монополиях», « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах регулирования тарафов организаций коммунального комплекса», а также подзаконных актов Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно этим документам в России цены на жилищные услуги устанавливаются собственниками жилищного фонда: органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и другими объебдинениями собственников. Таким образом, ценообразование в жйлищной сфере теперь зависит от самих собственников
Вопросы государственного регулирования касаются только разработки и утверждения единого порядка и принципов содержания общего имущества многоквартирного дома. Конкретные затраты, связанные с содержанием, текущим и капитальным ремонтами здания, включая внутридомовое инженерное оборудование, затраты на пользование или влвдение земельным участком, величина платежей для нанимателей и собственников жилья определяются собственником жилищного фонда.
Тарифы на услуги газо-, электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения устанавливаются регулирующими органами. Функции и компетенции регулирующих органов определены российским законодательством и разграничены между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти.
Государственное регулирование тарифов на коммунальные услуги осуществляется Правительством Российской Федерации в части полномочий по утверждению правил регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры и надбавок к ценам для потребителей
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок согласовывают производственные программы организаций коммунального комплекса, тарифы на товары и услуги этих организаций, организуют и поводят экспертизу обоснованности тарифов на коммунальные услуги.
Органы местного самоуправления утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, устанавливают тарифы и надбавки к ценам и тарифам для потребителей.
Собственники жилищного фонда устанавливают цены на содержание, эксплуатацию, текущий, капитальный ремонты и модернизацию жилых зданий на основе цен, складывающихся на рынке управленческих и ремонтно-эксплуатационных услуг.
Таким образом система ценообразования в жилищной и коммунальной сфере Российской Федерации предусматривает разграничение вопросов государственного регулирования и рыночных методов формирования цен на работы и услуги в этом секторе муниципальной экономики.
Жучков O.A.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ НИР НА КАФЕДРЕ ОСУН В 2007 2009 ГОДАХ
В докладе обсуждаются основные положения по организации и итогам выполнения НИР на кафедре Организации строительства и управления недвижимостью Строительного института ДВГТУ в 2007-2008 и 2008-2009 учебных годах на базе интеграции комплексной инициативной темы «Развитие городской застройки и её сопровождение специалистами как недвижимости» (ИНИР № 070104И от 25 09.2007 г.).
Сохраняя исповедуемый кафедрой подход к НИР на основе учебно-научно-инновационной интеграции и особую миссию выпускающей кафедры в системе непрерывного образования специалистов новой генерации для инвестиционно-строительного кластера в крупном регионе [1, 2], работа выполнялась в соответствии с проектным заданием и рекомендациями Департамента науки и инноваций университета.
Основная цель — формулирование научно-методических, организационных и содержательных основ системы обновления городской застройки как комплекса недвижимости в региональной
рыночной среде; подцель — научное сопровождение процесса становления новой специальности (270115 - ЭУН) в подсйстеме кадрового обеспечения недвижимости, в концепции Болонской декларации и отечественных приоритетов инженерного образования, в рамках компетентностной модели специалистов для рыночной экономики инновационного типа.
Объектом исследований принималась городская застройка как жилищная и нежилая недвижимость, предметом — проблемы развития её обновлением и профессионального сопровождения в региональных условиях. Тема выполнялась в контексте аналитических ведомственных целевых программ Минобр науки РФ и РААСН, а также инновационной образовательной программы университета.
Работа выполнялась в 4 этапа с составлением аннотированных отчетов с актами сдачи -приемки по каждому из них (посеместрово) и годовых отчетов (промежуточного и заключительного по ГОСТ 7.32-2001) по итогам каждого учебного года. Общая стоимость ИНИР 888,37 тыс. руб., в т.ч. 318,57 в первом году и 569,8 — во втором. В проекте принимали участие 9-11 сотрудников (включая аспирантов) кафедры и 47-57 студентов старших курсов.
Основные результаты ИНИР сгруппированы по четырем аспектам: научно-практические, научно-методические, производственно-экономические и учебно-методические.
По результатам изданы 2 монографии, 2 учебных пособия (с грифом ДВ РУМЦ), 2 УМКД, 1 УМКС, 3 справочно-практических пособия по региональным ценам на МТР для строительства, 47 статей и тезисов докладов сотрудников кафедры, в т.ч. 19 на международном и 9 на федеральном уровнях. Подготовлены 3 «Рекомендации» корпоративно-отраслевого характера, 2 УМКС и 14 УМКД (электронный ресурс).
С участием студентов выполнено 62 технических экспертизы с обследованием зданий, выпускниками 2007-2009 годов подготовлено и успешно защищено 4 магистерских диссертации, 3 ВКР бакалавра, 4 ДИР и 43 реальных дипломных проекта по заказам организаций и предприятий региона (по 55% объектов жилищной и 45% - нежилой недвижимости, преимущественно коммерческого характера). Студентами опубликовано 98 статей и тезисов докладов, преимущественно регионального и международного (АТР) уровней. На Всероссийских конкурсах ВКР по направлению «Строительство» (II и III туры) получено 10 наград.
Все это создало условия для полного трудоустройства выпускников и продолжения ими образования.
От 30 до 40% из ник получают дополнительное образование, либо продолжают профессиональную подготовку в смежных областях деятельности.
Кафедрой выполнены модели новых примерных учебных планов для подготовки бакалавра -специалиста и магистра - специалиста по профилю «Экспертиза и управление недвижимостью» направления «Строительство», на основе кафедры ведется работа по разработке проектов РУП.
Апробация и экспертиза результатов ИНИР показывает, что в основном по своему научно-техническому и научно-методическому уровню соответствует современным требованиям к НИР, отражая новые научно-практические артефакты, объясняя отмеченные закономерности и выявленные тенденции, прогнозируя развитие ситуации относительно объекта и предмета исследований.
Факты подтверждают выводы о том, что выполнения ИНИР активно способствовала участию кафедры в инициативном проекте университета (НОЦ «Строительство» и некоммерческое партнерство «Инновационные технологии в строительстве» («Иннотехстрой»), успешному прохождению лицензирования и аккредитации специальности в университете, возможности использования наработанной информации как для личного повышения квалификации участников проекта, так и для современных форм повышения квалификации специалистов инвестиционно-строительного кластера в регионе.
По настоящее время ведется подготовка к планированию следующего цикла ИНИР на очередные 3-5 лет с учетом стратегии развития университета как инновационного (исследовательского типа) [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Жучков O.A. Некоторые итоги научной деятельности кафедры ОСУН за 2002 - 2007 годы / Вологдинские чтения: Сб. мат-лов науч. конф. Вып. «Строительство и архитектура». - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. - с. 40-41.
2. Жучков O.A., Прокофьева Н.Ю. Жилище и образование как стратегические ресурсы крупного региона / Недвижимость. Экономика. Управление (международн. науч.-техн. ж-л). — 2007. -№1-2.-с 80-84.
3. Об итогах научно-исследовательской деятельности ДВГТУ в 2008 г.: Решение Ученого Совета ДВГТУ (п. 2) от 3 апреля 2009 г.— с. 1 -о.
Жучков O.A., Спичак B.C., Киракосян С.Ю., Хлопцева Е.В.
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В докладе приводятся основные результаты НИР, выполненной на кафедре ОСУН ДВГТУ по проекту "Проведение поисковых научно-исследовательских работ в области технических наук " для государственных нужд (в рамках мероприятия 1.7 Программы Минобрнауки РФ на 2009 г., код по ОКДП. OK 004-93 №731 020).
Тема признана актуальной и обладающей необходимыми признаками научной новизны, практической и научно-образовательной ценности. Это подтверждает оценка состояния строительного комплекса России по заданию Правительства независимым зарубежным аудитором (за 1996-2006 годы), проблемами инвестиционно-строительного комплекса в кризисный период 2007-2009 годов, практикой строительства и управления им на объектах г. Владивостока в связи с подготовкой САММИТА-2012. Так установлены (либо утверждены) научно-обоснованные факты неоправданной длительности и превышение стоимости объектов недвижимости (против нормативно-рекомендательных, первоначально запроектированных, зарубежных аналогов) в 87 % случаев из 32-х обследованных объектов города. Выявлены определённые закономерности факторного влияния на это разобщенности проектно-плановых и управленческих решений, использование устаревших методик, нормативов и аналогов при разработке ПОС, отсутствие на объектах ППР, отсутствие либо использование поверхностных, схематично составленных пособий к подготовке, принятию и реализации проектно-плановых решений. В настоящее время это мотивируется кризисным состоянием экономики, но (по нашему мнению) носит системный характер.
На основе общего подхода к исследованию проблем [1] в рамках госбюджетной НИР, выполненной на кафедре ОСУН [2], нами предложена концепция задач интеграции организационно-технологических решений в системном "триединстве" :проектирование - планирование - управление (применительно к разработке и реализации инвестиционно-строительных проектов на объекты недвижимости) приведенная на рис. 1.
Решения в ОТП представлены планово-организационными решениями (ПОР) в календарном планировании, территориально-организационными решениями (ТОР) в стройгенплане, производственно-технологическими решениями (ПТР) - в Технологических картах и ППР на технологический комплекс работ (ТКР) и производственно-логистических решениях (ПЛР) - в ресурсных графиках и специальных планах на объект. Соответственно образуются 2 группы задач интеграции решения (А и Б), позволяющих перейти к задачам организационного типа. Таким образом становиться возможной взаимосвязь этих задач ОТП с последующим планированием (генеральный график, предусмотренный новым документом строительного регламентирования [3]) и оперативным планированием строительного производства. Информационная поддержка решений (отдельный вопрос) выходит на системы организационного управления и оперативно-диспечерского управления строительным производством.
Тогда задачи блока А могут быть представлены рис 2, где третья задача и определяет цель и предмет нашего исследования, дать методические основы решения задачи на основе определения структуры затрат на ОСП, структуры базы данных для этого, модели КП с учетом реальных затрат на возведение объекта.