УДК 331
Феоктистова Олеся Александровна
Научно-исследовательский финансовый институт
Россия, Москва1 Старший научный сотрудник feokti [email protected]
Результаты труда научных работников: инструменты государственного стимулирования качества
Аннотация. Повышение конкурентоспособности российской науки непосредственно связывается с задачей оценки уровня результатов научных исследований, осуществляемых различными научными организациями и коллективами ученых. Стимулирование повышения качества результатов научных исследований в первую очередь носит финансовый характер, когда от качества результатов научных исследований учреждения зависит его финансирование как таковое и объем этого финансирования.
Автором рассматриваются основные государственные инструменты стимулирования качества результатов научных исследований относительно деятельности государственных научных организаций: конкурсный механизм выделения финансирования научно-исследовательских проектов (на основе независимой экспертной оценки по установленным критериям оценки качества); проведение оценки качества научных исследований, и оценки результативности деятельности научных организаций.
В статье представлено, что относительно деятельности научных организаций процесс стимулирования может происходить на двух уровнях - внешнее и внутреннее стимулирование. Автором раскрывается взаимосвязь внешней и внутренней систем стимулирования качества результатов научных исследований и разработок. Анализируются показатели различных систем оценок результатов научных исследований и разработок, как один из инструментов внешнего стимулирования качества результатов. Предлагаются показатели для оценки результатов труда научных работников, выступающие в роли стимулов повышения качества их результатов труда.
Ключевые слова: наука; стимулирование; научная организация; результат; качество результатов труда; критерии оценки результата; финансирование научных организаций.
127006, г. Москва, Настасьинский переулок, д. 3, строение 2.
Стимулирование качественного уровня результатов труда научных работников и проводимых ими научных исследований и разработок стало объектом данной статьи неслучайно, поскольку в настоящее время повышение конкурентоспособности российской науки непосредственно связывается с задачей оценки уровня результатов научных исследований, осуществляемых различными научными организациями и коллективами ученых.
В настоящей статье мы рассматриваем инструменты государственного стимулирования качества результатов научных исследований. На наш взгляд, относительно деятельности научных организаций процесс стимулирования может происходить на двух уровнях, назовем его внешним и внутренним стимулированием.
1. Внешнее стимулирование - государство, применяя различные инструменты, стимулирует научные организации, к повышению результативности выполняемых научных исследований и их качества.
2. Внутреннее стимулирование - сама научная организация, применяя различные инструменты, стимулирует своих научных работников к повышению результативности их труда и качества проводимых исследований.
По нашему мнению, эти две системы стимулирования взаимосвязаны, по крайней мере, по следующим позициям:
• внутреннее стимулирование научных работников будет бессмысленно без наличия финансового обеспечения научных исследований, которое (само по себе и (или) его размер) зависят от соответствия полученных научной организацией результатов критериям качества, установленным в отношении него внешним стимулированием;
• критерии, устанавливаемые при оценке качества научных исследований организации (внешнее стимулирование), оказывают стимулирующее влияние не только на руководство научной организации, но и на научных работников (внутреннее стимулирование).
Внешняя и внутренняя системы стимулирования должны соотноситься в той степени, в какой они будут обеспечивать необходимый уровень качества результатов научных исследований, удовлетворяющий научного работника - научную организацию - государство.
Таким образом, связь между стимулированием научных работников и стимулированием повышения качества результатов научно-исследовательских работ, выполняемых в научной организации, представляется очевидной.
Анализ показывает, что стимулирование повышения качества результатов научных исследований в первую очередь носит финансовый характер, когда от качества результатов научных исследований учреждения зависит его финансирование как таковое и объем этого финансирования2, при этом основными инструментами внешнего (государственного) стимулирования являются:
• конкурсный механизм выделения финансирования научно-исследовательских проектов (на основе независимой экспертной оценки по установленным критериям оценки качества);
2 Подробно вопросы финансирования научных исследований и разработок нами рассматривались в статье: Феоктистова, О.А. Планирование затрат на научные исследования: проектный подход / О.А. Феоктистова // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2014. - №1. - С. 69-80.
• проведение оценки качества научных исследований, и оценки результативности деятельности научных организаций.
Конкурсное (грантовое) выделение финансирования научно-исследовательских
проектов и критерии конкурсной оценки как инструмент стимулирования
Зависимость финансирования научного учреждения от результатов его деятельности более всего проявляется при использовании конкурсного механизма выделения финансовых средств на научные исследования. В данном случае именно сам факт участия в конкурсе, наличие соперников является стимулирующим элементом для научной организации. Для того, чтобы выиграть конкурс и получить финансирование необходимо пройти процедуру отбора и экспертной оценки, которая осуществляется по единым для всех установленным критериям. Научное учреждение должно быть лучшим среди прочих претендентов, должно иметь хороший «послужной список» - перечень выполненных научно-исследовательских работ и результаты высокого качества, должно иметь прекрасную репутацию в профессиональной среде и среди потенциальных Заказчиков.
Обратим внимание на те критерии, по которым оцениваются участники конкурсов, в том числе на выделение грантов и которые, на наш взгляд, носят стимулирующий характер (выступают в роли стимулов) для научных организаций.
В российской практике во многих случаях, при принятии решения о выделении средств на научно-исследовательский проект и в стратегических программных государственных документах фигурируют два приоритетных критерия оценки научных организаций -успешность (результаты) выполнения предыдущих проектов и уровень публикационной активности научной организации.
Так, содержащиеся в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года3 положения определяют, что финансовая поддержка научных коллективов государственных организаций науки будет основана на оценке критерия результатов научно-публикационной активности. Ключевым показателем в них является «интернационализация и распространение результатов научной деятельности российских исследователей через увеличение к 2015 году доли их публикаций в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 2,44 процента».
При получении грантов Правительства Российской Федерации4 установлены требования о наличии следующих результатов:
• публикация статьи по направлению научного исследования и (или) подача заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец по истечении 18 месяцев после начала осуществления научного исследования;
• публикация статьи по направлению научного исследования, и (или) подача заявки на выдачу патента, и (или) получение патента по истечении 30 месяцев после начала осуществления научного исследования.
Как видим, в данном случае публикация статьи практически приравнивается к подаче заявки на выдачу патента. С одной стороны, этот критерий позволяет отражать результаты
3 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
4 Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 220 (ред. от 30.05.2012) «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации»
научных исследований, носящих теоретический характер, и где не предусмотрено, например, оформление патентов. С другой стороны, просто факт наличия публикации не отражает ни ее качество и объем, ни уровень журнала, в котором она опубликована, ни качество и научную значимость результатов проведенного исследования, представленных в данной статье.
При проведении конкурсов в рамках государственных закупок результаты работ Заявителя оцениваются по таким критериям, как:
• наличие (факт) выполнения предыдущих научно-исследовательских проектов по теме исследования (в конкурсной документации Заявителем представляется перечень проектов, которые были реализованы ранее в рамках темы исследования, требований, например, о наличии отзывов о результатах этих исследований или еще каких-либо документальных подтверждений их качества нет);
• качество проработанности конкурсного предложения (конкурсной комиссией оценивается план работ по проекту исследования, детализация и глубина его проработки, уровень владения тематикой исследования).
При этом обратим внимание, что данные критерии не являются основными, а только сопутствующими критерию оценки цены работ по проекту, который имеет самый высокий вес. Такой подход приводит к ситуациям, когда победителем становится не самый лучший и достойный участник конкурса, который может обеспечить результаты высокого качества, а тот, кто предложит меньшую цену, зачастую в ущерб качеству. При этом, стимулирующая роль критериев оценки качества работ значительно снижается.
Несколько иная ситуация наблюдается в рамках конкурсного грантового финансирования научными фондами.
Государственные научные фонды (РФФИ и РГНФ) и Российский научный фонд (РНФ) (как и за рубежом) проводят независимую экспертную комплексную оценку научных проектов-заявителей по четырем группам критериев, оценивающим:
• научную обоснованность содержания проекта;
• научную и общественную значимость предполагаемых результатов выполнения проекта;
• качество планирования и управления проектом;
• профессиональный уровень руководителя проекта и членов научного коллектива.
Таким образом, направлениями оценки являются: а) результаты планируемого научно-исследовательского проекта и б) качество результатов уже выполненных заявителем проектов (его, так называемый background).
Анализ показал, что наиболее детально проработанными и комплексными являются критерии оценки для проведения экспертизы научных, научно - технических программ РНФ. При этом, если сравнить практику зарубежных и российских грантодателей (в частности,
Германии5, США6, Швейцарии7, Великобритании8), то мы увидим, что направления и критерии оценки, используемые РНФ (и отчасти РГНФ) соответствуют лучшей зарубежной практике, а может быть и в чем-то превосходят ее.
И в российской и в международной практике на основе проводимой экспертной оценки грантовое конкурсное финансирование выделятся только тем учреждениям, исследовательским группам и ученым, которые смогут сделать научно-исследовательскую работу наиболее высокого качества с использованием оптимального количества ресурсов.
Таким образом, участники конкурсов просто «вынуждены» соответствовать установленным грантодателем критериям, которые тем самым выступают в роли инструментов, стимулирующих ученых (научные коллективы) к обеспечению результатов научных исследований высокого качества и соответствию тем критериям, по которым происходит оценка.
Также нужно отметить, что в зарубежной практике в процессе проводимых исследований и по итоговым результатам их реализации проводится оценка научно-исследовательской деятельности в рамках проекта для принятия решения о продолжении или прекращении его финансирования. Тем самым стимулирование качества проводимых научных исследований происходит на протяжении всего жизненного цикла научного проекта. В России такая практика планируется в рамках деятельности РНФ. Государственные научные фонды контролируют в большей степени не качество результатов научных проектов, а расходование грантодержателем финансовых средств.
Процедура оценки качества научных исследований,
как инструмент стимулирования
В некоторых зарубежных странах (Австралия, Великобритания), конкурсный механизм выделения финансовых средств выступает фактором, стимулирующим качество результатов научных исследований не только при конкурсном грантовом, но и прямом финансировании государственных учреждений. Размер субсидий, выделяемых учреждениям напрямую, определяется на конкурсной основе с установлением критериев оценки обоснованности размера субсидии, схожих с критериями, применяемыми при конкурсном (грантовом) финансировании и зависит от оценки качества результатов, выполняемых учреждением научно-исследовательских проектов.
Так, например, в Великобритании прямое финансирование учреждений, выполняющих научные исследования зависит от профиля качества каждого учреждения9. Для поддержки инфраструктуры научных исследований и разработок учреждений высшего образования (в соответствии с их стратегией и приоритетами развития) Совет по финансированию высшего образования Англии (The Higher Education Funding Council for England, HEFCE) предоставляет единовременную субсидию. Планирование размера субсидии на научно-исследовательскую деятельность конкретного учреждения осуществляется на основе оценки качества проводимых
5 Guidelines for the Written Review of Transfer Projects in the Individual Grants Programme, Priority Programmes, and Research Units [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dfg.de/formulare/10 30e/10 30e.pdf
6 Там же.
7 Funding Regulations of the Swiss National Science Foundation on research grants of 14 December 2007 (as at 1 July 2012) approved by the Federal Council on 13 February 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.snf.ch/SiteCollectionDocuments/allg reglement e.pdf
8 Research funding guide of the Arts and Humanities Research Council [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ahrc.ac.uk/SiteCollectionDocuments/Research-Funding-Guide.pdf.
9 Программа оценки качества исследований (RAE) (http://www.rae.ac.uk/pubs/2006/01/docs/annexes.pdf).
исследований, произведенной с помощью Мероприятия по оценке качества исследований (Research Assessment Exercise) и их количества10.
Каждый выполненный научно-исследовательский проект получает свой уровень качества (таблица 1).
Таблица 1
Характеристики уровней качества результатов работ учреждений в 2008 году
Уровень Характеристика
качества
4 Качество результатов работ является ведущим в мире с точки зрения новизны, значимости и точности проводимых исследований
3 Качество результатов работ является превосходным с точки зрения новизны, значимости и точности проводимых исследований, но, тем не менее, не соответствует самым высоким мировым стандартам качества
2 Качество результатов работ признано на международном уровне с точки зрения новизны, значимости и точности проводимых исследований
1 Качество результатов работ признано на национальном уровне с точки зрения новизны, значимости и точности проводимых исследований
Не определен Качество результатов работ не является признанным на национальном уровне с точки зрения новизны, значимости и точности проводимых исследований. Или невозможно оценить качество научной и исследовательской деятельности по критериям, используемым в рамках настоящей оценки
Источник: составлено автором.
Затем проекты, получающие одинаковые уровни качества суммируются, и по каждому уровню качества определяется доля в общей оценке. В итоге, каждое учреждение, прошедшее такую оценку, получает свой профиль качества11.
Отметим, что на основе оценки профиля качества HEFCE распределяется 65,3% всех средств на научно-исследовательскую деятельность.12 Остальные средства распределяются с использованием конкурсных механизмов. Таким образом, практически все объемы финансирования научных организаций имеют зависимость от качества результатов организации, а оценка качества научных исследований, выступает как инструмент стимулирования этого качества.
Несмотря на имеющиеся недостатки, механизм оценки профиля качества учреждений13 достаточно успешно применяется и, наряду с использованием конкурсного грантового
10 Кроме того, включает:
- оценку объема необходимых затрат на исследования (включает в себя оценку количества научных сотрудников, принимающих участие в проводимых исследованиях);
- оценку относительных затрат проводимых исследований (например, исследования, требующие лабораторного оборудования являются более дорогими, чем исследования, не требующие такого оборудования). Программа оценки качества исследований (RAE) (http://www.rae.ac.uk/pubs/2006/01/docs/annexes.pdf).
11 Составление профиля качества и определение уровней качества. Официальный сайт Мероприятия по оценке качества научных исследований (RAE). http://www.rae.ac.uk/pubs/2006/01/docs/annexes.pdf
12 Официальный сайт Совета по финансирования высшего образования Англии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hefce.ac.uk/whatwedo/invest/institns/annallocns/.
13 Начиная с 2014 года, вместо Мероприятий по оценке качества исследований будет применяться Рамочный механизм оценки научных исследований (The Research Excellence Framework, REF). Официальный сайт Рамочного механизма оценки научных исследований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ref.ac.uk.
финансирования (при котором качество имеющихся и планируемых результатов являются основными критериями при выделении средств) служит одним из ключевых внешних стимулов для научных организаций к повышению уровня качества результатов их научно-исследовательской деятельности.
Процедура оценки результативности деятельности научных организаций
и критерии оценки как инструмент стимулирования
В России, оценка качества научных исследований не проводится, однако, начиная с 2009 года, проводится оценка результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
14
гражданского назначения14.
Целью проведения данной оценки результативности15 провозглашается формирование эффективной системы научных организаций, увеличение их вклада в социально-экономическое развитие страны и повышение эффективности принятия управленческих решений в сфере науки.
Оценка являлась обязательной и осуществлялась 1 раз в 5 лет на основании всестороннего, в том числе экспертного анализа сведений о результатах деятельности научной организации. Важно, что экспертный анализ может проводиться не только членами ведомственной комиссии федерального учредителя, но и с привлечением внешних, в том числе международных экспертов.
На основе итогов оценки результативности научная организация должна быть отнесена к одной из следующих категорий: 1 категория - научные организации-лидеры; 2 категория -стабильные научные организации, демонстрирующие удовлетворительную результативность; 3 категория - научные организации, утратившие научный профиль и перспективы развития.
Итоги оценки результативности федеральные учредители могли учитывать при определении объемов финансового обеспечения подведомственных научных организаций. Однако, как показала практика, данный процесс носил формальный характер, в вязи с чем, в 2013 году система оценки результативности научных организаций претерпела изменения16.
В соответствии с новыми правилами, теперь будет осуществляться ежегодный (централизованный) мониторинг научных организаций. Показатели оценки17 будут отслеживаться по каждой научной организации в динамике за несколько лет, будут сопоставляться с показателями и динамикой результативности организаций в референтной
14 Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 312 «Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения»
15 Минобрнауки России была разработана соответствующая типовая методика оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих НИОКР и ТР гражданского назначения. Приказ Минобрнауки России от 14.10.2009 № 406 «Об утверждении типового положения о комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, и типовой методики оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения».
16 Приказ Минобрнауки России от 05.03.2014 № 161 «Об утверждении типового положения о комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, и типовой методики оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения».
17 "
в документе они называются сведения о результатах деятельности научной организации.
группе и с минимальными значениями показателей результативности, установленными для этой референтной группы18. Будет проводиться сопоставление результативности российских и зарубежных научных организаций. При этом, в некоторых случаях, возможна оценка не только в целом научной организации, но и ее основных научных подразделений, их вклад в общую деятельность научной организации.
Мы провели детальный анализ показателей оценки результативности научных организаций, сравнив старую и новую системы показателей, а также, анализ показателей ведомственных методик, на предмет выделения тех, которые учитывают специфику научных работ, выполняемых научными организациями разной ведомственной принадлежности и разной научной направленности и которые могут быть использованы для оценки работы научных работников. Анализ проводился с точки зрения нашей гипотезы о том, что система стимулирования и критерии оценки результатов деятельности научных работников должны находиться в соответствии с внешними стимулами и критериями, применяемыми к результатам деятельности самой научной организации (трансформация внешних стимулов во внутренние).
В старой системе оценка результативности проводилась по 6 направлениям, 14 критериям, к каждому из которых представлены показатели, всего 44. Новая система показателей оценки результативности научных организаций предполагает оценку по 4 направлениям, а количество показателей оценки значительно сократилось до 2419. При этом федеральные учредители по-прежнему имеют право дополнять перечень показателями, которые будут отражать специфику научных исследований и особенности деятельности подведомственных научных организаций.
Можно отметить, что перечень типовых показателей обеих систем достаточно универсален и на первый взгляд охватывает все стороны деятельности научной организации. Однако при детальном рассмотрении мы видим, что преимущество (в большей степени в старой системе показателей), отдается финансовой и ресурсной обеспеченности организации. На наш взгляд, эта часть оценки результативности (с точки зрения учредителя) представляется излишней, поскольку данные показатели входят в план и отчет по финансово-хозяйственной деятельности учреждения, которые оцениваются и утверждаются учредителем. Но с целью проведения мониторинга и комплексного сравнительного анализа между научными организациями как российскими, так и зарубежными, эта часть оценки, конечно, необходима. Тем более, показатели в этой части оценки стали более «осмысленными», а показатель «Финансовая результативность научной организации по источникам дохода, в том числе средства, полученные: на выполнение государственных заданий; на конкурсной основе из бюджетов всех уровней; на конкурсной основе из внебюджетных источников; из иностранных источников; из внебюджетных источников на иные цели» в таком разрезе массово по всем научным организациям не собирался и его введение представляется важным для научной статистики с точки зрения управления научными организациями.
Применение данного показателя позволит получать, анализировать и оценивать актуальный массив информации по финансовой результативности, как отдельной научной организации (в том числе в сравнении с другими научными организациями), так и по всем научным организациям одного научного профиля (одной референтной группы), одного
18 Устанавливаются межведомственной комиссией по оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения.
19 Состав показателей утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2014 г. № 162 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 апреля 2014 г., регистрационный № 32134)
федерального учредителя, в целом по всем научным организациям страны. На сегодняшний день данной статистической информации не хватает.
В старой системе оценки значительные сомнения вызывал показатель «Численность исследователей в возрасте до 39 лет, отнесенная к численности исследователей». Цель этого показателя ясна - это привлечение в науку молодежи. Однако этот показатель может «стимулировать» руководство научных организаций к увольнению научных работников старшего возраста, не смотря на их опыт работы и квалификацию и набору молодых ученых. На наш взгляд здесь важно соблюдать баланс интересов между выполнением данного показателя и обеспечением качества научных исследований. В новой системе показателей акцент несколько смещен к оценке различных характеристик работников, одной из которых является и возраст.
Также стоит отметить, что критерий и показатели старой системы оценки, оценивающие интеграцию науки и образования, подходят в большей степени вузам, выполняющим научные исследования и разработки. Многие ведомственные перечни государственных услуг (работ) выполняемых государственными учреждениями не предполагают оказания образовательных услуг научными организациями (как, например, Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России). Понятно, что одной из тенденций последних лет в развитии сектора науки является именно интеграция науки и образования и увеличение доли научных исследований, выполняемых вузами, как это происходит в некоторых зарубежных странах. Однако на сегодняшний день это практически невозможно, ограничения такой интеграции (в условиях российских реалий) хорошо известны и многократно обсуждались. Вузы на сегодняшний день не имеют того научного потенциала и ресурсов (ученые, оборудование, научный задел), какой есть у научных организаций. Чтобы произошла интеграция, потребуются годы и перелом всей системы научных организаций. Возможно, именно по этой причине в новой системе показателей данный критерий не оценивается.
Схожие проблемы наблюдаются и с показателями, оценивающими коммерциализацию и прикладное значение результатов исследований. Далеко не все научные организации выполняют научно-исследовательские работы, предполагающие, например, создание малых инновационных предприятий или передачу технологий. Как мы неоднократно говорили, многие научные организации выполняют только работы теоретического характера, которые не предполагают, в том числе, оформление прав на объекты интеллектуальной собственности, использование объектов интеллектуальной собственности, а, следовательно, и данные показатели, скорее всего ими не будут выполняться. В новой системе данная особенность научных организаций должна быть учтена при составлении референтных групп научных организаций и при установлении минимальных значений показателей по этим референтным группам.
Кроме того, как показывает анализ научных работ и публикаций, в настоящее время проблема оформления прав интеллектуальной собственности на результаты научных работ теоретического характера набирает свою актуальность. Многие ученые ищут подходы к решению данного вопроса в рамках действующего в России законодательства.
В старой системе научный потенциал и эффективность научных исследований оценивается преимущественно показателями публикационной активности, эффективность которых также вызывает значительные сомнения и подвергается критике и в зарубежных странах, и в России. Тем не менее, считаем, что эти показатели должны учитываться, но в комплексной оценке результатов научных организаций и труда научных работников. В отличии от старой системы показателей, в новой системе оценивается «результативность и востребованность научных исследований», кроме того значительно расширился перечень
информационно-аналитических систем, в которых индексируются публикации научных работников, что позволяет учесть специфику научных организаций и отраслей науки.
Кроме того, важнейшим преимуществом новой системы является включение в систему показателя оценки общего количества научных, конструкторских и технологических произведений, имеющего детальную градацию и учитывающего материальные результаты (научные продукты), которые являются результатом научно-исследовательских работ теоретического характера в интересах федеральных органов власти, поскольку именно они на сегодняшний день отражают практическое внедрение в жизнь полученных результатов в виде принимаемых органами власти нормативных правовых актов, методических, программных и стратегических документов.
Вовлеченность научной организации в национальное и мировое научно-образовательное сообщество в старой системе оценивалась участием научной организации в международном научно-техническом сотрудничестве и интеграцией науки в образование. При этом, в показателях оценки участия в международном научно-техническом сотрудничестве оценивается только проведение российских научных мероприятий с участием зарубежных ученых, а вот участие российских ученых в зарубежных научных мероприятиях не оценивается ни как, хотя с точки зрения оценки качества результатов работы ученого - если тебя приглашают на международное мероприятие, значит результаты твоей работы научно значимы. Отметим, что в новой системе данный показатель также не учтен.
В новой системе показателей появилось принципиально новое направление для оценки результатов деятельности научных организаций - это оценка распространения научных знаний и повышение престижа науки. Здесь оценивается вклад научной организации в популяризацию научных знаний и науки, в том числе через количество научно-популярных публикаций, выполненных сотрудниками организации, количество положительных и нейтральных упоминаний организации в средствах массовой информации федерального уровня, количество обращений (посещаемость) официальных сайтов и (или) страниц организации, размещенных в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В целом, новая система оценки результативности научных организаций представляется значительно более продуманной, комплексной и, на первый взгляд, учитывающей различные нюансы и специфику различных научных организаций и научных работ.
Анализ положений ведомственных методик 26 федеральных учредителей, имеющих в своем ведении научные организации, показал, что в большинстве своем федеральными учредителями за основу при разработке ведомственного акта была принята старая типовая методика Минобрнауки России и предложенные в ней типовые показатели. Это естественно, поскольку новая система оценки только внедряется. Следовательно, в подавляющем большинстве, ведомственные методики имеют те же недостатки, что и типовая методика Минобрнауки России. Очевидно, что в ближайшее время, перед федеральными учредителями будет стоять задача по приведению своих нормативных документов в соответствие с требованиями новой методики оценки и обязательным участием подведомственных организаций науки в мониторинге.
Тем не менее, анализ показал, что некоторые федеральные учредители все же проявили некое творчество и дополнили свои ведомственные методики дополнительными показателями для учета особенностей деятельности научных организаций и специфики проводимых ими исследований.
Так, например, МЧС России при оценке основных результатов работы научных организаций учитывает количество государственных заданий, полученных и выполненных научной организацией, выполненных в них прикладных научных исследований и
экспериментальных разработок, а также сравнивает их с количеством выполненных вне государственного задания прикладных научных исследований и экспериментальных разработок. Нужно заметить, что часть федеральных учредителей оценивает не государственное задание, а деятельность научной организации по выполнению тематических планов НИОКР, количество тем в них, в том числе тем, которые были выполнены непосредственно самой научной организацией и тем, отданных на аутсорсинг в другие организации. Что по сути своей одно и то же.
Кроме того, МЧС России единственный из всех учредителей, кто при оценке результативности научных организаций использует показатель оценки качества выполнения работ, которое устанавливается по каждому государственному заданию индивидуально.
Минспорта России дополнительно оценивает «число научно-методических пособий, изданных по результатам НИОКР и рекомендованных соответствующей всероссийской спортивной федерацией, союзом, организацией».
Россвязь, Росавиация и Росгидромет оценивают наличие в научной организации совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, количество специальностей в них и число обучающихся, тематику и количество защищенных диссертаций, а также количество отзывов, оформленных научной организацией на авторефераты диссертаций.
Также, перечисленными выше федеральными учредителями оценивается:
• количество проведенных публичных мероприятий, в том числе, семинаров, круглых столов, конференций, совещаний; участие научных работников в международных программах и проектах, работа в международных организациях и комиссиях, в постоянных международных органах и организациях;
• уровень интеграции науки и образования, в первую очередь через критерии и показатели численности студентов, защитивших курсовые и дипломные работы и/или прошедших производственную практику под руководством исследователей научной организации, разработки научно-образовательных программ, учебников, пособий, чтение лекций и пр.;
• созданные и используемые передовые производственные технологии, внедрение разработок, методов, моделей, технологий, разработанных научной организацией, полученный экономический эффект от использования объектов интеллектуальной собственности.
Минэкономразвития России, отражая специфику научных исследований в своей сфере
20
деятельности, дополнительно оценивает20:
• степень использования прикладных экономических исследований при разработке и обосновании основных документов Министерства;
• перечень и количество решений, принятых на уровне Президента Российской Федерации, правительственных комиссий, в подготовке и обосновании которых принимала участие научная организация;
• перечень и количество законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, международных договоров и соглашений, а также
20 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 314 «Об утверждении методики оценки результативности деятельности научных организаций, находящихся в ведении Минэкономразвития России, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения».
решений (конвенций, меморандумов и др.) международных организаций, участницей которых является Россия, подготовленных при участии научной организации;
• перечень и количество стратегических, программных и иных документов федерального уровня (основ политики, доктрин, концепций, стратегий, программ, планов), в разработке которых принимала участие научная организация;
• перечень и количество методических, информационно-аналитических материалов, научных обзоров, справок, подготовленных в интересах федеральных органов исполнительной власти, в подготовке которых принимала участие научная организация.
Подобные показатели используются также в методиках Росгидромета, Роспотребнадзора.
Еще раз отметим, что данные показатели представляются крайне важными для тех научных организаций, которые выполняют научно-исследовательские работы теоретического характера в интересах государственных органов власти, поскольку они отражают практическое внедрение в жизнь полученных результатов, материальный результат работы (научный продукт) научной организации в виде принимаемых органами власти нормативных правовых актов, методических, стратегических и программных документов.
Также отметим, что используемые в ведомственных методиках показатели во многом учтены в новой системе оценки результативности научных организаций. Выделенная в методиках Минэкономразвития специфика учета результатов научных исследований, выполняемых в интересах государственных органов власти, также учтена.
Оценка общего количества научных, конструкторских и технологических произведений учитывает, в том числе те материальные результаты, которые производятся научной организацией в рамках прикладных научных работ в интересах государственных органов власти. Это научно-обоснованные предложения в проекты различных регулирующих и нормативно-технических документов, которые затем (это основное условие оценки) должны быть утверждены федеральными органами исполнительной власти, международными и межгосударственными органами. А также оценка созданных и использованных результатов интеллектуальной деятельности, подтвержденных актами использования (внедрения).
Таким образом, отметим еще раз, что новая система оценки результативности научных организаций представляется вполне адекватной и полноценной (т.е. необходимой и достаточной).
Очевидно, что применение оценки результативности и целевые значения показателей оценки, а также знание того, что твои результаты будут не просто отслеживаться в динамике, а сравниваться с другими организациями, в том числе международными, выступают внешними стимулирующими факторами для руководства научной организации. Руководитель будет стремиться организовать работу в научном коллективе таким образом, чтобы организация смогла достичь поставленных перед ней целей и справиться с внешними вызовами.
В связи с этим, представляется, что значительная часть используемых для оценки результативности показателей, применяемых к научным организациям, должна применяться и к научным работникам данных организаций, поскольку именно от результативности их труда и их персонального вклада в достижение запланированных результатов зависит общая ситуация по достижению данных показателей в научной организации.
В целом, исходя из проанализированных показателей оценки результативности научных организаций и обязательного нового перечня разработанного Минобрнауки России, для оценки результатов труда научных работников могут использоваться следующие:
• количество созданных научным работником результатов интеллектуальной деятельности;
• количество созданных научным работником результатов интеллектуальной деятельности, которые используются;
• количество научных, конструкторских и технологических произведений (по видам) созданных научным работником;
• руководство работой аспирантов и докторантов;
• работа в ведущих российских и международных научных и научно-образовательных организациях;
• защита диссертационной работы;
• участие в российских и международных конференциях;
• количество научно-популярных публикаций;
• число публикаций научного работника, индексируемых в российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования;
• цитируемость публикаций научного работника в российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования;
• число статей, подготовленных совместно с зарубежными организациями.
Перечень данных показателей отражает на наш взгляд именно результативность труда научных работников и научных организаций. Оценить качество результатов работы по данным показателям, на наш взгляд, достаточно сложно. Так, например, количество статей еще не отражает их качество и качество результатов исследований в них описанных. В данном случае оцениваются скорее показатели непосредственных результатов работы ученого и организации - объем выпуска научных продуктов. Анализ качества этих продуктов представляется гораздо более сложным и неоднозначным процессом. На наш взгляд, разработкой этого вопроса научному сообществу предстоит заняться в ближайшее время.
Тем не менее, на сегодняшний день, научной организации при разработке своей внутренней системы стимулирования научных работников необходимо провести анализ внешних показателей, которые применяются учредителем для оценки ее результативности и которые выступают стимулирующими факторами для неё.
Внутренняя система стимулирования и критерии (показатели) оценки результатов деятельности научных работников учреждения должны находиться в соответствии с внешней системой стимулирования и критериями, применяемыми к результатам деятельности самого государственного учреждения. Тем самым должна происходить трансформация внешних стимулов во внутренние. Что позволит увязать результаты работы каждого научного работника с результатами работы учреждения в целом и оценить вклад каждого научного работника в достижение целей научной организации.
Кроме того, с точки зрения стимулирования повышения качества результатов работ, представляется необходимым проведение не только оценки результативности и эффективности деятельности научных организаций, но и оценки качества их работ. Например, такая оценка может проводиться учредителем при приемке-сдаче отчетов о НИОКР, выполняемых в рамках
государственного задания, специальной комиссией по установленным критериям качества. Результаты оценки качества работ НИОКР должны учитываться учредителем при планировании государственного задания на следующий период, а руководством учреждения при формировании премиальных выплат и заработных плат.
Также представляется, что система показателей оценки труда научного работника должна быть триединой. В трех ключевых документах - положении об аттестации, положении о стимулировании и оценке результативности труда научного работника и эффективном контракте с научным работником должен использоваться единый перечень показателей. Это обеспечит единый, прозрачный, комплексный подход и сконцентрирует стимулирующую роль показателей оценки результатов труда научных работников. Более того, целевые значения показателей оценки результатов труда научных работников могут использоваться как нормы результатов труда.
Таким образом, учитывая современные нормативно-правовые рамки деятельности научных учреждений, считаем, что значительная часть показателей, используемых для оценки результативности научных организаций, должна применяться и к научным работникам данных организаций, поскольку именно от качества результатов их труда и их персонального вклада зависит общая ситуация по достижению данных показателей в научной организации.
Вопросы оценки эффективности и результативности научной и научно-исследовательской деятельности научных организаций исследуются многими авторами и являются крайне дискуссионной темой, особенно с учетом реформирования системы оплаты труда в сфере науки, устанавливающей зависимость оплаты труда от результатов и качества работы21 и перевода научных работников на эффективный контракт, в котором должны использоваться на наш взгляд не только критерии продуктивности деятельности, количественные показатели объема выполняемых работ и научных публикаций, цитируемости статей и т.д., но также критерий качества и научной значимости результатов работ.
Учитывая актуальность рассматриваемой темы, считаем необходимым дальнейшее исследование данного вопроса с целью возможной выработки единых отраслевых критериев и показателей оценки, как продуктивности, так и качества результатов труда научных работников, на основании которой уже непосредственно учредители научных организаций и сами научные организации будут формировать свои системы оценки, учитывающие всю специфику проводимых ими научных исследований.
21 Одна из ключевых задач государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 301 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы»
ЛИТЕРАТУРА
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. —М.: Экономистъ, 2003. — 528с.
2. Жуков, А.Л. Аудит стимулирования труда и мотивации персонала / А.Л. Жуков // Труд и социальные отношения. - 2009. - № 11. - С. 38-44.
3. Рыкова, И.Н. Инновационное развитие России и измерение научного технического потенциала на основе публикационной активности / И.Н. Рыкова / В кн.: Инновационное развитие России: проблемы и решения / Колл. авторов под ред. М.А. Эскиндарова, С.Н. Сильвестрова. - М.: Анкил, 2013. - 1216 с.
4. Сабитов, Р.А. Основы научных исследований / Р.А. Сабитов. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. - 138 с.
5. Управление большими системами. Сборник трудов. Специальный выпуск 44 -Наукометрия и экспертиза в управлении наукой / под ред. Д.А. Новикова, А.И. Орлова, П.Ю. Чеботарева. - М.: ИПУ РАН, 2013. - 568 с.
6. Феоктистова, О.А. Планирование затрат на научные исследования: проектный подход / О.А. Феоктистова // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2014. - №1. - С. 69-80.
7. О.В. Богачева, О.А. Феоктистова, Совершенствование статуса государственных учреждений// Журнал «Бюджетный учет». - 2013 - №6.
8. Р.С. Афанасьев, О.А. Феоктистова, Практика формирования субсидии на выполнение государственного задания: накопленный опыт и перспективы// Журнал «Бюджетный учет». - 2013 - №5.
9. Гришина Е.Е., Строкова Е.Е., Феоктистова О.А. Некоторые аспекты разработки стандартов качества государственных услуг в сфере социальной защиты населения, Журнал «Социальная защита», № 9, 2008.
10. Рыкова, И.Н. Подходы к определению эффективности научных коллективов и научно-педагогических работников. //Экономист, 2014. № 5.
11. Сафонов, А.А. Основы научных исследований: Учебное методическое пособие / А.А. Сафонов. - Владивосток: Изд. ВГУЭС, 2000. -154 с.
Рецензент: Прокудин Владилен Андреевич, Доктор экономических наук, главный научный сотрудник научно-образовательного центра проблем регулирования социально-трудовых отношений и социального развития ОАО «Всероссийский центр уровня жизни».
Olesya Feoktistova
Research Financial Institution Russia, Moscow feokti stova@nifi. ru
The Results of Scientists' Work: Government's Tools of Quality Incentives
Abstract. Improving the competitiveness of Russian science is directly associated with the object of assessing the research results of various scientific organizations and scientists. Improving the quality of research results is primarily financial in nature, when the financing and as such the amount of its funding depends on the quality of the of scientific research institutions' results.
Within the given article the following tools for promoting the quality of research results concerning the activities of public research organizations are presented: mechanism of competitive allocation of financing for research projects (on the basis of independent expert assessment criteria for quality assessment); assessment of the scientific research quality and evaluation of scientific organizations performance.
According to the article, the process of stimulating the activity of scientific organizations may be implemented at two levels - internal and external stimulation. The author shows correlation between the external and internal incentive systems for the scientific research and development quality of the results. The indicators of different assessment systems of the scientific research and development as tools for external stimulation the quality of research work results are analyzed within the given article. Indicators for research work results evaluation as possible incentives for improving the quality of such results are suggested by the author.
Keywords: science, incentives, scientific organization, results, quality of work results, criteria of results assessment, financing of scientific organizations.
REFERENCES
1. Wichansky O.S, Naumov A.I. Management: Textbook. - 3rd ed. -M.: the Economist, 2003. - 528 p.
2. Zhukov, A.L. Audit of Labor Incentives and Motivation / A.L. Zhukov // Labour and Social Relations. - 2009. No. 11. - P. 38-44.
3. Rykova, I.N. Innovative Development of Russia and the Measurement of Scientific and Technical Potential Based on the Publication Activity / I.N. Rykova / Innovative Development of Russia: Problems and Solutions / Edited by M.A. Eskindarov, S.N. Silvestrov. - M.: Ancil, 2013. - 1216 p.
4. Sabitov, R.A., Fundamentals of Scientific Research / R.A. Sabitov. - Chelyabinsk: Chelyaba. state University, 2002. - 138 p.
5. The Management of Large Systems. The conference proceedings. Special issue 44 -Scientometrics and Expertise in the Science Management / Ed. by D.A. Novikov, A.I. Orlov, P. U. Chebotarev. - M.: ICS RAS, 2013. - 568 p.
6. Feoktistova, O.A. Planning of the Research Costs: the Project-based Approach / O.A. Feoktistova // Research Financial Institution. Financial journal. - 2014. No. 1. - P. 6980.
7. O.V. Bogacheva, O.A. Feoktistova. Improving the Status of Public Institutions// Journal "Budget accounting". - 2013 - No. 6.
8. R.S. Afanasiev, O.A. Feoktistova. Practice of Formation a Subsidy on the Execution of the Public Exercise: Experience and Perspectives // Journal "Budget accounting". - 2013 - No. 5.
9. Grishina E.E., Strokova E.E., Feoktistova O.A. Some Aspects of the Quality Standards of the State Services Development within the Sphere of Social Protection, Journal "Social protection", No. 9, 2008.
10. Rykova, I. N. Approaches for Determining the Effectiveness of Research Teams and Scientific and Pedagogical Workers. // Economist, 2014. No. 5.
11. Safonov, A. A. Fundamentals of scientific research: the Handbook / A. A Safonov. -Vladivostok: Publishing House. VGUES, 2000. -154 p.