of the gas filling stations.
The pilot-tested approbation proved the adequacy of the mathematical model, which allows to more accurately determine the level of potential danger of explosive fire hazardous objects. The risk-based method of fire supervision at the gas station with the computer program applied will allow to plan the frequency of inspections reasonably, reliably and fairly, as one of the risk management functions, which will ultimately improve the efficiency of control and surveillance activities, and, most importantly, increase the security level of such facilities protection, as a gas station.
Key words: federal state fire supervision, risk-oriented approach, planning of supervisory activities, automobile gas stations, risk assessment.
Анализ международного опыта [1] показывает, что риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности является одним из важных элементов государственного контроля в большинстве развитых стран мира. Он должен повысить: эффективность самой контрольно-надзорной деятельности, комфортность ведения бизнеса, уровень безопасности, а также уменьшить издержки государства. В России процедура применения риск-ориентированного подхода в некоторых видах контрольно-надзорной деятельности, включая федеральный государственный пожарный надзор, определена законодательно сравнительно недавно [2].
Проведенные исследования практики применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности в
Российской Федерации [3] показали, что федеральный государственный пожарный надзор (ФГПН) имеет очень низкий показатель в части определения уровня потенциальной опасности объектов. Особенно это актуально для объектов нефтегазовой отрасли. Выражается это в том, что определение категории риска в практике ФГПН осуществляется условным, а не расчетным методом.
Условный метод подразумевает определение категории риска по нескольким признакам объекта. Например, автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) будут отнесены к определенной категории риска как опасные производственные объекты по следующим двум признакам: в зависимости от рабочего давления и объема емкости для хранения и использования опасного вещества.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Расчетный метод предусматривает определение точного числового показателя уровня риска, определяемого расчетом, при этом критерии отнесения подконтрольных объектов к конкретному классу опасности будут связаны исключительно с уровнем риска причинения вреда. Это соотносится с определением Федерального закона «О техническом регулировании» [4], который определяет риск как вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда. Из двух АГЗС, которые в настоящее время по условному методу отнесены к одной категории риска, будет опасней та, что находится близ жилых и общественных зданий, а не АГЗС, расположенная далеко за пределами населенного пункта. Расчетный метод оценки уровня риска позволяет наиболее точно определять уровень потенциальной опасности объекта защиты и эффективно планировать периодичность проверок как одну из функций управления риском.
В рамках проведенных исследований разработана математическая модель количественной оценки коллективного риска, основанная на определении вероятности причинения вреда в результате деятельности АГЗС, с учетом тяжести такого вреда:
Кт=^{1м~пНпп), 1/год, (1)
где п — количество произошедших аварий на АГЗС, связанных пожарами, статистические данные;
N — число АГЗС в стране, статистические данные;
^ — наблюдаемый (анализируемый) период, лет;
п — число пострадавших (погибших и травмированных) на пожарах, случившихся на АГЗС в стране, статистические данные;
Nп — число людей, подверженных опасности в стране;
Nпп — количество возможных пострадавших, находящихся в зоне санитарных потерь при пожаре на АГЗС.
Модель легла в основу компьютерной программы, которая, в свою очередь, стала основой риск-ориентированного метода осуществления пожарного надзора АГЗС. Метод прошел экспериментальную апробацию в деятельности двух отделов надзорной деятельности главного управления МЧС России по Республике Башкортостан.
Суть эксперимента заключалась в практическом применении разработанного метода количественной оценки коллективного пожарного риска. При этом использовались информационные материалы и статистические данные, содержащиеся в паспортах безопасности потенциально-опасных объектов. На обслуживаемых надзорными органами территориях расположены пять АГЗС, из которых четыре АГЗС эксплуатируются более трех лет. По материалам контрольно-наблюдательных дел установлено, что в отношении трех АГЗС в различные годы проводились проверки. Правом принимать решения об отнесении объекта к определенной категории риска, за исключением высокой, наделены главные государственные инспекторы районов Республики Башкортостан по пожарному надзору. Это позволило применить разработанный метод определения периодичности проведения плановых проверок к действующим АГЗС.
В соответствии с Положением [5], учитывая отсутствие на объектах защиты пожаров за последние 5 лет, все АГЗС были отнесены к средней категории риска, которая предусматривает проведение плановой проверки не чаще раза в 7 лет. Если учитывать, что категория умеренного риска предусматривает проведение проверки не чаще, чем раз в 10 лет, то объекты защиты, отнесенные к среднему риску, могут быть подвергнуты плановым проверкам с периодичностью от 7 до 9 лет: один раз в 7 лет, один раз в 8 лет и один раз в 9 лет. В связи с этим в методе предлагается трехбалльное ранжирование объектов. За основу было взято нормативное и допустимое значения социального пожарного риска для производственных объектов, установленные Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности [6] (таблица 1).
- 65
Economy and management ín branches and fíelds of actmty Таблица 1. Значения социального риска
для производственных объектов
№ п/п Социальный пожарный риск Числовые значения социального пожарного риска
1 Нормативный 10-7
2 Допустимый 10-5
Величина социального пожарного риска близ производственного объекта не должна превышать 10-7 в год (нормативный риск), а для производственных объектов, на которых обеспечение такой величины невозможно из-за специфики технологического процесса, допускается увеличение социального пожарного риска до 10-5 в год (допустимый риск).
Раскладывая на шкале от 0 до 1 предельные значения социального пожарного риска для производственных объектов, выделяем три подкатегории риска: низкий, приемлемый и критический, которые и стали критериями для определения степени коллективного риска (рисунок 1).
Ниже изложен пример применения разработанного метода.
Объект: АГЗС расположена в Учалинском районе Республики Башкортостан, предназначена для приема сжиженного углеводородного газа (СУГ) с газоперерабатывающих заводов автоцистернами, хранения сжиженного газа с последующим отпуском СУГ в газобаллонные автомобили. На территории АГЗС находятся следующие объекты: операторная, надземный резервуар хранения СУГ объемом 18 м3, топливораздаточная колонка, площадка для автоцистерны. АГЗС не комбинированного типа, и используется только одно опасное вещество — сжиженный газ, основными компонентами являются пропан и бутан. Режим работы на АГЗС круглосу-
точный. Среднесписочная численность работающих на территории АГЗС 8 человек, в смену 2 человека. Движение автотранспорта на проходящих вблизи АГЗС автомобильных магистралях средней интенсивности. Доставка СУГ на АГЗС осуществляется автоцистерной V = 20 м3. На АГЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием СУГ, поступивших на АГЗС в автоцистернах; слив СУГ из автоцистерны в надземный резервуар хранения; хранение СУГ в наземном резервуаре хранения; заправка автотранспорта СУГ через заправочную колонку.
Действие первое. Запуск программы. Во всплывшем окне в пустые ячейки вписываем статистические данные об АГЗС и о пожарах и взрывах на АГЗС за определенный период (рисунок 2). В данных расчетах использовался результат анализа аварий на АГЗС в период с 2006 по 2016 гг. [7].
Действие второе. В ячейку 4 внести численный показатель количества возможных пострадавших — результат, получаемый по Методике [8]. При этом используются данные о виде и количестве опасного вещества, хранящегося и использующегося на объекте, а также данные о численности людей, попадающих в возможную зону поражения, исходя из принципа выбора наихудших последствий.
В нашем случае в область санитарных потерь с площадью 8сан = 31,1 га и радиусом 330 м попадает Nсан ~ 38 человек (рисунок 3), из них: сотрудники АГЗС — 2 человека, водитель АЦ — 1 человек, водитель и пассажиры транспортного средства на заправочной колонке — 4 человека, жители индиви-
ОПЭСНОСТЬ
0
нормативный
10-7
допустимый
10-5
безопасность
Рисунок 1. Критерии уровня коллективного риска
дуальной жилой застройки, согласно информации администрации муниципального образования о прописке, — 3 человека, водители и пассажиры 5 транспортных средств, оказавшиеся на участке автодороге в 660 м со средней интенсивностью движения —
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
20 человек (СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги), штатный персонал железнодорожной станции — 1 человек, а также 50 % штатной численности работников ремонтно-строительной организации — 2 человека.
Рисунок 2. Окно программы 1
Рисунок 3. Зона поражения
Economy and management ín branches and fíelds of actívíty
Действие третье. После введения всех данных и нажатия кнопки «рассчитать» в нижнем окне появится численный показатель расчета, выражающий уровень коллективного риска(рисунок 4)
9,86081623024298Е-8
Категория риска: Низкий
Рисунок 4. Окно программы «Итог»
В данном случае уровень риска ставил 9,86-10-8, что лежит в диапазоне низкого риска, и периодичность плановой проверки составит 1 раз в 9 лет.
Список литературы
1. Кулик Г.Ю. Зарубежный опыт внедрения риск-менеджмента в государственное управление // Государственное управление. 2013. № 37. С. 32-44.
2. Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ: http://base.garant. ru/71473944/#ixzz4uBjuHjak (дата обращения: 20.09.2017).
3. Чаплинский А.В., Плаксин С.М. Управление рисками при осуществлении государственного контроля в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 2. С. 7-29.
4. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
5. Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290 // Система ГАРАНТ: Шр:/^е. garant.ru/70161266/#Ыock_77#ixzz4uBzRubjd (дата обращения 20.09.2017).
6. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требо-
Вывод
Таким образом, проведенная экспериментальная апробация риск-ориентированного метода пожарного надзора на АГЗС доказала адекватность математической модели, которая позволяет определять уровень потенциальной опасности взрывопожароопасных объектов нефтегазовой отрасли.
Применение компьютерной программы позволяет быстро и точно рассчитать уровень коллективного риска.
Метод позволяет достоверно и справедливо принимать решения по планированию проверок как одну из функций управления риском, что в конечном итоге повышает эффективность контрольно-надзорной деятельности и уровень безопасности таких объектов защиты, как АГЗС.
ваниях пожарной безопасности» // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/57427252 /#ixzz4uC0eTpJV дата обращения: 20.09.2017).
7. Фомин А.В., Шахманов Ф.Ф. Анализ статистики пожаров на автомобильных газозаправочных станциях в России // Проблемы управления рисками в техносфере. 2016. № 4. С. 87-91.
8. Методические рекомендации по определению количества пострадавших при чрезвычайных ситуациях / Утв. Первым заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Р.Х. Цаликовым от 01.09.2007 г № 1-4-60-9-9. URL: https: upload/ site21/iblock/b51 (дата обращения 07.01.2016).
References
1. Kulik G.Yu. Foreign Experience of Introducing Risk Management into Public Administration // Public Administration. 2013. No. 37. P. 32-44.
2. Resolution of the Government of the Russian Federation dd. August 17, 2016 No. 806 «On the Application of the Risk-Oriented Approach in the Organization of Certain Types of State Control (Supervision) and the Introduction of Changes in Certain Acts of the Government of the Russian Federation» (with
amendments and Additions) // Garant System: http://base.garant.ru/71473944/#ixzz4uBjuHjak (accessed 20.09.2017).
3. Chaplinsky A.V., Plaksin S.M. Risk Management in the Implementation of State Control in Russia // Issues of State and Municipal Government. 2016. No. 2. P. 7-29.
4. Federal Law «On Technical Regulation» dd. 27.12.2002 No. 184-FZ.
5. Regulations on Federal State Fire Supervision, Decree of the Government of the Russian Federation dd. April, 12, 2012 No. 290 // System GARANT: http://base.garant.ru/70161 266/#block_77#ixzz4uBzRubjd (accessed 20.09.2017).
6. Federal Law dd. July, 22, 2008 No. 123-FZ «Technical Regulations on Fire Safety
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Requirements» // GARANT System: http://base. garant.ru/57427252/#ixzz4uC0eTpJV (accessed 20.09.2017).
7. Fomin A.V., Shakhmanov F.F. Analysis of Fire Statistics at Automobile Gas Stations in Russia // Problems of Risk Management in the Technosphere. 2016. No. 4. P. 87-91.
8. Methodological Recommendations for Determining the Number of Victims in Emergency Situations / Approved by the First Deputy Minister of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters R.Kh. Tsalikov dd. 01.09.2007 No. 1-4-60-9-9. URL: https: upload/site21/iblock/b51 (accessed 07.01.2016).