Научная статья на тему 'Рхги как социокультурный проект'

Рхги как социокультурный проект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рхги как социокультурный проект»

Д. БУРЛАКА, ректор Русский Христианский гуманитарный институт

«Российский гуманитарный научный фонд сердечно поздравляет вас и коллектив Русского Христианского гуманитарного института со знаменательной вехой в истории вашего пока еще юного высшего учебного заведения - десятилетием успешного развития образовательной, научно-исследовательской и издательской программы «Русский путь ». Мы высоко ценим вклад Русского Христианского гуманитарного института в отечественную гуманитарную культуру. В современных условиях России вы не на словах, а на деле дали убедительный пример удачной интеграции науки, образования и культуры. Общими усилиями вы создали перспективную модель универсального гуманитарного образования, которая основана на тысячелетних ценностях христианской культуры, традициях университетского образования и новых информационных технологиях. Об успешной научно-просветительной деятельности Русского Христианского гум-анитар-ного института свидетельствует признание его достижений научным сообществом: по итогам конкурсов РГНФ за последние десять лет (1994-2004) РХГИ неизменно занимает четвертое место среди высших учебных заведений России, уступая пальму первенства лишь МГУ, СПбГУ и ТомГУ, намного опережая другие известные классические университеты. От всей души желаем коллективу Русского Христианского гуманитарного института творческих успехов в развитии гум,анитарных наук, в том числе новых свершений и духовных обретений на «Русском пути!».

Это слова из поздравительного адреса от Председателя совета Россий-

РХГИ как

социокультурный

проект

ского гуманитарного научного фонда (РГНФ), чл.-корр. РАН Ю.Л. Воротникова. Столь высокая оценка молодого и небольшого по российским меркам (порядка шестисот студентов, около ста преподавателей и сотрудников) вуза впечатляет. Несколько академических журналов, включая «Высшее образование в России», предложили мне проанализировать причины столь интересного для постсоветского академического пространства явления. Это дало возможность взглянуть на РХГИ в широком социокультурном контексте.

Русский Христианский гуманитарный институт - один первых негосударственных вузов России. Его образовательная деятельность была начата в 1989 г., в последние годы жизни СССР, а социальная формализация была произведена тогда, когда институт сложился и фактически функционировал в качестве самостоятельного учебного заведения. В 1994 г. институт получил лицензию, а в 1999 г. - государственную аккредитацию. В январе-марте 2004 г. РХГИ успешно прошел процедуру комплексной оценки деятельности вуза Минобразованием России, повысив свой аккредитационный статус до уровня академии. Открылась новая страница нашей истории.

Возникновение и развитие РХГИ несло на себе отпечаток общих культурно-политических процессов, происходивших в России. Идеологический вакуум, образовавшийся после развала советского общества, с одной стороны, дал возможность созидания ценностей, аутентичных национальной культурной традиции, но с другой -

стал активно заполняться циничными идеологиями личного обогащения, а в собственно духовной сфере - религиозными суррогатами. Интеграция в мировое культурно-экономическое пространство на новых принципах привела к процессам, традиционно именуемым как «вымывание мозгов» и «отток интеллекта». Деятельность РХГИ стала своеобразным конкретным ответом в области образования на вызов времени.

Институт не является типичным представителем ни одной из существующих категорий образовательных учреждений. От негосударственных вузов РХГИ отличается критическим отношением к односторонне прагматичному, узкопрофессиональному построению образования. Этот подход не соответствует ни национальной педагогической традиции, ориентированной на фундаментальность и систематичность, ни требованиям надвигающейся информационной эпохи, лидерами которой будут не узкие специалисты, а люди, способные к самостоятельному конструктивному мышлению.

РХГИ проводит подготовку по специальностям «философия», «теология», «религиоведение», «история», «культурология», «психология», «искусствоведение», «филология» (классические, восточные, русский, финский, английский языки). По спектру реализуемых учебных программ институт может быть охарактеризован как один из немногих гуманитарных вузов в точном смысле этого слова. Подобный спектр образовательных программ может быть найден только в крупных классических университетах. В этом свете символично, что РХГИ был учрежден ведущими в своих областях академическими структурами Санкт-Петербурга - Российской академией образования (Северо-Западное отделение), Институтом русской литературы

(Пушкинский Дом) РАН и Санкт-Петербургской Духовной Академией.

Помимо профильности, программы РХГИ роднит с традициями классических российских университетов систематичность и фундаментальность. В то же время институт строит гуманитарное образование на духовном фундаменте, невозможном в государственных учебных заведениях.

В отличие же от духовных школ разных конфессий, готовящих кадры преимущественно для пастырского служения, РХГИ открыт для людей различных убеждений и главное - профессиональных интересов. Наш вуз для тех, кто не только хочет получить профессию, но и ищет свой путь духовного самоопределения.

Особенности положения РХГИ в академическом пространстве России имеют своим источником своеобразную концепцию образования. Это относится в первую очередь к построению общеобразовательной части всех программ высшего образования. Три идеи в ней конкретизируют и дополняют друг друга: образование должно быть культурологически целостным, духовно обоснованным и укорененным в национальной культурной традиции.

Концепция целостного гуманитарного образования усиливает фундаментальность общегуманитарной подготовки даже в сравнении с традициями классических университетов. Типичная для ушедшего столетия ориентация общеобразовательной подготовки на некоторую базовую науку в свете современных веяний весьма проблематична, поскольку проецирует принцип специально-профессионального образования в иную по своим задачам и структуре сферу. Отраслевая организация образовательных программ, да и административной структуры вузов сложилась в советское время и является классическим порождением цивили-

зации индустриального типа. Однако современный мир переходит в информационную эпоху или, по крайней мере, в постиндустриальное состояние. Для научно-образовательного сообщества это означает, что грани отдельных наук размываются, прорывы и синтезы носят междисциплинарный характер. Культурологически-цельное образование, предложенное РХГИ, -вариант ответа на вызов постиндустриального мира.

Согласно данной концепции, углубленная специализация в той или иной области знания оправдана и плодотворна лишь на фоне широкой общегуманитарной подготовки. Программа РХГИ в общеобразовательном блоке дисциплин строится как определенным образом осмысленная история мировой культуры. На протяжении пяти курсов изложение материала развертывается в соответствии с важнейшими культурноисторическими циклами в развитии мировой культуры. Первый курс посвящен изучению Древнего мира, второй - освоению Средневековой культуры, третий - исследованию европейской гуманистической цивилизации. Студенты четвертого и пятого курсов штудируют историю русской культуры, которая толкуется как самобытный тип культурно-исторической жизни, впитавший в себя различные мировые влияния, но реализующий собственную историческую судьбу.

В учебном процессе указанные эпохи осмысливаются через комплексный анализ важнейших областей жизни -политической и религиозной истории, философии, литературы и художественной культуры.

На этом культурологическом фундаменте строится специально-профессиональная подготовка по конкретному направлению гуманитарного знания -психологии, искусствоведению, философии и т. п. Такой подход к образова-

тельному процессу предполагает выработку у студента навыка к самостоятельному овладению в случае необходимости новой информацией и профессиональными умениями. Переводя эту мысль в сферу социальной прагматики, можно надеяться, что полученные выпускником навыки и умения надежнее защитят гуманитария от безработицы, нежели высочайший профессионализм в узкой области, сопровождающийся столь же высокой степенью ограниченности в иных областях и главное - в культуре мышления.

Принципиальная новизна образовательной модели РХГИ заключена в стремлении построить общеобразовательную составляющую учебного процесса для всех специальностей так, чтобы сделать студента причастным ценностям христианской культуры. Духовная проблематика преподается как учебный материал, в общем контексте истории цивилизации. Методологически центральная образовательная задача - показать за картинами реальности, созданными отдельными науками, развивающееся творение в его цельности, открыть за Ratio Логос. В этом свете можно сказать, что в РХГИ идеи русской религиозной философии от Соловьева до Франка и Бердяева обрели свое конкретное практическое воплощение. Ясно, что христианизация гуманитарного образования в институте не имеет в виду очевидной социальной прагматики: «прагматический» аспект знания носит здесь смысл духовной благодати - личной пользы для человеческой души.

В целом же общеобразовательная часть программы РХГИ ориентирована на приобщение студента к ценностям русской культуры, что преследует долгосрочную цель сформировать тип интеллигента, не просто «выживающего», но являющегося активным участником нового общества.

В своей совокупности идеи, составляющие концепцию РХГИ, смотрятся при первом знакомстве достаточно экзотично. Если проблема сайентологического или культурологического структурирования образовательных моделей не без интереса обсуждается академическим сообществом, то темы духовно-нравственных оснований национальной укорененности образования, скорее, маргинальны. И, может быть, поэтому активно эксплуатируются националистическими и клерикальными маргиналами.

РХГИ предлагает определенный синтез именно на концептуальном уровне. Он требует размышлений, и это отчасти объясняет ту психологическую среду, в которой рождались и созревали научные программы института. К середине 90-х годов структура учебного процесса в целом сложилась и не требовала значительных ресурсов для функциональной поддержки. Вузом был накоплен серьезный научный потенциал, переросший уровень сугубо учебных потребностей, установлены связи в научной среде Санкт-Петербурга и с зарубежными партнерами. Экономический анализ показал, что РХГИ занял свою нишу на Северо-Западе России и дальнейшее развитие вуза может быть эффективным при организации гиперобразовательных проектов - научных, научно-издательских и информационных. Начиная с 1996 года научная и научно-издательская деятельность стали приоритетными направлениями развития РХГИ.

Избранная стратегия оказалась обоснованной. Во-первых, качественное образование по непрагматичным, тесно не связанным с социально-экономической сферой специальностям невозможно построить без привлечения преподавателей к научной работе. Во-вторых, ориентация вуза на фундаментальную подготовку и научные ис-

следования формирует неповторимое лицо института, радикально отличая его, в частности, от подавляющего большинства негосударственных образовательных учреждений. В-третьих, РХГИ проявил себя мобильной и успешной структурой в конкурентных условиях деятельности в области науки и научного книгоиздания. Начиная с 1996 г. часть проектов, ранее финансировавшихся РХГИ из собственных средств, получает поддержку федерального бюджета через Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ).

Научно-исследовательская деятельность была важнейшим направлением развития института в 1999-2003 гг. За этот период РХГИ достиг уровня ведущего образовательного учреждения в своей отрасли гуманитарного знания, перерос нормативы вузов типа «институт», показав весьма достойные результаты для структур типа «академия» и «университет».

Обильная грантовая поддержка указывает на актуальность проектов и их востребованность академическим сообществом. Приведенную выше оценку деятельности вуза, согласно которой по совокупному нарастающему итогу конкурсов РГНФ институт входит в пятерку ведущих университетов России, безусловно, нельзя абсолютизировать. Следует указать на два обстоятельства, вносящих понижающие и повышающие коррективы в анализ собственного научного потенциала вуза. В первом случае надо признать, что локомотивом, вытащившим институт в число лидеров, является издательство РХГИ. Не все книги, опубликованные институтом, являются результатом научных работ, задуманных и проводившихся непосредственно в РХГИ. В целом ряде случаев издательство выступило техническим исполнителем (наподобие издательства «Наука») по исследованиям,

исполненным в других учреждениях, таких как Институт философии, Институт социологии, Институт истории естествознания и техники РАН. Сферу контактов РХГИ в академическом сообществе эта деятельность несомненно расширила; зачастую впоследствии совершался переход от технического исполнения к разработке нового самостоятельного проекта. Говоря же о повышающей корректировке, требуется учесть то, что данная выше оценка дает лишь абсолютный показатель, без учета соотносительности результатов научной активности вуза и количества студентов, преподавателей, уровня материально-технической базы, институционального бюджетного финансирования и административной поддержки, исторически сложившихся научных школ и международных связей и т.п.

Темпы научно-исследовательского, научно-издательского и информационного развития института обусловлены особенностями формирования научной политики. РХГИ выделяет для себя приоритетные направления научного и издательского развития, тесно связанные с идеологией и образовательной моделью вуза, и концентрирует на них финансовые и человеческие ресурсы. В общем виде эти сферы можно обозначить как историю и философию русской культуры и анализ религиозных оснований мирового культурно-исторического процесса. По отношению к этим темам сама образовательная модель РХГИ выступает частным - педагогическим - случаем научных исследований в вышеназванных областях. По всем направлениям научной деятельности институт систематически проводил конференции, семинары, коллоквиумы и участвовал в российских и зарубежных научно-практических мероприятиях.

Важнейшей чертой научно-исследовательской деятельности вуза явля-

ется стремление максимально широко использовать человеческий потенциал Санкт-Петербурга как крупнейшего центра науки и культуры. РХГИ привлекал и привлекает к реализации своих проектов специалистов из различных культурных и академических учреждений города. Этот подход обусловлен тем обстоятельством, что такой проект, как «Русский Путь», не может быть реализован силами одного вуза, даже самого крупного. В финансовом плане данная позиция позволяла четко фиксировать реальные затраты на проделанную работу, снижать накладные расходы, не держать «балласта» в каждом конкретном проекте, достаточно эффективно оплачивая труд ведущих специалистов, и избегать «долгостроя», характерного для крупных забюрократизированных НИЧ, НИО и НИИ. Этот подход опирается на опыт целого ряда западных институтов и университетов. К сожалению, российские аналоги нам неизвестны.

Надо подчеркнуть еще раз, что именно издательство принесло вузу общероссийскую известность и вывело на соответствующую орбиту сначала собственно исследовательские, потом и информационные проекты. За последнее десятилетие издательство РХГИ опубликовало свыше 150 наименований научной, религиозной и просветительской литературы общим объемом около семи тысяч печатных листов (в эти данные не входят методические публикации для внутренних нужд обеспечения образовательного процесса). Исторически сложилось так, что издательство РХГИ не ограничивается технической работой по публикации научных трудов. Оно соединяет в себе черты трех видов издательств

- научных, вузовских и религиознопросветительских, не совпадая однозначно ни с одним из них. Отсюда, во-первых, достаточно четкая идеологи-

ческая ориентация, вытекающая из принципов образовательной и исследовательской концепции института. Во-вторых, требования научной ценности публикаций и квалифицированного научно-редакторского оформления. В-третьих, духовно-просветительская направленность публикаций. Издательство РХГИ, как правило, не реализует узкоспециализированные проекты, ориентируясь на достаточно широкую академическую аудиторию.

Издательская деятельность института рубрицирована по определенным сериям, среди которых центральное место занимает проект «Русский Путь: pro et contra,». Вокруг него группируются другие издательские серии: «Из архива русской эмиграции », «Живая традиция », «Русская философия в «Пути», «Современная российская мысль», а также внесерийные книги. (Серийность является отличительным признаком продвинутых научных издательств или проектов как советского, так постсоветского периода. В первом случае можно вспомнить «Мысль» с хорошо известным «Философским наследием». Во втором - назвать фирмы «Алетейя», «Республика», «РОСПЭН», «Языки русской культуры»).

В последнем десятилетии ХХ века российское академическое книгоиздание, несмотря на все экономические неурядицы, развивалось семикратными темпами, как будто наверстывая упущенное. При этом надо признать, что в содержательном аспекте большинство публикаций постсоветского периода вводили в научный оборот труды не новые, но лишь недоступные ранее или отсутствующие по каким-то причинам в академическом информационном поле. РХГИ в данном случае не исключение, но и не общий случай. Возьмем на себя смелость оценить проект «Русский Путь: pro et contra» в пространстве интеллектуального кни-

гоиздания как имеющий наибольший удельный вес научно-образовательной новизны в общем массиве опубликованного текста. Кроме того, это единственный из реализованных серийных проектов, имеющих междисциплинарное культурологическое значение. Он по-своему реализует комплексный подход к построению гуманитарного образования и научных исследований. Ресурс его далеко не исчерпан, особенно с учетом новых информационных технологий (См.: Вестник РХГИ. - 1999.

- № 3.).

Многие из новых российских издательств, сформировавших современное пространство научной книги, имеют свои тематические интересы и возникли как определенный предпринимательский ответ на запросы части академического сообщества. Отсюда приоритетность в сотрудничестве с теми или иными структурами РАН. «Дмитрий Буланин» обслуживает научные потребности сотрудников ИРЛИ и ИВИ РАН, «Индрик» - Института славяноведения. «Языки русской культуры» плотно укоренились в московском академическом сообществе, «РОС-ПЭН» - в системе архивов. Издательство РХГИ, подобное своей историей и экономикой большинству новых книгоиздательских предприятий, оказалось в некотором смысле в более удачных условиях, поскольку имело под собой не специализированный институт, а многопрофильный вуз.

В академической среде РХГИ более известен как научно-издательская организация, чем как учебное заведение. Но нельзя не признать, что именно вузовская креативная интеллектуальная среда создала фундамент для развития издательских программ РХГИ. В данном случае РХГИ оказался единственным санкт-петербургским вузом, который сумел активизировать научно-креативный потенциал про-

фессорско-преподавательского состава в деятельности собственного издательства, воспользовавшись в этом процессе и ресурсом других академических структур.

С этих позиций издательство РХГИ может быть оценено как одно из самых успешных академических и интеллектуальных предприятий посттоталитар-ной России. В определенном смысле оно - «экзистенциальный проект», в котором созидалась энергетика, подпитывавшая своих участников. Можно сказать, что издательство РХГИ - феномен истории российской культуры эпохи либеральных постсоветских реформ, а результаты его работы имеют ценность вне зависимости от принадлежности к вузу и соответствия вузовским критериям.

На 2003 год издательство РХГИ -это уже история. Ее продолжение зависит не только от воли непосредственных исполнителей.

Годы интенсивной издательской деятельности позволили вузу превратиться в ресурсный центр, являющийся одним из самых востребованных и динамичных в области гуманитарной науки. РХГИ и здесь быстрее очень многих сумел соединить результаты исследовательской и издательской работы с новейшими информационными технологиями. Накопленный научно-издательский опыт позволил институту стать одной из продвинутых академических структур в области создания инфоресурсов. Можно сказать, что за пять лет РХГИ прошел путь от минимально-допустимых требований, предъявляемых к российскому вузу, до хорошо информатизированного образовательного учреждения в целом и одного из лидеров в области научно-информатизационных проектов в российском научно-гуманитарном сообществе - в частности. Среди гуманитарной части вузовского сообщества

результаты работы института по введению в оборот научно-образовательных инфоресурсов сравнимы с работой Российского государственного гуманитарного университета (при сопоставлении абсолютных результатов не мешает принять во внимание несопоставимость финансово-административной поддержки этим структурам).

Электронные научно-исследовательские проекты РХГИ представлены в сети Интернет и на электронных носителях по основным направлениям гуманитарной науки: философии, антропологии и психологии, теологии и религиоведению, филологии, истории, культурологии. Большинство информационных проектов носит междисциплинарный характер, что отвечает требованиям нарождающейся информационной культуры. Особая методологическая роль при этом отводится философии, религиоведению и культурологии.

Сотрудниками РХГИ разработаны и вводятся в научный оборот следующие инфоресурсы:

1. Информационно-аналитический портал «Энциклопедия русского самосознания» и гипертекстовая электронная библиотека «Русский Путь»(Ь^р:/ /russianwav.rchgi.spb.ru).

2. Электронная библиотека по средневековой философии и теологии (http://antologv.rchgi.spb.ru/).

3. База данных и информационнопоисковая система по истории философской, социальной, религиозной мысли эпохи Возрождения (http:// renaissance.rchgi.spb.ru/).

4. Полнотекстовая специализированная электронная библиотека по антропологии (http://anthropologv. rchgi.spb.ru).

5. База данных «Культурно-конфессиональная структура христианской цивилизации: православие, католицизм, протестантизм - социокуль-

турный аспект влияния» (http:// www.rchgi.spb.ru/christian).

В отличие от подавляющего большинства вузовских сайтов, содержащих в основном учебно-административную информацию для студентов и абитуриентов, страничка РХГИ предлагает ресурс для научной работы и послевузовского образования. В результате только за 2003 год на сайте побывало свыше 300 000 посетителей.

Образовательная, исследовательская, издательская, информационная деятельность вуза требует соответствующего экономического обеспечения. По итогам пятнадцатилетней работы можно сказать, что она вполне состоялась. Именно экономика ярче всего демонстрирует, что РХГИ был сотворен, конечно, не из «чистого небытия», но «почти из ничего». Вначале были только идеи. В материальном аспекте институт начался с аренды нескольких классов и полуподвального помещения в общеобразовательной государственной школе. Сейчас РХГИ

- это хозяйствующий субъект, сам создавший себе материальную базу, качество которой гораздо выше среднего по российским меркам. Весь этот период вуз работал в режиме полного самофинансирования. Средства из федерального бюджета выделялись в результате систематических побед в конкурсах фондов, учрежденных правительством России для поддержки научных исследований. РХГИ рассматривал такую поддержку как своего рода «дар свыше» и поэтому использовал полученные средства весьма эффективно. То же можно сказать и о других грантах и субсидиях - они не проедены и не приватизированы (что для России не очень типично). В результате за истекшее десятилетие экономика РХГИ выросла почти в 200 (двести) раз. Понимая условность такой оценки с учетом

долларизации, инфляции, дефолта, можно тем не менее с уверенностью сказать, что экономика института выросла в долларовом измерении более чем на порядок. При этом экономическое развитие РХГИ нельзя однозначно охарактеризовать термином «стабильный рост». На деле пресловутое «антикризисное управление» для руководства вуза - не теория и не экстраординарная практика, а почти повседневность. Экономика РХГИ - одно из лучших подтверждений концепции государственной поддержки науки, сочетающей в себе институциональный и адресный принципы. Первый создает и поддерживает среду. Второй - формирует условия для прогресса. Диспропорции приводят либо к застою, либо к истощению «почвы», среды обитания.

Подытоживая сказанное о социальной успешности «предприятия», именуемого Русский Христианский гуманитарный институт, можно зафиксировать несколько ее причин. Во-первых, РХГИ выдвинул ряд интеллектуальных проектов, с одной стороны, новых для постсоветского общества, с другой - укорененных в традициях отечественной культуры и потому востребованных после распада СССР. Во-вторых, в отличие от подавляющей части научного сообщества, сосредоточенной в госструктурах, РХГИ позитивно воспринял комплекс изменений, произошедших с Россией в 1985-2004 гг. В-третьих, новые рыночные условия хозяйствования побудили вуз, проводящий обучение по немассовым специальностям и к тому же «отталкивающий » на входе значительное число абитуриентов, отягощенных денационализированными и антиклерикальными предрассудками, к разработке полиоб-разовательных источников финансирования. В конечном счете названные условия принесли успех, поскольку руководство вуза сумело продумать и ре-

ализовать своего рода «адекватный менеджмент», учитывающий всю совокупность условий и своеобразие программ РХГИ.

Рассматривая «проект» РХГИ в политическом контексте, видишь, что он мог возникнуть и состояться только в специфических реалиях постсоветской России. С одной стороны, он типичен для России периода либеральных реформ, с другой - уникален для общего состава феноменов, порожденных преобразованиями. Резко возросшие возможности социальной активности были по-разному восприняты гражданами нового государства. Кто-то покинул страну. Одни растерялись, другие, напротив, «не растерялись», направив свою энергию на обогащение. Немногие проявили себя в финансово неемких сферах науки и образования. Если рассматривать РХГИ как культурнополитическое явление, то его сущность

- творческая реакция на материализм, порожденный российским обществом в процессах своей либерализации.

Два десятилетия реформ сделали очевидным своеобразие новейшего российского либерализма. О его беспочвенности, в смысле отрыва от национальных культурно-исторических корней, написано так много (в том числе автором этих строк), что эта тема набила оскомину. Гораздо важнее другая проблема, почти не освещенная, -«духовная недостаточность» всех современных российских либеральнореформистских идеологий. Либерализм - явление христианской культуры, выросшее из чисто евангельской идеи примата личности над любыми социальными институтами. Последние созданы людьми, а человеческая личность сотворена Богом по Его образу и подобию. Отсюда идея ее неотчуждаемых прав и свобод. В эволюции либерализма многие его ветви оторвались от своих духовных корней. Россий-

ские разновидности - яркие представители такого «освобождения». Либеральная идеология, становясь духовно обескровленной, порождает понимание свободы не как ответственности, а как стихийности и своеволия. Движимые подобными идеологемами, российские реформы пришли к закономерному результату. Надеюсь, промежуточному.

Образовательную идеологию РХГИ, безусловно, можно оценить как либеральную. Особый дух чувствуют все, кто попадает в стены этого заведения. Но в то же время она глубоко консервативна, но не в смысле почвы культуры, а в смысле ее неба. В этом плане РХГИ -не просто явление российской цивилизации периода либеральных реформ. В отличие от многих оно хорошо или достаточно обосновано, а в терминах Лейбница есть «PHENOMENON BENE FUNDATA».

В завершение скажем о главном. Самым удивительным для внешнего наблюдателя в феномене РХГИ является христианство. Стереотип несовместности науки и веры в сознании россиян имеет две причины. Первая - глубокая секуляризованность и религиозная безграмотность российского общества в целом, в том числе его верхнего образованного слоя - профессиональных ученых и вузовских работников. Вторая - необразованность в своей массе российского священства, да и большинства церковного народа (к неправославным исповеданиям сказанное относится в неменьшей степени). Лубочный образ православия, ограничивающийся попом с кадилом и бабушками со свечками, имеет мало отношения к сущности христианства, хотя сама русская церковь сделала немало для такой идентификации.

Христианство вошло в мир как религия свободы и Логоса, и оно - не сум-

ма застывших обрядов и доктрин, а сила, созидающая нового человека и, как следствие, новую культурно-историческую реальность. Воплощение - не только событие, произошедшее 2000 лет назад, но всемирно-исторический процесс освобождающего преображения всего творения. В культурологическом аспекте это означает, что наука и образование суть феномены христианской цивилизации и вне ее не имеют причин для появления. Эпоха новоевропейского просвещения всего лишь выявила неадекватность исторической (клерикальной) формы христианской культуры ее вечному содержанию и историческому заданию. В этом смысле соединение научно-образовательной деятельности и ценностей христианского миросозерцания настолько внутренне существенно, что внешнему наблюдателю вполне естественно кажется случайным.

Выразив главное по существу, имеет смысл завершить статью, сказав о прикладном аспекте социального проекта РХГИ. Миссию института вполне можно оценить как своеобразное миротворчество. Революция 90-х годов прошлого века на этот раз прошла без такого неприятного последствия, как гражданская война, по крайней мере в «горячей» форме. Однако общество, утратившее идеологическое единство, по сей день остается глубоко расколотым, а деструктивная энергия продолжает аккумулироваться в коллективном бессознательном различных социальных групп.

По нашему глубокому убеждению, нынешняя ситуация является отдаленным следствием тех духовных потрясе-

ний, которые произошли с российской империей в начале ХХ века. Впервые в истории человечества начала свой короткий, но интенсивный жизненный цикл империя, официальной государственной идеологией которой стал атеизм. Экзистенциальные последствия такой модели социального поведения предсказывались и К. Леонтьевым, и авторами «Вех», но лучше всего формулируются чеканными словами Ф.М. Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено».

Христианство, безусловно, не является религией земного благополучия, точнее, не ставит его своею основной задачей. Нужно вполне отдавать себе отчет в том, что рай на земле невозможен. Возможен, скорее, ад. Особенно, когда хотят построить рай. Миссия христиан в обществе - не дать нашей жизни превратиться в ад. Никакой идеал недостижим в истории в абсолютном смысле, однако само стремление к нему задает ее смысл.

Экзистенциальные ценности, предлагаемые программой РХГИ, предусматривают модель социального партнерства и терпимости, отнюдь не исключающую идейных разногласий, взамен программы противостояния социальных групп друг другу и государству в целом. Миротворческий смысл имеет и акцент на общехристианских ценностях, что никак не исключает определенной конфессиональной принадлежности, но в социальном плане на первое место выдвигает не конфронтацию, а диалог, реализуя гуманистический принцип веротерпимости как производный от фундаментального христианского принципа любви к ближнему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.