Научная статья на тему 'Результирующий компонент профилизации образовательной среды'

Результирующий компонент профилизации образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ / RESULTANT COMPONENT / НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА / REGULATORY BASE / PROFILISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргина Е. М.

В статье анализируется результирующий компонент профилизации образовательной среды. Рассматривается эффективность реализации исследуемого процесса на 3-х уровнях: нормативный уровень, субъектный уровень, уровень структурно-содержательных основ регионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTANT COMPONENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT PROFILISATION

In the article the resultant component of the educational environment profilisation is analyzed. Efficiency of realization of studied process at 3 levels is considered: regulatory level, subject level, level of structural and substantial bases of regional education.

Текст научной работы на тему «Результирующий компонент профилизации образовательной среды»

УДК 378

Е.М. Каргина

канд. пед. наук, доцент, кафедра «Иностранные языки», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье анализируется результирующий компонент профилизации образовательной среды. Рассматривается эффективность реализации исследуемого процесса на 3-х уровнях: нормативный уровень, субъектный уровень, уровень структурно-содержательных основ регионального образования.

Ключевые слова: профилизация, образовательная среда, результирующий компонент, нормативная

основа.

E.M. Kargina, Penza State University of Architecture and Construction

RESULTANT COMPONENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT PROFILISATION

Abstract. In the article the resultant component of the educational environment profilisation is analyzed. Efficiency of realization of studied process at 3 levels is considered: regulatory level, subject level, level of structural and substantial bases of regional education.

Keywords: profilisation, educational environment, resultant component, regulatory base.

Регулятивно-корректирующей функцией на нормативном уровне обладают документы, регламентирующие деятельность многопрофильных образовательных комплексов, являющихся структурной единицей профильной образовательной среды. В частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 676 «Об университетских комплексах» представляет собой законодательную основу для создания и функционирования университетских комплексов на федеральном уровне, регламентирует юридических статус, финансирование образовательной и научной деятельности федеральных университетских комплексов.

Нормативную основу процесса профилизации образовательной среды на региональном уровне составляют постановления о создании и функционировании региональных учебных округов и региональных университетских учебных комплексов, в частности: решение «О работе и перспективах развития регионального учебного округа Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева», решение «О создании на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства некоммерческого структурного подразделения «Университетский учебный комплекс» и др. Вышеперечисленные нормативные документы регулируют и корректируют процесс организации процесса профилизации образовательной среды на федеральном и региональном уровнях.

Регулятивно-корректирующий компонент организации профильного обучения действует не только на уровне «нормы», т.е. законодательства, но и на уровне «меры», т.е. в виде субъектных возможностей исполнителей процесса профилизации образовательной среды. Реализация на практике Концепции профилизации образовательной среды предусматривает участие в процессе формирования и обновления учебных программ родителей, учащихся и работодателей, превращая их в заинтересованные стороны, формирующие свой заказ к образованию, что делает его более адекватным современным условиям.

Оценка эффективности процесса профилизации образовательной среды осуществляется в рамках результирующего компонента на 3-х уровнях: нормативный, субъектный и уровень структурно-содержательных основ регионального образования.

Анализ научной психолого-педагогической литературы (Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова [1], Т.Б. Захарова [2], А.А. Кузнецов, Л.О. Филатова [3], А.А. Пинский [4], С.А. Писарева [5], С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев [6] и др.) и нормативной документации позволяет выделить следую-

126

№ 4 (32) - 2014

щие критерии результативности профилизации образовательной среды на нормативном уровне: соблюдение прав и гарантий личности на получение качественного образования в профильной образовательной среде; эффективное участие учебного заведения в реализации региональной и федеральной программ развития профильного образования; изменение номенклатуры профильных учреждений.

Необходима оценка результативности профилизации образовательной среды также и на субъектном уровне. При этом основными оценочными критериями являются: динамика удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, предоставляемых учреждениями, входящими в состав профильной образовательной среды; создание общественной поддержки программы профилизации образовательной среды; осознание субъектами профильной образовательной среды специфики образовательных услуг, предоставляемых профильными образовательными учреждениями; формирование в условиях профилизации образовательной среды устойчивой профессиональной мотивации будущего специалиста; формирование и развитие у субъектов профильной образовательной среды умений создания индивидуальной образовательной траектории, основанной на готовности к самостоятельному эффективному самоопределению; профессиональная динамика изменений в содержании деятельности педагогических коллективов профильных учреждений.

Оценка результативности профилизации образовательной среды на уровне структурно-содержательных основ регионального образования возможна на основе следующих критериев: создание условий для дифференциации содержания образования и механизма его реализации в образовательном процессе; реализация на практике принципа непрерывности профильного образования в условиях интеграции профильных образовательных учреждений различного уровня; эффективное использование имеющихся и привлечение новых ресурсов, необходимых для развития профильного образовательного учреждения.

Таким образом, достижение высоких показателей по обозначенным критериям на уровнях нормативном, субъектном и уровне структурно-содержательных основ регионального образования свидетельствует о высокой результативности профилизации образовательной среды.

Список литературы:

1. Афанасьева, Т.П. Профильное обучение: педагогическая система и управление: методическое пособие / Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова. - М.: АПК и ПРО, 2004. - Кн. 1: Система профильного обучения старшеклассников. - 73 с.

2. Захарова, Т.Б. Дифференциация содержания образования - основное средство осуществления профильного обучения / Т.Б. Захарова // Профильная школа. - 2003. - № 1. - М., 2003. - С. 32-34.

3. Кузнецов, А.А. Профильное обучение и учебные планы старшей ступени школы / А.А. Кузнецов, Л.О. Филатова // Профильная школа. - 2003. - № 1. - М., 2003. - С. 27-31.

4. Пинский, А.А. Комментарий к концепции профильного обучения / А.А. Пинский // Вестник образования. - 2002. - № 12. - С. 38-46.

5. Писарева, С.А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение: рекомендации по результатам науч. исслед. / под ред. акад. Г.А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - 84 с.

6. Чистякова, С.Н. Предложения к организации эксперимента по профильной ориентации учащихся основной школы / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 135 с.

№ 4 (32) - 2014

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.