Научная статья на тему 'Ригведа-самхита: упорядоченный корпус'

Ригведа-самхита: упорядоченный корпус Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
428
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сотов А. А.

Для корпуса Ригведы характерно систематическое взаимовлияние между поэтическим размером, темой гимнов, их местоположением и объемом, что позволяет отнести внутреннюю аранжировку корпуса к числу инструментов фиксированной передачи гимнов. Однако зачастую гимны располагаются в корпусе достаточно свободно, что можно рассматривать как свидетельство гибкости ведической традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rigveda-Samhita: the orderly body

The corpus of Rigveda reveals systematic correlation between poetical meters used in hymns, their subject matter, size and location, which allows to treat the arrangement of the corpus as a tool of its oral transmission. However, the hymns are often laid out in a way that suggests lack of any arrangement, which can be interpreted as an evidence of flexibility of the Vedic tradition.

Текст научной работы на тему «Ригведа-самхита: упорядоченный корпус»

А. А. Сотов

РИГВЕДА-САМХИТА: УПОРЯДОЧЕННЫЙ КОРПУС

1. Ригведа-самхита - коллекция древних гимнов

Собрание культовой поэзии индоариев Ригведа-самхита (от рич - «стих, славословие» и веда - «священное знание»; самхита - «коллекция, собрание») насчитывает 1028 гимнов (сукта - «хорошо произнесенный [текст]»), которые распределены по десяти книгам (мандала - «цикл»). Существовавшая на протяжении многих веков в устной традиции, Ригведа принадлежит к числу древнейших памятников словесности и является основанием ведийской литературы - как первая из четырех вед1.

Деление ригведийского корпуса на десять мандал современные исследователи считают «искусственным и сравнительно поздним»2. «Ситуация была, вероятно, такова, - пишет Т.Я. Елизаренкова, - что в течение долгого времени группы гимнов сохранялись в жреческой среде... Необходимость сохранить древнее наследие... и обезопасить его от возможности добавлений и изменений заставила упорядочить разрозненные гимны и их группы, подвергнуть их определенной аранжировке. Причем окончательную кодификацию памятника должен был отделять немалый период времени от той поры, когда были отредактированы отдельные его части»3. В литературе имеются упоминания о различных рецензиях Ригведы, однако сохранилась лишь самхита в редакции школы (шаюса) Шакала4. С именем учителя этой школы Шакальей связывают объединение гимнов в самхиту и составление к ним снимающего действие правил сандхи текста пада-патха - древнего и весьма виртуозного образца лингвистического анализа. Позднейшая традиция приписывает составление самхиты легендарному Вьясе (доел, «разделитель, составитель»): в классическом языке это вообще всякий типический автор великого произведения, включая Махабхарату. Однако концепция Вьясы имеет глубокие истоки, обнаруживая архаическое отождествление грамматиста со жрецом5.

Поэты-провидцыриши адресовали гимны божествам, перечни которых содержатся в особых текстах-указателях (анукрамани). Значительно поздние по отношению к гимнам Ригведы, эти технические работы, среди которых можно выделить приписываемую Катьяяне Сарваанукрамани6, «общий указатель», были одним из традиционных инструментов изустной передачи ведийских самхит в неизменной форме. Помимо перечней богов (девата), анукрамани состоят из списков содержащихся в гимнах поэтических размеров (чхандас) и сообщают количество стихов (рич) в них. Также они называют имена риши, которые, по традиционным представлениям, некогда восприняли божественное откровение (шрути) и облекли его в слова ригведийских гимнов.

Указанные в анукрамани характеристики гимнов в значительной мере определяют их местонахождение в самхите, что подтверждается и современными носителями ригве-дийской традиции7. Европейские филологи, главным образом Г. Ольденберг и А. Бергень, попытались сформулировать правила соположения гимнов в собрании, поскольку это могло бы пролить свет на проблему относительной хронологии памятника, т. е. выделить поздние гимны8. Мандалы 2-7, которые традиция возводит к шести родам риши, считаются

© А. А. Сотов, 2007

древнейшим ядром памятника, Исследователи неоднократно отмечали, что книги 2-9 организованы циклично: число гимнов в них и в восьмой мандат тяготеет к возрастанию (43, 62, 58, 87, 75, 104, 103 и 114 гимнов), в то время как первая и десятая имеют равный объем (по 191 гимну). Ольденберг полагал, что в родовых книгах позиция каждого гимна изначально определялась в зависимости от его темы, поэтических размеров и количества стихов, однако, со временем строгая схема соположения гимнов нарушалась по причине включения в самхиту новых. Поэтому, согласно Ольденбергу, не соответствующие «изначальным» правилами организации самхиты гимны следует признать поздними добавлениями. Правила эти, как резюмирует М. Витцель, следующие: число гимнов в мандолах увеличивается; «родовые книги» открываются небольшими самхитами, адресованными Агни, Индре и другим богам, все они организованы согласно принципу сокращения общего числа гимнов в каждой посвященной божеству коллекции; в этих сериях гимнов одному божеству более объемные гимны предшествуют коротким, затем определяющим становится поэтический размер: джагати и триштубх предшествуют гимнам, содержащим ануштубх и гаятри9. Попытаемся выяснить, насколько в действительности возможно говорить о «тщательной упорядоченности»10 самхиты.

2. Описание выборки и переменных

Изучению были подвергнуты данные по всему корпусу гимнов Ригведы (генеральная совокупность из 1028 объектов)11. В состав матрицы наблюдений включены следующие признаки: местоположение гимна (отношение номера гимна в мандале к ее общему числу гимнов), поэтический размер, божество (тема гимна) и число стихов. Число стихов в гимне рассматривается как показатель его объема. В качестве исследуемых метрических признаков примем Yt - величина относительного местоположения гимна в книге, Y2 - величина объема гимна. Как влияющие на Yt и Y2 факторы будем рассматривать бинарные признаки, принимающих два значения типа «да» - «нет»: наличие поэтического размераХт - триштубх, Хд - ануштубх, XG - гаятри, Х; - джагати, сочетание в гимне размеров триштубх и джагати Х,7; тема гимна (божество) ХА1 - Агни или Индра, XAGNI - гимны посвящены исключительно Агни, и Х^ц^ гимны Индре. Классифицированные по перечисленным признакам гимны представляют собой несколько категорий, о численности которых можно судить по данным таблиц 1 и 2. Выбор признаков наличия размеров триштубх, 4 х 11; гаятри, 3x8; джагати, 4x12; ануштубх, 4x8 (представлены в гимнах отдельно) и сочетания триштубх-джагати обуславливается широким использованием этих размеров в памятнике (см. табл. 1). Гимны Индре и Агни (отдельно), по данным Сарваанукрамани, являются наиболее распространенными: Агни насчитывается 201 гимн (19,55 % собрания) и Индре - 241 (23,44 %), в совокупности около половины самхиты (442 гимна, 42,99 %). Объем выборки ограничивает изыскания наиболее массовыми явлениями, чем обусловлен выбор данных признаков.

Таблица 1

Количество гимнов в поэтических размерах

Размер Число гимнов %

1 2 3

триштубх 346 33,66

гаятри 162 15,76

1 2 3

джагати 54 5,24

ануштубх 43 4,17

триштубх и джагати 110 10,6

прочие, вкл.сочетания 313 30,57

1028 100

Таблица 2

Сочетание поэтических размеров и темы

Число гимнов12

Размер / божество Агни Индре Др. богам

триштубх 79 (7,68) 101 (9,82) 166 (16,15)

гаятри 26 (2,53) 27 (2,63) 109 (10,6)

джагати 8 (0,78) 9 (0,88) 37 (3,6)

ануштубх 5 (0,49) 6 (0,58) 32 (3,11)

триштубх-джагати 13 (1,26) 19(1,85) 78 (7,59)

прочие 70 (6,81) 79 (7,68) 164 (15,95)

201 (19,55) 241(23,44) 587 (57)

3. Результаты исследования

3.1. Влияние факторов на местоположение

При помощи однофакторного дисперсионного анализа исследуем влияние фактора темы ХА1и факторов поэтических размеров ХА, Х0, Хр Хт;на местоположение гимна У

3.1.1. Местоположение и тема гимнов

По результатам однофакторного дисперсионного анализа обнаруживается существенное влияние фактора Х^на местоположение гимнов У {(р< 10'6). Среднее местоположение объединенных в одну категорию гимнов Агни или Индре - 0,38, гимнов другим божествам - 0,59. Этот результат тривиален: гимны Агни или Индре обычно предшествуют всем остальным (ср. начальные гимны 2.1-23,3.1-—53,4.1-32 и др., большинство которых посвящено либо Агни, либо Индре).

3.1.2. Местоположение гимнов и поэтический размер

Исследуем влияние факторов поэтических размеров ХТ ХА, Х0, Х;, ХТ( на местоположение гимна У По данным однофакторного дисперсионного анализа локализация гимнов по наличию в них поэтических размеров может быть выражена следующим образом. Гимны в размере гаятри тяготеют к началу мандал, а в некоторых случаях их открывают. Пример: блоки гимнов 1.1-22 и 9.1-67 (в последнем случае возможны включения стихов в других размерах, что учтено при подсчетах). Среднее местоположение гимнов гаятри - 0,39. Другие размеры в совокупности распределены по всей самхите, среднее местоположение соответствующих гимнов - 0,53 (различие существенно,/» < 10'6). Наличие в гимнах размера ануштубх относит их в завершающую часть мандал: среднее

местоположение - 0,66, остальных гимнов - 0,5 (р = 0,00026). Примером могут служить сосредоточения гимнов 4.47-48, 10.135-137, 10.151-155. Гимны джагати проявляют тенденцию группироваться скорее во второй половине мандал. Пример: сосредоточение гимнов 1.144-145, 1.151, 1.155-156, 1.159-160; 2.36-38; 7.82—83; группа гимнов джагати 9.68-9.86 (в последнем случае возможны отдельные стихи триштубхом). Среднее местоположение гимнов джагати - 0,58, остальных гимнов -0,5 (р = 0,038). На местоположение гимнов в масштабе Ригведы наличие в них исключительно размера триштубх или сочетания триштубх-джагати непосредственного влияния не оказывает.

Таблица 3

Средние местоположения гимнов, мандалы 1-10

Поэтический размер Ср. местополож. Число гимнов

гаятри 0,39 162

триштубх 0,51 346

триштубх-джагати 0,51 110

прочие, вкл.сочетания 0,52 313

джагати 0,58 54

ануштубх 0,66 43

1028

Значима дистанция между гимнами гаятри и прочими (во всех этих случаях по критерию наименьшей существенной разницы различия статистически значимы,р < 10'4), также гимнами ануштубх и триштубх, ануштубх и триштубх-джагати, ануштубх и гимнами, содержащими остальные размеры и их сочетания (различия значимы,/» < 0,002, см. таблицу 3). Общим для самхиты можно считать порядок, при котором гимны гаятри обычно предшествуют джагати, а те - гимнам ануштубх. Нетрудно видеть, что такое соположение гимнов схоже с принципом организации девятой мандалы: гаятри (9.1-67), джагати (9.68-86), триштубх (9.87-97), ануштубх (9.98-101)13, затем прочие размеры. Данные по гимнам девятой мандалы усиливает обозначенную тенденцию, однако последовательность гаятри - джагати - ануштубх сохраняется и при исключении гимнов 9.1-114 из подсчетов. Тогда гимны гаятри по-прежнему предшествуют остальным: среднее местоположение 0,45 и 0,5, по данным однофакторного дисперсионного анализа (Р-критерий) различие существенно,/? = 0,066. Гимны ануштубх расположены преимущественно в завершающих частях мандал (среднее местоположение 0,64, остальных гимнов-0,5, различие значимо: р = 0,001), По критерию наименьшей существенной разницы различие между средним положением гимнов гаятри (0,44) и джагати (0,55) значимо (р = 0,062).

3.1.3. Местоположение гимнов триштубх в зависимости от темы

Двухфакторный дисперсионный анализ указывает на существенное влияние взаимодействия факторов Хт и ХА1 на местоположение гимнов У1 (р < 10'5). Гимны исключительно Агни или Индре, как правило, предшествуют гимнам другим божествам, что является тривиальным фактом, однако, среди них гимны триштубх обычно предшествуют гимнам в других размерах (среднее местоположение 0,35 и 0,42 соответственно). Среди гимнов остальным божествам гимны триштубх тяготеют к завершающей части мандалы (среднее

местоположение 0,68). Эта тенденция ощутима на материале шестой мандалы (75 гимнов): гимны 6.47-74 удовлетворяют условию Хм=0, из них гимны 6.62-74 преимущественно содержат триштубх, им предшествуют гимны 6.47-61 в различных других размерах и допускают их сочетания.

3.1.4. Местоположение гимнов гаятри в зависимости от темы

По результатам двухфакторного дисперсионного анализа взаимодействия факторов Х0 и ХА1 на местоположение гимнов У1 показывает высокий уровень значимости (р < 10‘5). Местоположение гимнов исключительно Агни или Индре статистически независимо от наличия в них размера гаятри, но если гимн посвящен другим божествам, то наличие гаятри скорее отнесет гимн в начало (среднее местоположение - 0,38), а любой другой размер (или сочетание размеров) - в завершающую часть мандалы (среднее местоположение - 0,64). Обозначенная тенденция наблюдается в основном за счет гимнов гаятри девятой мандалы (9.1-67). Для остальных книг собрания среднее значение У - 0,62 при Хс = 0, ХА1= 0, среднее значение У1 _ 0,51 при Хс = 1, ХД1= 0; двухфакторный дисперсионный анализ указывает на значимость смешанного эффекта признаков (р = 0,04).

3.2. Влияние факторов на объем гимнов

3.2.1. Объем и поэтический размер

Исследуем влияние факторов поэтических размеров Х^ ХА, Хс, Хр Х.пна объем гимнаУ2. Следует помнить, что под этой величиной мы понимаем число стихов в гимне. По результатам однофакторного дисперсионного анализа на объем У2 влияние оказывают триштубх и джагати. Хт(триштубх),р = 0,000003: гимны триштубх, характеризуются в среднем меньшим объемом 8,87, остальные гимны - 10,97. Самый короткий и самый длинный гимны Ригведы, 1,99 (1 стих) и 9,97 (58 стихов) составлены триштубхом, однако среди гимнов триштубх преобладают скорее короткие, как, например, гимны 10,180-183 (3 стиха), 3,17-3,20 (5 стихов) и др. Х;(джагати),р = 0,0061: средний объем гимнов джагати меньше, чем остальных (7,8 и 10,4). Самый короткий гимн джагати 10,41 (3 стиха), самый длинный-9,86 (48 стихов); преобладают короткие (например, сосредоточение гимнов 1,145, 1,156, 1,159-160,5 стихов; 9,75-80, 9,82-84,5 стихов). Признаки ХА (ануштубх) и Хс (гаятри) на объем гимнов существенного влияния не оказывают.

3.2.2 Объем и тема

Систематическим является влияние фактора Х^ на величину объема гимна У Гимны Индре в среднем длиннее всех прочих (11,29 против 9,95, различие существенно, р < 0,007). Пример: «длинные гимны» 3,30-31 (22 стиха), 8,12-13 (33 стиха), 8,6 (48 стихов) и др.

3.2,3. Объем, поэтический размер и тема

Двухфакторный дисперсионный анализ не подтверждает значимость совместного влияния признаков ХД1 и Хт на объем гимна У2 (р = 0,427). Независимо от их темы, гимны триштубх характеризуются меньшим числом стихов. Анализ обнаружил значимость смешанного эффекта признаков ХА1 и Ха на объем гимна У2 (р = 0,00088). Гимны Агни или Индре в размере гаятри как правило превышают по объему гимны тем же божествам, но в других размерах, значение средних величин объема - 13,04 и 10,24. Гимны гаятри, для которых X = 0, преимущественно содержат меньшее число стихов по сравнению с остальными (среднее значениеУ2 _ 8,89). Тенденцию можно проиллюстрировать на примере гимнов 10,185-186, 10,189 (3 стиха), 9,53-60 (4 стиха), 9,25-46 (6 стихов), 1,17-19 (9 стихов) и др.

Данные подтверждают гипотезу о наличии в самхите закономерностей соположения гимнов. Существует систематическое взаимовлияние между поэтическим размером, темой гимнов, местоположением и объемом. Учитывая естественные ограничения, накладываемые на статистическое исследование количеством гимнов, корректно говорить о некоторых общих тенденциях. Гимны гаятри обычно предшествуют остальным гимнам независимо от темы. Гимны Агни или Индре в размере триштубх предшествуют гимнам тем же божествам, но в других размерах, тогда как среди гимнов другим божествам гимны триштубх тяготеют к завершающим частям мандал, Гимны триштубх и джагати, как правило, содержат меньше стихов, чем остальные. Гимны Индре независимо от их поэтического размера в среднем характеризуются большим числом стихов. Вероятность того, что эти тенденции являются результатами случайного совпадения, весьма низкая. Следовательно, внутреннюю аранжировку корпуса можно отнести к числу инструментов фиксированной передачи гимнов, наряду со вспомогательной техникой типа пада-патха в связке с фонетическими инструкциями пратишаюсъя-сутр, что свидетельствует о высоком развитии традиционной техники сохранения Ригведы как сакрального и ритуализированного текста. Вместе с тем, самхита отражает значительную гибкость традиции в отношении трансляции гимнов. Именно с изучением исторической динамики ригведийской культуры как источника новых традиций необходимо связать перспективы дальнейшего исследования древнеиндийского литературного корпуса.

1 Эрман ВТ. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980; GondaJ. Vedic Literature. Wiesbaden, 1975.

2 Елизаренкова Т.Я. Ригведа: избранные гимны. М. 1972. С. 23.

3 Елизаренкова Т.Я. Указ. соч. С. 23-24.

4 Witzel М. The Development of the Vedic Canon and its Schools: The Social and Political Milieu // Inside the Texts, Beyond the Texts / Ed. M. Witzel. Cambridge, 1997. P. 324.

3 Топоров B.H. О ритуале: введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках / Ред. Е.С. Новик. М., 1988. С. 21.

6 Sarvanukramani des Katyayana zum Rigveda. Oxford, 1885; GondaJ. Op. cit. P. 34.

7 Witzel M. Op. cit. P. 261.

8 BergaigneA. L’histoiredelaSamhitaduRg-Veda. Paris, 1886-1887•, Oldenberg H. Die Hymnen des Rigveda: Metrische und textgeschichtliche Prolegomena. Berlin, 1888. Bd. I.

9 Witzel M. Op. cit. P. 261.

10 Дандекар P.H. От Вед к индуизму. Эволюционирующая мифология. М., 2002. С. 34.

11 Статистические подсчеты осуществлены в программной среде StatSoft Statistica 6.0. О статистических методах в индологии см.: Fosse L.M. The crux of chronology in Sanskrit literature: statistics and Indology. Oslo, 1997; Mylius K. Ober die Anwendung methematischer Methoden in der Vedaforschung / Ethnographisch-Archztologische Zeitschrift. Berlin, 1980. 21. Jahrgang. H. 2. S. 233-248.

12 В скобках указано процентное отношение от общего числа гимнов.

13 В перечисленных гимнах возможны включения стихов в других размерах, что учитывалось при подсчетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.