РИНОПЛАСТИКА ПРИ КОМБИНИРОВАННЫХ ДЕФОРМАЦИЯХ
ПИРАМИДЫ НОСА
Медведев Валерий Анатольевич
канд. мед. наук, зав. отделением оториноларингологии ГБУ РО «Городская
клиническая больница № 11» РФ, г. Рязань E-mail: medvedevlor@mail. ru
RHINOPLASTY WHEN COMBINED DEFORMATIONS OF THE NOSE
PYRAMID
Medvedev Valery
candidate of Science, Head of otorhinolaryngology department "City clinical hospital
№ 11", Russia Ryazan
АННОТАЦИЯ
Проведено исследование в двух группах пациентов с комбинированными деформациями пирамиды носа, каждая из которых состояла из 51 пациента. В контрольной группе ринопластика производилась по традиционным методикам. В основной группе ринопластика выполнялась по специально разработанным технологиям с использованием сконструированных инструментов.
Применение новых технологий ринопластических вмешательств позволило снизить частоту остаточных деформаций носа с 11,8 % в контрольной группе до 3,9 % — в основной.
ABSTRACT
A study in two groups of patients with combined deformities of the nose of the pyramid, each of which consisted of 51 patients. In the control group rhinoplasty was performed by conventional techniques. In the main group rhinoplasty performed by a specially developed technologies using tools designed.
Application of new technologies rhinoplastic intervention has reduced the frequency of residual deformation of the nose with 11,8 % in the control group to 3,9 % — in the main.
Ключевые слова: комбинированная деформация носа; ринопластика.
Keywords: combined nasal deformity; rhinoplasty.
Ринопластика — один из наиболее сложных разделов пластической хирургии и, прежде всего потому, что нос — это наиболее открытая и заметная часть лица, мельчайшие изъяны которой очевидны. Во-вторых, нос имеет сложную часто асимметричную анатомию, изменять которую необходимо с высокой, поистине микрохирургической точностью [1, с. 18]. Данные утверждения в наибольшей степени относятся к комбинированным деформациям носа.
Комбинированные приобретенные деформации представляют собой наиболее значительные изменения формы носа и особенно часто сопровождаются выраженными функциональными нарушениями [2, с. 97].
Тяжелые калечащие осложнения по данным различных авторов, составляют от 1,7 до 18 % наблюдений [6, с. 3]. По некоторым сообщениям осложнения достигали 18,8 % [8, р. 192; 9, р. 201].
Цель исследования: улучшение косметических результатов хирургического лечения комбинированных деформаций пирамиды носа за счет применения новых технологий ринопластических операций.
Материалы и методы.
Основой исследования послужили 102 пациента ГБУ РО «Городская клиническая больница № 11» г. Рязани, которым производились ринопластические операции по поводу комбинированных деформаций пирамиды носа в период с 2006 по 2013 гг.
Для исследования были сформированы основная и контрольная группы больных, каждая из которых состояла из 51 пациента. В обе группы вошли больные со следующими комбинированными деформациями пирамиды носа: ринокифосколиоз (горбатый, кривой нос); ринолордоз с риносколиозом (седловидный, кривой нос); ринокифоз с ринолордозом (горбатый нос с одновременным западением спинки); ринолордоз с ринокифозом и риносколиозом (седловидный нос с горбом и западением спинки); прочие комбинации деформаций пирамиды носа, включая комбинации с рубцовой деформацией.
При операциях, производимых по поводу комбинированных деформаций носа в основной группе использовался ряд специально разработанных для этого инструментов: направляющий инструмент для удаления горба носа [3]; направляющий инструмент для эндоназального удаления горба носа [4]; инструмент для мобилизации костей носа [5] (рис. 1).
а б в
Рисунок 1. Инструменты, разработанные для ринопластических операций, производимых по поводу комбинированных деформаций носа: а — инструмент для удаления горба носа (1 — тонкая металлическая пластина, 2 — овальное отверстие, 3 — вогнутость); б — направляющий
инструмент для эндоназального удаления горба носа (1 — овальное отверстие, 2 — вогнутость, 3 — рукоятка, 4 — перемычка, 5 — выступ); в — инструмент для мобилизации костей носа (1 — бранши, 2 — рабочие поверхности, 3 — сужение бранш, 4 — рукоятка, 5 — ось)
Направляющий инструмент для удаления горба носа (рис. 1а) предназначен для удаления носового горба при открытой ринопластике.
Преимущество данного инструмента заключается в том, что он позволяет удалять горб носа точно в его пределах, не вызывая вторичных деформаций в виде западения спинки носа или рецидива горба. Во время ринопластики он прикладывается к носу таким образом, что весь горб оказывается над пластиной. С помощью скальпеля, а затем широкого плоского долота горб резецируется строго по пластине.
Направляющий инструмент для эндоназального удаления горба носа (рис. 1б) предназначен для удаления носового горба при закрытой ринопластике. Обеспечивая удаление горба носа строго в его пределах, он позволяет добиться таких же косметических результатов. Во время операции инструмент вводится в правый межхрящевой разрез и располагается над носовым горбом. Специальный выступ, указывающий горизонтальное положение инструмента виден слева. Горб удаляется как и при открытой ринопластике, но через левый межхрящевой разрез.
Инструмент для мобилизации костей носа (рис. 1в) представляет собой щипцы особой конструкции с шероховатой рабочей поверхностью, позволяющей оказывать значительное давление на кости носа и надежно мобилизовывать их. Вне рабочей поверхности между браншами имеется большое овальное отверстие, которое не позволяет браншам смыкаться в передних отделах перегородки носа. Тем самым, не повреждаются колумелла и хрящевая часть перегородки носа. Преимуществом данного инструмента является и то, что при работе он совершенно не травмирует кожу наружного носа и слизистую носовой полости, так как давление при смыкании бранш оказывается непосредственно на кости носа.
Операции в основной группе производились по новым и усовершенствованным нами технологиям, среди которых использовались:
• Резекция носового горба с помощью направляющего инструмента, редрессация носовых костей с помощью инструмента для мобилизации костей носа, ступенчатая технология риносептопластики при кривом горбатом носе (ринокифосколиозе);
• Удаление горба носа с использованием направляющего инструмента и сужение костей носа при помощи инструмента для мобилизации носовых костей, чрескожная шовная фиксация хрящевого перегородочного имплантата при деформации в виде горба носа и западения его спинки (ринокифозе с ринолордозом);
• Резекция горба носа с помощью направляющего инструмента и инструмента для мобилизации костей носа, а также чрескожная шовная фиксация перегородочного хрящевого имплантата в области спинки носа при комбинированной деформации в виде ринокифосколиоза с ринолордозом.
• Тоннельная ринопластика, включающая в себя формирование четырех тоннелей для проведения остеотомий и канала для введения имплантата при кривом седловидном носе (ринолордозе с риносколиозом);
• Чрескожная ринопластика при деформациях носа, сочетающихся с гипертрофическими рубцами;
• Чрескожная фиксация имплантата с использованием шины при ринолордозе, комбинированном с другими деформациями носа в случаях, когда требовалась широкая отслойка кожи.
В контрольной группе для выполнения различных видов ринопластики использовались наиболее распространенные методики: резекция горба с помощью широкого плоского долота с ограничителями по краям; сужение костей носа и установка их по средней линии после остеотоми при помощи пальцевого давления; остеотомии через межхрящевые разрезы и фиксация имплантата через кожу при комбинации риносколиоза с ринолордозом; ринопластика через эндоназальные доступы с последующим иссечением рубцов при комбинации деформации пирамиды носа с рубцовой деформацией.
Оценка косметических результатов лечения обеих групп больных осуществлялась путем сравнения формы носа по фотографиям, сделанным до операции, а также через 2, 6 и 12 месяцев после операции.
Фотодокументация производилась с помощью цифровой фотокамеры фирмы "Sony" Cyber-shot DSC-W35 (effective 7,2megapixels). До и после
операции производилось по шесть фотографий в стандартных проекциях: анфас, % слева, профиль слева, % справа, профиль справа, вид спереди при запрокинутой голове-базальная проекция [7, с. 70—74]. Снимки производились в день операции и через 2, 6 и 12 месяцев после операции.
Результаты исследования.
Наибольшее значение при оценке эффективности хирургических технологий лечения комбинированных деформаций носа принадлежит сравнению количества остаточных или повторных деформаций носа после перенесенных ринопластических операций, выполненных по разным методикам. Поэтому, оценка косметической эффективности разработанных и стандартных технологий в основной и контрольной группах осуществлялась путем сравнения числа остаточных послеоперационных деформаций носа.
Таблица 1.
Количество остаточных деформаций носа у пациентов с комбинированными деформациями пирамиды носа в основной и __контрольной группах _
Вид деформации Количество остаточных деформаций у пациентов основной группы Количество остаточных деформаций у пациентов контрольной группы Общее количество остаточных деформаций у пациентов с данным видом деформации
Ринокифоз с риносколиозом 1 (из 20) 2 (из 20) 3 (из 40)
Риносколиоз с ринолордозом 0 (из 11) 2 (из 11) 2 (из 22)
Ринолордоз с ринокифозом 0 (из 5) 1 (из 5) 1 (из 10)
Ринолордоз с ринокифозом и риносколиозом 0 (из 6) 1 (из 6) 1 (из 12)
Прочие комбинированные деформации пирамиды носа 1 (из 9) 0 (из 9) 1 (из 18)
Итого: 2 (из 51) 3,9 % 6 (из 51) 11,8 % 6 (из 102) 5,9 %
При сравнении количества остаточных деформаций носа у пациентов с комбинированными деформациями пирамиды (без деформаций концевого отдела носа) перенесших ринопластику выявлено, что в основной группе повторных деформаций значительно меньше, чем в контрольной (2 случая или 3,9 % — в основной и 6 случаев или 11,8 % — в контрольной). Выводы.
Применение новых технологий ринопластики и новых инструментов при комбинированных деформациях пирамиды носа представляется перспективным направлением развития ринопластической хирургии и позволяет значительно повысить эффективность операций за счет снижения процента остаточных и повторных деформаций носа.
Список литературы:
1. Белоусов А.Е. Функциональная ринопластика. Очерки пластической хирургии. Т. 2. СПб.: Изд. Политехнического университета. 2010. — 18 с.
2. Косметические операции лица / Н.М. Михельсон, Г.В. Кручинский, Л. А. Крикун и др. М., 1965. — 97 с.
3. Медведев В.А. Направляющий инструмент для удаления горба носа. Патент Российской Федерации на изобретение № 2270624 от 27.02.2006 г. Бюл. № 6.
4. Медведев В. А. Направляющий инструмент для эндоназального удаления горба носа. Патент Российской Федерации на изобретение № 2325860 от 10.06.2008 г. Бюл. № 16.
5. Медведев В. А. Инструмент для мобилизации костей носа, Аристархов В.Г. Патент Российской Федерации на изобретение № 2328994 от 20.07.2008 г. Бюл. № 20.
6. Пшениснов К.П. Ринопластика III: осложнения в эстетической хирургии носа и вторичная ринопластика / К.П. Пшениснов // Избранные вопросы пластической хирургии. — 2001. — Т. 1, — № 6. — 3 с.
7. Щербаков К.Г. О методике фотографирования при эстетической ринопластике / К.Г. Щербаков, Л.Л. Павлюченко, И.П. Василенко //Анналы пластической, реконструктивной и эстетической хирургии. — 2004. — № 2. — С. 70—74.
8. Klabunde E.N. Incidence of complications in cosmetic rhinoplasties / E.N. Klabunde, E. Falces // Plast. Reconstr. Surg. — 1964. — V. 34. — P. 192.
9. Miller T. Immediate postoperative complications of septoplasties and rhinoplasties / Trans. Pac. Coast Oto-ophtalmol. Soc. — 1976. — V. 57. — P. 201.