УДК 506.4
РИСК И ПОСЛЕДСТВИЯ ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
АВИАЦИЕЙ
В. Д. Слабышева, Н. Г. Черкасова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: 5hat@bk.ru
Влияние авиационного шума губительно сказывается как на здоровье населения, проживающего в зоне аэродромов, так и на окружающую среду и её развитие. Рассматриваются причины и степень данного влияния.
Ключевые слова: окружающая среда, аэродром, топливо, загрязнение, авария.
RISK AND CONSEQUENCES OF NOISE POLLUTION OF THE ENVIRONMENT BY
AVIATION
V. D. Slabysheva, N. G. Cherkasova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
Е-mail: 5hat@bk.ru
The impact of aviation noise has a detrimental effect on the health of the population living in the aerodrome area, as well as on the environment and its development. The article discusses the causes and extent of this influence.
Keywords: aerodynamic noise, noise pollution, environment, aviation, airfield.
Шумовое (акустическое) загрязнение - раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Раздражающие шумы существуют и в природе (абиотические и биотические), однако считать загрязнением их неверно, поскольку живые организмы адаптировались к ним в процессе эволюции.
В городах уровень шумового загрязнения в жилых районах может быть сильно увеличен за счёт неправильного городского планирования (например, расположение аэропорта в черте города).
Шум создают авиационные двигатели воздушных судов, вспомогательные силовые установки самолетов, спецавтотранспорт различного назначения, автомобили с тепловыми и ветровыми установками, сделанные на базе отработавших летный ресурс авиадвигателей, оборудование стационарных объектов, на которых производится техническое обслуживание и ремонт летательных аппаратов. Уровни шума достигают на перронах аэропортов 100 дБ, в помещениях диспетчерских служб от внешних источников 90-95 дБ, внутри зданий аэровокзалов 75 Дб [1].
Шум в определённых условиях может оказывать значительное влияние на здоровье и поведение человека. Шум может вызывать раздражение и агрессию, артериальную гипертензию (повышение артериального давления), тиннитус (шум в ушах), потерю слуха.
Шумовое загрязнение быстро вызывает нарушение естественного баланса в экосистемах. Шумовое загрязнение может приводить к нарушению ориентирования в пространстве, общения, поиска пищи и т. д.
Авиационный шум оказывает существенное влияние на шумовой режим территории в окрестностях аэропортов, который зависит от направления взлетно-посадочных полос и трасс пролётов самолётов, интенсивности полётов в течение суток, сезонов года, от типов самолётов,
Секция «Экологическаябезопасность »
базирующихся на данном аэродроме, и других факторов. При круглосуточной интенсивной эксплуатации аэропортов уровни звука на жилой территории достигают в дневное время 80 дБа и в ночное время - 78 дБа, максимальные уровни колеблются от 92 до 108 дБа.
Повышение уровня звука в летнее время обусловлено увеличением интенсивности полётов, а снижение его в некоторых точках - за счёт экранирующего эффекта плотных зелёных насаждений.
Жители домов, расположенных в окрестностях аэропорта, отмечают, что стали нервными, раздражительными. Внезапный шум от пролетающих самолётов нарушает сон: многие не могут долго заснуть или часто просыпаются. Жалобы на ощущение тревоги, страха, на вибрацию дома или посуды предъявляют жители домов, близко расположенных к трассе взлётов и посадок самолётов и к площадкам опробования двигателей. Реакция населения, выявленная опросом, проведенным авторами статьи, показала, что отношение к одним и тем же уровням авиационного шума различно. Так, днём при уровне шума 66 ДБА число жалоб составляет 33 %, а ночью при таком же уровне шум беспокоит 92 % населения. Процент жалоб определяется максимальными уровнями шума и интенсивностью полётов самолетов, как в течение суток, так и на протяжении всего года.
Высокий уровень шума при взлёте, посадке, пролёте самолётов отмечен в многочисленных посёлках сельского типа, расположенных на небольшом расстоянии от аэропортов. Значительный шум создают аэропорты местных авиалиний и авиация специального назначения.
Городские жители чаще, чем сельские, жалуются на шум самолётов (20-25 %), что, по-видимому, можно объяснить повышенной чувствительностью горожан к шуму, вследствие воздействия на них ещё и промышленного, транспортного, коммунального шумов.
Наибольшее беспокойство испытывают люди, страдающие заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта и др. процент жалоб от этой части населения (64-90 %) намного больше, чем от здоровых людей (39-52 %) [2].
При участии медицинских работников с целью выявления вредного шумового воздействия и анализа шума от авиатранспорта были проведены адресный опрос, анкетирование, обработка материалов и выписок из историй болезней людей, проживающих в районе аэропорта г. Красноярска.
Для выяснения субъективной реакции населения на шум, вызываемый разными средствами транспорта, опрошено с помощью специальных анкет 700 человек, проживающих в радиусе 10 км от аэропорта.
Подавляющее большинство опрошенных (65 %) предъявили жалобы на шум авиационного транспорта, который причинял им значительное беспокойство в дневное и ночное время. Самолетный шум нарушал нормальные условия жизни, мешал отдыху и сну, раздражал и понижал внимание на улице, мешал сосредоточиться на работе.
Шум, вызываемый другими транспортными средствами, беспокоил их в меньшей степени.
Измерения показали, что чувствительность к шуму находится в прямой зависимости от возраста людей. Индифферентным к его воздействию оказалось население не старше 20 лет (15-28 %), чувствительным - в возрасте 21-40 лет (49-58 %), весьма чувствительным - в возрасте 41-60 лет (56-67 %) и старше 61 года (65-72 %). На раздражающее действие авиационного шума чаще жалуются лица, живущие вблизи аэропорта менее 3 лет (76-85 %) и от 3 до 6 лет (65-72 %). В меньшей степени авиационный шум беспокоит проживающих в том же районе от 6 до 12 лет (54-63 %) и больше 12 лет (41-50 %) [2].
Постоянное воздействие шума, особенно ночью, приводит к ослаблению организма и стрессу. Человек становится более восприимчив к различным инфекциям. Головные боли и тяжесть в затылке - часто это симптомы развивающейся гипертонии. У тех людей, у которых есть склонность даже не к психологическим, а к психосоматическим заболеваниям, таким как язвенная болезнь, гипертония и другие, шум часто приводит к обострению.
При круглосуточной интенсивной эксплуатации аэропортов уровни звука на жилой территории достигают в дневное время 80 дБА и в ночное время - 78 дБА, максимальные уровни колеблются от 92 до 108 дБА.
Таким образом, проведенный анализ шума от авиатранспорта применительно к аэропорту Красноярска показал необходимость принять меры для его снижения. Для этого рекомендовано:
ввести ограничения на эксплуатацию самолетов с двигателями, не соответствующими европейским нормам шумности; ограничить интенсивность полетов; запретить взлет и посадку всех типов самолетов на город; обеспечить акустическую защиту зданий; применять акустические экраны для защиты от авиационного шума.
Шумозащитные здания с особым планировочным решением, в которых защита от внешнего шума обеспечивается только ориентацией окон защищаемых помещений в сторону, противоположную источнику шума, для защиты от авиационного шума, как правило, непригодны. Шу-мозащитные здания должны проектироваться с повышенной звукоизоляцией наружных ограждающих конструкций [3].
Библиографические ссылки
1. Асатуров М. Л. Загрязнение окружающей среды при авиатранспортных процессах : учеб. пособие ; Университет ГА. СПб., 2010. 548 с.
2. Кузнецов В. С. Медико-биологические аспекты проблемы шума в авиации // Пленар. докл. на VI Науч.-техн. конф. по авиационной акустике. ЦАГИ, 2009. С. 122-149.
3. Лунина И. В., Бальяк Л. Г., Поляков Г. А. Рекомендации по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума. М. : Стройиздат, 2007. 32 с.
© Слабышева В. Д., Черкасова Н. Г., 2018