Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ВИБРАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ МОРСКОГО БУКСИРА ПРОЕКТА 14970'

РЕЗУЛЬТАТЫ ВИБРАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ МОРСКОГО БУКСИРА ПРОЕКТА 14970 Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Волков И. А., Елчанинов Е. В., Сикарев С. Н.

Приводятся результаты исследования вибрации корпуса, корпусных конструкций и уровней шума в помещениях буксира проекта 14970, анализ и сопоставление измеренных параметров вибрации и шума с допускаемыми Российским Морским Регистром судоходства. Отмечается, что уровни вибрации и шума не превышают допускаемых значений соответствующих норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF VIBRATIONAL TRIALS OF SEA TUG OF THE PROJECT 14970

The research results of vibration of the hull, hull constructions and noise levels in tug rooms of the project 14970, the analysis and comparison of the measured parameters of vibration and noise accepted by the Russian Sea Register of navigation are given. It ''s marked, that levels of vibration and noise do not exceed the accepted values of the corresponding norms.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ВИБРАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ МОРСКОГО БУКСИРА ПРОЕКТА 14970»

Вестник БГ4ВТ

УДК 629.12-752.2

И. А. Волков, д. ф.-м. н, профессор.

£ В. Елчанипов, к. т. н., доцент.

С. Н. Сикарев, зав. лабораторией, ВГАВТ

193950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а, e-mail: pmptmvgavt@yandex.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ВИБРАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ МОРСКОГО БУКСИРА ПРОЕКТА 14970

Приводятся результаты исследования вибрации корпуса, корпусных конструкций и уровней шума в помещениях буксира проекта 14970, анализ и сопоставление измеренных параметров вибрации и шума с допускаемыми Российским Морским Регистром судоходства. Отмечается, что уровни вибрации и шума не превышают допускаемых значений соответствующих норм.

В октябре 2007 года сотрудниками лаборатории вибрации судов Волжской государственной академии водного транспорта в соответствии с договором с ООО «Сокольский судостроительный завод» выполнены измерения ходовой и местной вибрации корпуса буксира проекта 14970, измерения уровней звука по характеристике «А» и :лектр шума в помещениях буксира, измерения санитарной вибрации в помещениях.

Целью испытаний являлась проверка параметров ходовой и местной вибрации, • ровней шума и санитарной вибрации в помещениях на соответствие норм шума и зибрации на судах.

Испытания выполнялись в соответствии с «Программой приёмо-сдаточных испытаний буксира проекта 14970 (шифр «Буксир») 14970 - 947 - 003», разработанной ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева», и «Методикой измерения ходовой и местной вибрации корпуса буксира 14970 - 947 - 308 ».

Энергетическая установка располагается в кормовой части и состоит из: глазного двигателя мощностью 440 кВт (600 л.с.) при частоте вращения 1800 об/мин и дизель -генератора.

Измерения выполнялись во время ходовых испытаний буксира на Горьковском водохранилище в районе Юрьевецкого створа при глубине фарватера 12-13 м и волнении не более 3-х баллов.

Испытания выполнялись при участии комиссии в составе представителя завода -строителя, представителя проектанта и представителя заказчика 4839 ВП МО.

Измерения ходовой корпусной и местной вибрации, уровней шума и санитарной вибрации выполнялись на установившемся режиме прямого полного переднего хода при частоте вращения коленчатого вала главного двигателя п = 1500 об/мин и шаге ВРШ -1200 мм.

Во время испытаний измерялись:

относительные величины среднеквадратичных значений виброускорения (дБ) в 1/3 октавных полосах частот в диапазоне 1,6-80 Гц в точках по корпусу, предусмотренных методикой 14970 - 947 - 308;

спектральные уровни звукового давления (дБ) в октавных полосах частот в диапазоне 31,5-8000 Гц;

общий уровень звука по шкале (характеристике) «А» (дБА);

уровни санитарной вибрации (дБ) в октавных полосах частот в диапазоне 2-63 Гц

в помещениях буксира.

Для измерений, регистрации и анализа результатов измерений применялась высокоточная аппаратура фирмы «Вгие1 & К^аег» (Дания), прошедшая поверку в ФГУ «Нижегородский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

Дтя условий и объема испытаний, определенных «Программой 14970 - 947 - 003» и «Методикой 14970 - 947 - 308» использовался стандартный комплект аппаратуры, включавший:

шумомер 2232;

виброметр 2511 с 1/3 октавными фильтрами 1621; вибропреобразователь 4370; прецизионный шумомер 2209; фильтры октавные 1613;

конденсаторный микрофон 4166с пределами измерения шума: уровни звука 30... 140 дБ;

- частота 31,5...31000 Гц, вибрации:

ускорение 0,01... 100 м/с2 (20... 130 дБ относительно опорного значения виброускорения 3-Ю"4 м/с2);

- частота 0,2...20000 Гц.

Тарирование измерительного тракта выполнено в лаборатории вибрации судов ВГАВТ на установке, включающей:

- вибратор УЕВ ЯРТ МЕЗБЕЕЕКИЮМК; усилитель ЬУ 102; измерительный усилитель 2511; октавный фильтр 1621; акселерометр 4370.

Пределы измерений вибрации:

амплитуда 0,01... 100 м/с2; частота 3.. .40000 Гц.

Схемы точек измерения ходовой общей и местной вибрации приведены на рис. 1-2. Результаты измерений спектральных уровней звукового давления, общие уровни звука по шкале «А» приведены в таблице.

Анализ результатов измерений вибрации механизмов показал: Основными вынуждающими усилиями, вызывающими вибрацию являются неуравновешенные силы и моменты первого порядка, а также опрокидывающие моменты главного двигателя и дизель-генератора.

Наименьшие уровни виброускорения, как в вертикальном направлении (рис. 1), так и в продольном (рис. 2) наблюдаются в районе мостика, что объясняется удаленностью от работающих механизмов. Измеренные параметры существенно ниже допускаемых значений, в среднем на 20...25 дБ. В районе высоких частот 40...80 Гц снижение еще больше и достигает 30 дБ. Амплитуды виброускорения в продольном направлении несколько ниже, чем в вертикальном, что характерно для общей и местной вибрации корпусов судов.

Уровни виброускорения в каюте команды и машинном отделении близки, что объясняется расположением каюты в непосредственной близости от машинного отделения (на главной палубе над МО), но, тем не менее, находятся в пределах норм, в среднем ниже на 10... 15 дБ.

Анализ результатов измерения параметров воздушного шума показал, что во всех помещениях измеренные уровни не превышают допускаемых норм (по шкале А снижение составляет в среднем 6...9 дБ).

Вестник ВГАВТ

Уровни виброускорения, дБ

1 4 « 1« И

Среднегеометрические частоты третьоктавных полос, Гц

Рис. 1. Уровни виброускорения рамного набора корпуса (дБ), измеренные в вертикальном направлении

-о-о- _о

-•-•- - мостик

-*-*- - каюта команды

--- допускаемый уровень (норма)

Уровни виброускорения, дБ

} 4 I 14 313 «

Среднегеометрические частоты третьоктавных полос, Гц

Рис. 2. Уровни виброускорения пластин палуб и переборок корпуса (дБ), измеренные в продольном направлении

-о-о- -МО

-•-•- - мостик

-*-*- - каюта команды

- - допускаемый уровень (норма)

Таблица

Результаты измерения воздушного шума (дБ) в помещениях буксира 14970 на режиме полного хода

Место измгрения Норма, дБА Уровни шума, дБ

дБА Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

31,5 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000

Помгще-ние экипажа 55 46 72 78 70 61 48 46 35 32 26

Ходовая рубка 60 54 67 69 71 64 60 54 46 40 35

МО 95 88 81 83 85 82 78 88 84 79 70

Список литературы

[ 1J Правила классификации и постройки морских судов. - Т. 2, часть У1! «Механические установки».

[2] Руководство по техническому надзору за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий. Часть 4, 2001.

[3] Программой приёмо-сдаточных испытаний буксира проекта 14970 (шифр «Буксир») 14970-947 - 003», разработанной ОАО «ЦКБ но СПК им. Р.Е.Алексеева»,

[4] «Методикой измерения ходовой и местной вибрации корпуса буксира 14970 - 947 - 308 ». ООО «Сокольский судостроительный завод». 2007.

RESULTS OF VIBRATIONAL TRIALS OF SEA TUG OF THE PROJECT 14970

I. A. Volkov, E. V. Elchaninov, S. /V. Sikarev

The research results of vibration of the hull, hull constructions and noise levels in tug rooms of the project 14970, the analysis and comparison of the measured parameters of vibration and noise accepted by the Russian Sea Register of navigation are given. It's marked, that levels of vibration and noise do not exceed the accepted values of the corresponding norms

УДК 629.12-752.2

И. А. Волков, д. ф.-м. н, профессор.

Е. В. Елчанинов, к. т. н., доцент.

С. Н. Си карее, зав. лабораторией, В ГА ВТ

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а, e-mail: pmptmvgavt@yandex.ru

К ПРОБЛЕМЕ ТОРСИОГРАФИРОВАНИЯ ВАЛОВЫХ ЛИНИЙ СУДОВ

Отмечается важное значение проблемы исследования крутильных колебаний валовых линий судов и особое внимание к ней заказчиков судов, строителей и контролирующих органов. Для измерения, регистрации и анализа параметров крутильных колебаний привлекаются высококвалифицированные специалисты ВГАВТ. Предлагается комплект современной аппаратуры лаборатории вибрации ВГАВТ на основе приборов известной фирмы «BRUEL & KJAER».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.